Вы здесь

Фрактальная история. Глава 4. История динозавров (Игорь Красавин, 2015)

Глава 4

История динозавров

§1. Первое массовое общество

Всякий полис представляет собой своего рода общение.

Аристотель. Политика

Далеко не всегда Греция была образцом для подражания, но когда в Средиземноморье государств было мало, география ей помогла. Минойцы на острове Крит в III—II тыс. до н. э. были пиратами и торговцами, контактировали с сообществами Ближнего Востока, а с точки зрения политической организации являлись теократией, что характерно для ранних сообществ с их относительной редкостью контактов и неприятием окружающих. Зависимость от контактов и возможности морских коммуникаций обусловили и раннее развитие, и независимость Крита от материковых государств (Кипру в этом отношении повезло меньше). Обилие торговых контактов порождает изысканную культуру, высокий уровень доходов и технической изощренности. Торговые колонии минойцев находились в Леванте, на островах Эгейского моря и в Центральном Средиземноморье, а Египет традиционно считал греков-минойцев своими союзниками. К XVI в. до н. э. царства Крита подпадают под власть сильнейшего из них, в Кноссе, который простирал свою власть и на материковую Грецию.

Там, в свою очередь, сообщества греков-ахейцев развиваются под влиянием Крита в племенные иерархии, в ходе внутренней борьбы создают аристократические союзы и венчаются на царства, промышляющие морским разбоем – образчик таковых привел Гомер. Их экономическое и политическое влияние распространяется вглубь Балкан. Как известно, царство минойцев неоднократно страдало от землетрясений, и в середине XV в. до н. э. попадает под власть ахейцев. Уровень развития экономики на острове снижается, но ахейцы продолжают торговые контакты с Египтом и Левантом. В XIII в. до н. э. среди ахейских монархий начинаются войны, которые должны были закончиться объединением в рамках общего государства, но междоусобицы провоцируют окружающие народы на вторжения. Когда в XII в. до н. э. на Балканы пришли греки-дорийцы, еще не познавшие государства, наступает социальный регресс, дальние контакты прекращаются. Ахейские и минойские торговцы исчезают – созревает Финикия, а в Греции наступают темные века72.

Новый виток развития коммуникации наступает благодаря активности ассирийцев и вавилонян. Распространение металлургии железа обеспечивает большую производительность и доступность техники. Расширение ареала цивилизации сказывается на динамике отношений греческих сообществ. К VIII в. до н. э. у греков начинает формироваться частная собственность и аристократия стягивает земельный фонд в свои руки. Природные условия Греции напоминают финикийские: недостаток земли, ее непригодность для выращивания хлеба. Греческие сообщества были рассеяны по островам и к тому времени уже вошли в контакт с окружающими территориями – внутренняя борьба обернулась колонизацией. Демографическое давление на каменистых берегах Эгейского моря было так велико, что счет колоний ведется на сотни. Такие города, как Милет и Коринф, основали по нескольку десятков поселений в Причерноморье, Италии, северной Африке и южной Франции. Отселив соплеменников, аристократия сохранила социальную структуру, но тем самым поставила себя в иную зависимость, справиться с которой уже не смогла.

Колонии нуждались в метрополиях – поставляя продукты сельского хозяйства, они требовали промышленных изделий. В результате активизируются обмены и производство. Начинается повсеместная коммерциализация ремесла и сельского хозяйства – появляется в прямом смысле слова массовая ручная продукция73. Она была не такой искусной и дорогой, как изделия финикийцев, зато дешевой и практичной. Процесс дифференциации населения продолжался, как и раньше, поэтому большая часть крестьян становится ремесленниками, торговцами и моряками. Происходит формирование рынков и многократное расширение социально-экономического пространства. Более того, сами колонии не были пассивными поставщиками сырья. Они были посредниками между метрополией и туземцами, а потому сразу развивались как самостоятельные сообщества, с коммерческой ориентацией сельского хозяйства и промышленности. Объемы сделок и частота их совершения в сотнях городов определило появление в 560 г. до н. э. первой монеты, серебряной драхмы, печатать которую стали в Греции практически повсеместно74. Греческий успех в деле создания рыночной экономики и накопления капитала подчеркнул персидский царь Ксеркс, когда заявил, что он не может верить послу народа, который каждый день собирается на городской площади, чтобы обманывать друг друга75.

Острова Эгейского моря находились на перекрестке путей во все стороны Средиземного моря. Торговые контакты познакомили греков с финикийским алфавитом, а необходимость разнообразной деятельности привела к его усовершенствованию – так появился алфавит с гласными буквами. Промышленность, наука и искусство получили грамотных и самостоятельных создателей, заказчиков и потребителей. На Востоке ставили памятники богам и царям, в Греции – спортсменам (боги придут позже: когда Рим объединит Средиземноморье, империи понадобится общая идеология и лояльное население). Так развивалась городская культура, стирающая родовые структуры связей и предлагавшая конструкт гражданина, зависимого не столько от происхождения и вида деятельности, сколько от равных прав и неравного богатства.

