Вы здесь

Химические и нехимические зависимости. Глава 3. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЗАВИСИМОСТЕЙ8 (О. Ф. Ерышев, 2011)

Глава 3

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЗАВИСИМОСТЕЙ8

3.1. Зависимость от алкоголя (хронический алкоголизм)

В целом по России хроническим алкоголизмом страдает около 5 % населения (Немцов А. В., 2007). Автор закономерно считает, что истинное количество больных намного превышает число официально зарегистрированных. Среднедушевое потребление алкоголя составляет около 16 литров в год; в деревнях немного выше, чем в городах за счет самогона. Соотношение больных хроническим алкоголизмом мужчин и женщин 3: 1. Смертность от потребления алкоголя 21 на 100 тыс. населения.

Все эти впечатляющие цифры затрагивают и молодежный контингент, однако соответствующие данные, касающиеся отдельно школьного возраста, подростков или юношеского возраста отсутствуют. В «Национальном руководстве по наркологии» (2008 г.) приводятся следующие показатели.

90 % российских детей и подростков потребляют алкогольные напитки 40 раз в год и чаще (в мире равное потребление наблюдается у 25 % подростков). Высокое, «опережающее» российское потребление происходит за счет пива; вино и крепкие напитки потребляются несколько меньше, чем в среднем по миру.

Приводим другой показатель, приведенный в том же «Национальном руководстве». В специально проведенном 30-дневном исследовании показано, что в России за это время алкогольные напитки потребляли 40 % подростков, в то время как в мире 27 %.

По алкогольной зависимости Россия занимает первое место в мире. Не правда ли, дальше отступать некуда?

Приводим еще ряд данных, извлеченных из СМИ. Среднестатистический школьник потребляет от 1 до 6 литров пива в день. Среднестатистический школьник потребляет в день от 2 до 5 банок алкогольных коктейлей. Из 3 российских детей 13 – 16 лет двое употребляют алкоголь регулярно. Россия – рекордсмен по детскому пьянству.

Отвлекаясь от считающихся сомнительными данных интернета, отметим, что подростковые наркологические отделения (где лечатся и злоупотребляющие алкоголем) и реанимация алкогольных отравлений у детей – сугубая реальность.

3.2. Зависимость от наркотических средств

В этом отношении имеются более определенные данные, хотя цифры, приводимые в разных исследованиях, несколько отличаются.

Так, по данным Государственной думы (Комитет по охране здоровья), общая распространенность наркоманий в стране: 241 чел. на 100 тыс. населения. При этом среди подростков 15 – 17 лет – 47,6 чел. на 100 тыс.; среди юношей 18 – 19 лет – 48,3 чел. на те же 100 тыс. Отмечено, что с 2000 г. отмечается стабилизация, но не уменьшение распространенности наркоманий.

Несколько другие данные извлечены из СМИ. В июне 2000 г. в стране насчитывается 181,3 больных на 100 тыс. населения (в 10 раз больше, чем в 1985 г.). В 2001 г. к ним прибавились новые 6,3 тыс. наркоманов. Число больных среди несовершеннолетних в 2 раза выше, чем у взрослых (по другим данным, в 1,7 раза). Первая проба наркотика может осуществляться в 7 – 8 лет. Согласно статье С. Богданова («Гражданское общество детям») в 60 – 75 % случаев первый прием наркотика осуществляется до 18 лет.

Наиболее высокие показатели распространенности наркоманий приведены в журнале «Aids journal»: 310,7 чел. на 100 тыс. населения; среди подростков 100,7 чел. на 100 тыс. населения. Наркомании охватывают 0,3 % общей популяции населения России.

Наконец, приводим данные из «Национального руководства по наркологии. Пробуют наркотики 24 % подростков в России (в мире 22 %). Чаще всего это «легкие»9 наркотики (производные конопли). Другие (тяжелые») наркотики пробуют 9 % подростков (в мире 6 %).

Не правда ли, и в отношении наркоманий дальше отступать некуда?

3.3. Распространенность никотиновой зависимости

По данным «Национального руководства по наркологии» в Москве курят 42 % студентов учебных заведений (соответствующие показатели по миру 29 %). Начинают впервые систематическое курение в 13 лет 16 % (в остальном мире в среднем 9 %).

По различным данным, возраст начала курения постепенно снижается и приближается к 8 годам. Распространенность курения (то есть зависимости от никотина, рассматриваемого, как один из видов психоактивных средств): 44 % молодых людей. Распространенность курения среди старшеклассников 31,9 %.

Наиболее впечатляющая цифра: смерть в результате курения может наступить в 20 лет и раньше.

3.4. Распространенность употребления летучих ингалянтов

Видов летучих ингалянтов (ЛИ) чрезвычайно много (бензин, ацетон содержащие жидкости и клеи и др.). При подсчете распространенности их употребления и зависимости все виды объединяют.

Это вид токсикомании получил распространение в последние 20 лет. Он охватывает детей наиболее ранних возрастов. Зарегистрированы случаи употребления ЛИ даже в возрасте 6 – 7 лет (под влиянием старших детей). Основная группа потребителей: подростки 12 – 15 лет (Шабанов П. Д., Штакельберг О. Ю., 2000). Мальчики вдыхают ЛИ чаще девочек. На хроническое вдыхание переходят около 3 % детей, остальные или прекращают, или переходят к употреблению наркотиков.

Ежегодно сотни детей погибают непосредственно из-за вдыхания ЛИ. Объясняется это их воздействием на все жизненноважные системы организма, то есть общетоксическим действием.

Согласно В. Г. Москвичеву (2009), распространенность употребления ЛИ составляет около 10,6 чел. на 100 тыс. населения. Токсикомания крайне распространена в азиатской части России (Сибирь, Дальний Восток).

3.5. Распространенность некоторых видов нехимической зависимости

Распространенность компьютерной игровой зависимости, включая первую стадию, «увлеченности», согласно О. В. Литвиненко (2008), составляет среди:

– дошкольников 5 – 7 лет 21 %;

– школьников 26 – 38 %;

– студентов вузов 24 %.

В сайте HelpMeDoc (2006 г.) представлены следующие данные: интернет-зависимость охватывает 1 – 5 % населения планеты.

Удельный вес подростков с 1992 по 2004 г. увеличился от 2 до 25 %.

Зависимость от игровых автоматов (лудомания) 10 , согласно журналу «Gen.med.ru», охватывает около 300 тыс. москвичей.

Данные по распространенности азартных игр (гемблинга) представлены Н. М. Шевчук и соавт. Она составляет в России с 2001 г. от 1,2 до 3,12 % и соответствует таковой в других странах.

Из представленных количественных величин следует, что распространенность нехимической зависимости диктует разработку срочных профилактических мер.