Вы здесь

Хедхантинг с умом. Карьера хедхантера (Анастасия Глебова)

Карьера хедхантера

Хедхантерами не рождаются. Сложно представить ситуацию, в которой родители будут с раннего детства готовить ребенка к карьере хедхантера. Российские реалии далеки от услуг хедхантеров-репетиторов, кружков хедхантинга для молодежи и статуса в социальных сетях «когда я вырасту, то стану хедхантером». Более того, на ярмарках вакансий, где KPMG и Unilever активно рекрутируют наиболее талантливую молодежь, хедхантинговые агентства находятся даже не в первой сотне самых привлекательных компаний. Тем не менее, из года в год в хедхантинг приходят новые люди: здесь они находят себя, реализуют профессиональный потенциал и выстраивают карьеру.


В России хедхантинг появился в начале 90-х. По сравнению с популярными компетенциями (например, менеджментом или продажами), рекрутмент – молодая специализация. Но за 20 лет существования индустрии было сделано многое: первое поколение российских хедхантеров сформировало рынок, воспитало профессиональных консультантов, появились нишевые рекрутинговые агентства, были введены стандарты эффективности закрытия сделок, выстроились рабочие процессы между клиентами и хедхантерами. Но этого явно недостаточно, чтобы сделать хедхантинг популярной и престижной профессией.

Кто приходит в хедхантинг

Не существует факультета хедхантинга при МГУ, максимум, на что приходится рассчитывать – специализацию «управление персоналом». Поэтому обычно в рекрутмент приходят люди с совершенно разным высшим образованием. Это могут быть экономисты, психологи и даже специалисты по связям с общественностью.


Хочу на личном примере показать тернистый путь хедхантера. В 2001-м году я с отличием завершила обучение в Государственном университете управления (специализация «Управление персоналом»). Работать же я начала ещё раньше – с 98 года занимала позицию Экономиста активно-пассивных операций в Казначействе АКБ «Агрохимбанк» (говоря более привычным языком – работала трейдером). Проделав довольно успешный карьерный путь за почти 4 года, поняла, что мне стало тесновато и скучно работать в узкой нише. По своей природе я – организатор, мне нужны разнообразные проекты, очень интенсивный рабочий ритм. Кроме этого, мне хотелось помогать людям, поэтому я даже рассматривала возможность продолжения карьеры в благотворительном фонде, считая это значительно более важным, нежели зарабатывать деньги, но не получая удовольствие и не реализовываться. Но как часто бывает в жизни, помог случай. Когда я общалась с командой американского рекрутингового агентства, они распознали во мне врожденные качества хедхантера: хорошее образование, уже немаленький опыт в банковском бизнесе, коммуникабельность, активная жизненная позиция, открытость, структурированность и свободный английский. Они предложили мне рассмотреть возможность стать хедхантером, за что я им очень благодарна. Непосредственно в компании я смогла применить свои организаторские способности – сформировала отдел по работе с банковскими и финансовыми рынками. Также я нашла социальный аспект в работе хедхантера – помогать людям находить работу, где они будут чувствовать себя комфортно, смогут реализовать себя.

Какими знаниями должен обладать хедхантер

Интересно, что хедхантинг – прикладная специализация. Книги не познакомят вас с большим кругом потенциальных кандидатов, не научат проводить блестящие переговоры и добиваться «да» от кандидата. Мастерство хедхантинга полируется во время рабочего процесса. Каждый звонок, встреча, подготовка отчета, закрытый проект – это практический опыт. Именно по этой причине, если вы зайдете на Ozon.ru, то найдете лишь одну книгу про хедхантинг. Да и то художественную.