Если рассматривать условия организации, повлиявшие на такой ход событий, то ими будут следующие. Во-первых, территориальное нахождение в зоне контактов. Во-вторых, относительная слабость перед другими сообществами, более многочисленными, политически могущественными и обширными, которым нельзя было навязать свою волю и выкачивать их средства. В-третьих, то обстоятельство, что Греция избежала излишне частых вторжений жадных соседей и потому, в отличие от финикийцев, смогла в большей степени развить государственность. В-четвертых, необходимость преобразовательной деятельности по обеспечению ресурсами. Все это обусловило отсутствие монопольной власти у какой-либо социальной группы и одновременно повлияло на их активную позицию. Аристократы, крестьяне, ремесленники, торговцы – все были вынуждены бороться и взаимодействовать друг с другом.

Вынужденная динамика отношений между группами (чему греки были совсем не рады76) вызвала политическое равновесие. Власть приобреталась при поддержке большинства, состоящего из разных групп, с их различными интересами и предпочтительными практиками. В ряде случаев это имело своим следствием появление демократии, хотя в большинстве греческих торговых государств, как и в Финикии, победивший капитал установил олигархический режим, а внутренние районы и вовсе оставались бедными и патриархальными77. Каким бы ни был консенсус (или диссенсус), он включал могущественное меньшинство – олигархов и аристократов; остальные выражали свое мнение лишь в кризисных ситуациях, и это был бунт. Власть принадлежала кучке богатых лиц, если они могли договориться, либо тирану, если нет.

К VI в. до н. э. обмены между колониями и метрополиями позволили страте «новых богатых» не только появиться, но и предъявить политические претензии. Начинается волна политических столкновений между коммерсантами и аристократами. Буржуа формируют круг клиентелы из экономически несостоятельных маргиналов, с помощью которых силой захватывают власть. Так проявилась характерная черта олигархических тираний – популизм, присущий таким режимам и поныне. Поэтому тирания и смогла сформироваться как явление: тиран являл собой результат диссенсуса, вынужденного, но необходимого, чтобы сохранить status quo78. Тираны не меняли социальный режим, а лишь расправлялись с политическими противниками. Тиран – тот же царь, прививающий сообществу модель государственного капитализма. Конкуренция с другими городами заставляет тиранов вести активную политику: временно это разрешало внутренние противоречия, политическая ответственность за которые была на правителях.

Напряженные отношения внутри городов говорят о высокой степени социальной дифференциации, что проявлялось в долговом рабстве и чрезмерных скоплениях частной земельной собственности. Сейсхатейя (стряхивание бремени) было применено афинским законодателем Солоном (594 г. до н. э.) в критический момент зыбкого равновесия и максимальной вражды афинян и являлась отказом от неоплатных долгов. Был положен предел экономической власти: запрет долгового рабства и ограничение максимального надела земли, обладание которым давало гражданство. Нахождение в эпицентре активной денежной экономики позволило обойтись рабами привозными; для всех туземных царьков продажа соплеменников в рабство еще долго будет оставаться самым прибыльным занятием. Дешевые рабы использовались большинством населения, и в каждом городе живая индустрия породила средний класс.

Со времен Просвещения считается само собой разумеющимся, что именно рабы принесли грекам долгожданную свободу от трудного труда и подарили радость демократии. Это, конечно, глупость, ибо демократия даже в Греции была исключением из правил, и нигде в истории рабство одних не рождало свободы других. Объяснения, что, мол, с появлением рабов у их хозяев появилось много свободного времени, чтобы участвовать в политической жизни, просто нелепы. Доход зарабатываемый, а не получаемый по наследству, принуждает к труду, а не отвлекает от него. И любой член сообщества принимает участие в политической жизни в зависимости от интересов и убеждений, а не занятости. Рабы заменили собой наемных рабочих и позволили крестьянам стать мелкими лавочниками79, только и всего. В этом смысле рабы повлияли на экономический рост, помогли расширить средний класс, но этот «класс» в массе полисов склонялся на сторону сговора сильнейших, чья задача состояла в поддержании олигархического режима. Они извлекали наибольшую выгоду из ситуации и обеспечивали хотя бы минимальные условия для большинства; впрочем, период преуспеяния был недолог.

Внутриполитический набор наиболее известного тирана Афин – Писистрата (560—527 гг. до н. э.) включал благоустройство города (то есть масштабные стройки для неимущих), развитие морского порта в Пирее (в интересах буржуа), создание театра для тех, кто уже стал публикой, и дешевый кредит для крестьян (в будущем так же поступали Медичи и прочие тираны капитализма). Такая забота указывает на потребность в легитимности и присутствии общего публичного пространства для сообщества тех, кто формально равен между собой. Для иных народов это было нехарактерным: публичность включала общее признание власти сильных: родов и государства. Греческие города делают свои первые шаги к глобализации – стиранию локальных различий ради общего символического пространства, жители которого являются не «детьми», а скорее агентами социальных функций и ролей, статус которых может меняться. Тираны, в молодости, как правило, люди скромные и малоимущие, сами тому подавали пример.

