Вы здесь

Христианское зодчество: история и современность. ГОТИЧЕСКИЙ ХРАМ (Т. Г. Дорофеева, 2013)

ГОТИЧЕСКИЙ ХРАМ

Готика – второй великий стиль средневековья. Она зародилась в недрах романского зодчества. В готике получает логическое завершение начатая в романской архитектуре борьба с конструктивно и художественно тяжеловесной стеной, с замкнутостью интерьера, с мрачной суровостью образа. Архитектурная идея готических храмов выросла из необходимости создания больших, вместительных, красиво организованных интерьеров. Готический собор вызывает ощущения покоя и движения, устойчивости и легкости.

Готический стиль получил широкое распространение в западноевропейских странах. Его родина – Франция. Свое название готический стиль получил от германского племени готов, хотя они к этому стилю не имели решительно никакого отношения. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. В наше время готический стиль считается одним из самых тонких, прекрасных и удивительных художественных явлений.

Готические культовые здания отличаются довольно большим разнообразием, обусловленным рядом обстоятельств, начиная от назначения постройки (кафедральный собор, приходская церковь, монастырский храм и т.д.) и кончая национальными и местными архитектурными традициями. Характеристика основных типов готической архитектуры может быть дана лишь в самых общих чертах, ибо сами эти типы дают много вариантов.

Готические храмы строились базиликальными (трехнефными, реже пятинефными) и зальными. Зальные церкви иногда были трехнефными, реже двухнефными, где столбы-устои расставлены по центральной продольной оси. Небольшие сельские и приходские церкви в городах имели один неф с примыкающим к нему хором.

Строительным материалом готических храмов служил местный горный камень, который тщательно отесывали. Особенно старательно пригонялись постели, то есть горизонтальные грани камней, поскольку они должны были воспринимать большую нагрузку. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца. В некоторых странах, где не было пригодного строительного камня, здания воздвигали из хорошо отформованного и обожженного кирпича. При этом мастера виртуозно создавали фактурные и ритмические эффекты, используя кирпич различной формы и размеров, а также разнообразные способы кладки.

Иногда считают, что отличительным признаком готической конструкции является стрельчатая арка. Однако она встречается уже в романской архитектуре. Преимущество ее заключалось в меньшем боковом распоре. Готические мастера учли это преимущество и широко им пользовались.

Главным новшеством готического стиля является каркас, который состоит из четырех основных связанных друг с другом элементов: опор (столбов, колонн, пилонов), перекрытия в виде нервюрных сводов стрельчатой формы, контрфорсов и аркбутанов. Стена сведена к минимуму и играет роль заполнения.

Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода.

Готические архитекторы основой сводчатой конструкции сделали ребра, называемые нервюрами или гуртами. Возведение крестового свода начиналось выкладкой из хорошо отесанных и пригнанных клинчатых камней ребер – диагональных (ожив) и торцевых (щековых арок). Они создавали как бы скелет свода. Получившиеся распалубки заполняли тонкими тесаными камнями при помощи кружал.

Зодчие проявили большую изобретательность в разработке свода, а также использовали его конструктивные возможности в декоративных целях. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок – так называемые лиерны. Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине – так называемые тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми контрлиернами. Особенно рано и широко стали пользоваться этим приемом английские зодчие.

Нервюры в точке пересечения объединяются замковым камнем, свисающая часть которого получила богатую декоративную обработку (замковый камень романских арок не выделялся). Простейший замковый камень представляет собой крестовидный, монолитный блок, ветви которого служат как бы продолжением ребер. Однако более надежным оказался замок в виде круглого камня.

Нервюрный свод стал значительно легче романского: уменьшились и вертикальное давление, и боковой распор. Свод опирается на столбы-устои, а не на стены. Он обладает гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, для него относительно безопасна. Нервюрный свод имеет еще и то преимущество, что позволяет перекрывать пространства неправильной формы.

Простейшую форму опоры представляет собой унаследованный от романской архитектуры цилиндрический столб с цоколем и капителью.

Следующий по времени тип опоры – цилиндрический столб с приставленными к нему с четырех сторон тонкими колонками. Высота столба, как правило, увеличивается, что придает ему большую стройность. Приставные колонки строятся как бы по ярусам. Опора в целом еще сохраняет самостоятельный характер и не сливается с элементами несомого свода.

Но тенденции развития готической опоры ведут к слиянию несущих и несомых элементов, которое намечается в так называемом «пучке колонн», где служебные колонны, приставленные к основному столбу, превращаются в равноправные элементы опоры. Слабо развитая капитель или декоративный поясок отмечают переход от опоры к нервюре и арке.

