Глава 3
Мерцающие царства
§1. О все видавшем
Обладание сплоченностью открывает дорогу к царской власти.
Иерархия сообществ сложилась в автократию: условия существования определяли тип правления. Скреплять иерархию сообщество могло по-разному. Тут и обожествляемый, наподобие живого кулича, правитель; и служитель богов, и военный служитель. Организационная суть оставалась очень схожей: компромисс наиболее заинтересованных участников, отцов влиятельных семейств, поддерживаемых большинством. В обыденной жизни это большинство было малозначимым; правда, отсутствие его поддержки (как ее называют, «символической») лишало политическую борьбу всякого смысла. Поддержка терялась, когда социальная система находилась в кризисном состоянии и не обеспечивала притязаний групп на свои места в иерархии. Но в любом случае закрепление во власти давалось либо угрозой насилия, либо компромиссом. Вообще, тема насилия как постоянной практики всплывает не сразу и появляется именно с государством. Состояться такой вид общения смог благодаря выходу политики – притязаний на управление человеческим сообществом – за пределы его локальных границ.
Еще в Вавилонии начала II тысячелетия до н. э. не было выражения «чужая страна», «заграница», а было выражение «вражеская страна» – даже в письмах купцов-мореходов, плававших за границу со вполне мирными целями49.
Идентификация связывала индивида с местом, где он жил, и сообществом, частью коллективного тела которого он являлся. Все, что он видел, все, что он слышал и знал, было жизнью небольшого коллектива максимум в несколько тысяч человек. Однообразный труд и членение жизни ритуалами, в которых не было выбора, но всегда было предписание на любой случай жизни, а сами случаи перечислены. Такое общество не могло представить себя частью чего-то большего, если оно не находилось непосредственно рядом с ним. Поэтому единственной формой осуществления власти над несколькими общинами одновременно был сбор дани сильнейшим, по обыкновению раз в год, но бывало и чаще. На этом содержание внешней политики исчерпывалось и она сворачивалась к будням повседневной жизни.
Большую часть своего свободного времени люди тратили, выращивая пищу и создавая вспомогательные механизмы. Улучшение агротехники вызвало постепенный рост населения и контактов между сообществами. Регулярные обмены вещами, в виде торговли и общения, религиозных поклонений, помогали стягивать поселения в города. Но стоило пространству общих отношений закончиться, и участники разбегались – никакая форма объединения, признаваемая и поддерживаемая, не была возможна. В этой редкости совместных практик и однообразии условий жизни кроются условия неспешности и неизменности существования традиционных сообществ. Поскольку ничто не мешало воспроизводить данный уклад, ни социальный режим, ни форма труда, ни ценности не менялись.
Концентрация связей, опыта управления сообществом и природой привела к появлению первых городов; тем более примечательно, что эти процессы происходили без помощи письменности. Первые городские сообщества, оставившие метры ископаемых останков, не создали письменного языка, хотя и пытались его символизировать50. Таковыми являлись, например, земледельческий Иерихон, который был расположен на высоте ниже уровня моря, окруженный горами, в тропическом климате; Чатал-Хююк – на территории юго-восточной Турции, специализировавшийся на разведении животных. Оба города не пережили засухи VI тысячелетия до н. э. Первые цивилизации прожили жизнь, по длительности равную исламской или европейской, и сделали это устно.
В 3 000—2 400 гг. до н. э. шумеры изобретают письмо – карту социального пространства. Оно размещает территорию сотен и тысяч километров на площади рукописного листа и тем делает ее подвластной. Для общества это было все равно что выйти в другое измерение. Возможно, повлияло то, что шумеры, чье точное происхождение неизвестно, были в Междуречье51 пришлыми, с длительной историей земледельческой миграции. Возможно, сказались грандиозный характер работ по запруживанию рек и строительству оросительных каналов или же их грандиозные результаты: урожай в пропорции 1:30 три раза в год при ручном труде.
