О спортивном ТВ
Чем ближе приближалась осень 2015-го, тем всё больше вестей доносилось из холдинга, которому было поручено заняться созданием нового спортивного телевидения. Тогда ещё было известно его будущее имя – «Матч-ТВ». То сообщат, что станет меньше биатлона (вид спорта для домохозяек, как ни крути – вам любой специалист по рейтингам расскажет: это ж спортивный аналог реалити-шоу, где есть состязания, разные задания и наказания за их невыполнение), то ещё чем-то «порадуют». Какое это на самом деле будет иметь отношение к реальности, никто, ясное дело, всё равно сказать в ту пору не мог. Тем более, что шла весьма себе предварительная работа: серьёзные западные консультанты водили руками, а мозговитые наши руководители определяли, на какие из образчиков для подражания опереться и сделать ставку.
Не всякий консультант одинаково полезен. Я, конечно, всегда считаю, что опираться надо на те или иные сработавшие (а лучше – выстрелившие) западные аналоги, чем искать свой особый путь. Но вот тут тот самый редкий (если вообще не единичный) случай, когда я скажу, что российскую специфику надо учитывать. Помню, как американский консультант, участвовавший в создании спортивных радиостанций в Европе, уверял при переформатировании «Радио Спорт», что до вечернего отрезка чисто спортивной тематики в эфире быть не должно: проиграла моя команда вчера – значит, для меня вчера не существует; можно жить, дескать, только ожиданием будущего матча. Но нельзя сравнивать Францию и Россию. Хотя бы потому, что, к примеру, Лига чемпионов или Лига Европы для нас заканчивается за полночь. И для многих услышать обсуждение матча утром – это просто один из способов вообще узнать исход встречи. Послушали тех консультантов, многое вульгарно восприняли – где сейчас та станция, мы прекрасно видим.
Но если возвращаться к телепродукту. Я, признаюсь, поначалу думал, что Дмитрий Чернышенко как адекватный человек прекрасно понимает, что это не бизнес, а некая социальная нагрузка, что сделать это супермегаприбыльным невозможно по определению. Можно просто сделать так, чтобы не было стыдно. Ну, в самом деле, никто же не предполагал, что Олимпиада-2014 вдохнёт в Сочи и в Россию новую жизнь. Но вроде как провели без особых косяков. И лично Чернышенко с этим справился блестяще. Так отчего не использовать его опыт при столь же ответственном деле, которое к тому же будет видно не на протяжении 17 олимпийских дней, а годами? Говорят, что Чернышенко воспринял это как серьёзный вызов и хочет сделать это по максимальным стандартам современного мирового ТВ. И если не будет социальной нагрузки в виде какой-нибудь нелепой «пропаганды различных видов спорта» и тому подобных спущенных сверху инициатив-ни-о-чём, то, может, и справится.
Есть, правда, сомнительные нюансы. Сейчас все уже привыкли, но я прекрасно помню первые ощущения, когда стало известно, что телеканал назовут «Матч-ТВ». Тут плохо всё: и сужение спортивного поля до одного лишь эпизода – до матча, и четыре согласных подряд, и нелепое прибавление постфикса «ТВ». Если пару десятков лет назад все эти «ТВ», «FM» ещё имели смысл, то сегодня выглядят уже странновато. Хорошо помню, как в середине нулевых обсуждалось, переименовывать ли спортивную радиостанцию «Радио Спорт» в «Спорт FM», и один статусный социолог внятно объяснил на пальцах, что новой аудитории это не принесёт, зато вызовет подозрения, что станция просто хочет быть как все. Эдакий комплекс провинциальности проявится. «Как только переименуетесь, все решат, что руководители – какие-то люди из лохматой провинции». В тот момент не переименовались. Сделали это спустя почти десяток лет, когда станцией и в самом деле завладели провинциалы с глубоко провинциальным сознанием.
Рассказывали, что был вариант другого названия, тоже не без банальностей – «Спорт 360». Он в этом смысле куда креативнее. Не надо мучительно думать о предлагаемом контенте, а 360 – это ж не сразу градусы на ум приходят: тут и рассуждения о том, какие из пяти дней года станут на канале выходными (раз уж не все 365!), и вызывающее ностальгические воспоминания об ушедшей эпохе цена на водку «три шестьдесят две». Есть о чём думать.
Но это всё лирика. Любые названия способны прижиться. Даже «Пятница», наверняка, кому-то нравится. Одно только меня по-настоящему удручает: как бы с водой не выплеснуть… Ну, боюсь говорить банальности. Про ребёнка вы и без меня сами всё знаете. Выплеснули уже всю спортивную редакцию ВГТРК, раздав уведомления о сокращении. Выплеснули журналистов. Часть не сразу, но всё-таки подобрали. А часть шумно или тихо, но выгнали спустя три месяца.
Ясно, что адекватные люди себе место найдут. Хотя в последнее время рынок сужается, и это правило, увы, работает всё реже и реже. На плаву оказываются люди с совсем другими умениями.