© V. Smolensky, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Рабовладельческий строй канул в лету столетия назад, крепостное право отменено тоже второй век уже как, но стал ли человек более свободным? (Я про того человека, который в прошлых жизнях был рабом или крепостным, то есть про большую часть населения). Вопрос риторический. И ответ на него у каждого человека свой.
Я лишь могу добавить, что теперь у человека гораздо больше свободы в праве выбора рабовладельца или хозяина, чем это было в незапамятные времена.
Но это лишь вступление, как бы правило хорошего тона для начала беседы или повествования. Постараюсь больше в пространные и глубоко философские темы не влезать, а выдавать больше конкретики и практики, лишь изредка разбавляя теорией и философской мыслью.
Предисловие
(Необходимая часть)
Жил я в одном из региональных центров нашей бывшей необъятной родины, а ныне это не птица, но всё же заграница. Нормальный такой город-недомиллионник, про который один кучерявый блогер может написать как много прекрасного, так и много дерьма.
Заканчивался 2013 год. В один обычный зимний вечер мне позвонил мой друг Миша:
– Сева, привет!
– Салют!
– Мне позвонила знакомая, сказала, что читала твою последнюю статью. Ту, в которой ты критикуешь городскую стройуправу и нашего главного городского генподрядчика.
– И что с того?
– Она же в «Санта Банке» работает бухгалтером и узнала, что один из членов правления ищет человека для какого-то дела. Она мне не сказала для чего конкретно, но она скинула ему ссылку на твою статью, и он захотел с тобой переговорить. Ты вроде сейчас не сильно загружен?
– В общем-то, не сильно. Есть один проектик в разработке и ещё один, не требующий особого участия. Так, пару раз в месяц отвести товар оптовику.
– Ну, так что мне ей сказать? Пусть даёт твой телефон этому члену правления?
– Пусть даёт! Передавай ей привет!
– Ок! На связи…
Ничего невероятного в данном событии на первый взгляд нет. Так и есть. Я же не сочиняю рассказ с лихо закрученным сюжетом с целью поразить ваше воображение. Нет! Только правда, только реальная жизнь, и всё это будет потом в пьесе!
Но всё же определённая доля невероятности в данном событии была. Немного позже я поясню почему, а сейчас лишь отмечу, что один из моих принципов – никогда не отказываться сразу от чего бы то ни было, что тебе неожиданно предлагает судьба, даже если это предложение на сто процентов скверное!
Нужно постараться сделать паузу, обдумать как, что, и почему это предложение поступило именно вам и именно сейчас? И если это предложение не связано напрямую с десятью смертными грехами, можно пробовать сделать первый шаг, ведь практически всегда в реальной жизни можно будет отказаться позже.
Звонок через пару часов забылся, а уже через неделю началась предновогодняя суета и тринадцатый год со скрипом, но всё же закончился.
Не знаю как у вас, а у меня именно тринадцатый год был одним из самых скверных за всю мою славную жизнь. Несмотря на всё моё неверие в приметы и очень скептическое отношение к модной эзотерике, я вынужден был констатировать факт – тринадцатый год был тяжёлый и неудачный, полностью соответствовал предвзятому отношению к этой цифре. И кстати, мне до сорока лет было рукой подать.
Наступил четырнадцатый год. С этой цифрой у меня всё очень даже хорошо по жизни, несмотря опять же на полный скепсис по отношению к нумерологии и прочей чертовщине.
Где-то во второй половине января сутра зазвонил мобильник:
– Всеволод? – спросил спокойный мужской голос на той стороне трубки.
– Он самый!
– Вас должны были предупредить о моём звонке. Меня зовут Рихард, я член правления «Санта Банка».
– Да, что-то было! Слушаю Вас.
– Вы могли бы подъехать к нам сегодня в центральный офис? Побеседуем. И возможно у меня будет для вас предложение.
– Ок! К двум могу быть.
– Скажите в информационной девочкам, что вы к Рихарду, и вас проводят ко мне.
– Договорились! – и мы распрощались.
Я уже говорил, что стараюсь не отказываться от неожиданных предложений и встреч. Также я стараюсь по возможности подготовиться к таким встречам, даже если времени всего пара часов, поэтому я прошерстил интернет на тему «Санта Банка», и выяснил, что у него в конце прошлого года сменился владелец. Выяснил, что уже пару лет у него весьма крупная проблема с одним большим клиентом, который взял девятизначный кредит, организовал на него бизнес, но ни копейки до сих пор не вернул. В общем, такой средний региональный банк примерно с тысячей сотрудников.
Рихард оказался высоким, под метр девяносто, довольно стройным мужчиной примерно моего возраста. Как выяснилось позже, на год старше. Стрижка почти под ноль, где-то миллиметра четыре уже седых, но довольно густых волос всё же было. В строгом дорогом костюме. Короче, на все сто соответствовал образу высшего руководства банка. Он попросил меня немного рассказать о себе. Пока я рассказывал, в кабинет без стука вошла красивая дама, кивнула Рихарду и присела за стол. Я приостановил рассказ, поздоровался.
