Вы здесь

Хадисы о пророке Мухаммеде. Хадисы о достойном поведении (И. И. Бурова, 2013)

Хадисы о достойном поведении


Об истинной вере

2.1. Верующий бесхитростен и великодушен.


2.2. Верующий не должен ни клеветать, ни проклинать, равно как он не должен грубить или вести себя непристойно.


2.3. Веру вобрал в себя тот, кому присущи следующие три качества: справедливость, приветливость и щедрость.


2.4. Страх перед Аллахом, Повелителем Миров, – естественное состояние верующего. Поэтому пророк Мухаммед говорил:

– Где бы ты ни был, бойся Аллаха. Отвечай добром на зло, дабы иссушить корень зла. И придерживайся благих нравственных принципов!


2.5. Пророк Мухаммед сказал: – Один и тот же камень не может дважды повредить верующему.


2.6. Однажды посланника Аллаха спросили, что такое праведность. Пророк немного помолчал, а потом ответил:

– Если вы хотите понять, что такое праведность, обратитесь к своему сердцу. Праведность – это то, что не отягчает душу и сердце, а прегрешение – это то, что недобро шевелится в душе и тяжко мечется в груди.

О добре и добронравии

2.7. В другой раз пророка спросили: – О посланник Аллаха, поведай нам, что является самым лучшим из того, что может быть ниспослано человеку?

– Добрый нрав, – не задумываясь, ответил он.


2.8. Посланника Аллаха спросили, кто из правоверных являются лучшими, он ответил:

– Лучшие в моей общине – это те, у кого лучший нрав.


2.9. Лучшим из людей является тот, на кого можно положиться, кто делает добро и не делает зло.


2.10. Посланник Аллаха постоянно напоминал о том, что человека надо оценивать не по его внешнему виду, а по его духовным устремлениям и делам.

– Всевышний Аллах не смотрит на вашу внешность и состояние, но судит вас, заглядывая в ваши сердца и наблюдая за вашими поступками, – часто напоминал он. – Воистину, самый лучший из вас – лучший своими добродетелями.


2.11. Пророк сказал: – Каждый, кому была дарована частица благопристойности, получил свою долю добра. Каждый, кто был лишен своей доли благопристойности, лишен этой доли добра. Добрый нрав будет самой весомой вещью на весах верующего в День Воскресения. Аллаху ненавистны грубые люди с поганым языком.


2.12. Ад запрещен каждому, кто внимателен к окружающим, снисходителен, мягок и прост в общении.


2.13. Награда тому, кто призывает делать добро, равна награде, которую получит тот, кто его делает.


2.14. Каждая частичка человеческого существа должна очищать себя, раздавая садаку (милостыню) с рассвета до заката; справедливо рассудить двух людей – это садака; сказанное доброе слово – это садака; каждый шаг по направлению к мечети – это тоже садака.


2.15. Посланник Аллаха учил мусульман бескорыстию на пути Аллаха.

– Почему вы делаете добро только тем, кто делает вам добро, и относитесь хорошо только к тем, кто относится к вам хорошо? Почему вы разговариваете только с теми, кто разговаривает с вами? Почему вы почитаете только тех, кто оказывает вам почет? – вопрошал он. – Ни одному из вас не дано преимущества над другим. Поистине, уверовавшие – это те, кто уверовали в Аллаха и Его посланника, те, кто делают добро даже тем, кто причинил им зло, те, кто прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, те, кто доверяют даже тому, кто их предал, те, кто оказывают уважение даже тому, кто их унизил.


2.16. Пророк Мухаммед учил, что каждое доброе дело, сделанное мусульманином, приближает его к входу в Рай, а каждый недостойный поступок приближает его к Аду. Жизнь сложна и постоянно ставит людей перед выбором между добром и злом. Желая наставить мусульман на путь праведности, посланник Аллаха сказал:

– Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий, и столь же близок к каждому Огонь.




2.17. Тому, кто хотел сделать доброе дело, но не сделал его, Аллах зачтет его как выполненное добродеяние. А если он имел доброе намерение и осуществил его, Аллах зачтет это добродеяние в десятикратном размере. Если же человек намеревался совершить зло, но удержался от этого, Аллах зачтет ему это как свершенное им доброе дело.


2.18. Когда посланнику Аллаха, подвергавшемуся преследованиям в Мекке, пришлось переселиться в Медину, многие последовали за ним. Однако далеко не все переселялись в Медину по религиозным соображениям. Пророк знал об этом и однажды сказал:

– Всякому человеческому поступку предшествует намерение, и каждому воздается по его намерениям. Тот, кто хотел переселиться во имя Аллаха и Его пророка, переселился во имя Аллаха и Его пророка, а тот, кто хотел обрести какую-либо выгоду или переселился потому, что хотел жениться, переселился ради того, чтобы обрести выгоду или жениться.


2.19. Прощайте праведникам, если они совершают небольшие ошибки.


2.20. Посланник Аллаха всегда подчеркивал важность добрых отношений среди людей.

– Улаживайте разногласия между мусульманами, – призывал он своих последователей, – так как злоба между ними губительна. Ибо по отношению друг к другу верующие подобны строению, в котором отдельные части поддерживают друг друга.

О долге мусульманина

2.21. Когда один из последователей обратился к посланнику Аллаха с просьбой научить его поведению, достойному мусульманина, пророк дал ему девять советов:

– Не ставь никого вровень с Аллахом, даже если тебя будут резать на куски или поджаривать на огне. Не отказывайся по своей воле от предписанной молитвы. Всякий, кто откажется от нее, утратит покровительство Аллаха. Не пей вино – это ключ ко всякому злу. Повинуйся родителям. Если они прикажут тебе отказаться от всего имущества, которое у тебя есть, отдай его. Не сопротивляйся тем, кто облечен властью, даже если думаешь, что ты прав. Не беги из войска, когда оно наступает, даже если тебя убьют из-за того, что твои товарищи убегают. Содержи жену сообразно своим средствам. Не замахивайся на нее палкой. Учи домашних трепетать перед Всемогущим Аллахом.


2.22. Пророк считал обязательным безусловное подчинение правителю даже в том случае, если этот правитель не нравится.

– Повинуйтесь правителю, даже если это эфиопский раб с головой, похожей на изюмину.


