Вы здесь

Хранимый Бронницею свет. ПРОЗА (К. Н. Рормозер)

© Ксения Николаевна Рормозер, 2018


ISBN 978-5-4485-1165-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero


«Чтобы жить достойно христианского призвания,

душе нужна радость Рождества Христова.

Чтобы умереть достойно христианского призвания,

душе нужна радость Воскресения Христова».

Благослови вас Бог!

С почтением и благодарностью к читателям,

Ксения Николаевна Рормозер.

Автор заранее приносит свои извинения за корректорские оплошности в тексте. Errare humanum est.

ПРОЗА

Краткая экскурсия по истории села Бронница

Добро пожаловать в село Бронница!

В северо-западной части России, на Русской равнине, на плоской и местами заболоченной Приильменской низменности расположено село Бронница в 25 км от Великого Новгорода, вдоль трассы Москва – Санкт-Петербург.

Для Броницы характерен умеренно-континентальный климат. Средняя температура января -8°С. Средняя температура июля +15°С. Среднегодовое количество осадков – 750—800 мм. В почве много песка и глины.

Село Бронница расположено в лесной зоне. И хотя наш лес смешанный – сосны составляют основную его часть. В лесу собирают лекарственные травы (Душицу, Зверобой, Тысячелистник, Полынь, Иван-чай, и проч.), ягоды (Землянику, Чернику, Малину, Ежевику, Бруснику), грибы (Подберёзовики, Сыроежки, Белые грибы, Лисички, Грузди). В лесах водятся: лоси, зайцы, волки, белки, ежи, бобры, кабаны и медведи.

Село протянулось по обоим берегам реки Мста, по её притоку реке Глушице и до реки Ниша. Река Мста с древних времен была частью водного пути из Балтийского моря в Каспийское и давала возможность выхода новгородским купцам к странам Востока. В реке водится рыба: Сом, Щука, Налим, Окунь. В реке Мста, в старое время, добывали жемчуг. Традиционно на празднике села можно угоститься ухой, рыбными пирогами, мёдом и щами из «серой» капусты.

Впервые Бронница упоминается в летописях в 1268 году в связи со встречей князя Ярослава Ярославича с жителями Новгорода, просившими его вернуться в Новгород.

В 1386 году здесь был стан Дмитрия Донского, шедшего походом на Новгород, здесь же стоял передовой отряд Ивана III в 1477 году, а в 1569 году Иван Грозный разорил село. В 1856г. в Броннице размещался Гренадерский Эрцгерцога Франца-Карла полк под командованием полковника Александра Романовича Дрентельна. Из жителей Мстинского района (Бронница, Проллетарий) была сформирована 225-я стрелковая дивизия во время ВОВ 1941—45гг. В Броннице размещался 662-ой легкий бомбардировочный авиаполк, вооруженный самолетами У-2.

По одной из версий название села происходит от слова «брод». На карте Московской империи 1720 года, подготовленной и изданной гравером Матхаусом Сойтером в Аугсбурге, указана Бродница. Название связанно с бродом и перевозом через Мсту, располагавшимся у села и отданного грамотой Александра Невского, а затем и Дмитрия Донского, Антониеву монастырю.

В те времена по рекам Мсте, Нише и Волхову на больших лодках по «водному пути» шли караваны в Москву, именитые люди и знаменитые посольства из-за плохого состояния дорог предпочитали водный путь.

В Броннице в 1634 году высаживался писатель при Шлезвиг-Голштинском посольстве Адам Олеарий, а в «Сельце у Ниши» (п. Пролетарий) Австрийское посольство во главе с послом Августином Мейербергом. Присутствовавший в составе Австрийского посольства талантливый поэт немецкого барокко лирик Пауль Флеминг поднимался на Бронницкую гору вместе с Адамом Олеарием, восхитившись красотой этих мест написал:

«Так, значит, здесь сошла ты в наше поколенье,

Святая простота, святое украшенье,

Ушедшее от нас?

Так, значит, вот страна

Что честью, правдою и до сих пор полна».

В Броннице всегда было два действующих храма: зимний Спаса-Преображенский и летний – Введенский. Впервые Бронницкая Церковь Спаса-Преображения, на берегу Мсты, упоминается в записках немецкого путешественника Адама Олеария, присутствовавшего 1 августа 1634 г. на водосвятии у Церкви. Церковь дважды горела, деньги на восстановления храма были испрошены у Императора Павла. Икона «Введения Богородицы во храм» считается покровительницей села, потому что единственная не пострадала во время одного из пожаров. В своем современном виде Церковь существует с октября 1888 года. В 1938 году Церковь была разорена, закрыта и приспособлена под зернохранилище. В годы ВОВ 1941—45 гг. храм уцелел, несмотря на фашистские бомбардировки деревни и близлежащей переправы через реку Мста. В 1946г. Спаса-Преображенская церковь вновь начала свою работу. Среди настоятелей особо надо отметить архимандрита Иллариона (Приходько) – духовника Новгородской епархии до 2008 г. В августе 1991 года Бронницкий храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. При храме сейчас работает воскресная школа и с благословения настоятеля протоиерея Алексия Самуйлова открыта творческая студия, в которой ведутся занятия керамикой, резьбой по дереву и каллиграфией.

Строился Бронницкий ям в 1573 г. вместе с 8 другими ямами на Московской дороге. К концу ХVІ в. в Броннице проживало 68 ямщиков с семьями. Бронницкая слобода имела свое тавро для метки лошадей – «Государево казенное пятно» – с изображением волка, которое ставилось на левой задней ноге лошади.

В 1768 г. известный ботаник, член Петербургской Академии наук Питер-Симон Паллас на пути в экспедицию на юг России останавливался в Броннице специально для того, чтобы полюбоваться окрестностями с Бронницкой горы. Х-Г Гейслер участвовал в экспедиции в качестве художника и гравёра и оставил нам изображение Бронницкой горы.

В 1785 году Императрица Екатерина ІІ предприняла водное путешествие по Мсте.

Приглашены были и иностранные дипломаты среди которых был австрийский посол граф Л. фон Кобенцель. Входил в состав свиты и личный художник графа Г. А. Потемкина: Михаил Иванов. На его акварелях, хранящихся в Русском музее, запечатлена река Мста и Бронницкая гора с Введенской церковью. Существует предание, что Екатерина ІІ благоволила подняться на Бронницкую гору, с которой смотрела Новгород, и другие окрестности. В память о своем посещении императрица повелела построить храм. Сооруженная трех-престольная церковь была посвящена «Введению Божией Матери во храм» с пределами Иоанна Предтечи и великомученицы Екатерины. В 1972 г. была последняя реставрация храма.

Напротив Бронницкой горы располагается путевой дворец, построенный в 1813 году по проекту новгородского архитектора И. Е. Дмитрова. Сейчас в нём библиотека и музей, а раньше была Мстинская средняя школа.

Казимир Яковлевич Рейхель в 1823 году становится руководителем Управления построения мостов, занимавшимся проектированием и строительством всех искусственных сооружений на дороге Санкт-Петербург – Москва. После того, как Рейхель построил мост через реку Волхов в Великом Новгороде, он получил в дар несколько деревень рядом с селом Бронницей, где построил крытый мост через реку Мсту. С родом Рейхелей связана история завода, который позже был известен как Бронницкая фабрика И. Кузнецова, после революции он стал заводом «Пролетарский фарфор».

В Новгороде поэт А. С. Пушкин побывал 23 раза. Хронологию его поездок по Петербургскому тракту через Новгород, а следовательно, и через Бронницу привел в своей статье в альманахе «Чело» В. Тюрин. Ученый использовал исследования М. А. Цяловского «Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина». В 2016 году исполняется 180 лет со дня последней поездки Пушкина через Бронницу, 20 мая 1836г., отъезд из Москвы в Петербург.

В творческой работе использованы материалы сайтов:

http://bronnitsa.prihod.ru/

http://bronnitsa-msta.ru/

Willkommen in das Dorf Bronniza!