– Всеволод, продолжайте! Меня зовут Дарья, я тоже член правления банка, мне вкратце про вас рассказала ваша знакомая Ольга, но поскольку Рихард будет решать, главный сейчас он.
– Понятно, – и я закруглил своё описание, честно добавив, что до сегодняшнего дня с банками общался только по ту сторону баррикад, а именно брал не один коммерческий кредит у разных банков. Были случаи, когда банки пытались у меня отжать бизнес, но всё заканчивалось благополучно, без крови.
– Ок, Всеволод! – приступил к сути Рихард. – Возможно, ты слышал или читал про то, что у нас есть один большой проблемный клиент?
– Да! Краем глаза, краем уха что-то цеплял.
– Так вот, я в «Санта Банке» отвечаю, в том числе, и за весь кредитный портфель, соответственно, и за проблемные коммерческие кредиты тоже. Новый владелец банка дал установку на ударное развитие и расширение кредитного портфеля, и чтобы мне нормально сосредоточиться на выполнение этого задания, я хотел бы немного разгрузить себя от текущих проблем, а конкретно поручить заниматься этим главным проблемным кейсом человеку, который понимает в сути решения проблем, и не боится, в отличие от большинства банковских менеджеров, самостоятельно плавать вне офиса и действовать без постоянного помыкания и указки сверху. Я послушал тебя, более-менее соответствуешь моему представлению. И мы уже заранее с Дарьей поговорили на эту тему, так что я готов поручить тебе взяться за это дело, и если ты согласишься, то Дарья прямо сейчас пойдёт и уладит все формальности по оформлению тебя внештатным сотрудником нашего банка.
– Не вижу причин сразу отказываться. Маленький вопрос – что с финансами?
– Ну, у тебя будет свободный график, к офису не привязан, по сути, работаешь из дому. Раз в месяц будешь писать отчёт и за это получать такую сумму.
Сумма оказалась не космос, но, учитывая всё выше перечисленное и отсутствие более интересных предложений на текущий момент, я согласился.
Дарья пошла давать ЦУ в отдел кадров по поему оформлению, а мы ещё немного побеседовали с Рихардом.
– Сева, давай на ты, – сразу перешёл на доверительный тон член правления. – Ты понимаешь, у меня четверо детей, и я, честно тебе скажу, хотел бы держаться подальше от этого дела. Я сам работаю в этом банке чуть более полугода. Завязывалось это дело не при мне. Я тебе дам девушку-менеджера, у которой вся документация по нему, все судебные дела и прочее, и она же лучше меня знает ответы на ряд вопросов, а если она не сможет ответить, тогда смело спрашивай у Дарьи. Она в этом банке давно и всё знает.
У меня, конечно, не четверо детей, а всего лишь один, но это не означает, что нырять в какие-то проблемы мне гораздо легче, чем человеку с четырьмя детьми, но, помня мой принцип, я сделал вид, что полностью понял Рихарда.
Чуть позже я получил все нужные контакты, познакомился с девушкой-менеджером, с симпатичной женщиной из отдела кадров, подписал короткий договор внештатного сотрудника и поехал домой читать документы, которые мне пообещала прислать девушка-менеджер.
Поскольку заявленная тема произведения не связанна с описанием корпоративного устройства вообще и банка, в который я попал, в частности, то я пролистаю следующие полтора года работы на ускоренной перемотке, и отмечу лишь некоторые факты, которые для большинства корпоративных бойцов не будут откровением и чем-то из ряда вон выходящим.
В деле я разобрался уже через пару недель, несмотря на то, что, по сути, реальной информации мне выдали лишь процентов на двадцать, а всё остальное была вода.
Понятно, что самый большой проблемный кейс в этом банке, как, думаю, ив большинстве других, не возможен без непосредственного участия как владельцев, так и членов правления.
И тут уши бывших владельцев и бывших членов правления торчали из всех щелей, даже одна из бывших членов правления умудрилась выйти замуж за одного из владельцев кредитора. И новый владелец, конечно, был достаточно осведомлён обо всех махинациях. И наверняка имел весьма сомнительные договорённости с бывшими владельцами.
Поэтому, как бы я ни был хорош в решении проблем или кто-нибудь другой на моём месте, решить это дело я не имел реальной возможности, и уже через месяц я понял, что главная моя скрытая задача заключалась в том, чтобы быть козлом отпущения. И если вдруг новому владельцу захочется сурово и показательно кого-нибудь, не справляющегося с этим проблемным делом, покарать, то вот здесь я и пригожусь.
Стало понятно, почему никто из членов правления не захотел привлечь к этому делу кого-то из своих знакомых, ведь условия труда и оплата были весьма неплохими в среднем по рынку, а найти работу даже для опытных банковских клерков в послекризисное время было по-прежнему проблематично, но они всё же решили взять человека со стороны.
Осознав всё это, я не расстроился, а продолжил активно рыть землю или имитировать это рытьё. С Рихардом установил нормальные отношения. Он не был из тех, кто любил использовать своё служебное положение в офисной иерархии для удовлетворения своих детских комплексов, и держался со мной на равных. Через месяц он познакомил меня с вице-президентом банка, отвечающей за непрофильные активы банка, то есть за всё, что банк забрал или вынужден был забрать у бизнеса и не смог сразу выгодно реализовать.