Следующий тип опор уничтожает и эти последние остатки самостоятельности несущих и несомых элементов. Происходит дальнейшее дробление служебных колонн, и тем самым усложняется профилировка опоры, отдельные части которой свободно сливаются с нервюрами свода. В других случаях опора превращается в гладкий цилиндрический столб, но лишенный капители.

Его верхняя часть разветвляется веерообразно, и нервюры врастают в тело столба. Зрительно опора целиком сливается со сводом, приобретая вид опущенных до базы и сросшихся нервюр.

Цокольная плита под базой опоры в простейших случаях представляет собой простой квадратный камень. Позднее ей придают форму, в обобщенном виде повторяющую очертание базы. Довольно рано базе стали придавать сложную форму, соответствующую поперечному сечению самого столба.

Существует четыре основных вида капителей: единая капитель, завершающая цилиндрический столб, расчлененная капитель, части которой в местах опирания служебных колонн по вертикали расчленены на две части, составная капитель, капитель лишь над теми частями устоя, которые поддерживают продольные арки и своды боковых нефов.

Большие изменения претерпел орнамент, украшавший капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный акант почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических соборов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня.

Боковой распор нервюрного свода, строго локализованный, в противоположность тяжелому романскому своду не требовал массивной опоры в виде утолщения стены в опасных местах, а мог быть нейтрализован особыми столбами-пилонами – контрфорсами.

Готический контрфорс является техническим развитием и дальнейшим усовершенствованием контрфорса романского. Контрфорс, как установили готические зодчие, работал тем успешнее, чем он был шире снизу. Поэтому они начали придавать контрфорсам ступенчатую форму, относительно узкую наверху и более широкую внизу.

Нейтрализовать боковой распор свода в боковых нефах не представляло трудностей, так как высота и ширина их были сравнительно невелики, а контрфорс можно было поставить непосредственно у наружного столба-устоя.

Иначе приходилось решать проблему бокового распора сводов в среднем нефе. Зодчие стали применять арку из клинчатых камней, так называемый аркбутан. Одним концом эта арка, перекинутая через боковые нефы, упиралась в пазухи свода, а другим – на контрфорс. Место ее опоры на контрфорс укреплялось башенкой – пинаклем. Первоначально аркбутан примыкал к пазухам свода под прямым углом и воспринимал, только боковой распор свода. Позднее аркбутан начали ставить под острым углом к пазухам свода, и он принимал, таким образом, на себя частично и вертикальное давление свода.

Обычно аркбутаны находятся над крышей боковых нефов, но иногда скрыты под нею. Аркбутаны строились в один или два яруса, в один или два пролета. В больших соборах с особенно высоким средним нефом обычно применялась двухъярусная система, в невысоких соборах – одноярусная.

В готических соборах развитого типа стена сохраняется лишь в цокольной части здания и на западной стороне. Боковые стены доходят до линии подоконников первого яруса, а на западном фасаде иногда до венчающего карниза второго яруса. В остальных частях здания оконные проемы занимают все пространство между столбами каркаса.

Окна в готических соборах двух видов: прямоугольные с арочным завершением и круглые. Первые в большинстве случаев имеют много членений, вставленных в одну общую раму. В период поздней готики распространился мотив так называемой «пламенеющей» формы переплетов, или «рыбьего пузыря».

Круглые окна – окна-розы и окна-колеса применялись уже в романской архитектуре, но широкое распространение получили в эпоху готики. Это – огромные окна (диаметром от 8 м до 12 м), расчлененные профилированными каменными брусьями. В окне-колесе членение состоит из радиально расставленных прямых брусьев. В окне-розе переплеты получают криволинейную форму.

Готические окна заполнялись витражами – разноцветным стеклом, составляющим узорный или фигурный рисунок, иногда со сложным сюжетом. В этих витражах средневековые мастера достигли высокого мастерства рисунка и композиции. Если в конце XI в. строители знали лишь 9 тонов, то в XII в. французские мастера использовали в витражах 21 тон, составляющийся из 7 основных цветов.

План готических соборов сохраняет продольное направление с акцентированным средокрестием. Однако столь характерное для романских церквей развитие трансепта в готическую эпоху уступает место обратным тенденциям: слабо выступающий трансепт то зажимается между капеллами, то его пространство сливается с пространством хора, то вовсе отсутствует. Крестообразность плана постепенно исчезает. Готика отказалась, далее от крипт, а также и от нартекса. Зато обход хора и венец капелл стали почти обязательными элементами готического плана. Апсида хора – полукруглая в плане во Франции, прямоугольная в Англии.