Языковая технология шумеров – если мы взглянем на нее глазами человека, который общается посредством духов и не знает, что язык из чего-то состоит, – была просто космической. Писать на глиняных табличках неудобно, они требуют значительных ресурсов обслуживания, и по достоинству их оценит лишь квалифицированный специалист. Тот, у кого будет потребность превратить событийный ряд в информацию, поделенную на символы, и воссоздать ее в изображении. Зато после открытия письменности социально-экономическая коммуникация сообществ Междуречья ускорилась многократно: шумерское письмо было заимствовано соседними народами. Мир становился подвластен и проницаем, и с торговыми контактами письмо проникло на территорию Инда и в Египет.
Письмо дало объективацию знания, которое могло теперь существовать отдельно от его носителя. Рост инструментов управления позволил вести планирование, увеличить объемы производства и обеспечить поставки вещей и еды. Активная коммуникация шумерских сообществ обусловила их стремительную урбанизацию. Введение письма в не меньшей, а скорее, гораздо большей степени, чем открытие и обработка металлов, способствовало созданию сообщества, связывающего разрозненные города в подобие региона. С ростом населения, расширением политических и экономических связей шумерские государства столкнулись с нехваткой торговых, промышленных и земельных активов, находящихся в непосредственном распоряжении. В таком деле война за отъем ресурсов является универсальным средством, кратким по времени и внушительным по воздействию. Обострение конкуренции привело к тому, что жители Месопотамии столетиями упражнялись в организованном и регулярном насилии.
Подобные меры быстро истощали местные ресурсы, и армии следовало быстро сломить сопротивление и идти дальше, оставляя за собой разоренные земли. Лишенные припасов крестьяне были обречены на верный голод и отчаянный поиск посевных на следующий год; на преодоление последствий подобных кампаний требовались годы, если не десятилетия52.
Внутри городов-государств началась борьба между бюрократией (жречеством) и военными (ранее не имевшими власти и контроля над активами). Как правило, если в сообществах с принудительным равенством политическая власть принадлежала жречеству как обладателям знания, то теперь – военным как обладателям силы. Эта борьба завершилась узурпацией власти и совмещением правителями всех возможных властей. Централизация управления помогла консолидировать активы и сделать взаимосвязи городов-государств устойчивыми, а войны – бесконечными. Активный рост экономических и политических связей способствовал смешению социальных групп: если первичная структура сообществ предполагала наследование социального статуса, то теперь удача, сила и богатство определяют положение индивида. Шаруккин – первый деспот, объединивший Междуречье, был авантюристом безродного происхождения, о чем помнили еще столетия спустя53. На момент образования Аккадской империи пришелся пик урбанизации Междуречья. Ее экономические связи простирались вплоть до Анатолии, Египта, Ирана, Афганистана и Индии. Впервые была введена назначаемая и контролируемая общеимперская бюрократия, местных правителей и наместников сменили писцы54.
Государство Аккада III тыс. до н. э. стало финалом первого объединения иерархических сообществ. Этот союз был непрочным: несмотря на то, что потомкам он оставил циклопические постройки зиккуратов, удержать его могло только насилие. Дело в том, что объединение территорий велось не к общей выгоде всех участников, а в целях обогащения имперского центра. Бесконечные восстания и разорение локальных сообществ постепенно снижают внутренние экономические связи, верхушка бюрократии и приближенных к правящей династии проводит принудительную приватизацию земель в свою пользу. Количество городов уменьшается, зато растут отдельные политические и экономические центры. Поэтому когда очередное колебание климата сдвинуло реки и земля в Междуречье начала иссыхать, атакам кочевников-кутиев уже невозможно было дать отпор – в конце XXII в. до н. э. первая империя растворилась, как будто ее и не было.
Временная деградация снова сменяется империей, получившей условное название III династия Ура (2111—2003 гг. до н. э.)55. Поначалу дела государства идут блестяще: наблюдается всплеск экономических и политических связей по всему Ближнему Востоку, идет бурная дифференциация населения, а вместе с частной собственностью серебро становится универсальным средством обмена и проникает в повседневный быт. Тогда же создается первый в мире свод законов (законы Ур-Намму).
