Вы здесь

Хоровод Ангелов. Приданный нам «искуситель» (Рудольф Пассиан)

Приданный нам «искуситель»

В этой главе мы остановимся еще на одном, очень серьезном аспекте, точнее: а не сопровождают ли нас по жизни темные сущности, вовсе не желающие нам добра? На этот вопрос приходится ответить утвердительно.

В этом католическая теология целиком и полностью сходится во мнении с каббалистической мистикой – равно как и с верованиями древних германцев о том, что человека в его земной жизни сопровождает личный Гений, а также личный демон. Может быть, не тот «ангел сатаны», что удручал апостола Павла согл. 2 Кор. 12, 7, но, во всяком случае, «один из тех, что с противной стороны», которым дано «вводить нас в искушение». И если это им удается, то нам от этого вред, а искуситель радуется. А если не удается, если в течение нашей жизни им становится все труднее совратить нас с пути истинного, то тем самым мы наводим их на размышления о предосудительности их дел и ничтожности их положения. Тогда даже такие духи осознают, что есть более достойные занятия, нежели постоянно творить зло, служить дьяволу, осознают, как им самим следует себя вести, чтобы заслужить лучшее будущее и для себя.

Но и этот процесс подвержен определенным перипетиям: если нам удается обратить нашего «духа-мучителя» к позитивному образу мыслей, то мы «освобождаем» его, делаем его своим другом, который, когда пробьет наш час, с радостью будет ожидать нас в мире ином. Таким образом, нам следует рассматривать нашего «искусителя» не как врага, а как нашего ученика. В природе, в миропорядке везде и всюду виден полный мудрости смысл. В книге «Дух, сила, материя» («Geist, Kraft, Stoff») на эту тему написано на с. 219, что человек – это ученик, учитель и своего рода исполнитель:

«Каждый человек подвержен воздействию двух сил – обучающей и обучающейся, а сам он – исполнитель, «изобразитель». У каждого человека есть невидимый хранитель и невидимый искуситель; сам человек находится посередине. Хранитель мудрее и лучше самого человека, искуситель – глупее и хуже, чем он сам. Хранитель (добрый дух) всегда готов помочь человеку, возвысить его в духовном, интеллектуальном и моральном отношении; но и дурной дух придан человеку вовсе не для того, чтобы склонять его ко злу, а для того, чтобы взять то хорошее, что человек сам отталкивает от себя, и использовать это в своих целях».

Нам нужно быть осторожными, чтобы не деградировать, став учеником нашего низшего спутника, потому что тогда он уже не сможет нас уважать, а начнет по-своему мстить нам, ибо потерял время и шанс чему-либо научиться у нас. Это сильно повредило бы также и нашему собственному духовному развитию, так как «всякое неисполнение какой-либо задачи или обязанности – это падение». Далее в книге поясняется, что от человеческой несостоятельности страдает и наш добрый, связанный с Богом спутник. Значит, ему не удалось поднять нас на ступень выше. И вместо этого ему придется следовать за нами на низшую ступень и преодолевать там еще более тяжкие препятствия, чем раньше:

«О люди, представьте себе, сколь тяжела миссия, которую приходится выполнять вашим хранителям из потустороннего мира по отношению к вам! И подумайте о том, что придет время (…), когда вам самим придется выполнять подобную миссию духа-защитника. Подумайте, сколь тяжелой будет ваша борьба за то, чтобы положительно повлиять на тех, кого Создатель вверит вам в опеку! Задумайтесь также о том, что справедливость Создателя – самая что ни на есть высокая справедливость, а именно потому, что вам самим когда-нибудь придется спасать таких же упрямых подопечных, там, на каждой ступени, где вы уже, как вам кажется, достигли блаженства, вам придется расплачиваться за ваше неправильное поведение на Земле».

