Вы здесь

Хоровод Ангелов. О происхождении Ангелов и людей (Рудольф Пассиан)

О происхождении Ангелов и людей

Во втором томе большой протестантской теологической энциклопедии «Религия – история и современность» в статье 137 говорится: «Веру в полубожественные существа, выступающие посредниками в общении между Богом и людьми, хранящие каждого человека, прежде всего, от демонических сил (Ангелы-хранители), а также стоящие на страже целых народов (этнические Ангелы), существа, оберегающие все живое в природе, – эту веру старая церковь разделяет с иудеями и язычниками».

Кардинал Хёффнер (Höffner) относит существование мира духов к главным истинам католической веры. В основе того, что вера в это до сих пор более или менее крепко держится у всех народов, похоже, лежат три причины:


1) древние традиции этой веры,

2) возможность познать эту веру, и

3) потому что очень трудно представить себе Бога во всей его непостижимости как кого-то, с кем можно поговорить на «ты».


Однако протестантские реформаторы воспринимали почитание Ангелов-хранителей как умаление величия Бога и даже как отклонение от веры в Бога, когда человек обращался не непосредственно к Богу или Христу, а к Ангелам. Следствием таких воззрений стало постепенное угасание веры в Ангелов-хранителей в протестантизме. Тем не менее соответствующий опрос в 1995 году показал, что почти каждый второй немец верит в Ангелов-хранителей.

В этих вопросах парапсихология может быть полезной своим эмпирическим багажом сравнительных исследований потустороннего мира – высказываниями, которые, в принципе, доходили до человечества во все времена через соответствующих посредников (медиумов) или иным не-обычным способом. Ведь доказано, что утверждения некоторых теологов, будто со смертью последнего апостола божественные откровения навсегда прекратились, только вводят людей в заблуждение. Вот уж воистину чересчур смелое заявление, обнаруживающее достойное сожаления невежество таких теологов.

Во все времена каждому народу приходили сообщения и послания из различных сфер потустороннего мира, адаптированные к уровню культурного развития, к возможностям восприятия того или иного сообщества. В этом отношении ни иудейская, ни христианская религии не являются исключениями. Благодаря новым откровениям христианское сообщество и после смерти апостолов получило более чем достаточно подтверждающих или же углубляющих и ведущих дальше импульсов. А почему бы, собственно, и нет? От кого – это другой вопрос. Как правило, об источнике послания можно судить по познаваемому уровню сказанного. Церковь плохо относится к «частным откровениям» и «отцовским медиумам»,[12] тем более что в этом вопросе вообще нужна осторожность. С другой стороны, нельзя все отметать с порога. Лучше следовать библейскому совету: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1-е Послание к Фессалоникийцам, 5, 21). И «хорошим» в этой связи должно быть все то, что в форме практической помощи в жизни помогло бы нам расширить свой кругозор и укрепить наше доверие к Богу.

Христос указывал на незавершенность своего учения (Евангелие от Иоанна, 16, 12): «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить». Следовательно, ни один христианин не должен считать невозможным тот факт, что и сейчас в нашем распоряжении имеются поучения и информация, служащие нашему духовному развитию. Правда, «понижающая трансформация» Божественных истин до нашей низкой ступени развития, если иметь в виду все человечество, может привести к нежелательным замутнениям и искажению посланий. Обитатели потустороннего мира, находящиеся на высоких ступенях развития, часто подчеркивают, как трудно иногда бывает объяснить что-либо, для чего у нас просто нет соответствующих понятий. Тем не менее обитатели потустороннего мира постоянно пытаются расширить горизонты нашего знания и познания. Говоря о немецкоязычном пространстве XVII века, следует упомянуть Якоба Бёме (Jakob Böhme, 1575–1624) из города Гёрлица – ученого-мистика, значительно обогатившего христианское мышление. В XVIII веке Эмануэль Сведенборг (Emanuel Swedenborg, 1688–1772) принимал откровения весьма высокого уровня. В XIX веке выделяется Якоб Лорбер (Jakob Lorber, 1800–1864). Он записывал услышанные им послания из мира иного. И примерно за 20 лет появились тысячи печатных страниц, в том числе и десятитомное Евангелие от Иоанна.

