Материал и техника кошмоваляния
Для изготовления войлока казахи преимущественно использовали шерсть, состриженную с овец осенью – кузем жун, которая была немного клейкой и хорошо сваливалась, тогда как весенняя обычно использовалась для ткачества. Овечья шерсть, чешуйчатая структура которой состоит из ости, переходных волокон и пуха, обладает замечательными прядильными и валяльными свойствами. Само руно характеризуется великолепными данными: тониной, извитостью, длиной, прочностью, растяжимостью, упругостью, жесткостью и, одновременно, пластичностью и эластичностью. При достаточной влажности, необходимой температуре и в результате механических воздействий волокна шерсти, взаимодействуя друг с другом, переплетаются и сокращаются, что способствует образованию войлока. У овечей шерсти богатые колористические оттенки – от белого, молочного, рыжего и коричневого до черного цвета. После промывки она обладает приятным запахом и блеском. Все эти качества обусловили использование ее в тканом и валяльном деле. Наиболее ценной является мериносная шерсть казахской эдильбаевской и каргалинской породы овец. Шерсть этих животных очень тонкая, длинноволокнистая и волнистая, она обеспечивает наибольшую плотность, прочность при валянии, в отличие от других сортов шерсти, более рыхлых по структуре, в связи с чем быстрее приходящих в негодность.
Мастерицы никогда не добавляли верблюжью шерсть для изготовления войлочных ковров, так как верблюд осмысливался как сакральное животное, поэтому на его шерсть нельзя было наступать. В сознании казахов она обладает магическими (защитными, целебными) свойствами, а также плодородными [20, с. 129, 128]. Из верблюжей шерсти пряли армячину для халатов, что высоко оценивалось не только среди казахов, но и среди оседлых народов.
Для выделки ковров казахи использовали шерсть как натурального цвета, так и цветную. При этом мастерицы достигали художественного эффекта как за счет использования контрастных цветов, так и родственных. Для окраски овечьей шерсти применялись натуральные красители, добываемые из различных растений и минеральных солей [21, с. 206–213].
Для окраски шерсти в некоторых сельских местностях сих пор собирают гармалу обыкновенную, приговаривая: «Адыраспан бизди сизге жиберди, Омар оспан – пир адыр» (Гармола, к Вам нас послал святой Омар – адепт мусульманской веры), затем её кипятят, процеживают и добавляют в краситель.
Казахские мастерицы применяли в качестве красителей корни конского щавеля, которые при добавлении виннокислой соли образовывали желтый цвет, а при добавлении железной протравы – черный цвет. Корни песчаной акации обеспечивали желтый цвет, а обыкновенные верблюжьи колючки тиккен, в зависимости от концентрации, могли окрасить сырье в разные оттенки: от желтого цвета до светло-коричневого.
Хвощ полевой давал сероватый и желтоватый цвета. От дикого черного паслена каракат, в зависимости от его густоты, можно было получить коричневый, серый, зеленоватый, синий и голубой цвета. Краситель индиго, приобретаемый на ярмарках, окрашивал шерсть в синий цвет. Использовали также сок граната для получения красного цвета, а из его корок получали золотисто-желтый краситель. Зеленая оболочка грецкого ореха окрашивала сырье в зеленый цвет, а листья этого дерева – в светло-коричневый. Применяли также траву кермек (ушковиднолистную), с помощью корней которой можно было получить разнообразные цвета: желтый, черный, серый, зеленый, розовый. В ходу были также корни и стебли хны для получения красного цвета.
Конец ознакомительного фрагмента.