Вы здесь

Хронология российской истории. Россия и мир. Московское царство 1547–1689 (Е. В. Анисимов, 2013)

Московское царство 1547–1689

1542–1563 Служение митрополита Макария

В 1542 г. Московским митрополитом стал Макарий, образованный и умный священнослужитель, книжник и писатель, имя которого прославлено в русской письменности и культуре. Макарий разработал кодекс церковных правил – Стоглав, по его же инициативе начали составлять грандиозную иллюстрированную летопись – Лицевой летописный свод, который украшали 16 тыс. миниатюр! Макарий редактировал «Великие Четьи-Минеи» – сборник произведений духовной литературы. По его предложению созывались церковные соборы и на них канонизировали многих русских праведников. Митрополит пользовался уважением Ивана Грозного, который наряду со страстью к душегубству имел глубокое, даже экзальтированное религиозное чувство, был набожен и с юных лет совершал паломнические поездки по монастырям.

1547 Коронация Ивана Грозного

После смерти правительницы Елены Глинской при дворе началась отчаянная борьба за власть. Первое, что сделали влиятельные бояре Шуйские и Вельские, – уничтожили фаворита Елены Ивана Овчину Телепнева-Оболенского. Потом они принялись друг за друга. Борьба эта шла с переменным успехом: то побеждали Вельские, то верх брали Шуйские. И все они помыкали юным Иваном IV. Шуйские прямо на глазах государя его именем творили расправу с неугодными людьми. Юному царю Ивану не повезло – с ранних лет, оставшись сиротой, он жил без близкого и доброго воспитателя и друга. Вокруг себя великий князь видел только жестокость, ложь, интриги и двуличие. Все это впитывала его восприимчивая, страстная от природы душа. С малых лет Иван привык к казням и убийствам, и пролитая на его глазах невинная человеческая кровь уже не страшила его. Бояре угождали юному государю, распаляя его пороки и прихоти. Он убивал кошек и собак, носился верхом по людным улицам Москвы, нещадно давя стариков и женщин. А когда юноша окреп, то в 1543 г. расправился с ненавистным ему с детства Андреем Шуйским – отдал боярина под ножи псарей. «И начали с того времени, – с уважением отмечает летописец, – бояре страх иметь к государю». В декабре 1546 г. Иван с митрополитом Макарием и боярами провел совет («думал думу») о будущем, и вскоре народу объявили о предстоящем браке Ивана и о намерении великого князя «поискати прежних прародительских чинов», то есть царского титула, который носили византийские императоры. А именно к ним московская традиция возводила род Ивана. Коронацию первого русского царя устроили в Успенском соборе 16 января 1547 г. по византийскому «чину» – так венчали на царство в Константинополе. Митрополит Макарий водрузил на голову Ивана Васильевича шапку Мономаха – «Мономахов венец». При выходе из собора первого самодержца осыпали золотыми монетами – чтобы казна его не скудела. Вскоре на Руси появилась и первая царица. Из многих сотен привезенных в столицу кандидаток Иван выбрал Анастасию Романовну Захарьину, дочь окольничего Р. Ю. Захарьина-Кошкина. Молодые поженились в феврале 1547 г. и прожили вместе больше 13 лет. Царица родила шестерых детей и до самой своей смерти благотворно влияла на мужа, который был к ней очень привязан. Анастасия – «голубица» – славилась своим кротким, добрым нравом и поведением. Однако в 1560 г., проболев несколько месяцев, она скончалась. Смерть жены оказалась страшным ударом для Ивана.

1547 Начало реформ Избранной рады

В начале царствования вокруг царя сложился кружок реформаторов, известный впоследствии как Избранная рада. Душой его стали священник Сильвестр и дворянин Алексей Адашев – люди образованные и умные. Оба они 13 лет оставались главными советниками Ивана.

В целом деятельность кружка привела к реформам, укрепившим государство и самодержавие. Вместо архаичной системы дворцового управления возникли приказы – центральные органы власти, на местах власть перешла от прежних назначенных сверху наместников к выборным местным старостам. Проведенная тогда же реформа военной службы состояла в том, что получившие населенные земли дворяне выставляли вооруженных воинов в пропорции от количества данной им земли. Приняли и новый свод законов – царский Судебник. Его утвердил Земский собор – также новое учреждение – общее собрание выборных представителей из разных чинов, периодически созываемое в Москве для решения проблем «всей земли», т. е. всего государства.

