Вы здесь

Французский бокс сават. Техническая, тактическая и психологическая подготовка. Глава I. Сведения о боксе сават (А. А. Петрушин, 2006)

Глава I. Сведения о боксе сават


Почетный президент Французской федерации бокса сават граф Пьер Барузи и президент Международной федерации сават Мишель Роже (1992 г.)


1.1. История французского бокса сават и его развитие в России

За двухсотлетнюю историю развития этого национального вида спорта Франции, в его русло влилось несколько течений, представляющих различные стили единоборства: шоссон, сават, французский бокс. Так как на протяжении долгого времени после его зарождения отсутствовали единые национальные центры развития, и не существовало общей для данных направлений единоборств перспективной программы, эти направления находились в процессе свободного поиска и саморазвития. Только открытие Жозефом Шарлемоном в Париже школы обучения французскому боксу в 1877 году положило начало структуризации процесса обучения национальному виду единоборства Франции.

На международном семинаре в 1997 г., методисты Французской федерации представили историю бокса сават в виде восьми наиболее важных дат:

1800 г. – появление на юге Франции единоборства, использующего в бою только ноги – это «Шоссон». Одновременно на севере начал развиваться метод, использующий удары ногами и некоторые удары открытой рукой – это «Сават»;

1820 г. – Мишель Кассо открыл в Париже первый зал «Парижского сават»;

1877 г. – Жозеф Шарлемон начал обучение «Французскому боксу» и опубликовал первый трактат по данному методу;

1899 г. – состоялся «Бой века», в котором Шарлемон одержал победу над представителем английского бокса, Джерри Дрисколом, доказав «превосходство Французского бокса»;

1914 г. – начало «заката» французского бокса и «путешествие через пустыню»;


Владимир Ульянович Агеевец, доктор педагогических наук, профессор, академик ПАНИ, ректор ГУФК им. П. Ф. Лесгафта в 1973–2001 гг.


Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, академик ПАНИ, ректор ГУФК им. Лесгафта с 2001 г.


Слева направо: Мартынов А. С., к.п.н., мастер спорта и судья международной категории по боксу; Ловелиус Н. В., д.б.н., Олимпийский арбитр; Киселев А. И., к.т.н., заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР, двукратный серебряный призер по боксу Олимпийских игр.


Фуэте наносит чемпионка мира по сават Наталья Ларионова


1965 г. – благодаря усилиям графа Барузи начинается возрождение французского бокса, вновь открываются залы и возвращаются великие чемпионы;

17 февраля 1975 г. – создание «Национальной федерации французского бокса» (FNBF);

1985 год – создание «Международной федерации французского бокса сават» (FIBFS DA), (Leroux M., Reymond J. M. Savate boxing. – Paris: INSEP, 1997).

Данный список можно было бы дополнить, упомянув следующие события: приезд в Россию Эрнеста Лусталло, который познакомил общественность с французским боксом (1895 г.); первые «Международные соревнования в Париже» (1984 г.); первый чемпионат Европы (1986 г.); первый чемпионат мира (1991 г.) и т. д.

Эти даты могут представлять интерес для историков бокса сават, так как с 1877 по 1914 год проводились соревнования по данному единоборству, и некоторые из них претендовали на высокий статус.

Для изучения этапов становления современного бокса сават в России наиболее важными представляются следующие даты:

• 1986 г. – создание первого в СССР клуба «Сават», президент Петрушин А. А;

• 1987 г. – создание Ленинградской федерации бокса сават, президент Петрушин А. А.;

• 1989 г. – создание Советской федерации французского бокса сават, президент Таймазов В. А.; вице-президент и старший тренер Петрушин А. А.;

• 1992 г. – создание Российской коллегии судей по боксу сават, председатель Ловелиус Н. В.


Возрождение бокса сават в России началось в 1986 году, когда в Москву и Ленинград приехала делегация из Франции для ознакомления спортивной общественности с современным боксом сават и привлечения спортсменов СССР к участию в его развитии. Проведенные гостями показательные выступления и оставленные ими методические пособия были использованы автором на начальном этапе перехода в своем клубе от занятий контактным карате к изучению и преподаванию бокса сават.

В ноябре 1986 г. клуб был назван «Сават», и началась работа по поиску дополнительных методических материалов и привлечению единомышленников. В результате проделанной работы, еще четыре клуба, занимавшиеся развитием восточных единоборств, были привлечены к развитию бокса сават в Ленинграде (тренеры клубов: Морковский В., Лунев В., Белова М., Фоминцев А.).

