Вы здесь

Христианство. Его термины, символы и атрибуты. Б (В. И. Южин)

Б

Багряница – Братия


Багряница

Багряница (роба) – ярко-красное или пурпурное одеяние, носимое первыми лицами церкви как один из символов страданий Христа в претории и, следовательно, символ страстей Господних. «Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздевши Его, надели на Него багряницу… И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Мф. 27:27–31).


Баптисты




Баптисты, т. е. крещенцы (от греческого baptizo – крестить) – общее название имеющей много подразделений протестантско-христианской секты, отвергающей принятую форму крещения и полагающей, что единое истинное крещение есть то, которое установлено ею. разновидность протестантизма. Первая баптистская община в Англии была основана в 1633 г. Уже шесть лет спустя Роджер Виллиамс перенес баптизм в Америку и основал там небольшой штат Род-Айленд, все жители которого принадлежали первоначально к этой секте. В наши дни наибольшее число баптистов живет в США. В России баптизм распространился в 60-х годах XIX в.

Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крещение совершают над взрослыми.

1-м Всемирным съездом христиан-баптистов в Лондоне в 1905 г. в качестве основы вероучения был утвержден Апостольский Символ веры, а также сформулированы следующие принципы:

1. Библия – единственный непогрешимый авторитет в делах веры и практической жизни. (Sola Scriptura).

2. Церковь должна состоять только из духовно возрождённых людей. Баптисты разделяют общепротестантское мнение о единой вселенской (невидимой) церкви.

3. Крещение и Вечеря Господня преподаются только возрождённым людям.

4. Независимость поместных общин в духовных и практических вопросах (конгрегационализм).

5. Равноправие всех членов поместной общины, всеобщее священство.

6. Свобода совести для всех верующих и неверующих.

7. Отделение церкви от государства.


Бес, бесы




У языческих славян словом «бес» обозначало высшее враждебное для людей существо: слово «бог», по всей вероятности, употреблялось в значении доброго божества, Белбога, а бес – в значении Чернобога. После принятия христианства древние эти слова не были забыты, но только изменили свое значение: первое стало обозначать Бога христианского, второе же – дьявола. У христианских летописцев этим же словом обозначаются вообще языческие божества. Славяне язычники верили, что земля в продолжение всей зимы остается под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода. Они, вероятно, тогда не имели еще значения представителей нравственного зла, получили же это значение только под влиянием христианства и в особенности богомильского учения.


Библия




Библией в христианской церкви называется собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Св. Духа через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Библия – это собрание 66 отдельных книг. Она разделяется на два отдела – Ветхий завет и Новый завет. К первому принадлежат книги, написанные в дохристианское время на еврейском языке и чтимые священослужителями, как у евреев, так и у христиан. Ко второму принадлежат книги, написанные на греческом языке боговдохновенными мужами церкви христианской – апостолами и евангелистами. Библия уже сама по себе является символом принадлежности к христианству, символом сокровенного знания и Божественной мудрости, поэтому ее изображение, нередко рядом со свечой и чашей (потиром) часто присутствует в христианской литературе. В наш прагматичный век это название приобрело также значение некоего всеобьемлющего труда, охватывающего полный комплекс знаний по какому-либо предмету; так шквалом пошли всевозможные «библии» пользователей разных компьютерных программ; появились «библии» поваров, барменов и даже алкоголиков, что вовсе не делает чести нынешним писакам и их издателям.