1550-е Завоевание Поволжья

Между Казанским ханством и Русью издавна установились сложные отношения, которые омрачала тянувшаяся десятилетиями борьба за господство над Поволжьем и торговыми путями на Восток. Казанские правители активно участвовали в распрях русских князей, не раз ходили набегами на Московскую Русь. Великие князья в свою очередь стремились посадить на ханский престол послушного Москве ставленника. Однако в 1520-х гг. в Казани стало преобладать антирусское крымское влияние, а прорусская партия значительно ослабла. С началом правления Ивана IV в московской политике возобладало стремление решить проблемы отношений с татарами мечом. Два похода на Казань, в 1548 и 1550 гг., провалились, и тогда в 1551 г. поблизости от Казани русские возвели форпост – крепость Свияжск, возле которой и сосредоточилась армия. К этому времени Иван провел реформу вооруженных сил, усилившую их боеспособность. Ядро армии составили конное дворянское ополчение и вновь образованная пехота – стрельцы, вооруженные огнестрельным оружием – пищалями. В 1552 г. началась шестинедельная осада Казани. После взрыва мины в подкопе штурмующие отряды ворвались в город. Его жители отчаянно сопротивлялись, гибли на развалинах или попадали в плен. Позже подчинилось власти Москвы и Астраханское ханство. С присоединения к Руси Казани, Астрахани, а также Чувашии началась история многонациональной Российской империи. Взятие Казани было увековечено возведением в Москве Покровского собора, «что на Рву», более известного как Храм Василия Блаженного. Его построили в 1555–1561 гг. каменных дел мастера Барма и Постник. Название храма в народе связывали с именем юродивого прорицателя Василия Блаженного. В 1552 г. юродивый, умирая, предрек, что престол перейдет не к наследнику Ивана Грозного, его старшему сыну царевичу Ивану, а к младшему – Федору. В 1588 г. Василия канонизировали.

1553 Печатание первой книги в России

Ко времени Избранной рады относится начало книгопечатания на Руси. Первую книгу (Евангелие) напечатали в 1553 г. в основанной Адашевым типографии мастер Маруша Нефедьев и его товарищи. Среди них известны Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1563 г. в Москве, в только что открытой типографии в присутствии царя Ивана Грозного Федоров и Мстиславец начали печатать Апостол – одну из важнейших богослужебных книг, составленную из части Нового завета и Апокалипсиса. В 1567 г. мастера бежали от ужасов опричнины в Литву и там продолжили печатание славянских книг. В 1574 г. в Львове Иван Федоров издал первую русскую азбуку «ради скораго младеньческаго научения». Этот учебник включал основы чтения, письма и счета. Книга воплощала великую жизненную цель Ивана Федорова – «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу». Единственный из дошедших до нашего времени экземпляров «Азбуки», проданный при Сталине за границу, хранится в библиотеке Гарвардского университета в США.

1555 Аугсбургский религиозный мир

После начала Реформации Германия оказалась расколотой на две части, протестантскую и католическую, между которыми в 1546–1547 гг. началась война. В ходе ее всем стало ясно, что легкая победа одной из сторон невозможна и что Священная Римская империя, соединявшая разрозненные владения и города Германии, рухнет, принеся всем неисчислимые беды. В этот момент германские политики разных конфессий (в отличие от французских) встали на путь поиска компромисса. Особую роль в этом сыграли, во-первых, владетели тех территорий, которые оставались нейтральными в войне, независимо от вероисповедания, и во-вторых, римский король Фердинанд I, уполномоченный императором Карлом V вести переговоры от имени империи. В феврале 1555 г. в Аугсбурге собрался рейхстаг Священной Римской империи. Тотчас начались острые дебаты, которые в конечном счете привели к подписанию в сентябре Аугсбургского мира. Лютеранство признавалось официальной религией в рамках и под эгидой империи, а имперские сословия получали право на выбор вероисповедания. Эти гарантии свободы совести для курфюрстов, князей, свободных городов и рыцарей позволяли им – субъектам империи – переходить из одной веры в другую. Отныне утвердился принцип: «Чья власть, того и вера». Одновременно за подданными князей, не желавшими признать веру князя, оставалось право свободной эмиграции в случае несогласия с переходом властителя в другую веру. Аугсбургское соглашение, имевшее статус имперского закона, более чем на полвека сохранило мир в Германии, не позволило ей пойти по тому кровавому пути, по которому в эти же времена пошла Франция. Аугсбургская система рухнула в начале XVII в., и это привело к Тридцатилетней войне.

