Глава 2
Сладкая ночь подошла к концу. Около семи утра Марту поднял громкий крик соседского петуха. Девушка открыла глаза и с жадностью начала рассматривать освещенную солнцем комнату. Её настроение многое предвещало и радостно подскакивало. Марта распахнула двустворчатое широкое окно и вдохнула прохладу и свежесть итальянского утра. Где-то доносились ароматы сладких пирогов, трава всё ещё сверкала от росы, гордо пели птицы. Взгляд девушки приковали качели под её окном, она полагала, что сможет проводить там много времени и читать своих любимых авторов. Еще немного повалявшись в постели, девушка потихоньку спустилась вниз, чтобы разведать дела в доме. На кухне стояла Мари, что-то напевая себе под нос, и готовила завтрак.
– Доброе утро, Мари! А я думаю, откуда этот сладкий, манящий запах! – улыбчивая Марта в этот момент была готова обнимать весь мир, к тому же, она чувствовала огромный прилив энергии и желание творить!
– О, детка, ты уже встала! Доброе-доброе! А я тут вожусь на кухне, надеюсь, я тебя не разбудила шумом? Сейчас поставлю чай, говорят, с утра лучше пить зелёный.
– Нет, никак не разбудили, сейчас самое время для подъема, к тому же я хотела погулять с утра, пока не совсем разогрело, – сказала Марта, присаживаясь за стол.
– Чудная идея! Можем прогулять вместе, я познакомлю тебя хоть со всей деревней! – смеявшись сказала Мари.
Этой женщине всегда было присуще эмоциональное настроение, ничего не оставалось без её внимания и совета. Особенно во времена, когда Мари потеряла мужа, она стала чувствовать себя одиноко и потеряно, поэтому у неё подолгу стала гостить дочь. Мари накрыла на стол, поставила вазу с выращенными ею самой цветами, и продолжила расспрашивать Марту, подливая ей чая.
– Скажи, ты не будешь против, если мы зайдем в церковь? Просто сегодня воскресенье, а я всегда хожу на утреннюю проповедь. Раньше, я была там с мужем, он очень дружил с пастырем, а после его смерти, церковь для меня, как память.
– Конечно, Мари! Мне было бы очень интересно на это посмотреть.
Через время раздался звон колокольчика над входной дверью, это был мистер Паоло. Он обычно приходил по воскресеньям и приносил пиццу.
Мари, узнав почерк его прихода, кинула кружку с кофе на блюдце и побежала открывать дверь.
– Паоло, дорогой! Заходи, я познакомлю тебя с прекрасной Мартой, которая у нас гостит!
– Марта, это Мистер Паоло, родной брат моего мужа, а этот славный мальчишка – его племянник Бруно. Ребята, а эту милую девушку зовут Марта, дочь моей лучшей подруги, она чудо!
Мари еще некоторое время смущала гостей своими эмоциями и суетилась, рассаживая всех по местам. Радостная столь большому количеству людей в доме, она подавала на стол разные сладости и, в конце концов, заставила ими весь стол. Всё это время она ни разу не утихала и всё расспрашивала гостей, а порой и сама отвечала на свои вопросы. Мистер Паоло сидел скромно и был совсем неразговорчив, а маленький Бруно уже наворачивал угощения.
– Я так много времени провела в прошлом году на огороде, а в итоге у меня выросло три помидора и пара тыкв! Поэтому я решила, что это не мое, лучше буду покупать овощи на рынке! – решительно заявила Мари.
– Видимо у тебя Мари, способность к выращиванию цветов…, – сказал на тяжелом вдохе Паоло.
– Паоло! Цветы – моя слабость! Это у меня от матери, она тоже выращивала их тысячами! Кстати, а вот у родителей Марты свой цветочный магазин, я там не была, но фотографии видела!
– Цветочный магазин? – удивился Паоло, – любопытно… И как идут дела у твоих родителей?
– Раньше было гораздо лучше. Магазин находится в самом центре, поэтому покупатели всегда есть, но со временем налоги выросли и родители вытягивают бизнес как могут.
– Вы живете в Барии?
– Да.
– Мой лучший друг тоже там живет, он имеет неплохие связи и думаю, что сможет помочь твоим родителям.
Марта была очень удивлена такой добротой к незнакомым людям и с этого момента она прониклась симпатией к этому мужчине.
Паоло был всегда невероятно любознательным, скромным и очень добрым человеком с аристократическими манерами. Это был один из редких видов людей, который искал истину и суть вещей в мире. У него был высокий рост, седые ухоженные волосы и приятное лицо. Но главной его чертой являлись глубокие, темные глаза, которые как ни что другое отображали его внутренний мир и провожали в него других людей.
Когда трапеза закончилась, Марта и Паоло сели на диван и много разговаривали, пока Мари убирала со стола, а маленький Бруно помогал ей, и постоянно болтал свои детские истории.
– В 77 году, мы с моим братом, мужем Мари, отправились пешком в Индию. Мы были еще очень молоды и безумно жаждали приключений, а Индия привлекла нас тем, что носила в себе запах духовности, к который мы так стремились. Вообще, брат называл себя атеистом, и его больше привлекало само путешествие, а я верил во всё, что можно и хотел стать еще ближе к Богу.
– Потрясающе! Расскажите о своих поисках еще, это так удивительно! Что в итоге вы для себя нашли в Индии, что дало вам это путешествие?
– Дало… Наверное, опыт. В начале я был потрясен, я попал в другой мир и ходил, как во сне, потрясенный и восторженный. Через время, я свыкся и стал видеть всё по-другому. Вместо той долгожданной духовности, я видел коммерцию и обман. Для жителей Индии Бог – значит деньги, и отсюда всё вытекает.
