Вы здесь

Художественная гимнастика. История, состояние и перспективы развития. 5. Значение, средства и методы формирования артистичности гимнасток (Е. Е. Медведева, 2014)

5. Значение, средства и методы формирования артистичности гимнасток

5.1. Теоретическое обоснование значимости артистичности в спорте

«Ода спорту», написанная основателем современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном, начинается со слов: «О, спорт, ты – Красота!» Это ставит спорт на один уровень с величайшими ценностями человека. С тех давних пор вопросов, связанных с эстетикой спорта, становится все больше, и они являются предметом исследования таких специалистов, как И.В.Бурцева (1930), А.А. Френкин (1963), Ю.К. Гавердовский (1972), К.Д. Бенюх (1972), В.Б. Коренберг (1972), М.С. Коган (1972), В.М. Смолевский (1978, 1982), М.М. Лобжанидзе (1980), Н.Н. Визитей (1982), В.Я. Клименко (1982), Л.И. Турищева (1986); Т.С. Лисицкая (1988), В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский (1999), И.А.Винер (2002), М. Э. Плеханова (2006), Л.П. Морозова (2006), В.В. Сидорова (2006), Л.А. Карпенко, И.А. Винер (2009) и других.

В своих исследованиях Б. Лоу (1984) сравнивает спорт с искусством, показывая взаимоотношения этих двух понятий. Автор, анализируя большое количество публикаций, подчеркивает, что, при сравнении спорта с искусством, выявляется больше сходств, чем различий. Им свойственны три важных аспекта:

– большой эмоциональный подъем;

– наличие законов и правил;

– созидательный и творческий характер.

Автор сравнивает спортсмена с артистом и подчеркивает, что выразительным средством в спорте являются движения человека, а значит это искусство. Это согласуется с определением данного понятия целого ряда авторов (Аркина Н.Е., 1947; Захаров Р.В., 1967; Гипиус С.В., 1967; Арнхейм Р., 1974; Лисицкая Т.С., 1977, 1982, 1984; Резников Ю.А., 1974, Бегак Д.Е., 1979; Сараф М.Я., 1984; Беляев А. А., Новикова Л.И., Толстых В.И.,1989, Марченко Ю., 2000 и др.). Они отмечают, что искусство – вид освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

В работах Б. Лоу (1984) показано, что занятия спортом – такое же искусство, как музыка, поэзия или танец. Автор определяет спортивное состязание как зрелище, отвечающее законам изящных искусств, цель которых в создании или достижении прекрасного.

Специалисты, изучающие данную проблему (Турищева Л.И., 1986; Борисенко С.И., 2000; Плеханова М.Э., 2006; Терехина Р.Н., и др., 2008), отмечают, что эстетическое начало присуще всем видам спорта как проявление совершенства физической природы человека. Однако, в таких видах спорта, как художественная, спортивная, эстетическая, аэробная гимнастика, мера эстетичности максимальна уже в силу определенной направленности правил. Если обратиться к гимнастике, пишет Б. Лоу (1984), то можно увидеть, что это один из тех видов спорта, где «превосходство в эстетике» зачастую предрешает результат.

Данное положение нашло подтверждение в исследованиях трехкратной Олимпийской чемпионки Л.И. Турищевой (1986). Изучая вопросы исполнительского мастерства гимнасток, она показала, что многие спортсменки технически грамотно выполняют сложные соревновательные комбинации, и адекватно оценить их бывает очень сложно. Поэтому большой удельный вес в исполнении приобретает артистизм. И, несмотря на то, что точного определения этого понятия ни в правилах судейства, ни в специальной литературе нет, он «улавливается» тренерами, зрителями и судьями. В диссертационной работе Л.И. Турищевой (1986) доказана многомерность «артистизма». Она выявила более 30 критериев этого понятия: выразительность, непринужденность, легкость, грациозность, изящество линий, темперамент, музыкальность, передача настроения зрителю, современная техника, школа движений, акцентирование жестов, гимнастическая осанка, индивидуальный почерк исполнения, чистота исполнения, юмор в исполнении, четкость, элегантность, задор, оригинальность, культура движений, эмоциональность, образность, гармоничность, целостность

упражнения, сложность, виртуозность, оригинальность. Но, учитывая процентное соотношение ответов респондентов, автором уточнены наиболее характерные критерии: легкость, непринужденность, грациозность, гимнастическая осанка, выразительность, элегантность, изящество линий, оригинальность, виртуозность, индивидуальность, образность, эмоциональность. Остается очевидным, что и при таком количестве критериев мера неопределенности велика.

Целый ряд исследований, касающихся эстетического аспекта исполнительского мастерства в гимнастике, проведено М.Э. Плехановой (2006, 2009 и др.). Автор выделяет качественные характеристики исполнительского мастерства спортсменов и группирует их по следующим признакам:

– обобщенные (красота, эффектность, зрелищность, гармоничность, художественность, яркость);

– групповые (техничность, выразительность, музыкальность, хореографичность, артистичность, культура движений, виртуозность, школа);

– единичные (динамичность, легкость, ритмичность, амплитудность, точность, пластичность, мягкость, элегантность, четкость, темп, грациозность, изящество, плавность, законченность, слитность, целостность, свобода, чистота, согласованность, рациональность).

В работе М. Э. Плехановой (2006) дается следующая трактовка артистичности – это двигательная деятельность, отличающаяся искусством исполнения, художественным вкусом.

Специфика проявления артистичности в гимнастике имеет свои особенности. Артистизм понимается как совершенство, законченность, выразительность, изящество, самобытность выполнения движений и упражнения в целом. В соответствии с правилами соревнований в технико-эстетических видах спорта, ошибками в проявлении артистичности являются недостаток легкости, уверенности, элегантности, неловкие, угловатые движения, незаконченное, натянутое исполнение, оставляющее плохое впечатление.

Обращаясь к данным литературы, удалось установить, что ряд понятий являются синонимами. Например, в словаре С.И. Ожегова (1953, 1990) понятие «элегантность» трактуется как изящный, изысканный, а понятие «грациозный» – изящный в движениях, стройный. Становится очевидным, отмечает Л.И. Турищева (1986), что «элегантность» в той или иной мере включает все эти понятия и поэтому может быть включена в число критериев артистизма.

Следующее понятие, которое, по мнению большинства специалистов (Кафарова Т.Г., 1969; Эльяш Н., 1970; Чернова Н.Ю., 1970; Хоуш Г., 1977; Плеханова М.Э., 2004, 2005 и др.) является составляющим артистизма – «образность» – это сюжетный ход, композиционно-ритмическая структура произведения.

Однако, авторы высказывают мнение о том, что образность создается с помощью выразительности. Понятие «выразительность» существует в любых областях искусства (литература, музыка, живопись, архитектура, кино, театр, спорт и т. д.).

В современной научно-методической литературе термин «выразительность» в различных искусствах трактуется по-разному. Главный критерий выразительности – гармоничность. Выразительность проявляется статично и динамично. Статическая выразительность присуща живописи, архитектуре, литературе; динамическая – балету, танцу, музыке, спорту и т. д. Выразительность исследуется как качественно, так и количественно. Качественные оценки позволяют выявить уровень развития выразительности в различных областях деятельности, а количественные – как выразительность влияет на двигательное действие в различных условиях, и кроме того более объективно оценить уровень выразительности спортсмена.

Конец ознакомительного фрагмента.