Вице-президент попросила меня помочь с двумя коммерческими объектами. В одном нужно было понять, не уходят ли деньги налево. В другом нужно было аккуратно разрулить с бывшим владельцем, не оставляющим надежду вернуть себе бизнес.
Для этого вице-президента я нужен был в первую очередь в качестве громоотвода, если вдруг новый владелец окажется недоволен.
Тут пару слов нужно сказать о новом владельце банка. Активный, прогрессивный, деспотичный, не старый. Да что там! Мой одногодок и довольно известная в широких кругах личность.
Ах, да! Я же не сказал! Наш банк, как и многие другие корпорации в стране, скупил российский бизнес.
Вопрос «откуда деньги, Зин?», или «как мы сделали первый миллион?» остался в тумане, покопавшись в котором, я понял, что данная информация скорее всего мне не пригодится, а вот совместная игра в волейбол очень даже пригодилась для быстрого понимания психологических характеристик, как владельца, так и всего высшего состава банка, который не мог не приходить и не участвовать в любимом хобби нового босса. Разве что женская половина руководства ухитрялась отсиживаться на скамейке рьяных болельщиц, поэтому их психологию пришлось разбирать уже непосредственно в рабочем процессе.
Тут сделаю небольшое отступление и дам дельный совет как работодателям, так и наймитам:
Именно в командных спортивных играх лучше всего раскрывается характер человека, особенно если человек реально поглощен процессом, а не отбывает номер на кромочке или на скамейке запасных. Поэтому даже если вы не любитель спорта вообще или же не любитель именно того вида спорта, который пропагандирует ваш босс, в частности, обязательно сходите на внутрикорпоративные игровые активити. Там вы довольно быстро поймёте, кто реально может для вас быть союзником, кого можно не воспринимать всерьёз, а от кого лучше держаться подальше и не просить совета или помощи во внутрикорпоративных процессах.
Если вы босс и не любите спорт, всё равно организуйте такие мероприятия. Не экономьте! Заставьте играть тех, к кому вы хотите присмотреться внимательнее. Это вам поможет реально сэкономить в дальнейшем как время, так и деньги и особенно поможет в подборе соответствующих вашим требованиям сотрудников на ключевые позиции.
Продолжим. Через четыре месяца моей деловой активности Рихард предложил мне занять должность руководителя отдела реструктуризации, созданного специально под меня, то есть предложил мне отвечать за все проблемные корпоративные кредиты. В подчинённые посватал двух девушек-менеджеров, которые работали в банке более десяти лет и знали достаточно про текущие проблемные кредиты. Кабинет на отдел выделил шикарный, зарплату предложил в полтора раза увеличить. В общем, отказываться от предложенного доверия было грех, тем более, что теперь меня переводили на официальный договор штатного сотрудника банка, без испытательного срока, то есть со всеми благами корпоративного мира среднего уровня. Сразу отмечу, от российских благ они не слишком отличаются, вернее, вообще не отличаются.
Правда теперь я был встроен в корпоративную иерархию, и между мной и членом правления появился руководитель всего корпоративного бизнеса, который по номиналу отвечал как за хороший кредитный портфель, так и за токсичные кредиты.
Также теперь я был обязан ходить в центральный офис в основное рабочее время. Личный автомобиль мне не полагался, но на все деловые поездки я мог смело пользоваться корпоративным автопарком со штатными водителями, заранее оповещая хозяйственный отдел. Также мы договорились с Рихардом, что я могу самостоятельно регламентировать свой график встреч с клиентами и вообще могу работать по своему усмотрению, только ставя его заранее в известность, где я и что я. Единственное, на все комитеты, где надо отчитываться о проделанной работе и где заседает всё высшее руководство банка, нужно появляться вовремя и в соответствующем дресскоде.
Я, хоть и никогда не работал в корпоративных компаниях, но понимал, чтобы заскочить на мой этаж, любому менеджеру нужно пройти длинный путь подтирания задов и расталкивания локтями соседей. Исключениями являются родственники высшего руководства или владельцев бизнеса.
Я возвращаюсь к началу повествования, когда обещал пояснить определенную невероятность стечений обстоятельств, сейчас меня поймет большинство менеджеров, делающих свою карьеру со дня выпуска из университета. Просто написав какую-то статью с критикой в адрес стройуправления, не имея серьёзных связей, уже через пять месяцев получить должность, с которой можно попасть сразу на высший корпоративный этаж, с прямым выходом на всех членов правления, президента, членов совета и владельцев корпорации – это, наверное, можно приравнять к получению наследства в виде квартиры внутри Садового кольца от троюродной бабушки, о существовании которой никогда не знал.
В общем, неплохое такое везение по корпоративным меркам, о чём не преминула мне заявить всё та же милая сотрудница отдела кадров, когда давала на подпись уже новый договор и рассказывала об использовании служебного пропуска – где, когда и как им нужно пикать.
