Третья мировая война
На вопросы журнала отвечает кандидат экономических наук, председатель правления Института динамического консерватизма Андрей Кобяков
– Андрей Борисович, в прошлом году мы говорили с вами о том, что США пытаются найти выход из экономического кризиса с помощью развязывания локальных войн (Ливия, Сирия). С тех пор ситуация усугубилась. Войны идут уже не только на Ближнем Востоке, но и на Украине.
– Действительно, мир находится в кризисе. Ситуация сейчас напоминает Великую депрессию 1930-х годов, которая закончилась Второй мировой войной. Получается, что мы стоим на пороге Третьей мировой войны. Меня несколько успокаивает наличие ядерного оружия. Этот фактор сдерживает США от начала тотальной войны против своих конкурентов. Хотя если вспомнить историю, то оружие массового уничтожения иногда исключали из крупных военных конфликтов. Германия во время Второй мировой войны не использовала химическое оружие, хотя в Первую мировую делала это неоднократно, как, впрочем, и другие страны. Пока мы не знаем случаев применения ядерного оружия в локальных войнах.
Войны идут в Евразии, так как США с их помощью пытаются ослабить своих конкурентов – Китай и Россию. Согласно теории экономических циклов Николая Кондратьева, депрессивная фаза развития мировой экономики будет продолжаться приблизительно до 2025 года, так что нам предстоит увидеть обострение конфликтов.
– То естъ, разговоры о постепенном выходе мировой экономики из кризиса выдают желаемое за действительное?
– Да. Если посмотреть на объективные данные, то никаких улучшений в мировой экономике за последний год не произошло. В частности, если считать безработицу в США по их старым методикам, которые были пересмотрены в 1990-е годы, то окажется, что число безработных там уже превышает 20 % трудоспособного населения. Современные методики вычеркивают из числа безработных тех людей, которые перестали официально искать работу (отчаялись). Власти США считают, что эти люди перешли на самообеспечение (возделывают свой огород или просят милостыню). Одновременно в экономике США надуваются новые «пузыри». Котировки на фондовом рынке бьют рекорды, так как туда закачиваются колоссальные суммы. США это нужно для того, чтобы продемонстрировать свою силу. Мы видим, что угасающий мировой гегемон предпринимает отчаянные усилия, чтобы сохранить свое положение и не рухнуть. Именно поэтому США и их союзники оказывают такое давление на Россию. Американская элита рассчитывает спасти свое положение за счет привязывания к себе Европы и изъятия ее из активных связей в Евразии, чтобы впоследствии, возможно, спровоцировать масштабный конфликт между Россией и Китаем. Ведь в первой половине XX века Великобритания и США уже боролись со стремительно усиливающейся Германией с помощью России.
– Американские аналитики не скрывают, что главным их кошмаром является союз России с промышленно развитыми Китаем и Германией, которым жизненно необходимы российские природные ресурсы.
– Это действительно так, ведь такой союз поставит крест на американском мировом господстве. Именно поэтому мы видим, что США заставляют ФРГ и ЕС вводить санкции против России. Я очень много общаюсь с представителями немецкого бизнеса, которые либо уже работают, либо хотят работать с Россией. Проходит масса мероприятий, которые объединяют представителей российского и немецкого бизнеса. Компании ФРГ пытались противостоять введению санкций против России. Информированные немцы на условиях анонимности рассказывали мне, что представители американского посольства в ФРГ приходили к главам крупнейших корпораций Германии и угрожали им проблемами на американском рынке, если они «добровольно» не свернут свое сотрудничество с Россией. Бизнес не хочет конфликтовать, но на него оказывают колоссальное давление. В политике ситуация еще сложнее. Те люди, которые настроены на партнерство с Россией, в большинстве европейских стран находятся в оппозиции. Очевидно, что если бы сегодня канцлером ФРГ был Герхард Шредер, мы наблюдали бы другую картину и США были бы вынуждены вести себя сдержаннее.
