Вы здесь

Христос родился в Крыму. Там же умерла Богородица. Глава 2. Римские императоры Коммод и Гелиогабал – это частичные отражения Андроника-Христа (А. Т. Фоменко, 2010)

Глава 2. Римские императоры Коммод и Гелиогабал – это частичные отражения Андроника-Христа

1. Золотой век Коммода

Перейдем теперь к четвертому отражению Андроника-Христа, а именно, к римскому императору Коммоду Антонину Мы уже говорили, что в его полном имени содержатся все те имена, которые прикладывались к другим дубликатам Андроника-Христа. Полное имя Коммода таково: Цейоний Коммод Вер Цезарь Элий Вер. Напомним также, что о нем сообщали следующее: «Цейоний КОММОД, о котором одни передают, что он назывался ВЕРОМ, другие – Луцием Аврелием, многие – Аннием» [140:1], с. 22. И далее: «Марк приказал называть его Вером, перенеся на него свое имя, тогда как до этого времени тот назывался Коммодом… Еще будучи мальчиком, он был назван Цезарем вместе со своим братом Вером. На четырнадцатом году он был зачислен в коллегию жрецов» [140:1], с. 50, 63.

Таким образом, перед нами возникает целый «куст» имен, прикладывавшихся в слегка разных комбинациях, как выясняется, к одному и тому же персонажу: АДРИАН, ЭЛИЙ, ВЕР, ЛУЦИЙ, ЦЕЙОНИЙ, АВРЕЛИЙ, АННИЙ, ЦЕЗАРЬ, КОММОД, АНТОНИН. Итого десять имен.

Таким образом, полные имена Коммода и «Элиев Веров» достаточно близки. Поскольку «оба» Элия Вера и Элий Адриан оказались отражениями Андроника-Христа, то возникает естественная мысль, что отблеск этого соответствия должен обнаружиться и на «античном Коммоде». Как мы покажем, такое умозаключение оправдывается. Между прочим, само имя КОММОД могло получиться искажением первоначального слова КОМНИН. Напомним, что Андроник-Христос был из семейства КОМНИНЫХ. Как мы неоднократно убеждались, имя КОМНИН произошло от славянского КОМОНЬ, то есть КОНЬ. Поскольку звуки М и Н могли переходить друг в друга, то КОММ-од могло получиться из КОМН-ин.

Начнем с общей характеристики Коммода «античными классиками». Сразу обращает на себя внимание тот факт, что его личность рисуется чрезвычайно контрастными красками. С одной стороны говорится о Золотом Веке Коммода и сообщается о большом уважении к нему со стороны народа и сената. И в то же самое время сообщается о многочисленных его зверствах, преступлениях и омерзительном образе жизни. Как мы уже понимаем, здесь могли переплестись две точки зрения на Андроника-Христа. Первая – евангельская, а вторая – представляющая его в виде «изверга» Андроника. Вторую версию пропагандировали некоторые царь-градские авторы (например, Никита Хониат), а также иудейские, раввинские писатели, рассказывавшие о презренном «мамзере Иисусе» [307]. Начнем с положительных высказываний о Коммоде. При этом надо сказать, что многие поздние «античные» авторы в целом относились к Коммоду уже полностью отрицательно. Правда, они приводят старинные свидетельства, характеризующие Коммода весьма положительно, но тут же приговаривают, что, дескать, все эти восторженные слова люди произносили лицемерно, что «на самом деле» они думали, мол, совсем по-другому. Или же хвалители Коммода исподтишка, мол, издевались и насмехались над ним, придумывая ему всяческие несуществующие достоинства.

То есть поздние скалигеровские авторы пытаются ослабить впечатление от дошедших до их времени исключительно уважительных мнений о Коммоде. Не в силах побороть свое предвзятое негативное отношение, пишут, например, так.

«Наметив в консулы любовника своей матери, Коммод получил прозвание "Почтительный" – это была насмешка со стороны сената (тут же поспешно разъясняет комментатор Элий Лампридий – Авт.); после казни Перенния он был назван "Счастливым"… Этот же Коммод, "Почтительный", "Счастливый", говорят, выдумал, – для того, чтобы иметь повод казнить многих, – будто против него существует заговор… Льстецы прозвали Коммода еще Британским, хотя британцы хотели выбрать и противопоставить Коммоду другого императора. Прозван он был также "Римским Геркулесом", так как он убил диких зверей в амфитеатре в Ланувии… Кроме того, он был настолько безумным, что пожелал назвать город Рим "Коммодовой колонией"; говорят, это неистовое желание было внушено ему льстивыми речами Марции…

В то время как Коммод доложил сенату о необходимости назвать Рим Коммодовым, сенат не только охотно принял это – надо полагать в насмешку (вновь раздраженно разъясняет нам Элий Лампридий – Авт.), – но даже и себя назвал Коммодовым, НАЗЫВАЯ ПРИ ЭТОМ КОММОДА ГЕРКУЛЕСОМ И БОГОМ…

Он (Коммод – Авт.) позволил себе ставить статуи в виде Геркулеса (рис. 1.20 – Авт.), И ЕМУ ПРИНОСИЛИ ЖЕРТВЫ КАК БОГУ… Священнодействия в честь Изиды он почитал настолько, что обрил себе голову и носил изображение Анубиса» [140:1], с. 66–67.

Напомним, что, согласно нашим результатам, «античный» Геракл-Геркулес является еще одним отражением Андроника-Христа. Так что сообщения о том, что Коммода называли Гераклом, поклонялись ему как богу и ставили статуи Коммода в виде Геракла, прекрасно согласуются с нашей реконструкцией.

Продолжим перечисление положительных свидетельств о Коммоде. «Следуя его указанию, льстецы называли в его честь месяц август – коммодом, сентябрь – геркулесом, октябрь – непобедимым, ноябрь – преодолевающим, декабрь – амазонским. Амазонским он был назван по причине своей любви к наложнице Марции (Марии? – Авт.), портретом которой в виде амазонки он любовался…

Имя Цезаря он получил за три дня до октябрьских ид, которые он впоследствии назвал геркулесовыми… Германским он был назван в геркулесовские иды в консульство Максима и Орфита.

Он был принят жрецом во все жреческие коллегии…

Те, кто вел тогда государственные дела, опустошали продовольственные запасы, и в Риме возникла огромная нужда в продуктах… Тех, которые все расхищали, Коммод впоследствии казнил, а имущество их конфисковал. Придумав название "ЗОЛОТОЙ ВЕК КОММОДА", он распорядился снизить цены, чем вызвал затем еще большую нужду (не преминул в очередной раз осудить Коммода писатель Элий Лампридий – Авт.)…

КОММОДОВЫМ ОН НАЗВАЛ ДАЖЕ РИМСКИЙ НАРОД, на глазах которого он очень часто бился как гладиатор. Несмотря на то, что ПРИ ЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯХ В БОЯХ НАРОД ЧАСТО ВСТРЕЧАЛ ЕГО С БЛАГОГОВЕНИЕМ КАК БОГА, он, думая, что над ним насмехаются, дал в амфитеатре приказ морским воинам… избивать римский народ…

Волосы были всегда накрашены и СВЕРКАЛИ ЗОЛОТЫМИ БЛЕСТКАМИ…

Смешное название дал он Карфагену – "Коммодова Александрия в тоге" и африканский флот он назвал "Коммодовым Геркулесовым". Он добавил к Колоссу некоторые украшения, которые все впоследствии были удалены…

Император Север, грозный и вполне оправдывающий свое имя (кстати, Север – это, вероятно, слегка искаженное славянское имя Суровый – Авт.), причислил Коммода – по-видимому, из ненависти к сенату (вновь недоумевает Элий Лампридий – Авт.), – К БОГАМ и назначил для служения ему выбранного им самим еще при жизни фламина "Коммодова Гераклова". После смерти Коммода… Север постановил праздновать день рождения Коммода» [140:1], с. 68–71.

Итак, что же мы узнали о Коммоде?

• Сенат весьма уважительно высказывался в адрес Коммода и поддерживал его во многих начинаниях. Римский народ встречал Коммода с благоговением, как бога. Сообщается о вполне разумных государственных решениях императора. Время правления Коммода было названо ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ.

Все это прекрасно отвечает известным нам фактам из жизнеописания императора Андроника-Христа. Золотой Век Христа – это и есть Золотой Век Коммода. Повторим, что имя Коммод, по-видимому, получилось из имени Комнин (то есть Комонь = Конь, Конники).

• Коммода причислили к богам и отождествляли с Гераклом-Геркулесом. Все верно. Как мы показали в книге «Царь Славян», Геракл – это отражение Андроника-Христа. Мы уже привели рис. 1.20, где показан бюст божественного Коммода в виде Геркулеса.