В 1987 г. была организована Ленинградская федерация бокса сават, президент Петрушин А. А., и начались поиск контактов с Французской федерацией и соответствующая подготовка спортсменов к предстоящей встрече.

23 декабря 1988 г. президент клуба «Сават» Петрушин А. А. направил в адрес президента Французской федерации бокса сават Пьера Гейро первое письмо с сообщением о начале развития бокса сават в Ленинграде и с просьбой о методической поддержке.

В ноябре 1989 года состоялся приезд в Ленинград технического советника Патриса Бо и чемпиона Европы по боксу сават Жиля ле Дюигу, техническая стажировка была проведена на кафедре бокса Института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта,

По результатам экзамена автору был вручен первый в СССР диплом тренера по боксу сават – № 0001.

По предложению Таймазова В. А., являвшегося в то время заведующим кафедрой бокса Института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, была организована «Советская федерация бокса сават». Единогласным решением конференции Таймазов В. А. был избран ее президентом, а Петрушин А. А. – вице-президентом и старшим тренером сборной команды СССР. В дальнейшем, большой объем методической работы потребовал учреждения в федерации поста технического директора (методиста), который также был поручен Петрушину А. А.

Всемерная поддержка становлению бокса сават в Институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта была оказана его ректором – Владимиром Ульяновичем Агеевцем.

В мае 1990 года состоялись первые международные соревнования по боксу сават в Париже с участием спортсменов СССР, а в ноябре 1990 года представители клуба «Сават» приняли участие в международных соревнованиях в Нормандии, на которых все наши спортсмены одержали победы. Третий номер журнала «Le Magazine des Rings», вышедший из печати в декабре 1990 г., поместил на своих страницах статью «Французский бокс сават от Атлантики до Урала» с рассказом о первых успехах русских спортсменов, на приведенных фотографиях запечатлены победители: Сергей Андрианов, Наталья Ларионова, Александр Иевлев, Анна Захарова и их тренер, автор данной монографии.

В 1991 г. команда спортсменов СССР приняла участие в чемпионате мира по французскому боксу сават, на котором Иевлев А. и Лапин В. завоевали серебряные медали.

За успехи в развитии бокса сават в России, 21 ноября 1991 года автору был вручен диплом «PROFESSEUR de Boxe Française – Savate» (№ 541), самый высокий по уровню, который может присуждаться иностранному специалисту, имеющему соответствующую техническую квалификацию. Успешные выступления спортсменов России на чемпионате Европы 1992 год – первые золотые медали, завоеванные Сергеем Андриановым, Сергеем Володиным и Владимиром Коноплевым – подтвердили эффективность разработанной автором комплексной модели технико-тактической подготовки в боксе сават.

Подробное описание истории современного этапа развития бокса сават, как в России, так и за ее пределами, требует проведения специального исследования, которое не могло быть включено в нашу монографию ввиду большого объема. Считаем для себя возможным ограничиться приведением результатов выступлений спортсменов, подготовленных автором по разработанной модели техническо-тактической подготовки, на чемпионатах Европы и мира по боксу сават, которые представлены в таблице 1.


Таблица 1

Результаты выступлений членов команды ГУФК им. П. Ф. Лесгафта на чемпионатах Европы и мира по боксу сават, подготовленных А. А. Петрушиным


Олимпийский арбитр по боксу (Москва, 1980 г.), профессор Ловелиус Н. В. и Олимпийский чемпион по боксу (Мельбурн, 1956 г.) Шатков Г. И.


Автор со своими учениками – первыми россиянами, ставшими чемпионами Европы по сават в 1992 г. – Сергеем Володиным и Сергеем Андриановым.


Автор со своими учениками: чемпионом мира по кик-боксу Сергеем Андриановым и чемпионкой Европы и мира по сават, трехкратной чемпионкой мира по кик-боксу Натальей Ларионовой.


Автор со своим учеником, чемпионом Европы по сават в тяжелом весе Денисом Дерябкиным.


Среди членов сборной команды России важно отметить также неоднократного чемпиона России по боксу сават Наиля Урусова, первого чемпиона Ленинграда в категории ветеранов Игоря Громова (в финальном бою одержал победу нокаутом) и, по некоторым оценкам, самого техничного члена сборной команды России Владимира Васильева.

На юге России работу по развитию сават возглавил президент Краснодарской региональной общественной организации «Федерация бокса сават» Вадим Иванович Аравин. Он оказал действенную помощь в подготовке первой международной стажировки 1989 года, в проведении спортивных сборов для членов сборной команды С.-Петербурга, организовал ряд международных встреч в Краснодаре с участием лучших французских боксеров и технические стажировки с привлечением методистов Французской федерации сават.