В 1869 году католичка баронесса Адельма фон Вай (Adelma von Vay, 1840–1925) приняла ОТТУДА историю сотворения мира, к сожалению, оставшуюся почти неизвестной. Речь идет о книге «Дух, сила, материя» («Geist, Kraft, Stoff»), содержащей сведения о некоем законе чисел, который лежит в основе всякого процесса творения.[13] В книге говорится о том, как протекает цикл творения, и начинается он не с материи, а с ее источника – духа. Применительно к доступным нам понятиям этот источник называется Богом. Бог как первоначальный духовный принцип, как первоначальный свет, первоначальная сила и первоначальная жизнь.

В книге «Дух, сила, материя» автор пытается объяснить нам, что могло привести к возникновению материальных систем миров и к появлению людей. Вообще-то должно быть ясным, что от Бога, который есть дух в высочайшей степени,[14] могут исходить только духовные существа, так называемые духи, а отнюдь не люди, подобные нам, с их неуклюжими материальными телами и всеми прочими несовершенствами.

То, что первоначально в бытие вступили духи, раньше в христианстве считалось одной из истин веры. По этому поводу в так называемой «Вессобруннской молитве», возникшей в VIII или IX веке, говорится:

«Когда не было ни земли, ни неба над ней,

когда не было ни дерева, ни горы…

…тогда уже был всемогущий Господь,

тогда уже был с ним

сонм божественных духов».

То есть сначала здесь были духи. Люди, подобные нам, появились намного, намного позже. Как сказано в книге «Дух, сила, материя», из первоначального света проистекли разумные, уверенные в себе, чистые духовные существа. Их называют «Первенцами» или «Первоангелами» (отсюда произошло слово «архангел»). В своей безупречности они были, конечно, «чисты», но не совершенны. Достижение индивидуального совершенства было предначертано им как цель развития. Они должны были принять участие в Божественном проекте творения, почему и располагали творческими силами, которым, казалось, не было предела. В качестве предпосылки для индивидуального развития личности им – как высшее благо – была дарована свобода воли. Но в ней-то заключалась и заключается скрытая опасность, опасность произвольного или непроизвольного злоупотреб-ления свободой и последствий этого. Очевидно, что это вечный закон, действию которого до сих пор подвержены все разумные, осознающие свое собственное «я» существа. Исходя из этого закона каждый из нас, как говорится, «сам кузнец своего счастья», впрочем, скорее, судьбы. В конце концов, наша жизнь состоит из испытаний. То есть мы постоянно либо выдерживаем очередной экзамен, либо проваливаем его – хотим мы в это верить или нет. Однако если мы выдерживаем испытание – это наша личная заслуга.

Сильные энергетические диссонансы начались, по-видимому, тогда, когда часть Ангелов-первенцев стала заноситься. Ведь они не знали ничего кроме благополучной жизни в счастливых трудах и полной защищенности. Говоря по-человечески – им жилось слишком хорошо! В своем высокомерии они возомнили, что могут сравняться с Богом. Они захотели быть, как Бог. Ими стало овладевать высокомерие. Правильно говорят в народе: «Кто высоко заносится, тому не миновать упасть». Вследствие «перевернутого» мышления, которое уже было обращено не к Богу, а только на собственное «я», эти первые Ангелы учинили в своих чисто духовных мирах энергетический хаос, над которым просто потеряли контроль. Такая угроза вновь встает перед нами сегодня. Возникшие энергетические завихрения постепенно уплотнились. Грозовые облака рано или поздно сбрасывают свой электрический заряд. Так в конце концов было отброшено, отторгнуто все то, что уже не соответствовало первоначальной частоте.

На память приходит легендарное низвержение, падение ангелов, встречающееся в разных религиозных учениях как смутное воспоминание человечества. Это было низвержение, падение из единства, единообразия в многообразие, из мира без времени, в мир, где время существует, из гармонии в раздробленность, фрагментарность. Из-за собственного своеволия, употребленного во зло, «провинившиеся» ангелы покинули свободное пространство законов духовных и были ввергнуты в пространство ограниченной свободы конечных законов природы.