Позже я понял об ещё одном немаловажном везении по корпоративным меркам. И Рихард, и новый мой непосредственный руководитель Герман, с которым я должен был по правилам согласовывать свой отпуск, а также обращаться за консультациями по всем трудным моментам, были просто золотыми ребятами. Они оба ни на секунду не засомневались в том, что я для них представляю хоть какую-то конкуренцию в корпоративной войне. Кроме того, у обоих отсутствовали комплексы и вирусы корпоративного скотства и высокомерия. В общем, на редкость адекватное руководство.
Вот, например, с тем самым вице-президентом, которой я помогал по ряду кейсов, у меня не сложилось. Она была старым закалённым и прожжённым корпоративным игроком, долго и упорно шедшем на свою позицию. После первой же попытки на одном из комитетов сделать меня козлом отпущения в глазах президента и членов правления, она получила с моей стороны от ворот поворот. Затем попыталась с помощью одной из юристок, подчиняющейся непосредственно ей, доказать высшему руководству, что именно я не выполнил её очень подробное и ясное поручение.
– Всеволод, я тебе в письменном виде на корпоративный мейл уже месяц назад прислала это задание, а ты до сих пор не пошевелил и пальцем! – заявила она, не моргнув и глазом.
– Никакого письменного задания я не получал, все ваши письменные и устные просьбы выполнял без задержек! – не моргнув глазом, парировал я, зная что это правда, но понимая, что, по корпоративной этике, видимо, лучше было промолчать.
На следующие утро мне на рабочий мейл пришла якобы копия того самого письма, которое мне отправлялось месяц назад. Письмо пришло от юристки, которая уверяла, что отослано оно было уже давно, подтверждая тем самым слова вице-президента. Я перерыл свою почту, но в указанные время и дату данного письма ни в спаме, ни в корзине, ни в пропущенных, ни тем более в прочитанных сообщениях не обнаружил. Затем сделал выдох и внимательно изучил письмо. И что я заметил? В адресате письма, которое якобы было отправлено мне месяц назад, отсутствовала последняя буква.
Понятно! Юрист, отправляя мне письмо, ошиблась с адресом получателя и отправила на несуществующий адрес. Казалось бы, ни вице-президент, ни я, ни юрист не виноваты. Хотя понятно, что если бы это задание мне действительно давалось, то вице-президент уже бы не раз в течение месяца поинтересовалась о его выполнении. Но, допустим, я такой исполнительный, что до сих пор не требовалось повторных просьб, и вице-президент поручила мне задание мне и расслабилась. Но тут есть нюанс! Электронная корпоративная почта работает так, что если отправить письмо на несуществующий адрес, то через короткое время тебе придёт оповещение, что твоё письмо не дошло до адресата. И это оповещение будет тебе приходить каждый день, пока ты не разберешься в чём дело и не зафиксируешь своё согласие больше не отправлять это письмо по указанному адресу, то есть юрист никак не могла не заметить, что отправила письмо на несуществующий адрес. На это я ей в ответе и указал, перенаправив свой ответ заодно и вице-президенту. Поэтому понятно, что юристка состряпала это письмо только вчера, сразу после просьбы вице-президента.
Похожая история у меня случилась и с главным юристом банка (тоже женщина). После попытки обвинить меня в том, что я много на себя беру и что акционера банка лучше не трогать по ряду пустяковых вопросов, я ответил, что не понимаю о чём она. Свой ответ ей я перенаправил ещё и одному из членов совета, то есть откровенно нарвался на негативное отношение со стороны вышестоящего по рангу, но не по моим понятиям человека. Тем более прямого подчинения перед главным юристом банка у меня не было. Но корпоративные работники понимают, что главный юрист таких организаций – весьма серьёзная фигура, и вступать с ним в конфликт не захочет даже президент.
Сейчас я сделаю короткое отступление в повествование, тем более конец вводной части уже не за горами.
Хочу обратить внимание на тенденцию или, возможно, констатировать состоявшийся факт. В корпоративном мире эмансипация заметна сильнее всего. Кроме того, мужская половина существенно уступает по численности женской.
Если мы посмотрим на корпоративную пирамиду, то нижний, самый многочисленный, этаж на восемьдесят, если не на девяносто процентов, представлен женским персоналом. Средний этаж уже не обладает таким перевесом, но процентов на шестьдесят-семьдесят он женский. На этаже выше среднего и на высшем ещё сохраняется паритет. И только владельцы бизнеса пока что удерживают на высоте гордое мужское знамя. Но и это лишь потому, что женщины более расчётливые и понимают, что руководить бизнесом или его частями гораздо безопаснее и стабильнее для семейного бюджета, чем владеть им.
Ну и главное и, наверное, самое обидное для меня как представителя славного мужского сословия – яйца в корпоративной среде на девяносто девять процентов на всех этажах у противоположной стороны – не у мужской! Оглянитесь вокруг себя, товарищи менеджеры, и вам придётся согласиться с данным фактом, если вы, конечно, не главный менеджер в шахте или сталелитейном цехе.
