«Ну и где?» – хотел было спросить Арнольд Яковлевич, войдя в кабинет на следующий день. Но, почувствовав какие-то едва уловимые изменения в атмосфере помещения, молча прошел в лабораторию. Там горел свет.
– Ага! – удовлетворенно сказал профессор, увидев молодого человека, который с интересом разглядывал большой прозрачный лабиринт.
– Здравствуйте, Арнольд Яковлевич! – сказал молодой человек, заметив профессора. – Мне вот тут на вахте ключи дали… Директор сказал…
– Насколько мне известно, молодой человек, вы должны были явиться еще вчера? – профессор строго глянул из-под очков.
– Я заблудился! – ответил молодой человек и обезоруживающе улыбнулся. – Весь день по городу блуждал, представляете?! То не на той станции метро выйду, то не туда на автобусе доеду, то люди не то направление укажут… Замучался, не представляете! Мне же только адрес дали. Никто не объяснил, как ехать… А я в этих широтах никогда не бывал… Только под вечер нашел. Еле-еле. Сегодня пораньше встал, но все равно больше двух часов добирался…
– А где вы живете? – спросил Арнольд Яковлевич и услышав ответ, с удивлением заметил: – Это же в двух кварталах от моего дома?!
– Правда? – обрадовался молодой человек.
– Да. И на дорогу не должно уходить больше полутора, в крайнем случае, двух часов… Сейчас я вам расскажу оптимальный маршрут. Где садиться, где пересаживаться, в какое время выходить, чтобы не ждать автобуса… – Арнольд Яковлевич быстро набросал на листке бумаги схему и ключевые точки оптимального, выверенного за тридцать лет, маршрута.
– Вот вам, пользуйтесь! – Профессор протянул ассистенту листочек. – Из нашего района быстрее пути нет. Только на самолете. Проверено. И просьба на работу не опаздывать, договорились? Скорее всего, мы с вами будем встречаться утром на остановке…
– Спасибо… – сказал молодой человек, сложил лист вчетверо и спрятал в карман. – Когда я могу приступить к работе?
– Ну, для начала неплохо бы представиться…
– Ой, простите! Меня зовут Андрей Викторович… Просто Андрей…
– Вот что, Андрюша, – перебил профессор. – Работа у тебя будет несложная, но ответственная. Сбор статистических данных и поддержание объектов исследования в функционирующем состоянии… Анализ данных я провожу сам, но постепенно буду вводить в курс дела и тебя.
– А что за данные?
– Наша лаборатория занимается исследованием инстинктивной адаптируемости в искусственной среде, изучением скорости реакции на изменения, определением предела адаптируемости. А также выяснением восприятия адекватности затраченных усилий и полученного результата на примере примитивных систем. Разумеется, главная сложность работы – это анализ данных и попытки интерполяции результатов на более сложно организованные системы. Но тебя все это касаться пока не будет. Я этим занимаюсь уже десять лет, и тебе вряд ли быстро удастся понять все тонкости наших исследований… Но, я думаю, мы сработаемся… Зарплата неплохая. Выплачивают почти вовремя. Со временем под моим руководством напишешь и защитишь докторскую, а там дела пойдут…
– Спасибо! – улыбнулся Андрей. – А в чем конкретно будет заключаться моя работа?
– Я же сказал, в сборе и фиксировании статистических данных… В этой лаборатории все наше хозяйство… Вот здесь, с краю – клетки с крысами. Это наш исследовательский материал.
Профессор подвел Андрея к клеткам и открыл одну из них.
– Какие же это крысы? – удивился Андрей. – Это же хомячки! Я в детстве таких держал… Рыженькие…
– Крысы, хомяки… Какая разница?! – отмахнулся Арнольд Яковлевич. – Для нас это объект исследования. Примитивные системы, на основе инстинктивно-рефлекторной деятельности которых я делаю свои интерполяционные выводы… Конечно, я предпочел бы работать не с крысами, но это потребовало бы больших денежных вложений и замены всего инвентаря… Разумеется, денег нам никто не даст! – раздраженно закончил профессор.