2.23. Однажды пророка спросили, есть ли у мусульман особые обязательства по отношению к своим единоверцам. Пророк не колеблясь ответил:

– У истинно верующего есть шесть особых обязательств по отношению к единоверцам: он навещает их, когда они болеют, присутствует на их похоронах, принимает приглашения прийти в гости, приветствует их при встрече, желает им добра и всегда искренен по отношению к ним. Каждый мусульманин – брат мусульманину, и поэтому он не должен притеснять его. Аллах помогает каждому, кто помогает своему брату, когда тот нуждается в помощи. И в Судный День Он оградит от тягот каждого, кто в земной жизни ограждал мусульман от бед и напастей.

В другой раз, говоря об обязанностях верующих, посланник Аллаха призвал их кормить голодных, навещать больных и освободить своих рабов.


2.24. Посланник Аллаха наставлял своих последователей в необходимости быть благодарными:

– Всякий, кому была оказана услуга, должен отплатить за нее. Если он не знает, чем отплатить за нее, то он должен расхваливать человека, оказавшего ему услугу. Такая похвала будет выражением его благодарности. Молчание в такой ситуации будет проявлением неблагодарности, а Всемогущий Аллах не благодарит неблагодарных.


2.25. Пророк Мухаммед учил, что одной из обязанностей мусульман является раздача садаки. Однако далеко не все мусульмане были зажиточны настолько, чтобы иметь возможность раздавать милостыню нуждающимся. Поэтому те, кто сами едва сводили концы с концами, спросили пророка:

– О посланник Аллаха, ты учишь нас, что каждый мусульманин должен раздавать садаку, но что делать тому, у кого ничего нет?

– Трудиться, богатеть, а потом раздавать садаку, – ответил он. – А как быть, если человек не в состоянии трудиться или же у него не получается разбогатеть? – спросили его мусульмане.

– Тогда нужно помогать тем, кто остро нуждается в помощи, – объяснил пророк.

– А если этого не делать? – продолжали они расспросы. – Тогда нужно требовать, чтобы люди совершали добро и жили праведно. И самим не делать ничего злого и неправедного. Это и будет их садака.




2.26. Посланник Аллаха учил своих последователей встречать друг друга с улыбкой на лице и говорить друг другу добрые слова, ибо это защищает от попадания в Огонь, потому что доброе слово само по себе является формой садаки.


2.27. Пророк Мухаммед говорил, что мусульманин – это тот, кто никогда не причинит вреда другому мусульманину ни словом, ни делом.


2.28. Посланник Аллаха сказал: – После смерти от человека отсекаются все его земные деяния, но ему засчитываются садака, которую подают от его имени, добытые им знания, приносящие пользу людям, и молящийся за него ребенок, воспитанный в праведности.

О дозволенном и недозволенном

2.29. Однажды посланник Аллаха изрек: – То, что законно, понятно, и то, что незаконно, – понятно, но между тем и другим есть много сомнительного. Тот, кто избегает сомнительных дел, очищает себя по отношению к своей религии и чести. А тот, кто поддается сомнительному, поддается незаконному, уподобляясь пастуху, который пасет овец вокруг святилища, не давая им щипать траву в самом святилище. Воистину, запреты Аллаха – это Его святилище.


2.30. Того, кто возводит дозволенное Всемогущим Аллахом в закон для себя, ждет заслуженная награда.


2.31. Посланник Аллаха учил, что нельзя бить человека по лицу, даже если он – заклятый враг. Он также запрещал упрекать людей в том, что у них некрасивые лица. Ибо этими поступками наносится оскорбление Аллаху, самым совершенным творением Которого является человек.


2.32. В те времена, когда спиртное еще не стало запретным, жители Медины очень любили хмельной напиток, который готовили из сушеных фиников и неспелых фиников. Однажды сподвижники пророка собрались у одного из них, и им поднесли этот напиток.

Как раз в это время мимо дома прошел некий человек и, увидев, чем занимались эти люди, сказал:

– Не пейте, ибо посланник Аллаха запретил употреблять спиртное.

Они очень удивились, но тотчас же перестали пить, а остатки любимого напитка вылили на землю. Дождавшись, когда дневная жара начала спадать, и умывшись, они направились к пророку Мухаммеду, чтобы узнать, не обманул ли их прохожий. А когда они пришли, то узнали, что все было в точности так, как им сказал тот добрый мсульманин. И с тех пор они никогда не прикасались к этому напитку.


2.33. Как-то раз у дома пророка собрались люди и стали расспрашивать его о том, что надо делать, чтобы после смерти не попасть в Огонь.

– Так вы хотите знать, кто ни при каких обстоятельствах не попадет в Огонь? – спросил посланник Аллаха и тут же ответил: —

В Огонь никогда не попадут те, кто заботятся о других, снисходительны к ним, а также мягки, просты в общении.

О пути в Рай

2.34. Посланника Аллаха спросили, какой поступок откроет мусульманину врата Рая. Пророк ответил на этот вопрос так:

– Один человек шел по дороге и увидел, что в пыли лежит острая колючка. И он отшвырнул ее в сторону, чтобы она не причинила вреда ни людям, ни животным. Следуйте этому достойному примеру, устраняйте пагубное с пути, по которому идут люди, и вы попадете в Рай.


2.35. Однажды пророка Мухаммеда спросили, что нужно делать женщине, чтобы попасть в Рай.

– Если она каждый день творит пять предписанных молитв, держит пост в месяц Рамадан, не допускает к себе чужих мужчин и повинуется мужу, то после смерти ей будет сказано: «Войди в Рай через те врата, которые тебе нравятся».


2.36. По словам посланника Аллаха, женщины, которым будет дозволено войти в Рай за добрые дела, совершенные ими в земной жизни, будут лучше и прекраснее гурий.

О достойных именах

2.37. Когда мусульмане спросили пророка Мухаммеда, какие имена самые лучшие, он сказал:

– Называйте себя именами пророков. Аллах более всего любит такие имена, как Абдулла и Абдур-Рахман. Самые праведные имена —

Харис («пахарь») и Хумам («отважный»). Люди должны носить добрые и красивые имена. Поэтому женщину, которую звали Асыйя («грешная»), он нарек Джамилей («прекрасной»), молодого человека по имени Гураб («ворона») – Муслимом («мусульманином»), а один человек из племени курайшей, которого звали Аль-Ас («грешный»), по воле пророка превратился в Мути («послушный»).