Благодаря наличию частной собственности и многочисленных обменов появились коммерческие практики, и древнее общество они регулярно ставили в тупик. Для подавляющего большинства людей существовала лишь потребительская стоимость, а не меновая, то есть их профессиональная деятельность была направлена на производство для потребления, а не для продажи56. И когда стесненный в средствах человек брал взаймы, он не использовал кредит для коммерческого производства, а лишь восстанавливал свое исходное экономическое положение. Таким образом, взявши однажды в долг, он оставался должен всегда. Редкость меновых ценностей вызывала большой процент, от трети и выше, что для типичного крестьянского хозяйства было непосильно.
Ближе к середине жизни империи дифференциация сообщества зашла настолько далеко, что большинство населения превратилось в нищих, тогда как основная часть активов перешла в руки богатых буржуа, бюрократов и храмов, и было очевидно, что в таком виде государство долго не протянет57. Реакцией на эти события стало превращение общества в живое воплощение пирамиды. Были созданы огромные государственные хозяйства, где работали бесчисленные пролетарии, частные коммерческие операции пресекались, а те, кто еще не разорился, устраивались на работу в государственный сектор. Тотальный учет, унифицированные божества, работа за паек и полное отсутствие внутренних конфликтов58. В конце XX в. до н. э. государство пало вследствие миграции кочевников-амореев, чье расселение на имперской территории блокировало локальные взаимосвязи. Как только получение продукции стало невозможным, бюрократия распалась на владения отдельных царьков.
Падение III династии Ура вызвало к жизни небывалый всплеск самой разнообразной частной активности. Опять появляется множество городов, приватизация распространяется не только на скупку земли, но и на выкуп налогов, покупку государственных должностей и даже жреческих званий. Количество нищих было невообразимым, но и частные богатства создавались быстро и зачастую с нуля. Междугородние и международные контакты частных буржуа обеспечили интенсивную динамику отношений, но политическая история опять заполнилась войнами локальных государств59. К тому времени, когда Вавилон оказался в зените своего политического могущества и культурного влияния, сообщества Евразии и Африки уже давно знали друг друга. Государства Междуречья враждовали между собой из-за контроля над индийской торговлей и торговыми путями из Ирана и Афганистана. Южное Междуречье активно контактировало с Ашшуром в северной части в деле приобретения ископаемых металлов, которые ассирийские купцы везли из Анатолии и Кавказа; и с городами Леванта и Сирии, – самыми старыми на Ближнем Востоке. Там они конкурировали с представителями египетских государственных хозяйств за поставки зерна и приобретение промышленных продуктов.
Новое объединение Междуречья повелителем Вавилона Хаммурапи (1793—1750 гг. до н. э.) привело к созданию социального порядка, ставшего классическим для традиционного общества. Хаммурапи ввел постоянные ставки процентов по кредитам и государственное ценообразование, а раз в пять-семь лет был вынужден упразднять часть долгов по недвижимости на территории всего государства, так как в течение этого периода страна покрывалась сетью невозвратных займов, оплатить которые население было не в состоянии. Для центрации поступающих средств и прекращения разорения населения была введена государственная монополия на международную торговлю и запрет на приватизацию земли – государственной собственности в коллективном распоряжении аграрных сообществ. Резкое падение частной торговли и кредита в ходе таких преобразований заставило раздавать земельные наделы в виде жалованья чиновников и военных.
Происходит первая кодификация права. Задача законов – защитить местное сообщество от разорения и злоупотреблений экономической и политической властью60. Столкнувшись со слабой связностью территорий своего государства, Хаммурапи, в отличие от предшественников, решил проблему не столько насилием, сколько изменив то, что институциональные экономисты называют «правилами игры». Тем самым было начато вытеснение идентификаций населения с местными обычаями, традициями, делением на своих и чужих. Взамен была создана система объективированного и всеобщего права (пока еще синтетического, без разделения на гражданское, уголовное и т. д.). Талион становится индивидуальным, без коллективной мести и вины, и соседствует с имущественным возмещением.