Das Dorf Bronniza befindet sich in 25 km von Großem Nowgorod, entlang der Trasse Moskau – Sankt St. Petersburg, im nordwestlichen Teil Russlands, auf der Russischen Ebene. Diese Ebene befindet sich auf flachen und versumften Priilmenski Tiefland. Bronniza hat das gemässigt-kontinentale Klima. Die Mitteltemperatur des Januars ist -8° C. Die Mitteltemperatur des Julis ist+15°С. Die Mittelmenge der Niederschläge des Jahres ist 750—800 mm. Im Boden gibt es viel Sand und Ton. Das Dorf Bronniza befindet sich in der Waldzone. Obwohl unser Wald gemischt ist, bilden die Kiefern seinen Hauptteil. Unser Wald hat vielfältige Kräuter (Dost, Johanniskraut, Achilleskraut, den Beifuß, Stauden-Feuerkraut, usw.), die Beeren (die Erdbeere, die Heidelbeere und die Himbeere, die Brombeere, die Preiselbeere), die Pilze (die Birkenpilze, der Täubling, die Steinpilze, den Pfifferling, die Milchpilze). In den Wäldern gibt es die Tiere: die Elche, die Hasen, die Wölfe, des Eichhornes, die Igel, die Biber.

Das Dorf liegt entlang den beiden Ufern des Flusses Msta, nach ihrem Nebenfluss dem Fluss Gluschize und bis zum Fluss die Nische. Der Fluss Msta seit Urzeiten war der Teil der Wasserstraße aus der Ostsee in Kaspisch und ermöglichte des Ausgangs den Nowgoroder Kaufmännern zu den Ländern Ostens. Im Fluss gibt es der Fisch: der Wels, den Hecht, die Quappen, die Barsche. Im Fluss Msta, zur alten Zeit, erwarben die Perlen. Traditionell in den Feiertag kann man sich Fischsuppe schmecken lassen, wie auch Fischblechkuchen, Honig und Kohlsuppen aus «dem grauen» Kohl. Zum ersten Mal wird Bronniza in den Chroniken in 1268 in Zusammenhang mit dem Treffen Fürsten Jaroslawa Jaroslawitscha mit den Bewohnern Nowgorods, die es zurückzukehren zu Nowgorod baten erwähnt.

Im Jahr 1386 war hier das Lager Dmitrijs Donski, gehend von der Wanderung auf Nowgorod, hier stand der Vortrupp Iwans III in 1477, und in 1569 hat Iwan Grosnyj das Dorf zerstört.

Im Jahr 1856 wurde in Bronniza Grenaderski Erzgerzoga Franzes-Karls das Regiment unter dem Kommando Obersten Alexander Romanowitscha Drentelna aufgestellt.

Aus den Bewohnern des Mstinski Bezirkes (Bronniza, war Prolletari) 225 Schützendivision während des Grossen Vaterländischen Kriegs 1941—1945 gebildet.

In Bronnize wurde 662 leichtes Bombenluftwaffenregiment aufgestellt, das mit den Flugzeugen U-2 ausgerüstet ist.

Nach einer der Versionen geschieht der Titel des Dorfes vom Wort die Furt. Auf der Karte des Moskauer Imperiums 1720, das vorbereitete und von Graveur Matchaussom Sojterom in Augsburg herausgegeben ist, ist Brodniza angegeben. Der Titel связанно mit der Furt und перевозом durch Mstu, sich befindend bei dem Dorf, das von der Urkunde Alexanders Newski zurückgegeben ist, und dann und Dmitrijs Donski Antonijewu dem Kloster.

In Bronnize war es immer zwei geltende Tempel Winter- Spassa-Preobraschenski und Sommer- Wwedenski. Zum ersten Mal wird die Bronnizki Kirche der spassa-Verwandlung, auf der Küste Msty, in den Zettel deutschen Reisenden Adam Olearija, der am 1. August 1634 auf водосвятии bei der Kirche anwesend ist erwähnt.

Die Kirche brannte zweimal, das Geld auf der Wiederherstellung des Tempels war bei Kaiser Pawel angefragt. In der modernen Art existiert die Kirche seit Oktober 1888. 1938 war die Kirche unter den Kornspeicher zerstört, geschlossen und verwendet. 1941—1945 ist der Tempel heil geblieben, ungeachtet der faschistischen Bombardierungen des Dorfes und die nahegelegene Überfahrt durch den Fluss Msta.

Im Jahr 1946 hat die Spassa-Preobraschenski Kirche ihre Arbeit begonnen. Unter den Vorstehern muss man Archimandriten Illariona (Prichodko) – des Beichtvaters der Nowgoroder Diözese bis zu 2008г besonders bemerken. In August 1991 hat den Bronnizki Tempel Patriarch von Moskau und ganz Russland Aleksij II besucht. Beim Tempel arbeitet die sonntägliche Schule und vom Segen Pfarrer Erzpriester Aleksijs Samujlowa ist das schöpferische Studio geöffnet, in dem die Beschäftigungen geführt werden: von der Keramik, dem Schnitzwerk nach dem Baum und der Kalligraphie.

Es wurde Bronnizki der Gruben im Jahr 1573 zusammen mit 8 anderen Gruben auf dem Moskauer Weg gebaut. Zu Ende ХVІ das Jh. in Bronnize wohnten 68 Postkutscher mit den Familien. Das Bronnizki große Dorf hatte ein eigenens Symbol für das Zeichen der Pferde – «Gossudarewo den staatlichen Fleck» – mit der Darstellung des Wolfes, die auf dem linken Hinterbein des Pferdes gestellt wurde.

Im Jahr 1768 blieb der bekannte Botaniker, das Mitglied der Petersburger Akademie der Wissenschaften Peter-Simon Pallas auf den Weg in die Expedition in Bronnize speziell stehen, um sich an den Umgebungen vom Bronnizki Berg zu ergötzen.

Im Jahr 1785 hat Jekaterina die ІІ. die Wasserreise nach Mste unternommen. Es waren auch die ausländischen Diplomaten unter denen eingeladen es war der österreichische Botschafter der Rubriken der Hintergrund Kobenzel. Hat die Suiten und persönlicher Maler G.A.Potemkina Michail Iwanow gebildet.

Auf seinen Aquarellen, die im Russischen Museum bewahrt werden, ist der Fluss Msta und der Bronnizki Berg mit der Wwedenski Kirche eingeprägt. Es existiert die Legende, dass Jekaterina die ІІ. gönnte, auf den Bronnizki Berg hinaufzusteigen, von dem Nowgorod, und andere Umgebungen sah. In das Gedächtnis über den Besuch hat die Kaiserin befohlen, den Tempel aufzubauen.

Errichtet war drei-prestolnaja Kirche“ der Einleitung der Gottesmutter in den Tempel „mit den Grenzen Johanns Predtetschi und der Hl. Großmärtyrerin Jekaterina gewidmet. Im Jahr 1972 war es die letzte Wiederherstellung des Tempels.

Gegenüber dem Bronnizki Berg befindet sich der Reisepalast, der 1813 nach dem Projekt des Nowgoroder Architekten I.E.Dmitrowa aufgebaut ist. Jetzt sind die Bibliothek und das Museum drin, und die Mstinski Mittelschule war früher.

Kasimir Jakowlewitsch Rejchel wird ein Verwaltungsleiter der Konstruktion der Brücken, der sich beschäftigenden Projektierung und dem Bau aller künstlichen Bauten auf dem Weg Sankt Petersburg – Moskau im Jahr 1823, Nachdem Rejchel die Brücke durch den Fluss Wolchow in Großem Nowgorod er aufgebaut hat, hat in die Gabe etwas Dörfer neben dem Dorf Bronnizej bekommen, wo er die bedeckte Brücke durch den Fluss Mstu aufgebaut hat.

Mit dem Geschlecht Rejchel ist die Geschichte des Betriebs verbunden, der wie die Bronnizki Fabrik I. Kusnezowas bekannt war, nach der Revolution wurde er ein Betrieb «Proletarisches Porzellan».