Посланник Аллаха не одобрял использование таких имен, как Барака («благословение»), Нафи («приносящий пользу»), Афлах («самый успешный), и объяснял почему.

– Представьте, – говорил он, – что кто-то спросит: «Барака (благословение) здесь?», а ему ответят: «Его здесь нет»!

Однако он так и не ввел запрет на эти имена. А когда его спросили, какое из человеческих имен наиболее ненавистно Аллаху, он ответил:

– Аллаху наиболее ненавистно, когда человеку дают имя «Царь Царей».




О мягкости

2.38. Посланник Аллаха часто проповедовал против грубости. – Проявляя грубость, человек позорит самого себя, – учил он. – Поистине, Аллах преисполнен мягкости и любит мягкость.

Об облегчении жизни

2.39. Пророк Мухаммед стремился сделать так, чтобы мусульмане вели праведный образ жизни. Но при этом ему было важно, чтобы их жизнь была не столь трудна. Ведь порой для этого требовалось совсем немного.

– Старайтесь облегчать жизнь, а не делать ее труднее, – советовал он. – Избегайте огорчать людей дурными вестями, но обязательно сообщайте им хорошие новости. Ведите себя так, чтобы у окружающих не было причин сторониться вас.

О духовной близости

2.40. Посланник Аллаха говорил, что души двух верующих должны встречаться ежедневно, даже тогда, когда эти люди не видятся.

О советах

2.41. Тот, кому советуют, должен верить советчику.

Об обдуманности поступков

2.42. Пророк всегда учил совершать обдуманные поступки и не браться за заведомо невыполнимые дела.

– Беритесь за такие дела, которые вам по силам, ибо тогда вы не устанете совершать благие дела, а Аллах не устанет награждать вас за ваши поступки, – говорил он своим последователям.


2.43. Мусульмане так почитали пророка Мухаммеда, что старались подражать ему во всем. Однажды несколько сподвижников посланника Аллаха пришли к его женам и стали допытываться у них, что и как делает Мухаммед дома, когда его не видят посторонние. Однако жены не смогли удовлетворить их любопытство, потому что, по их словам, дома пророк вел себя, как всегда, и не делал ничего такого, чего не делают другие достойные люди.

Но сподвижники никак не могли поверить, что в частной жизни их возлюбленный пророк ведет себя, как обыкновенный человек. Им казалось, что он обязательно должен отличаться от других строгостью поведения и накладывать на себя всяческие ограничения. И они решили, что им тоже следует отказаться от некоторых радостей жизни.

– Я не стану жениться, – заявил первый.

– А я не буду есть мяса, – решил второй.

– А я не буду спать на постели, – сказал третий.

Вскоре об этом стало известно пророку. Слова сподвижников несказанно удивили его, и он воскликнул:

– Что на них нашло, если они сказали такие вещи?! Ведь по ночам я не только молюсь, но и сплю, воздерживаюсь от пищи, когда соблюдаю обязательные или добровольные посты, и ем, когда это дозволено, и у меня есть жены. Тот же, кто желает вести себя иначе, не имеет ко мне ни малейшего отношения!

О том, как отвечать на обвинения

2.44. Один человек пришел к пророку Мухаммеду и спросил, как следует отвечать на обвинения.

– Если человек обвиняет тебя в том, что ему про тебя известно, не уподобляйся ему и не обвиняй его ни в чем из того, что ты о нем знаешь, – посоветовал ему пророк. – Предоставь его собственному злу, и ты будешь вознагражден. Никогда не вступай в перебранку.

Человек поблагодарил посланника Аллаха за мудрый совет, и после этого никто ни разу не слышал, чтобы он бранил людей или даже животных.




О том, как избавиться от зависти и чему должно завидовать

2.45. Однажды мусульмане спросили посланника Аллаха, не ведомо ли ему какое-нибудь средство, которое помогло бы им удерживаться от греха зависти. Пророк немного подумал и изрек:

– О правоверные, если вы увидите человека, превосходящего вас по богатству, по положению, по внешности, то отведите от него свой взор и посмотрите на того, кто беднее вас, кто занимает более низкое положение, чем вы, и кто гораздо менее красив, чем вы.


2.46. Осуждая зависть в быту, пророк Мухаммед допускал два случая, когда мусульманин может испытывать чувство зависти. Завидовать можно тому, кто прекрасно читает Коран и посвящает все время этому возвышенному занятию, а также тому, кому ниспослано великое богатство и кто постоянно тратит его на дела, угодные Аллаху.

Однажды посланник Аллаха воскликнул: – О правоверные! Воистину, вот те, кто достойны зависти! Одному человеку Аллах даровал Коран, и он жил в соответствии с его предписаниями. Он принимал дозволенное дозволенным и запретное запретным. Другой же был таков, что, когда Аллах даровал ему богатство, он разделил часть его среди своих родных, а другую часть потратил на пути служения Аллаху.

О благой лжи

2.47. Посланник Аллаха всегда учил, что одной из главных добродетелей мусульманина является искренность. Однако была одна ситуация, в которой он считал ложь благом, – когда благодаря лжи можно положить конец раздору.

– Тот, кто восстанавливает мир между людьми, прибегая к благонамеренному вымыслу, – говорил он, – не является лжецом.

Об отношении к прорицателям

2.48. В умме пророка Мухаммеда большинство мусульман были в прошлом многобожниками, и им порой было очень трудно отказаться от старых привычек. Например, многие обращались к прорицателям, прося предсказать им будущее.

Однажды к пророку подошел один из его последователей и сказал:

– О посланник Аллаха, среди нас есть такие, кто ходят к прорицателям, словно многобожники!

– А ты не ходи, – последовал ответ. В эти слова пророк вложил важнейший из проповедуемых им принципов: мусульмане должны подавать благой пример друг другу.

– Но ведь слова прорицателей иногда сбываются! – заметил тот.

– Знайте, о правоверные, что те слова из прорицаний, которые оказываются истиной, нашептываются на ухо прорицателю джинном, который при этом примешивает к ним сотню лживых домыслов.

О занятом месте

2.49. Пророк Мухаммед запретил заставлять сидящего человека вставать с занятого им места в мечети, чтобы уступить его кому-то другому.

– Никто не смеет поднимать человека с его места, чтобы сесть на него самому, и недопустимо садиться на это место даже в том случае, если сидевший на нем человек сам попытался уступить его.