Являясь судьей международной категории по сават и высококлассным тренером, В. И. Аравин подготовил пять чемпионов России по сават. Он также подготовил четырех чемпионов России по кик-боксу, трехкратного чемпиона мира по кик-боксу и чемпиона Европы Юниса Османова, чемпиона мира по кик-боксу и чемпиона Европы Идриса Османова, двукратного чемпиона мира по кик-боксу Хагура Нальбия, чемпиона мира по тай-боксу Амана Атилова.

Представляется необходимым отметить вклад в подготовку ряда спортсменов нашей сборной Шамирова А. С., совместно с которым автор проводил подготовку: Сергея Володина, Никиты Литвинова, Валентины Дьяконовой, Андрея Зацепина, Ислама Чемурзиева и др.

Весомый вклад в развитие бокса сават в России внесли также Андрей Ипатов, Анатолий Шибакин, Игорь Баев и целый ряд других тренеров.

Название «Французский бокс сават» для национального вида единоборства не раз становилось во Франции предметом дискуссий. Сторонники этого названия утверждали, что оно напоминает о роли Франции в зарождении бокса сават и исключает возможность спутать его с одним из многочисленных видов восточных единоборств.

Противники данного названия предлагали исключить слова «французский бокс», так как полное название слишком длинное. На сегодняшний день дискуссия завершена: бокс сават получил достаточную известность, и упоминание о том, что это «французский» вид спорта и является видом «бокса», на территории Франции является излишним. Международная федерация, ранее именовавшаяся «Международной федерацией французского бокса сават» (FIBFS), сократила свое название до «Международной федерации сават» (FIS). Названия: «французский бокс сават» или «бокс сават» употребляются за пределами Франции, для облегчения взаимопонимания между специалистами и во избежание ошибок.

1.2. Сравнительный анализ бокса сават и родственных видов единоборств

Анализ учебных видеоматериалов по боксу сават. Начиная с ноября 1989 года, С.-Петербургская федерация французского бокса сават, Канн и Бато выпускает документальные видеофильмы по технике бокса сават (проект – Петрушина А., оператор – Ильин А.). Для проведения демонстрации техники были привлечены лучшие специалисты Французской и Международной федераций бокса сават.

Учебные видеофильмы, посвященные техническим стажировкам, включают в себя три части: в первой части идет общее обучение технике сават по стандартной схеме; во второй части – демонстрируется применение основных атакующих технических приемов и защит; в третьей части приглашенные мастера проводят спарринги с лучшими русскими боксерами сават.

Сравнивая документальный видеоматериал о развитии бокса сават в России с аналогичными фильмами о чемпионатах Франции за период с 1993 по 1999 годы, удалось определить общий уровень технической подготовки боксеров сават в разных регионах мира и сделать ориентировочный прогноз дальнейшего технического развития данного вида единоборства.

Интересным представляется опыт приобщения детей к сават во Франции путем создания Французской федерацией бокса сават в 1993 году художественного короткометражного фильма «Les Gants magiques». Фильм выстроен в форме рассказа о мальчике, которого одноклассница приглашает на свою тренировку по боксу сават. Роль тренера в фильме играет тренер женской сборной команды Франции по боксу сават Паскаль Сонкур.

Во Франции методические видеоматериалы выходят с целым рядом существенных недостатков, затрудняющих их использование, главным из которых является их неполнота, отсутствие подводящих упражнений, к тому же они мало доступны российским специалистам.

С другой стороны, в данных учебных видеопособиях отсутствует методика и показ технологии обучения техническим приемам бокса сават, которые известны ведущим французским специалистам и практически применяются ими в учебно-тренировочном процессе.

Из положительных аспектов использования данных видеоматериалов по боксу сават, можно отметить ценность документальных видеофильмов с включением боев лучших мастеров данного вида единоборства. Специалисты, имеющие достаточно высокий теоретический и практический уровень, могут извлечь большую пользу, наблюдая применение технических приемов и тактических схем лучшими боксерами сават в условиях спортивного поединка.

Необходимо учитывать контекст, в котором происходит развитие бокса сават во Франции на данном этапе. Определяющим фактором здесь следует признать отношение к сават в этой стране как к национальному виду спорта, с его развитием в рамках школьных программ, с соответствующим широким использованием политических, экономических, культурологических и иных рычагов воздействия в русле единой государственной программы и с повсеместной поддержкой государственных и общественных организаций на всех уровнях.