1558 Начало Ливонской войны и набеги татар

После завоевания Казани царь Иван обратился к западным рубежам и решил прибрать к рукам прибалтийские земли тогда уже ослабевшего Ливонского ордена. Первые победы, достигнутые русской армией в начале войны в 1558 г., оказались легкими. Вскоре Россия вышла к берегам Балтийского моря. Но затем войска начали терпеть поражения, война затягивалась. Прижатые русскими к берегу Балтики ливонские рыцари признали власть Речь Посполитой, а немцы Эстляндии «пошли под руку» шведского короля Эрика XIV. Так получилось, что вместо одного ослабленного врага перед Россией возникли два новых и свежих – Швеция и Речь Посполитая. Война с последней оказалась для России особенно неудачной – поражения следовали одно за другим. В этой обстановке Иван не сумел проявить таланта полководца и дипломата, он часто принимал ошибочные, эмоциональные, непродуманные решения, которые вели к гибели войск. Но царь, не признававший своих промахов, с болезненным упорством маньяка повсюду искал изменников – главных виновников поражения. Каждое такое поражение на войне вело к новым жестоким казням в самой России.

Одновременно с военными действиями в Ливонской войне России приходилось отбиваться от натиска крымских татар с юга. Особенно опасным оказался набег хана Девлет-Гирея, который в 1571 г. сжег Москву и разорил ее окрестности. В страшном пожаре задохнулись десятки тысяч москвичей (принято считать, что погибло не менее 60 тыс. человек), столица превратилась в огромное кладбище и пепелище. К тому же царь Иван приказал бросать мертвых в Москву-реку но вскоре образовавшаяся из тел плотина остановила ее течение. Иван обвинил в гибели города командующего опричным войском князя Михаила Черкасского и казнил его, а коменданта Москвы боярина В. И. Темкина-Ростовского «посадили в воду», т. е. утопили в реке. Следом казнили еще около сотни опричников. Позже Иван приказал зашить в медвежью шкуру и затравить собаками архиепископа Леонида, который годами покорно освящал все злодеяния царя-убийцы. Весной 1572 г. крымские татары выступили в новый поход на Русь. Перейдя Оку, орда по серпуховской дороге двинулась к столице. Сражение русских и татар у села Молоди 2 августа закончилось поражением Девлет-Гирея. Вернувшийся в Москву героем командующий князь М. И. Воротынский был вскоре казнен царем Иваном. В 1576 г. у Ивана Грозного появился опасный противник – польским королем стал Стефан Баторий. В 1581 г. он осадил Псков. Больше трех месяцев псковичи героически сопротивлялись и наконец заставили Батория снять осаду. Но русская армия к этому времени была обескровлена большими потерями, а также репрессиями против видных полководцев. Поэтому Иван Грозный уже не мог сопротивляться одновременному натиску поляков, литовцев, шведов, а также крымских татар. Пришлось начать переговоры с поляками. Ливонская война закончилась перемирием, но в сущности – поражением России, которая оказалась вновь отрезанной от Балтики. Царь Иван как политик потерпел тяжкое поражение, что сказалось на положении страны и на психике ее властелина.

1558–1603 Елизавета I Тюдор – королева Англии

Царствование дочери Генриха VIII и Анны Болейн, продолжавшееся почти полвека, было эпохой расцвета Англии, занявшей ведущее место в Европе. Елизавета родилась в 1533 г., а через два года лишилась матери, казненной по обвинению в измене. Елизавета была признана незаконнорожденной, но, подрастая, получила прекрасное образование. Она стала стойкой сторонницей протестантизма. В юности принцесса была свидетельницей ужасных семейных историй, расправ отца с несколькими его женами. Это, как считают, породило в будущей королеве неприятие брака, в котором она видела только насилие над женщиной. Она не выходила замуж и имела официальный титул королевы-девственницы, хотя несколько десятилетий ее фаворитом был Роберт Дадли, граф Лестер, и сохранились сведения об их незаконнорожденном сыне Артуре. Елизавета вступила на трон после смерти старшей дочери Генриха VIII королевы Марии Кровавой, которая, стремясь возродить католицизм, казнила приверженцев протестантизма и заключила Елизавету в Тауэр. После прихода к власти Елизавета активно помогала протестантам Шотландии, вступила в непримиримую вражду с королевой Шотландии Марией Стюарт и, наконец, казнила ее. Однако в Англии Елизавета сумела достичь религиозного мира, разрешив католикам мессу. Королева, как и ее предшественники, покровительствовала созданию флота. Это сыграло огромную роль в победе над Испанией, могущество которой было подорвано как разгромом Непобедимой армады, так и действиями английских пиратов во главе с Фрэнсисом Дрейком. Королева поощряла морское пиратство и одобрила первые завоевания в Америке – в 1587 г. англичане основали там первую колонию, названную Вирджинией в честь королевы-девственницы. Время Елизаветы – это эпоха Шекспира и расцвета ренессансной культуры под покровительством государыни-интеллектуалки, любительницы изящных искусств и моды в одеяниях и развлечениях. Умерла она 24 марта 1603 г. во дворце Ричмонд и похоронена в Вестминстерском аббатстве.