Nowgorod hat der Dichter A.S.Puschkin 23 Mal besucht. Die Chronologie seiner Fahrten nach dem Petersburger Trakt durch Nowgorod, also, und durch Bronnizu hat im Artikel im Almanach «die Stirn» des Jh. Tjurin gebracht. Der Gelehrte verwendete die Forschungen M.A.Zjalowskogos «die Chronik des Lebens und des Schaffens A.S.Puschkinas». 2016 erfüllen sich 180 Jahre ab dem Tag der letzten Fahrt Puschkins durch Bronnizu, am 20. Mai 1836, die Abreise aus Moskau zu St. Petersburg.

In der schöpferischen Arbeit sind die Materialien der Webseiten verwendet:

http://bronnitsamsta.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=15&...

http://bronnitsa.prihod.ru/


Автор перевода Ксения РОРМОЗЕР,

редактор перевода Дарья КЛИНГ.

СТАТЬИ

Чаю воскресения мертвых

Все мы «чаем воскресения мертвых», чтобы ещё раз увидеться с теми, кого мы любим. Любим, потому что сказать любили в прошедшем времени – это значит сказать не правду.

Есть на свете любовь вечная и на неё никак не влияет смерть. И на неё никак не влияет ложь.

Люди, которых мы полюбили такой любовью всегда в наших мыслях, а значит они всегда в нашем сердце. И нам всегда приятно упомянуть о чём-то связанном с ними в разговоре с другими людьми. Долго я размышляла над тем, почему я люблю такой любовью именно этого человека, а остальных из того же периода жизни просто не помню, куда уж там люблю…

И мне хочется сказать вот что, те, кого мы любим, такой вот вечной любовью, принесли в нашу жизнь вдохновение жить, радоваться жизни, через них мы почувствовали свободу творчества. Мы стали уверенными в себе и стали больше доверять другим. Мы научились прощать, смиряться из уважения и почитать дружбу. Они научили нас жить, не теряя чувства собственного достоинства, и именно они научили нас благоговейному отношению к Господу Богу. И вот теперь, когда мы живём во времена чаяния воскресения мертвых, мы продолжаем любить возлюбленных своих и с трепетом ожидаем последнего свидания с ними. Никто не знает, как Господу Богу будет угодно изменить этот Мир и как Он изменит нас. Сохранится ли память любви?

Вспоминаю слова апостола Павла в первом послании к Коринфянам 13:8, что пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразнится… любовь никогда не перестаёт…

И это обещание много и много утешает моё сердце.

Где бы Господь не пожелал видеть меня после моей смерти – в Аду ли, в Раю ли – пусть воля Его будет благословенна. Но я буду продолжать любить возлюбленных мною на этой Земле. И эта любовь, рано или поздно, перерастёт в любовь ко Господу Богу сотворившему меня и даровавшему мне вечную любовь к другому человеку. И эта любовь станет моей вечностью.

Вдохновение и молчание

Размышление поэта.

Стихи я начала писать с тринадцати лет. Очень хорошо запомнила этот момент. Когда я сочинила четверостишие, показала его маме, и она сказала: «Да, в этом что-то есть». Она была приятно удивлена и обрадована тому, что такое написала её дочь.

После этого случая я стала писать. Писать много, ежедневно, обо всём. И однажды заметила, что когда я пишу на каком-то подъёме чувств, получается гораздо красивее, чем когда просто «рифмоплётствую». И я решила позволить себе роскошь ждать вдохновения и писать исключительно в лучах этого уникального состояния.

Скоро я поняла, что вдохновение приходит весьма не часто. Порой его приходится ждать целый год, а для поэта, который уже пишет и пишет много, молчание – очень не привычно. Я бы даже позволила себе признаться, что молчание для поэта – страшное состояние.

Сочинительство ведь – очень азартное занятие, это тоже своего рода адреналин.

Чем отличаются стихи, написанные просто в рифму, от стихов, имеющих внутренний свет вдохновения? Единственно: вдохновение заставляет поэта говорить правду, а правда всегда красива.

Надо иметь определённое мужество сказать правду самому себе, прежде всего, потому что ты черпаешь все образы и слова из того, что хранится у тебя в сердце, душе и разуме.

Нельзя начитаться стихотворений другого поэта и потом сотворить что-то своё. Бывает, что начитавшись чужих стихов, начинаешь писать, но это не твои стихи. Это чужая мысль, чужая рифма, чужое слово, ты словно бы подпеваешь ему, как люди подпевают на праздниках тому, кто хорошо поёт, но это не твоя песня. При последующем прочтении ты видишь, что сказал неправду, потому что это было не твоё. И в этом очень важно себе признаться в начале пути.

Нужно себе доверять. Не надо вытворять «чудо» из чужой интонации.

Кому нужна «лажа», как говорят музыканты о фальшивой ноте, прежде всего она не нужна тебе самому. Такой опыт всегда одноразовый и всегда будет торчать «посреди гола поля занозой» на ткани твоего творчества. И заноза эта будет видна всем.

Разумеется, мыслить поэту никто не запрещает, он мысленно играет рифмами постоянно – это дело обычное. Он всюду замечает поэтические образы, как хороший фотограф. Возможно, поэтому японский поэт БАСЁ писал по стихотворению в день, но вспомните, что он говорил о поэтах: что человек, который за всю свою жизнь создал всего три-пять превосходных стихотворений, – настоящий поэт. Тот же, кто создал десять, – замечательный мастер. Полюбуйтесь, какую высокую планку надо каждому настоящему поэту себе поставить. Так ведь и есть.

Художники возвращаются к пересмотру своих ранних работ, чтобы контролировать свой художественный уровень. Поэты в определённый период времени тоже выбирают из всей груды сочиненных ими стихов избранные стихотворения. Как мало стихов он может назвать избранными. Потому что красивые стихи только те, в которых искрится вдохновение, в них живёт правда. Они, как бенгальский огонь: пусть он сгорает быстро, горит мало, но как ярко, как восторженно, как незабываемо.

Читая такие стихотворения, испытываешь истинное наслаждение, которое может дать только настоящее искусство.

Если позволить себе писать по вдохновению, писать правду о том, что видишь и чувствуешь, получаются настоящие шедевры, которые достойны того, чтобы остаться в классической литературе твоего народа и даже могут стать украшением Мировой литературы. А ведь к этому мы и стремимся, иначе, зачем браться за перо?

Поэты всех времён и народов, имена которых общеизвестны, словно мозаика одной картины. Все они несут Миру свет правды в лучах вдохновенной красоты слова и образа своего времени. По их именам мы различаем века.

И если вы набрались мужества и говорили хоть раз по вдохновению, я вас очень прошу, не теряйте это послевкусие никогда. Только так формируется настоящий вкус. Другого пути нет.

Не надо после этого опыта снова «рифмоплётствовать» – этот период в своём развитии вы уже прошли, надо идти дальше. Доверьтесь себе. Не травитесь сами и не отравляйте людей рифмой без вдохновения. Никому не нужна рифма в макияже, людям нужна истинная красота правды, а правда достаётся нам только мужественным служением вдохновенной поэзии.

Когда вас снова накроет волной вдохновения, вот здесь, в это благодатное время выкладывайтесь на полную катушку, черпайте всё, что вы копили в себе в период молчания, пока не до черпаете до дна и не найдёте ту жемчужину правды, которой будет дышать сквозь слово и рифму образ красоты неизреченной.

Чувствуете, что наступает период молчания, расслабьтесь, молчите с удовольствием. Копите впечатления, работайте над тем, над чем вы никогда не работали. Плывите по течению, отдыхайте. Потом, обязательно всё это пригодится. Пригодятся силы грести против течения, чтобы отработать новую встречу с вдохновением на сто процентов.

Думаю, что именно о периоде молчания Анна Ахматова когда-то написала, мол, когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…

И последнее, помните, что человек говорящий посредством искусства правду всегда должен нести в Мир радость. Ведь всем нам, чтобы жить, нужна радость Рождества Христова и всем нам, чтобы умереть, нужна радость Воскресения Христова. Человек, не имеющий в себе такой радости, не имеет её и в своих стихах, а значит, и порадовать никого не может.

Благослови вас Бог.

Свято место пусто не бывает

Хочу вам рассказать об одной из замечательных традиций нашего прихода.