• Сообщается, что волосы Коммода сверкали золотыми блестками. Здесь явно всплывает уже знакомое нам сообщение, что Элий Вер посыпал себе голову золотыми блестками, см. предыдущую главу. Речь, скорее всего, идет о золотистом светящемся нимбе вокруг головы Христа. Именно так изображается Иисус на многочисленных христианских иконах.

• Имя Коммода, то есть Комнина, широко распространилось по всей Римской Империи. Как нам говорят, «Коммодовыми» назывались сами римляне, римские города, флот и т. д. Если Коммод – это Христос, то все становится на свои места. Вся Римская Империя, а также ее жители, храмы, флот именовались ХРИСТИАНСКИМИ, то есть «Коммодовыми».

• Сообщается, что Коммод весьма почитал египетскую богиню Изиду. Как мы показали в книге «Царь Славян», Изида – это отражение Марии Богородицы, матери Иисуса. Так что Коммод-Христос почтительно относился к своей матери.

• Повторим, что, постоянно наталкиваясь на старинные свидетельства преклонения римского сената и римского народа перед Коммодом, поздние «античные» комментаторы, уже сбитые с толку отрицательной оценкой Христа некоторыми религиозными течениями, и запутанные скалигеровской хронологией, вынуждены как-то растолковывать себе и читателям возникающие противоречия. И начинают вдохновенно рассуждать о лести и неискренности римлян, благодаря чему, дескать, и расцвело столь необузданное почитание Коммода и его невероятное обожествление.

2. Коммод правил, действуя через временщиков, а особенно через могущественного Клеандра

«Античные классики» говорят, что, начиная с некоторого момента, Коммод стал править не самостоятельно, а передал бразды правления сначала временщику Переннию, а потом временщику Клеандру. При этом Коммод устранился от дел, предался разврату и всяческим наслаждениям. Более того, Коммод вообще стал редко появляться перед людьми, как бы исчез из общественной жизни.

«Коммод стал неохотно появляться перед народом и запретил докладывать себе о том, чего предварительно не выслушивал Перенний. Перенний, хорошо изучивший Коммода, нашел способ самому сделаться всесильным. Он посоветовал Коммоду предаться наслаждениям и возложить все труды на него, Перенния. Руководствуясь таким правилом жизни, Коммод безумствовал во дворце на пирах и в банях вместе с тремястами наложниц… а также с тремястами взрослых развратников…

Между тем Перенний распоряжался всем полновластно: кого хотел – убивал, очень многих грабил, не считался ни с какими законами…

Он (Коммод – Авт.) дошел до такого позора, что сам отдавался молодым людям, и все без исключения части тела, даже уста, были осквернены сношениями с людьми обоего пола…

Однако этот столь могущественный Перенний за то, что… поставил во главе воинов лиц всаднического сословия, отстранив сенаторов… был объявлен врагом и ОТДАН НА РАСТЕРЗАНИЕ ВОИНАМ.

На место всемогущего Перенния Коммод назначил одного из своих спальников – Клеандра… Стал совершать, ДЕЙСТВУЯ ЧЕРЕЗ КЛЕАНДРА, еще более тяжкие преступления, чем те, какие он совершал, действуя через вышеупомянутого Перенния. В качестве ВСЕМОГУЩЕГО ПРАВИТЕЛЯ Переннию наследовал КЛЕАНДР… Префекты претория сменялись через несколько дней и даже часов, так как Коммод вел себя все хуже и хуже… Их преемников держали… или убивали по произволу Клеандра. По его усмотрению, даже вольноотпущенники набирались в сенат и причислялись к патрициям. Тогда впервые в один год было двадцать пять консулов, и все провинции были проданы. За деньги Клеандр продавал все… Благодаря глупости Коммода он забрал такую силу… (далее следует описание многочисленных преступлений Клеандра – Авт.)…

Но и Клеандра, наконец, постигла смерть, достойная его жизни. Когда из-за его происков был убит по ложному обвинению Аррий Антонин… Коммод не мог больше вынести ПРОРВАВШЕЙСЯ ТОГДА НЕНАВИСТИ РАССВИРЕПЕВШЕГО НАРОДА И ВЫДАЛ КЛЕАНДРА НА РАСПРАВУ ЧЕРНИ. Тогда же были убиты Аполавст и другие придворные вольноотпущенники. Клеандр, между прочим, вступил в связь с наложницами Коммода и имел от них детей, которые после его гибели были убиты вместе со своими матерями» [140:1], с. 64–66.

Перед нами возникает интересная и в общем-то уже понятная и даже ожидаемая картина. Сообщается, что император Коммод фактически устранился от государственных дел, практически перестал появляться на людях, заперся во дворце, где предался разнузданному разврату и наслаждениям. А вместо него на сцене появляется могущественный временщик Клеандр, превзошедший своего предшественника Перенния и полностью заменивший Коммода. В самом деле, Клеандр описывается как полновластный правитель. Он руководит государством, назначает и смещает чиновников, стоит во главе войск, казнит и милует, вершит суд и прочее и прочее. Более того, Клеандр «заменил» Коммода даже в его спальне – он жил с императорскими наложницами и имел от них детей. А Коммод якобы смиренно находится в тени Клеандра, ничем особым (кроме разврата) себя не проявляя.

Конечно, в жизни возможны всякие удивительные события. Однако в данном случае, скорее всего, мы сталкиваемся с чисто литературным эффектом, возникшим лишь на страницах поздних летописей. Нельзя не отметить, что имя КЛЕАНДР или Кл-Андр могло получиться из сочетания Коляда+Андроник или Николай+Андроник. А в книге «Царь Славян» мы показали, что в некоторых странах Андронику-Христу поклонялись также под именем Коляды или Николая (отсюда же и Санта Клаус, то есть Святой КЛА-ус). Возникает естественная мысль, что могущественный временщик Клеандр – это, попросту говоря, тот же Андроник-Христос. Вероятно, в руках «античного» хрониста Элия Лампридия оказалось несколько описаний Андроника-Христа, сделанных разными людьми. Не распознав фактического тождества этих свидетельств, Лампридий поместил их в одно жизнеописание Коммода-Комнина как рассказы о якобы разных людях. В итоге Андроник «раздвоился» (на бумаге) на императора Коммода и на могущественного Клеандра. Причем вышло так, что Коммод будто бы отступил в тень и на первое место вышел Клеандр, полностью затмивший императора.

Обращает на себя внимание также сообщение о том, что Клеандр был убит, причем в результате мятежа, вспыхнувшего в столице Империи. Более того, Клеандр был выдан на расправу рассвирепевшей черни. Надо полагать, убит был зверски. Мы узнаём в этом рассказе уже хорошо знакомый нам сюжет о кровавом мятеже в Царь-Граде против императора Андроника-Христа. Напомним, что царь был зверски замучен и распят. Так что Элий Лампридий в целом правильно описывает действительность, запутавшись лишь в нескольких дубликатах Христа.

3. «Плохой» Коммод

Поздние комментаторы вылили на Коммода-Христа много грязи. Мы не будем углубляться в подробности, а ограничимся лишь несколькими, но яркими примерами, показывающими сильное раздражение, которое вызывал у части знати и царь-градцев император Коммод-Христос.

Элий Лампридий с удовольствием рассуждает: «Одетый в женскую одежду или в шкуру льва (как Геркулес – Авт.), он своей палицей поражал не только львов, но и многих людей. Тех, кто имел слабые ноги и не мог ходить, он наряжал гигантами, а ниже колен превращал при помощи тряпок и полотен в драконов; затем он убивал их стрелами…

У него были любимцы, именами которых служили названия срамных частей мужского и женского тела; им он особенно охотно раздавал свои поцелуи. Он держал у себя одного человека, у которого был необыкновенных размеров мужской орган; этого человека он называл своим ослом и очень дорожил им…

Часто в очень дорогостоящие кушанья он, говорят, подмешивал человеческий кал и сам не отказывался отведывать их, считая, что он таким образом подшутил над другими. Он подал на стол на серебряном подносе двух совсем согнувшихся горбунов, покрытых горчицей, и тотчас же дал им видные должности» [140:1], с. 67–68.

И тому подобное. Так описывали Андроника-Христа некоторые поздние авторы, принадлежавшие, вероятно, религиозным течениям, соперничавшим с христианством.

4. Детство

О детстве Коммода сообщается следующее. «Он родился в Ланувии вместе с братом Антонином (ОНИ БЫЛИ БЛИЗНЕЦАМИ)… Когда Фаустина была беременна Коммодом и его братом, она увидела во сне, что она родила двух змей, одна из которых была особенно свирепой. Она родила Коммода и Антонина, но Антонина похоронили, когда ему было четыре года, хотя астрологи по ходу светил предсказывали ему одинаковую судьбу с Коммодом…

Мужскую тогу он надел на день июльских нон, – в день, когда РОМУЛ ИСЧЕЗ С ЗЕМЛИ» [140:1], с. 62–63.

