Вы здесь

Храм Знамения Богородицы в Переславской Ямской слободе. *** (Е. А. Мусорина, 2007)








Загорск. Вид на Трице-Сергиеву Лавру. 1988 год. Художник С. Бочаров


Храм во имя иконы Знамения Богородицы находится в древнейшем районе Москвы, на Переславской Троицкой дороге, которая ведет в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. По этой дороге в Москву ходил преподобный Сергий Радонежский во времена, когда предлежала великая работа спасать Отечество от ордынского ига. По этой дороге, в 1380 году направился благоверный князь Дмитрий (в последствии Донской) накануне Куликовской битвы к Троице, к великому пустыннику за благословением на великую брань с грозным врагом. В Смутное время по этой дороге в 1612 году пришло в Москву из Ярославля Второе Нижегородское ополчение земских ратей, освободившее Москву и Кремль от польско-литовских интервентов. В 1652 году у Троицкой заставы москвичи вместе с царем Алексеем Михайловичем встречали мощи святителя Филиппа, Митрополита Московского, перенесенные из Соловецкого монастыря. Отсюда их торжественно несли в Кремль. На месте встречи мощей святителя Филиппа при царе Алексее Михайловиче был поставлен дубовый Крест, над которым впоследствии сооружена была деревянная часовня. В 1742 году одна из застав Камер-Коллежского вала, Троицкая, стала концом 1‑ой Мещанской улицы. Позже ее назвали Крестовской заставой по стоявшей возле нее часовне, в которой находился Крест царя Алексея Михайловича. Потом крест был водружен на самой заставе.




Поезд царицы на богомолье. Художник В. Щварц


Понимая значение Троицкого пути, поколения русских царей совершали из Москвы в Сергиеву лавру крестные ходы для участия в молебнах о благополучии и процветании Российской Державы. Крестный ход русских царей шел от Кремля через Лубянку, Сухаревскую площадь, по 1‑ой Мещанской улице (ныне Проспект Мира), мимо Ростокино и Свиблово к Троице, в Сергиев Посад.




Храм Живоначальной Троицы на Капельках. Фото Н. А. Найденова. 1880-е годы




Храм св.мч. Трифона в Напрудном. Фото 2007 года


При царских богомольных походах к Троице у Троицкой заставы была «слазка», то есть государь сходил с коня и переодевался в дорожное платье. Часовня, получившая название «У Креста», принадлежала храму Живоначальной Троицы на Капельках и стояла на границе Троицкого и Трифоновского приходов на 1‑ой Мещанской улице. Храм Живоначальной Троицы на Капельках, как и часовня «У Креста» были сломаны в 1920–1930‑е годы. На месте часовни ныне стоит 7-этажный жилой дом (Проспект Мира, 71). А память об утраченной Троицкой церкви хранит Капельский переулок. Дубовый Крест из часовни находится в алтаре Иоанно-Предтеченского придела церкви Знамения Пресвятой Богородицы, что в Ямской Переславской слободе. Церковь эта по приделу именовалась еще «Иоанна Предтечи у Креста».




Храмовая икона св.мч. Трифона


Знаменской церкви принадлежала другая часовня. Она звалась «Красной» и вероятно была поставлена в 1757 году для сбора средств на построение каменной церкви Знамения Богородицы, вместо обветшавшей деревянной. Каменная часовня не раз перестраивалась, украшалась и была любима и массово посещаема жителями Переславской и Мещанской слобод и прибывающими в Москву по Ярославской дороге богомольцами. В часовне находилась чтимая икона Коронования Божией Матери. Часовня была разобрана в 1928 или 1929 годах. На месте ее теперь находится высокий дом № 70 по Проспекту Мира на углу Средней Переяславской улицы.