Подобное привилегированное положение позволяет осуществлять финансовую поддержку специалистов и спортсменов, организовывать многочисленные технические стажировки, преподавать бокс сават в школах, организовывать повсеместные рекламные выступления (даже в метро), организовывать клубную спортивную работу со всеми возрастными группами населения (с 6 лет в рамках программы «Кенгуру»).

Английский бокс по разделу техники ударов руками, защит от ударов руками и передвижений является идентичным соответствующему разделу техники бокса сават.

Начальный этап развития бокса, как спортивного единоборства, имеет очень древнюю историю. Точная дата проведения первых соревнований определяется многими историками спорта неоднозначно, например, в книге Л. Куна приведен фрагмент барельефа из Вавилона, изображающий кулачный бой, датируемый II тысячелетием до н. э. (Кун Л., 1982.).

Различные правила проведения кулачных боев в Древней Греции описаны в «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста» П. Ф. Лесгафтом (Лесгафт П. Ф., 1951.).

В учебнике бокса под редакцией И. П. Дегтярева, бокс называют «спортом всех времен» (Дегтярев И. П.,1979.). У народов нашей родины кулачный бой появился в период формирования великого славянского народа (Градополов К. В., 1951, 1965.).

Начало развития английского бокса связывают с открытием в Англии Джеймсом Фигсом первой школы кулачного боя в 1718 году (Шатков Г., Алтухов И., 1979.). В развитии бокса в С.-Петербурге положительную роль сыграл Э. И. Лустало, который приехал Россию в 1895 году (Таймазов В. А., Шамиров А. С., 1997.).

Сегодня бокс является одним из наиболее развитых видов единоборств и его техника доведена до высочайшего уровня. Большинство родственных видов единоборств используют технические достижения английского бокса для своего развития и повышения эффективности боевых действий. Научно-методическая литература по боксу обширна, поэтому для целей нашего исследования было отобрано сравнительно небольшое количество источников, характеризующих общее направление развития данного вида единоборства.

Большинство авторов учебных пособий полагают, что общей тенденцией на пути повышения технического мастерства в боксе является надежная комбинированная защита (Огуренков Е., 1959, 1966; Романов В. М., 1979.). Данный принцип соблюдается как при выполнении защитных движений, так и при нанесении ударов или передвижения по рингу.

Тактика боя в боксе развивалась по линии уменьшения грубого силового бокса в сторону большего разнообразия и более широкого использования различных технических приемов боксерами. Так как техника и тактика в боксе взаимосвязаны, искусная тактика должна соответствовать высокой технике боевых действий (Степанов А. И., 1963.).

Одним из важных факторов, определяющих эффективность действий боксера, является хорошо развитое чувство дистанции, которое не только позволяет успешно вести боевые действия на ринге, но и предохраняет спортсмена от травматизма (Никифоров Ю. Б., 1971.).

Качество выполнения технических действий боксером на ринге определяется их экономичностью и рациональностью, т. е. соответствием амплитуды движений и степени напряжения мышц «эталонной» биомеханике движения в рамках решения конкретной боевой задачи.

Сравнивая рекомендации, которые авторы учебных пособий дают боксерам-любителям и боксерам-профессионалам, можно сделать вывод, что они часто имеют различия. Так, например, в любительском боксе следует больше внимания уделять легкому «челночному» передвижению во время боя и стараться победить противника за счет более высокой скорости и искусного обыгрывания (Грижевский К., 1973.).

Для боксеров-профессионалов предпочтительным является более плотная постановка ног на ринг, которая дает боксеру возможность наносить более сильные удары. Удары должны наноситься боксером жестко, по полной амплитуде и, желательно, на средней дистанции (Les plus grands combats de Sugar Ray Robinson, 1991; Rocky Marciano – The Story, 1991; Jack Dempsey – The Story, 1991; Персивал Л., 1991; Батлер Ф., 1992; Русанов В., 1992.).

Анализ видеодокументов английского бокса показывает, что историческое развитие бокса как вида спортивного единоборства шло по линии усиления защиты и улучшения умения боксеров передвигаться по рингу (Les champions Welters et Poids Légers, 1991; Les Rois du ring, 1995; Les Dieu de la boxe, 1995). Изменения в правилах судейства бокса шло по линии уменьшения риска для здоровья боксеров и гуманизации данного вида единоборства. С этой целью уменьшилась продолжительность боя, были введены более мягкие перчатки (Штейнбах В., 1991). Указанные изменения в правилах позволили сделать бокс более техничным и зрелищным видом спорта, повысили его безопасность для здоровья спортсменов.

