Вы здесь

Христианское зодчество: история и современность. ВИЗАНТИЙСКИЙ ХРАМ (Т. Г. Дорофеева, 2013)

ВИЗАНТИЙСКИЙ ХРАМ

Стиль византийской архитектуры сложился постепенно в результате совмещения элементов позднеримской, раннехристианской архитектуры и восточных влияний. С самого раннего времени в Византии уделялось большое внимание храмовому строительству.

Стены византийских храмов сложены из кирпича, из тесаного камня или из камня с прокладками из кирпича на цемяночном растворе. Перекрытия по большей части сводчатые (цилиндрические и крестовые). Встречается сочетание в одном здании перекрытий сводчатых и плоских деревянных.

Отличительная черта византийских храмов – наличие купола. Его появление свидетельствует о глубоком изменении самой концепции церковного здания, обусловленной изменением культа. В византийском храме алтарь перестал быть единственным центром интерьера, как в раннехристианской базилике. Возникает второй центр – амвон, вокруг которого разворачивалось культовое действие. Его и стали выделять куполом.

Купол парит над зданием при помощи высокого барабана, в котором устраивались узкие окна, часто объединенные по два. Украшениями барабанов служили: колонки с капителями, розетки, аркатура. Переходом от квадрата к окружности обычно служили паруса, но применялись также и тромпы.

Типы византийских церквей были очень разнообразны. Наиболее выдающимися из них являются: крестовокупольная церковь, перистильный тип церкви и церковь, перекрытая куполом на восьми опорах, купольная базилика.

В Византии были широко распространены крестовокупольные церкви. В крестовокупольном сооружении в качестве ядра выделяется квадратная в плане ячейка. Четыре стены, образующие в плане квадрат, ограждают пространство, внутри которого симметрично распложены четыре свободно стоящие опоры. Благодаря этому, основной квадрат членится на девять частей, среди которых выделяется самый большой центральный квадрат. Вокруг него сгруппированы остальные восемь ячеек: четыре меньших квадрата на углах и четыре прямоугольных ячейки между ними. Редко крестовокупольные здания членятся в плане на девять одинаковых квадратов.

Форма опор может быть различной: в виде колонн или столбов, квадратных или крестообразных в сечении. В последнем случае к квадратному столбу приставлены лопатки. Встречаются также квадратные или крестообразные столбы, поставленные на колонны. Ячейки вокруг центрального квадрата с куполом перекрыты сводами, которые образуют крест, что и обусловило название самой системы – крестовокупольная. Четыре угловые помещения в здании – меньшие в плане имеют более низкие своды.

В византийском культовом зодчестве представлены простые и сложные варианты крестовокупольной системы. Они определяются тем, как алтарная часть сочетается с основной, квадратной в плане крестовокупольной ячейкой.

Если три алтарные апсиды и прямоугольные алтарные помещения перед ними прибавлены к основной части и представляют собой только дополнительные элементы, то это – сложная крестовокупольная церковь. Простой вариант получается в том случае, когда прямоугольные алтарные помещения перед апсидами сливаются с восточным концом креста и с восточными угловыми помещениями основной ячейки. При этом вся восточная часть крестовокупольной системы превращается в алтарное помещение.

При простом варианте алтарную преграду располагали между восточной парой подкупольных опор, при сложном варианте – на одно деление дальше к востоку.

Кроме того, различаются трехнефные крестовокупольные здания и пятинефные. В трехнефном варианте имеются только основная квадратная ячейка и прибавленные к ней алтарные помещения. В пятинефном варианте трехнефная постройка связывается при помощи широких проемов с дополнительными помещениями с трех сторон (кроме алтарной).

Если средняя часть здания отделена от дополнительных помещений глухими стенами с проемами небольших размеров, пятинефная крестовокупольная церковь превращается в трехнефную, окруженную внутренним обходом.

Различаются трехнефные крестовокупольные здания еще двух вариантов: четырехопорные и шестиопорные.

К трехнефному зданию может с запада примыкать нартекс, отделенный от нее глухой стеной с дверными проемами. В тех случаях, когда эти проемы становятся шире и превращаются в арочные проемы между столбами, получается шестиопорный вариант. При простом варианте восточная пара опор обычно сливается со стенками между тремя частями алтарного помещения. В этих случаях получается еще двухопорная трехнефная крестовокупольная церковь как разновидность четырехопорного варианта.

