Вы здесь

Химическая безопасность и аналитический контроль техногенных объектов. 3. Структура и функционирование комплексной системы химической безопасности (КСХБ) (С. Г. Сибриков, 2013)

3. Структура и функционирование комплексной системы химической безопасности (КСХБ)

3.1. Принципы формирования структуры КСХБ

При формировании структуры КСХБ необходимо учитывать два основных критерия. Во-первых, существование в России Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая может являться базой для большинства элементов КСХБ.

Во-вторых, объективное существование особенностей химической опасности и технологий ее нейтрализации в самом широком смысле этого слова. Структура КСХБ должна являться логическим продолжением и развитием существующих и формирующихся подсистем национальной безопасности в других областях, но в направлении противодействия современным угрозам и поражающим факторам химической природы. Одним из примеров такой подсистемы является Функциональная подсистема контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами РСЧС.

КСХБ территориального, регионального и федерального уровней должны иметь типовую структуру и формироваться по аналогии со структурой РСЧС или быть организационно и функционально обозначенной или выделенной (обособленной) подструктурой РСЧС, находящейся в максимально тесном взаимодействии с другими ее структурными единицами [22].

3.2. Функционирование КСХБ

Процесс деятельности в области обеспечения химической безопасности реализуется в рамках организации РСЧС. РСЧС в настоящее время – это единая система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Постоянно действующими органами управления РСЧС и, соответственно, КСХБ, являются:

на федеральном уровне – МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры);

на территориальном и местном уровнях – соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Повседневное управление КСХБ осуществляется через профильные подразделения органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня, в область компетенции и ответственности которых входит обеспечение химической безопасности.

В состав сил и средств каждого уровня КСХБ входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности КСХБ составляют аварийно-спасательные службы, аварийноспасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации химической направленности.

Информационное обеспечение в КСХБ может осуществляться с использованием ресурсов автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС (АИУС РСЧС), представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Кроме того, информационное обеспечение осуществляется с использованием оригинальной и специализированной автоматизированной информационно-управляющей системы КСХБ (АИУС КСХБ).

Информация о химической обстановке, на основании которой должны приниматься решения управляющими структурами различного уровня, по степени срочности делится на три категории:

1) экстренная информация, содержащая сведения о резких изменениях химической обстановки (уровня загрязнения окружающей среды), требующая безотлагательного принятия мер, должна немедленно сообщаться по вертикали органам КСХБ различных уровней, при необходимости – вплоть до федерального;

2) оперативная информация, охватывающая месячный период наблюдений, перерабатывается на локальном и территориальном уровнях и сообщается региональной управляющей структуре КСХБ, при необходимости – в федеральную управляющую структуру КСХБ;

3) режимная информация, охватывающая годовой период наблюдения и отражающая общее состояние, тенденции в изменении химической обстановки, служит для планирования мероприятий по обеспечению химической безопасности и снижению уровня загрязнения среды обитания на длительные сроки [5; 10;12].

3.3. Информационная поддержка принятия решений в области обеспечения химической безопасности

Информация в условиях химической чрезвычайной ситуации (ХЧС) становится основным ресурсом эффективного принятия решений.

Степень предсказуемости ХЧС можно рассматривать в трех аспектах. Материальные факторы, действие которых может привести к чрезвычайной ситуации: значительный износ основного технологического оборудования, освоение новых технологических процессов, использование в производстве совокупности опасных химических веществ, непреднамеренное (аварийное) взаимодействие которых приводит к интенсивным неуправляемым процессам с выделением большого количества энергии. В данном случае степень предсказуемости возникновения ХЧС достаточно велика. Если же говорить о временном факторе возникновения ХЧС, то степень его предсказуемости мала. На практике всегда имеет место сочетание этих факторов, при этом немаловажное значение имеет и третий фактор – побудительный, который может инициировать развитие ХЧС. Побудительный фактор приобретает первостепенное значение в случае ХЧС, возникающих в результате террористических или иных умышленных действий.

