Глава 4. Наш друг – жизненная сила
Многие думают, что болезнь есть отдельная сущность, какая-то реальная вещь, противоположная здоровью. Это неверно. Здоровье – естественное состояние человека, а болезнь – это просто только отсутствие здоровья. Человек, согласующий свою жизнь с законами природы, не может быть болен. Но стоит только нарушить какой-нибудь закон, и тотчас же создаются ненормальные условия и появляются различные симптомы, которые мы и называем той или иной болезнью. На самом же деле «симптомы болезни» – это не болезнь, а попытка природы устранить ненормальные условия и восстановить правильную деятельность организма.
Мы слишком привыкли считать болезнь какой-то самостоятельной сущностью и постоянно говорим о ней, как о таковой. Мы говорим, что «она» нападает на нас, что «она» внедряется в тот или иной орган, что «она» проходит свое определенное развитие, что «она» весьма злокачественна или довольно слаба, упорно не поддается лечению или, наоборот, легко уступает ему, и т. д. Мы считаем ее как бы наделенной характером, намерениями и разными другими жизненными качествами. Мы представляем себе болезнь как нечто такое, что может овладевать нами и причинять нам вред. Она представляется нам каким-то волком в овчарне, хорьком в курятнике или крысой в амбаре, и мы боремся с ней, точно с диким зверем. Мы стремимся убить ее или по меньшей мере запугать.
Но природа не есть что-либо неустойчивое или ненадежное. Жизнь в человеческом теле проявляется по известным, крепко установленным законам; она идет по своему определенному пути, медленно развиваясь, пока не достигает зенита, а затем постепенно начинает склоняться к закату, до тех пор пока не наступит время, когда душа, закончив определенную ей в этом теле миссию, не отбросит его, как старую, изношенную одежду и не перейдет в следующую стадию своего развития. В расчеты природы отнюдь не входило, чтобы человек расставался со своим телом, пока не достигнет глубоко преклонного возраста, и йоги знают, что, если бы люди с детства соблюдали законы природы, то смерть от болезни в юных или молодых годах была бы такою же редкостью, как и смерть вследствие несчастных случаев.
В каждом физическом теле есть определенная жизненная сила, которая постоянно действует нам на благо, несмотря на то, что мы легкомысленно нарушаем основные принципы правильной жизни. Часто то, что мы называем болезнью, оказывается просто оборонительным действием жизненной силы – ее намерением исправить причиненное повреждение. Это не шаг назад со стороны живого организма, а наоборот – движение вперед. Действие является ненормальным потому, что ненормальны условия, и все усилие жизненной силы направлено на восстановление правильной работы.
Первый великий принцип жизненной силы – самосохранение. Этот принцип проявляется всюду, где только есть жизнь. Он заставляет самца и самку чувствовать влечение друг к другу, он питает зародыш и ребенка, заставляет мать геройски выносить муки материнства, а родителей защищать и охранять свое потомство при всяких, даже самых неблагоприятных обстоятельствах. Почему? Потому, что во всем этом сказывается инстинкт сохранения рода.
Но этому инстинкту не уступает по силе другой: инстинкт индивидуальной жизни. «Все, что имеет человек, он готов отдать за жизнь свою», говорить один писатель, и если слова эти не вполне оправдываются людьми развитой культуры, то они все-таки достаточно верны, чтобы служить иллюстрацией принципа самосохранения. Инстинкт самосохранения не гнездится в интеллекте человека; он заложен в нас глубже и является основанием самого нашего существования. Это инстинкт, часто побеждающий интеллект. Он часто заставляет ноги человека «уносить его в бегстве», хотя человек твердо решил оставаться в опасности; человека, потерпевшего кораблекрушение, он учит нарушать принципы цивилизации, учит убивать и съедать товарища или утолять жажду его кровью. В ужасной «Черной яме», где во время восстания сипаев задохнулись в страшной борьбе за глоток воздуха брошенные туда пленные английские солдаты и офицеры, этот инстинкт превратил человека в дикого зверя. Он постоянно, всюду утверждает свою власть. Там, где есть жизнь, он стремится сохранить жизнь; где есть здоровье, сохраняет здоровье. Часто он заставляет нас болеть, чтобы вернуть нам больше здоровья, приносить болезнь, чтобы освободить нас от вредных продуктов, которым наша небрежность и легкомыслие открыли доступ в наш организм.