С тех пор как существует православное христианство, существует традиция написания икон. Искусство иконописи пришло на Русь из Византии. И мы с Вами хорошо знаем славные имена русских иконописцев таких как: Феофан Грек, приехавший в Новгород в 1370 году и работавший над росписью Спаса-Преображенского храма на Ильине улице; Андрей Рублев, непревзойденным шедевром которого традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века – одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, – в основе которой лежит сюжет о явлении праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов;

В истории русской иконописи сложились школы: годуновская, новгородская, псковская, московская, строгановсская и др.

И по сей день есть среди православных христиан те, кого Бог благословил особым даром к написанию икон. И у нас на приходе есть такие люди. О них мне сегодня и хочется вам рассказать.

За кануном в Церкви Спаса-Преображения в селе Бронница стоит большое распятие-икона, а написал её для Церкви в самое кровавое пролетарское время XX века Николай Светлов. Династия Светловых-иконописцев, резчиков по дереву, позолотчиков уходит своими корнями в Бронницкую землю (об этом в своей книге «Бронницкая Спаса-Преображенская церковь» пишет Н. А. Ястребова). Внучка Николая Светлова, Татьяна, поделилась с нами воспоминаниями о том, как её дедушка писал для нашего храма эту икону. «Возможно, – вспоминает Татьяна Петрова, – что и икона Архиепископа Новгородского Никиты тоже написана моим дедом, потому что манера письма у него была тёмная».

А сегодня на нашем приходе пишет иконы Семён Витальевич Воронов с сыном Даниилом. В приделе «Всех святых» есть иконы святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а также праведного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца, написанные по просьбе настоятеля нашего храма протоиерея Алексия Самуйлова.

Мы попросили Семена Витальевича дать нам небольшое интервью.

– Уважаемый Семен Витальевич, расскажите, пожалуйста, когда Вы поняли, что умеете рисовать, или этот талант был отмечен кем-то из родных и близких Вам людей? У кого Вы учились рисовать? С кем советовались?

– Я рисую с малого детства, сколько сам себя помню.

Мой талант был замечен родителями и они помогали ему развиться. Первым стал учить меня рисовать мой отец. Он был художник-самоучка, а позже я стал заниматься в детской художественной школе.

– Когда Вам впервые захотелось попробовать написать икону? И чей лик Вы решились писать?

– Иконописцем я решил стать в период переезда нашей семьи из Подмосковья в Новгород. На иконописный труд взял благословение у одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры. Первой иконой стал оплечный образ Спасителя.

– Соблюдаете ли Вы традиционные правила при написании иконы: пост, молитва, благословение у духовника перед написанием иконы, доска моется святой водой и т. д. и т. п.

– Конечно, молюсь перед началом работы, читаю житие того святого, образ которого буду писать, святой водой доски не мою, пощусь в рамках устава православной церкви, как и положено всем православным христианам.

Вообще о том, что иконы пишут, замешивая пигменты на святой воде, омывают доски святой водой, даже подмешивают святые мощи в краски – об этом где-то слышал или читал, но это не традиция и не правило для иконописцев, и если делалось кем-то, то лишь из особого благоговейного усердия.

– Какие чувства Вы испытываете, когда икона бывает написана?

– После написания иконы испытываю радость!

– Учили ли Вы своих детей писать иконы, кого из них?

– Из детей пока только Даниила учил иконописи, но он учился, естественно, в византийской традиции и теперь в Лаврской школе переучивается – осваивает русскую.

– Интересовались ли Вы, чьи иконы есть у нас в храме?

– Чьи иконы находятся в нашем храме никогда не интересовался, поскольку иконописцы никогда не подписывают своих икон. Это, как раз, делается по традиции.

– Какой самый главный совет Вы бы дали начинающим иконописцам?

– Я никогда не давал советы начинающим иконописцам. Иконописание – это призвание. В иконописцы идут по призванию, и благословение на это дает Церковь.

Даниил Воронов, сын Семена Витальевича Воронова, сказал нам вкратце, что «талантом рисования или вообще ваяния чего-либо, неважно, что это, скульптура, живопись, резьба по дереву, Господь наградил всю нашу семью. Но просто наличие таланта, это одно, а реализация и развитие оного, совершенно другое. И именно открытием сего дарования и приумножением его я с братьями и сестрой обязаны нашим родителям. Если бы не их терпение и упорство, то вряд ли мы, в частности я, пошли бы по пути искусства рисования».

В конце нашего рассказа хочется вспомнить слова искусствоведа Свято-Юрьева монастыря Великого Новгорода Галины Столовой: «Безусловно, любой настоящий художник вкладывает душу в свое произведение, но для создания иконы необходимы: личная вера, личный духовный опыт и, разумеется, профессионализм. Если икона плохо написана даже глубоко верующим, но не умеющим это делать человеком, она станет оскорблением того, кто на ней изображен. Чтобы правильно и глубоко воспринимать икону, современному человеку надо учиться так же, как и для того, чтобы понимать церковные богослужения».

Надеемся, что в нашей Церковно-приходской школе обязательно расскажут детям об иконописцах нашего прихода.

Следы веры

Приходилось ли вам присутствовать при совершении Таинства Крещения в православном храме? По долгу службы мне приходилось неоднократно наблюдать за этим наирадоснейшим событием.

О впечатлении, оставшемся от одного из них, я и хочу вам рассказать.

Произошло оно летом в одном сельском храме.

На Крещение принесли сразу несколько младенцев. И как это бывает в деревнях, в храм нахлынула толпа родственников и друзей. Настроение у всех было хорошее, и молодой батюшка тоже был радостен. И не только потому, что пришёл послужить своему Господу, но ещё и потому, что это было его последнее дело, совершаемое в храме перед отпуском.

Так вот, когда молитва очистительная над матерями была прочитана, началось само Таинство Крещения. Надо заметить, что в храме было шумновато. Так бывает с людьми, редко приходящими в Церковь. Они чувствуют себя «не в своей тарелке», а потому с ними обязательно случается какой-нибудь конфуз.

Так вышло и на этот раз. Женщины были в палантинах и встали спиной к подсвечникам с горящими свечами. Разумеется, бахрома задела пламя и они загорелись. Хорошо, что рядом стоящие мужчины успели потушить огонь, взбегающий по волосам. Но шуму и запахов прибавилось.

Младенцы перешли на негромкий, но убедительный плачь. Некоторых пришлось отдать мамкам на руки для утешения. Батюшка продолжал читать молитвы. И вот уже дунули и плюнули на сатану и отреклись силы его и служению ему.

Затем батюшка прочёл молитвы над водою в купели и начал окунать туда младенцев. Вода щедро переливалась через край прямо на пол под ноги батюшке и крестным. Уборщица пыталась собрать её какой-то убогой тряпкой.

Бабушки помогали вытирать и одевать внучат, сподобившихся стать полноправными членами Христианской семьи. Всем было радостно, все улыбались, глядя на нарядных и смешных малышей.

Я присела на скамью немного поодаль от всех и наблюдала за происходящим как бы со стороны, и вдруг увидела…

Запели: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекохтися, алиллуия».

Из плохо вытертой лужи святой воды вышли батюшка с крестом в руках, за ним крестные матери с младенцами, за ними крестные отцы со свечами. И пошли вокруг Купели, и Аналоя. В этот момент я вдруг посмотрела им под ноги.

И увидела на полу много мокрых следов, но по завершении круга следы словно исчезали. Это было так символично!

Выйдя из крещальной купели христианин, по началу, идёт всем понятной дорогой, оставляя на этой Земле ясные и отчётливые следы своей веры, выраженные в словах и делах. Но со временем его вера становится видна только ему и Богу. Она становится молитвенным Таинством. А потому её следы исчезают из видимого Мира.

Приходская Рождественская ёлка

Мы с детьми очень ждём Приходскую Рождественскую Ёлку. Потому, что на каждый праздник Рождества Христова в нашем приходе обязательно происходит самое обыкновенная встреча с чудом.

Чудо это заранее готовится учителями и учениками нашей Воскресной школы. Но никто и никогда не знает, как оно произойдёт.