В конце этого поучения, приведенного здесь вкратце, подчеркивается:

«Вам надлежит вести себя так, чтобы ваш противник радовался ежедневному улучшению вашего характера, ежедневному приросту вашей духовной силы как «лакомству», тоже становясь лучше и сильнее. С каждым шагом вашего противника к улучшению соблазн будет слабеть, а если своим внутренним развитием вы сумеете обратить его к добру, увлечь его на путь истинный, которым сами уже идете, соблазн и вовсе исчезнет. Спрашивается, а кто же уничтожил соблазн? Вы сами, потому что верно поняли свою позицию по отношению к противнику, не обращались с ним как со злодеем и дьяволом, а как с бедным, нуждающимся в помощи учеником, окружив его вашим состраданием. Так одно должно спасти другое (…). Поймите это, люди!»

В другом месте, на с. 192, сказано:

«Моральный уровень человека определяет ранг или ступень, занимаемую его духом-хранителем на лестнице чистоты (…)

Человек не знает, сколь важную роль он играет во Вселенной; он совершенно не представляет себе значения всех изъявлений его собственной воли, каждого своего слова, каждого своего поступка. Он даже не предполагает, какой широкий круг последствий они могут иметь (…)

Человек – чрезвычайно важное звено творения, в своем роде (даже) важнее, чем Ангелы в роде своем; ибо задача Ангелов состоит в том, чтобы действовать в макрокосмосе, в то время как задачи человека направлены на малое. На малое, которое зачастую так трудно осилить! Гораздо легче великими делами осчастливить весь мир, если к этому есть способности, чем каждый день в узком кругу семьи, друзей и коллег по работе ежечасно и ежеминутно выдерживать испытания на терпение, смирение и снисхождение![25]

И каждое такое испытание важно не только для облагораживания характера самого человека. Оно отражается на всем его окружении, причем не только человеческом, но – в еще большей степени – и на окружающих его духах. Потому что его окружает гораздо больше духов, чем людей. И если с одной стороны рядом с человеком находятся учителя и защитники, то с другой стороны – ученики и питомцы, которые учатся у него послушанию, любви и справедливости… Человек сильно притягивает к себе духов, он может сделать плохих лучше и стать причиной падения хороших духов».

Эти слова стоят того, чтобы прочесть их несколько раз. Эти слова, полные глубокого значения, показывают, что ОТТУДА до нас доходят не только бессмыслица и чепуха, как зачастую утверждается.

В связи с этим каждое выдержанное или невыдержанное нами испытание важно не только для нас, но и для нашего невидимого окружения. Кстати говоря, «искусители», о которых здесь идет речь, это вовсе не те обитатели потустороннего мира, которых в католицизме назвали бы «бедными душами». «Бедные души» приходят, если они вообще имеют такую возможность, не для того, чтобы создавать нам проблемы, а делают это, до боли надеясь, что мы им поможем, молясь за них, прося, заступаясь за них перед Господом.

Дело в том, что «бедные души», которым мы помогли обрести Божественный свет, или люди, раньше нас перешедшие в мир иной и находящиеся в чистилище, в состоянии уже сейчас, во время нашего земного бытия, оказать нам защиту и помощь. Даже скандально известные полтергейсты – это, как правило, всего лишь духи злодеев, которые просто не в состоянии оторваться от земного бытия и испытывающие такие муки, каких мы себе и представить не можем. Однако мы можем помочь им выбраться из их бедственного положения, и весьма вероятно, что они поблагодарят нас за это, как показывает следующее сообщение, основанное на собственном опыте автора:

Англичанка миссис Дж. Т. Мур (J. T. Moor) еще ребенком проявила недюжинный дар медиума. К счастью, ее отец, психолог-экспериментатор, хорошо разбирался в таких вещах. Когда дочери исполнилось 14 лет, семейство вознамерилось найти загородный дом и уехать из Лондона, чтобы она, а также ее братишки и сестренки могли дышать чистым воздухом. Однако это оказалось не так просто, потому что семья была большая. В конце концов они получили письмо от одного знакомого, у которого был на примете подходящий дом, где уже семь лет никто не жил, потому что там якобы обитали призраки. Осмотрев двухэтажный дом, отец семейства снял его, не сказав домашним о призраках, чтобы не пугать их.