Афинская демократия вышла из патовой ситуации противостояния буржуа, крестьян и аристократов. Залогом равенства были интенсивность контактов, динамика статусов и рост экономики, невозможные без свободных участников, чьи интересы учитываются социальным режимом. Своеобразная география и растущий рынок заставили все группы нуждаться друг в друге, и никто не мог надолго монополизировать власть. Политический пакт был скреплен реформами Клисфена (509—507 гг. до н. э.): отныне Афины управлялись не родами, а территориально; государственные должности стали выборными, но без оплаты и по имущественному цензу. Теперь индивид получал доступ к управлению сообществом не как представитель рода, а как гражданин – монада сообщества, носитель социально необходимого поведения и деятельности80.

Что произошло, так это разделение власти и собственности – размежевание интересов отдельных участников (родов, семей, групп, индивидов) и сообщества. Такая операция позволила обеспечить жизнеспособность сообщества при соблюдении интересов частных лиц и сделать гражданское служение условием политического успеха. Полития здесь состояла в том, чтобы учитывать все те группы связей, которые присутствуют в сообществе и каждая из которых инициирует собственные отношения. Это функциональное требование напрямую исполнялось с трудом. Государство существовало в зыбкой лакуне власти, порожденной противостоянием элитных группировок и возглавляемых ими средних и нижних социальных страт. Город стал полисом – сообществом граждан с равномерным распределением прав, но неравными возможностями, и почти все политические герои демократических Афин, полководцы и законодатели, происходили из элит81

Как и в XX веке, надежным помощником политического и экономического строительства оказалась война с Персией, контролировавшей территорию Восточного Средиземноморья82. Горные греческие сообщества на скудной земле потому представляли собой силу, с которой приходилось считаться, что были капиталистическими и эффективными в центрации экономических и военных средств. Помимо территориальных вопросов это были войны греков с финикийцами, торговыми и промышленными конкурентами. Персия, более слабая в административных делах, плохо вела сложные операции и, предпочитая войну на суше, выиграть ее могла только на море: финикийские капиталисты морской блокадой были в состоянии поставить Грецию на колени. В итоге победил тот, чей флот был сильнее и мог удерживать контроль над морем. Это были греки, которые, к тому же, не переставали вести торговлю с Персией во время войны. Реформа Фемистокла (482 г. до н. э.) дала гражданские права неимущим (после чего они стали моряками83) и сделала Афины демократическими и военизированными одновременно84.

Социально разомкнутые и капиталистически ориентированные сообщества в полной мере смогли воспользоваться плодами победы – стяжав на море брани экономическое и политическое влияние, афиняне создали подобие буржуазно-демократической империи. Союзники платили дань в обмен на защиту, и периодически Афины использовали внутренние разногласия в других полисах для их принудительной демократизации85. Повсеместно у греков наблюдалось ограничение насилия в отношении чужаков, но в Афинах для метеков (чужих) и рабов были максимальные свободы, ведь последние могли зарабатывать достаточное количество денег и влиять на сообщество. И наоборот, за счет метеков, имеющих связи в других полисах, можно было влиять на соседей и включаться в их отношения. Несмотря на ограниченное влияние на органы государственной власти, община метеков получала наибольший доход от торговли в Афинах, и эта чуждость навеки останется характерной чертой капиталистов86. Обеспечивая безопасность, наполнение капиталом, создание сетей производства и торговли, Афины были гегемоном политико-экономической системы приморских городов Греции. В ее судах союзники могли максимально беспристрастно разрешать конфликты и споры – гегемон проникал в их отношения с целью регуляции, и не без успеха. Афинское общество само, как сыр, было пронизано ходами приезжих неграждан, их идеями, деньгами и товарами.

Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве (демоса). По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех… Мы живем свободною политическою жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни… и со всего света в наш город, благодаря его величию и значению, стекается на рынок все необходимое, и мы пользуемся иноземными благами не менее свободно, чем произведениями нашей страны… государство наше мы предоставляем для всех, не высылаем иноземцев, никому не препятствуем ни учиться у нас, ни осматривать наш город, так как нас нисколько не тревожит, что кто-либо из врагов, увидев что-нибудь не скрытое, воспользуется им для себя… Говоря коротко, я утверждаю, что все наше государство – центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется, приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности, и, выполняя свое дело с изяществом и ловкостью, всего лучше может добиться для себя независимого положения. Что все сказанное не громкие слова по поводу настоящего случая, но сущая истина, доказывает самое значение нашего государства, приобретенное нами именно благодаря этим свойствам87.

То был период, когда интеллектуальная жизнь греческих городов приняла самый напряженный характер, явив рационализм будущей западной философии и науки. Вслед за первыми мыслителями появились десятки интеллектуальных школ, принимавшие в обучение многочисленных представителей буржуазии и аристократии88. Афины не были родиной преобладающей части интеллектуалов, но большинство их стремилось в Афины попасть, и именно там они могли стать знамениты на весь греческий мир. Такие возможности были гарантированы сочетанием богатства и публичности политической жизни.

Конец ознакомительного фрагмента.