Вспомните хотя бы прошлогодние праздники! Что было самым чудесным? Конечно выступление детского хора под руководством Марии Корягиной и виртуозная игра на саксофоне Дмитрия Корягина.

А до этого, в предыдущие года, что было самым запоминающимся? Кукольный театр, где костюмы и куклы были созданы Яной Вороновой. Игры вокруг Рождественской Ёлки под управлением Татьяны Самуйловой.

Но в этом году чудом стала премьера спектакля «Чудесная звезда» в постановке Анастасии Исаковой, которая стала заметным событием не только в жизни нашего прихода, но и на IV фестивале Рождественских представлений Новгородской Епархии.

И даже те, кто хоть одним глазком наблюдал за репетициями спектакля, и те, не могли себе представить, какое чудо они увидят на празднике! А ведь это было чудо, не правда ли? Спектакль прошёл на одном дыхании, так всё в нём было гармонично: и музыка, и актёры, и декорация, и костюмы, и текст, и даже свет в зале и на сцене.

Но самое главное спектакль имел внутренний свет вдохновения, который режиссёру удалось зажечь в каждом актёре. И горел этот свет по-детски ярко, потому что актёрами были дети. И потому сказанное в тексте о Господе просто и ясно достигло взрослых сердец.

Для людей, всё больше живущих виртуальной жизнью, я бы сказала, – это был шок!

И знаете, впервые за несколько лет, через весь праздник лейтмотивом звучала, не умолкая, тема Рождества Христова! И это было исключительно хорошо! Вдруг зазвучали Рождественские колядки посреди хоровода, а перед вручением подарков детям – волхвы преподнесли сначала дары Младенцу-Христу! Как же это было правильно! Сердце весь вечер сохраняло радость, воспетую Ангелами в Рождественскую ночь: Слава в вышних Богу и на Земле мир в человецех благоволение. Всё, буквально всё было напоено благоволением.

Велик Господь Бог наш, дарующий людям такую власть и силу таланта и, вместе с тем особое благословение служить искусством, проповеди о Христе. И каким же уникальным чутьём на таланты и способностью направлять их во благо, наградил Господь Бог настоятеля нашего прихода – отца Алексия Самуйлова, которого мы и благодарим за организованный праздник.

…в этот вечер не одной мне казалось, что Ангелы молились за всех присутствующих на приходском празднике, потому что в сердцах у всех осталось доброе воспоминание.

Притворные Ангелы

Самое первое, на что обращают внимание все приходящие в наш храм – как постоянные прихожане обязательно прикладываются к двум фрескам.

Расположены эти фрески прямо при выходе из притвора.

На правой фреске изображен Ангел держащий в деснице перо, а в левой руке свиток на котором написано следующее: «Ангел Господень записывает имена входящих в храм».

На левой фреске нарисован совершенно такой же Ангел, всё так же держащий в деснице перо, а в левой руке свиток, но на свитке написано следующее: «Ангел Господень записывает имена исходящих из храма».

Откуда пошёл этот обычай и почему такие фрески расположены именно в притворе?

Мы с моими детьми задались этим вопросом и решили исследовать другие храмы Новгородской Епархии на предмет притворных (находящихся в притворе) Ангелов. В этом нам помогла искусствовед Свято-Юрьева монастыря Великого Новгорода Галина Романовна Столова.

Оказалось, что наш храм во имя Спаса-Преображения в селе Бронница единственный сохранил две такие фрески в притворе. Раньше же такие фрески были распространены во всех храмах, где имелся притвор. На такие фрески можно посмотреть в Знаменском Соборе Великого Новгорода, но в настоящее время они нуждаются в реставрации.

Что же нам удалось прочитать в интернете на эту тему?

А вот что: оказывается изображение Ангела при входе в храм со свитком в руках было принято ещё в Византии. И их действительно было два. Один был с мечом в руках, а другой со свитком, в который записывались имена всех входящих в храм.

Ещё мы прочитали о видении одному старцу Ангела Господня, который действительно записывал имена всех приходящих в храм Божий, а имена исходящих до окончания богослужения – вычеркивал.

Так что мы пришли к выводу, что о тех людях, которые приходят в храм и молитвенно переживают всё богослужение от начала до конца остаётся запись в книге посещений первого Ангела.

Второй Ангел ведёт свои записи исключительно для того, чтобы все приходящие в храм остерегались выходить из храма во время Богослужения без особой нужды.

И на Земле как на Небе

С тех пор как я стала православной христианкой, а это случилось ровно 20 лет назад, меня из года в год неотступно преследовала одна и та же мысль: что такое удивительное увидели и услышали послы русские, когда приехали в Византию по поручению князя Владимира, чтобы присутствовать на православном богослужении, после которого они дали такой уникальный отзыв: «Мы не знали на небе мы были или на земле».

И надо было мне пережить двадцать долгих лет в православной церкви, чтобы, наконец, понять, что почувствовали тогда русские послы.

Судите сами.

В храме служат люди, которые пришли туда не за деньгами, а по вдохновению. Потому что заработать в храме «бешеные бабки» не возможно. Особенно если говорить о сельском храме с вымирающими вокруг деревнями. Прихожан с каждым годом становится всё меньше. Какая уж тут прибыль.

А вот прибыль духовная для нас в нашем храме началась с приходом нового настоятеля – отца Алексия Самуйлова.

Новый батюшка оказался не только заботливым настоятелем: сделал ремонт в храме и в приходских постройках. Будучи сам многодетным отцом, организовал хоть и маленькую, но занятость при храме многодетным родителям, открыл их таланты на пользу всему приходу.

Но самое главное – то, что Бог наградил нашего батюшку духовным чутьем, которое помогло ему гармоничным образом организовать Богослужение.

Ведь богослужение – это своего рода ансамбль, состоящий из чёткого исполнения ролей священника, певчих, псаломщика (про дьякона не говорю – у нас его нет пока в храме). И все, кто принимает участие в Богослужении должны обладать чувством ансамбля, как говорят музыканты.

Священник задает тон богослужения: внутренним настроем духовной радости, кротости и смирения. И потом, никто не должен быть громче или тише заданной громкости и все должны звучать в определенном ритме.

И не просто работать, а поклоняться, служить – жить Богослужением.

И происходит то самое чудо православного богослужения, когда душа молящаяся уже и не знает где находится на небе ли или на земле.

Красота такого богослужения – особое благословение тем, кто сподобился принять в нём молитвенное участие.

И хочется не покидать храм никогда. Хочется снова и снова приходить в церковь, потому что реально увидел молитвенное чудо пребывания с Богом, с теми, кто молится по другую сторону жизни, и с миром ангельским.

Всюду Бог, и истинно всё Им и для Него создано – это осознаешь в такие минуты с особой ясностью.

И торопишь себя в другой раз на исповедь, чтобы ничто не тяготило души и не держало её в момент воспарения в общей молитве к Богу.

И понимаешь, наконец, что Бог всё во всём и ты в Нём и Он в тебе – это чудо чудное и диво дивное, несказанное! И всё в храме дышит вечностью, среди мира временного. Такое богослужение бальзам целительный для души замученной заботами, болезнями, грехами и страхами.

Красивы храмы православные и внутри и снаружи, но истинная красота православия в его правильно построенном богослужении, отражающем, всю вмещаемую этим миром красоту Господа Бога нашего.

Рассуждение на тему нравственности

До сих пор никто из людей не смог на этой Земле привести все людские нравы к единому нравственному знаменателю, который бы понравился абсолютно всем без исключений.

Каждая эпоха, каждая страна, всякий народ и даже семья имеет своё понятие о нравственности. И зачастую воспитание в семье или его отсутствие заглушает остатки совести в человеке настолько, что его нравственные координаты сбиты до неузнаваемости.

Конечно, братья и сестры во Христе возразят мне и скажут, что Господь наш Иисус Христос ясно и четко определил путь и средства для выхода из искаженного мира в реальный. И будут правы. Но позвольте и мне порассуждать на эту тему прежде, чем я сделаю тот же вывод своими словами.