На месте женщин я бы, конечно, не радовался столь сокрушительной победе в борьбе за своё равноправие. Как ни странно, женщина, надевшая яйца на работе, уже не может снять их дома и в повседневной жизни, что зачастую является современной проблемой взаимоотношений полов. В отличие от настоящих мужиков, которые, спокойно возвращаясь в семью, превращаются в покладистых медвежат и отдают без смущения бразды правления семейным кораблём жёнам. Женщины же, вкусившие один раз начальственное яблоко, соскочить уже не могут. Поэтому совет всем начинающим карьеристкам – если решите делать карьеру с прицелом на самые верхние этажи, то с каждым новым этажом будет всё сложнее сохранять отношения с настоящими мужчинами, о которых так мечтают почти все женщины. Я не хочу сказать, что это плохо. Просто это нужно принять как жертву в пользу карьеры и тогда на пике могущества не придётся сожалеть о пройденном пути.
И для успокоения – встретить настоящего мужчину сложно любой женщине, но для вас это будет невозможно! Потому что настоящий мужчина не может в принципе притянуться к мужику в юбке, хоть и на шпильках. Ну, может быть, только ради того, чтобы опустить вас и показать, кто в данный момент сверху. Короче, удовольствия даже от мимолётного общения с настоящим мужчиной вы уже никогда не получите.
Продолжим вводную часть данного произведения. Я уже отметил, что мне повезло с непосредственными руководителями. Но и без лишней скромности должен сказать, что моим новым подчинённым, девушкам, тоже повезло со мной. Мне абсолютно всё равно на весь корпоративный регламент с его правилами прихода и ухода, с регламентированным обедом и уведомлениями руководителя по каждому чиху. Всё это, конечно, в ряде случаев необходимые, но однозначно ущербные пережитки рабовладельческого строя и крепостного права.
Девушки попались адекватные, без карьерных амбиций. На первом месте у них была семья, но сразу на втором – достаточно ответственный подход к выполнению своих служебных обязанностей, поэтому мой стиль управления их полностью устраивал – если дело сделал, можешь уходить раньше, можешь смело отлучаться в любое время, но если что-то нужно доделать срочно, то и после работы нужно задержаться без каких-либо стенаний. Единственное, на что жаловались девушки, это на зарплату.
Тут я сделаю ещё небольшое отступление для того, чтобы вставить по этому поводу свои три копейки. На мой взгляд, всё очень просто: зарплата не может быть маленькой или большой, она может быть достаточной или недостаточной. Понятие достаточности у каждого человека своё. Не надо смотреть по сторонам и узнавать, сколько получает твой коллега. Допустим, он получает на двадцать процентов больше чем ты, находясь на схожей позиции, но ты живёшь в своей квартире, доставшейся по наследству, а он взял свою в ипотеку. По факту может оказаться, что он еле-еле сводит концы с концами, а у тебя спокойно накапливается за год на поездку в пятизвёздку в Турцию. И кому из вас после этого достаточно, а кому нет? А мне ещё проще смотреть на зарплату. Я достаточно долго поплавал в бизнесе, а там сколько заработал, столько и зарплата, и я чётко понимаю, сколько нужно вложить сначала денег (с возможностью полностью потерять вложения), чтобы добраться хотя бы до какого-то минимального дохода.
Вам для понимания: берите свою зарплату и умножайте на сто. Минимум столько нужно вложить, чтобы потом надеяться получать доход, сопоставимый с вашей зарплатой. А если вы сравниваете свою зарплату, например, с доходом того парня, который сдаёт квартиру и курит бамбук на Гоа, тут тоже очень просто. Посмотрите, сколько эта аренда, сколько стоит квартира, разделите стоимость квартиры на аренду, и хорошо, если получится сто пятьдесят. В большинстве случаев получится не меньше двухсот, а то и запросто триста. А теперь представьте, у вас есть эти двести аренд и больше ничего, и вам предлагают купить на все деньги квартиру, и вы будете, «как бы не напрягаясь» отбивать свои вложения двести месяцев. А потом падает рубль, и тридцать процентов от ваших вложений пропадают, и гарантия, что арендаторы будут платить вовремя, тоже в таких условиях выглядит весьма сомнительно.
Поэтому зарплата для меня – это просто чистый доход без каких-либо вложений и рисков. Если меня этот доход не устраивает, то можно смело пройтись по рынку труда и попробовать найти что-то больше. Если не нашёл, значит, на данный момент это лучшая цена за тебя! И да, это опять попахивает рабовладельческим строем. В конце концов, одна из моих подчинённых нашла другой банк, где за её красивые глаза предложили большую цену, и она помахала нам крылом, зато второй сотруднице сразу же подняли оклад именно на ту сумму, о которой они вместе мечтали.
Кстати, если и узнавать цену своих коллег, включая начальство, то только ради того, чтобы, если в какой-то момент вам предложат повышение или предложат перейти к конкурентам, у вас уже был готов ответ на вопрос «сколько вы бы хотели получать?»
