РОМАНСКИЙ ХРАМ
Термин «романская архитектура» был введен в научный обиход в 1825 г. французским археологом Арциссом де Комон как определение западноевропейского зодчества XI-XII вв., непосредственно предшествующего готике (XIII-XV вв.). До XIX в. все средневековое искусство целиком обозначалось словом «готика».
Готическая архитектура возникла путем эволюции романской. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же, в основном, социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский стиль характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели совершенный, облегченный каркасный характер.
«Романской» архитектура была названа потому, что в ней увидели возрождение некоторых римских конструкций и форм (цилиндрические и крестовые своды, полуциркулярные арки, бутобетонное ядро стен и опор с облицовкой тесаным камнем), а также потому, что она возникла на территории, населенной народами, говорящими на языках «романской» группы.
XI в. рассматривается как время «раннего», а XII в. – как время «зрелого» романского искусства. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных областях не всегда совпадают.
Романская архитектура представлена разнообразием архитектурных школ, применявших различные строительные приемы и декоративные средства. Это объясняется феодальной раздробленностью тогдашней Европы, слабым развитием обмена, относительной замкнутостью культурной жизни и устойчивостью местных строительных традиций.
И все же, во всей этой множественности форм можно выявить два основных композиционных типа церковных сооружений: базилика и центричное, круглое в плане здание.
Господствующий тип романского собора – базилика – трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами (поперечными нефами).
Основным строительным материалом для романских построек служил местный камень двух видов: тесаный и бутовый. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку. Там, где не доставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был очень твердый, сильно обожженный. Шов кладки бывал чрезмерно толстым, что придавало стене живописный вид.
В ряде архитектурных школ обогатилась восточная часть собора: появляется хор из-за увеличения певчих и стремления разместить большое число монахов вблизи алтаря. К хору примыкает апсида, нередко окруженная обходом (деамбулаторием), который продолжает боковые нефы.
Деамбулаторий в свою очередь, нередко опоясывается цепью малых апсид (апсидол, другое название – венок капелл). Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленными в апсидоле реликвариям. Малые апсиды часто дополняют и трансепты с их восточной стороны, в них устраивали непраздничные мессы.
Многие романские храмы имели нижний подземный храм, так называемую крипту, использовавшуюся, для хранения реликвий и реквизита.
Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида).
Структура романского храма хорошо выявляется во внешнем облике. В нем четко выделяются: разная высота главного и боковых нефов, трансепт (он обычно имел ту же высоту, что и главный неф), хор, выступы всех апсид, противораспорные лопатки (контрфорсы), центральная крупная башня, размещающаяся на средокрестие (пересечение главного и поперечного нефов) и боковые башни на западном фасаде. Башни имеют квадратную или восьмигранную форму.
Верхняя часть фасадов собора расчленена аркатурным фризом, глухими аркадами и узкими оконными арочными проемами с уступами. Богатый декор имеет апсида, часто украшенная аркадами в несколько ярусов.
Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями. Портал из-за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала, называемая тимпаном часто бывает украшена богатым рельефом.
В интерьере романских соборов четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т.е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная апсида, капеллы. Такая планировка продолжала традицию раннехристианских базилик.
В памятниках более раннего периода центральный неф перекрывался плоскостно, балками (как в раннехристианских базиликах), а нефы сообщались между собой посредством арок, поддерживаемых колоннами, чередующимися с пилонами. Далее появляется свод с небольшим пролетом над боковыми нефами и апсидами, а позднее и над главным нефом.
Романские своды простейших форм – коробовые и крестовые без ребер. Толщина свода из клинчатых камней была довольно значительной, поэтому основными опорами в романских храмах стали мощные пилоны, а не колонны, которые стали использовать только там, где свод имеет небольшой пролет и маленькую высоту (в подземных криптах или в оконных проемах).
Боковой неф романского собора имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, располагается пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Он мог быть более стройным. Чередование массивных и более тонких пилонов создало бы богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказалось сильнее: все пилоны делали одинаковой толщины. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства.
В романской архитектуре ордер как таковой в смысле четкой, пропорционально построенной системы отсутствует, по существу сохраняется лишь устой с капителью, вначале очень простой по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба) а затем обогащенной различными растительными мотивами, изображениями животных и фигур.
Колонна и пилон сохраняют классическое деление на три части (база, фуст (ствол), капитель). Поверхность ствола колонны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Пилоны в ранний период очень массивны, а в дальнейшем облегчаются путем изменения пропорций и расчлененной обработки поверхности. Распространен был также тип столбов, дополняемых полуколоннами или пилястрами.
Наряду с базиликальной организацией пространства в романских храмах использовался и зальный тип, особенно популярный в Германии и Испании. Он отличается тем, что все три нефа имеют одинаковую высоту, а средний неф освещается только «вторым светом», через окна боковых нефов.
Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса. Первый ярус занимают полуциркулярные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках – так называемого трифолия. Наконец, окна образуют верхний ярус. Поскольку окна обычно имели полуциркулярное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифолия, арки окон). Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, – редко распложенными арками высоких окон.
Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками так называемых эмпор, т.е. открывающейся в главный неф галереи, размещенной над сводами боковых нефов, что давало возможность увеличить вместительность храма и дифференцированно размещать массу прихожан. Свет в эмпоры поступал или из центрального нефа, или чаще из окон в наружных стенах бокового нефа, к которым и примыкали эмпоры.
Романская архитектура, после нескольких веков почти полного забвения, возродила монументальную живопись и монументальную скульптуру. Изобразительное искусство романского периода отличается символическим характером, условностью приемов. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам: статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлиненные. Такое приспособление пропорций тела, способствовало большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи. Скульптура раскрашивалась.
Романская монументальная скульптура, живопись и архитектура сыграли прогрессивную роль в развитии западноевропейского искусства, подготовили переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры – к искусству готики.
Знаменитые романские храмы: церковь аббатства Клюни (Франция), церковь Сен-Фрон в Периге (Франция), собор в Майнце (Германия), собор Вормсе (Германия), собор Шпейре (Германия) [По:1, 3, 9, 12, 14, 15, 17, 20, 46, 50].