Глава 1. Что такое хатха-йога
Наука «йога» разделяется на несколько отраслей. Из них главные наиболее известные: 1) хатха-йога, 2) раджа-йога, 3) карма-йога и 4) жнани-йога. Эта книга посвящена только первой из них; остальных мы пока касаться не будем, но о каждой из них мы еще будем говорить отдельно.
Хатха-йога – это та часть философской системы йогов, которая говорит о физической стороне человека. Предметом ее является забота о физическом теле, о его благосостоянии, здоровье и крепости, а также – все то, что способствует поддержанию в человеке естественного и нормального состояния его здоровья. Хатха-йога учит нормальному образу жизни и провозглашает лозунг, который уже много раз раздавался на Западе: «Назад к природе!» Но самому йогу не приходится возвращаться к природе: он никогда не отходил от нее; он всегда близко держался ее заветов, не позволяя опутать себя той ослепляющей безумной погоней за внешностью, которая заставила современное человечество забыть о самом существовании природы. Мода и тщеславие остались чужды сознанию йога, он с улыбкой смотрит на них, как смотрят на детские забавы, и остается в объятиях матери-природы, ища ласки на ее груди, всегда дававшей ему пищу, тепло и защиту. Хатха-йога – это прежде всего природа, опять природа, и в конце концов – природа. Человеку, находящемуся среди изобилия всяких методов, правил и теорий, следует подходить к ним с вопросом: «Который из них естественнее?» – и выбирать тот, который лучше всего согласуется с природой. То же мы рекомендуем и нашим читателям в тех случаях, когда, в вопросах здоровья, их внимание отвлекается разными теориями, методами, планами и идеями, наводняющими западный мир. Так, например, многие уверяют, что от соприкосновения с землей человек теряет свой магнетизм. Чтобы устранить эту опасность, рекомендуют носить на сапогах резиновые каблуки и подошвы и спать на кроватях, «изолированных» при помощи стеклянных ножек; это будто бы мешает земле (нашей матушке-природе) высасывать из нас тот магнетизм, которым сама же она нас снабдила. Пусть увлекающиеся этой теорией спросят себя: «Что говорит об этом природа?», и, чтобы узнать ее ответ, представят себе, может ли в правила, преподанные нам самой природой, входить ношение резиновых подошв и изготовление стеклянных ножек для кроватей? Думает ли о таких вещах здоровый, полный магнетизма и жизненной силы человек? Прибегали ли к ним когда-нибудь известные своей физической крепостью расы? Неужели найдется человек, который почувствует слабость только оттого, что полежит на зеленой лужайке? И не естественно ли влечение всякого посидеть на лоне доброй матери-земли, или прислониться к дерновой скамейке? Ведь даже ребенок постоянно проявляет естественное стремление – побегать по земле босиком! Разве не чувствует себя легче нога без башмака (не только с резиновой, но с простой подошвой) и разве не приятно человеку походить некоторое время босым? Неужели резиновые подошвы способствуют накоплению в человеческом теле магнетизма и жизненной силы? Все эти примеры мы приводим лишь ради простой иллюстрации царящих в мире заблуждений, отнюдь не желая терять времени на рассуждения о том, способствуют ли накоплению в людях магнетизма резиновые подошвы и стеклянные ножки у кроватей. Человек, не лишенный наблюдательности, очень скоро сам услышит ответ природы и поймет, что большую часть своего магнетизма он получает от земли; земля – это как бы насыщенная магнетизмом батарея. Она всегда добровольно и охотно уступает свою силу человеку, отнюдь не помышляя «вытягивать» из людей – детей своих, – тот магнетизм, которого в ней самой более чем достаточно. Многие из современных модных теорий заходят так далеко в своей нелепости, что, пожалуй, скоро кто-нибудь начнет утверждать, что свежий воздух приносит людям вред и отнимает у них силу.
Ценность всякой теории – в том числе и той, о которой мы говорим, – определяется степенью ее естественности и близости к природе. Теорию, идущую в разрез с природой, лучше всего отбросить – вот верное правило, потому что природа знает, что нужно человеку: она людям друг, а не враг.