Андрей весело постучал пальцем по стеклу клетки. Симпатичный, упитанный хомячок в ответ зашевелил усиками, старательно принюхиваясь.
– А он что, один в клетке живет? – удивился Андрей.
– Да. Все наши хомяки живут отдельно. Не только самки от самцов, как обычно. Но и каждый самец отдельно. Они встречаются только в лабиринте…
– В лабиринте? – Андрей оглянулся и посмотрел на сооружение, занимавшее весь центр лаборатории. – Вон там?
– Да, – профессор шагнул от клеток к лабиринту. – Это моя гордость. Не один год я потратил, чтобы продумать и соорудить сию махину!
Профессор любовно похлопал лабиринт по прозрачному верху.
Андрей шагнул вслед за профессором и внимательнее присмотрелся к массивному устройству.
Лабиринт занимал весь центр большой лаборатории, в некоторых местах оставляя всего метр свободного пространства между собой и стеной. Правда, голых стен в лаборатории не было. Вокруг лабиринта, через какие-то метр-полтора, располагались шкафы, стеллажи с клетками, стеллажи с книгами, стеллажи с папками, прозрачные шкафы с бутылями и бутылочками… На подоконнике стоял заросший водорослями аквариум и большой сосуд с корявым рукописным предупреждением «Осторожно! Конц. кислота!» и почти стершейся химической формулой.
Лабиринт был огромным. Где-то три на четыре метра. Снизу он был сделан из непрозрачной пластмассы, а сверху – из прозрачной, очень похожей на обычное стекло.
Андрей стал внимательно разглядывать внутреннее устройство лабиринта. Чего там только не было! Извилистые тоннели переплетались, образуя причудливый узор. Тут и там располагались подъемы и спуски, хитрые дверцы и ловушки, многочисленные препятствия всевозможных типов…
У лабиринта было много входов (или выходов?). Вокруг каждого пристроено что-то вроде прозрачной клетки-куба с дверцей. В каких-то из кубов стояли кормушки, поилки, разные непонятные устройства… Половина кубов была пустой…
– Впечатляет! – сказал Андрей.
– Это еще что! – гордо ответил профессор. – Посмотри вон туда! Вот это действительно впечатляет. Такой объем работы!
Арнольд Яковлевич указал на противоположную стену, целиком занятую под стеллажи с папками.
– Это ежедневные статистические данные нашей работы за десять лет! Там все: возраст, время прохождения, способности к преодолению препятствий, время адаптируемости к новым преградам, предпочтения пища-самка… Все!
– А анализ данных тоже? – заинтересовано спросил Андрей. – Я бы хотел посмотреть выводы, чтобы быстрее войти в курс дела и лучше понять смысл работы…
– Нет, работу по систематике, анализу и прочему я веду у себя в кабинете. Следовательно, соответствующие документы тоже там… Но это тебе еще не скоро понадобится, я думаю… Пока держи вот эту инструкцию. Здесь подробно, вплоть до мелочей, расписаны твои обязанности. Внимательно изучишь после обеда, а пока я кратко опишу все на словах, договорились?
– Да, конечно… – Андрей засунул пухлую папку с инструкциями подмышку и приготовился слушать.
– Значит, так, – начал профессор. – Первым делом, как приходишь на работу, тебе следует включить в лаборатории свет. Тем самым ты будишь наших подопытных крыс. Для них начинается день: лампочки в клетках включаются одновременно с лампами дневного света в лаборатории… Затем берешь у меня со стола листок, который содержит список ежедневных изменений. Я этот листок готовлю накануне. Он может не меняться несколько дней, но все равно твоя главная задача – ничего не перепутать! В листке будет указано, какую крысу из какой клетки в какой стартовый куб посадить. Также в листке будут указаны изменения препятствий. Видишь, каждый вход, дверца, ловушка, да и вообще все, что есть в лабиринте, – пронумеровано?..
