Вы здесь

Фёдор Колычев – дитя эпохи. Внешняя обстановка. Быт (О. Е. Кодола)

Внешняя обстановка. Быт

Не стоит думать, что быт великокняжеского двора и боярства отличался целомудрием и смирением. Боярство Руси никогда не было монолитным «классом».


Русские бояре XVI века. Ф.Г.Солнцев


Веками длилась родовая вражда, на каждом шагу происходило столкновение личных интересов. Любой ценой каждый старался выслужиться, приблизиться к великому князю, чтобы оказывать на него и его родичей собственное влияние. Это означало постоянную борьбу за получение самых выгодных должностей, где в ход шли сплетни, клевета, официальные доносы, подложные письма, избиения, поджоги, отравления, убийства. Естественно, что такая обстановка оказывала огромное давление на молодых боярских детей, и прошедший её (если выживал), становился настоящим придворным, которому мог бы позавидовать сам Макиавелли. И хотя все церковные тексты говорят о том, что при дворе Фёдор «сторонился забав», при этом нельзя исключать, что Фёдор не был «белой вороной» и полной чашей хлебнул прелестей великокняжеского двора.

Подобная обстановка, несомненно, воспитывала вполне определённые черты характера и в боярских детях, и в самих боярах. Согласно свидетельствам современников основной чертой боярского характера была крайняя внешняя сдержанность. Бояре мало говорили – больше слушали. Если и произносили речи, то строили их так, чтобы не выдавать своих интересов и помыслов. Боярских детей с детства обучали такому же поведению, равно как и боярских слуг. Когда слугу (либо молодого боярина) посылали «по делу», ему наказывали не смотреть по сторонам, не разговаривать с посторонними, при встрече разговаривать можно было только по делу, ни о чём больше. Замкнутость в поведении считалась большим достоинством.

(боярские дети)


«Начало свадебной церемонии. У входа в собор дети боярские стерегут путь, чтобы между государева коня и царицыных саней не переходил никто.»


Одно из главных мест в быту занимала религиозность, но иностранцы, побывавшие на Руси, в один голос утверждали, что религиозность эта чаще была показной. Она была повсеместной и внешне соблюдалась очень жёстко, но смирения у боярской знати не наблюдалось. Зато несдержанность ярко прорывалась на пирах – основном развлечении знати. Способствовали этому и своеобразные «правила приличия» на пиру. Здесь полагалось как можно больше есть и пить – так показывали уважение к хозяину пира. При этом пить полагалось «полным горлом» – пить вино, пиво, брагу и мёд «по глотку» считалось неприличным. Во время пиров челядь забавляла пирующих песнями и плясками, но дозволялось плясать и молодым неженатым боярам, и замужним боярышням.


К. Маковский «Боярышня»


Особым успехом пользовались скоморохи, хотя церковь вела с ними непримиримую борьбу, запрещая скоморошество. Таким образом, бояре всегда вели «двойную» жизнь – внешнее благочестие сменялось пирами, как две капли воды похожими на оргии при дворах римских императоров.

В такой обстановке двоедушия и лицемерия и воспитывался Фёдор Колычев… И вряд ли он смог бы существовать в этих условия, если бы его поведение кардинально отличалось от установившихся порядков. Даже если предположить, что отличия были, и «душой» Фёдор стремился к «духовной жизни», возможность ухода от двора он не использовал. Потому, наверняка был вынужден многое впитать, ибо: «с волками жить – по волчьи выть». А народ, как известно, глупость не скажет…