«Античный» автор Элий Лампридий сам, без нашей подсказки, связал здесь рождение Коммода и его брата-близнеца с рождением Ромула и его брата Рема-близнеца. Имя Ромула названо прямым текстом. Но ведь в книге «Царский Рим в Междуречье Оки и Волги» мы уже показали, что Ромул и Рем являются отражениями Христа и Иоанна Крестителя. Следовательно, мы натолкнулись на еще одно подтверждение правильности нашего отождествления Коммода с Андроником-Христом. Кстати, согласно нашим результатам, «исчезновение Ромула» – это Воскресение Христа.

В связи с параллелизмом: Коммод – Христос отметим также, что Антонин, брат-близнец Коммода, умер раньше Коммода. Это согласуется с тем, что Иоанн Креститель действительно умер раньше Христа. А также с тем, что Рем погиб раньше Ромула. Впрочем, как мы показали ранее, некоторые хронисты иногда путали Христа (Ромула) с Иоанном Крестителем (Ремом).

Пойдем дальше. Элий Лампридий сообщает дополнительные интересные детали о юности Коммода. При этом он вновь в значительной мере следует отрицательной точке зрения на Христа.

«С самого раннего детства Коммод отличался постыдным поведением, был бесчестен, жесток, развратен, и уста его были осквернены и обесчещены… Признаки жестокости он обнаружил на двенадцатом году жизни в Центумцеллах. ОДНАЖДЫ, КОГДА ЕГО МЫЛИ В СЛИШКОМ ТЕПЛОЙ ВОДЕ, ОН ВЕЛЕЛ БРОСИТЬ БАНЩИКА В ПЕЧЬ. Тогда дядька его, которому приказано было это сделать, сжег в печи баранью шкуру, чтобы зловонным запахом гари доказать, что наказание приведено в исполнение…

Еще мальчиком Коммод был прожорлив и бесстыден. Юношей он поносил всех, кто окружал его, и все поносили его. Тех, кто над ним смеялся, он приказывал бросать диким зверям» [140:1], с. 63, 67.

Аналогичный негативный рассказ о юном Христе мы подробно обсуждали в книге «Христос и Россия глазами "древних" греков». В так называемом апокрифическом «Евангелии от Фомы», именуемом также «Евангелием Детства», сказано, что когда Иисусу было пять лет, он играл у брода через ручей и «собрал в лужицы протекавшую воду… Сын Анны книжника стоял там рядом с Иосифом, и он взял лозу и разбрызгал ею воду, которую Иисус собрал. Когда увидел Иисус, что тот сделал, Он разгневался и сказал ему: ты, негодный, безбожный глупец, какой вред причинили тебе лужицы и вода? Смотри, теперь ты высохнешь, как дерево… И тотчас мальчик тот высох весь, а Иисус ушел» [307], с. 222.

Вот еще одна подобная история: «Через несколько дней Иисус играл на крыше дома, и один из детей, игравших с Ним, упал сверху и умер. И когда другие дети увидели это, они убежали, и Иисус остался один. А родители того, кто умер, пришли и стали обвинять Его (Иисуса), что Он сбросил мальчика вниз. И Иисус ответил: Я не сбрасывал его. Но они продолжали поносить Его. Тогда Иисус спустился с крыши, встал рядом с телом мальчика и крикнул громким голосом: Зенон… восстань и скажи, сбрасывал ли Я тебя? И тотчас он встал и сказал: нет, Господи, Ты не сбрасывал меня, но поднял. И когда они увидели, они были потрясены. И родители ребенка прославили случившееся чудо и поклонились Иисусу» [307], с. 224–225.

Аналогичная история рассказана Геродотом про юного персидского царя Кира, являющегося еще одним фантомным отражением Андроника-Христа.

Итак, в одном из апокрифических христианских вариантов умерший мальчик воскресает по слову Иисуса и родители славят Иисуса. В другом апокрифическом варианте провинившийся перед Христом мальчик не умирает, хотя и ВЫСЫХАЕТ. В греко-персидской версии мальчик, наказанный юным Киром = Христом, остается жить.

Подведем итог.

• Юный Коммод мылся в воде. Апокрифические Евангелия сообщают, что юный Христос возился в воде, собирая ее в лужицы.

• Юный Коммод обиделся на банщика, который слишком сильно подогрел воду. Аналогично, юный Иисус обиделся на мальчика, который разбрызгал воду, собранную Иисусом. А в изложении Геродота этот же сюжет звучит так: юный Кир обиделся на виночерпия (то есть на более старшего чем он человека), который, как считал Кир, его оскорбил. Во всех перечисленных версиях обида Христа-Кира-Коммода связана с водой (или вином, то есть с жидкостью), а также с человеком, который не то разбрызгал воду, не то наливал вино. Банщик, обидевший Коммода, скорее всего, был старше его.

• Юный Коммод приказывает казнить обидчика. А юный Иисус убивает мальчика, оскорбившего его.

• Однако дядя Коммода устроил дело так, что банщик, обидевший Коммода, казнен не был. Казнь имитировали: вместо человека сожгли баранью шкуру. Аналогично, в апокрифических Евангелиях сказано, что хотя обидчик Иисуса умер, однако затем сам же Иисус его и воскресил. В результате, обидчик юного властителя избежал смерти, хотя «почти что умер».

В конце жизнеописания Коммода Элий Лампридий бросает взгляд на его правление в целом и сообщает следующую яркую подробность. «В его правление наблюдались следующие чудесные явления, имевшие значение для государства вообще и для него самого, в частности, ПОЯВИЛАСЬ ЗВЕЗДА С ХВОСТОМ» [140:1], с. 70.

Трудно не увидеть в этом фрагменте знаменитое евангельское сообщение о ВСПЫШКЕ ВИФЛЕЕМСКОЙ ЗВЕЗДЫ, возвестившей Рождение Христа. В книге «Царь Славян» мы показали, что вспышка сверхновой звезды в 1152 году сопровождалась появлением на небе кометы. Все это и есть «звезда с хвостом», появившаяся при правлении Коммода, то есть Андроника-Христа, то есть Андрея Боголюбского.

5. Коммод-гладиатор, то есть «Христоносец»

В жизнеописании императора Коммода очень много говорится о том, что он был ГЛАДИАТОРОМ. Он будто бы любил выступать в качестве профессионального бойца на гладиаторской арене. «Он настолько сбился с пути, что часто сражался на арене цирка с оружием гладиатора» [726:1], с. 141. Кстати, ранее словом «цирк» могли обозначать «церковь». Элий Лампридий рисует следующие достаточно фантастические картины.

«Он выступал в гладиаторских боях и с такой радостью принимал прозвания гладиаторов, словно получал прозвания за триумф… Бился он, говорят, СЕМЬСОТ ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ РАЗ…

В это время, при отце, как пишут в разных сочинениях, он бился ТРИСТА ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТЬ РАЗ. Впоследствии он, побеждая или убивая ретиариев, взял столько гладиаторских пальмовых ветвей, что число последних доходило до тысячи. Диких же зверей он убил собственной рукой МНОГО ТЫСЯЧ, в том числе убивал и слонов. И все это он часто проделывал на глазах у римского народа…

При избиении зверей он проявлял необыкновенную силу, ПРОНЗАЯ ПИКОЙ НАСКВОЗЬ СЛОНА, прокалывая рогатиной рог дикой нумидийской козы и УБИВАЯ С ПЕРВОГО УДАРА МНОГО ТЫСЯЧ ГРОМАДНЫХ ЗВЕРЕЙ…

Выступая как секутор, Коммод брал гладиаторское оружие и набрасывал на свои обнаженные плечи небольшой пурпурный лоскут…

Среди прочих имен, которыми его наделяли во время триумфа, он ШЕСТЬСОТ ДВАДЦАТЬ РАЗ был назван также "перворазрядным секутором"» [140:1], с. 68–70.

«Об этих неслыханных в римской истории деяниях Геродиан рассказывал: "Коммод, уже не сдерживая себя, принял участие в публичных зрелищах, дав обещание собственной рукой убить всех зверей и сразиться в единоборстве с мужественнейшими из юношей. Молва об этом распространилась, со всей Италии и из соседних провинций спешили люди, чтобы посмотреть на то, чего они раньше не видели и о чем не слыхали. Ведь толковали о МЕТКОСТИ ЕГО РУКИ И О ТОМ, ЧТО ОН, БРОСАЯ КОПЬЕ И ПУСКАЯ СТРЕЛУ, НИКОГДА НЕ ПРОМАХИВАЕТСЯ.

Когда же наступил день зрелищ, амфитеатр заполнился зрителями; для Коммода была устроена ограда в виде кольца, чтобы он не подвергался опасности, сражаясь со зверями лицом к лицу, а бросал бы копье сверху, из безопасного места"… Всех зверей он поражал копьем или дротиком с первого удара. "Наконец, когда из подземелий амфитеатра была одновременно выпущена сотня львов, он убил их всех таким же количеством дротиков – трупы их лежали долго, так что все спокойно пересчитывали их и не обнаружили лишнего дротика.