Во многих готических храмах массивная башня над средокрестием заменена на легкий шпиль. Однако в Англии мощная башня над средокрестием готического собора остается обязательным элементом.

Западный фасад фланкируют мощные и стройные башни, четырехугольные в плане. Для зальных церквей, а также некоторых немецких базилик типична одна башня, завершающая западный фасад. Иногда появляются башни и над трансептом.

Западный фасад собора обычно имеет три портала, из которых средний был выше и шире остальных. Проемы находятся между контрфорсами огромной толщины, в силу чего глубина порталов достигает от 3 до 5,5 м. Глубиной проемов обусловливается перспективная форма имеющего арочное завершение портала. Этот тип широко применялся и в романской архитектуре. Встречаются порталы двухъярусные, а также порталы в виде вынесенного вперед портика на тонких колонках. Часто богато украшенные порталы имеет трансепт.

Обычно западный фасад – двухъярусный. Первый ярус занимают порталы, среднюю секцию верхнего яруса целиком заполняет окно-роза, по бокам которого располагаются высокие окна (иногда окно-роза отсутствует и фасад получает более дробное членение). Между башнями наверху – арочная галерея или ажурный фронтон.

Фасады готических храмов изобилуют видимыми или скрытыми галереями и ходами, необходимыми для ремонта здания.

Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля – они свидетельствуют об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность. Это связано с тем, что соборы служили местом городских собраний, в них давались представления мистерий, читали университетские лекции. Пространство среднего и боковых нефов почти сливается: боковые нефы повышаются, устои занимают сравнительно малое место. Тенденция к слиянию пространства сильнее всего проявилась в архитектуре зальных соборов, в которых боковые нефы делались той же высоты, что и главный неф.

Большое пластическое богатство и легкость придают главному нефу трифории с рядами двухпролетных и трехпролетных арок. Каждая группа арок трифориев соответствует одному оконному проему.

Первоначально в готических соборах одному пролету среднего нефа соответствовали два звена – пролеты боковых нефов. На четыре устоя, которые поддерживали пяты сводов центрального и боковых нефов, приходилась основная нагрузка. Промежуточным устоям, на которые опирались только пяты сводов боковых нефов, придавали меньшее сечение. Но в дальнейшем все устои стали делать одинаковыми, квадрат среднего нефа делился на два прямоугольника, и каждому звену боковых нефов соответствовало одно звено среднего нефа. Таким образом, все продольное помещение готического собора (а нередко также и трансепт) состояло из ряда единообразных ячеек, или травей.

Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, лес пинаклей, сквозная резьба башенных шатров и многочисленные резные каменные украшения. Все это создает впечатление ажурности и бесконечного разнообразия вертикальных линий. Особую нарядность соборам придают: резные фронтоны – вимперги, фиалы – шатровые башенки, краббы – мотивы ползучих бутонов или листьев, крестоцветы – стилизованные цветки с крестообразными ответвлениями от центрального стебля, трех-четырехлистники – орнаменты из трех и четырех лепестков в окружности.

Замена глухих стен огромными окнами привела в готике к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве. Немногочисленные живописные композиции, выполненные в технике темперы, украшают лишь алтарь и алтарные обходы. В готических соборах иногда применяли разноцветный камень и раскрашивали отдельные части фасада в голубые, красные, желтые цвета.

Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов значительное место принадлежало пластике. Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй, рельефов на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ.

Водостоки и водосборы высекались из камня в виде стилизованных животных, высовывающихся за линию карниза. По углам ставились скульптурные изображения фантастических существ (химеры) в виде человеческих фигур или животных.

Пол выкладывался из больших каменных плит, но нередко был мозаичным. Типичной кладкой является «лабиринт» кладка из разноцветных камней, посредством которой создавались символические «дорожки», сложными зигзагами ведущие к центру композиции. Хождение по этим «дорожкам» имело религиозносимволическое значение. Композиция рисунка «лабиринтов» была различной и вписывалась то в квадрат пола двух травей, то в круг, то в эллипс. В «лабиринтах» увековечивались имена и даже портреты строителей собора, указывались даты участия в постройке того или другого мастера. Практически все «лабиринты» на сегодняшний день разрушены и известны лишь по зарисовкам художников.

Знаменитые готические храмы: собор Парижской Богоматери (Франция), собор в Реймсе (Франция), собор в Шартре (Франция), собор в Амьене (Франция), капелла Кембриджского университета (Англия), Линкольнский собор (Англия), собор в Кельне (Германия), собор в Регенсбурге (Германия) [По: 1, 3, 9, 12, 14, 15, 17, 20, 36, 46, 50].