Динамика формирования информационной среды в условиях ХЧС должна соответствовать динамике формирования многофакторной среды, сопровождающего ХЧС на всех ее стадиях.

Важной проблемой является оценка ценности и установление приоритета поступающей информации. Вопрос о ценности и приоритетности информации решается теми, кто ее получает и использует при оценке ХЧС. Одно из самых важных направлений информационной поддержки принятия решений в области обеспечения химической безопасности – оценка, анализ, обобщение всего объема имеющейся информации, касающейся тех или иных событий, ситуационных зон и прогноза развития ХЧС.

Классификации и типизации легко подвергаются методы контроля и мониторинга технических решений соответствующих систем, а также технологий и приемов защиты, ликвидации ХЧС и т. п. Единственное, что не может быть подвергнуто строгой классификации и переведено в разряд набора типовых решений, – это математическое и методологическое обеспечение центра контроля и принятия решений, что будет приводить к необходимости индивидуального подхода в каждом конкретном случае создания автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) КСХБ, в зависимости от специфики конкретного административно-территориального образования.

На локальном или территориальном уровне КСХБ система безопасности может строиться на принципах саморегулируемой системы химической безопасности. Такой вариант КСХБ схематически изображен на рис. 1.

1. Источникам (объектам) химической опасности (блок 1 на рис. 1) должна быть дана качественная характеристика: по номенклатуре АХОВ, ОВ, других потенциально опасных химических веществ. А также должна быть дана количественная характеристика по статистически достоверному количеству АХОВ и ОВ, находящемуся в технологической переработке, на хранении, в стадии транспортировки и т. п., с указанием мест их дислокации (для стационарных объектов) и вероятностной миграции (перемещения для мобильных объектов) в пределах географической зоны административно-территориального образования.

Первичная информация о потенциальных источниках (объектах) химической опасности хранится на промышленных объектах и в ведомственных структурах, осуществляющих различные виды контроля опасных химических объектов. Большая часть этой информации относится к категории статической информации, обновляется периодически и только частично характеризует потенциальный источник (объект) химической опасности в режиме реального времени.

Второй вид информации о потенциальных источниках химической опасности относится к категории динамической информации, обновляется постоянно на основании данных мониторинга химической обстановки, осуществляемого с использованием различных технических систем наблюдения и контроля. 2. Формирование и обоснование задач защиты человека от воздействия поражающих факторов химической природы (блок 2 на рис. 1) напрямую связаны с выявленными и идентифицированными источниками (объектами) химической опасности. Задача защиты требует решения только там, тогда и в той степени, где, когда и в какой степени возникает угроза поражения субъекта химической опасности. Условно, в направлении уменьшения степени риска, группы защищаемых людей можно расположить в следующей последовательности: участники ликвидации химической аварии и ее последствий → производственный персонал опасных химических и приравненных к ним объектов → гражданское население прилегающих к таким объектам территорий → прочее гражданское население данного административно-территориального образования.

1. Химически опасная ситуация (обстановка) характеризуется вполне определенными пространственно-временными рамками. Критической точкой такой ситуации является достижение физиологически опасной концентрации токсичного вещества (веществ) в среде обитания человека (воздушной, водной). При этом развитие опасной ситуации может происходить и очень быстро (например, в результате взрыва химического реактора), и достаточно медленно (ухудшение экологической обстановки в результате систематических выбросов в окружающую среду опасных химических веществ). Поэтому одной из наиболее важных задач по обеспечению химической безопасности является предотвращение развития химически опасной ситуации до критической точки посредством осуществления ее мониторинга, а также своевременное принятие превентивных мер.