Но борьба продолжается. Будем надеяться, что здравый смысл победит.
Если говорить о Китае, то в ухудшении отношений России с США и ЕС эта страна открывает перспективы для себя. Китайские компании, естественно, хотят усилить свои позиции на российском рынке. Аналогичные мнения высказывают представители стран Латинской Америки, а также Турции и Ирана.
– Но с Китаем нас тоже будут пытаться поссорить.
– Естественно, будут. Но и нам здесь нужно уметь отстаивать свои интересы, чтобы не задохнуться в крепких объятиях Китая. Очевидно, что у Китая есть и деньги, и опыт реализации огромных инфраструктурных проектов, и технологии, которые они скопировали у стран Запада. В последнее время Россия пытается построить Евразийский союз, пока на основе стран, которые ранее входили в состав СССР. Но и здесь уже наши интересы сталкиваются с китайскими. Особенно это заметно в Центральной Азии. Киргизия, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Туркменистан сотрудничают как с Россией, так и с Китаем. Причем Китай ведет себя здесь гораздо более активно. Для того чтобы сохранить баланс интересов и не допустить российско-китайского конфликта, придется использовать все возможности. В том числе и развитие сотрудничества в рамках БРИКС (англ. BRICS – сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) и ШОС (Шанхайской организации сотрудничества).
– В последнее время идет много разговоров о создании финансовой системы, альтернативной долларовой. Появление такой системы возможно?
– Такая система уже есть, Китай ее создал на базе юаня. Недавно, например, появилась информация, что Шанхайская биржа начала торговать фьючерсами на золото. Следовательно, КНР станет принимать участие в формирование мировой цены на этот стратегический актив, который издавна считался обеспечением валюты. Китай постоянно скупает огромные объемы золота на мировом рынке. При этом информация о золотом запасе КНР не обновлялась уже несколько лет.
Я не удивлюсь, если в ближайшее время будет заявлено, что золотой запас Китая составляет 4–5 тыс. т, а не 1 тыс. т, как принято считать. Таким образом, КНР выйдет на второе после США место по объему золотого запаса.
На днях министр финансов Великобритании заявил, что юань имеет все шансы стать новой мировой резервной валютой и англичане решили в этом поучаствовать. В частности, они разместили облигации, которые номинируются в юанях. Лондон уже стал крупнейшим неазиатским офшорным центром по расчетам в юанях. А если посмотреть на страны, которые лидируют по объему торговли за юани, то здесь мы увидим ту же Великобританию, а также Германию и Францию. Прежний лидер Сингапур занимает только четвертое место. Юань уже стал мировой торговой валютой. Вскоре он станет и резервной валютой, так как будет обеспечен золотым запасом Китая.
Огромный объем необеспеченных долларов давит на мировую экономику. Скорее всего, в ближайшее время мы увидим попытки Китая привязать юань к золотому стандарту. Как известно, США отказались от золотого обеспечения доллара в начале 1970-х годов. В итоге это привело к тому, что виртуальных денег в мире стало в сотни раз больше, чем товаров, которые за них можно купить.
– А каковы перспективы российского рубля?
– Давайте будем реалистами. Доля российской экономики в мировом ВВП составляет, по разным оценкам, 2–4%. Присоединение к нашим показателям Казахстана и Белоруссии не сильно улучшит ситуацию. Очевидно, что нам нужны мощные союзники, чтобы играть значимую роль в мире. Такими союзниками могут быть Иран, Вьетнам, Турция, а затем и Индия. Эти страны проявляют сильный интерес к интеграционным инициативам России. В этом центре силы может начать циркулировать валюта, которая потенциально способна стать мировой. На сегодняшний день рубль является региональной валютой. В Евразийском союзе на него приходится более 90 % товарооборота. Не секрет, что Россия добывает много углеводородного сырья, металлов, в том числе и золота. Эти ресурсы вполне могут стать обеспечением рубля, особенно в условиях мирового экономического кризиса.