Благословение

Благословение – так называют: 1) славословия, которые человек возносит к Создателю, воздавая ему хвалы за Его неизреченную благость («благословен Бог Наш всегда ныне и присно…», и пр.); 2) пожелания успеха, счастья, долголетия человеку. Обычай благословлять людей ведет начало из глубокой древности. У древних евреев он состоял в поднятии десницы или обеих рук и в возложении их на главу благословляемого (Быт, XL–VIII, 14, Лев. IX, 22). Такой же видимый знак употреблял и Иисус Христос, когда благословлял некоторых детей (от Map. X, 16) и всех учеников при Своем вознесении на небо (от Луки, XLIV, 50). Но христианская церковь издревле установила, чтобы архиереи и священники преподавали благословение десницею (первые могут и обеими руками), слагая персты так, чтобы ими означались начальные две буквы имени Иисуса Христа (IС. ХС.), и возлагая ее сперва на чело, потом на чрево, на правое и затем левое плечо, изображая через это крестное знамение. Благословением брачным церковь освящает вступление в супружеский союз. Благословением патриарха, Синода, владыки строятся и освящаются храмы, начинаются священнодействия и проч.


Благоверный

Благоверный – то же, что и правоверный, т. е. исповедующий истинную веру. Употреблялся в России при церковном богослужении как титул членов императорской фамилии, исповедующих православную веру. Император же Всероссийский как верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния (Осн. Зак., 42) именовался Благочестивейшим.


Благовещение

Благовещение Пресвятой Богородицы – христианский праздник, посвященный воспоминанию возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от нее Бога Слова (Лк. 1:26–38). Празднуется 25 марта (7 апреля по н. стилю). В православной церкви входит в число Богородичных двунадесятых праздников. Церковное празднование зависит от времени, в которое случится этот праздник. Если он случится прежде Лазаревой субботы, церковь празднует его три дня; если в эту субботу – два; если в Страстную или Светлую седмицы – один день. Но по величию праздника он не отменяется даже и в Пасху, и пост ради этого праздника ослабляется. Поэтому VI Вселенский собор 52-м правилом постановил в день Благовещения совершать литургию св. Иоанна Златоуста, и не прежде освященных даров, которая совершается в Великом посту. И в народе день Благовещения считается величайшим праздником, в который должны быть общий покой и радость. Праздник Благовещения принадлежит к древнейшим праздникам в честь Богородицы. Мы имеем указания на него от IV века.


Благовест

Благовест – звон в колокол для извещения о начале богослужения перед церковной службой и во время службы по определению церковного устава. Устав определяет характер звона в известные дни, напр., благовест к великопостному богослужению бывает косный и медленный, а в большие праздники – более продолжительный и менее косный. Иногда уставом указывается и самый колокол для благовеста, напр., в простые дни Великого поста благовест производится в средний, простодневный колокол, а в Пасху «ударяют в великий кампан». В некоторых случаях церковный устав определяет даже и количество ударов в колокол, напр., при начале третьего часа «кандиловжигатель взем благословение у настоятеля, и, сотворив поклон, изшед ударяет в кампан трижды, а пред великим повечерьем бьет в било двенадцать раз».


Благодать

Благодать – богословское понятие; так называется божественная сила, даруемая от Бога человеку для спасения. Греховность всех людей как потомков Адама и неспособность их собственными силами загладить грех, примириться с Богом и совершить свое спасение, а вместе с этим и необходимость божественной благодати для спасения были с первых времен общепринятыми истинами в христианской церкви. Самое воплощение Бога-Слова всегда рассматривалось как домостроительство Божие к спасению человека: спасение падшему человеку дано Богом во Христе.


Благочиние

Благочи́ние (благочиннический округ) – в Русской православной церкви часть епархии, объединяющая группу приходов, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочинным.


Благочинный

Благочинный – административно-должностное лицо православного духовенства. Благочинные бывают двух родов: Благочинный над монастырями и Благочинный над епархиальными церквами и их причтами. И те и другие назначаются по усмотрению епархиального архиерея из кандидатов, представляемых консисторией. Смотрению благочинного над причтами поручается от нескольких окрестных церквей, которые составляют в епархии благочиннический округ. Права и обязанности Благочинного того и другого рода определяются особыми инструкциями. Обязанности Благочинного над церквами весьма сложны, и предметы, относящиеся к его деятельности, очень разнообразны.


Блаженный

См. Юродство.