Хотя Святое Евангелие проповедуется в немалом числе народов и даже не одно столетие, мы снова наблюдаем новые поколения, напрочь дезориентированные в жизненном пространстве как на Западе, так и на Востоке. Пожалуй, не будем приводить примеры – они и так у всех перед глазами ежедневно в новостях TV.

Начнём с того, что требовать нравственного поведения от безнравственных людей – просто невероятно! Следовательно, о нравственности можно говорить только с теми, кто уже начал движение в этом направлении или ищет с чего бы ему начать.

Тогда, цитируя апостола Павла: пусть постепенно переходит от питания молоком к твёрдой пище. То есть: читает Святое Писание, живёт Церковной жизнью, участвуя в Таинствах, молится, постится и детей своих старается растить в том же духе. И всем, кто его окружает, старается помогать во Славу Божию.

С человеком, ужаснувшимся греховности этого Мира и испугавшимся своей собственной греховности, а потому ищущим спасения от вечной смерти, нужно и можно говорить о нравственности.

Постепенно его сердце привыкнет слышать Небесные звуки.

Его дух научится различать, что от Бога, а что нет.

Его разум постарается ежедневно контролировать всё происходящее с ним по заповеданному в Евангелии.

Ибо только Святое Евангелие является камертоном нравственности во Вселенной. И кто Божий, знает это безо всяких доказательств, как бы само собой.

Итак, в наличии имеется непрерывное одновременное двухстороннее выполнение нравственной программы.

Единое безусловное условие формирования нравственности:

первое – несомненное принятие православной христианской веры, и второе – непрестанное обитание души в Церкви. Только при этом дуплекс-условии можно поддерживать пламя нравственности во тьме этого Мира, передавая его из рук в руки между поколениями среди тех, кто ищет живого Бога.

Было время

Было время в моей жизни, когда Бог был для меня чужим.

И я не думала о Нём. Я просто жила без Него. А потом мы встретились друг с другом и я стала всё время думать о Боге. И однажды поняла, что он мой Господь, Господин, а я Его раба. И я хочу Его слушаться и быть с Ним. Но у меня плохо получается Его слушаться. И всё таки Он продолжает путь со мной, потому что я продолжаю дышать по Его милости. Значит Он рядом. И мне спокойно. Я в любой момент могу к Нему обратиться в молитве со всеми своими радостями и печалями и даже позвать Его на помощь! И Он всегда поможет, потому что я принадлежу Богу моему, а Он – мне. И так будет вечно. Он никогда ни за что ни при каких обстоятельствах меня не предаст и не оставит. Он может рассердиться на меня и наказать, но оставить – никогда! В горе и в радости, в бедности и в богатстве, в молодости и в старости – Господь мой Бог не оставит меня. В этом я могу быть уверенна. И мне спокойно от этой мысли.

Было время, когда мужчина, которого я теперь называю своим мужем был для меня чужим, он просто не был моим мужем. Он вообще не был в моей жизни никем. Я просто не знала, что он есть на этом свете. Он был сам по себе и я была сама по себе.

А потом мы встретились. И увидели друг друга, услышали друг друга, почувствовали друг друга. И стали мужем и женой. Мы начали с огромного доверия друг другу. Словно нам выдали миллион, а мы день за днём меняли его на мелкие деньги и при пересчёте всегда, почему то оказывалось, что мелочь по пути потерялась в огромных количествах, вместо того, чтобы приумножиться.

Жена должна слушаться мужа, но у меня это плохо получается. И если через покаяние Богу я становлюсь с Ним всё роднее и роднее, то с мужем после каждого его «прости» и моего «прости» сердце болит всё больше. И если Богу со временем начинаешь доверять всё больше, то мужу доверяешь всё меньше. И чем ближе подходишь к Богу, тем ближе хочется подойти. А с каждым годом прожитым с мужем хочется бежать всё дальше. Может быть, нельзя было сразу подходить в плотную друг ко другу, а идти на встречу медленно и постепенно? Привыкая к новой дистанции прежде, чем сократить её ещё на один шаг.

Чем дольше живёшь вместе, тем дальше друг от друга уходишь. Сердце помнит точку отсчёта любви, как компас всегда поворачивает на север. Но любовь земная между мужем и женой однажды доходит до критической точки невозврата, после которой начинаешь становиться ближе к Богу, чем к своему мужу.

Можно и так сказать, что брак – это точка максимального приближения двух душ, порой до полного растворения друг в друге. Но потом каждая душа снова продолжает свой путь с Богом вдвоём. То есть брак – это не навсегда, ведь не зря же он упразднён в Царствии Божьем, это тоже отрезок пути с Богом. Об этом надо всегда помнить. Нет возможности стать едино душой с мужем, едино можно стать только плотью. Но душа едино может быть только с Богом.

Сердце жены ищет любви постоянно и постоянно хочет восхищаться своим мужем. Но, к сожалению, оно чаще не восхищается, а скорбит. Почему? Может быть потому, что имеет некий внутренний шаблон восхищения мужчиной, а муж под него попадает очень редко.

Когда Бог пришёл в мою жизнь, Он сразу знал, что от меня ожидать, а до чего я никогда не дорасту. Но муж этого не знает. Равно как и я не знаю, что ожидать и не ожидать от него. Хотя нет, есть момент принятия мужа таким как он есть. А дальше предполагается, что он будет расти и работать над собой. Потому что ты-то рожаешь, выкармливаешь, растишь детей и забота эта круглосуточная. И она выводит женщину на совершенно иной уровень самопознания. А муж ходит на работу так же как и ходил на неё до детей и даже до женитьбы.

С годами память продолжает любить мужа, а сердце нет. С годами всё больше сосредотачиваешься на любви к Богу и так чтобы всем сердцем, всей душой и всем разумением и всеми силами. А об остальных просто заботишься по мере сил.

Разлука

Когда я была девочкой мне впервые пришлось столкнуться с РАЗЛУКОЙ.

Это была вынужденная разлука с мамой. Мама вышла замуж второй раз и я стала лишней для её мужа. Новый мамин муж разрешил ей оставить только мою сестру.

Меня забрала к себе бабушка. И от тоски и обиды, что я не нужна своей маме я со слезами на глазах сказала себе, что не люблю её тоже. «Тоже» – потому, что я решила, что она не любит меня и поэтому отдала бабушке. Променяла меня на нового мужа. С которым, к слову, у неё была очень не сладкая жизнь.

Теперь, когда я сама стала матерью, я знаю, что мать любит своего ребёнка вечно. Что бы с ним не случилось. Можно от великой обиды или усталости или печали наговорить своему ребенку кучу гадости, причем, как правило, эта куча вполне соответствует действительности. Но променять своего ребенка невозможно ни на кого и ни на что. Сердце сокрушено навсегда, если нет ребенка рядом.

Итак, это была первая разлука в моей жизни.

Вторая разлука – это расставание каждые полгода с моей горячо любимой бабулей. Она заменила мне мать, стала моей подружкой-хохотушкой, она никогда меня не била, не сердилась на меня. Насупившись, она говорила мне по-немецки всё, что хотела сказать к случаю моего конфуза, и никогда ничего не переводя, удалялась с гордым видом. О! Это потрясающе действовало, заставляя думать о своём поведении.

Честно – я страдала до слёз приезжая к маме. Думала о бабуле, говорила о бабуле, делала всё так, как она меня учила.

Очень часто я писала ей письма и с нетерпением ждала её ответов. Она знала меня как облупленную, от неё ничего нельзя было скрыть. Её замечательное умение задавать точные вопросы требовало только лаконичных ответов и незаметно мною выкладывалось всё, что я предпочла бы скрыть. А её ироничное чувство юмора, совершенно неподражаемые пародии и увлекательнейшие рассказы из собственной жизни, полной невероятных приключений (СПб-ская консерватория, ссылка, война, Средняя Азия, замужество, возвращение в СПб, её хоры и виртуозная игра на пианино).

И какое это было счастье вновь, через полгода, вернуться к ней! Обнять её, да, обнимать её каждый день! Целовать её старые, милые, дряблые щёки! Её руки, любимые руки! Её запах, милый запах детства, вязанные ею вещи. Она так плохо видела. Но у неё в доме всегда был порядок. И всё лежало годами на одних и тех же местах.