Но это была лишь некоторая часть первых Ангелов, отделившихся от общего сонма Ангелов по собственной вине. Несмотря на неправильное поведение, их «я» не было уничтожено. В дополнении к книге «Дух, сила, материя» сказано: «Новые потребности падших духов должны были удовлетворяться новым законом, и так возник Закон искупления (по-немецки – Sühne, что можно перевести и как покаяние, и как возмездие, и как наказание. – Прим. пер.). Вначале Божьи дети нуждались только в любви, теперь же им стала нужна еще и Божья справедливость, так что Закон искупления пустил корни как в любви Бога, так и в его справедливости».[15] Последствия «грехов» (неправильного поведения) одновременно предполагают их искупление (исправление). Тот факт, что искупление вообще возможно, следует понимать как милость в том смысле, который мы обычно вкладываем в это понятие.

Этот закон милости и искупления тоже по сей день остается в силе. Суть его в основополагающем принципе причины и следствия, по-прежнему действительном для нас: из каждого решения или действия вытекают обязательные последствия, которые влекут за собой дальнейшие последствия и должны так или иначе закончиться. Но так как всякий отход от основополагающего принципа Бога как нашего начала, источника нас самих, логически ведет к неправильному поведению, то результатом этого автоматически становятся страдания. Все горе этого мира происходит вследствие нашего отклонения от истинного духовного пути. Однако всегда открыта «обратная дорога в Отчий дом». В рамках личной свободы решений это всегда и исключительно зависит только от нас самих – предпринять необходимую коррекцию курса. Далее в упомянутом выше источнике мы читаем:

«Как связующее звено между высокими, чистыми, закаленными в испытаниях Первенцами (Первоангелами) и падшими сынами, их противоположностью, Бог создал новые миры, райские обители, и чистых детских духов, живущих там. Своим верным сыновьям Он повелел руководить этими мирами, этими детьми, так как и у них была великая цель – совершенство. Некоторые из падших Ангелов-Первенцев (…) помогали в формировании и образовании миров, и благодаря этой законной работе, благодаря тому, что терпеливо несли последствия своего п(р)оступка, они вновь достигли той ступени чистоты, которую некогда потеряли. Но другие Ангелы-Первенцы не захотели склониться перед Богом, пытаясь еще и новое творение Бога – детских духов – втянуть в хаос, прельстить к тому, чтобы они отошли от Бога. В притче об Адаме и Еве говорится об этом втором падении».

Если взять пространство в общем, то из верхнего мира этим духам второго творения было дано духовное поучение и руководство. Из нижней сферы, тоже доступной их взорам, к ним приходило «искушение», которое в Библии символизируется змеем.

Здесь произошло – опять же по прошествии эонов («ограниченных во времени вечностей») – второе грехопадение, то есть часть обитателей рая поддалась искушению возжелать того, чего не следовало. В итоге это вновь привело к образованию новых миров (систем миров), частота вибрации которых была несколько ниже, чем это было у райских миров (обителей). Однако те падшие духи-первенцы, которые, сознательно, злонамеренно вводя в искушение детских духов, стали виновниками этой катастрофы, превратились в тех, кого Библия называет демонами.

Таким образом, здесь мы имеем дело с легендарным «изгнанием из рая» – реальным фактом, столь глубоко врезавшимся в коллективную память человечества, что он – с большей или меньшей отчетливостью – упоминается во многих религиях. Вынужденный быть кратким, в отношении дальнейшего хода событий замечу только, что такие процессы отделения происходили много раз в течение многих эонов. Таким образом возникло в общей сложности шесть ступеней мира со все более плотной (материальной) структурой – вплоть до появления нашего теперешнего мира и нас, людей.

Итак, можно сказать, что происхождение Ангелов и нас, людей, получило свое объяснение, не противоречащее здравому смыслу. А так как Ангелы повсеместно и так часто являлись людям, уже просто негоже сомневаться в их реальности. И менее всего духовным пастырям, заявляющим о себе как о христианах. Ведь в Послании к Колоссянам (2, 10) и к Ефесянам (1, 21) Христос называется главой всех Ангелов. Поэтому христианам никак нельзя пренебрегать верой в Ангелов.

Как везде в природе, так и среди Ангелов царит иерархический принцип. В Новом Завете мы находим скудные указания о херувимах и серафимах, с «тронами, силами и княжествами», подразделенными на три триады. Августин (354–430) писал об этом в 11-й и 12-й книгах своего труда «Государство Бога». Около 500 года некто под псевдонимом Дионисий Ареопагита (Dionysius Aeropagita) составил обширное учение об Ангелах. Он по сей день считается основателем церковной Ангелологии, хотя и опирался на соответствующую систему неоплатоника Прокла (412–485).