До этих пор, хотя его поступки и не соответствовали императорскому положению, однако в них было благодаря мужеству и меткости нечто приятное для простого народа; когда же он обнаженный вышел на арену амфитеатра и, взяв оружие, начал сражаться как гладиатор, тогда уже народ с неодобрением посмотрел на это зрелище…

Дошел он до такого безумия, что не захотел больше жить в императорском дворце, но пожелал переселиться в казарму гладиаторов. Себя он повелел называть уже не Геркулесом, а именем одного знаменитого гладиатора, недавно скончавшегося"» [874], с. 154–155.

Буквальное понимание подобных сведений вызывает, конечно, удивление. Великий император якобы сотни и тысячи раз раз лично выступает на гладиаторской арене, бьется насмерть с воинами, постоянно побеждает. Далее, поражает ТЫСЯЧИ И ТЫСЯЧИ ЗВЕРЕЙ, собственноручно ПРОНЗАЕТ СЛОНОВ НАСКВОЗЬ и т. п. Вы можете представьте себе человека, умеющего протыкать пикой слонов насквозь? Одного за другим! Пробивая толстые слоновьи шкуры. Вряд ли. Конечно, кое-кто может голословно заявить, что «древние» императоры делали то, чего современные герои уже не умеют. И все-таки ощущение странности при чтении подобных описаний не исчезает. А потому возникает мысль, что, скорее всего, перед нами поздний отредактированный текст, первоначальный смысл которого был иной, более логичный. Напомним здесь один из предыдущих наших результатов.

В книге «Раскол Империи…» мы показали, что ранее слово ГЛАДИАТОР означало, вероятно, КОЛЯДА+ТОР, то есть «Христоносец», «Христа Несу (Торю)». Дело в том, что Христу поклонялись также под именем КОЛЯДА или Никола, Николай. По-видимому, сначала Гладиаторами именовали Крестоносцев, то есть людей, распространявших христианство, «Несших Христа», провозглашавших его идеи. Позднейшие гладиаторские Игры были спектаклями в память о Троянской войне XIII века, бывшей местью за казнь Андроника-Христа. Кроме того, описываемые источниками многочисленные сражения

Коммода-Гладиатора с тысячами зверей и людей, это, скорее всего, распространение христианства среди различных народов. Крестоносцы = Христоносцы распространяли новую веру не только убеждением, но иногда огнем и мечом. Эти войны потом тоже, вероятно, стали называться «первыми Гладиаторскими Играми».

Гладиаторские Игры известны нам, вероятно, также под названием средневековых рыцарских турниров, рис. 2.1, 2.2. Рыцари-гладиаторы сражались во время этих мистерий-спектаклей. Часто поединки заканчивались гибелью рыцарей. То же самое сообщается и про «античные» гладиаторские бои.

Поздние хронисты, подзабыв подлинную историю, перенесли имя Гладиатор на самого Коммода-Христа. Мы уже столкнулись с таким эффектом ранее, когда обнаружили, что римского императора Домициана похоронили как гладиатора. Дело в том, что Домициан тоже является частичным отражением Андроника-Христа, то есть Коляды. См. подробности в книге «Раскол Империи…».

Рис. 2.1. Рыцари выходят из замка на турнир. «Описание турнира 1446 года». Взято из [1485], с. 133.

Рис. 2.2. Бой конных рыцарей. «Описание турнира 1446 года». Взято из [1485], с. 135, илл. 159.


При таком понимании грандиозных «гладиаторских боев» императора Коммода все становится на свои места.

Отметим также сообщение, что император Коммод необычайно метко метал копья и дротики. То есть был хорошим «стрельцом». А мы уже неоднократно сталкивались с те обстоятельством, что Андроника-Христа именовали СТРЕЛЬЦОМ и в его честь даже назвали Стрельцом одно из двенадцати зодиакальных созвездий.

6. Гибель императора

Император Коммод был коварно убит. Георгий Амартол сообщает о его смерти следующее: «Коммод… от истечения крови и желчи внезапно умер» [19:0], с. 245.

Такое сообщение сразу вызывает в памяти аналогичную евангельскую сцену. Напомним, что когда Христа распяли на кресте, ему проткнули копьем ребро, отчего «истекла кровь и вода» (Иоанн 19:34). Кроме того, Христу, испытывавшему жажду на кресте, поднесли на копье губку, пропитанную желчью: «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Матфей 27:34).

Упоминание истечения крови и желчи при внезапной гибели Коммода может быть отголоском евангельского сообщения о смерти Иисуса.

Кроме того, Коммод умер не от болезни, а был коварно убит. Элий Лампридий говорит: «Префект Квинт Эмилий Лет и наложница Коммода Марция СОСТАВИЛИ ЗАГОВОР С ЦЕЛЬЮ УБИТЬ КОММОДА. Сначала они дали ему яду, но яд не подействовал. Тогда, по их приказанию, его задушил атлет, с которым Коммод обычно упражнялся в борьбе… Сенат и народ потребовали, чтобы труп его волокли крюком и бросили в Тибр, но позже, по приказанию Пертинакса, он был перенесен в усыпальницу Адриана» [140:1], с. 70.

Секст Аврелий Виктор чуть более подробен: «Когда… все стали бояться его за его ненасытную кровожадность, ПРОТИВ НЕГО СОСТАВИЛИ ЗАГОВОР ОСОБЕННО БЛИЗКИЕ ЕМУ, потому что никто не был предан ему, и даже сами его сподвижники считали его совратившимся и поврежденным в уме; сначала они, примерно на тринадцатом году его правления, применили против Коммода яд. Однако яд не подействовал из-за обильной пищи, наполнившей желудок; когда же, однако, у него появились боли в животе, то по предписанию медика, который стоял во главе заговора, он перешел в палестру. Там мастер натираний – случайно тоже участник заговора – надавил ему локтем на горло, как бы занимаясь своим искусством, а тот от этого и умер.

Узнав об этом, сенат, собравшийся с раннего утра по случаю январских празднеств в полном составе, а также и народ объявили его врагом богов и людей и постановили повсюду стереть его имя» [726:1], с. 94.

• По-видимому, в такой форме здесь отразилась история заговора против императора Андроника-Христа, то есть великого князя Андрея Боголюбского. Против Андроника, как и против Андрея Боголюбского, выступили родственники. Более того, жена Андрея Боголюбского приняла участие в заговоре. Аналогично, наложница Коммода Марция, как сказано, оказалась заговорщицей.

• Против Андроника выступила знать и значительная часть населения Царь-Града, испуганная реформами императора. Вспыхнул кровавый мятеж, во время которого Андроника убили. Аналогично, против Коммода выступили не только родственники, но весь сенат в полном составе, а также народ.

• Смерть Андроника была страшной – его долго пытали, а потом зверски убили. Тело Коммода тоже подверглось истязаниям и издевательствам – его проволокли крюком и сбросили в реку Тибр.

• Между прочим, сообщение о ЯДЕ, который незадолго до убийства дали Коммоду, может быть смутным отражением участия ИУДЫ Искариота в гибели Иисуса. Ведь в славянском языке слова ЯД и ИУДА созвучны, а поскольку первоначальный старый текст мог быть написан по-славянски, позднейшие редакторы спутали (намеренно или ненамеренно) ЯД с ИУДОЙ и записали, будто Коммода пытались сначала отравить ЯДОМ. Иуда действительно предал Иисуса.

Вот еще одно сообщение о «яде», отравившем Коммода. «Полную власть получила над ним некая Марция из вольноотпущенниц, обладавшая выдающейся красотой и искусством продажной женщины; она поднесла ему чашу с ядом при выходе его из бани» [726:1], с. 141. Между прочим, упомянутая красавица МАРЦИЯ может являться отражением евангельской МАРИИ Магдалины, сопровождавшей Христа. По поводу Магдалины некоторые средневековые авторы рассуждали, будто она была распутной (хотя в Евангелиях об этом не сказано). Эта версия «Марии-блудницы» вполне могла попасть на страницы «античных классиков» в виде красавицы Марции.

Далее не исключено, что упомянутая здесь ЧАША С ЯДОМ, ПОДНЕСЕННАЯ ИМПЕРАТОРУ КОММОДУ, это смутное воспоминание о ЧАШЕ СТРАДАНИЙ, которую должен был испить Христос. Достаточно вспомнить знаменитое «Моление о Чаше» Иисуса в Гефсиманском саду непосредственно перед арестом. Христос, обращаясь к Богу-Отцу, говорит: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу но как Ты…

Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Матфей 26:39, 42).

Некоторые поздние хронисты вполне могли счесть эту Чашу наполненной ядом. Иисус испил Чашу до дна и умер.

Рис. 2.3. Снятие тела Христа с креста. Миниатюра из Реймского Миссала. Взято из [1485], с. 57, илл. 161.


