Поль Гоген
1848 – 1903
Французский живописец, скульптор-керамист и график, крупнейший представитель постимпрессионизма.
Поль Гоген (Эжен Анри Поль Гоген) родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген, был журналистом, мать, Алина Мария, была родом из Перу из богатой семьи.
После переворота 1851 отец с семьей вынужден был эмигрировать, но вскоре умер. До семилетнего возраста Гоген жил в Перу и воспитывался в семье матери, происходившей из знатного перуанского рода. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам.
Полю было 7 лет, он с матерью возвращается во Францию и селится в Орлеане со своим дедом. Гоген быстро выучивается французскому языку и начинает преуспевать в образовании. В 20 лет он на 2 года уходит служить во флот. В 1871 году Гоген возвращается в Париж, где получает должность биржевого брокера.
Он присутствовал на первой выставке импрессионистов 1874 года, и был восхищен их работами. Финансовое положение позволило Гогену собрать неплохую коллекцию произведений Моне, Писсарро, Ренуара.
В 1873 году Гоген женился. Его избранницей оказалась датчанка Мэтт-Софи Гад. В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. У него появился комфортабельный дом в пригороде Парижа, любимая жена родила ему пятерых детей. В свободное время Гоген много времени уделяет своему хобби – живописи. Затем Гоген стал сам пробовать писать.
Гоген не получил систематического художественного образования, не считая немногих уроков, которые ему дал Писарро, с которым художник познакомился в 1877 году. Он стал рисовать регулярно и, в конце концов, выставлялся на выставках импрессионистов в 1881 и 1882 годах.
В 1884 году Гоген переехал с семьей в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Однако он до того увлекся живописью, что стал отдавать ей все свое время. Он оставил жену и пятерых детей в Дании и возвратился в Париж в 1885 году, чтобы целиком посвятить себя искусству. Первые его произведения носят подчас подражательный характер. На выставке в 1886 года он экспонирует 19 полотен, многие из которых произвели впечатление.
Со второй половины 1880-х годов Гоген становится одним из наиболее значительных художников постимпрессионизма. Мощный творческий темперамент, убежденность в своей правоте – все это выдвинуло Гогена в лидеры. В 1886 году Гоген отправляется в Бретань (Понт-Авен), где становится идейным вдохновителем и наставником группы молодых художников.
Духовные поиски сближают Гогена с символизмом. Он видит задачу художника в том, чтобы проникнуть в тайную суть, сокровенный смысл явления и раскрыть его миру.
В 1887 году Гоген, испытывая потребность в уединении и гармонии с природой, уезжает из Франции в Панаму, где наблюдает строительство Панамского канала, а оттуда на Мартинику. Остров Мартиника, куда Гоген уехал вместе с художником Лавалем, с которым он познакомился в Бретани, помог совершить в творчестве мастера эволюцию, сделав заметными в его работах японские влияния. В 1888 году он вернулся в Бретань. В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых приступов помешательства у Ван Гога.
Гоген пришел к новому стилю в изобразительном искусстве – синтетизму, характеризующемуся локальными цветами, отсутствием светотени и четким контуром.
Испытывая с детства тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживает в Папеэте и где в 1892 году написал целых 80 полотен.
На Таити он надеется найти воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми; но и здесь его не оставляют тревоги, заботы, болезни. Здесь его талант обретает удивительную мощь, здесь были созданы самые прославленные его полотна, изображающие свободных прекрасных людей, живущих в единстве с щедрой благожелательной природой. Он пишет таитянок то на фоне раскаленного песка, розоватые тона которого оттеняют янтарно-смуглые тела женщин («А, ты ревнуешь?», 1892 год), то среди тропической зелени («Таитянка с плодом манго», 1892 год). Таитянские полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно («Таитянские пасторали», 1892 год).
После кратковременного (1893 – 1895 годы) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию – сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берет себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Поразительные образы полинезийских женщин, созданные Полем Гогеном, являются одними из красивейших картин современности.
9 мая 1903 года нищий, больной и одинокий Гоген умирает на Маркизских островах во Французской Полинезии.
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.
Полотна Гогена, по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка подобные панно, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн. Его работы оказали влияние на творческие поиски живописцев начала XX века.
Картина «Желтый Христос»
написана в 1889 году
Полотно считается одной из ключевых работ в символизме. Художник создал картину в бретонском Понт-Авене осенью 1889 года.
В 1889 году Гогену сообщили, что его последние картины не пользуются спросом в Париже. Страшно расстроенный художник, пытаясь выразить свои переживания, написал несколько полотен на тему Страстей Христовых. Христос, напоминающий Гогена, везде изображен на фоне бретонских ландшафатов.
Страдающий Иисус изображен в окружении трех бретонских крестьянок, одетых в традиционные национальные одежды конца XIX века, на фоне типичного французского сельского пейзажа. Бретонские женщины представляют собой трех Марий, традиционно изображаемых на картинах, трактующих этот сюжет. Меланхолическое настроение здесь подчеркивает осенний ландшафт. Умиротворение, разлитое в воздухе, спокойные, покорные позы женщин, насыщенный «солнечным» желтым цветом ландшафт с деревьями в красной осенней листве, крестьянин, занятый вдали своими делами, не могут не входить в конфликт с тем, что происходит на кресте. Они резко контрастируют с Иисусом Христом, на лице которого отображается та стадия страдания, которая граничит с апатией, безразличием ко всему его окружающему. Противоречие безграничных мук, принимаемых Христом, и «незамечаемость» этой жертвы людьми, не считая горстки последователей; стремление художника понять и изобразить, а значит, попытаться ответить как живописец на главные религиозно-философские вопросы – все это сближает Гогена с другими великими мастерами, обращавшимися к «вечной» тематике в своих работах. Картина «Желтый Христос» поразила многих друзей художника.
Картина «А, ты ревнуешь?»
написана в 1892 году
Полотно создано художником в полинезийский период творчества. В основе картины лежит сцена из жизни, подсмотренная художником и описанная потом в книге «Ноа Ноа»: «На берегу две сестры – они только что искупались, и теперь их тела раскинулись на песке в непринужденных сладострастных позах – беседуют о любви вчерашней и той, что придет завтра. Одно воспоминание вызывает раздоры: «Как? Ты ревнуешь!» Поль Гоген придавал большое значение этому полотну и в письме с Таити другу писал, что это лучшее из того, что он пока сделал.
Никогда прежде в живописи реальная действительность не была в такой степени использована для чисто эстетического творчества. Здесь в полной мере проявляется символизм Гогена. Цвет становится единственным обоснованием живописи, а художник превращается в творца, наслаждающегося своей собственной игрой.
Необычное сочетание розового и желтого, красного, серого и разнообразных оттенков зеленого стали основой палитры Гогена во время его первого пребывания на Таити.
Серьезные и величественные таитянки, их лица и тела настолько поразили своей необычной, отличной от принятых в Европе канонов, красотой воображение художника, что он пишет их почти на всех полотнах этого периода.