Храмовая икона св.мч. Трифона с частицами мощей


К Знаменской церкви с 1992 года приписан древнейший в Москве храм Трифона Мученика в Напрудном. Дворцовая Напрудная слобода находилась в XVII веке на месте древнего села Напрудного, известного с 1328 года, на месте современной Трифоновской улицы. Дворцовое село Напрудное упоминается в духовных завещаниях князей от 1328, 1353, 1356, 1389 годов. Село располагалось по обе стороны речки Напрудной, впадавшей в Неглинную. Слово «село» указывает, что уже в 1328 году здесь была церковь, а наименование в честь Трифона, к которому обращаются с молитвой по поводу бедствий в полях и огородах, соответствует назначению этого имения, где еще в 1699 году значился государев «воловий двор», в 1701 году перевезенный в Измайлово. При речке Напрудной был большой пруд, дававший возможность соколиной охоты на «мокрую» птицу, кроме обыкновенной «верховой». Наиболее вероятно, что нынешняя каменная Трифоновская церковь, вместо деревянной, была построена во второй половине княжения Василия III. При церкви было старинное кладбище. На дворе ее сохранялись надгробные камни 1570 года. Внутри сохранялось несколько древних икон XVI и XVII веков. Церковь возведена из белого камня. Обычно исследователи относили ныне существующее здание храма Трифона к XVI веку, но обнаруженный во время реставрации на южной стороне фрагмент надгробной надписи, как и материал, из которого выстроена церковь, позволили датировать его концом ХV столетия. На северо–восточной стороне алтарной абсиды снаружи была сделана в конце XVI – начале XVII веков роспись, изображающая св. Трифона с соколом на правой руке. Народная легенда связывает фреску с боярином Патрикеевым. Легенда рассказывает, что молодой царский сокольничий Иоанна Грозного Трифон Патрикеев, во время соколиной охоты, упустивший по какой–то оплошности царского сокола, получил чудесную помощь от святого Мученика Трифона, указавшего Патрикееву место, где находится порученный его наблюдению царской сокол, из-за потери которого он мог подвергнуться царской опале. В соколе можно видеть намек на соколиную охоту, некогда процветавшую у села Напрудного.




Храм св. мч. Трифона в Напрудном. Фото Н. А. Найденова. 1880-е годы


В 1800 году Москву посетил архимандрит Черногорского Владыки Митрополита Петра Негоша – Стефан Вукотич. Узнав о его прибытии, серебряных дел мастер Трифон Добряков предложил на свой счет соорудить раку для мощей св. мч. Трифона, находящихся в Черногории в Баке Котарской. Петр Негош прислал в благодарность Добрякову три частицы мощей от мученической главы св. Трифона. В 1812 году Добряков поднес эту святыню Александру I, а по окончании войны, в 1819 году она была помещена в церковь Трифона в Напрудном и вделана в икону св. Трифона. После закрытия церкви св. мч. Трифона в начале 1930‑х годов, икона эта была передана в не закрывавшуюся церковь Знамения в Переяславской слободе.




Старо-Екатерининская больница. Фото коннца XIX века


К 80‑м годам XIX века древняя маленькая церковь Трифона была почти полностью скрыта новыми церковными строениями. В феврале 1925 года, незадолго до своей кончины, литургию в храме служил Святейший Патриарх Тихон. В 1932 году новейшие церковные постройки были взорваны. Оставили только древнюю церковь. Фреска с ее стены в 1934 году поступила в Третьяковскую галерею из Центральных государственных реставрационных мастерских. Белокаменная церковь Трифона в Напрудном, является одним из первых храмов посадского типа, распространившегося на Руси в XVI веке. Особенно интересна звонница, расположенная на крыше северо-западного угла храма. Позднее на смену звонницам пришли колокольни.




Храм во имя иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость»


Большое владение церкви Трифона в Напрудном граничило с владением Старо-Екатерининской больницы для Чернорабочих (3‑я Мещанская улица, ныне Щепкина, 61). Ныне обе территории принадлежат Московскому областному научно–исследовательскому клиническому институту. С 1887 по 1923 годы больница называлась Старо-Екатерининской московской городской больницей, потом больницей им. А. И. Бабухина, с 1930 года – Московским областным клиническим институтом (МОКИ), затем МОКИ-медвуз. В Отечественную войну тут размещался эвакогоспиталь. С 1951 года – МОНИКИ.


Церковь в честь иконы Божией Матери «Целительница». Фото 2007 год


Краткая история больницы такова. В феврале 1772 года на 3‑ей Мещанской улице, при выезде из Москвы был построен карантин для больных «моровой язвой» – чумой, свирепствовавшей в России в 1770–1775 годах. В 1776 году по указу Екатерины II в зданиях бывшего карантина была открыта больница, названная Екатерининской. В 1835 году в связи с открытием на Страстном бульваре новой Екатерининской больницы, больница на Мещанской стала называться Старо-Екатерининской. До 1843 года она предназначалась для арестантов, а затем – для чернорабочих. В 1870‑х годах, как по ветхости построек, так и по отношению вместимости, больница находилась в крайне неудовлетворительном состоянии. Поэтому решено было возвести новые строения по павильонной системе, преподанной профессором Павловым. Применяясь к этому, в 1875 году архитектор А. А. Мейнгардт построил ряд новых павильонов.