• Сообщение о том, будто Коммода ЗАДУШИЛ АТЛЕТ, может быть искаженным отражением того факта, что Христа привязали к столбу или кресту.

Как мы уже неоднократно видели, среди различных описаний казни Иисуса заметное место занимает точка зрения, что Христа ПРИВЯЗАЛИ К СТОЛБУ веревками. Надо полагать, привязали крепко. Так что поздний комментатор вполне мог написать, что императора ЗАДУШИЛИ, надавив ему на горло.

Столб или крест превратился (на бумаге) в «атлета», обхватившего Коммода и задушившего его «своими объятиями». Определенную роль в такой путанице могло сыграть также то обстоятельство, что латинское слово ATHLETA, то есть «атлет», могло появиться здесь из-за искаженного прочтения русского слова ТЕЛО. Вероятно, в старинном оригинале было написано что-то вроде «задушили тело», то есть туго привязали тело веревкой к столбу или кресту.

Не исключено также, что тут отразилась сцена снятия тела Христа с креста. Напомним, что ЛЮДИ КРЕПКО ОБХВАТИЛИ ТЕЛО Иисуса и спустили его вниз, на землю, рис. 2.3. «Крепкие объятия тела» могли под пером редактора превратиться в «задушенное тело».

• Обратим внимание на еще один яркий факт. Элий Лампридий, говоря о зловещих приметах, возвестивших гибель императора Коммода, приводит такое сообщение. «Да и сам он был виновником тяжкой для себя приметы: опустив руку в рану убитого гладиатора, он затем обтер руку у себя на голове» [140:1], с. 70.

Но ведь, согласно нашим результатам, Андронику-Христу отрубили правую руку. Ясное дело, из раны на руке капала кровь. Вероятно, это и отразилось у Элия Лампридия в виде замечания, что Коммод ОПУСТИЛ РУКУ В РАНУ ГЛАДИАТОРА, то есть с его руки стала капать кровь. Кстати, здесь вновь появляется «ГЛАДИАТОР», то есть слово, которым ранее называли самого Христа, см. выше. Сказано далее, что Коммод обтер окровавленную руку о свою голову. Следовательно, на его голове появилась кровь Гладиатора. И опять-таки мы узнаём в этой сцене хорошо знакомый нам сюжет: Андронику-Христу «Гладиатору» нанесли серьезное ранение в голову, ему выбили правый глаз. См. нашу книгу «Царь Славян». Итак, подробности гибели Коммода неплохо ложатся на известные нам истязания Андроника-Христа.

• Наконец, приведем яркий штрих. Про Коммода известно, что «в конце концов, он был задушен НА ТРИДЦАТЬ ВТОРОМ ГОДУ ЖИЗНИ сильнейшим гимнастом, допущенным в его покой» [726:1], с. 141–142.

Но ведь Христос был распят в возрасте тридцати трех лет. Такова наиболее распространенная версия. Получаем хорошее согласование: тридцать два и тридцать три года.

7. Воскресение

В прямом виде Воскресение Иисуса в жизнеописании Коммода отсутствует. Однако слабые следы все-таки есть. Как было уже сказано, его тело бросили в Тибр, но потом извлекли из реки и захоронили в гробнице Элия Адриана, то есть Христа. См. выше. Вероятно, извлечение тела императора и его перезахоронение и является смутным отражением идеи Воскресения. Напомним, что Иисус был похоронен в гробнице, но через три дня его тело исчезло из гроба, и он вознесся на небо. Более подробно о перезахоронении императора Коммода говорит Элий Лампридий.

«По приказу Пертинакса, прокуратор наследственного имущества императора Ливий Лавренс выдал намеченному в консулы Фабию Хилону труп Коммода, и последний был погребен ночью. В сенате поднялись крики: "По чьему распоряжению похоронили его? Вытащить из могилы злодея, тащить его! " Цингий Север сказал: "Незаконно похоронили его… Я предлагаю уничтожить все то, что принудил нас постановить в его честь человек, живший только на погибель гражданам и на позор себе. Статуи, стоящие повсюду, следует уничтожить, имя его выскоблить со всех памятников – частных и государственных, а месяцы пусть носят те названия, какие они носили раньше, когда это бедствие еще не обрушилось на государство"» [140:1], с. 72.

Здесь снова проступают следы евангельского рассказа о захоронении Христа. В самом деле.

• Элий Лампридий говорит, что РИМСКИЙ ПРОКУРАТОР ВЫДАЛ ТЕЛО КОММОДА НЕКОЕМУ ХИЛОНУ, КОТОРЫЙ НОЧЬЮ И ПОХОРОНИЛ КОММОДА. Но ведь это – евангельский рассказ о Иосифе Аримафейском, похоронившем Иисуса по разрешению прокуратора Понтия Пилата. В Евангелиях сказано: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Матфей 27:57–60).

В обеих версиях – евангельской и римской – говорится о РИМСКОМ ПРОКУРАТОРЕ, давшем разрешение на захоронение, и потом выдавшем просителю труп царя.

• «Античная» версия говорит далее, что в сенате поднялся шум – многие возмущались таким захоронением Коммода, объявляли его незаконным. И вновь мы наталкиваемся на соответствие с Евангелиями. Напомним, что иудеи, узнав о захоронении Иисуса, явились к Пилату и стали требовать, чтобы тот поставил стражу у гроба, дабы ученики не украли тело Христа. Пилат отказался удовлетворить их просьбу и предложил иудеям самим заняться охраной гробницы (Матфей 27:62–66). Таким образом, в обеих версиях вокруг захоронения Коммода-Христа кипят страсти. Одни люди уважительно хоронят императора, а другие возмущены этим и кричат о нарушении закона.

• Римские источники сообщают, что враги Коммода требовали «вытащить из могилы злодея!» Вероятно, это – отражение евангельского сообщения о Воскресении Иисуса: Его тело исчезло из гробницы. Когда две Марии пришли к гробу Христа, они увидели Ангела, сидевшего на камне, отваленном от входа в гробницу. Он сказал женщинам: «Вы ищете Иисуса распятого. ЕГО НЕТ ЗДЕСЬ – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Матфей 28:5–6).

• Далее римские источники сообщают, что имя императора Коммода было выскоблено с частных и государственных памятников, статуи разрушены. Картина ясна. Здесь проступают события кровавого мятежа в Царь-Граде, в результате которого Андроник Комнин был убит, столица подверглась разорению, имя императора некоторые люди попытались предать забвению. Это не удалось.

8. Неистовое постановление сената о Коммоде-Христе

В целом мы описали соответствие между императорами Коммодом и Андроником-Христом. На этом можно было и завершить данную главу. Но мы не смогли пройти мимо яркого сюжета, хорошо раскрывающего мятежную атмосферу клокотавшую вокруг личности Андроника-Христа в 1185 году Речь пойдет о ПОСТАНОВЛЕНИИ СЕНАТА, специально посвященном Коммоду. Каждая его строка пропитана ненавистью. Иначе как истеричным этот текст не назовешь. Его писали люди, явно не владевшие собой, откровенно выплескивавшие свои эмоции на бумагу. Перед этим скандальным постановлением бледнеют резко отрицательные высказывания в адрес Иисуса, дошедшие до нашего времени в старинных раввинских иудейских текстах [307]. Надо полагать, что постановление сената, которое мы сейчас полностью процитируем, родилось именно в среде царь-градских книжников и первосвященников, люто ненавидевших Иисуса, согласно Евангелиям, и приложивших максимум усилий, дабы убить Его.

Истинный смысл сенатского документа становится понятным лишь сейчас, после наших исследований. Оказывается, это – громкий голос евангельских врагов Христа, дошедший до нашего времени на страницах «античных классиков». Позднейшие редакторы запутались в истории и забыли, что тут говорится об Иисусе. Знали бы – уничтожили бы документ.

Стоит отметить, что ни о каком другом римском императоре не сохранилось документов подобного, столь ярко отрицательного стиля. Конечно, много негативного писали о Нероне, Калигуле и других. Но во всех этих случаях эмоции были куда сдержаннее. Не было такой яростной, даже личной, ненависти к правителю. В случае с Коммодом сенаторы и его противники, попросту, теряют над собой контроль. Такой фанатизм, вероятно, имеет религиозную основу. Если Коммод – это отражение Христа, то картина проясняется. Сторонники и противники христианства разделились по религиозному признаку. Противники люто ненавидели.

Коммода-Христа постоянно именуют в данном сенатском постановлении ГЛАДИАТОРОМ. Многократно повторяется призыв «тащить крюком» тело императора. Сенаторы призывают растерзать труп Коммода. Каждое предложение кончается восклицательным знаком. Обращают на себя внимание многочисленные повторы одних и тех же лозунгов. Может быть, данный документ впитал в себя крики толпы, которая, согласно Евангелиям, требовала казни Иисуса. В Евангелиях эта сцена описана довольно скупо, а вот обсуждаемый сейчас «античный» текст более подробен. Таким образом, нам, вероятно, предоставилась возможность глубже проникнуть в события, кратко описанные в Евангелиях.