– Я подозревала об этом.
– Но я не скажу, что это было напрасное путешествие, нет, оно невероятно значимое. После разочарования начались новые поиски того, что никогда не может исчезнуть. То есть поиски, не имеющие отношение к религии.
– Не думаю, что только для жителей Индии превыше всего вытягивать деньги из верований людей. Мне кажется, это свойство любой религии.
– Несомненно, Марта, несомненно.
Разговор затягивал их обоих, время летело, и его невозможно было поймать.
Для Марты такие разговоры были превыше всего в общении людей, и она очень это ценила. По началу, ей не хотелось отпускать человека со столь похожими взглядами на жизнь, но приходило время, и даже такое общение заканчивалось, время забирало его, а Марта спокойно отпускала. Но пока что ей хотелось сказать Паоло очень многое.
В доме настала гармония, дружелюбие и семейное настроение. Через час Мистер Паоло с племянником уехали, а Мари и Марта стали собираться в церковь. Поднимаясь в свою комнату, Марта всё думала о сегодняшнем неожиданном общении, она вспоминала каждое слово, каждую фразу и историю, рассказанную Паоло – человеком, запавшим в её душу. Она часто воспринимала подобные моменты символичными и пыталась найти связь, найти знак, который, как ей казалось, давала сама вселенная.
Накинув летнее светлое платье, взяв с собой блокнот и маленькую ручку, Марта побежала вниз, скорее записать об этой встрече, пока Мари собирается. Она присела на стул возле двери и жадно начала записывать. Вскоре, Мари вышла, и они отправились на служение. По дороге хозяйка показывала ей дома деревенских жителей и про каждого что-то рассказывала. Они шли по узкой проселочной дороге, и в то время как Мари рассказывала про людей, Марта смотрела по сторонам и подбирала места для прогулок. Периодически, им на пути попадались знакомые Мари, и она непременно начинала знакомить их со своей гостьей.
Когда они дошли до церкви, Марта прочитала старую табличку: «Храм при мужском монастыре». Она слегка заволновалась, но вскоре это прошло и она вновь была по боевому настроена. Марта совершенно не понимала монахов и монахинь и, при каждом возможном случае, начинала с ними дискуссии по поводу их выбора в жизни. Это был достаточно старый храм, построенный около века назад. Скромный на вид, но очень просторный внутри. Деревянные лавки стояли одиноким рядами, на них давно не было больше десяти человек, зато монахов в ней было предостаточно. Они расхаживали в темных платьях со святым, мрачном видом от окна к окну, потом друг к другу и вечно жаловались, что люди перестали ходить на служения. Взгляд Марты приковала парочка монахов, стоявших ближе к ним, один говорил другому о том, что поэтому люди и несчастны, что отошли от Бога и не ходят в церковь. Услышав эти слова, девушке стало любопытно, и она ввязалась в их разговор.
– Прощу прощения, я случайно заметила ваш разговор, и мне стало жутко любопытно. Неужели вас и в правду так волнует столь плохое посещение этого храма?
Двое молодых мужчин стояли, не проронив ни слова, и лишь через время один осмелился:
– Мы живем по закону Божьему, потому что лишь в этом истинное счастье и грустно видеть, как люди не понимают этого.
– Поэтому ты такой счастливый стоишь? Лично мне кажется, всё дело в деньгах этих прихожан, которые обеспечивают ваши бездельные жизни.
Парни занервничали и начали переглядываться, тогда второй, с неприсущим монахам нахальным видом заявил:
– Так тебе кажется, что твоя жизнь имеет больший смысл, нежели моя, или моего друга? Если ты несешь большую пользу, так скажи, какую?
– По крайней мере, я живу в мире таком, какой он есть, а не запираюсь в клетку монастыря, лишь изредка высовывая нос. Вы такие святые, смотрите на всех свысока, а сами даже не живете по-настоящему. Вы не проходите через те трудности, которые проходят все эти люди.
– Все эти трудности не важны нашему Богу! – заговорил снова первый и тут же ушёл, не выдержав нагрузки.
– Должно быть, твой друг пошёл жаловаться священнику на меня, скоро он придет и выгонит меня отсюда, потому что я не живу по слову Божьему.
Марта ехидно улыбнулась и пошла на свое место. А ей вслед, улыбчивый святой сказал:
– Посмотрим, куда в итоге приведут нас наши пути!
Марта ничего не ответила, лишь улыбнулась и села слушать проповедь.
Это был коренной итальянец Матиз – молодой, упрямый и обаятельный. Что-то его отличало от остальных служащих, и это было сразу заметно. В нём присутствовала огромная энергия и интерес к жизни, что не было дано другим монахам. Он часто улыбался и имел отличительную походку в раскачку, как будто постоянно демонстрировал крепкое телосложение и высокий рост. У него были кудрявые черные волосы растрепанного вида, соколиный нос и светло-зеленые, пронзительные и радостные глаза. Худое лицо Матиза украшала редкая щетина и родинки. На протяжении всей проповеди Марта посматривала на Матиза, и в один момент все-таки признала себе, что считает его красивым. Она смотрела на его светящееся, влюбленное лицо и расцветала в радости. Обернувшись в его сторону очередной раз, Марта столкнулась с ним взглядом и приняла его счастливую, искреннюю улыбку, ответив тем же. Когда проповедь закончилась, Мари еще долго рассказывала прихожанкам о своих делах, а Марта просто ждала ее, высматривая Матиза в толпе. Когда он показался, она смотрела на него, не отрывая взгляда, конечно, она ждала продолжения диалога, мечтала поспорить с ним и заодно полюбоваться его красотой. Но Матиз прошёл мимо не оглянувшись.