Если переманивают к конкурентам, то возьмите среднюю цену по рынку, сравните со своей текущей ценой и добавьте процентов двадцать (или к средней, или к своей – к тому, что больше). Если вам предлагают подумать о повышении, то возьмите среднюю цену по рынку, взвесьте увеличение нагрузки и ответственности, решите, нужно ли это вам, и если да, то назовите среднюю рыночную цену. Тут заламывать нельзя, потому что, скорее всего, вас будут рассматривать как одного из претендентов, а не единственного.
Для работодателей и отдела персонала всё ещё проще. Есть средняя цена на рабов на базаре. Есть уровень безработицы на текущий момент. Есть легко заменяемые позиции, есть позиции с эксклюзивными требованиями, а есть позиции, которые заменить легко, но нежелательно из-за специфики бизнеса и конкурентной составляющей.
В первом случае предложите рыночную цену. Во втором всегда предлагайте выше рынка, потому что в эксклюзивном сегменте рынка, в общем-то, нет. В третьем случае предлагайте чуть выше рынка и внимательно следите за настроем данных сотрудников. Изредка, но систематически поощряйте вторую и третью категории. Вторую категорию больше, третью – меньше. И будет вам счастье!
Последняя тема, которую я бы хотел затронуть прежде, чем непосредственно приступлю к реальной истории одного увольнения, – это тема справедливости устройства корпоративной пирамиды, да и вообще понятия справедливости в процессах движения каждого конкретного сотрудника. Если коротко, справедливости нет и быть не может! Вот ответьте на вопрос: есть ли справедливость в том, что вы родились в России, а точно такой же парень или девушка родились в Швейцарии? Или точно такой же парень или девушка родились в Северной Корее? Правильно! В этом явлении в принципе не может быть понятия справедливости, так же, как не может его быть в корпоративной пирамиде. Там может лишь быть ответ на вопрос «тебя на данный момент всё устраивает?». Если да – замечательно! Если нет – вспомни про того парня или девушку из Северной Кореи!
Ну вроде коротко о главном – всё! Теперь можно вернуться к нашим баранам, а именно ко мне.
Как я отметил в начале, у «Санта Банка» незадолго до моего приглашения сменился владелец. И этот владелец реальная личность, а не какой-нибудь инвестиционный фонд. И эта личность, по сути, рискнула и купила довольно токсичный актив. То есть дела у нашего банка шли не ахти как шикарно.
И цель, которая была озвучена новым владельцем на пресс-конференции сразу после приобретения банка, звучала так: «Решим все текущие проблем! Внедрим программы развития! И через пять лет ворвёмся в пятёрку лидеров банковского сектора страны!» Напомню, мы не в России, так что пятёрка – это не так уж и круто, но всё же.
Что данное заявление может значить на самом деле: «Уволю всех к чёртовой матери! Поставлю на ключевые позиции своих людей! Разрулю всё по понятиям! И через пять лет втюхаю бизнес какому-нибудь фонду! Потом отдам долг, взятый на приобретение банка! И буду в шоколаде!»
Новый владелец прав, это абсолютно нормальный подход к бизнесу!
Но поскольку мы здесь собрались, чтобы послушать историю про увольнение, то для нас важнее «уволю всех чёртовой матери!». И тут я абсолютно согласен с предыдущим оратором. Когда покупаешь бизнес в плачевном состоянии с целью его реанимировать, то ты обязан сам встать у руля, поменять всё руководство вплоть до последнего сотрудника, если рынок труда позволяет, и начать пахать на новом коллективе, как на своих личных рабах. Самим, между прочим, став рабом этого бизнеса.
Если же ты покупаешь хорошо отлаженный бизнес (то есть просто инвестируешь с надеждой получить процент больший, чем в банках), то тут принцип «не навреди».
В этом случае ставишь у ключевых позиций своих надзирателей, которые не будут лезть в существующий порядок, но и не будут давать расслабляться текущему управленческому составу, и сам изредка поглядываешь суровым взглядом в сторону высшего руководства.
В нашем случае был первый вариант. Процесс зачистки и смены персонала затянулся на полтора года. Как раз на те полтора года, которые я ударно работал на позиции руководителя отдела реструктуризации. Слово-то какое! До сих пор пишу его с ошибками. Я смотрел на всю эту зачистку со стороны и где-то в глубине сознания считал, что меня эта участь не затронет, поскольку я появился уже после смены владельца и ни с кем из бывших владельцев или управленческого аппарата в близких связях замечен не был.
«Ну реально ни с кем не связан!»
Работал я ударными темпами на выделенном мне участке. Настолько ударным, что всё тот же вице-президент женского пола своё недовольство уже не могла скрывать и стала со мной воевать в открытую. Кто-то может подумать, что я слишком много на себя беру? Ничуть! У меня и здесь всё просто!
В любом бизнесе есть те позиции, которые непосредственно приносят деньги, а есть те, которые нужны для сопроводительного обслуживания, так называемые бюджетники. Например, в банке это юристы, бухгалтеры, служба безопасности и так далее. Они реальных денег в бизнес не приносят, но без них нельзя.