Рис. 1. Блок-схема системы обеспечения химической безопасности и мониторинга


Задачи защиты напрямую связаны с получением и проверкой статической и оперативной информации о химической обстановке на территории, отдельном опасном химическом объекте и т. п. (блок 3 на рис. 1). Разработка данного блока КСХБ территориального (локального) уровня включает классификацию источников (объектов) химической опасности и методов получения информации, а также оценку степени ее достоверности и актуальности. Решение задачи этого блока в целом определяет качество обеспечения безопасности на всех уровнях.

Оперативная информация должна постоянно накладываться на информацию статическую, и только их совокупность характеризует химическую обстановку на объекте в режиме реального времени.

Реализация блока 3 должна основываться на современных технических решениях, таких как:

– спутниковые системы наблюдения («ГЛОНАСС»), космические аппараты: «Метеор-3М», «Terra», «NOAA» и т. п.);

– LIDAR-системы;

– комплексы стационарных датчиков (производственные объекты, склады, захоронения опасных химических веществ, свалки и т. п.);

– комплексы мобильных датчиков;

– системы удаленного доступа и управления (Internet, telnet, wireless);

– системы передачи данных (телефон, Internet, оптоволоконные линии связи, GSM, спутниковая связь, радиосвязь и т. п.);

– системы сбора и обработки информации: (серверы баз данных; серверы анализа данных и систем поддержки принятия решений; серверы информационной безопасности; маршрутизаторы, коммутаторы и т. п.; автоматизированные рабочие места диспетчеров, технологов и аналитиков).

2. Совокупность статической и динамической информации об опасном химическом объекте, прилегающей к нему территории, инфраструктуре территориального образования подлежит анализу с точки зрения вероятных направлений развития химически чрезвычайной ситуации (ХЧС) вследствие химических аварий на промышленном объекте (блок 4 на рис. 1).

Данный анализ имеет целью с максимально возможной точностью дать прогноз развития химической обстановки при тех или иных исходных данных, включая статическую и оперативную информацию об опасном химическом объекте, данные метеорологического прогноза, рабочие параметры реализуемых технологических процессов, состояние оборудования и коммуникаций, другие данные. При прогнозируемом опасном развитии химической обстановки должны предприниматься оперативные меры:

– по изменению (остановке) развития ситуации в опасном направлении;

– по мобилизации сил и средств, предназначенных для ликвидации химической аварии (с учетом многоуровневой защиты объекта);

– по оповещению производственного персонала, а также гражданского населения о возможности химической угрозы.

Одним из методов представления информации об обстановке и выработки ответных действий в ходе развития ХЧС являются сценарии их развития, которые могут быть использованы в качестве основных инструментов для эффективного принятия решений и координации действий, предпринимаемых системой управления КСХБ.

Под сценарием развития ХЧС понимают модель изменения обстановки, связанной с возникновением и развитием ХЧС и определяемой в дискретном временном пространстве с заданным временным шагом.

По масштабу ХЧС сценарии могут быть разделены на локальные (объектовые) и территориальные.

Локальные сценарии ХЧС, составляемые отдельно для каждого опасного химического объекта, являются основой для принятия решений соответствующей структурой управления КСХБ локального (объектового) уровня.

Территориальные сценарии ХЧС составляются для совокупности опасных химических объектов некоторого административно-территориального образования.

В основе территориальных сценариев ХЧС лежат перечень опасных химических объектов административно-территориального образования, локальные сценарии ХЧС на этих объектах и меры по противодействию ХЧС в случае их возникновения и развития. В территориальных сценариях отражаются результаты реализации сводных координационных планов действий территориальных и объектовых (локальных) систем управления. По этим планам осуществляется контроль их исполнения и анализ причин отклонения. По результатам контроля принимаются решения по ликвидации ХЧС в масштабе административнотерриториального образования.

По типу режима, в котором они используются системой управления, сценарии классифицируются как превентивные (режим повседневной деятельности и повышенной готовности) и оперативные (чрезвычайный режим). В случае отсутствия превентивных сценариев при управлении ликвидацией ХЧС используются экспресс-сценарии.

Конец ознакомительного фрагмента.