Однажды я пролетала так низко на самолёте над Пушкиным, что видела, как моя бабушка вешает бельё на балконе! Я от восторга чуть не выпала из самолёта!

Крещение я тоже приняла благодаря её поддержке. Мне бесконечно жаль нашей с ней и дедом первой и последней ссоры. Потом прошло время, я извинилась, но треснутое осталось с трещиной.

А потом она умерла – моя бабуленька! Умерла и всё, благословила нас с Максимом и ушла в вечность. Она мне часто снится, одна и с дедом.

Люблю тебя, слышишь, родная моя, люблю! И благодарю тебя за всё. За любовь и дружбу. Мне так надо с тобой поговорить, за жизнь, про наше, про женское – счастье и не счастье. Про детей, про свекровь и мужа, про здоровье. Потому, что я доверяю твоему опыту и твоим страданиям. Доверяю твоей вере и верности. Моли Бога о мне, дорогая моя бабуленька!

Итак, это была вторая разлука в моей жизни.

Потом начался период влюбчивости. И я скучала за очередной пассией, а то и за двумя одновременно! Ну как же – один в Пушкине, другой в Уфе!

Пока, наконец, не встретила своего будущего мужа!

И, как бы парадоксально это не звучало, разлука – это нормальное состояние нашей семьи. Не сбываются никак слова Божьи о нас: «Да оставит человек отца и мать и да прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть… что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Мы постоянно в разлуке с моим мужем. И тому всегда находится тысяча причин. Это моя третья разлука в жизни.

Моя четвертая разлука – с моим не рожденным ребенком. Это страшно, что твой ребенок раньше тебя умер. Я даже ничего не пытаюсь сказать здесь о нём и о том, где он. Сердце не ведает слов. В сердце лишь океан слёз.

Была я с Господом моим разлучена с самого детства. Но я знаю совершенно точно, что моя бабуля за меня очень сильно молилась всегда. Крещение я приняла только в двадцать лет. В самой главной разлуке я провела двадцать лет!

Теперь мне уже сорок лет и я с Господом моим пережила самые смелые годы – мою молодость. Двадцать лет с Тобою, Господи!

И мне кажется, я понимаю, что все эти разлуки нужны были только для того, чтобы я оценила по достоинству неразлучность с моим Богом. Который всегда рядом был, есть и будет, во всех моих встречах и разлуках: прошлых, настоящих и будущих.

Сильное впечатление

Какое произведение немецкой литературы произвело на Вас наибольшее впечатление и почему?

Когда-то, давным-давно, мне было 13 лет. И я искала своё место в этом Мире и свою форму самовыражения. Я была похожа на прозрачное существо, сквозь которое свободно протекает всё, что есть в этом Мире, совершенно не оседая ни в сердце моём, ни в душе. Но мне нравилось читать стихи и учить стихи. Зная об этом, моя подруга принесла мне как-то почитать журнал «Иностранная литература». В этом журнале я впервые прочитала стихотворения Анны фон Дросте-Гюльсгоф. Особенно понравилось то, которое начиналось словами:

Срывай мгновенье, словно рвёшь цветок,

Пускай он выцвел, вылинял, промок,

Пусть держится едва, качаясь в поле,

Пусть облетел, пускай к земле приник,

Сорви его! Ведь самый горький миг —

Есть воплощение уходящей боли.

И я вдруг поняла, что жизнь состоит из мгновений, и ни одно из них нельзя пропускать просто так. Надо участвовать в этой жизни, надо откликаться на неё. Потому, что это мгновение – твоё, и принадлежит только тебе. Поэтому только от тебя зависит, как ты проживёшь это мгновение. Аннета помогла мне найти себя – я стала поэтессой.

И всякий раз рассказывая детям о поиске своего пути, я с почтением и благодарностью вспоминаю свою первую встречу с немецкой поэтессой Аннетой фон Дросте-Гюльсгоф.

Смелым счастье помогает

1.«ЕСЛИ ТЫ МЕНЯ НЕ ЛЮБИШЬ, ПОСКОРЕЕ СКАЗЫВАЙ! НА МОЕМ СЕРДЕЧКЕ УЗЕЛ ПОСКОРЕЙ РАЗВЯЗЫВАЙ». Семья возможна только, если есть любовь, если ты очень нравишься мужчине и готова смириться со всеми его недостатками. Это момент принятия решения, от которого уже нельзя отказаться. Что бы с вами ни происходило в жизни дальше – это решение всегда будет лейтмотивом ваших отношений. И при возникновении форс мажорных обстоятельств между вами (ссор) главная мелодия любви станет для вас и спасательным кругом и попутным ветром.

Итак, после принятия решения быть всегда вместе пойдут более серьезные действия (ЗАГС, венчание, секс, дети, быт), где внезапное, попросту малодушное прерывание отношений может повлечь исключительно противные обстоятельства, примеры которых во множестве описаны в художественной литературе разных народов и всюду встречаются в жизни современников, в биографиях публичных людей. Но какое это все имеет отношение вообще к любви? А уж тем более к христианскому образу жизни? Ведь вы собрались спасать свои души, помогая нести друг другу, семейный крест. Если это не так, то никакого права прикасаться друг к другу ни душевно, ни духовно, ни, тем более, физически у вас нет. Ибо права влекут за собою всегда и обязанности. Не смейте ни входить в чужую жизнь, ни влиять на неё. Просто НЕТ и все. И, разумеется, не позволяйте кое-как относиться к вам.

Итак, «СВОЯ ВОЛЯ – СВОЯ ДОЛЯ».


2.«МУЖ И ЖЕНА: ОДНО ДЕЛО, ОДНО ТЕЛО, ОДИН ДУХ».

Вот вы стали ОДНО. Это удивительнейшее время достойно исключительно изящного языка поэзии. Время, когда две реки сливаются в одну. Растворяясь, приобретают новое качество. Какими берегами поведет вас жизнь, ведомо только Богу. ГОСПОДЬ есть главное и единственное основание семьи. Церковь Православная есть ее дом и ее помощница. Природа есть отдохновение семьи, место ее молчания. Изумительнейшее время вашего тет-а-тет да запечатано будет строжайшим секретом от всех и вся. Это святая святых вашей любви. Сокровищница нежности и источник вдохновения вашего счастья. Здесь определяется мера вашей искренности и доверия друг другу. По этому нулевому меридиану вы составите новую карту отношений. И чтобы всегда иметь представление о своем местопребывании рекомендуется не врать. «ГДЕ ПРАВДА, ТАМ И СЧАСТЬЕ». Не исключено, что не все может быть рассказано друг другу о своем прошлом. Но помните, «у старых грехов длинные тени», исповедуйтесь чаще. Господь имеет власть прощать нам грехи, да так, что они теряют над нами всяческую власть, если только мы сами их не ищем. Так что лучше заранее избавиться от прошлого недоразумения и сполна насладиться настоящим счастьем. Ведь вы уже знаете, что счастье ни с чем не спутаешь. Как невозможно спутать зарю вечернюю с зарей утренней.

Итак. «КРОВИ НЕ РОДНОЙ ДА ДУШИ ОДНОЙ».