В данной градации моя позиция приносила доход и сокращала потери, то есть была бизнес-позицией. На меня банк тратит конкретную сумму в месяц или в год, как угодно, а я в ответ приношу доход от конкретных процессов продаж или реструктуризации.
Вот реальный пример:
Есть завод, который взял на развитие производства три миллиона евро, и отдать этот кредит не в состоянии. Банк должен решить что делать. Обанкротить и продать по частям или аккуратно перенять непрофильный бизнес, чтобы перепродать его в лучшие руки. Проще, конечно, обанкротить. Судебные приставы продают недвижимость и оборудование на аукционе, и банк как кредитор первой руки получает всё. Все остальные кредиторы идут лесом. В редких случаях, когда удаётся продать всё это дороже, чем долг банку, тогда следующие в очереди – это налоговые службы, коммунальщики и так далее. Но в большинстве случаев эта сумма значительно меньше долга, а недостающую сумму приходится заносить в убыток банка. Во втором варианте нужно реально разобраться в данном бизнесе, сделать мониторинг рынка инвесторов и конкурентов, найти толкового управляющего на время владения бизнесом, весь геморрой с сотрудниками завода взвалить на свои плечи и потом попытаться найти инвестора, который предложит цену лучше, чем предполагаемая цена за запчасти завода. Вот это я и делал, причём всегда надо было доказывать, что риск геморроя оправдается. Также я занимался продажей всего хлама, который был отобран у разных горе-бизнесменов: тракторов, грузовиков, автомобилей, оборудования разных предприятий, кораблей, электростанций…
Сейчас некоторые особо ушлые менеджеры подумали: «Вот бы нам такую должность, и зарплату можно не платить!» Я и на этот выпад отвечу чуть ниже, а сейчас завершу мысль насчёт моей ликвидности для банка. Так вот, если подсчитать всю сумму продаж и возвратов, которую я совершил, и вычислить три-пять процентов от этой суммы, то получится та сумма, которую банк заплатил бы компаниям посредникам, которые он иногда и привлекает для помощи в продаже всякого непрофильного добра. Затем, если сравнить полученную сумму с той, что банк потратил на меня, получится почти десятикратный перевес в пользу банка, то есть банк бы потратил на аутсорсинговые услуги почти в десять раз больше, чем на меня. Так что моё наличие в банке было для бизнеса рентабельным.
Возвращаясь к высказанному заявлению некоторых менеджеров, что у меня весьма коррупционная должность. Да, это так, но есть одно но.
Напомню, что мы не в Москве, и у нас очень большая вероятность, что информация о твоём крысятничестве дойдёт до высшего руководства в довольно короткие сроки. Даже в Москве такая вероятность весьма значительна. А чтобы снизить эту вероятность, нужно работать только через проверенных посредников, что автоматически снижает круг возможных контрагентов иэффективность работы. Что, в общем-то, и было в нашем банке до моего появления.
Помните, я рассказывал в начале про вице-президента, с которым у меня не сложились отношения? Так вот, это одна из причин, почему не сложились. В её подчинении также был целый отдел, который занимался управлением и реализацией непрофильных активов. И там сотрудники работали именно по принципу «нет отката – нет реализации».
Когда я пришёл и по просьбе Рихарда сделал инвентаризациювсех этих непрофильных активов, то обо всём, что можно было реализовать, раскидал информацию по своим контактам или просто дал знать возможным инвесторам в каждом конкретном сегменте. За пару месяцев я показал результат, в разы превышающий показатели всего отдела. И цены моих покупателей всегда были выше, чем у работничков того отдела, лишь потому, что в них не было коррупционной составляющей, и многие сделки я закрывал в считанные дни всё по той же причине.
Понятно, что такое вице-президенту было не по душе. Но я ей не подчинялся, и она меня уволить не могла. Да что там, она сама входила в круг лиц, которых нужно было менять в первую очередь. Но как я уже говорил, она была весьма ушлым и прожженным корпоративным бойцом.
Я сам был свидетелем, как в банке появился новый высокопоставленный сотрудник, специально приглашённый из другой страны и явно претендовавший на позицию моей «любимой» руководительницы. Так вот, он уже через две недели был со свистом уволен. Какие-то «доброжелатели» накопали компру на него, именно в той стране, где он работал до этого, и скинули файл с информацией владельцу банка. Не знаю, кто это сделал и даже не догадываюсь. В общем, между поиском дополнительного коррупционного дохода и просто эффективными темпами работы я выбрал второе.
Продолжаем приближаться к заданной теме. Обещаю, скоро начнётся реальный экшн, или драма в трёх актах. И у вас будет прекрасная возможность сравнить то, как это могло бы происходить в вашем государстве и лично с вами, с тем, как это произошло уже в почти западном государстве с постсоветским синдромом и российским менталитетом.
Через полтора года чисток я не узнавал ни одного менеджера среднего и высшего звена. Одной из последних пала Дарья, которая до этого пережила не одну смену владельцев. На все ключевые посты были приглашены варяги из России. Не трогали только Германа. Видимо, из-за его родственных связей с правительственным чиновником. Рихард тоже оставался на боевом посту. Возможно, потому, что он не имел прямой связи с бывшими владельцами, но имел определенные связи в надзирающих банковских структурах.
