Руководитель проекта А. Ефимов
Корректор Ю. Гуськова
Арт-директор Л. Беншуша
Компьютерная верстка Д. Беляков
© Кадирбай Рятов, 2014
© ООО «Альпина Паблишер», 2014
Предисловие
Идея этой книги зародилась давно, но лишь весной 2012 года я приступил к ее реализации. Поводом для этого послужили следующие размышления и обстоятельства.
На протяжении последних двадцати лет, а именно с 1991 г., я сотрудничал с различными казахстанскими и зарубежными компаниями, среди которых были предприятия химической, газовой, электроэнергетической, строительной и других отраслей. Как выпускник кафедры высшей алгебры и логики математического факультета университета, я всегда подвергал системному анализу все самое важное и значимое, что происходило вокруг меня. И с удовлетворением могу отметить, что нередко такой анализ помогал находить успешные решения ключевых управленческих задач.
Постоянное стремление к упорядочению и концептуализации накопленного управленческого опыта привело к появлению нескольких гипотез, одни из которых со временем обретали практическое подтверждение, тогда как другие, не находя таковых, канули в Лету. Но две наиболее важных, как мне представляется, были самым исчерпывающим образом подтверждены практикой не только тех компаний, в которых я работал, но и всемирно известных фирм.
Согласно первой гипотезе, правильная постановка основных целей любой организации требует исключения излишних слов и формулировок, вносящих путаницу и неразбериху. Когда это удается, на первый план выходят вопросы результативности и эффективности. Иными словами, если отбросить в сторону пустые рассуждения, смысл существования каждой организации заключается в реализации конкретных интересов потребителей (клиентов, заказчиков). А это всегда поддается измерению. Результативность организации (выручка от продаж) показывает объем реализованного, а эффективность демонстрирует, насколько организации удалось минимизировать свои затраты при выполнении этой задачи.
Вторая гипотеза утверждает, что организация будет готова управлять своей результативностью и эффективностью лишь при наличии соответствующих предпосылок. Другими словами, потенциал эмоциональных, организационных и экспертных компетенций ее владельцев, менеджеров и ключевых специалистов должен быть максимально реализован. А для этого прежде всего необходима теоретическая платформа. Нужен такой подход к толкованию основ теории управления, при котором в организации станет доминировать ясность, будет создана благоприятная деловая атмосфера и появится мощная идейно-смысловая направленность всей управленческой деятельности. Иначе говоря, нужна фундаментальная философия, посредством которой деятельность владельцев, менеджеров и ключевых специалистов организации обретет смысл, побуждающий к созиданию и продуктивному творчеству, включая выработку самых успешных управленческих решений.
Если в качестве основных целей организации рассматривать только результативность и эффективность, то все понятия, определения и утверждения, призванные раскрыть сущность ее деятельности, сразу обретают абсолютно иной, более логичный, последовательный и системный характер. При такой постановке целей сама по себе возникает необходимость пересмотра всех общепринятых представлений об организации, ее видах, строении, процессах, функциях и особенностях поступательного развития.
В настоящее время для многих руководителей, в чьем ведении сосредоточены огромные материальные, финансовые и человеческие ресурсы, знание основ теории управления, стратегического и операционного менеджмента пока не стало еще осознанной необходимостью. Возникает закономерный вопрос: почему? Одной из главных причин является непоследовательность, нелогичность и неоправданность требований, которые общество предъявляет к различным видам производственной деятельности, а также к знаниям и навыкам должностных лиц.
Например, достаточно строги требования к работе предприятий гражданской авиации, в частности к профессиональной квалификации диспетчеров наземных служб и пилотов. Не менее строги требования к учреждениям здравоохранения и медицинскому персоналу, в частности к квалификации врачей-хирургов. Думаю, вряд ли кто-либо усомнится в их правильности. Очевидна степень ответственности и пилота перед пассажирами на борту самолета, и хирурга перед пациентом, лежащим на операционном столе.
Теперь попытаемся сравнить степень ответственности пилота и хирурга со степенью ответственности руководителя крупной организации с активами в сотни миллионов долларов, тысячами сотрудников и сотнями тысяч потребителей. Очевидно, что их деятельность не менее ответственна, чем труд пилота или хирурга.
Но вот парадокс! Пилоту, чтобы получить допуск к работе, необходимо пройти «огонь, воду и медные трубы». Его знания и опыт должны быть безупречными. Помимо всего он обязан хорошо знать законы аэродинамики и строение самолета. Требования к знаниям и опыту хирурга столь же высоки. Невозможно представить хирурга, не знающего основ медицины, строения и закономерностей функционирования человеческого организма. Тогда, следуя логике, руководителю крупной организации стоило бы хорошо разбираться в основах теории управления, знать строение и особенности функционирования организации, которой он руководит. Но на практике, к сожалению, все обстоит абсолютно иначе! Подобные требования к руководителям организаций применяются достаточно редко, особенно в организациях, собственником которых является государство. Опять возникает вопрос: почему?