Массив социальных обычаев и практик дробится на специализированные и все более автономные сферы, которые подлежат регулированию исходя из условий деятельности и в интересах всех участников. Здесь мы можем видеть появление полноценного администрирования как формы управления разнородными сообществами. Вавилон стал первым глобальным городом, чье экономическое, политическое и культурное значение для всего Ближнего Востока базировалось на интенсивных обменах и общем праве. Просуществовав еще примерно двести лет после смерти Хаммурапи, Вавилония приходит к закономерному концу: дифференциация сообщества концентрирует активы среди элиты бюрократии, а периферийные территории перестают нуждаться в метрополии. Как только государство слабеет, оно становится беззащитным и в XVI в. до н. э. гибнет под ударами кочевников-касситов.
Структура египетского сообщества была очень похожа на устройство сообществ Междуречья; процессы дифференциации и организации здесь носили даже более линейный характер, поскольку географическая закрытость порою спасала Египет от нежелательных вмешательств извне. Чем более расходилась сеть регулярных контактов древних сообществ, тем в большей степени их динамика обнаруживала общую корелляцию процессов сборки и распада. К началу IV тыс. до н. э. кочевые иерархические сообщества вытесняются засухой из некогда цветущей Сахары в долину Нила и с приобретением навыков земледелия приступают к сложной ирригации. Плодородие почв и потребности в металлах и дереве, привозимых из Эфиопии и Леванта, обусловили рост торговли, благодаря чему к середине IV тыс. до н. э. вдоль реки появились десятки городов-государств. Конкуренция сообществ за земельные и торговые активы взывает к войнам, которые ведутся вплоть до конца IV тыс. до н. э. и заканчиваются сначала укрупнением государств, а после их финальным объединением.
Устройство и социальные процессы в Египте в эпоху Раннего и Древнего Царств (XXX—XXVIII вв. и XXVIII—XXIII вв. до н. э. соответственно) известны крайне мало и могут быть восстановлены лишь гипотетически. Принято считать, что Древний Египет являл собой апофеоз тотального огосударствления и полной централизации всех социальных отношений, но представляется, что даже скудные упоминания и отсылки могут восстановить ход процессов. Зависимость египетских городов-государств, расположенных вдоль одной реки, друг от друга побудила египетские элиты после долгих и жестоких войн прийти к соглашению. Поначалу царство представляло собой союз сообществ, чья знать инкорпорировалась в общую иерархию государства и сохраняла привилегии, активы и обязанности местного самоуправления. Ускоряются внешние и внутренние обмены, развивается городская культура.
Ко времени фараона Джосера (2635—2611 гг. до н. э.) задачи управления ирригацией и поддержание контроля заставляют обратиться к практике бюрократии и сведению активов в собственность центральной власти. В отношении государственных активов предпринимается политика, очень напоминающая центральное планирование; занятия населения регулируются, а рабочие тела перемещаются в зависимости от хозяйственных нужд. Однако должности местных властей занимались знатью по наследству и сообразно величине своих активов, что отличало верхушку от настоящих бюрократов, нанимаемых фараоном61. Это указывает, что, несмотря на повсеместный учет и планирование, деление власти скорее представляло собой компромисс между кланами знати, жречеством и бюрократией фараона, а не тоталитаризм центральной власти.
Государство вело активные войны и монументальное строительство, но центральная власть постоянно подвергалась притязаниям со стороны коалиций крупнейших элитных кланов и храмов, что вызывало распределение земель из государственного фонда в частные активы. Эти владения были крупны и автаркичны; элиты, в обмен на политическую поддержку центра, постепенно приобретали все больше наследственных прав до тех пор, пока государство не впало в полную зависимость от них. Гробницы фараонов становились все меньше, а погребения вельмож – все больше. Экономические взаимосвязи страны, контролировавшиеся центром, прервались, территории перестали нуждаться в общей юрисдикции, и государство распалось.