Сравнивая технику английского бокса и бокса сават, можно предположить, что соединив технику английского бокса с техникой ударов ногами сават, основатели «французского бокса сават» завершили долгое соперничество двух направлений-антагонистов в единоборстве и прекратили спор о том, что важнее в бою – удары руками или удары ногами. Если сегодня боксер сават демонстрирует в бою недостаток по разделу техники ударов руками, это свидетельствует не о техническом недостатке «французского бокса сават», а о трудности одновременной работы над развитием двух таких сложных и энергоемких для изучения техник, какими являются разделы ударов руками и ногами.

Азиатские боевые искусства. К данной группе единоборств можно отнести многочисленные направления и школы боевых искусств, ведущих поединки без использования боксерских перчаток. Подобные виды единоборств широко распространены в Китае, Японии, Корее, в Индонезии, во Вьетнаме, Лаосе, Бирме и целом ряде других стран, расположенных в данном регионе.

Многие боевые системы данных направлений параллельно с обучением технике ударов и захватов широко практикуют обучение приемам обращения с различного рода традиционным оружием (Масатоши Иитиро, 1992., Миллер Д., 1997.).

Для создания тактических и стратегических концепций ведения боя, во многих школах часто использовались идеи китайских классических трудов по воинскому искусству, таких как Сунь-цзы, У-цзы и целому ряду других (Конрад Н. И., 1977.).

Китай стал крупнейшим в мире центром развития традиционных боевых искусств, а в самом Китае количество занимающихся ими превышает 100 миллионов человек. Большая часть из них занимается оздоровительным направлением боевых искусств, которое использует боевые приемы в качестве формализованных комплексов, включаемых, как правило, в утреннюю зарядку (Долин А. А., Попов Г. В., 1997; Травников А., 1990, 1993; Пино Жак, 1997.).

Так как многие боевые приемы основаны на копировании движений животных и имеют подражательный характер, выполнение упражнений театрализовано (Морозова Н. В., Дернов-Пегарев В. Ф., 1993; Капустин А., 1997.).

Создание в нашей стране федерации Ушу (наиболее известное название китайских видов единоборств) способствовало появлению пособий для начинающих заниматься боевыми единоборствами (Китайская гимнастика Ушу, 1989; Азбука У-шу, 1990.).

Среди периодических изданий, посвященных боевым искусствам, можно выделить научно-методический сборник «Боевое искусство планеты». Среди его положительных сторон следует отметить широту круга затрагиваемых тем и обширный иллюстративный материал (Боевое искусство планеты, № 7, 1993.).

Карате является собирательным термином, обозначающим различные стили японских боевых единоборств. Оно входит как составляющая часть в «азиатские боевые искусства», но мы выделили его отдельно, так как оно явилось основой для создания современного вида единоборства – кик-бокса (кик-боксинга).

Как вид боевого единоборства, карате сформировалось под влиянием китайских видов единоборств, что и определило его первоначальное название: «китайская рука». Сильное влияние китайской культуры на развитие искусства в Японии отразилось и в изобразительном, пластическом и словесном искусстве (Конрад Н. И., 1980.).

Первоначально метод тренировки в карате был прост и сводился к следующему: практикант учился производить структурно одно защитное действие на трех уровнях, чтобы защитить голову, туловище и зону ниже пояса от удара, и один ответный (или атакующий) удар. Так как этот удар предполагался быть единственным, его главным критерием являлась эффективность, т. е. он должен был вести к смерти противника.

Желание, после окончания Второй мировой войны, трансформировать боевое единоборство с прикладной направленностью в массовый вид спорта заставило специалистов карате изменить традиционный подход к правилам ведения поединков. Правила были смягчены, количество требуемых для победы зачетных ударов увеличено, а многие опасные приемы исключены.

Первые поединки каратистов с представителями такого хорошо развитого вида контактных единоборств, как английский бокс, привели к рождению более быстрых и подвижных стилей карате. Начало первых шагов спортивного карате ознаменовалось частыми изменениями в правилах проведения соревнований. Попытки создания единых спортивных правил для различных стилей не удались, и сейчас существует целый ряд стилей карате, проводящих соревнования по собственным правилам.

Определяя ценность спортивного карате, как вида единоборства, и сравнивая его с такими видами спорта, как английский и французский бокс, можно заметить, что отсутствие перчаток у спортсменов потребовало ограничения в силе нанесения ударов и привело к условности поединка.

Большой коммерческий успех английского бокса вызвал желание у ряда специалистов карате создать аналогичный вид контактного единоборства, но с использованием в бою на ринге ударов ногами по принципам техники английского бокса.