Андрей кивнул. Хотя он только сейчас заметил, что в некоторых местах на лабиринте были наклеены не слишком аккуратно отрезанные кусочки лейкопластыря с надписями.
– С помощью кодов, нанесенных на лабиринте и подробной инструкции, которую я тебе дал, ты сможешь управлять внутренним устройством лабиринта. Менять его, корректировать. Одним словом, твоя задача: максимально точно следовать ежедневному листку с изменениями. Данные, которые необходимо будет фиксировать, описаны в подробной инструкции…
Профессор внезапно замолчал и исчез в соседнем с лабораторией кабинете. Через минуту появился, держа в руках исписанный альбомный лист.
– На примере все лучше усваивается, – сказал Арнольд Яковлевич. – Держи. И попробуй с ходу выполнять…
Андрей уставился на лист, испещренный знаками, цифрами и редкими надписями.
– Этот значок означает «клетка», а этот – «куб»? – наконец решил спросить Андрей, указывая на решетку и треугольник, рядом с которыми обязательно стояла какая-нибудь цифра.
– Молодец! – одобрительно улыбнулся профессор.
– Хорошо! – отозвался Андрей, довольный, что его догадка оказалась верна. Он воодушевленно подошел к клеткам. – Значит, из клетки номер «три» взять хомяка и поместить в куб номер «пять»…
Андрей открыл помеченную все тем же лейкопластырем дверцу и нерешительно заглянул внутрь. Из-за стекла на него смотрели две черные бусинки хомяковых глаз.
– Не кусаются? – с опаской спросил Андрей.
– Ты же говорил, что держал в детстве?
– Так то были домашние хомячки, а это дикие!
– От чего же дикие? Мы их не режем, как в соседней лаборатории… Они к рукам привыкли, не бойся…
Андрей передвинул шпингалет, открыл стеклянную дверцу и осторожно обхватил хомячка двумя пальцами под лапы.
– Это не удобные крысы, – решил прокомментировать действия ассистента Арнольд Яковлевич. – Бывают еще с длинными хвостами. Вот они – удобные. Ухватил за хвост…
– Это хомячки… – тихо сказал Андрей. – Вот это куб номер пять?.. – Он подошел к краю лабиринта, открыл маленькую дверцу на одном из кубов и протолкнул туда хомячка.
– Правильно! – одобрительно откликнулся профессор. – Теперь постарайся рассадить всех как можно быстрее, чтобы временная погрешность была минимальной.
Андрей быстро рассадил оставшихся хомяков-самцов и хомяков-самок в соответствии с инструкцией.
– А этот значок означает «пища»? – уточнил Андрей, столкнувшись с новой пиктограммой.
Профессор кивнул и указал в угол, где между шкафами лежали мешочки с кормом.
– Так, – вслух, чтобы не ошибиться, стал комментировать свои действия Андрей. – Пятьдесят граммов сухого корма в куб номер «восемь»… Поилка в куб номер «шесть»… А вот тут что-то непонятное пошло…
– Это внутренняя настройка лабиринта… Там сложнее. Освоишься через пару дней после подробного знакомства с нашим чудом техники. Давай листок!..
Профессор взял инструкцию и, практически не заглядывая, начал что-то подвинчивать, подкручивать и передвигать.
– Нажимаешь здесь, – комментировал свои действия Арнольд Яковлевич. – В пункте С5 поднимется лестница. Передвинешь вот здесь, и в пункте Н8 закроется проход, зато в пункте Н9 откроется. Ну, и так далее…
Андрей как зачарованный следил за действиями профессора.
– Здорово! – сказал искренне, наблюдая, как внутри лабиринта, словно в какой-то необыкновенно сложной детской игрушке, меняется то одно, то другое…
– Это еще что! – Арнольд Яковлевич многозначительно щелкнул пальцами. – В день я вношу всего несколько изменений, да и то не всегда, а возможности лабиринта – несколько сот!