Итак, приведем «сенатское постановление» целиком. Цитируем Элия Лампридия.

«Возгласы в сенате после смерти Коммода были грозные. Чтобы знали, какого мнения был сенат о Коммоде, я приведу выписанные мною из книги Мария Максима самые возгласы и текст постановления сената.

"У врага отечества отнять все почести, у злодея отнять почести, тащить труп злодея! Враг отечества, ЗЛОДЕЙ, ГЛАДИАТОР, ПУСТЬ БУДЕТ РАСТЕРЗАН В СПОЛИАРИИ. Враг богов – палач сената, враг богов – убийца сената, враг богов – враг сената! ГЛАДИАТОРА – В СПОЛИ АРИЙ!

Кто убивал сенат – того бросить в сполиарий, кто убивал сенат – того тащить крюком, что убивал безвинных – того тащить крюком: он – враг и злодей! Верно, верно! Кто не щадил даже своих единокровных – того тащить крюком! Кто намеревался убить тебя – того тащить крюком!

Вместе с нами ты испытывал страх, вместе с нами ты подвергался опасности! О, Юпитер всеблагой величайший, сохрани нам Пертинакса, чтобы мы были невредимы! Честь и слава верности преторианцев! Честь и слава преторианским когортам! Честь и слава римскому войску! Честь и слава благочестию сената! Злодея – тащить!

Мы просим тебя, Август, – пусть тащат злодея! Услышь нас, Цезарь! Доносчиков – львам! Услышь нас, Цезарь: Сперата – львам! Честь и слава победе римского народа! Честь и слава верности воинов! Честь и слава верности преторианцев! Честь и слава преторианским когортам!

Долой отовсюду статуи врага, отовсюду статуи злодея, отовсюду статуи ГЛАДИАТОРА! Сбросить статуи ГЛАДИАТОРА и злодея! Убийцу граждан тащить, злодея тащить! Статуи ГЛАДИАТОРА сбросить! Пока ты жив, и мы живы и невредимы! Верно, верно, да, верно, да, достойно, да, верно, да, свободно!

Теперь мы невредимы – страх доносчикам! Чтобы мы были невредимы – страх доносчикам! Ради нашей безопасности – доносчиков вон из сената, доносчикам – палки! Пока ты жив, доносчиков – львам! В твое правление доносчикам – палки!

Пусть исчезнет память о ЗЛОДЕЕ-ГЛАДИАТОРЕ, сбросить статуи ЗЛОДЕЯ-ГЛАДИАТОРА! Пусть исчезнет память о грязном ГЛАДИАТОРЕ! ГЛАДИАТОРА в сполиарий! Услышь нас, Цезарь: палача тащить крюком! Палача сената тащить крюком по обычаю предков! Он свирепее Домициана, грязнее Нерона! Так он поступал, и так да воздастся ему! Да сохранится память о безвинно погубленных! Просим восстановить честь невинных!

Труп злодея тащить крюком, труп ГЛАДИАТОРА тащить крюком, труп ГЛАДИАТОРА бросить в сполиарий! Опроси нас, опроси нас, мы все предлагаем – тащить его крюком. Кто всех убивал – того тащить крюком! Кто убивал людей любого возраста – того тащить крюком! Кто убивал людей того и другого пола – того тащить крюком! Кто не щадил даже своих единокровных – того тащить крюком! Кто грабил храмы – того тащить крюком! Кто уничтожал завещания – того тащить крюком! Кто грабил остающихся в живых – того тащить крюком! Мы были рабами рабов! Кто за право жизни требовал плату – того тащить крюком! Кто, даже получив плату за право жизни, нарушал обещание – того тащить крюком! Кто продал сенат – того тащить крюком. Кто у детей отнимал наследство, того тащить крюком! Наушников – вон из сената! Доносчиков – вон из сената! Кто подучивал рабов доносить – тех вон из сената! И ты разделял с ними страх, ты все знаешь, ты знаешь честных и дурных! Ты все знаешь, ты все исправь! Мы боялись за тебя! О, какое счастье для нас видеть тебя, настоящего императора! Доложи о злодее, доложи, опроси нас! Мы просим твоего присутствия! Безвинно убитые лишены погребения – тащить труп злодея! Злодей вырыл трупы погребенных – тащить труп злодея!"» [140:1], с. 71–72.

Тем самым, мы обнаружили новые интересные свидетельства о событиях, напрямую связанных с распятием Андроника-Христа в 1185 году. Они проливают новый свет на эту бурную эпоху.

По-видимому, еще один «античный» римский император, а именно, Антонин Гелиогабал, является отражением Андроника-Христа. Причем жизнеописание Гелиогабала выдержано в тех же резко отрицательных (и даже истеричных) тонах, что и «биография» Коммода. Обсудим эту тему подробнее.

9. Гелиогабал как еще одно «негативное» отражение Андроника-Христа

Жизнеописание Гелиогабала у хрониста Элия Лампридия во многом следует «биографии» императора Коммода. Скалигеровская версия считает, что Антонин Гелиогабал правил в 218–222 годах н. э. Его звали также Барием, рис. 2.4. Это имя практически совпадает с именем ВЕР. Кстати, мы уже показали, что Элий Вер является отражением Андроника-Христа.

Рис. 2.4. Император Гелиогабал (якобы). Мрамор. Рим, Капитолийские музеи. Взято из [874], илл. 46.


• ИМПЕРАТОР ГЕЛИОГАБАЛ И БОГ ГЕЛИОГАБАЛ. – Варий Гелиогабал был «жрецом Гелиогабала, или Юпитера, или Солнца… Прежде он назывался Варием, а затем Гелиогабалом, потому что был жрецом БОГА ГЕЛИОГАБАЛА, которого он привез с собой из Сирии и которому он воздвиг храм» [140:1], с. 134.

Еще мальчиком Гелиогабал «был посвящен в главные жрецы бога солнца, Эл(а) – Габала. Красивый мальчик в пышном жреческом одеянии нравился сирийским легионам, и благодаря золоту и интригам бабки он был ими провозглашен императором, едва достигнув 14 лет от роду» [988:00].

Действительно, Андроник-Христос отождествлялся верующими с Солнцем = Гелиосом. Имя Гелиос явственно звучит в имени Гелио-Габал. Итак, получается, что Гелиогабал фактически отождествлялся с Богом Солнцем или Юпитером. В повествовании Элия Лампридия имя Гелиогабал прилагается то к императору, то к солнечному богу.

Возникающая путаница легко объяснима: Иисус был Богом, принявшим на некоторое время облик человека. Следовательно, мы фактически сталкиваемся здесь с евангельской точкой зрения. Поздние хронисты, забыв подлинную историю, уже путались: кем же все-таки был Гелиогабал – Богом или человеком?

• БЕГСТВО СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА В ЕГИПЕТ. – Про юность Гелиогабала историк Секст Аврелий Виктор сообщает следующее: «Он, по смерти отца, опасаясь козней, укрылся, как в убежище, в святилище Солнца, которое сирийцы называют Гелиогабалом; отсюда он и получил такое прозвище» [726:1], с. 99. Скорее всего, это – отражение бегства юного Иисуса, Марии и Иосифа в библейский Египет. То есть, согласно нашим результатам, на Русь. Недаром сказано, что Гелиогабал бежал в Сирию. Сирия = Ассирия – это еще одно отражение Руси-Орды на страницах «античных классиков».

• ПРОЧНЫЕ СВЯЗИ ГЕЛИОГАБАЛА С СИРИЕЙ-РУСБЮ. – Согласно Евангелиям, Иисус был объявлен Царем Иудейским сразу после рождения. Это согласуется с тем, что Гелиогабал стал императором, будучи еще мальчиком. Далее, говорится, что Гелиогабал нравился именно Сирийским легионам и привез нового Бога из Сирии: «Перевезя в Рим изображение этого божества, он поместил его во внутренних покоях своего дворца» [726:1], с. 99. Все верно. Как мы показали в книге «Царь Славян», Андроник-Андрей родился на Руси (Сирии), долгое время жил там и лишь затем отправился в Царь-Град = Иерусалим. Потом враги императора обвиняли его в том, что он окружил себя «варварами-скифами». Отождествление библейской Сирии = Ассирии с Русью см. в нашей книге «Библейская Русь».

