Вы здесь

Хочешь похудеть? Читай и действуй… прямо сейчас!. Основы метаболизма, или что происходит с пищей после того, как ее съедают? (Е. А. Максимова, 2012)

Основы метаболизма, или что происходит с пищей после того, как ее съедают?

Ирония заключается в том, что большинство современных диет грешит именно против самой логики усвоения организмом пищи. А те, кто по понятным причинам вступает в ряды «потребителей» этих систем, обычно неспособны заметить очевидных ошибок в предлагаемой диете. Впрочем, равно как и собственных ошибок, допущенных ранее и приведших их в итоге к дверям врачебного кабинета. Между тем механизм усвоения телом питательных веществ на данный момент является одним из наиболее полно изученных. В нем загадок для науки практически не осталось. Да и это настораживающее «практически» относится к частностям, которые на в целом здоровую систему обмена веществ влияния не имеют и не могут иметь. Но все по порядку.

Желудок и его вклад в процесс переедания

Начнем с того, что известно прямо или косвенно каждому из нас еще со школьных времен. Мы увидели перед собой некое блюдо, которое кажется нам аппетитным. Тотчас начинается обильное слюноотделение, в желудке появляется голодное урчание, и мы с удвоенной силой начинаем ощущать голод. Это называется организм подготовился к приему пищи. То есть увеличил выработку слюны, которая способствует первичному расщеплению питательных веществ, и желудочного сока, отвечающего за остальную часть переваривания. Далее мы садимся за стол и кладем в рот первый кусок. Прожевываем и глотаем – то есть доставляем в желудок. Когда желудок, стенки которого выделяют целый набор кислот (в том числе соляную – это чистая правда) и ферментов, обработает пищу настолько, насколько он способен это сделать, съеденная масса отправится дальше, в тонкий кишечник.




Следует помнить, что стенки желудка не всасывают элементы пищи, которые только что были получены. Точнее, всасывают, однако лишь ничтожную их часть, необходимую его тканям. В основном напрямую потребляют питательные вещества клетки слизистой оболочки. Но, если брать в целом количество того, что всасывается желудком при переваривании, оно недотянет даже до 1 % от общей массы поступивших с едой веществ. Этим и объясняется тот факт, что человека, проглотившего яд, можно спасти от неминуемой смерти, если промыть ему желудок в течение ближайших 15–20 минут. За такой промежуток времени успеет всосаться или отправиться в кишечник не более половины принятой дозы. Впрочем, с учетом свойств самого отравляющего вещества, конечно, так как скорость его всасывания очень сильно зависит от того, что за яд был проглочен и, главное, с какого рода пищей…


Так или иначе, особенности предназначения и роли, которую играет в пищеварении работа желудка, очень важно понимать потому, что немалое число диетологических инсинуаций связано именно с этим органом. Многие простые смертные полагают, что им известно свойство желудка подавать в мозг сигнал о насыщении, верно? Равно как и о том, что он, так сказать, уж чересчур долгое время не исполнял свои прямые обязанности. Так вот, ничего подобного желудок мозгу не сообщает… Мозг желудку – да, но ни в коем случае не наоборот! В желудке есть рецепторы, которые фиксируют материальное, сугубо количественное присутствие или отсутствие в нем пищи. Поскольку желудок представляет собой мешок из эластичной мышечной ткани, его объем не безграничен. Поэтому рецепторы и нервные окончания в его слизистой оболочке служат обыкновенным ограничителем вместимости. Они передают в мозг сигнал не «сыт-голоден», а «мало-много». «Голодный» же сигнал генерируется только и исключительно в мозгу.

Как мозг определяет, что тело «хочет кушать», если от уровня заполнения желудка это никак не зависит? В том-то и дело, что с помощью индикатора гораздо более тонкого и, что самое главное, очень точного. Для его понимания нам следует вспомнить еще кое-какие общеизвестные моменты, относящиеся к следующему этапу – работе кишечника.


Итак, на поверку выходит, что желудок человека и частные особенности его строения никоим образом не связаны с чувством голода. Велик он или мал от рождения, нормальна ли его кислотность или нет, высок или низок уровень секреции кислот в клетках его стенок… От этих параметров может зависеть что угодно другое, кроме частоты голодных позывов, ощущаемых как его спазм, сопровождающийся характерными звуками. Отнесение данных симптомов голода на счет работы желудка является распространенным заблуждением, о способах коммерческого использования которого речь пойдет далее. А действительность этого процесса такова, что за уровень активности желудка, равно как и за частоту возникновения в нем «голодных» ощущений, отвечает головной мозг. Желудок же попросту не обладает реальными рецепторными механизмами, которые позволяли бы ему различать уровень питательности или хотя бы съедобности попадающих в него веществ и продуктов.