Наблюдения показывают, что такие требования предъявляют к руководителю, если от организации ждут результативности и эффективности. Как от хирургов и пилотов. Отсутствие конкретных целей по достижению определенного уровня результативности и эффективности влечет снижение требований к компетентности руководителей организации. К тому же далеко не все предприниматели и топ-менеджеры способны правильно ответить на вопрос: что же такое результативность и эффективность организации?
Руководители, перед которыми уже стоят конкретные цели, заняты поиском путей и средств их достижения. В поиске ответов на самые важные и острые вопросы об управлении организациями они обращаются к Интернету, деловой литературе, но, к сожалению, материала, раскрывающего различные теоретические подходы к менеджменту и толкования его основ, содержащего обширную методологию и описание практического опыта управления процессами, ресурсами и персоналом, слишком много. И в этом океане знаний новичку очень трудно ориентироваться.
Каждый, кто ищет ответы на накопившиеся вопросы, хочет знать, к какой части теории менеджмента эти вопросы относятся и сколько всего таких частей? Какие из них являются основными, или фундаментальными, какие производными от них, а какие просто прикладными?
Многообразие толкований фундаментальных понятий менеджмента, их смысловая неоднозначность и отсутствие системности ведут к неудовлетворенности и растерянности, а порой заводят их в тупик. Даже сами авторы книг, раскрывая те или иные понятия, тут же просят читателей не путать одни с другими. Это говорит о том, что подобные толкования являются автономными и несистемными, т. е. не демонстрируют взаимной связи, общей «картинки», единой логики.
Как известно, задачи, связанные с обеспечением эффективности и результативности организации в краткосрочной перспективе, требуют одних подходов и инструментов, в долгосрочной – других. Еще лет пять-десять назад это обстоятельство ни у кого не вызывало сомнений. Незримая граница между краткосрочной и долгосрочной перспективой была понятна и «очевидна».
Сегодня ситуация иная. Динамика изменений, происходящих в мире науки, технологий и инноваций, слишком высока, и граница между краткосрочной и долгосрочной перспективой не кажется столь уж «очевидной», как прежде. Скорость создания и внедрения новых технологий, производства и продажи новых продуктов постоянно растет. Особенно в сфере ИT-технологий, телекоммуникаций, машиностроения, автомобилестроения, жилищного и промышленного строительства, энергетики, индустрии развлечений, производства модной одежды и аксессуаров, продуктов питания, медицинского оборудования, лекарственных препаратов и во многих других отраслях. Ярким примером является динамика, с которой выходят на рынок новые продукты компаний Apple и Samsung, а также их конкурентов.
Видимо, пришло время задуматься о необходимости подхода к толкованию основ менеджмента, который обладал бы неким свойством универсальности. Такого подхода, чтобы его базовые понятия, определения и утверждения успешно преодолевали испытание частыми переходами от задач локального (тактического) характера к системным (стратегическим) задачам и наоборот.
Бизнес-сообщества Белоруссии, Казахстана, России, Украины и других стран СНГ давно нуждаются в создании некоторой площадки, где можно будет вести обмен знаниями и опытом. Ведь большинство наших предпринимателей и менеджеров сегодня вынуждены «примерять на себя» методологии управления бизнесом, созданные за рубежом. К сожалению, эти знания и опыт применялись в условиях, абсолютно не схожих с теми, в которых сегодня находятся экономики наших стран. Простое и понятное изложение основных знаний о результативном и эффективном управлении организациями на языке, не требующем перевода, сейчас жизненно необходимо. Нужен своего рода инструмент, способный быстро устранить дефицит основных теоретических знаний и одновременно упорядочить собственный практический опыт управления организацией.
Эта книга для тех, кто хочет «расставить по полочкам» все самое важное, что влияет на результативность и эффективность организаций. Для тех, кто нуждается в простом и не слишком объемном толковании знаний об организации. Для тех, кто стремится к переоценке и упорядочению собственного опыта, пытается концептуализировать его, сделав достоянием окружающих. А также для тех, кто, как и автор, страдает неисправимой привычкой видеть во всем систему и ищет взаимозависимость ее элементов.
Книга будет особенно полезна тем, кто уже осознал, что для любой организации рано или поздно наступает момент, когда дальнейшее развитие организации становится невозможным без развития ее владельцев и менеджеров. Иными словами, она нужна тем, кто признал аксиому: «Если хочешь развивать бизнес, прежде всего развивайся сам».