Много ценных исследований было написано относительно других отраслей философской системы йогов; но почти все писатели обходили «хатха-йогу», ограничиваясь лишь кратким упоминанием о ней. Это отчасти объясняется тем, что в Индии существует много невежественных нищих, принадлежащих к низшему классу факиров и выдающих себя за хатха-йогов, не имея при этом ни малейшего понятия о принципах учения йогов. Все знание этих нищих заключается в том, что они выучились управлять некоторыми непроизвольными мускулами своего тела (а это доступно всякому, желающему потратить время на известные упражнения) и проделывают разные «фокусы» ради забавы и развлечения западных путешественников, в которых часто вызывают одно только отвращение. С точки зрения любопытства их «трюки» могут показаться удивительными, но место им, – как и разным западным «чудодеям» – в каких-нибудь американских музеях с входной платой по 10 центов. Эти люди с гордостью демонстрируют, например, обратное действие перистальтики своею кишечного аппарата и глотательного мускула глотки, и показывают отвратительную картину обратной работы пищеварительных органов, так что шарик, введенный снизу в кишки, проходит через желудок в глотку и выбрасывается изо рта. С медицинской точки зрения это, может быть, и очень интересно, но для не специалистов – одно из самых отталкивающих и недостойных человека зрелищ. Все фокусы этих мнимых представителей хатха-йогов – в том же роде, и во всех их трюках нет ни пользы, ни интереса для тех людей, которые стремятся поддержать свое тело здоровым, нормальным и правильно функционирующим. Эти нищие стоят на одной доске с тем классом фанатиков в Индии, которые, тоже называя себя «йогами», отказываются мыть свое тело из религиозных убеждений, или годами сидят с поднятой вверх рукой, пока она не начинает сохнуть; другие не стригут на руках ногти, которые врастают им в тело, или сохраняют настолько неподвижную позу, что птицы вьют себе гнезда на их головах. Все это делается из желания прослыть «святыми» среди невежественных масс и прокормиться за чужой счет, так как простой народ думает, что подавая милостыню этим людям, он заслуживает себе награду в будущем. Все эти фокусники – или просто грубые обманщики, или самообольщающиеся фанатики. Они относятся к тому же разряду людей, как нищие, которые в больших европейских или американских городах, желая набрать побольше денег, выставляют напоказ свои искусственные раны и разные уродства, а прохожие торопливо суют им монету и поскорее отворачиваются от страшного зрелища.
На таких людей настоящий йог смотрит с глубоким сожалением; он считает хатха-йогу важной отраслью своей философской системы, так как она дает человеку здоровое тело, – основу в духовной работе и достойную обитель бессмертного духа.
В этой небольшой книге мы стараемся, в простой и ясной форме, изложить принципы учения хатха-йоги и приводим соответствующие этому учению правила физической жизни йогов. Каждое правило мы стараемся пояснить. Прежде всего, нам кажется необходимым, пользуясь терминологией западных физиологов, объяснить читателю различные функции человеческого тела и указать согласные с природой методы, которые читателю следует как можно лучше усвоить. Это – не «медицинский трактат»; мы не говорим ни о лекарствах, ни о лечении болезней, мы только указываем, что следует делать, чтобы вернуть себе правильное состояние своего здоровья. Лозунгом этой книги является Здоровый Человек; ее главная задача в том, чтобы помочь людям достичь идеала нормального человеческого состояния. Но мы полагаем, что способы, приносящие бóльшее здоровье здоровому человеку, могут укрепить здоровье и в больном. Хатха-йога проповедует естественный и правильный образ жизни, следуя которому каждый получит для себя пользу. Этот образ жизни близко стоит к природе и защищает преимущество естественных методов перед теми, которые создались нашими искусственными привычками.
Книга наша очень проста. Она настолько проста, что многие, пожалуй, отбросят ее в сторону, не найдя в ней ничего нового и увлекательного. Она написана не для тех, кто ждет рассказов о громко прославленных фокусах нищенствующих йогов или о том, как проделывать эти фокусы. Нет, наша книга не такого рода. Она не научит вас «восьмидесяти четырем позам тела», не укажет, как чистить внутренности, пропуская через них кусок холста, как остановить биение сердца или перевернуть действие кишечного аппарата. Таких наставлений вы не найдете на этих страницах. Но наша книга укажет вам, как заставить правильно функционировать плохо повинующийся орган, как контролировать отказывающиеся служить непроизвольные мускулы тела, и укажет она это вам для того, чтобы вернуть вам здоровое состояние, а не для того чтобы учить каким то «фокусам».
О болезнях в нашей книге почти нет речи. Мы предпочли показать вам здоровых людей – мужчину или женщину – и просим вас посмотреть на них и понять, что делает их здоровыми и сохраняет их силу. Мы обращаем ваше внимание на то, как и что они для этого делают, и если вы хотите быть похожими на них, мы советуем вам следовать их примеру. Вот все, к чему мы стремимся. Но это «все» – весьма важно для вас; остальное в вашей власти.
В следующих главах мы объясняем, почему йоги заботятся о физическом теле, и излагаем принципы хатха-йоги, – ее веру в то, что всякой жизни присущ разум, что великий принцип жизни всюду делает свое дело и что если мы доверимся ему и позволим ему влиять на нас и руководить нами, наше тело будет чувствовать себя прекрасно.
Прочтите эту книгу, и вам станет ясно все, что мы хотели сказать вам; вы примете весть, которую мы взялись передать вам. В ответ на вопрос: «Что такое хатха-йога», мы говорим вам: «Прочтите эту книгу до конца, и вы узнаете то, что можно узнать об этом; вы раскроете все, что достигается изложенными здесь правилами, и это будет прекрасным, сулящим успех началом на пути того знания, к которому вы стремитесь!»