Что такое голод, или почему человек всеяден. Легенды и быль о пользе уменьшения желудка

Мы остановились на моменте, когда желудок уже расщепил поступившую в его распоряжение еду. На какие составляющие? Верно, на белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, аминокислоты, витамины и холестерин, не имеющий к жирам никакого отношения. То, что осталось нетронутым, – это клетчатка и, что иногда тоже случается, другие твердые, не подлежащие усвоению компоненты. К примеру, помимо клетчатки, в пище может присутствовать хитин – основная составляющая волокон грибов, панцирей и чешуек всех морских и речных ракообразных вроде крабов, раков, омаров, креветок. Или костная мука, древесина (нередко попадается в колбасных изделиях второго и третьего сортов) и все что угодно другое. Вплоть до мелких камешков, случайно проглоченных с плохо просеянной крупой. Так или иначе, все это отправляется желудком в кишечник по отдельности с химической точки зрения, но сплошным потоком с точки зрения физической.

А вот уже стенки кишечника начинают разбирать эту сплошную массу на отдельные молекулы. И отправляют их в кровь. При этом растворимые в ней вещества попадают туда без изменений – просто всасываются слизистой оболочкой и проходят в кровеносные сосуды. Жиры и холестерин, которые в крови не растворяются, могут перемещаться по кровотоку, только будучи заключенными в специальные белковые капсулы-контейнеры. К слову, именно транспортировочные белковые капсулы и налипают обычно на стенки кровеносных сосудов, образуя там бляшки атеросклероза. Формируются же такие контейнеры для переноса нерастворимых веществ там же, в стенках тонкого кишечника.

Однако это еще не все. Вещества, перечисленные выше – те, которые выделяет из пищи сам желудок, – являются «готовыми к употреблению» элементами. Кроме жиров и углеводов. Да, все правильно – наше тело нисколько не интересуется ни одним из «злейших врагов» фигуры в чистом их виде. Тем не менее именно они составляют основную пищевую ценность любого поглощаемого человеком продукта – будь он сырой, жареный, вареный или консервированный. Дело в том, что и жиры, и углеводы служат для организма источником другого органического вещества – глюкозы. Оказывается, она получается далеко не только из сахара, и служит источником питания абсолютно для всех клеток организма.

Именно благодаря данному механизму человек, в отличие от большинства других представителей нашей экосистемы, способен питаться не только животной, но и растительной пищей. Более того, именно этим обусловлено совершенно особое, свойственное только нам пристрастие к сладким и мучным изделиям. Основным потребителем глюкозы в теле человека выступает головной мозг. Второе место по количеству поглощаемых сахаров занимают мышечные ткани. Иными словами, без достаточного количества глюкозы в крови человек не сможет ни мыслить, ни двигаться в темпах, хотя бы приближенных к нормальным. Легко догадаться, насколько для тела человека ценно это вещество, не правда ли? И действительно, только и исключительно тот факт, что углеводы с жирами расщепляются в кишечнике на глюкозу и воду, объясняет настоятельную необходимость для нас ставить оба этих компонента во главу собственного рациона. Из чего следует другой логичный вывод: если организм теряет способность выделять глюкозу из данных веществ, сами по себе они для него не имеют никакого значения и усвоены быть не могут.


Если говорить еще точнее, тонкий кишечник жиры переваривать не умеет. Однако он легко справляется с углеводами – как простыми, так и сложными. А полученную из них глюкозу немедля выбрасывает в кровоток. Обычно уровень глюкозы в крови пообедавшего человека повышается в течение 30–40 минут. Но вообще, данный интервал считается нормой метаболизма, если он составляет не более часа.

Как уже было сказано, уровень того, насколько голодным ощущает себя человек, зависит не от желудка, а от головного мозга. А головной мозг «судит» об этом лишь по одному, зато весьма объективному показателю – по уровню глюкозы в крови. Мозг нуждается в ней ежесекундно, и потому колебания глюкозы сказываются на его работе самым непосредственным образом. Естественно, он следит за нею, как ни за чем другим на свете! И еще естественнее, что он готов предпринять любые меры ради регулярного пополнения ее запасов! Отсюда и вытекают характерные звуки, появляющиеся в желудке при виде пищи или, напротив, при долгом ее отсутствии в поле зрения…

Что касается жиров, то задачей кишечника по отношению к ним, как уже было сказано, является «упаковка» их нерастворимых в крови молекул в белковую капсулу и последующая «отправка» по кровотоку в печень. Что же до дальнейшей судьбы твердых отходов, так и не усвоенных организмом, то она очевидна – ведь пищеварительный тракт заканчивается у всех нас прямой кишкой. Ее стенки производят окончательное всасывание оставшейся в этом «жмыхе» жидкости и, собственно, выводят полученный остаток по мере его поступления.