Об одежде

2.50. В своих проповедях и советах посланник Аллаха уделял большое внимание тому, какая одежда подобает мусульманам, чтобы они выглядели пристойно и в то же время не уделяли слишком большого внимания своему внешнему виду. По словам пророка, лучшими из одежд являются одежды белого цвета, и одна из главных причин предпочтения им белой одежды – ее чистота. Умерших он также советовал заворачивать в белые погребальные саваны.

Однако он допускал и ношение одежды других цветов. Многие современники вспоминали о том, что видели посланника Аллаха в красной одежде, которая оттеняла белизну его голеней, указывая на его внимание к чистоте тела. Другие видели его в зеленых одеждах, а в день завоевания Мекки его голова была увенчана черной чалмой, когда он въехал в покоренный город.


2.51. Пророк Мухаммед запрещал шить одежду из шкур диких зверей, а также набрасывать их на седла и покрывать ими постели.

О преимуществе того, кто справа

2.52. Однажды посланник Аллаха сидел с мусульманами. Слева от него сидел его друг Абу Бакр, а справа – незнакомый бедуин. И в это время пророку принесли кувшин молока, разбавленного водой.

Пророк сделал один глоток из кувшина и передал его бедуину, сказав, что у того, кто сидит справа от него, есть преимущество перед тем, кто сидит слева.




2.53. Однажды, когда пророк сидел с пришедшими к нему людьми, ему принесли чашу с питьем. Он отпил один глоток и хотел передать чашу другим, чтобы и они смогли промочить горло. Но тут возникла небольшая заминка. Слева от Мухаммеда сидели почтенные старцы, а справа – молоденький мусульманин, совсем еще мальчик. Поскольку посланник Аллаха всегда учил мусульман, что в таких ситуациях следует передавать чашу тому, кто сидит справа, то есть юноше, но это было бы невежливо по отношению к старикам.

Тогда пророк обратился к юноше и сказал: – Ты не возражаешь, если я передам чашу сначала тем почтенным людям, которые сидят слева от меня?

– Именем Аллаха, возражаю! – воскликнул юноша. Это было так неожиданно, что все уставились на него с удивлением и осуждением: ведь молодой человек открыто проявил неуважение к старшим. Но все смягчились, когда юноша пылко сказал: – Я никогда никому не уступлю того, что достается мне от тебя, о посланник Аллаха!

Пророк улыбнулся, а за ним понимающе заулыбались и все остальные. Первым чашу из его рук принял юноша.

О священной Мекке

2.54. После покорения Мекки посланник Аллаха обратился к мусульманам и сказал:

– До сего дня никому не было дозволено сражаться в Мекке, но с этого момента все сражения в городе запрещены. На его священной земле нельзя охотиться, нельзя обламывать колючки, а если кто найдет здесь потерянное другими, то поднять его дозволяется только для того, чтобы сказать о находке. А если здесь будет убит человек, то его родственникам будет дано право либо потребовать казни убийцы, либо заставить его заплатить выкуп за убитого.

Внимательно выслушав слова пророка, один из его сподвижников попросил:

– О посланник Аллаха! Пусть этот запрет не коснется тростника, который нужен нам для постройки домов и устройства погребений!

И посланник Аллаха позволил срезать тростник в Мекке.

О смерти

2.55. Пророк учил относиться к смерти с благоговением. Он требовал, чтобы при виде похоронной процессии мусульмане вставали и стояли до тех пор, пока она не проследует дальше. С другой стороны, он пресекал любые шумные проявления горя по усопшему.

– Причитая по покойному, – говорил он, – живые подвергают его загробным мучениям.


2.56. Посланник Аллаха учил, что человека, который был убит, защищая свое имущество, следует считать мучеником.


2.57. Узнав о прелестях райской жизни, один из добродетельных мусульман воскликнул:

– Если бы посланник Аллаха не учил нас не желать себе смерти, я бы пожелал ее!


2.58. Однажды посланник Аллаха сказал: – Чем больше стареет человек, тем больше молодеют в нем два чувства: жажда к богатству и жажда жизни.

Пророк учил бороться с этими соблазнами и говорил, что людям следует подражать мудрецам, которые, понимая неизбежность смерти, заранее готовятся к ней, чтобы она не застала их врасплох.

О похоронах

2.59. Однажды мимо пророка прошла похоронная процессия. Люди, пришедшие на похороны, говорили о покойном много добрых слов. Услышав это, посланник Аллаха сказал:

– Стало обязательным! Не успела скрыться из виду первая процессия, как появилась вторая. Но люди в этой процессии не говорили о покойном хорошо, а некоторые даже помянули его недобрым словом. Услышав, что они говорят, посланник Аллаха сказал:

– Стало обязательным! Находившиеся рядом с пророком люди попросили объяснить его, что означают эти два слова. И тогда он сказал:

– Когда люди помянули умершего добром, Рай стал для него обязательным. А когда второго умершего помянули недобрым словом, то обязательным для него стал Ад.

Помолчав немного, посланник Аллаха прибавил: – О правоверные, никогда не злословьте о мертвых, ведь они уже получили то, что заработали!


2.60. У посланника был сосед, который старался быть хорошим мусульманином, но иногда отклонялся от исполнения того долга, который есть у каждого правоверного.

Увидев пророка ранним утром, сосед поприветствовал его и спросил: – Как ты себя чувствуешь, о посланник Аллаха?

– Прекрасно, – ответил он. – Несравненно лучше, чем те, кто не ходят на похороны и не навещают больных.

Сосед понял намек и густо покраснел. После этого случая он стал строго исполнять те обязанности, о которых ему намекнул пророк Мухаммед.




О еде

2.61. Прежде чем приступить к трапезе, посланник Аллаха всегда поминал имя Повелителя Миров и требовал, чтобы остальные мусульмане поступали так же, как он. Точно так же он требовал поминать имя Аллаха по окончании трапезы, ибо еда – благо, ниспосылаемое людям по Его воле.


2.62. Рассказывают, что, когда людям доводилось есть вместе с пророком Мухаммедом, они никогда не брали еду первыми, ожидая, пока он не помянет имя Аллаха и не приступит к трапезе.

Однажды случилось так, что к обедающим с пророком подбежала маленькая девочка и потянулась за лепешкой. Но пророк остановил ее, схватив за руку, и заставил помянуть имя Аллаха, после чего позволил ей прикоснуться к еде.