Падение Древнего Царства вызвало процессы, которые осуществили трансформацию египетского сообщества. Начинается период войн и смешения социальных групп, когда высшие разоряются, а низшие становятся высшими. Это означает, что рынок, частные коммерческие операции и приватизация окончательно входят в свои права62. Под влиянием этих событий складывается Среднее Царство, в XXI—XVIII вв. до н. э. совместившее централизованное управление с деятельностью среднего класса городской буржуазии и служилой бюрократии. Элитные конфликты и борьба монархов с верхушкой локальных сообществ продолжались весь период царствования, и лишь к его концу власть фараона стала абсолютной. Пресечение ветви правящей династии вызвало столь яростное столкновение в среде высшего общества, что внутренний мир удалось заключить лишь с передачей элитам властных полномочий на местах. Как следствие, укрупнение частных активов выводит их из общего внутреннего рынка страны, появляются новые политические центры, и провинции охватывает сепаратизм. Когда это происходит, Египет, одновременно с Вавилонским царством, подвергается атакам извне и завоеванию кочевниками-гиксосами.
В XVI—XI вв. до н. э. картина событий повторяется, но уже в большем масштабе. Система коммуникации Ближнего Востока достигает такой широты и плотности, что одновременно появляется несколько империй, подчинивших своей власти целые регионы. Технический прогресс способствует большей производительности, и среди сообществ Ближнего Востока в ходе борьбы и ассимиляции кочевников экономические взаимосвязи сообществ образуют новые государства.
Новое Царство Египта создавалось на фоне вооруженного сопротивления гиксосам, а когда задача была выполнена, армии фараонов обрушились на города Восточного Средиземноморья. За некоторым исключением двадцатилетнего правления царицы Хатшепсут (конец XVI – начало XV в. до н. э.), когда основное внимание уделялось развитию внутреннего управления и внешней торговле, вплоть до начала XIII в. до н. э. египтяне регулярно, иногда ежегодно, вторгались в Левант, Сирию и Нубию с целью ограбления местных сообществ63.
Такая политика вызвала небывалый экономический расцвет Египта и увеличение среднего класса страны, что завершилось конфликтом между старыми элитами во главе с жречеством и центральной властью, опиравшейся на буржуазию и бюрократию. Это столкновение при фараоне Эхнатоне (1375—1325 гг. до н. э.) нашло свое выражение в одной из первых попыток принудительного введения единобожия. В случае успеха это обеспечило бы легитимную централизацию власти, а после и активов, находящихся у элиты. Компромисс между этими группировками (жертвами которого стали первые монотеисты, отправившиеся в библейский исход) не только сохранил прежнюю структуру, но и для купирования внутренних конфликтов подстегнул военную экспансию Египта.
К началу XIII в. до н. э. весь Ближний Восток был фактически поделен между четырьмя «великими державами», правители которых называли друг друга в официальной переписке «великими царями», отличая от мелких, зависимых царьков. Это были Египет, государство хеттов в Малой Азии, подчинившая Вавилон Ассирия и союз греческих ахейских государств. Период длительных войн и установления пределов возможной власти завершился периодом имперского мира, который, однако, оказался краток. XIV—XIII вв. до н. э. считаются вершиной Бронзового века, с обширными экономическими контактами, постоянными политическими отношениями и культурой, повторно достичь уровня которых удалось только в VIII—VII вв. до н. э. Успех цивилизации Ближнего Востока способствовал развитию периферийных сообществ в Аравии, Иране, на Кавказе, Балканах и в Центральном Средиземноморье. В конце XIII в. до н. э. в Греции разгораются войны среди ахейских государств, а в Египте начинается борьба элит. Внутренний передел активов ослабил империи, и вторжения варваров со всех сторон становятся все более настойчивыми. В XII в. Египет и остальные империи перестают быть великими державами, а Ближний Восток покрывается сетью мелких царств, городов и скитающихся племен.