Фасад-чертеж здания приюта для выздоравливающих детей


При больнице, еще с XVIII века, существовала церковь во имя иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость». Новая церковь была выстроена архитектором В. П. Десятовым и освящена 3 ноября 1899 года. Наверху расположен главный храм во имя иконы Богоматери Всех скорбящих Радость, а внизу – придельная церковь Павла Исповедника, освященная 10 ноября 1899 года. Храм выстроен и украшен на средства домовладельца А. Л. Каверина, жившего напротив. Московские церковные ведомости так освещали открытие нового храма: «Храм размещается в больничном саду и выходит алтарной стеной на 3‑ю Мещанскую. Снаружи он очень красив и увенчан пятью главами с вызолоченными крестами; над западным входом сооружена шатровая колокольня, на которой размещаются колокола. Внутри храм поражает великолепием и красотою; широкий купол поддерживается четырьмя столпами. Величественный четырехъярусный иконостас художественно исполнен г. Терезою; святые иконы писаны в древнем стиле по вызолоченному фону; стены храма украшены живописью и орнаментами в древнем стиле; ко дню освящения, храмоздателем сооружена драгоценная утварь работы г. Хлебникова и облачения. В общем, устройство этого храма обошлось более чем в сто тысяч рублей. Освящение и литургию совершал Его Высокопреосвященство Владыка Митрополит Московский Владимир с местным благочинным, протоиереем Л. В. Рубиным, настоятелем храма о. Лебедевым и прочим духовенством. Пел Чудовской хор. После освящения храма были провозглашены уставные многолетия и «вечная память» отцу храмоздателя, рабу Божию Павлу. После литургии Владыка Митрополит обратился к храмоздателю с глубоко прочувствованным словом и благословил его иконой св. Александра Невского, сооруженной на средства служащих при больнице… Храм в честь св. Павла Исповедника находится в нижнем ярусе церкви, который предназначен для отпевания умерших в больнице…» Больничный храм был закрыт, вероятно, в 1922 году. Пятиглавие и шатер колокольни были снесены. Ныне в храме идут реставрационные работы.






Сухарева башня. Художник А. К. Саврасов. 1872 год


На севере больничного комплекса, близ Трифоновской улицы находится вторая, ныне закрытая церковь Старо-Екатерининской больницы – церковь в честь иконы Божией Матери Целительницы. Эта церковь являлась «церковью при анатомическом театре, освящена 22 мая 1881 года и выстроена из дерева». Впоследствии крест был сбит, внутри расположилось Бюро судебно–медицинской экспертизы Московского областного отдела здравоохранения. Абсида алтаря глядит прямо на улицу Щепкина, само же здание является крайним с севера строением Старо-Екатерининской больницы и уже мало чем напоминает церковь.




Шереметевский странноприимный дом. Фото 1910 года


При больнице работало Благотворительное Общество Старо-Екатерининской больницы. В 1891 году в Строительное отделение Городской Управы Обществом был направлен проект для согласования постройки в Больничном переулке (дом № 7) комплекса зданий приюта для выздоравливающих детей. В зданиях приюта были предусмотрены помещения детских спален, ванных комнат, ватер-клозетов, столовых, рукодельных, мастерских, учительских классов, комнат для проживания нянечек. В 1894 году в здании приюта была устроена церковь Воскресения Словущего, отмеченная снаружи главкой над серединой главного здания. В 1960‑х годах в церковной части здания размещалась библиотека. Наверху сохранялся еще луковичный барабан без креста. Ныне он сломан, осталось лишь основание барабана.

Дом № 64 по 1‑ой Мещанской улице занимала детская больница св. Ольги. В начале XX века в этой больнице работал врачом И. В. Русаков, в честь которого названа Русаковская улица в Сокольниках.

Переславская ямская слобода появилась в начале XVI века при царе Иоанне Грозном, когда после 1556 года ямщики были переселены от Сретенского монастыря к будущей Крестовской заставе. Земля ямщиков включала в себя Ямское поле, берега Красного пруда, простиралась от восточной стороны Мещанской слободы до Морового кладбища, что близ церкви прп. Параскевы Пятницы (Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище). Впоследствии на этих местах расположились подъездные пути железной дороги.

Малонаселенная местность за Земляным городом (за нынешним Садовым кольцом) стала интенсивно заселяться, когда после окончания Смутного времени из-за войны с Польшей, из разоренных западных русских городов сюда стали перебираться посадские люди (горожане), ремесленники и торговцы, называвшиеся мещанами от слова «место» – город. Постепенно здесь возникли четыре Мещанские улицы. Большую роль имели указы Петра I о роспуске стрелецких полков и отмене прикрепления ремесленников к слободам. Значительно облегчалась и стала потом массовым явлением скупка мелких дворов под обширные усадьбы. Петром I на 1‑ой Мещанской улице был основан Аптекарский сад при медико–хирургической академии. Он служил для разведения медицинских растений. В 1805 году сад был куплен Московским Университетом и переименован в Ботанический.