Дальнейшие рассуждения относительно исторического развития церковного учения об Ангелах вышли бы за рамки этой книги – тем более что Ангелы, без сомнения, не имеют конфессиональных различий. Кроме того, внутри церкви едва ли когда-либо существовало единство касательно свойств и структуры разумных существ, не имеющих физического тела и не привязанных к пространственно-временным условиям. Например, когда-то то и дело велись дебаты о том, сколько Ангелов могут уместиться на кончике иглы. Второй Никейский собор 787 года учил, что Ангелы обладают тонкоматериальными телами, в то время как Латеранский собор 1517 года решил, что Ангелы имеют чисто духовную природу.

Судя по сообщениям из потустороннего мира, полностью совпадающим по сути, для бессмертных духовных существ, сознающих свое «я» (то есть несущих в себе «искру Божью»), возможны три ступени развития, а именно:


а) ангелы,

б) полуматериальные духи и

в) материальные люди.


«Херувимами и серафимами» считаются духи рая второго творения или дополнительного творения, которые еще не подвергались «испытанию на прочность». Ангелы, если речь не идет об Ангелах-Первенцах (Якоб Лорбер называет их «Праангелами»), – это, стало быть, духи, оставшиеся хорошими, никогда не вступавшие в противоречие с божественным порядком. Или же – это «просветленные», то есть вновь ставшие хорошими духи дополнительного творения, которые благодаря любви, бескорыстно служившей другим, снова поднялись на ступень Ангелов. И напротив: падшие Ангелы-Первенцы, нравящиеся сами себе в качестве преисполненных ненависти демонов и относящиеся, так сказать, к «Антииерархии», соответствующей их сущности, по-видимому, и по прошествии многих эонов будут с прежним желанием продолжать свои пагубные действия. Хотя от их высокого интеллекта не мог укрыться тот факт, что в замысле творения они представляют собой всего-навсего силу, которая, постоянно желая зла, в конце концов вынуждена служить добру, не знающему времени (Гёте, «Фауст»).[16] Слово Ангел (по-немецки «Engel», по-английски «angel» и т. д.) происходит от греческого «angeloi» и латинского «angelus» – посланец.

Поскольку в мире людей Ангелы выполняют порученные им задачи, нам следует воспринимать их как Посланцев Бога из сверхчувственного, тонкоматериального мира, как посредников и свидетелей между тем миром и нашим материальным миром. Так писал мой друг, уже перешедший в мир иной, Ханс Нэгели-Осйорд (Hans Naegeli-Osjord), в своей книге «Umsessenheit und Infestation» («Легкие формы одержимости и их проявления»), к которой я имел честь написать предисловие:[17] «Оба этих мира тесно взаимосвязаны. Нельзя представлять себе трансцендентное измерение как статичный мир чистых принципов, предоставляющий нашему миру лишь каркас. Этот тонкоматериальный мир, существующий изначально, тоже полон динамической энергии. Уже тот факт, что он, уплотнившись, превратился в наш грубоматериальный мир, доказывает его динамический характер».

Правда, все это не может быть проверено с помощью естественно-научных критериев. Но Ангелы, «приносящие в наш эмпирический мир содержательные послания из трансцендентного мира», – это нечто, что вполне можно себе представить, а не только теологически толковая гипотеза для объяснения мира.

Эксперт по вопросам исцеления Земли Марко Погацник (Marko Pogacnik), на чьи высказывания я буду часто ссылаться и далее, рассматривает Ангелов как «персонификацию космического сознания», и, чтобы лучше понять их сущность, следует перестать представлять их себе в «человеческом образе», а «рассматривать их, скорее, в смысле чистого сознания». «Их тело – это, – продолжает автор, – некая вибрирующая структура, служащая носителем этого сознания».[18] Но позвольте: а разве наше тело – не то же самое и не справедливо ли это утверждение, в конце концов, для каждого живого существа?

Что же касается сферы деятельности Ангелов-Первенцев (Архангелов), то она вряд ли ограничивается изготовлением «архангельских капель» для эзотерического рынка или концентрируется на одном-единственном человеке за исключением такого события, как воплощение Христа в человеческий облик, или других деяний большого духовного значения. Однако существа из Ангельского чина могут – и очень успешно – помогать нам, храня нас и руководя нами. Это наши личные Ангелы-хранители. Однако мы редко испытываем воздействие их помощи на себе в зримой и ощутимой форме. Гораздо чаще мы ощущаем любовь и заботу наших духов-хранителей!