Ранее мы показали, что Андроник-Христос, прибыв из Руси в Царь-Град, ввел некоторые новые обычаи, в том числе и в одежде. Например, именно благодаря ему, царь-градцы стали носить штаны. См. подробности в книге «Царь Славян». Некоторые встретили подобные нововведения в штыки, обвиняли императора в приверженности «варварским» обычаям. Аналогичные события происходят и при Гелиогабале. Например, Геродиан сообщает, что, двинувшись из Сирии (Руси) в Рим, он украшал «себя золочеными пурпурными тканями, ожерельями и браслетами, надев корону в виде тиары, отделанную золотом и драгоценными камнями. Ко всякой римской и греческой одежде он испытывал презрение, говоря, что она сделана из шерсти, ткани дешевой. Меза, видя это, сильно огорчалась; настаивая, она пыталась уговорить его переодеться в римскую одежду, однако упрямый юнец твердо решил заставить гордых римлян смириться с варварской одеждой их нового императора…

Говорят, он первый из римлян стал носить одежду из чистого шелка – в то время уже употреблялись полушелковые. Он никогда не носил стиранное белье и называл нищими тех, кто пользовался стиранными полотнами» [874], с. 164, 145.

Отсюда всплывает любопытная картина. Гелиогабал-Андроник прибыл, оказывается, из Руси (Сирии) в Новый Рим (Царь-Град) в роскошных одеждах. В их описании мы узнаём богатые одеяния русско-ордынских царей. Золото, пурпур, драгоценные камни и прочее. Русь-Орда была богатой страной. Напротив, гордые римляне и греки одевались, как нам говорят, куда скромнее (провинции Империи были, ясное дело, беднее). Поэтому у них и вызвало раздражение бросающееся в глаза богатство прибывшего царя и свиты. А тем более им не понравилось введение новых скифских одежд (например, штанов).

Между прочим, становится понятно замечание о полностью шелковых одеждах, также введенных Гелиогабалом. Как мы уже обсуждали в книге «Новая хронология Руси», русские воины специально носили шелковые одежды, дабы во время походов, когда трудно помыться в банях, не заводились вредные насекомые. Шелк отпугивает вредителей.

Далее, «он первый завел серебряные самоварящие сосуды» [140:1], с. 142. Мы сразу узнаём здесь известные русские самовары.

Вновь и вновь Элий Лампридий возвращается к, вероятно, болезненной для него теме вызывающей (для царь-градцев) роскоши двора Гелиогабала, то есть Андрея Боголюбского (Христа). «Он носил тунику – всю в золоте, носил и пурпурную, носил и персидскую (прусскую – Авт.) – всю в драгоценных камнях… Он носил на обуви драгоценные камни, притом разные. Это вызывало общий смех: разве можно было видеть резьбу знаменитых мастеров на драгоценных камнях, приделанных к обуви? Он любил надевать и диадему, украшенную драгоценными камнями… В своем дворце, в саду он устроил летом снежную гору, привезя снег издалека» [140:1], с. 144.

Все ясно. Часть царь-градской знати взирала с завистью и недовольством на богатства ордынского царя-хана, прибывшего из Руси-Орды. Они никак не могли смириться с тем, что ордынские цари носили не только роскошные одежды, но и роскошную обувь, украшенную драгоценными камнями. А также дорогие диадемы. Любопытно, что Гелиогабал-Андрей иногда устраивал летом снежные горы в саду, завозя снег. Наверное, в воспоминание о снежных русских зимах. Каких в Царь-Граде не бывает.

• РАССКАЗЫ О ЯКОБЫ НЕЗАКОННОМ РОЖДЕНИИ ГЕЛИОГАБАЛА ОТ РАСПУТНИЦЫ-МАТЕРИ. – Элий Лампридий продолжает: «Этот Гелиогабал был в такой степени послушен своей матери Симиамире, что во всех государственных делах руководился ее волей, а она жила во дворце наподобие блудницы и делала всевозможные мерзости; она находилась в позорной связи с Антонином Каракаллой и таким образом, как обычно считается, был зачат этот Варий, или Гелиогабал. Некоторые говорят, что и самое имя Варий было дано ему… по той причине, что, рожденный от блудницы, он, по-видимо-му, был зачат от семени разных отцов» [140:1], с. 134–135.

И далее Элий Лампридий называет Семиамиру «порочнейшей женщиной» [140:1], с. 142.

В очередной раз мы сталкиваемся с негативным описанием Девы Марии как блудницы, будто бы опозорившей себя порочными связями. И вновь звучит хорошо знакомая нам тема о незаконном рождении Гелиогабала-Христа в результате «блуда». Все это мы уже знаем, например, по жизнеописанию Коммода и по раввино-иудейским источникам, скептически говорящим о «мамзере» Христе. Здесь же звучит сильно искаженная тема Непорочного Зачатья: про Гелиогабала сказано, что фактически неизвестен его отец (дескать, зачат от семени разных отцов).

Между прочим, имя СЕМИАМИРА (или Соэмиада [874], с. 166) матери Гелиогабала, возможно, близко к имени МАРИЯ. Так звали Богородицу, мать Иисуса.

• ВСТУПЛЕНИЕ ХРИСТА-ГЕЛИОГАБАЛА В ИЕРУСАЛИМ И ВВЕДЕНИЕ НОВОЙ РЕЛИГИИ. – Согласно Евангелиям, Иисус вступает в Иерусалим под восторженные приветствия народа и затем фактически вводит новую религию взамен прежней. Это вызвало ярость многих иудеев и первосвященников. Аналогично, Элий Лампридий сообщает о похожих событиях. «Достигнув императорской власти, он (Гелиогабал – Авт.) отправил вестников в Рим. Все сословия, даже весь народ был воодушевлен именем Антонина… У ВСЕХ ПОЯВИЛОСЬ СТРАСТНОЕ ЖЕЛАНИЕ ПОСКОРЕЕ УВИДЕТЬ ЕГО. Шла о нем, кроме того, и молва… Антонин был провозглашен государем, все желали его и ревностно верили в него… Но как только Гелиогабал вступил в Рим… он освятил Гелиогабала (то есть бога – Авт.) на Палатинском холме, возле императорского дворца, и построил ему храм. Он стремился перенести в этот храм и лепное изображение Матери богов, и огонь Весты, и Палладий, и священные щиты, словом – все, что глубоко чтят римляне. ОН ДОБИВАЛСЯ ТОГО, ЧТОБЫ В РИМЕ ПОЧИТАЛСЯ ТОЛЬКО ОДИН БОГ ГЕЛИОГАБАЛ. Кроме того, он говорил, что сюда надо перенести религиозные обряды иудеев и самаритян, а равно и христианские богослужения для того, чтобы жречество Гелиогабала держало в своих руках тайны всех культов» [140:1], с. 135.

Здесь, вероятно, рассказано о вступлении императора Андроника-Христа в Иерусалим = Царь-Град и о его нововведениях.

• КОРОНОВАНИЕ ДЕВЫ МАРИИ. – В христианской традиции известен сюжет под названием «Коронование Девы Марии», рис. 2.5, 2.6. По-видимому, отражение этого события имеется и в «биографии» Гелиогабала. «На первое же заседание сената он велел вызвать свою мать. Прибыв туда, она была приглашена к сидениям консулов и присутствовала при редактировании… Гелиогабал был единственным из императоров, при котором женщина вступила в сенат со званием светлейшей, словно мужчина» [140:1], с. 135.

• РЕФОРМЫ ГЕЛИОГАБАЛА-ХРИСТА ВЫЗВАЛИ ЯРОСТНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ. – Элий Лампридий сообщает: «Унеся внутреннее хранилище, он надругался над святынями римского народа. Он хотел погасить вечный огонь. Он хотел уничтожить не только римскую религию, но и другие религии на всем земном круге; он стремился к единой цели – чтобы повсюду поклонялись богу Гелиогабалу. Оскверненный всякой нравственной грязью, он вместе с теми, кто его осквернял, ворвался в святая святых Весты, куда имеют доступ только девы-весталки и понтифики… Он унес какую-то статую, которую он принял за Палладий, и, связав ее золотыми цепями, поставил ее в храме своего бога… Жалобными криками и воем сирийского культа он изображал из себя Саламбо… Всех богов он называл служителями своего бога…» [140:1], с. 136–137. И так далее. Этими гневными восклицаниями в адрес Гелиогабала заполнены примерно две страницы.

Рис. 2.5. Коронование Марии Иисусом Христом. Лоренцо Монако. Якобы XV век. Взято из [194], с. 55, илл. 54.


По-видимому, это – бурная отрицательная реакция первосвященников на реформы императора Андроника-Христа, в том числе и в области религии. Гелиогабала объявили сумасшедшим.

• ГЕЛИОГАБАЛ КАК ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ЦАРЬ ИРОД. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ. – Мы уже знаем, что некоторые летописцы путали Христа с царем Иродом. Тот же эффект обнаруживается и в жизнеописании Гелиогабала. В предыдущих фрагментах жизнеописания Гелиогабал является отражением Андроника-Христа. Однако затем, после описанных выше реформ Гелиогабала, Элий Лампридий переходит к явно другому по своему характеру фрагменту «биографии» императора. Как мы сейчас увидим, здесь под именем Гелиогабала описывается уже царь Ирод.

«Гелиогабал приносил и человеческие жертвы, выбирая для этого по всей Италии знатных и красивых мальчиков, у которых были живы отец и мать, – думаю для того, чтобы усилить скорбь обоих родителей. При нем находились и ежедневно действовали всякого рода маги» [140:1], с. 137.