Фасад главного дома усадьбы Долговых


Сухарева башня (сломана в 1930‑х годах) хранила память о некогда располагавшемся здесь стрелецком полку стольника и полковника Лаврентия Сухарева. Первоначально это были деревянные Сретенские ворота постройки 1692–1699 годов. Во времена обострения отношений Петра с правительницей Софьей, узнав о стрелецком заговоре, он спешно покинул Преображенское и уехал в Троице-Сергиев монастырь. Туда к нему пришли потешные полки, а из стрелецких первым встал на его сторону полк Лаврентия Сухарева. В благодарность Сухареву Петр решил на месте старых Сретенских ворот, соорудить каменные и поместить памятную таблицу, с надписью о том, что здесь размещался полк стрелецкого полковника Лаврентия Сухарева. Затем над воротами был надстроен второй этаж, где поместилась первая русская математическая и мореходная школа, в 1715 году переведенная в Северную столицу.




Дом Кузнецовых на 1-й Мещанской улице


На месте старого царского литейного двора почти напротив Сухаревой башни в конце XVIII века был построен графом Н. П. Шереметевым странноприимный дом и больница с обширным садом, простиравшимся до Протопоповского переулка. Ныне это Институт скорой помощи им. Склифосовского.




Столовая в русском стиле в доме Кузнецова на 1-й Мещанской улице. Фото из фонда М. Золотарева


В XVIII–XIX веках район бывших Переславской, Мещанской и Сокольничьей слобод приобретает популярность у дворян, купцов и крупных промышленников, которые стали покупать, арендовать и интенсивно застраивать земли этого района Москвы. Здесь осели Набилковы, Перловы, Фирсановы. Возникли прекрасные особняки, доходные дома, многочисленные магазины и лавки, промышленные предприятия, благотворительные учреждения, учебные заведения. На 1‑ой Мещанской улице находились владение и особняк (дом № 14) купца 1‑ой гильдии Л. И. Долгова, занимавшегося заграничной торговлей, доходный дом (№ 19) купца А. Ф. Чулкова. Дома № 32 и № 60 принадлежали купцу И. К. Баеву. Огромное владение на 1‑ой Мещанской улице было приобретено у князя Долгорукова представителями крупнейшей в России фарфоровой династии Кузнецовыми, владевшими главными фарфоро-фаянсовыми предприятиями России, – Дулевской, Рижской, Тверской, Будянской, Дмитровской, Рыбинской фабриками. Все постройки владения Кузнецовых были спроектированы архитектором Ф. О. Шехтелем. Готические мотивы Шехтелю задал Савва Морозов для своего дома на Спиридоновке. Этот же стилистический ход избрали для отделки своего жилого дома (№ 41) и Кузнецовы. «С двух сторон были сделаны подъезды к дому с арочным оформлением на колоннах. Интерьеры этого особняка, как и других жилых помещений, примыкающих к основному строению, были роскошно отделаны. В одних комнатах были стены и потолки с лепниной, в других – отделанные дубом, материей, живописью, изразцами. Полы мозаичные и паркетные дубовые. Двери дубовые и сосновые, крашеные. Зеркальные стекла в дубовых оконных рамах, подоконники мраморные и сосновые, печи голландские, духовые, русские, плиты и камины, лестницы каменные. Здесь, как и во всех жилых домах был проведен водопровод; ватерклозет и ванные соединены с уличной канализацией. В этой усадьбе были предусмотрены все удобства для проживания огромной семьи Кузнецовых. В подсобных помещениях имелись прачечные с паровым котлом, машина для водяного отопления, керосиновый двигатель, динамомашина и аккумуляторная для электрического освещения всего владения, конюшни, каретные сараи, гараж для автомобиля, погреба, ледники и прочие хозяйственные пристройки. Во флигелях, объединенных в одно строение, была оборудована домовая церковь Кузнецовых, освященная во имя апостола Матфея. Здесь же находилась знаменитая столовая в русском стиле, выполненная Шехтелем. Украшением столовой были изразцовая печь, изразцовые панели на стенах, многочисленные образцы керамической посуды, выполненные на кузнецовских фабриках. Именно эту столовую указывает Ф. О. Шехтель в перечне своих работ, представленном в 1902 году комиссии на утверждение архитектора в почетном звании академика. Часть этой изразцовой столовой сохранилась в архитектурном музее Москвы».

Конец ознакомительного фрагмента.