Блаженны

Блаженны – этим словом в богослужебных книгах обозначаются евангельские стихи о блаженствах, обещанных Спасителем за различные добродетели: «Блаженны нищие духом…» (Матф. V, 3–12), и чаще те песнопения, которые поются на литургии за этими стихами. Поется третьим антифоном литургии (или изобразительных) в воскресенья и некоторые из праздников.


Блудница Вавилонская




Блудница Вавилонская

Гравюра Буркмайра

Аллегорический образ, впервые выведенный в «Откровении» Иоанна Богослова. Образ этой демонической женщины, восседающей с Великим Зверем и объяснение связанной с ней символики стали предметом многочисленных богословских толкований и споров. По «Откровению» ангел показал Иоанну развратную женщину «сидящую на водах многих», восседавшую на Звере, багряном, имевшем семь голов и десять рогов. Она была мерзостна; затем сам же ангел пояснил, что воды – это племена и народы, «семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть… И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час… Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями». Образ блудницы применялся еще ветхозаветными пророками применительно к Вавилону, притеснявшему израильтян. В христианскую эпоху его применили к Риму, а в Средние века начали применять даже к римскому папе, обличая его грехи. Лютер применил этот образ ко всей римско католической церкви.


Бог




Творец неба и земли и промыслитель Вселенной. Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (Откр. 1, 8). Бог существует в 3 х ипостасях: как Отец, Дух и Сын (см. Троица). Как философская категория – это существо всеблагое, милостивое и милосердное и вместе с тем карающее людей за их грехи или же милующее их вследствие праведной жизни. Бог – символ добра и совершенства и в этом качестве противостоит Злу в образе Дьявола, искушающему человека, подталкивающего людей к совершению дурных поступков (см. Дьявол). В церковной живописи Бог Отец изображается в виде Предвечнего старца, с длинными белыми волосами и развевающейся бородой и нимбом треугольной формы. См. Божественный свет.

Безусловная вера в Бога и в Св. Троицу является, одним из основных положений христианства, важнейшей составной частью Символа веры. Неверие же ставит человека за грань Церкви, несмотря на то, что внешне он будет соблюдать христианскую обрядовость.


Богоносец




Богоносец (букв. носящий в себе Бога»), употребляется как почетное наименование в приложении к святым отцам вообще; в частности, оно присваивается св. Игнатию, еп. Антиохийскому, по преимуществу, и он обыкновенно называется: Игнатий Богоносец. Он сам в своих посланиях говорит, что носит в себе Христа и в этом смысле называет себя богоносцем. Другие же видят здесь намек на сказание, что св. Игнатий и был тот ребенок, которого Иисус Христос взял на руки и показал своим ученикам как образец смирения и простосердечия (Матф. XVIII, 2–4, Марк. IX, 36). В России богоносцами называют тех, кто носит иконы на Святой неделе и в крестных ходах, собирающих на церковь с иконою на груди.


Богоотец

Богоотец – название, прилагаемое к царю и пророку Давиду, так как от его племени по плоти происходил Иисус Христос, часто и именуемый сыном Давидовым. Церковь, приняв это название, возглашает в каноне: «Богоотец убо Давид» и проч. Точно так же церковь присваивает это название св. праведным Иоакиму и Анне по причине рождения от них Матери Божией и ежедневно по окончании божественной службы, на отпуске, испрашивает исходящим из храма помилование и спасение от Господа молитвами Богородицы и св. праведного Богоотца Иоакима и Анны.


Богородица

Богородица (Богоматерь, Дева Мария) – мать Иисуса Христа. Дочь Иоакима и Анны. Жена Иосифа. Наиболее трепетный и всеобъемлющий образ христианства. Недостаток сведений о жизни Богородицы, получаемых нами из Священного Писания, обильно восполняется многими преданиями, из которых некоторые имеют несомненную печать глубокой древности и во всяком случае отражают веру христианского общества с древних времен (Подробнее см. ст. «Дева Мария – Богоматерь, Богородица»).


Богословие

Богословие – учение о Боге и по теперешнему словоупотреблению обозначает собою весь состав наук, имеющих своим предметом христианскую религию.