И, наконец, на вопрос, что представляют собой Ангелы по своей сути и сущности, хочется ответить вопросом же: а что представляем собой мы, люди, по нашей сути и сущности? Если какой-то человек берет на себя смелость сказать что-либо о сущности Ангелов или даже о сущности Бога, то, значит, он напрочь забыл, что мы – как говорил еще Фома Аквинский – ничего не можем сказать о сущности мухи или муравья. Да и сами для себя мы – практически одна сплошная загадка! Правда, представители точных наук все громоздят кучу уже почти необозримых знаний, но если спросить их о первоначальной сущности вещей и почему все функционирует так, а не иначе, то профессорское многознайство быстро истощается.

Какие жизненно важные основополагающие вопросы, а именно вопросы о том, откуда мы приходим и куда уходим, удалось до сей поры решить ученым? Никакие. Об убожестве психологии вообще лучше не говорить. Да и натурфилософия все еще остается в начатках, потому что только с помощью рассудочного мышления невозможно до конца проникнуть в суть (природу) вещей – например, в природу электричества. Современная физика давно уже не претендует на то, чтобы познать что-либо «по сути, как таковой». Экспериментальной физике доступны только измеряемые формы проявления материи и ее физические основы, насколько это на сегодняшний день возможно на атомном, субатомном и энергетическом уровне.

Ведь обладание разнообразными знаниями не равнозначно познанию существенного. Знания можно усвоить, а вот приобрести познания, открывающие смысл вещей, – это значительно труднее. Если мы всерьез пытаемся добыть такие познания, нам подается помощь из потустороннего мира. В этом случае Ангелы как представители качественно более высокой ступени бытия, нежели земная, конечно же, в состоянии почувствовать то, что мы называем «Божественной волей», и действовать соответствующим образом. На этой основе они своими направленными на любовь деяниями дают нам подтверждение существования Бога и Его любви, насчет которой высказывается так много сомнений.

Полагаю, что нам следует пока удовлетвориться таким определением сущности Ангелов и видов их деятельности. Это определение проливает свет также и на смысл и цель существования Ангелов: Ангелы действуют, если взглянуть на это в религиозном аспекте, явно в интересах некоей высшей, Божественной воли, некоего Божественного плана. Цель их существования описана достаточно. По сути, цель эта такая же, как у нас, людей, а именно: познать наше место в природе, а также нашу зависимость от некоей высшей любви и мудрости и, следуя заповедям разума, вести себя соответствующим образом.

Было бы, однако, неверно предполагать, как это иногда происходит, будто Ангелы – это существа, созданные по единой норме, лишенные индивидуальных особенностей и свободы воли. Если бы это было так, они представляли бы собой лишь подобные роботам существа, запрограммированные на одну – конкретную для каждого – сферу задач. Но это противоречило бы многообразию единственности, которое мы повсюду наблюдаем в природе. Если уж нельзя найти двух одинаковых по структуре снежинок, двух одинаковых листьев на деревьях, двух людей, совершенно одинаковых по внешнему виду, да еще и с одинаковыми наклонностями и задатками (это положение вещей не изменит даже клонирование), то напрашивается обоснованное предположение, что такое же грандиозное естественное многообразие существует и среди Ангелов.

Соответственно различными и личностно окрашенными являются и их способности и склонности. Поэтому не каждый Ангел пригоден для выполнения любой задачи. Следует, скорее, предположить, что каждый Ангел берется за тот круг задач, который ему «по плечу». В этих задачах он может оптимально проявить себя, потому что его данные лучше всего позволяют ему справиться именно с ними.

Что же касается якобы отсутствующей свободы воли, то это предположение уже потому безосновательно, что еще то самое легендарное «низвержение» Ангелов произошло как раз из-за наличия у них свободы воли. Ведь отсутствие личной свободы воли и принятия решений освобождает индивидуума, если следовать логике, от какой-либо ответственности. Бесчисленные описания опыта людей, побывавших на грани смерти, ясно показывают, что все мы в ответе за наши мысли, наши действия и даже за наше бездействие.

То же, без сомнения, относится и к миру Ангелов.