Существуют рекрутинговые компании, требующие у соискателя наличие высшего образования «управления персоналом» или опыт работы в аналогичной структуре. В отличие от них, когда я ищу консультантов для своего рекрутмент бутика S.M.Art, для меня не столь важно наличие профильного образования, как глубокое знание конкретно банковского сектора. Техникам хедхантинга можно научить. Куда сложнее консультанту освоить коммуникацию с клиентами на одном языке. Для этого необходимо изучить структуру рынка, разобраться с терминологией, провести множество глубинных интервью с кандидатами, изучить рыночные тренды и т. д. Человеку без знания рынка придется очень много работать «в полях», и первый год у него уйдет на акклиматизацию.


Консультант Recruitment boutique S.M.Art Ольга Литвиненко: «У меня высшее психологическое образование по специальности педагог-психолог. После окончания университета несколько лет работала в международном лицее психологом. Получая навыки работы с людьми, взаимодействуя с ними, стала задумываться о том, где еще эти навыки можно применить. Всегда хотелось реализовать свой внутренний потенциал, стремиться к возможности помогать людям. В процессе поиска новой специальности пришла на позицию начинающего специалиста во внутренний рекрутмент Номос банка (сейчас – „ФК Открытие“). В работе HR-менеджера мне пригодилось мое образование – знание и понимание человеческой психологии. В банке мне представилась возможность освоить такой прием подбора персонала как хедхантинг, которым я с радостью воспользовалась. Сегодня этот навык открывает для меня множество дверей, позволяет искать кандидатов не только по доступным резюме, но и по рекомендациям. Также под различными легендами я выходила на необходимых мне людей. Применение новых знаний натолкнуло меня на решение стать консультантом в рекрутинговом агентстве. Здесь у меня расширился профессиональный кругозор: работаю со многими банками и международными компаниями, углубляю знания различного бизнеса, учусь понимать специфику кандидатов, осваиваю новые приемы и методики поиска кандидатов, а также расширяю круг своих контактов. Успешного хедхантера отличает скорость поиска, качество составленного лонг-листа и количество наработанных контактов. По лонг-листу можно наглядно увидеть понимание рынка хедхантером. Хотите стать консультантом? Вы должны гореть своим делом, полюбить поиск. Причем поиск должен быть нестандартным, особенно в топ-менеджменте, где кандидаты не размещают свои резюме в публичном пространстве. Поэтому в хедхантинге можно почувствовать себя творцом: находить нестандартные способы получения информации о кандидатах, под креативными легендами выходить на председателей правления и т.д.»


Обязательные навыки для работы хедхантером можно разделить на два типа:

– персональные;

– профессиональные.


К персональным навыками относятся коммуникабельность, организованность, структурированность, открытость и клиентоориентированность. Без коммуникабельности и открытости невозможно добиться высоких результатов, т.к. работа хедхантера строится на общении между людьми. Организованность напрямую отвечает за продуктивность работы. Я заметила, что если у человека беспорядок на рабочем столе, одежда неопрятная, то и работу он будет делать некачественно. В нашей деятельности цена ошибки слишком велика, а время – большая роскошь, чтобы тратить его на расслабленный и расфокусированный подход к работе.


К профессиональным навыкам относятся большой кругозор и саморазвитие. Я рекомендую своим консультантам много читать от Forbes и РБК до актуальных книг, узнавать, что происходит в мире вокруг. Большой кругозор помогает общаться на одном языке с кандидатами. Деловое общение требует высокой эрудиции, потому что если вы не ответите на вопрос в стиле «а как Brexit повлиял на работу вашего офиса в Лондоне?», то вы можете потерять уважение человека. А это одна из самых больших ошибок работы хедхантера, т.к. наша работа строится на профессиональном нетворкинге. Что же касается саморазвития, то хедхантер должен постоянно инвестировать свое время в совершенствование своих навыков, влияющих на лояльность клиентов, время закрытия сделок, климат в команде и т. д.