1560 Начало гугенотских войн во Франции

Реформация во Франции вылилась в длительную гражданскую войну начало которой положил Амбуазский заговор гугенотов. В это время при слабом короле Франциске II власть находилась в руках католиков во главе с герцогом Франсуа де Гизом и его братом кардиналом Шарлем Лотарингским. Гизы начали жестоко преследовать гугенотов, среди которых было немало знатных вельмож во главе с принцем Конде из рода Бурбонов. В этой-то среде в 1560 г. и созрел заговор против Гизов. Узнав о нем, Гизы поначалу решили успокоить общество и приняли Мартовский эдикт о запрете религиозных гонений, но затем жестоко расправились с заговорщиками, приговорив Конде к смертной казни, которая не состоялась из-за внезапной смерти короля Франциска II в декабре 1560 г. На престоле оказался юный Карл IX, страной правила его мать Екатерина Медичи. При ней – стороннице веротерпимости – Конде оказался при дворе, а Гизы утратили влияние. Благодаря королеве-матери в январе 1562 г. появился Сен-Жерменский эдикт, позволявший гугенотам молиться в частных домах и за стенами городов. Недовольные этим Гизы устроили заговор и вынудили короля отменить Сен-Жерменский эдикт. Лишенный поддержки короля и его матери, Конде захватил Орлеан и сделал его столицей гугенотов. В противовес Гизам, сблизившимся с Испанией, Конде заключил союз с Англией Елизаветы I и с протестантскими князьями Германии. В Нормандии началась открытая война католиков против гугенотов и англичан, а потом и немцев. В декабре 1562 г. у местечка Дре принц Конде был разбит католиками и попал в плен; затем в сражениях под стенами Орлеана герцог де Гиз пал от рук гугенотов. После этого начались переговоры, и в марте 1563 г. был подписан Амбуазский мир, гарантировавший протестантам свободу вероисповедания в ряде районов Франции. Но Гизы были недовольны миром и готовили реванш – вторую войну. Всего до 1593 г. таких войн случилось восемь!

1564 Начало опричнины

В начале 1560-х гг. Иван круто изменил всю свою политику. Он отказался от помощи Адашева, Сильвестра и других советников. Он перестал им доверять, в действиях своих многолетних сподвижников подозрительный царь стал видеть только вред и измену. В частности, их обвинили в том, что семью годами раньше, в 1553 г., во время болезни царя они проявили неуверенность и слабость, а кроме того, пытались возражать против затеянной Иваном войны с Ливонией. Сильвестра сослали в Соловецкий монастырь, Адашева уморили в тюрьме, а потом расправились с его родственниками и сторонниками. Один из них – князь Андрей Курбский – бежал за границу и оттуда завязал переписку с Иваном, которого обвинял в «тиранстве и кровопийстве». В ответных письмах Иван темпераментно возражал, обвиняя Курбского и людей его круга в намерении ниспровергнуть его царскую власть. Трудно сказать, что послужило причиной резкого поворота Ивана от реформ к репрессиям. Новая жена – дочь кабардинского князя Темрюка княжна Кученей, в православии – Мария (свадьба состоялась в 1561 г.), как и еще четыре последующие жены, не имела на Ивана никакого влияния. Правда, москвичи считали, что именно по совету второй жены, черкешенки Марии, Иван устроил опричнину.

31 декабря 1563 г. скончался авторитетнейший среди русских людей митрополит Макарий. Он умирал тяжело, больше всего страдал от видений будущей кровавой опричнины: «Грядет нечестие, и кровопролитие, и разделение земли». 3 декабря 1564 г. царь неожиданно для всех покинул Москву, забрав с собой семью, придворных и казну. Через месяц из Александровской слободы (ныне г. Александров Владимирской области) Иван прислал в столицу грамоту, в которой объявлял свой гнев на бояр, дворян и духовенство и отрекался от престола. В слободу из Москвы отправилась делегация со «многим плачем и слезами», с униженной просьбой к Ивану вернуться на престол. В ответ на челобитную Иван заявил, что создает опричнину, в которой не будут действовать принятые в государстве законы. Опричнина (от слова «опричь», т. е. «кроме», «особо», «отдельно») возникла как государство в государстве, и туда по воле государя стали забирать земли и имущество дворян, а их владельцев сгонять с насиженных мест, ссылать и казнить. Остальные земли государства, не вошедшие в опричнину, назывались земщиной. Надвое поделили и Москву – одна улица в опричнине, другая – в земщине. Главной целью введения опричнины стало стремление Ивана резко усилить личную самодержавную власть. Он решил достичь этого с помощью репрессий и произвола. Принятые в обществе традиции, законы и права Иван грубо попирал, в стране разом воцарились страх, террор и смерть, от которой никому не было спасения. Время опричнины стало царством ужаса даже в те далеко не гуманные времена. Истинных, а чаще мнимых врагов Ивана предавали таким чудовищным пыткам и казням, которых Русь не знала никогда и к которым не возвращалась после Ивана.