С прямой кишкой связан, к слову, один однозначно шарлатанский миф. Он активно используется некоторыми так называемыми сетевыми компаниями, продающими, среди прочего, сомнительного происхождения пищевые добавки, электрические стимуляторы мышц для «занятий спортом у телевизора» и силиконовые «бюстгальтеры-невидимки». Буде кому кажется, что времена вызывавшего явную зависимость «Гербалайфа» давно канули в Лету, такое мнение не вполне верно. К примеру, и поныне можно встретить в числе объявлений телемаркетинга предложения приобрести «фантастической чудодейственности» комплекс для похудения. Причем ничего сверхъестественного в его рекордной эффективности нет. Этот натуральный продукт включает в себя подобранное на основе новейших разработок сочетание экстрактов обычных трав – никакой «химии» и генной инженерии… В набор входят таблетки, сироп для разведения, различные смеси для натирания (обертывания, массажа, добавления в ванну). И отдельный пузырек для очистки прямого кишечника. Как вариант, в наборе может содержаться только первое и последнее, так как, по-видимому, именно эти два средства обеспечивают основной эффект, а прочее лишь создает солидную видимость.


Понять, в чем здесь дело, довольно сложно. Но лишь до тех пор, пока речь не заходит об объяснении, откуда берется такая «мегаэффективность», как заявлено. Оказывается, она заключается в сочетании «диетического» снижения аппетита с полным очищением организма от шлаков.


Львиная доля шлаков, как гласит инструкция, накапливается с течением жизни человека в его прямой кишке, так как она имеет как бы гофрированную форму стенок. Логично, что в этих «пазухах» неизбежно застревает некоторая часть выводимых отходов. И остается там годами, отравляя весь желудочно-кишечный тракт и приводя к развитию запоров, геморроя и злокачественных опухолей. А «чудодейственный» состав при введении с водой, стало быть, мигом растворяет их и выводит…


Весь этот с виду не то чтобы научный, но логичный и доступный для понимания комментарий – не более чем плод больного воображения. Если предполагать худшее, то это – намеренная, наглая и очевидная ложь, которую, впрочем, можно и принять за истину. В особенности если не знать, что слизистая оболочка прямой кишки, устилающая ее внутреннюю поверхность, обновляется постоянно. И несмотря на действительно «гофрированную» форму стенок, прямая кишка всегда содержит их в идеальной чистоте, поскольку где-то раз в два-три дня она получает полностью новую слизистую…

И еще немного о странностях некоторых решений, только уже одобренных официальной медициной. Подчеркнем, что орган, способный расщеплять жиры, в теле человека существует лишь один. И это не желудок, а печень. В связи с чем возникает закономерный вопрос: каков реальный смысл в том, чтобы искусственно уменьшать объем желудка путем введения наполнителя, его хирургической резекции или ушивки? Эти процедуры разрешены к применению в диетологии и эстетической хирургии, стоимость их весьма высока, но и спрос ведь – тоже… Однако, если взглянуть правде в глаза, помочь они способны лишь патологически переедающим людям, вес которых превышает 100 кг!


Смотрим на процесс еще раз. Стало быть, желудок «чувствует» не сам голод, а только пустоту или наполнение своего внутреннего пространства. Это значит, что проглоченная столовая ложка сливочного масла физически не может вызвать ощущения сытости в желудке обычного объема. Следовательно, что будет, если человек, прошедший процедуру уменьшения объема желудка, съест ложку сливочного масла? Оно быстро разжижится, отправится в кишечник, оттуда попадет в печень – и усвоится на нормальные полноценные 100 %! В точности так, как усвоилось бы без операции, будь означенная ложка даже с изрядной «горкой»… Голода пациента она все равно не утолит, и за маслом последуют 150–200 г, скажем, куриного филе. Опять – в полном соответствии с ежедневным сценарием у людей, слыхом не слыхавших про резекцию.


Нет, разница, конечно же, есть. Состоит она в том, что для того, чтобы наполнить «под завязку» желудок природного объема, понадобится, как минимум, 350 г мяса. Желудок, прошедший процедуру секвестрования, сможет вместить от силы 200 г. Причем запить сухую курятину стаканом воды уже не выйдет, придется потерпеть часок-другой без нее… Можно было бы сказать, что выигрыш здесь достигается за счет физической невозможности съесть столько же, сколько и при нормальном объеме желудка, но и это не совсем так. За один присест – да, невозможно. А в течение суток – нет ничего проще. Довольно будет просто удвоить количество «полдников» со всяческими «перекусами», и дневную норму среднестатистического землянина без труда получится не только догнать, но и превысить. Так, быть может, положительный эффект удастся получить от того, что хоть за каждый из этих приемов пищи поглощается гораздо меньше – то есть возникает постоянное недоедание? Да, несомненно, элемент хронического легкого голода будет способствовать лучшему усвоению и распределению питательных веществ. Тем не менее известно великое множество куда более дешевых, проверенных и безопасных способов добиться такого же результата.