Однажды в субботу 14-летняя девочка, сидя в комнате за шитьем, услышала глухой звон цепей. Она испугалась, что странные звуки разбудят младшего брата, спавшего рядом в кроватке. Но ребенок спокойно спал. Звуки прекратились, а перед девочкой предстал старик, печально смотревший на нее. Выглядел старик прилично, был среднего роста, одет во все черное.

Девочка, конечно, не на шутку испугалась, тем более что на первом этаже не было никого, кроме нее и братика. Опрометью выбежав из комнаты, она бросилась к своей мачехе и рассказала ей обо всем. Мачеха велела ей никому ничего не говорить и оставаться с ней, пока не придет отец.

В тот же вечер отец погрузил дочь в особое психическое состояние – транс, что позволило потустороннему высказаться устами девочки. Тогда все узнали, что домашним привидением был некто Ричард Типпер, который когда-то в этом доме, убив из ревности соперника, вскоре раскаялся и наложил на себя руки. Через некоторое время умерла и его жена. Он назвал деревню, где до сей поры жили его родственники. Позже отец навел справки, и все подтвердилось – самоубийство, смерть жены… Типпер рассказал, что, испытывая невыразимые муки совести, он никак не может покинуть место преступления, но что теперь он очень надеется на то, что юная невинная девочка сможет ему помочь. Дух попросил девочку каждый день молиться за него, пока в его душе не воцарится покой…

Побывав в глубоком трансе, человек, возвратившись в обычное состояние, ничего не помнит из того, что происходило с ним и что он говорил в состоянии транса. Отец все рассказал дочери. Девочка не очень-то обрадовалась просьбе призрака, потому что до смерти боялась, что дух будет вновь и вновь являться ей. Поэтому она попросила Типпера никогда не являться ей при закрытой двери, а входить только в открытую дверь и только в присутствии отца. Назавтра – в воскресенье – она, раскрыв Библию, начала в присутствии отца читать вслух. Материализовавшийся потусторонний обитатель послушно вошел в открытую дверь и стал слушать![26]

На вопрос, начинает ли он обретать покой, призрак ответил: «Да, но нужно еще время. Я начинаю видеть больше света», и попросил девочку продолжать молитвы.

В течение нескольких недель после этого девочка часто просыпалась по ночам, потому что кто-то гладил ее по волосам или щекам. Однажды она к тому же услышала слова: «Храни тебя Бог, дитя мое, за то, что ты делаешь для меня». С тех пор она стала привыкать к общению с духом, начала с удовольствием беседовать с ним. Он, в частности, сказал, где похоронено его тело. И действительно, вскоре отец вместе с дочерью нашли могилу с надписью на плите: «Ричард Типпер». Однажды утром на третью неделю чтения Библии и молитв девочка увидела его: призрак явился ей в лучах яркого света и торжественно произнес: «Твоя миссия по отношению ко мне окончена. Я чувствую себя свободным. Я вижу свет, и я обрел покой. Господь, наш Отец Небесный, простил меня. Спасибо тебе, доброе дитя. Да останешься ты свободной от страстей и вины за пролитую кровь, чтобы, когда закончится твоя земная жизнь, ты сразу смогла попасть в высшие сферы вечного Света, где царят покой, радость и блаженство».

Он говорил еще долго и проникновенно. В заключение спасенный призрак сказал, что, если, как он надеется, ему будет позволено стать ее духом-хранителем, он, ее невидимый защитник, будет помогать ей и утешать ее в заботах и печали.

На прощание он несколько раз произнес «Благослови тебя Господь!», после чего в доме уже никогда больше не было слышно призрачного звона цепей. Миссис Мур уверяет, что за тридцать лет, прошедших с того дня, она часто ощущала отеческую заботу того человека, который, судя по всему, действительно стал ее духом-хранителем и остается им до сих пор.[27]