Массовые убийства, свирепые казни, грабежи подданных вершились руками особого опричного войска численностью в 5 тыс. человек. Опричники носили черную верхнюю одежду поверх расшитой золотом, ездили в седлах, к луке которых были приторочены метла (ею опричники якобы выметали измену) и собачья голова (как псы, они выгрызали крамолу). Клятва, данная человеком при поступлении в опричное братство, запрещала ему даже видеться с родными из земщины. Избранные опричники входили в своеобразный военно-монашеский орден с центром в Александровской слободе, а царь считался его «игуменом». Там вокруг Ивана сплотились новые приспешники – люди неродовитые и безвестные: Алексей Басманов, Василий Грязной, Малюта Скуратов и др. Опьяненные властью, вином и кровью, опричники наводили ужас на страну. Управы или суда на них найти было невозможно – ведь опричники действовали от имени государя. Среди убийц-опричников, слепо преданных царю, особо выделялся Малюта Скуратов. Первейший палач Ивана, этот жестокий и ограниченный человек вызывал ужас современников. Он был наперсником царя в разврате и пьянстве, а когда Иван замаливал свои грехи в церкви, Малюта звонил в колокол как пономарь. Те, кто увидел Ивана после возвращения его из Александровской слободы, были поражены переменой в облике царя. Как будто страшная внутренняя «порча» поразила его душу и тело. Цветущий 35-летний мужчина превратился в морщинистого, облысевшего старика с горящими мрачным огнем глазами. С тех пор разгульные пиры в компании опричников чередовались в жизни Ивана с ужасающими казнями, разврат – с глубоким покаянием и слезами раскаяния за совершенные преступления. При этом волны репрессий и страшных казней расходились из центра зла – Александровской слободы – неравномерно, сменяясь относительно спокойными временами, когда сосланные возвращались домой, обиженные получали награды, а жизнь налаживалась. Но потом через какое-то время поднималась новая волна государевой немилости, и опять на улицах появлялись черные всадники опричнины, а на площадях вершились лютые казни: приговоренных к смерти жгли над костром на вертеле, варили в огромных котлах с кипятком, распиливали надвое пилами, вешали вниз головой и обдирали кожу, взрывали на бочке с порохом. Да и сам царь многократно обагрял свои руки кровью жертв – знатных бояр, над которыми перед их смертью еще и глумился. Потом, ужаснувшись содеянному, он бежал в церковь и сутками отмаливал грехи, писал «синодик» – список своих бесчисленных жертв.

1567 Начало борьбы Нидерландов за независимость

В 1567 г. в протестантских Нидерландах, которыми владела испанская корона, вспыхнуло народное восстание против жестокой религиозной политики герцога Альбы, наместника испанского короля Филиппа П. Руководил восстанием принц Вильгельм Оранский. Однако победа испанских войск над силами протестантов вынудила принца Вильгельма бежать за границу. Жестокая война продолжалась, герцог Альба использовал в борьбе с повстанцами инквизицию с ее пытками и кострами. Восстание, казалось, удалось утопить в крови.