Рис. 2.6. Короновании Марии. Джованни даль Понте. Взято из [194], с. 58, илл. 61.


Вероятно, тут сказано о евангельском избиении младенцев в Вифлееме по приказу Ирода. Кстати, упомянуты маги. Наверное, это отражение евангельских Волхвов-Магов, которые как раз в это время появились перед царем Иродом и сообщили ему о рождении Младенца Иисуса – нового Царя Иудейского. Именно после беседы с Магами-Волхвами царь Ирод и отдал приказ перебить вифлеемских младенцев, дабы избавиться от соперника.

• В СЛЕДУЮЩЕМ ФРАГМЕНТЕ: ГЕЛИОГАБАЛ – ЭТО ЦАРЬ ИРОД, А ЕГО ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ АЛЕКСАНДР – ЭТО АНДРОНИК-ХРИСТОС. ГЕЛИОГАБАЛ ПРЕСЛЕДУЕТ ЮНОГО АЛЕКСАНДРА. -Как мы сейчас увидим, у Гелиогабала (вероятно, здесь – Ирода) есть младший двоюродный брат Александр (здесь – Христос), которого Гелиогабал пытается убить, рис. 2.7. Однако Александр спасается вместе с матерью. По-видимому, это – отражение бегства Святого Семейства в Египет. Мы вновь цитируем Элия Лампридия. Между прочим, имя Александр включает в себя АНДР, что может быть в данном случае отражением имени Андроника-Христа.

«Зародилась мысль убить его (Гелиогабала – Авт.)… Воины не могли больше переносить, что такая язва прикрывается именем императора: они стали вести об этом речи сначала наедине между собой, а затем и в кружках, все более склоняясь на сторону Александра, которого сенат к тому времени уже провозгласил Цезарем, и который был двоюродным братом Антонина по матери: Вария была их общей бабкой, поэтому Гелиогабал и назывался Варием…

Рис. 2.7. Император Александр Север (якобы). Мрамор. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Взято из [874], илл. 47.


Среди непотребств своей бесстыдной жизни он приказал удалить от себя Александра, которого он усыновил, говоря, что раскаивается в этом усыновлении, и поручил передать сенату, чтобы у Александра было отнято имя Цезаря. Однако, когда в сенате было сообщено об этом, воцарилось глубокое молчание. Действительно, Александр был очень хорошим юношей, что впоследствии было доказано его правлением; своему приемному отцу он не нравился тем, что не был бесстыдником; он был любим воинами, мил сенату и сословию всадников. Однако Гелиогабал в своей ярости не остановился даже перед попыткой осуществить свое подлое желание: он даже подослал к нему убийцу… Он приказал убить этого превосходного, столь необходимого для государства юношу…

Ничего не могут сделать бесчестные против невинных… Все воины воспылали гневом; часть их устремляется в Палатинский дворец, часть в сады, где находился Варий, чтобы отомстить за Александра, а этого грязного человека, человека с душой братоубийцы, убрать, наконец, из государства. Придя в Палатинский дворец, они затем увели с собой в лагерь Александра с матерью и бабкой, чтобы тщательным образом охранять их. За ними последовала пешком и Семиамира, мать Гелиогабала, беспокоясь за своего сына» [140:1], с. 139–140.

Сказано о плохом царе Гелиогабале (Ироде?), который стремится совершить подлое дело – убить юного Александра (Иисуса?). Однако Александр спасается. Его увозят вдаль, причем вместе с ним бежит и Семиамира. Выше мы уже отмечали, что Семиамира частично является отражением Богоматери. Так что, скорее всего, тут описано евангельское бегство Святого Семейства в Египет. Мария с Иисусом и Иосифом спасаются от Ирода.

• СТРАШНАЯ ГИБЕЛЬ ГЕЛИОГАБАЛА. – Далее Элий Лампридий рассказывает о зверском убийстве царя Гелиогабала восставшими солдатами. В этом фрагменте текста Гелиогабал – вновь Андроник-Христос. И речь идет о кровавом мятеже в Царь-Граде, когда был убит император Христос. Мы цитируем.

«Воины, и главным образом преторианцы… сговорились между собой и составили заговор с целью освободить государство (от Гелиогалаба – Авт.). Прежде всего были умерщвлены различными способами соучастники его разврата, одних убили, отрубив им необходимые для жизни органы, другим пронзили нижнюю часть тела, чтобы их смерть соответствовала образу их жизни.

После этого бросились на Гелиогабала и убили его в отхожем месте, куда он бежал. Затем на виду у всех тащили его труп. Воины – в виде последнего надругательства – хотели бросить его труп в клоаку. Но так как оказалось, что эта клоака не могла вместить его, его сбросили с Эмилиева моста в Тибр, привязав к нему груз, чтобы он не всплыл на поверхность И НИКОГДА НЕ МОГ БЫТЬ ПОХОРОНЕН. Но прежде чем сбросить труп в Тибр, его протащили по всему пространству цирка. Его имя, то есть имя Антонина… было по приказу сената отовсюду соскоблено и осталось имя Вария Гелиогабала. После смерти его называли Тиберином, Протащенным, Грязным и многими другими именами… Он – единственный из государей, чей труп тащили по улицам, кинули в клоаку и сбросили в Тибр. Этот позор выпал на его долю вследствие общей ненависти, которой особенно должны остерегаться императоры, так как те, кто не заслуживает любви сената, народа и воинов, НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ ДАЖЕ ПОГРЕБЕНИЯ. Не имеется никаких общественных сооружений, которые были бы созданы им, кроме храма бога Гелиогабала, которого одни называют Солнцем, а другие – Юпитером» [140:1], с. 141–142.

Описание казни Гелиогабала близко к рассказам о гибели Коммода. Сенаторы кричали: «Хуже Коммода один только Гелиогабал» [140:1], с. 153. В случае с Коммодом мы показали, что эти события являются отражениями страданий и смерти императора Андроника-Христа. Мятеж был кровавым и казнь царя была страшной. Получается, что цитированное выше описание расправы над Гелиогабалом принадлежит перу его ярых противников. Отсюда и ненависть.

Сказано и про заговор, сложившийся против Гелиогабала (Христа). Действительно, мятеж в Царь-Граде против Андроника был результатом заговора, см. книгу «Царь Славян».

В описании гибели Гелиогабала звучит тот же мотив, что и в «биографии» Коммода (хотя более глухо). А именно, подчеркивается, что Гелиогабал НЕ БЫЛ ПОХОРОНЕН и, более того, дескать, НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ ПОГРЕБЕНИЯ. В жизнеописании Коммода-Христа этот мотив выражен ярче и является на самом деле отражением догмата о Воскресении Христа. Только сильно искаженным.

• ХРИСТОС СПАСАЕТ ГРЕШНИЦУ. – Обращает на себя следующий сюжет в жизнеописании Гелиогабала. «Говорят, он выкупил пользовавшуюся большой известностью красавицу-блудницу за сто тысяч сестерциев и оберегал ее как девственницу, не позволяя прикасаться к ней» [140:1], с. 148.

Здесь, вероятно, звучит след евангельской встречи Христа с женщиной, обвиненной в прелюбодеянии. Ее хотели побить камнями, но Иисус воспрепятствовал, сказавши: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Иоанн 8:7). Люди устыдились и разошлись, после чего Иисус сказал женщине: «Иди и впредь не греши» (Иоанн 8:11). Тем самым, Иисус как бы запретил людям прикасаться к блуднице, спас ее от града камней.

• «МЕРЗОСТИ». – Как и в случае с Коммодом, жизнеописание Гелиогабала в значительной мере состоит из описания «невероятно мерзостного поведения царя». Это – отражение уже хорошо знакомого нам отрицательного отношения к Андронику-Христу со стороны его врагов.

• АЛЕКСАНДР СЕВЕР И АНДРОНИК-ХРИСТОС. – Из обнаруженных нами соответствий вытекает, что Александр Север, которого стремился убить Гелиогабал-Ирод, является еще одним отражением Андроника-Христа. По крайней мере частично. Мы подробно проанализируем «биографию» Севера в дальнейших публикациях. Здесь скажем лишь, что его рождение было ознаменовано вспышкой звезды. То есть, как мы теперь понимаем, Вифлеемской звезды. Вот что сообщает Элий Лампридий: «Говорят, что в течение всего первого дня после его рождения в Цезаревой Арке была видна звезда первой величины и солнце над домом его отца было окружено блестящим венцом» [140:1], с. 156.

Между прочим, про Александра Севера сообщается, что он родился в Сирии, в городе Цезарея или Арка [726:1], с. 99.

Итак, мы показали, что императоры Коммод и Гелиогабал являются отражениями Андроника-Христа, причем в скептической версии, уже знакомой нам по раввино-иудейским источникам [307].