По мере увеличения количества желающих заниматься контактным карате и совершенствования защитных действий от ударов ногами, новый вид спорта – карате с полным контактом (фул-контакт карате) – стал получать все большее признание.

Фул-контактное карате, начиная с 1972, получило развитие в США, и многие американские спортсмены, добившись успехов и известности в новом виде единоборства, пытаются создать собственные модификации боевых видов спорта, синтезируя уже известные системы (Гагонин С. Г., 1997.). Чемпион мира Bill Wallace выпустил в 1990 году учебные пособия в виде 9 фильмов, где последовательно рассмотрел вопросы подготовки спортсмена по данному виду единоборства (Wallace Bill, №№ 1–9, 1990.).

Недостатки, свойственные данному виду единоборства – редкое использование ударов ногами со смещением по флангу и отсутствие ударов в нижний уровень – ограничивают технический арсенал данного единоборства по сравнению с боксом сават, а отсутствие обуви вынуждает сокращать дистанцию при нанесении ударов ногами.

Кик-бокс (кикбоксинг) является видом спорта, который объединил под одним общим англоязычным названием разные направления контактного карате, пришедшие к использованию во время боя боксерских перчаток. В этом виде единоборства техника ударов ногами заимствована из традиционного карате, а техника ударов руками, передвижений и тактические схемы ведения боя из английского бокса.

Сегодня его правила определяют четыре формы проведения боя по степени контакта и разрешенным зонам нанесения ударов: ограниченный контакт; легкий контакт; полный контакт; свободный стиль (разрешены круговые удары по ногам) (Куликов А., 1999.). Некоторые авторы считают, что кикбоксинг является синтезом бокса, карате и дзюдо (Филимонов В. И., Нигмедзянов Р. А., 1999.).

Одними из лучших пособий по изучению техники кикбоксинга можно считать учебные фильмы выпущенные Бенни Уркидесом (Urquidez Benny, 1986; 1989.). В этих учебных пособиях чемпион мира по кикбоксингу Бенни Уркидес, получивший в спортивном мире прозвище «реактивный», последовательно рассматривает многие аспекты подготовки спортсмена в кикбоксинге. Данные фильмы сделаны в форме учебного семинара со спортсменами разного уровня подготовки, занятие проводится в зале Бенни Уркидеса и вся техника демонстрируется им лично (Benny «The Jet» Urquidez, №№ 1–6, 1986).

Другая серия из восьми учебных фильмов, созданная Бенни Уркидесом, распространялась через магазин «Budostore» (Paris) в 1989 году. Принципиальных отличий от предыдущей учебной серии она не имела и отличалась добавлением двух фильмов: № 5, «Savoir pour gagner!» («знать, чтобы победить!») и № 7, «Une Self-defense efficace» («эффективная самооборона») (Benny «The Jet» Urquidez, «Budostore», 1989.).

С автором данных учебных пособий нам доводилось встречаться на учебном семинаре в Москве, где Бенни Уркидес на ринге демонстрировал технику кикбоксинга, рассказывал о себе и своем пути в спорте. Он был приглашен для проведения семинара, который проходил во время чемпионата мира среди профессионалов по кикбоксингу, с участием спортсмена из нашего клуба Сергея Андрианова.

Когда наш спортсмен досрочно выиграл бой, пояс чемпиона ему вручил Бенни Уркидес. Мы задали вопросы прославленному чемпиону, чтобы узнать его мнение о бое и технике нашего ученика. Г-н Уркидес охотно ответил на вопросы и дал полезные советы, которые были учтены нами в дальнейшей работе, как с Сергеем Андриановым, так и с другими спортсменами из сборной команды России по сават.

Подводя итог рассмотрению кикбоксинга как вида спорта, можно сделать следующий вывод: ведение боя без обуви вынуждает кикбоксеров вести бой на более короткой дистанции, чем в боксе сават.

Тай-бокс (таиландский бокс, тай-боксинг или муай тай) является жестким видом единоборства, использующим в бою удары руками в перчатках (как в английском боксе), локтями, и ногами – стопой, голенью и коленом.

Учебные пособия по этому виду единоборства, книги и учебные видеофильмы сегодня выходят под несколькими названиями: muay thai, «muay thai – chakuriki», thai kickboxing, thai boxing, тайский бокс и таиландский бокс. При описании данного единоборства нами было принято название «тай-бокс», ввиду его краткости.

По мнению некоторых авторов (Артеменко О. Л. и др.,2001.), точную дату зарождения данного вида единоборства установить невозможно, так как в 1767 году бирманские войска разрушили древнюю столицу Сиама, и все более ранние исторические документы были сожжены завоевателями.