Но к 1572 г. сопротивление вспыхнуло с новой силой благодаря морским гёзам (нищим). Они организовали эффективную каперскую войну против испанских кораблей, а потом разбили испанский военный флот. Самоотверженность гёзов позволила освободить от испанцев значительную часть страны – Северные Нидерланды. Попытки заключить мир не удались, ибо испанцы не желали ни в чем уступать «пожирателям селедок», а тем более давать им религиозную свободу. Война продолжалась еще четверть века. Постепенно стало ясно, что в стане восставших не было единодушия – южные провинции не ладили с северными, которые в 1579 г. в Утрехте заключили «союз семерых». Это объединение семи провинций получило название Генеральные штаты – или просто (по названию важнейшей провинции) Голландия. Южные провинции (будущая Бельгия), откуда на север бежали почти все протестанты, помирились с Испанией и заняли нейтральную позицию в продолжавшейся войне Испании против северян. Не желая оставаться подданными короля Испании, голландцы искали ему замену. Они предлагали престол брату французского короля принцу Анжуйскому, но тот медлил с решением, недовольный ограничениями верховной власти, за которые стояли голландцы. Чтобы подтолкнуть его к действиям, Генеральные штаты приняли 27 мая 1581 г. «Акт о клятвенном отречении», согласно которому король Филипп (из-за неисполнения своих обязанностей) лишался прав на Нидерланды. Это означало объявление независимости. Между тем принц Анжуйский по-прежнему явно стремился получить абсолютную власть в Голландии. К тому же он был католиком. Революционный народ Голландии выступил против него, предложив в 1584 г. власть Вильгельму Оранскому. Увы, 10 июля того же года принца Вильгельма убил фанатик-католик. Войска возглавил его сын Мориц, который воевал в союзе с Генрихом Наваррским, будущим королем Франции Генрихом IV. Война продолжалась с переменным успехом, переговоры сменялись боевыми действиями, один испанский полководец приходил на место другого, но ни одна из сторон не могла одолеть противника. Если на суше голландцы только сдерживали испанцев на границах Голландии, то на море они громили их повсюду, в том числе в колониях. В 1598 г. умер Филипп П. Сменивший его на испанском престоле король Филипп III опасался, как бы Генрих Наваррский не завладел Нидерландами под видом помощи, и пошел на заключение перемирия. Оно было подписано в 1609 г. в Антверпене. Наконец испанский король признал независимость Генеральных штатов, а также дал им право торговать в испанских колониях.

1568 Опала митрополита Филиппа

Царь Иван Грозный жил по раз и навсегда сформулированному им принципу: «Жаловать есмя своих холопов вольны, а и казнити вольны же», причем холопами, рабами он считал всех своих подданных. С особым недоверием царь относился к людям независимым, честным, открытым. В 1568 г. он жестоко расправился с влиятельным боярином Иваном Федоровым. Православный царь своими руками зарезал вельможу ножом. Не терпел Иван и протестов против своих зверств, был глух к просьбам о помиловании невинно казнимых. За них «печаловался», т. е. просил о милости, митрополит Филипп (Колычов), получивший свой посох в 1566 г. Весной 1568 г. на богослужении в Успенском соборе он трижды отказал в благословении царю и осудил его злодеяния. Царь был в бешенстве. Сначала он сорвал злость на приближенных митрополита. Их схватили, водили по Москве, избивая палками, а потом с живых содрали кожу. И все же Филипп не замолчал и еще дважды обличал царя-убийцу. В 1568 г. на соборе Иван добился «извержения» Филиппа из митрополитов из-за якобы неправедной, «скаредной» жизни. И вся участвовавшая в соборе политическая элита – бояре и высшее духовенство – безропотно одобрила приговор. 8 ноября в Успенском соборе Малюта Скуратов и опричники сорвали с Филиппа облачение, выгнали из церкви и отвезли в заточение. По городу поползли слухи о святости митрополита, с которого якобы спали наложенные по указу царя тяжелые оковы, а когда узнавший об этом Иван велел впустить в темницу к Филиппу дикого медведя, хищник будто бы не тронул старца. После всех унижений Филиппа сослали в тверской Отрочь монастырь, где он вскоре и погиб от рук Малюты Скуратова. Впоследствии Филиппа причислили к лику святых.

1568–1582 Правление в Японии Ода Нобунага

В середине XVI в. при значительно ослабевшей власти как императоров, так и сегунов в Японии резко усилилась борьба сильных феодальных кланов за власть над столицей сегунов Киото. Молодой самурай Ода Нобунага (1534–1582) из провинции Овари (о. Хонсю) сумел одолеть противников сначала внутри своего клана, беспощадно уничтожив родственников, потом, в 1560 г., с армией в 2 тыс. человек победил 25-тысячную армию могущественного самурая Имагава Ёсимото, владевшего тремя крупными провинциями на Тихоокеанском побережье Японии. Победа была предопределена воинскими талантами Ода Нобунага, который жил под девизом «Империей правит сила», отличался необыкновенной целеустремленностью, крайней жестокостью в отношении нарушителей дисциплины в своих рядах (сам рубил головы), беспощадностью к противнику. Сам великолепный воин, Нобунага создал сильную армию с превосходными полководцами, первым широко использовал в бою с конницей врага длинные копья, а главное – в массовом порядке применял в сражениях огнестрельное оружие. Треть его войска, до 10 тыс. человек, составляли аркебузиры. В сражениях на море он применял первые броненосцы – суда, борта которых были обиты железными щитами. Кроме того, он содержал отряды неуловимых разведчиков и диверсантов – ниндзя, выполнявших самые сложные задания. В 1568 г. Ода Нобунага занял Киото, посадил на трон сегуна-марионетку Асикага Ёсиаки и правил от его имени, провел перепись земель, чеканил монету, строил дороги. Ему удалось объединить под своей властью более трети страны. Наиболее серьезными противниками его оказались буддийские монастыри и фанатики из секты Иккоикки, которых он беспощадно уничтожал. Для борьбы с бесчисленными врагами Нобунага вступил в союз с европейцами, позволил в обмен на поставки аркебуз распространять в Японии христианство. Погиб он в Киото, куда приехал с немногочисленной охраной для совершения чайной церемонии. Считается, что его предал прежде верный ему военачальник Акэти Мицухидэ, которого Ода со свойственной ему бесцеремонностью унизил и ограбил, отобрав владения. По одной версии, окруженный врагами Нобунага совершил харакири-сеппуку (вскрытие живота), по другой – сгорел во вспыхнувшем храме.