Не успела девочка убежать, как появился бедуин, несшийся так, словно его преследовали дикие звери или разбойники, и тоже сделал попытку схватить кусок мяса. Но посланник Аллаха остановил его, как прежде остановил ребенка, и сказал:

– Поистине, шайтан считает дозволенной пищу, над которой не поминают имя Аллаха, и он прислал сюда девочку и этого бедуина, чтобы сделать нашу пищу дозволенной для себя, но я схватил его за руку, как схватил за руку их обоих, и посрамил его.


2.63. Пророк Мухаммед говорил: – Всемогущий Аллах простит прежние прегрешения тому, кто, поев, будет говорить: «Хвала Аллаху, накормившему меня этим и наделившему меня этим, тогда как сам я не прибегал ни к ухищрениям, ни к силе!»


2.64. Посланник Аллаха запрещал трапезничающим в первую очередь выбирать самые лакомые куски.

– Нужно брать тот кусок, который лежит ближе к тебе, – говорил он и запрещал выхватывать еду из середины блюда, ибо это лишает остающуюся пищу благодати, сосредоточенной в центре и расходящейся от него к краям.


2.65. Когда у одного человека из числа ансаров родился сын, он принес показать его пророку. Посланник Аллаха ласково посмотрел на дитя, а потом обратился к счастливому отцу и спросил:

– Нет ли у тебя с собой фиников? – Есть, – ответил тот и протянул несколько штук пророку.

Пророк тщательно разжевал ягоды, а затем нанес немного финиковой кашицы на губы ребенка. Младенец тут же облизал губы и довольно зачмокал.

– Все ансары любят финики, – пошутил посланник Аллаха и нарек мальчика Абдуллой.

О богатстве

2.66. Однажды вокруг посланника Аллаха собрались его верные сподвижники, и он спросил, нет ли среди них таких, кто предпочитал бы собственное богатство богатству своих потомков.

– О посланник Аллаха, – ответили мусульмане, – среди нас нет ни одного, кто предпочел бы собственное богатство богатству потомков.

Пророк остался очень доволен их ответом и сказал: – Воистину, нет среди вас ни одного, кто не предпочел бы богатство потомков собственному богатству. Ваше богатство – это то, что вы потратили на пути Аллаха, а богатство ваших потомков – это то, что вы не потратили.

О поэзии и красноречии

2.67. В красноречии есть колдовство, а в поэзии – мудрость.


2.68. Пророк относился к поэзии избирательно. – Поэзия находится в таком же положении, что и речь. Хорошее в ней подобно хорошим словам, а плохое в ней подобно плохим словам, – говорил он.

Хорошие стихи он любил и с удовольствием слушал, как их читают поэты. Особо пророк выделял стихи, восхваляющие Аллаха. Но тех поэтов, которые высмеивали свой народ, посланник Аллаха называл величайшими преступниками и сравнивал со святотатцами, которые отрекаются от своих отцов.

О мерах предосторожности

2.69. Во времена пророка в городах часто случались пожары. Однажды ночью в Медине сгорел дом, и во время этого пожара погибли все, кто в нем находились. Узнав об этом, посланник Аллаха сказал:

– В домах нельзя оставлять на ночь горящий огонь. Он – ваш враг. Ложась спать, гасите светильники.




О гостеприимстве

2.70. Проповедуя гостеприимство, пророк Мухаммед говорил, что гостеприимство следует оказывать в течение трех дней, а если гости задерживаются на больший срок, то все, что делает для них хозяин, уже становится его садакой.

Он также настаивал на том, чтобы мусульмане не задерживались в гостях дольше, чем на три дня, ибо они могут поставить хозяина в затруднительное положение, когда ему нечем будет их угощать.


2.71. Мусульманские правила гостеприимства предполагают, что гостей следует накормить и напоить. Но однажды к пророку Мухаммеду пришли люди и пожаловались:

– О посланник Аллаха, – сказали обиженные, – по твоему приказанию мы побывали у людей, но они не оказали нам должного гостеприимства, оставив нас без еды и питья!

Присутствовавшие при этом мусульмане начали качать головами и осуждающе перешептываться: каждый из них знал, что помощь гостю, званому или незваному, является долгом мусульманина. Но тут пророк поднял руку, и все мгновенно замолчали, чтобы послушать, что он скажет жалобщикам.

– Если вы останавливаетесь у тех, кто обращаются с вами не так, как положено обращаться с гостями, то относитесь к этому как к должному, но помните, что в этом случае вы можете сами взять у них то, на что имеет право гость.


2.72. Однажды посланника Аллаха спросили, как быть человеку, который постится, если его пригласили в гости, где будут угощать разными яствами. Ведь отказом от приглашения тот мог обидеть тех, кто его приглашает, а идти на пир и ничего не есть очень трудно.

– Если вас приглашают в гости, принимайте приглашение, – сказал пророк, – если кто не постится, пусть поест то, чем его угостят, а если постится, пусть помолится, пока другие едят.


2.73. Однажды случилось так, что посланник Аллаха и еще четыре человека были приглашены в гости к одному из сподвижников пророка. Ожидая их прихода, хозяин приготовил для них особое угощение.

Однако за пятью приглашенными увязался еще один человек, которого не приглашали, и дошел с ними до самых дверей дома ансара.

Когда хозяин вышел навстречу своим гостям, пророк объяснил ему ситуацию:

– Этот человек последовал за нами. В твоей власти пригласить его в дом или велеть, чтобы он ушел.

Но добрый хозяин воскликнул: – Пусть он тоже войдет в дом, о посланник Аллаха!


2.74. Однажды в дверь дома пророка постучался человек и попросил разрешения увидеться с посланником Аллаха.

– Впусти его в дом, – велел он своей жене Аише. – Он – паршивая овца в своем племени.

Аиша очень удивилась, что пророк решил принять у себя такого нехорошего человека, но подчинилась приказу своего мужа.

Когда гость вошел в дом, посланник Аллаха принял его очень ласково и долго беседовал с ним. Когда же гость, наконец, ушел, Аиша удивленно спросила, почему пророк был так любезен с тем, кого считает плохим человеком.

– Видишь ли, Аиша, – ответил он, – этот человек имеет много недостатков, но дело в том, что худший из людей – это тот, кого люди оставляют в одиночестве, боясь его грубости.


2.75. Пророк Мухаммед учил, что приглашение в гости равносильно разрешению войти в дом того, кто приглашает.