3. С милым, безусловно, «РАЙ И В ШАЛАШЕ». Это наилучший, если не сказать единственно приемлемый вариант развития семьи. У вас должен быть свой дом. Без родителей. К сожалению, приходиться признать их разрушительную роль в построении ваших отношений. Ваша семья никогда не состоится, не реализует своих планов, потеряет всякую надежду и силы, если вы не рискнете жить отдельно от родителей. Если вы не станете опираться только на самих себя, как финансово, так и информационно. Родители всегда пристрастны и всегда ревнивы по отношению к вашей половине. С ними всегда будет по пословице: «нет худа без добра и добра без худа». Пожалуйста, приготовьтесь морально заранее, еще в период принятия решения, что родители закончились, и начался муж (жена). Тем более, что об этом говорится и в Евангелии от Матфея 19:5—6. «…оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть». Отныне все, что болело и радовалось, принадлежит вам с супругом, а не родителям. Не думайте, что это можно совместить. Никогда. Вы всегда потеряете семью раньше, чем успеете понять причину ее исчезновения. Сказать почему? Потому что вы были беззащитны, когда впервые познакомились с вашими родителями. И привыкли им доверять себя и все свое. А поскольку вы остались живы в общении с ними, следовательно, ваш вклад доверия себя оправдал. Но, я вам говорю, родительский банк должен обанкротиться в вашем понимании, как только у вас появится супруг. Иначе семья не принесет вам удовлетворения ни в чем. Увы, сочувствую матерям, но ведь и они однажды были невестками. Пусть вспомнят об этом и оставят в покое своих детей ради внуков. Возможно, их сыновья проживут дольше, если за них не будет вестись регулярная война между свекровью и невесткой. «КОМУ СВЕКРОВЬ – СВЕКРОВУШКА, А КОМУ И СВЕКРОВИЩА». По крайней мере, первые десять лет постарайтесь жить одни. За это время родители состарятся и страсти поутихнут. Вы все привыкнете к новой карте отношений и не станете посягать на чужую территорию.

Есть правда еще один аспект в отношениях с родителями, но это только если они у вас гении, им всегда будет казаться странным состояние вашей нереализованности в интеллектуальном и карьерном плане. Да еще, если вы отказались от мечты ради любимого и семьи. Не исключено, что их досада будет вносить диссонанс в вашу мелодию жизни постоянно, даже на расстоянии. Увы. Но выжить в данных условиях может помочь только молитва. В противном случае вы настроитесь на родительскую волну и станете сами разрушать мир семьи. Помните, что время в которое жили ваши родители, значительно отличается по возможностям, и потребностям, и призванию их поколения от вашего времени и того, к чему призваны вы.

Итак, «ДВУМ ЛЮБО – ТРЕТИЙ НЕ СУЙСЯ».


4. «КРАСОТА ДО ВЕНЦА, А УМ ДО КОНЦА». Муж должен помнить, что жена никогда не останется такой красавицей, какой он её полюбил. И это шок не только для мужа, но и для жены. Она понимает, что ради материнства теряет себя, и воспринимает это как должное. Но есть Вы, и она всегда будет ревновать вас к молодым и красивым девушкам. Дайте ей почувствовать, что, не смотря ни на что, она остаётся для вас самой желанной женщиной на планете Земля. И до беременности, и в беременности, и в родах, и после родов, и во время кормления грудью, и после того, как ребёнок будет отнят от груди.

Жене же надо не забывать благодарить мужа за его стабильные походы на работу. Регулярная добросовестная работа тоже отнимает силы и здоровье. Быть кормильцем изо дня в день – это тоже подвиг самопожертвования ради вас и ваших детей. Жена должна приучить и детей быть благодарными отцу за хлеб насущный.

Итак, «МУЖ – ГОЛОВА, ЖЕНА – ДУША».


5. «ДЕТКИ МАЛЕНЬКИ – СПАТЬ НЕ ДАДУТ, А БОЛЬШИЕ – САМ НЕ УСНЁШЬ». Семья, когда в ней появляются дети, становится уязвимой. Вы словно выходите на открытое всем ветрам место. И одинаково подвержены всем приятностям и неприятностям этого Мира. Но если Господь Бог среди вас, что вам проблемы! И всё-таки, поначалу бывает очень страшно упустить болеющего ребёнка, оставить его на попечение старших детей и даже отпустить его гулять одного.

Жизнь предоставляет множество разных ситуаций, в которых мы можем научиться доверять Господу наших детей.

Важно общаться с детьми как со взрослыми, ведь детство не болезнь, и для него не нужен особый режим общения. Детское понимание строится на интуиции, потом на наблюдении, а уж затем, на том, что вы говорите ему. И ответьте себе: разве вы воспринимаете другого человека по-другому? Совершенно также! Но отношения с вами строит ребёнок, а не вы с ним. Потому что вы его источник существования, не только материального, но и душевного. Поэтому вы изучаетесь ребёнком с особой тщательностью. Любовь всепроницающая и всёрастворяющая есть основа этой тщательности. И её основная движущая сила – прощение.

Ребёнок простит вам всё, как Господь Бог. Но не злоупотребляйте его всепрощением, потому что он человек, и силы его не запредельны. Он может впасть в уныние и станет вас избегать. Его инстинкт самосохранения сработает против вас.

Многодетность – это беспроигрышная методика воспитания детей. Мать проявляет «здоровое невнимание» к детям, потому что ей некогда уделять себя всем и всему досыта. И потому дети имеют свободу, так необходимую для созерцания Мира, самопознания и самовыражения. Всё равно ребёнок придёт к вам, обнимет и напитается вами энергетически.

Мать видит всех своих детей сердцем: где бы они ни были и что бы с ними не происходило. Как священник на исповеди всегда скажет слово, необходимое для утешения страждущей души, так мать всегда правильно и вовремя отреагирует на радости и горести своего чада.

Опыт старших детей – бесценный маячок для младших детей. Есть только одна неожиданность: старшие и младшие дети чувствуют себя на равных! А потому требуют от родителей равного отношения к себе. Практически невозможно объяснить старшим детям то, что они потому и старшие, что их когда-то давно в детстве берегли и уследили за всеми их попытками совершить неосторожность относительно себя или ближних. И теперь у них есть уникальная возможность уследить за младшими братьями и сёстрами, тем самым принять участие в их судьбе и послужить на благо и к спокойствию семьи. Согласитесь, это ответственнейшее дело!

И ещё одно. Постоянный труд детей в семье с медленным увеличением нагрузки по мере качественного исполнения порученного сохраняет их от бесцельных скитаний на улице и заполняет излишки свободного времени, не давая проникать в их жизнь лени и бессмысленным занятиям.

И самое главное, никогда не забывать, что все вы даны друг другу на утешение, в помощь и спасение души.

Итак, «СЫНАМИ СЛАВЕН, А ДОЧЕРЬМИ ЧЕСТЕН».


6. «БОГ НЕ ДАСТ – НИГДЕ НЕ ВОЗЬМЕШЬ». Совместные воскресные походы в храм – это первая традиция православной семьи.

Потом дети будут вместе с отцом ходить и на ночную Пасхальную службу. Чтение вслух Святого Евангелия в постные дни всей семьёй – вторая православная традиция.

Но самое интересное – совершать миссионерское служение Богу среди своих детей! Ежедневная жизнь по заповедям Христовым, живое покаяние и просьба о прощении друг у друга. Взаимопомощь в исправлении греховных привычек. Молитвенная поддержка. И весь этот опыт обретается в семье!


7. «НА СТОРОНЕ ДОБЫВАЙ, А ДОМУ НЕ ПОКИДАЙ».

Бывает и разлука с мужем из-за его работы, когда он вынужден долгое время проводить вне семьи. Это искушение. И испытание на верность Господу всех членов семьи. Жена и муж должны соблюдать супружеский обет нерушимым. И дети должны оставаться в режиме почтительности к родителям. Да, это нехорошо, когда дети растут без отца. Потому что, в идеале, они должны видеть бытие полного человека, а не его половины. Но «ОБНЯВШИСЬ ВЕКА НЕ ПРОСИДЕТЬ». Если речь идёт о необходимом, значит, это испытание надо достойно пережить. Воздержание всегда идёт на пользу духовности.


8. «ДОБРОЮ ЖЕНОЮ И МУЖ ЧЕСТЕН».

Ревность – это когда становится стыдно своей искренности, своего доверия к любимому человеку потому, что он впустил на вашу территорию чужого человека. Даже, если впустил мысленно. Горько видеть, когда твой любимый человек начинает общаться с чужим так, как общается с тобой. И ты чувствуешь себя лишним. «НЕ ДИВО В БЕДЕ ПРОПАСТЬ, А ДИВО ВЫСТОЯТЬ». Как можно быстрее надо разобраться в создавшейся обстановке. И предельно честно выяснить ваше местонахождение относительно друг друга. Потому что человеку свойственно увлекаться до обморока. Помогайте друг другу найтись и привести свои отношения в порядок.

Конец ознакомительного фрагмента.