Но где-то в конце июля пятнадцатого года в банке появился варяг Андрей, и его сразу ввели в правление банка на место Рихарда, но Рихарда оставили, сделав старшим вице-президентом по региональным вопросам.
Примерно в это же время в банке появилась новая руководительница отдела персонала. И, как выяснилось чуть позже, она была весьма близкой родственницей владельца банка. Тут же нарисовался её муж и занял должность старшего менеджера отдела IT-безопасности, в котором уже работал менеджером брат жены президента банка. А я к тому времени успел довольно близко подружиться с руководителем этого отдела. Опять же благодаря всё той же игре в волейбол, организованной нашим владельцем.
После рокировки Андрея и Рихарда, я понял, что крышей моего отдела скоро станет именно Андрей, и не стал ждать, когда меня поставят перед этим фактом. Я сам позвонил Андрею, напросился на встречу, и там рассказал ему кто я такой и чем занимаюсь.
Андрей мне показался довольно цивилизованным, уравновешенным и весьма культурным человеком, несмотря на то, что уже через неделю после его появления в банке все за глаза прозвали его наполеончиком.
Я поначалу решил, что это, видимо, из-за роста, но в дальнейшем стало понятно, что Андрей довольно рьяно начал подминать под себя почти все направления банка, и его мнение стало ведущим на комитетах и правлениях, даже президент высказывался только после него. И, что ещё более удивительно, ему удалось продавить наших крутых женщин! А те, которые не продавились, были уволены. Но у меня сначала всё сложилось с ним хорошо. Мы договорились, что мой отдел войдёт во вновь организованный кредитный отдел с новым начальником Евгенией. И она уже мне предложит, как будет называться моя новая должность, естественно, с сохранением моей прежней зарплаты, а мою единственную оставшуюся на тот момент сотрудницу тоже не тронут и переведут вместе со мной. Правда, здесь надо отметить, что её уже никто тронуть не мог. Она находилась на пятом месяце беременности, и так же как и в России, у нас таким работникам изменять договоры уже нельзя без их согласия.
Для полноты картины нужно отметить ещё один факт. Когда уволили Дарью, которая курировала тот самый большой проблемный кейс,, я обратился напрямую к владельцу, что могу существенно ускорить разборку с кредитором и что у меня есть рычаги, на которые можно было попробовать нажать.
Владелец назначил встречу в банке, где я ему всё и изложил. Он попросил, чтобы я повторил всё письменно, и затем прикрепил ко мне одного из членов совета, свою правую или левую руку. Так же владелец спросил, как там у меня с Андреем, показав свою осведомлённость о скором изменении в структуре банка и моей судьбе. Я об этом рассказал для того, чтобы было ясно, что у меня была прямая связь с владельцем банка, и он знал, что в его банке есть такой хрен Всеволод.
Последний штрих перед началом. Где-то в первых числах сентября все сотрудники банка узнали, что в трудовые договоры будет внесено изменение, а именно – зарплата будет разбита на две части: основную (семьдесят процентов) и так называемую мотивирующую (тридцать процентов), которая выплачивается только при подписании акта вашего непосредственного начальника. Ко всему этому прилагался новый перечень обязанностей сотрудников, описывавший повседневную жизнь раба. Несоблюдение этих обязанностей автоматически позволяло руководителю снять «мотивирующие» тридцать процентов. Пара примеров этих обязанностей: опрятность, порядок на рабочем месте, учтивость… Ну вы понимаете, какая обширная возможность раскрыть в себе таланты надзирателя за рабами. Причём у всех руководителей есть свои руководители, и, конечно, у правления, президента и вице-президентов тоже свои надзиратели. Так что решение о таком мотивировании должно было существенно отразиться на здоровье всего коллектива.
Сейчас многие скептически заметят, что у них ещё хлеще рабовладельческий уклад! Да, возможно. Но такое можно считать нормальным, когда ты только устраиваешься на работу, и тебе оглашают все правила игры. А если ты работаешь уже годы и даже десятилетия, у тебя кредиты, ипотека, какое-то планирование бюджета, то такие изменения являются ударом в бок. Особенно если ты уже знаешь, что твой босс – сука!
До этого он не мог тебе просто так урезать зарплату. Для этого нужно было организовывать специальную комиссию и приводить серьёзные аргументы.
А для новых сотрудников такая ситуация не будет проблемой. Они будут смотреть на основную часть и решать, достаточно ли им этого или нет, а уже бонусные тридцать процентов каждый месяц воспринимать как удачу. Правда, и им, конечно, придётся быстрее узнать, из какого дерьма сделан их руководитель, ну или сразу стать идеальными рабами.
И эту систему, конечно же, для всех презентовала новый руководитель отдела кадров. Та самая прекрасная девушка, состоящая в родственных связях, и звали её Татьяна.
Ну вот и всё для знакомства, а дальше будет псевдопьеса в трёх актах.