– Если человек посылает гонца за другим, то это равносильно разрешению войти в его дом, – говорил о званых гостях.


2.76. Не воздавай гостю тот почет, который может быть обременительным для него.

О добрососедских отношениях

2.77. Пророк Мухаммед, служивший примером для всех мусульман, однажды сказал:

– Джабраил, Аллах да благословит его и дарует ему мир, так внушал мне, что нужно хорошо относиться к соседям, что я было решил, что потом он прикажет мне назначить их моими наследниками.


2.78. Настоящий мусульманин, учил посланник Аллаха, не может быть равнодушным к бедам соседей. Он призывал помогать тем, кому нечего есть.

– Нет веры у того, кто наедается досыта, когда его сосед голодает, – говорил он.

А однажды, когда один человек из его уммы, которого звали Абу Зарр, варил мясо, пророк посоветовал ему налить в котел побольше воды, чтобы угостить бульоном как можно больше соседей.




2.79. Посланник Аллаха постановил, что в случае, если хозяин продает свой дом, его соседи имеют больше прав на его покупку, чем другие желающие. При этом сосед справа получает преимущество над соседом слева. Игнорирование преимущественных прав на покупку пророк сравнивал с развязыванием поводьев.

– Сосед обладает преимущественным правом на покупку, – говорил он, – и продавец должен дождаться его решения, даже если этот сосед находится в отлучке.


2.80. Мечтая о мире в своей умме, пророк Мухаммед постоянно наставлял мусульман в необходимости поддерживать добрые отношения друг с другом. Однажды он дал такой совет:

– Не подглядывайте друг за другом. Не боритесь друг против друга. Не пытайтесь обмануть друг друга при купле-продаже. Не питайте ненависти друг к другу. Будьте праведными рабами Аллаха и братьями.


2.81. Призывая мусульман к добрососедским отношениям, пророк предостерегал их от разрушительного воздействия ненависти на нравственные чувства:

– Остерегайтесь ненависти, ибо она подобна бритве, – говорил он. – Я не хочу сказать, что она сбривает волосы, но она сбривает духовность.


2.82. Пророк Мухаммед огорчался, наблюдая ссоры и раздоры между своими последователями. Желая приучить их к дружелюбию и покончить с распрями внутри уммы, он говорил:

– Закон запрещает мусульманину не разговаривать с другим мусульманином дольше, чем в течение трех дней, так, чтобы при встрече один шел своей дорогой и другой шел своей дорогой.

Лучшим из двоих является тот, кто первым поприветствует другого. Если же другой не ответит на это приветствие, то на том, кто его поприветствовал.


2.83. Чтобы человек был счастлив, ему нужны просторное жилище, добрый сосед и хорошее средство передвижения.

О приветствиях

2.84. Говоря о важности приветствий, пророк учил: – Младший должен приветствовать старшего, идущий – сидящего, меньшая группа людей человек – большую группу, а едущий верхом – пешего.


2.85. Пророк Мухаммед запрещал приветствовать пьющих вино, ибо это – великий грех.


2.86. Однажды, когда пророк Мухаммед вышел из дома к собравшимся перед ним людям, его попросили:

– О посланник Аллаха, ты уже научил нас, как приветствовать тебя, так научи же нас теперь, как нам благословлять тебя!

И тогда пророк сказал, чтобы они просили Всевышнего Аллаха благословить его и его семью так, как он благословил семью Ибрахима.


2.87. Пророк Мухаммед не допускал, чтобы люди приветствовали его вставанием, если они сидят.

– Тот, кому нравится, что рабы Аллаха встают из уважения к нему, – говорил он, – займет свое место в Огне.


2.88. Однажды, когда посланник Аллаха сидел в собрании с другими мусульманами, мимо него прошел человек, сказавший:

– Мир вам! – Десять добрых дел, – откликнулся пророк на его приветствие.

Затем мимо него прошел другой человек и сказал: – Мир вам и милость Аллаха! – Двадцать добрых дел, – откликнулся пророк на его приветствие.

Потом мимо прошел третий, который сказал: – Мир вам и милость Аллаха, и Его благословение! На это пророк сказал: – Тридцать добрых дел. А потом к ним приблизился еще один человек, который прошел мимо, не произнеся никакого приветствия.

– Какая плохая память у этого нашего брата! – воскликнул пророк Мухаммед. – Войдя в собрание, он забыл приветствовать присутствующих. Когда человек входит в собрание, он должен приветствовать собравшихся. Когда он садится, а потом решает, что ему следует уйти до того, как завершится собрание, он также должен поприветствовать остающихся. Это его обязанность.


2.89. Некоторые приветствовали посланника Аллаха, целуя ему руки или ноги. Этим они выражали ему свое глубокое почтение. Однако пророк учил, что частью полного мусульманского приветствия является рукопожатие.

Однажды к пророку приехали люди из далекого Йемена. Он встречал их, окруженный группой сподвижников. Спешившись, йеменцы сразу направились к пророку и его друзьям, на ходу вытягивая вперед руки, чтобы приветствовать их рукопожатием.

Это произвело большое впечатление на посланника Аллаха, и он сказал:

– Воистину, у них сердца более нежные, чем у вас. Они первыми предлагают обменяться рукопожатием.




О подарках

2.90. Когда пророка Мухаммеда спрашивали, как наладить отношения с людьми, он давал очень простой совет:

– Дарите друг другу подарки, и тогда меж вами будет расти приязнь и любовь друг к другу.


2.91. Призывая мусульман дарить друг другу подарки, посланник Аллаха учил их проявлять благодарность за то, что им дарят, даже если им досталось что-то малоценное и ненужное, потому что подарок дорог сам по себе, как выражение приязни того, кто его делает. Однажды, наставляя женщин, он сказал:

– О женщины, всегда помните, что мусульманка не должна гнушаться даром своей соседки, даже если это всего лишь баранье копыто. Дарите подарки друг другу, но не забывайте, что жена не имеет права делать подарки без разрешения мужа.


2.92. Когда пророку Мухаммеду дарили подарок, он тут же отдаривался, отдавая дарителю что-нибудь взамен. Как-то раз некто подарил ему верблюдицу. Очень обрадованный таким подарком, посланник Аллаха сделал тому человеку ответный подарок, а затем спросил:

– Доволен ли ты?

Но подаривший верблюдицу неожиданно сказал:

– Нет.