– Ничего себе! – Андрей опять взял в руки альбомный лист с ежедневной инструкцией. – А это что?
Он указал на пиктограммы и цифры внизу листа, обведенные красной линией.
– А… – поморщился Арнольд Яковлевич. – Это я задумал перед тем, как от меня ушел ассистент, твой предшественник. Новый эксперимент. Условное название: «передача опыта». Две недели уже с ним тяну из-за этих бюрократов! Представляешь, оставили меня без помощника чуть ли не на месяц?! А то, что у меня работа встала, никого не волнует!..
– Теперь у вас есть помощник, и мы будем проводить эксперимент? – обрадовался Андрей.
– Нет. Тебе надо освоиться. Эксперимент начнем со следующего понедельника. А пока выполни-ка эту инструкцию… – Арнольд Яковлевич ткнул пальцем в первую строчку обведенной части.
– Так, – со знанием дела посмотрел Андрей. – Из седьмой клетки посадить хомяка в седьмой куб. А я смотрю, чего это он пустой остался?!
Андрей подошел к седьмой клетке, открыл.
– А! Старый знакомый! – улыбнулся Андрей, увидев уже знакомую мордочку упитанного хомяка. Именно его он увидел первым в самом начале рабочего дня.
– Наша гордость, можно сказать, – отметил Арнольд Яковлевич с едва заметной усмешкой. – Самая талантливая крыса в лаборатории, а может и во всем институте. Ему уже около трех лет. Пенсионный возраст, так сказать. Ты бы видел, как он с лабиринтом разделывается! Только шум стоит!.. Впрочем, еще увидишь. Да, чего я говорю?! Прямо сейчас увидишь. Давай, сажай…
Андрей протолкнул в седьмой куб симпатичного хомячка и стал его разглядывать.
– Обычный рыжий хомяк, вроде… – сказал Андрей, видя как хомячок пробует носом воздух, встает на задние лапы и шевелит усами.
– Ну да, с виду обычный. Знаешь, за сколько он лабиринт наловчился проходить? Меньше, чем за два часа! У других весь день уходит, да и то, зачастую где-нибудь застревают по середине. Так и остаются на ночь. Голодные. А этот за какие-то два часа успевает весь лабиринт пройти, поесть, пройтись до ближайшей самки и вернуться в свой куб. Не припомню случая, чтобы заставал его к вечеру где-то в лабиринте! Кстати, запомни сразу: в клетки на ночь возвращаются крысы только из кубов. Если кто-то к вечеру застрял в лабиринте, он там и остается…
– Смотрите, побежал! – с азартом выкрикнул Андрей, заметив, как хомячок подполз к узкому выходу из куба и засеменил по трубе лабиринта. – А как его зовут?
– Вообще-то я против имен для объектов исследования. Это не нужная сентиментальность. Была у меня ассистентка, которая всем имена давала… Не представляешь, как было противно смотреть на ее сюсюканье. Мы с ней не сработались. С тех пор я настаиваю, чтобы мне присылали только молодых людей… Впрочем, именно у этой крысы имя есть. Все ассистенты сразу начинают называть его Профессор. Кстати, очень точно. Ты еще убедишься в этом. Особенно, когда увидишь тупость остальных… Смотри-смотри!
Арнольд Яковлевич показал пальцем на хомяка, который остановился перед закрытым проходом.
– Помнишь, я передвинул здесь?
– Да… Это у нас… пункт Н8? – Андрей сверился с лейкопластырной наклейкой.
– Точно! Привычный проход оказался закрытым. Сейчас проход в другом месте. Любая другая крыса застряла бы здесь на полдня! Она бы тыкалась носом, возвращалась назад в куб, бежала снова… А наш Профессор…
Хомячок остановился перед неожиданной преградой, сел на задние лапы, зачем-то умылся, а потом повернулся и, как ни в чем не бывало, побежал назад, свернул налево и оказался в другом тоннеле, выход из которого был открыт…
– Видел?! Нет, ты видел?! – восхитился Арнольд Яковлевич. – Такими темпами, он через час будет у своей любимой кормушки!