Одной из разновидностей византийского храма является перистильный тип церкви. В этом типе центральный квадрат отделен от окружающих помещений не только четырьмя угловыми столбами, но с трех сторон еще и промежуточными парами колонн между ними. В сторону алтаря пространство между столбами остается открытыми. Таким образом, вокруг центрального квадрата, перекрытого куполом, образуется внутренний обход, обычно перекрытый рядом сводов.

Имея некоторое сходство в плане с крестовокупольными зданиями, постройки перистильного типа глубоко отличны от них тем, что они лишены концов креста (т.е. все ячейки квадрата имеют одинаковую высоту).

Другой тип византийского храма – с куполом на восьми опорах характеризуется тем, что центральное помещение остается нерасчлененным и перекрыто большим куполом, опирающимся на наружные стены. К нему примыкает трехдольный алтарь. Это показывает, что центральное помещение соответствует девятидольной квадратной главной части крестовокупольного здания. Переход между квадратом плана и окружностью основания купола образован тромпами, что отличает этот тип от крестовокупольного, для которого характерны паруса. Вследствие применения тромпов купол, естественно, имеет восемь точек опоры.

Такие церкви бывают однонефными и трехнефными. В последнем случае центральная купольная часть окружена с трех сторон внутренним обходом, который может быть с ней связан широкими арочными проемами. Подобный интерьер представляет сложное трехчастное целое. В других случаях проемы могут быть меньше и даже заменены глухими стенами. Тогда получается однонефный архитектурный тип с куполом на восьми опорах и внутренним обходом.

Купольная базилика отличалась от раннехристианских наличием купола и более укороченными размерами.

Экстерьер культовых сооружений отличался предельной простотой. Фасады, как правило, не штукатурились. Иногда на стенах выкладывали кирпичные узоры, или помещали профилированные плиты, украшенные резьбой. На фасадах храмов выделялись суженные арочные окна. Они часто сводились в группы – по два-три окна под общей аркой.

Изредка в византийских храмах использовались фронтоны и башни. Входные двери украшались каменными или мраморными наличниками с резьбой. Над ними помещали живописные или мозаичные изображения. Дверные доски – деревянные, украшенные золотом, серебром, эмалью и слоновой костью.

Кровли византийских храмов делали в более крупных и богатых постройках из свинцовой черепицы, в более простых – из черепицы керамической.

Древний Византийский храм имел еще особый двор – периволос в виде прямоугольника с колоннами. Если вокруг храма было достаточно места, то двор окружал его с 3х – 4х сторон. Если площади было недостаточно, то двор пристраивался только с западной стороны. Он имел в центре атрий для омовений.

Отличительная черта интерьеров византийских храмов – в том, что на колонны опирается не антаблемент, а пяты арок, которые уложены не на капители колонны, а на промежуточные элементы – подушки, так называемые пульваны. Эта конструкция заменила собой классическую систему римской архитектурной ячейки, в которой арка опиралась на пилоны, а ордер лишь декорировал последние. Применение пульванов направлено на увеличение плоскости соприкосновения пяты арки и верхней поверхности капители. Этим соображением вызвано было и изменение формы самих капителей, которые принимают типичную для Византии корзинообразную, огрубленную форму.

Внутреннее убранство византийских церквей богаче и параднее их внешнего облика. Нижняя часть стен облицовывалась плитами их мрамора, верхняя же и своды покрывались сплошным ковром мозаик из смальты. В отдельных случаях вместо мозаики применялись фресковые росписи.

Полы в богатых сооружениях делали мозаичными из мраморных плит, в более простых – кирпичными, причем, кирпич обычно выкладывали в елку.

Знаменитые византийские храмы: церковь Сергия и Вакха в Константинополе, церковь св. Феодора в Константинополе, Софийский собор в Константинополе, церковь Апостолов в Константинополе, церковь св. Ирины в Константинополе, церковь Сан Витале в Равенне, церковь св. Георгия в Солуни [По: 1, 8, 9, 14, 15, 17, 20, 23, 27, 32, 34, 39, 42, 46, 48].