Тогда посланник Аллаха сделал ему еще один подарок и вновь спросил:

– Доволен ли ты?

И вновь тот человек ответил ему:

– Нет.

Посланник Аллаха сделал ему третий подарок и вновь спросил:

– Ну, а теперь ты доволен?

– Да, – последовал долгожданный ответ.

О рабах

2.93. Посланник Аллаха настаивал на том, чтобы мусульмане хорошо относились к своим рабам, поскольку они – их братья. Долг хозяев – кормить и одевать своих рабов, не перегружать их работой, ибо она должна быть посильной.

– Обращайтесь с ними хорошо. Просите у них помощи в том, что слишком трудно для вас, и помогайте им в том, что слишком трудно для них.


2.94. Посланник Аллаха учил, что если в доме есть слуга и этот слуга подает еду хозяевам, его нужно усадить за трапезу рядом с собой или хотя бы угостить его, так как это поможет ему восстановить силы, потраченные на приготовление пищи хозяевам.


2.95. Пророк Мухаммед учил: – Когда раб подает тебе еду, усади его поесть вместе с тобой.

Если это тебе претит, ты должен отдать ему эту еду.


2.96. Требуя доброго, человечного отношения к рабам, пророк Мухаммед в то же время проповедовал беспрекословное повиновение рабов хозяевам. Однако старательные рабы заслуживали благодарности за свое рвение.

– Подчиняясь хозяину, раб подчиняется Всемогущему Аллаху. Если он бунтует против своего хозяина, то он бунтует против Всемогущего Аллаха, – говорил посланник Аллаха. – Но если раб дает хозяину добрый совет и неукоснительно поклоняется Всемогущему Аллаху, то он заслуживает двойную награду.

О любви, милосердии и сострадании

2.97. Пророк Мухаммед постоянно призывал своих последователей к милосердию. Однажды он сказал:

– Проявляйте милосердие, и к вам будет проявлено милосердие. Прощайте, и Аллах вас простит. Горе тем, кто упорствуют и сознательно продолжают творить то, что творят.


2.98. Всемогущий Аллах не проявит милосердия к человеку, который не проявляет милосердия к другим людям.


2.99. Однажды посланник Аллаха сказал:

– Всемогущий Аллах разделил милосердие на сто частей и одну из них ниспослал на землю. Благодаря этой малой толике милосердия все творения Аллаха милосердны по отношению друг к другу, ибо даже кобылица поднимает копыта над жеребенком, чтобы не затоптать его.




2.100. Один из уроков пророка Мухаммеда заключался в том, что люди должны поддерживать друг друга, радоваться за тех, кто счастлив, и сочувствовать тем, кто страдает. Поощряя мусульман к сочувственному отношению друг к другу, он говорил:

– Тот, кто не сторонится людей и с готовностью разделяет с ними их невзгоды, будет вознагражден Всевышним Аллахом более щедро, чем тот, кто сторонится людей и не разделяет с ними обрушившиеся на них беды.


2.101. Одним из важнейших положений учения пророка Мухаммеда был призыв к милосердию. Побуждая людей к сочувствию и помощи тем, кто оказался в трудном положении, он напоминал им, что Аллах никогда не помилует того, кто в земной жизни не проявлял милосердия к другим.


2.102. Посланнику Аллаха достались два молодых раба, два брата, совсем еще мальчики, и он велел их продать. Тот, кому было дано это поручение, выполнил его в первый же день и явился к пророку с отчетом. Когда пророк узнал, что рабы проданы, он обрадовался, но когда ему сказали, что они достались разным хозяевам, он огорчился тому, что братья оказались разлучены.

– Закон не позволяет человеку разлучать двоих людей иначе, чем по их обоюдному согласию, – сказал пророк Мухаммед и, обращаясь к тому, кто выполнял его поручение, велел: – Найди их и отмени сделки, и не продавай их по одному.


2.103. В понятие милосердия, которое посланник Аллаха неустанно внедрял в сознание своих последователей, входило и бережное отношение к тем, кто слабее, в том числе и к женщинам. Сам пророк неукоснительно придерживался этого принципа.

Как-то раз, отправившись в путешествие, пророк Мухаммед повстречал небольшой караван. Он состоял всего из нескольких верблюдов, на которых ехали женщины. Веселый караванщик распевал песни и заставлял верблюдов идти слишком быстро, не думая о том, что такая езда причиняет женщинам большие неудобства.

Поравнявшись с караванщиком, посланник Аллаха поприветствовал его и мягко напомнил:

– Ты везешь хрустальные сосуды, так что будь с ними поосторожнее!

Караванщик смущенно улыбнулся и пустил верблюдов более спокойным шагом.


2.104. Как-то в присутствии пророка Мухаммеда мусульмане заговорили о любви и задумались, одинаково люди любят друг друга или по-разному и чья любовь более угодна Аллаху.

– Когда двое любят друг друга, – сказал им посланник Аллаха, – лучшим из них является тот, кто любит сильнее.


2.105. Пророк Мухаммед, сам человек исключительно мягкий и сострадательный, стремился развивать эти качества и в людях его уммы.

– Аллах исполнен сострадания и любит, когда проявляют сострадание, – говорил он. – Если человек проявляет мягкость, Он дарует ему то, что никогда не дарует за суровость.


2.106. Облегчайте жизнь, а не усложняйте ее. Успокаивайте людей и не возбуждайте в них гнев.

О стыдливости

2.107. Проходя мимо одного из дворов, пророк Мухаммед услышал, как один из его последователей укорял своего младшего брата в нескромности и уговаривал его быть стыдливым, ссылаясь на слова пророка о том, что стыдливость не ведет ни к чему, кроме блага.

Тогда посланник Аллаха вмешался в их разговор и сказал: – Оставь его, ибо он не поймет этого, пока не уверует, потому что стыдливость порождается верой и является одним из лучших ее проявлений.


2.108. Пророк Мухаммед резко осуждал тех, кто обсуждал с другими подробности своей интимной жизни. Однажды он сказал:

– Муж, который проводит ночь с женой, а потом начинает рассказывать другим о том, что между ними произошло, пожалеет об этом, потому что, представ перед Аллахом в Судный День, окажется в незавидном положении.

О скромности

2.109. Скромность всегда украшает того, кто ее проявляет. А проявленная дерзость и грубость всегда унижают.


2.110. Пророк Мухаммед сказал: – Скромность – часть веры. Скромность не приносит человеку ничего, кроме хорошего.