Сегодня тай-бокс очень популярен в Таиланде, четыре телевизионных канала демонстрируют бои по тай-боксу несколько раз в неделю. Что касается «фирменных» ударов тай-бокса, то это в первую очередь удары локтями (особенно эффективны удары локтями в голову) и удары коленями.

В качестве учебного пособия по технике тай-бокса можно использовать фильм «Thai kickboxing», созданный компанией «Panther Productions» в 1986 году (Pudpad Noy Worawoot, 1985.). Данный фильм был создан при участии чемпиона по тай-боксу по прозвищу «Golden Leg» – Pudpad Noy Worawoot: «Fighting, training, techniques», в нем рассматриваются многие аспекты обучения тай-боксу: традиционный танец, исполняемый таиландскими боксерами перед боем, боевая стойка, передвижения, техника ударов.

Для представления о том, как развивается таиландский бокс в США, можно ознакомиться с учебным пособием по тай-боксу – «Thai kickboxing» выпущенным в «American Martial Arts University» (Master Robert Lyons, 1995.). Рассказ о тай-боксе и демонстрацию технических приемов в данном фильме осуществляет «Master Robert Lyons» из штата Флорида.

Еще одним пособием по изучению техники тай-бокса, но более высокого уровня, можно назвать учебный фильм, созданный Томом Харингом, известным тренером из Голландии. Анализируя «школу тай-бокса» Тома Харинга можно сделать вывод, что в ней удачно сочетается хорошая техника английского бокса и традиционная манера ведения боя тайскими боксерами (Thai boxing. The Hardest Sport On Earth. «Kwon», 1991).

Среди других фильмов о тай-боксе, следует выделить серию из четырех учебных фильмов (общая продолжительность – 3 часа), в которой рассматриваются различные аспекты обучения тай-боксу («Scorpio film», №№ 1–4, 1992.).

Подводя итог рассмотрению тай-бокса, можно сделать вывод, что в традиционном тай-боксе большое значение придавалось силовой борьбе, а также силе и жесткости ударов, что отрицательно сказывалось на технике передвижений. Нанесение ударов голенью, коленом и локтем диктовало необходимость вести бой на более близкой дистанции, чем в боксе сават.

1.3. Терминология и толковый французско-русский словарь

Проблемой для тренеров, спортсменов и судей, желающих развивать бокс сават в России, явилось отсутствие исходной информационной базы. Это в первую очередь касалось таких направлений исследований, как разработка и систематизация современной русифицированной терминологии бокса сават (позволяющей более кратко и точно описывать технические приемы), а также описания и классификации технических приемов.

Определенные трудности вызывало отсутствие толкового французско-русского словаря терминов бокса сават, так как спортивно-терминологический перевод многих слов из лексикона бокса сават в общих словарях и словарях, посвященных олимпийским видам спорта, отсутствует. Это создавало трудности в общении между специалистами, снижало эффективность взаимодействия между спортсменами, тренерами и судьями, осложняло использование специальной литературы.

Отсутствие сравнительного анализа техники бокса сават с техникой родственных видов единоборств, приводило к недопониманию смысла целого ряда приемов, специфичных для бокса сават, и, как следствие, неправильной их трактовке.

Учет вышеперечисленных факторов привел к необходимости разработки данных направлений исследования – создания исходной информационной базы – для ее дальнейшего использования в научно-методической и практической работе.


Таблица 2

Характеристика этапов разработки исходной информационной базы, необходимой для организации учебно-педагогического процесса обучения боксу сават


Систематизация терминологии бокса сават

В отличие от уже ставшей в России привычной терминологии английского бокса, терминология французского бокса сават еще находится в стадии формирования и нуждается в уточнении. Международная терминология бокса сават определена техническим регламентом Французской федерации бокса сават (что создает языковые трудности в ее использовании в России) и имеет недостатки в систематизации технических приемов.

В настоящей работе приводится систематическое описание терминологического аппарата бокса сават, более удобное для использования. В основу терминосистемы бокса сават была положена терминология английского бокса, принятая в России.

Для наименования элементов техники, специфичных для бокса сават, используется перевод соответствующего французского термина на русский язык (например, chassé – прямой удар ногой), а в тех случаях, когда русскоязычный эквивалент не способен полностью передать смысловое наполнение французского термина, сужает или чрезмерно расширяет значение исконного слова, делается заимствование наименования из французского языка.