– А как страны Запада могут решить проблему своей гигантской задолженности? Объявить дефолт?
– Скорее они сделают ставку на гиперинфляцию. По этому пути они уже идут. Инфляцию можно считать по-разному. Пока находятся страны с дешевой рабочей силой, потребительские товары стоят дешево, но это не означает, что инфляции нет. Если мы посмотрим на произведения искусства или коллекционные вина, то увидим, что их цена постоянно растет.
Объявить дефолт США не могут, так как их место в мире сможет быстро занять Китай. Дефолт США возможен только в случае какой-то глобальной войны, когда союзники будут вынуждены держаться за американцев.
– Американские аналитики надеются, что Китай рано или поздно погрузится в пучину нестабильности. Они постоянно ведут учет народным волнениям в Китае.
– Нестабильный Китай действительно помог бы США сохранить свое доминирующее положение в мире. Но я не думаю, что в ближайшее время мы увидим нестабильный Китай. Китайская элита многослойна, армия, например, никогда не допустит гражданской войны.
США сами испытывают большие проблемы с внутренней стабильностью. В последнее время население США растет исключительно за счет небелых. Согласно прогнозам, к 2050 году небелые станут большинством в США. В результате страна столкнется с жестким социальным конфликтом: большинство пенсионеров будут белыми, а содержать их должны будут латиноамериканцы и негры. Уже сейчас мы часто слышим о военных столкновениях в США на расовой почве.
Кроме того, в соседней Мексике фактически идет гражданская война. Причем война идет в приграничных с США районах, а не в глубине страны. В 2006–2013 годах в ходе столкновений наркокартелей и воинских подразделений здесь погибло более 70 тыс. человек, в том числе около 100 граждан США. Нестабильность из Мексики вполне может перекинуться на южные штаты США, где латиноамериканцев уже больше чем белых. Как известно, Техас и Калифорния ранее входили в состав Мексики и были завоеваны США в XIX веке. Многие исследователи считают, что рано или поздно эти штаты могут потребовать независимости от США. В 2013 году на Техас пришлось более 35 % добычи нефти в США. А Калифорния с ее Кремниевой долиной является центром развития высоких технологий. Как известно, в Китае нет американской диаспоры, а китайская диаспора в США весьма многочисленна, так что это большой вопрос, кто кого дестабилизирует.
У американцев была большая надежда на то, что им удастся дестабилизировать финансовую систему КНР, когда она станет полностью открытой. Но пока китайцы открывают свой финансовый рынок весьма осторожно, и им удается использовать мировую финансовую систему в своих интересах. Хотя в Китае есть проблемы в финансовом секторе, в частности, весьма существенная доля так называемых плохих долгов.
Не многие сегодня представляют реальный объем экономики КНР. Реальный китайский ВВП по крайней мере вдвое превосходит американский. Понимаете, когда себестоимость большого плазменного телевизора в Китае составляла 120 долларов, в США его продавали за 3,5 тыс. долларов, а на китайском рынке такой телевизор можно было купить за 400 долларов. Это говорит о том, что ВВП Китая, рассчитанный по паритету покупательной способности, будет существенно выше, чем в США или ЕС. При этом экономический рост на 7,2 % в год приводит к удвоению ВВП за 10 лет. Китай растет на 7,5 % ежегодно, а США практически топчутся на месте. Не секрет, что 80 % ВВП США приходится на сектор услуг. Де-факто США уже не великая промышленная держава. Единственный сектор промышленности, в котором американцы сохранили лидерство, – это производство оружия. Именно поэтому они постоянно начинают войны – бомбы и ракеты должны взрываться, иначе они очень быстро заполнят все склады.
– В этой связи очевидно, что американцы будут пытаться дестабилизировать ситуацию и в России.
– Конечно, будут. На войне как на войне.
Беседу вел Сергей Правосудов
Октябрь 2014