Богослужение

Богослужение – внешнее выражение религиозной веры в молитвах, жертвах и обрядах различного рода, что составляет необходимую принадлежность всех религий и существенную часть религии вообще. Оно во внешнем отражает внутреннее содержание самой веры и религиозное настроение души. Религиозное чувство не может не изливаться в живых проявлениях – в слове ли, в жертвах ли, или в каких-либо других действиях богопочитания; религия немыслима без культа, в котором она проявляет и выражает себя подобно тому, как душа обнаруживает свою жизнь через тело.


Богохуление, богохульство

Богохуление, богохульство – непочтение к Богу, выражаемое дерзкими словами или какими-нибудь поступками. В древности оно как особенно тяжкое преступление, по Закону Моисееву, подлежало, для природного еврея и для чужеземца смертной казни, которая совершалась через побиение камнями (Левит. 24, 10–16, 23). В царской России богохульство подлежало преследованию в уголовном порядке. После долгих лет отрицания религии в нашей стране вновь возродилось негодующее отношение к подобным проступкам, но для возбуждения уголовного преследования требуется, чтобы богохульство получило значительный общественный резонанс (см. материалы по делу о Разгроме в музее Сахарова выставки «Осторожно, религия» в Москве в январе 2003 г.).


Богоявление

Богоявление – великий двунадесятый праздник, 6 января (ст. ст.), иначе называется праздником Крещения Господня; так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна в Иордане (Матф. 3, 13–17; Марк 1, 9–11; Лук. 3, 21–22). Первое же название усвояется этому празднику потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне, и Св. Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечерие этого праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестили оглашенных, и поэтому праздник называли праздником светов, праздником просвещения.


Божественный свет (нимб, гало)




Слово «нимб» (от латинск. nimbus – букв. туча, облако) – блестящий кружок, среди которого древнегреческие и римские художники, изображая богов и героев, нередко помещали их головы, дабы через то обозначить, что это – высшие, неземные, сверхъестественные существа. (Зевса рисовали с голубым нимбом вокруг головы, Аполлона с золотым) Относительно происхождения мнения ученых расходятся. Изучение дошедших до нас памятников греческого искусства доказывает, что нимб явился в нем не ранее эпохи Александра Македонского. От греков он перешел к римлянам, в Египет, в Индию, к поклонникам Брамы и Будды и затем в христианство. В иконографии последнего нимб сделался с древнейших времен принадлежностью изображений ипостасей Пресв. Троицы, ангелов, Богоматери и святых; нередко он сопровождал также Агнца Божия и фигуры животных, служащих символами четырех евангелистов. При этом для некоторых икон установились нимбы особого рода. Таким образом, лик Бога Отца помещался среди нимба, имевшего вначале форму треугольника, а потом форму шестиконечной звезды, образованной двумя равносторонними треугольниками.




С треугольным нимбами иногда изображались также Св. Дух (в виде голубя) и Всевидящее Око. Спасителю христианская иконография присвоила преимущественно «крестовый» нимб, т. е. круглый диск с начертанным внутри него равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головой. Такой же нимб получили и символические изображения Христа, Добрый Пастырь и Агнец Божий, равно как в некоторых случаях и Св. Дух.




Впоследствии украшением подобного нимба сделались, вместо креста, три линии или три пучка лучей, исходящих из середины диска в виде радиусов. Богородицу изображали и доныне изображают с кругообразным нимбом, украшенным двенадцатью звездами, диадемой или лучезарной короной. Ангелы и святые наделяются простым, круглым нимбом, который старинные живописцы, представляя апостолов, мучеников и вообще новозаветных святых, золотили, изображая же пророков и патриархов – серебрили. См. также Нимб.


Братия

Братия – термин, обозначающий совокупность всех живущих в одном монастыре монахов. Братия вместе со своим настоятелем является юридическим лицом, которому во всей его совокупности поручается заведовать некоторыми монастырскими делами.