1569 Люблинская уния

Эта уния завершила процесс объединения Польши и Литвы, начало которому было положено Кревской унией 1385 г., бывшей по сути династическим союзом: великий князь Литовский Ягайло стал мужем польской королевы Ядвиги и был провозглашен польским королем. Впоследствии неудачи литовцев в ходе Ливонской войны с Россией вынуждали Литву к более тесному союзу с Польшей. При этом литовские магнаты хотели получить максимум привилегий, которые бы не позволили Польше поглотить Литву полностью ее полонизировать. Поляки со своей стороны опасались, что после прекращения династии Ягеллонов (король Сигизмунд II Август был бездетен) Литва может стать независимым государством, и стремились усилить свое влияние в Литве, обширные земли которой успели частично прибрать к рукам еще до принятия унии. Король же был заинтересован в прямом слиянии Польши с Литвой, чтобы усилить свою власть. После долгих переговоров в июне-июле 1569 г. провели общий сейм, на котором решили образовать единое польско-литовское государство – Речь Посполитую, ставшую на 200 лет весьма могущественной силой в Восточной Европе. Объединение привело к значительному развитию экономики, городов, культуры. Более сильное польское начало в этом объединении привело к распространению в Литве не только более высокой польской культуры, польского языка, но и к экспансии польских магнатов и крепостного права на земли Литвы и Украины, а также к преобладанию католицизма, что породило длительные религиозные распри католиков и православных. Не выиграла от объединения, против своего ожидания, и королевская власть, оказавшаяся перед лицом получившей огромные права (включая знаменитый принцип liberum veto) польско-литовской шляхты. Речь Посполитая стала в сущности республикой, и это в конечном счете определило государственное развитие Польши не по пути абсолютизма, как у ее соседей, а в направлении анархии и утраты независимости.

1570 Разгром опричниками Великого Новгорода

В 1569 г. умерла вторая жена Ивана Грозного царица Мария. Царь обвинил в ее смерти своего двоюродного брата князя Владимира Старицкого и заставил его выпить яд. Потом убили других членов семьи Старицкого и угарным газом от закрытой раньше времени печки погубили мать Владимира Ефросинью. В это время в Москве свирепствовал страшный голод, люди тысячами умирали прямо на улицах.

Между тем в подклетях Опричного дворца хранились огромные запасы хлеба. Но царь не думал об умирающих подданных. Он затеял новое злодеяние: под предлогом наказания за измену устроить разгром Великого Новгорода. В декабре 1569 г. огромная опричная армия двинулась на Новгород, оставляя за собой страшный кровавый след на снегу – опричники поголовно вырезали население Клина, Торжка, Твери, Вышнего Волочка. А потом наступили самые жуткие в долгой истории Великого Новгорода времена. Все монастыри, церкви, дома и лавки были ограблены, пять недель новгородцев пытали, сжигали горючей смесью, живыми сбрасывали в Волхов, а выплывших на поверхность добивали копьями и топорами. После этого страшного погрома Новгород уже никогда не оправился, а последние остатки новгородских вольностей были окончательно и бесповоротно уничтожены. Новгород стал неотделимой частью России. Вернувшись в Москву, Иван 25 июля казнил у «Поганой лужи» (ныне Чистые пруды) десятки страшно пытанных в застенках людей из знати, причем сам выбирал для них самые лютые казни. После этого он обрушил казни уже на тех, кто создавал опричнину и ранее казнил невинных.