Принцип самосохранения, проявляемый жизненной силой, так же верно указывает нам путь здоровья, как известный закон заставляет магнитную стрелку всегда обращаться на север. Мы часто сворачиваем с пути, невзирая на толкающий нас импульс; но верное побуждение в нас всегда существует. В нас говорит тот же инстинкт, который заставляет зерно давать росток, и, сдвигая на пути тяжести, в тысячу раз превосходящие его собственный вес, безошибочно пробивать себе путь к солнцу. В силу этого инстинкта молодое деревцо всегда направляется вверх от земли; корни растений протягиваются то книзу, то кверху. Но в каждом случае, несмотря на разнообразие направлений, каждый корень избирает нужный ему путь, каждое движение бывает правильно. При ранениях жизненная сила залечивает рану, действуя с поразительной мудростью и точностью. При переломах кости хирургу нужно только сложить концы один с другим и закрепить их в этом положении, а великая жизненная сила сама сращивает переломленные части. Если при падении происходит разрыв связок и мускулов, нам нужно только соблюдать некоторую осторожность в движениях, а жизненная сила принимается за дело, и, извлекая из организма необходимые материалы, исправляет повреждение.
Все врачи знают, и этому учит и медицина, что если человек находится в хороших физических условиях, то почти при всяких заболеваниях жизненная сила исцеляет его, исключая те случаи, когда разрушены жизненно важные органы. Наоборот, если физический организм уже подался, то и выздоровление гораздо труднее, а иногда и совершенно невозможно, так как деятельность жизненной силы нарушена и должна происходить при неблагоприятных условиях. Но всегда, при всех условиях, можно быть уверенным, что жизненная сила будет делать для нас все, что только от нее зависит. Если она не может выполнить всего, то она никогда не опустит безнадежно руки; она приспособляется ко всяким обстоятельствам и справляется с ними, как может. Развяжите ей руки, и она будет держать вас в полном здоровье; ограничьте ее условиями неразумной и неестественной жизни, – и она все-таки будет стараться благополучно провести вас через них и будет служить вам до конца, несмотря на ваше неблагоразумие и неблагодарность. Она будет сражаться за вас до последней возможности.
Принцип приспособляемости тоже проявляется во всех формах жизни. Так, семя, попавшее в расселину скалы, все-таки дает росток, который или вьется по скале, меняя свою нормальную форму, или, если он достаточно силен, раскалывает скалу и сохраняет свою нормальную форму. То же самое и человек. Он может жить, и даже благоденствовать, во всяких климатах и во всех условиях. Жизненная сила его приспособляется к разнообразным условиям, и там, где она не может разрушить скалу, она пускает побег в несколько искаженной форме, но все-таки живой и бодрой.
Никакой организм заболеть не может, пока соблюдены правильные условия для сохранения здоровья. Здоровье – это жизнь в нормальных условиях, тогда как болезнь – жизнь в условиях ненормальных. Но условия, сделавшие человека здоровым и сильным, необходимо соблюдать и дальше, чтобы поддержать в нем его силы и здоровье. В правильных условиях деятельность жизненной силы ничем не стеснена, в неправильных же – она проявляется неполно, и рано или поздно наступает то, что мы называем болезнью. Наша цивилизация создала нам более или менее искусственный образ жизни и жизненной силе трудно работать так, как бы она того хотела. Мы едим неправильно, пьем неправильно, неправильно спим, дышим и одеваемся. «Мы делаем все не так, как надо, и не делаем того, что надо делать. Потому в нас нет здоровья» – или, можно прибавить, его так мало, насколько только возможно.
Мы остановились на вопросе о благотворном влиянии жизненной силы потому, что это обыкновенно упускают из вида люди, не изучавшие специально данного вопроса. Но этот вопрос составляет предмета хатха-йоги и входит в философию йогов, которые отводят ему большое внимание в своей жизни. Они знают, что в жизненной силе люди имеют сильного друга и надежного союзника, и стараются мешать ей как можно меньше. Йоги знают, что она всегда бодрствует над ними, заботясь об их благоденствии и здоровье, и с непоколебимым доверием полагаются на нее.
Успех хатха-йоги в значительной степени зависит от методов, в совершенстве рассчитанных на то, чтобы содействовать жизненной силе свободно и без всяких помех действовать в человеке. Все наши методы и упражнения клонятся к этой же цели. Задача хатха-йоги – расчистить путь жизненной силе и приготовить ей широкую и ровную дорогу. Следуйте нашим предписаниям, и тогда в вашем теле все будет всегда обстоять благополучно.