Senior Recruitment Consultant S.M.Art Марина Постнова: «У меня филологическое образование. Я – дипломированный преподаватель русского языка как иностранного. Дополнительную квалификацию получила по направлению управление персоналом. Начала карьеру как стажер во внутреннем рекрутменте одного из ведущих банков. Не думаю, что это было осознанное решение. Появилась возможность стажировки – решила попробовать. А потом втянулась. Мне понравилось живая и динамичная работа. Меня окружали профессиональные и талантливые коллеги. Но у меня была идея-фикс – поработать в западной компании. Так я попала во французский банк. На тот момент привлекательными для себя я находила довольно поверхностные вещи: коммуникация с экспатами, отстроенные внутренние процедуры, общение на английском языке. Правда, при этом мы делали огромное количество рутинной работы: большое количество кросс-функциональных задач в виде отчетности, постоянных переговоров, бумажной работы. Ты далеко находишься от „передовой“ – от общения с кандидатом. Поэтому когда я познакомилась с бизнесом рекрутинговых агентств, решила продолжить карьеру в качестве консультанта. Меня привлекли широкий охват рынка, возможность формирования новой экспертизы. Осознанно подходила к выбору агентства: мониторила рынок, изучала портфель проектов. Меня поразила многоуровневая система оценки персонала в S.M.Art. Сначала ты общаешься с возможными будущими коллегами, затем получаешь консолидированный отклик и только после этого общаешься с директором. Таким образом, несколько совершенно разных людей оценивают тебя не только как профессионального хедхантера, но и коллегу, с которым предстоит ежедневная работа в одном офисе. Любопытно, что собеседование с директором у меня произошло дистанционно. На тот момент директор S.M.Art находилась не в России, что не помешало провести в беседе 2 часа. Только попав в команду, ты понимаешь, что рядом с тобой по-настоящему профессиональные хедхантеры: открытые люди, с первых дней заряжающих на высокую скорость, драйв и позитивный настрой. В моем агентстве очень быстрый вход в команду, интересные проекты и клиенты. В S.M.Art меня привлекло отсутствие операционной рутины. Рекрутинговый бизнес – высоко конкурентный. В среднем с одним клиентом работает от 3 до 5 агентств. Мне симпатичен драйв, связанный с борьбой за клиента. Если во внутреннем рекрутменте можно расслабиться, например, уйти с работы пораньше в сокращенный рабочий день, то в хедхантинге работают нон-стоп. Здесь все подчинено цели. От тебя ждут определенный результат. Начинаешь лучше чувствовать свое время. Планировать на день, неделю и месяц. Это крайне дисциплинирует. Поэтому хедхантинг подойдет далеко не всем. Ближе к успеху будут люди активные, динамичные, стремящиеся получать знания и развиваться. Обычно нужно консультанту нужно несколько лет, чтобы научиться эффективно выполнять свою работу. Самое основное – не терять внутренней мотивации. Если верить в результат, то он придет.»

Этапы карьеры хедхантера

Карьерный путь хедхантера можно разбить на следующие этапы:


– Начинающий специалист;

– Опытный специалист;

– Старший специалист.


Начинающий специалист.

На данном этапе определяется: хочет человек сделать карьеру в рекрутменте или нет. На принятие окончательного решения влияет масса внешних и внутренних факторов от мотивации начальника до стрессоустойчивости. Как руководитель я инвестирую много собственного времени на объяснение сотрудникам карьерного пути в рекрутменте, на личном примере показываю хедхантинг как стиль жизни. С первых дней работая в небольшом коллективе S.M.Art, молодой специалист видит картину целиком: какую позицию он занимает сейчас, какими знаниями обладает – кем может стать и что для этого нужно сделать.


Если у человека есть желание развиваться, организация поможет ему совершенствовать свои навыки в теории и на практике. В теории – посредством многочисленных тренингов от коллег и приглашенных спикеров (например, в Recruitment boutique S.M.Art мы регулярно проводим мастер-классы, которые ведут практики с 10-летним опытом работы на нашем рынке), на практике – во время поиска, работы с базой, проведения собеседований, коммуникации с кандидатами. Руководитель и старшие специалисты должны брать на себя функцию коучей, отвечающий за стабильный профессиональный рост команды.