1571 Битва при Лепанто

Одно из крупнейших морских сражений в мировой истории произошло 7 октября 1571 г. в Патрасском заливе Средиземного моря, при городе Лепанто у мыса Скрофа. В нем столкнулись огромные морские силы (преимущественно гребные суда) Османской империи и Священной лиги, созданной для борьбы с османами (Испания, Рим, Венеция, Генуя, Мальта, Савойя, Неаполь и др.). Силы сторон были примерно равны, в сражении приняли участие более 600 судов с экипажами и абордажными командами общим числом до 200 тыс. человек. Именно преимущество абордажных команд у европейцев предопределило исход битвы в их пользу, тогда как артиллерия сыграла ничтожную роль. Построения флотов растянулись почти на 10 километров. Поначалу турки сумели окружить корабли левого фланга христиан, однако более сильные и многочисленные абордажные команды последних добились успеха в открытом бою, тем более что командующий союзным флотом Хуан Австрийский приказал расковать и вооружить невольников-христиан, сидевших на веслах. Наиболее упорным был бой в центре, где сошлись флагманские галеры дона Хуана Австрийского и Али-паши, убитого по ходу сражения в перестрелке. Вид его головы, поднятой на пику, вызвал панику у турок и отступление турецкого центра. Попытки командующего левым крылом турецкого флота Улуджа Али ударить во фланг Хуану не удались благодаря вводу в бой христианами резерва маркиза Круса. После упорного боя, напоминающего сухопутное сражение, турки были разгромлены, христиане захватили 117 кораблей, на которых они освободили 12 тыс. христианских невольников. Еще не менее 10 тыс. гребцов – христианских невольников погибли с утонувшими галерами. Потери сил Священной лиги были значительно меньше. Победа при Лепанто была воспринята в Европе с воодушевлением, в честь нее был установлен католический праздник. Но для османов в конечном счете поражение не помешало их успехам в войне на суше и на море, а флот они вскоре построили заново, и Венеции пришлось уступить туркам остров Кипр.

1572 Отмена опричнины

Конец опричнины стал таким же кровавым, как ее начало. В 1572 г. Иван внезапно отменил опричнину, даже само это слово запретил произносить под страхом смерти, а многих известных опричников казнил. Одних из них подвергали мучительнейшим казням на площадях, другие умирали от голода в тюрьме. Окровавленные головы бывших сподвижников царя перебрасывали во дворы еще не арестованных деятелей опричнины, которых гневный государь прогнал прочь со своих «светлых очей». Делалось это открыто, напоказ, чтобы они ведали о своей скорой участи и дрожали от страха. Особенно глумился Иван над своим недавним фаворитом князем Борисом Тулуповым. Казалось, что царь окончательно обезумел. Он даже решил бежать в Англию и приказал в Вологде строить корабли, писал королеве Елизавете I панические письма с просьбой дать ему убежище от врагов. В 1575 г. Иван вдруг «передал» престол татарскому царевичу Симеону Бекбулатовичу, а сам назвался удельным князем Иваном Московским, Ивашкой, подобострастно и униженно кланялся новому марионеточному «государю», прося передать ему в удел новые и новые земли. Современники считали, что так Иван хотел избежать смерти, которую предрекали волхвы и астрологи в этом году русскому самодержцу. Началась в сущности новая опричнина, у Ивана появилось и новое опричное войско. Через год, будто бы идя навстречу униженным просьбам подданных, царь закончил позорную комедию у трона, свел с него Симеона Бекбула-товича и вновь обрушился с репрессиями на свою несчастную страну.

1572 Смерть польского короля Сигизмунда II Августа

Со смертью 52-летнего короля Сигизмунда II Августа (правил с 1530 г.) обрывается династия Ягеллонов – и к власти приходит династия Васа. Традиционно считается, что его правление – вершина успехов Польши, когда Люблинская уния усилила ее, когда своеволие магнатов не проявлялось еще так сильно и авторитет короля был непререкаем. Сигизмунд Август вел взвешенную религиозную политику, не позволял – в условиях ожесточения борьбы католиков и протестантов в других странах – преобладать ни тем, ни другим в Польше. При нем был подписан «привилей» 1563 г. об уравнении прав католиков и православных. Король поддерживал мирные отношения с Османской империей, что тогда было непросто, долго пытался разойтись миром с Иваном Грозным, заключил с ним союз, вел переговоры о браке своей сестры Екатерины с русским царем. Однако войны с Россией избежать не удалось. В личной жизни короля не было таких успехов, как в политике. Он находился под властью своей волевой матери Боны Сфорца, которая мешала сыну устроить жизнь по-своему.

Конец ознакомительного фрагмента.