– А не у подружки? – пошутил Андрей.
– Э, молодежь! – усмехнулся Арнольд Яковлевич. – Ему же почти три года! Это годовалым он первым делом бежал к подружке…
Арнольд Яковлевич и его новый аспирант еще какое-то время наблюдали за перемещениями Профессора и других хомяков.
– А они не встречаются в лабиринте? – спросил Андрей.
– Бывает…
– Дерутся?
– Да нет, мирные животные. Даже когда две крысы в один куб с едой попадают, и то не дерутся. Вот если к самке, то – да! Святое дело… Но это редко случается и обходится без жертв: более слабый просто убегает обратно в лабиринт…
– А в чем все-таки смысл вот этого эксперимента? – спросил Андрей, указывая на непонятные пиктограммы, обведенные в листе-инструкции красной ручкой.
– Смысл очень простой. Если без всяких технических подробностей, то я хочу выяснить, передается ли опыт прохождения лабиринта… Для этого в отдельной клетке у меня припасено четыре совсем молодых самца. Они еще никогда не были в лабиринте. Со следующего понедельника, то есть фактически уже через неделю, мы с тобой выпустим их в лабиринт. Причем первого в один куб с Профессором, второго – в один куб с номером С-34—18… Тоже, кстати, очень толковая крыса… А двух оставшихся – в отдельные, пустые кубы, как обычно. Надо будет проследить, во-первых, будет ли разница в скорости и успешности освоения лабиринта первыми двумя молодыми крысами и вторыми. Во-вторых… Да много еще чего нам предстоит выяснить! Я тебе позже дам подробное описание эксперимента. А пока изучай этот талмуд! – Арнольд Яковлевич хлопнул по пухлой папке, которую вручил Андрею в самом начале рабочего дня. – Кстати, уже почти время обеда. Сейчас я все сам зафиксирую и запишу, но это в последний раз! Так что смотри и запоминай. С завтрашнего дня будешь выполнять свою работу сам. Поэтому рекомендую все время после обеда посвятить чтению. И даже разрешаю и настоятельно советую взять папку домой…
– Хорошо, Арнольд Яковлевич… – Андрей стал наблюдать за действиями профессора, стараясь уловить как можно больше деталей.
– Ну, все, пора и пообедать! – Арнольд Яковлевич с облегчением захлопнул очередную папку, заполнив в ней значками и цифрами пару разлинованных листов. – Пойдем, покажу, где у нас столовая…
После обеда профессор засел у себя в кабинете, а Андрей остался в лаборатории – изучать инструкции и разнообразный инвентарь.
В конце рабочего дня под руководством профессора новый ассистент вынул и рассадил по клеткам тех «крыс», которые успели вернуться в свои кубы. Потом проверил оборудование и выключил свет.
– А ведь это здорово, что мы живем в одном районе! – сказал Арнольд Яковлевич, запирая за собой дверь лаборатории. – Не так скучно будет возвращаться домой…
Они вместе прошли по лесной тропинке, сели в автобус… Вышли из него. Прошли до станции метро.
– Вот черт! – выругался Андрей, увидев, что вход в метро перекрыт. – А с утра все нормально было…
– Ничего, опять чего-то ремонтируют… Здесь это бывает! – добродушно ответил профессор. – Придется небольшой крюк сделать. Я знаю неплохой обходной маршрут. Запоминай!..
Через пару часов они стояли у дома Арнольда Яковлевича.
– Что же, я думаю, мы сработаемся! – сказал профессор своему новому ассистенту. – До завтра, молодой человек…
– До завтра! – откликнулся Андрей и зашагал к своему дому.
– Внимательно изучай инструкции! – крикнул профессор вслед юноше. – И никогда не опаздывай на работу!..