Например, существует превосходный способ «сделать вид», что желудок ушили. То есть питаться пять-шесть раз в день, поглощая за один прием столько пищи, сколько ее помещается в стандартный столовый стакан (250 мл) или любую другую мелкую посуду. Можно выпивать стакан воды прямо перед едой – и не следует так огульно верить утверждениям, будто вода лишь разбавляет желудочный сок, нарушая тем самым пищеварение. Этот возможный эффект легко свести к нулю, если не допускать сочетания данного метода с употреблением жидких блюд – киселей, супов, бульонов и пр. Разумеется, желательно также попрощаться со стаканом сока или чая, которым традиционно запивается все съеденное.


Кстати, о традициях. Значит, когда еще в детстве родители приучают нас обязательно съедать хотя бы раз в день какое-то жидкое блюдо, вопросы разбавления пищеварительных кислот никого не беспокоят? Напротив, регулярное употребление супов и привычка запивать «сухомятку» каким-либо видом жидкости считаются залогом отсутствия пищеварительных проблем, не так ли? В целом этот подход нельзя назвать неправильным. Он только несколько утрирован: фактическое различие для желудка составляет не консистенция пищи, а продукты, ее составляющие, и степень их измельчения. Например, нельзя не согласиться, что нарезанная крупными кусками говядина будет одинаково жестким и волокнистым мясом как в бульоне, так и в шашлыке. А овощи всегда будут перевариваться быстрее и легче, чем мясо. Даже если мясо пропустить через мясорубку и сварить без соли, а овощи преподнести в виде соте – тушеными с маслом, специями и прочими положенными ингредиентами.


Так что, «легкость» или «сложность» усвоения жидких либо плотных блюд – это не более чем особенность восприятия процесса их поглощения. Организм, естественно, избавляется от жидкостей, попадающих в пищеварительный тракт, быстрее, чем от твердых элементов. Но это вовсе не означает, что ему требуются посторонние жидкости для облегчения пищеварительного процесса. Напротив, он в них совершенно не нуждается, а их чрезмерное количество и впрямь способно продлить время переваривания пищи. Здесь, как и везде, просто все хорошо в меру. К тому же в пользу методики «стакана воды» говорит то, что вода – это несколько отличная и от бульона, и от сладкого сока жидкость. Отличная, разумеется, по индексу калорийности. А ведь мы сейчас говорим о том, откуда берется не нормальный, а лишний вес, не правда ли?..

Таким образом, что в действительности может дать пациенту резекция? Временное уменьшение возможностей по удовлетворению своего пристрастия к пище. Но поскольку такой пациент будет продолжать съедать за раз не ровно стакан, а стакан «и одну ложечку» (как он и прежде поступал), оставшиеся доступными участки мышцы все равно начнут растягиваться, с каждым разом позволяя ему все больше таких «ложечек». И что он получит в сумме? Проблемы с перистальтикой желудка (вялость растянутых участков наряду с атрофией когда-то ушитых) и кишечника, который тоже уже отвык от единоразовой обработки таких объемов пищи. Ну, от чего там успела отвыкнуть еще и печень, и поджелудочная, и желчный пузырь, тем более понятно. Либо они срочно начнут вновь привыкать, либо дальнейшая участь такого пациента незавидна. Оптимистичный вариант – он сразу же наберет все потерянные килограммы, но по достижении былой комплекции этот процесс замедлится или вовсе остановится. А пессимистичный вариант – это, собственно, развитие диабета, гастрита, язвы желудка или двенадцатиперстной кишки, панкреатит… И т. д. и т. п., так как список возможных заболеваний, когда нагрузка на органы меняется столь заметно и столь резко, чуть ли не бесконечен.

Таким образом, очень важная для нас особенность метаболизма, которую мы выявили на данном этапе, заключается в известном тождестве между двумя основными элементами рациона – жирами и углеводами. Общим для них обоих является назначение, по которому их расходует наше тело. А именно, что путем их расщепления организм получает глюкозу – незаменимый источник питания для буквально всех клеток и тканей организма. Существенным нюансом выступает здесь также и то, что основную часть поступающей в организм с пищей глюкозы потребляют головной мозг человека и мышцы его тела. Следовательно, это и есть органы, которые сильнее всего страдают от дефицита данного вещества в крови, если таковой наступает в результате резкого ограничения рациона.