Например, развернутое описание удара фуэте (фр. – fouetté) может быть представлено следующим образом: «хлыстообразный» удар ногой сбоку, по дуговой траектории, снаружи-внутрь по направлению к опорной ноге, наносимый поверхностью подъема стопы или носком». В практической работе столь длинное название удара использовать неудобно.

В отношении заимствований, мы придерживаемся в настоящей работе господствующего в современной лингвистике взгляда, в соответствии с которым заимствование наименования вместе с понятием зачастую является предпочтительным.

Многие исследователи языка говорят о том, что предпочтительнее заимствовать иноязычное наименование вместе с понятием, вместо того, чтобы подбирать наименование из лексических средств «своего» языка. В качестве аргументов в поддержку заимствования иноязычного слова приводятся следующие:

1. Семантическая определенность, «терминологичность» заимствуемых слов (Сорокин Ю. С., 1965; Лотте Д. С., 1982.).

Как отмечает Ю. С. Сорокин, новые понятия необходимо выражать с помощью устойчивых терминов. В то же время, как отмечает исследователь, многие коренные слова, в силу их широкой употребительности и сочетаемости с другими словами, характеризуются многозначностью. Напротив, заимствованные слова часто характеризуются смысловой однозначностью. По определению Ю. С. Сорокина, они «склонны к терминологизации, т. е. выступают в заимствующем языке как прямые знаки известных предметов и понятий» (Сорокин Ю. С, 1965, с. 59.).

Сходной точки зрения придерживается и Д. С. Лотте. Одной из основных причин заимствования терминологической лексики исследователь считает необходимость сочетать требование «научной точности», с одной стороны, и практической краткости», с другой. Иноязычное заимствование связывается чаще всего со всем понятием целиком: оно «привлекается для выражения не какого-либо отдельного признака, а совокупности всех необходимых и достаточных признаков, характеризующих данное понятие» (Лотте Д. С., 1982).

Ю. С. Сорокин указывает на тот факт, что заимствованные слова выражают оттенки понятия настолько подчеркнуто и специально, что смысловое наполнение их и русскоязычных соответствий все же различно. (Сорокин Ю. С., 1965).

2. Тенденция к соответствию нерасчлененности обозначаемого понятия с нерасчлененностью обозначающего (Крысин Л. П., 1968.).

Л. П. Крысин указывает на следующий факт: если обозначаемое представляет собой единое целое, одно явление, то язык стремится назвать его одним словом, а не словосочетанием, (Крысин Л. П., 1968.). По этой причине, с точки зрения исследователя, иноязычное слово зачастую предпочтительнее исконного оборота (например, одночленное выражение – «снайпер» часто употребляется вместо двучленного выражения «меткий стрелок»).

Нами также учитывался опыт использования иноязычных слов при создании терминологии в таких видах спорта, как гимнастика и акробатика (сальто, рондат, курбет), фигурное катание (тулуп, флип) и фехтование (батман, ремиз, финт) (Уркан М. Л., Шлемин А. М., 1977; Коркин В. П., 1981; Мишин А. Н., 1985; Тышлер Д. А., 1978.).

Заимствование части терминологии бокса сават из французского языка определяется также следующими экстралингвистическими факторами:

1. Приоритетная роль Франции в развитии французского бокса сават, где зародился этот вид спорта, и где находится штаб-квартира Международной федерации сават (FIS).

2. Выпуск большого количества литературы по проблемам бокса сават на французском языке.

3. Официальным языком судейства международных соревнований по французскому боксу сават является французский язык.

4. Расширяющиеся контакты России и Франции в области развития бокса сават.

Вышеуказанные факторы определяют влияние французского языка на русскоязычную терминологию бокса сават, выражающееся, в частности, в проникновении в нее заимствований. Ниже приводится краткий толковый французско-русский словарь терминологии бокса сават и система терминов, принятая в настоящей работе.

Краткий толковый французско-русский словарь терминов

В первом столбце приводится термин, принятый Международной федерацией сават (FIS); во втором столбце приводится краткое описание данного технического приема, выполненное автором; в третьем – предлагаемый термин.


Таблица 3

Передвижения


Таблица 4

Удары руками


Таблица 5

Прямые фронтальные удары ногами


Таблица 6

Прямые латеральные удары ногами


Таблица 7

Боковые удары ногами


Таблица 8

Обратные фронтальные удары ногами


Таблица 9

Обратные латеральные удары ногами


Таблица 10

Удары ногами снизу


Таблица 11

Защиты


Для наименования элементов техники бокса сават, которые могут быть описаны с помощью устоявшейся спортивной терминологии, в настоящей работе используется соответствующая терминология (в основном из терминосистемы английского бокса).