Глава 2
Усиление репрессивной практики ВЧК в начальный период пребывания в Москве
§ 1. Изменения в структуре ВЧК весной 1918 г.
Переезд советского правительства и ВЧК в Москву 9 марта 1918 г. обозначил новый этап в становлении системы чрезвычайных комиссий, начало превращения ее во всероссийскую организацию. До этого момента чрезвычайные комиссии не были представлены в большинстве российских губерний. Противоречивые сведения об их организации имеются только по северо-западу России и близлежащим территориям, отчасти контролируемым Петроградом. В начале марта функционировали отделы по борьбе с контрреволюцией (прообразы ЧК) в Новгородской и Псковской губерниях, имелись районные чрезвычайные комиссии в самом Петрограде и его пригородах[211]. Появление последних было связано с инициативным обращением отдела по борьбе со спекуляцией ВЧК к райсоветам 5 января 1918 г., в котором содержалась просьба об организации районных ЧК для рассмотрения дел о незначительных спекулятивных операциях. Чрезвычайные комиссии по борьбе со спекуляцией при районных Советах Петрограда начали действовать со второй половины января 1918 г. Также зимой 1917/18 гг. была создана Эстонская ЧК во главе с В.Э. Кингисеппом. В феврале 1918 г. она произвела массовые аресты немецких остзейских баронов[212].
В начале марта 1918 г. начинается организация чрезвычайных комиссий непосредственно уже в петроградских уездах. 1 марта 1918 г. под Петроградом была создана Гатчинская ЧК[213]. Ее создание было связано со срывом брестских мирных переговоров и германским наступлением 18 февраля – 3 марта 1918 г., а также с активизацией местных контрреволюционных сил. Таким образом, создание Гатчинской ЧК было скорее исключением.
Имелись свои местные чрезвычайные комиссии и в Москве. Так, 25 февраля 1918 г. была образована ЧК Рогожского района Москвы в составе пяти человек. В начале марта была учреждена и Центральная московская комиссия по борьбе с контрреволюцией. Однако вскоре, 19 марта, ее аппарат был слит с аппаратом переехавшей в Москву ВЧК[214].
В других районах России подобные организационные формы борьбы с контрреволюцией не применялись, несмотря на принятое еще в декабре 1917 г. решение об образовании местных ЧК. Функции органов борьбы с контрреволюцией и спекуляцией выполняли различные комитеты и комиссии, не имевшие отношения к ВЧК.
В марте 1918 г., после переезда ВЧК в Москву, ситуация стала меняться. Первым крупным местным чекистским органом стала Петроградская ЧК, образованная в день отъезда правительства в Москву. Новый орган борьбы с контрреволюцией, сформированный из откомандированных в комиссию представителей районных советов и оставшихся в городе чекистов, заменил переехавшую в столицу ВЧК.
13 марта 1918 г. во главе Петроградской чрезвычайной комиссии (ее название будет неоднократно меняться в течение года) Петросоветом был утвержден М.С. Урицкий, заместителями стали Г.И. Бокий, В.И. Зоф, С.П. Волков, двое последних работали в ней непродолжительное время[215].
Конец ознакомительного фрагмента.