2.111. Однажды пророк Мухаммед лежал в комнате Аиши, и, так как было жарко, его бедро было непокрытым. Как раз в это время к нему пришел отец Аиши, Абу Бакр, и попросил разрешения войти. Пророк разрешил ему войти, оставшись в таком виде, в каком он был. Затем к нему пришел его верный сподвижник Умар, и он также разрешил ему войти, оставшись в таком виде, в каком он был. Затем к нему пришел Усман и тоже попросил разрешения войти. Тогда пророк сел, привел в порядок одежду и пригласил Усмана войти в комнату.

Когда гости ушли, Аиша спросила:

– О посланник Аллаха, к тебе приходил Абу Бакр, и тебя не волновало и не беспокоило, в каком виде ты находился при нем. Затем пришел Умар, и тебя не волновало и не беспокоило, в каком виде ты находился при нем. Затем пришел Усман, и ты сел и привел в порядок свою одежду. Скажи мне, почему?

– Я не мог не проявить скромность перед ним, ибо перед ним проявляют скромность ангелы.


2.112. Посланник Аллаха стал свидетелем того, как старший брат бранил младшего за скромность и дошел до того, что пустил в ход кулаки.

Пророк потребовал, чтобы он немедленно оставил своего брата в покое.

– Оставь его. Скромность – часть веры.


2.113. Однажды пророк похвалил одного мусульманина, сказав, что тот обладает двумя качествами, которые угодны Аллаху. Мусульманин, естественно, поинтересовался, что же это за качества.

– Терпение и скромность, – ответил посланник Аллаха.

Тогда этот достойный человек спросил:

– Скажи мне, о посланник Аллаха, я давно обладаю этими качествами или же приобрел их недавно?

– Они у тебя давно, – сказал ему пророк.

Обрадованный мусульманин радостно воскликнул:

– Хвала Аллаху, который послал мне два угодных Ему качества!


2.114. Пророк Мухаммед говорил, что дома мусульман должны быть просторными. Однако они не должны быть ни чересчур высокими, ни чересчур разукрашенными.

– Судный день не настанет, пока люди не начнут возводить дома, подобные цветастым одеяниям.

В скромном жилище самого посланника Аллаха стены были сложены из покрытых волокнами стволов пальм. Небольшие одностворчатые двери были сделаны из тикового дерева или кипариса.

Но этот скромный дом и его хозяин внушали всем такое благоговение, что никто не решался громко постучаться в его дверь, и люди деликатно стучали по ней лишь кончиками пальцев.


2.115. Однажды в Медине пророк Мухаммед и его сподвижник Умар проходили по рыночной площади. Чего только не предлагали горожанам торговцы! Были здесь и спелые финики, и добротные ковры, и украшенные чеканкой изящные кувшины, но более всего радовали глаз пестрые ткани, доставленные караванщиками из далеких земель. И среди всего этого богатства Умар увидел прекрасный шелковый халат. Он был такой яркий и нарядный, что Умар, не выдержав, предложил своему спутнику:

– О посланник Аллаха, не купить ли тебе этот халат? Ты мог бы надевать его к пятничной молитве или встречать в нем приходящих к тебе людей.

Пророк посмотрел на изумительный халат, но взор его остался совершенно равнодушным.

– Такую одежду может носить только тот, кому ничего не будет дано в Следующем Мире, – сказал он.

Прошло несколько месяцев, и приверженцы Мухаммеда подарили ему шелковые одежды, среди которых оказался и халат, не менее красивый, чем тот, который они с Умаром видели на базаре. Пророк тотчас же отослал этот подарок своему другу.

Получив халат, Умар сразу пришел к пророку и вскричал:

– О Мухаммед! Как же мне носить такой халат после того, что ты сказал на рыночной площади?

И пророк ответил ему:

– А тебе и не нужно носить его. Его можно продать или подарить тому, кому он понравится.

В тот же день Умар отослал халат одному из своих братьев, который жил в Мекке и еще не стал мусульманином.


2.116. В походах посланник Аллаха обычно носил джуббу (меховой или шерстяной кафтан; от этого арабского слова происходит русское «шуба») с узкими рукавами, но его любимой одеждой была рубаха с длинными, доходящими до запястий рукавами. Впрочем, он осуждал тех, кто носил слишком длиннополую одежду, края которой волочились по земле.

– В день Воскресения, – говорил он, – Аллах даже не взглянет на того, кто из желания похвастаться своим благополучием волочил за собой свою одежду.

Когда же эти его слова услышал Абу Бакр, он смутился и воскликнул: – О посланник Аллаха, что же мне делать? Ведь иногда я ловлю себя на том, что мой изар (кусок ткани, который прикрывает тело от пояса до щиколоток) развязывается и волочится за мной по земле.

– Воистину, ты не из тех, кто делает это из чванства! Но все же одежда не должна опускаться ниже щиколоток.




2.117. Узнав, что посланник Аллаха предупреждал мужчин о том, что в День Воскресения Повелитель Миров даже не взглянет на тех, кто, кичась, носил одежду, доходившую до самой земли, к нему обратились обеспокоенные женщины и спросили:

– О посланник Аллаха! Мы слышали, как ты осуждал мужчин за то, что их одежды слишком длинны, но что же делать нам, женщинам, с подолами наших одежд?

– Опустите их на пядь, чтобы были прикрыты щиколотки. – Но тогда неприкрытыми останутся ступни, – продолжали волноваться мусульманки.

– Тогда опустите их на локоть, но не более того, – твердо заявил пророк.


2.118. Пророк Мухаммед говорил, что если те, кто, имея возможность носить дорогую шелковую одежду в земной жизни, откажутся от нее, то в День Воскресения Всемогущий Аллах предложит ему выбрать для себя любую из одежд веры.


2.119. Пророк Мухаммед осуждал за нескромность не только тех, кто носил волочащиеся по земле одежды, но и тех мужчин, кто отпускали слишком длинные волосы. Рассказывают, что однажды он прилюдно сказал об одном человеке, что его можно было бы назвать прекрасным, если бы он не носил такие длинные волосы и подбирал повыше края своей одежды.

Когда же эти слова пророка передали тому, кого они касались, этот человек немедленно состриг себе волосы до уровня ушей и укоротил одежду до середины голеней, как того требовал посланник Аллаха.

Конец ознакомительного фрагмента.