В самом начале работы хедхантера закладывается основа знаний, которые специалист использует на протяжении многих лет. Речь идет о методиках поиска: эффективной работой с базой кандидатов, поиск кандидатов в интернете, коммуникация с собственной базой контактов, использование различных легенд для выхода на нужного специалиста посредством телефонного разговора и т. д. Постепенно специалист учится продуктивно использовать технологический инструментарий.


Опытный специалист.

Выход специалиста на уровень стабильной эффективности. Когда он больше не нуждается в постоянном контроле и поддержке начальника – стремится к максимальной автономии. На этом этапе хедхантеры берут на себя инициативу, стараются самостоятельно закрывать большие проекты, демонстрируя собственную зрелость и профессиональные достижения. Финансовые показатели их работы увеличиваются от квартала к кварталу. Знания приумножаются с количеством закрытых проектов. Опытный рекрутер умеет налаживать все более эффективные профессиональный связи с заказчиками агентства.


Консультанты среднего звена – активные командные игроки. Они понимают важную роль команды в получении дополнительных глубоких знаний о техниках, кейсах и деталях хедхантинга. Для руководителя важно создать среду, в которой консультанты растили бы друг друга: обменивались опытом, много общались и делились своими контактами.


Старший специалист.

Один из самых сложных вопросов для руководителя: как оценить готовность специалиста стать старшим консультантом? Моя практика говорит, что продолжительной работы в агентстве хедхантинга недостаточно. Бывало, ко мне подходили сотрудники с просьбой: «Настя, я уже давно работаю в S.M.Art, лояльна к компании, клиенты хорошо отзываются о моей работе, могу ли я стать старшим консультантом?». Я предлагаю специалисту посмотреть на показатели эффективности работы: общую сумму счетов за квартал и скорость закрытия проектов. Причем я смотрю не на разовый результат, а на общую динамику – как финансовые результаты коррелируются со временем работы человека в компании. При этом я не сделаю консультанта старшим, если успех его работы ограничивается лишь финансовыми показателями. Потому что старший консультант – это пример для коллектива. Вот его основные характеристики:


– высокая лояльность к Recruitment boutique S.M.Art, к клиентам и лояльность клиентов к консультанту;

– успешная реализация проектов на уровне топ-менеджмента;

– самостоятельное заключение контрактов для агентства, успешный опыт прохождения тендеров;

– стабильно высокие финансовые показатели;

– доверие команды;

– большая инициативность;

– олицетворение корпоративных стандартов компании.


Создание собственного рекрутингового агентства

С одной стороны, данный этап можно воспринимать как вершину карьеры хедхантера, с другой – далеко не все специалисты могут быть предпринимателями. В 2006 году я сильно сомневалась: стоит ли мне открывать собственную компанию или остаться наемным сотрудником? Одно дело – работать под брендом известной компании, использовать её ресурсы и возможности, отключаться от работы в отпусках и в выходные дни, совсем другое – строить собственный бизнес, быть на связи 24/7, много времени уделять документообороту, административным делам, найму сотрудников, выстраиванию принципов компании. В такие моменты хедхантер выходит из зоны комфорта. Крайне сложно пребывать в подобном состоянии регулярно. Особенно в кризисные времена, когда руководитель несет ответственность перед всей командой. Я очень переживала, когда создавала свой S.M.Art. Ранее у меня не было опыта управления собственным бизнесом. В каком-то смысле каждый шаг был новым. Все переживание компенсировала свобода: сделать компанию, в которую я бы хотела приходить каждый день, внедрить культуру положительного и ответственного подхода к работе, нанять настоящих профессионалов, выстроить семейные отношения в коллективе. Более того, результаты своей работы, именно свой личный вклад ты видишь очень быстро. А для моего характера это имеет крайне важное значение.

Конец ознакомительного фрагмента.