Природа молитвы
Молитва – это не высказывание, не доклад о нуждах и желаниях. Молитва – это не религиозный обряд, проявляющийся в произнесении определенных слов, как «мантры» или магические заклинания. Молитва – это осмысленный, откровенный разговор с Богом, как с любимым Женихом, или уважаемым человеком, но не просто как с человеком, но с Великим Богом. Молитвенный разговор может быть легким, радостным, наполненным переживаниями, близостью или борьбой за нее, а может быть наполнен слезами, страхом, благоговением и преклонением, но все равно это живое общение с Личностью Бога. Молитва это соединение сердца человека с сердцем Бога, это восторг, это счастье…
«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». (Матф.6:5—14)
Молитва – это юридический акт, который дает Богу право действовать в твоей личной жизни. Общение с Творцом – это не просто право выбора, а жизненная необходимость. Бог создал нас особым образом – по образу и подобию Своему. Он создал нас для общения с Собой. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Быт.1:27)
Как прекрасно знать, что тебя любят и хотят с тобой общаться. Человек не может без общения. Даже ребенок, когда играет сам с собой, у него всегда есть рядом какие-то герои, игрушки, которые он наделяет характерами, действиями, и общается с ними. Одному, даже маленькому человеку, не комфортно. Человек социальное существо – не может долго находиться в одиночестве. Когда в пятилетнем возрасте меня оставляли одну дома, я садилась на подоконник и наблюдала за людьми, которые проходили мимо. Привлекала их внимание своим пристальным взглядом, многие из них останавливались поговорить. Но когда ни кто не подходил, ни кто не обращал на меня внимание, маленькую девочку, то я просто надрывно плакала. В доме напротив тоже жила такая одинокая девочка Оленька, и она тоже подходила к окну, и тогда начиналось общение знаками, жестами, мы показывали друг другу рожицы, и громко – громко смеялись. И хотя мы не слышали друг друга, но было весело, и мы хорошо понимали друг друга. А Бог, Он Бог, который рядом, Он сидит рядом с тобой, когда ты с Ним разговариваешь, Он все слышит, понимает тебя, Он сочувствует: печалится или радуется вместе с тобой, разговаривает с тобой, отвечает тебе. «Чтобы научиться молитве, надо молиться. Два часа в день, посвященные молитве, научили меня многому. Для начала я понял, что во время молитвы надо больше думать о Боге, а не о себе», – делится с нами Филип Янси.1
Бог наблюдал за Павлом, так же, как за нами. Когда Павел уверовал, Анания пытался понять искренно это или нет: Савл, гроза первоапостольской церкви, гонитель и убийца, стал истинным христианином? Господь развеял сомнения Анании словами: «Он теперь молится». Молитва стала для него такой же необходимостью, как воздух. Он стоял перед престолом Божьего милосердия и всепрощения, и хотел милость и «благодать для благовременной помощи» (Евр. 4,16) как для самого себя, так и для многих людей, нужду которых он носил в своем сердце, ибо он заботился, любил своим сердцем все церкви, и дело Господа. Поэтому читайте его послания, чтобы понять, в каком единстве с Богом находился апостол в своей постоянной, непрекращающейся день и ночь молитве к Нему. Он наставлял верующих, говоря: «Будьте… в молитве постоянны» (Рим. 12,12), «Непрестанно молитесь».
(1 Фес.5,17), «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4,2). Он учил этому, потому что имел этот опыт, который он сам приобрел в общении с Богом. Господь хочет сказать и о тебе, как о Павле: «Он теперь молится». Если мы неживые, вялые в молитве, возможно совсем не молимся, то это является сигналом тревоги, сигналом, что мы духовно больны. Сейчас самое время, чтобы склониться пред Господом в искреннем покаянии. И Он исцелит от этой болезни. Бог с большим постоянством наблюдает за каждым из нас, только потому, что Он любит нас. Его отцовское любящее сердце жаждет иметь с нами общение, пребывать с нами в неразрывной искренней связи. Он рад, если в любой момент, когда Он хочет с нами говорить, мы отвечаем Ему: «Вот я!»
Когда я спрашиваю у людей: «Что такое молитва?» В основном говорят, что это то, что мы можем попросить у Бога. Действительно ли это так? Разбирались Вы с этим?
Молитва состоит из трех составляющих: молящийся человек, Бог, содержание самой молитвы. Когда об этом думаешь, сразу перед глазами встает молитвенник царь Давид, с его примерами молитвы. (Пс. 6, Пс.7, Пс. 8).
Каждый имеет разное понимание – даже разные определения о молитве. По мнению некоторых молитва – это ходатайство. По мнению других молитва – это битва. По мнению третьих молитва – это разговор с Богом и послушание Ему. Молитва – не только ходатайство. Молитва – не только слышание Бога. Молитва – не только, когда Бог говорит о Своей Воле тебе. Молитва – не только прошение. Молитва – все это, и даже намного больше. Молитва – огромная привилегия и абсолютная необходимость для успешной христианской жизни! Еврейское слово «тефилла» («молитва») означает «обращение к Богу». «Истинная молитва измеряется весом, а не продолжительностью. Один вздох перед Богом может нести в себе больше молитвы, чем прекрасная и продолжительная речь», – писал Чарльз Сперджен.
Итак, молитва – это не только общение с Богом, это еще и хороший инструмент для созидания нашей жизни, нашей работы, нашей семьи, нашей церкви. Наивысшая цель молитвы – возвеличивание Бога и преклонение перед Ним.
Молитва: Дорогой Небесный Отец! Ты Бог Любящий, научающий нас! Прошу Тебя научи нас молиться, чтобы наши молитвы были приняты Тобой, чтобы были приятны Тебе. Мы нуждаемся в Тебе, в Твоем присутствии, без Тебя не можем делать ничего. Мы склоняемся пред Тобой, наш Милостивый Заботливый Отец, и просим, руководи нами в молитве Своим Святым Духом, наполняй наши сердца любовью к тем за кого мы молимся. Сделай нас ходатаями, на молитвы которых Ты отвечаешь. Дай не только желание, но и силы, любви просить в молитвах за людей. Сотвори в каждом из нас сердце, желающее подчиняться Тебе. Вложи в это сердце желание проводить время с Тобой, изучая Слово Твое, Твою Личность, проводить время в личной молитве, слушая голос Твой! Мы молимся во Имя Иисуса Христа. Аминь!