§2. Патриархи и прогресс
Не говори лишнего во время досмотра.
Развитие системы социально-экономических и политических отношений древних сообществ Ближнего Востока, кульминацией которой было создание в XVI—XIII вв. до н. э. обширных империй, взаимного признания и включения участников, не могло не сказаться на состоянии периферии. Рост контактов и обменов создавал иерархии племенных сообществ, но пока империи были сильны, они блокировали политические притязания варваров. Ослабление «великих держав» и смена климата – похолодание в Европе и засуха на Ближнем Востоке – вызвали миграцию периферийных сообществ. Они либо военными действиями, либо переселением разрушают и размывают систему взаимосвязей развитой цивилизации, у которой уже не было возможностей перебить или ассимилировать пришлых варваров. Однако в длительном временном горизонте это смешение положительно сказалось на последующем расширении взаимосвязей. Снижение влияния развитых и сильных сообществ привело к регрессу социальной коммуникации, но существенно расширило ареал цивилизации, включив в нее Центральное Средиземноморье, Иран и территорию Курдистана, где впоследствии выросли новые богатые города и протяженные государства.
В целом среди ближне– и дальневосточных государств Древнего мира можно наблюдать технологическую и организационную изощренность независимо от количества ресурсов, но под влиянием внешних условий, которые создавали различные социальные аналоги решения однотипных проблем. Мы найдем экономически, социально и политически процветающие сообщества любого вида политической организации: автократии, олигархии, республики или союзы городов. Все, что они добывали и производили, требовало рационализации, развития технического и организационного при любом режиме правления. В зависимости от динамики политико-экономических связей их экономика могла быть рыночной, рыночно-распределительной или распределительной. Относительно того периода нельзя сказать, что тот или иной вид общественного строя способствовал более качественному развитию, нежели все остальные. В большей степени влияла необходимость добывать и возделывать природные ресурсы, организовывать обмен, препятствовать либо пропускать через свою территорию чужестранцев (что вовсе не было приятным времяпрепровождением).
Одним из таких сообществ являлась Финикия, в восточном Средиземноморье. Финикийцы были мигрантами и осели здесь в XIII в. до н. э. В предгорьях Леванта не росло достаточно хлеба, доступны были только фрукты, виноград и оливки. В то же время местные города, такие как Библ и Сидон, были одними из первых на Земле, что указывает на активную коммуникацию в регионе во все времена. С самого начала финикийцы вели обмен своей продукции на хлеб, и со временем они стали ведущими торговцами в регионе. Развитию финикийских городов благоволило отсутствие могущественных империй; на фоне остальных сообществ динамика отношений в этом регионе была высока, а риски расширения торговых сетей и создания колоний достаточно низкими. С удовольствием превратили бы они свои сообщества в централизованные автократии, но обстоятельства этому препятствовали.
Постоянные контакты и необходимость коммерческого производства сделали приморские города олигархиями (крупнейший олигарх часто становился тираном), где власть делили промышленники, владевшие ремесленными мастерскими, частными хозяйствами, и купцы – торговцы и ростовщики, они же капиталисты. В отличие от многих соседей, финикийцы практиковали коммерческое сельское хозяйство, они же были крупнейшими производителями промышленных изделий. Финикия была небольшой областью, и когда в общинах началась экономическая дифференциация, внутренний конфликт не породил больших завоеваний и тотальной деспотии. С XII в. до н. э. часть населения регулярно уходила колонизировать подходящие территории, и первым заморские колонии основал город Тир:
Правящие круги Тира использовали ситуацию для создания в чужих странах опорных пунктов, необходимых им для возобновления и расширения торговли с этими странами и для высылки из метрополии наиболее недовольных элементов.… Вначале финикийцы занимались больше морским и прибрежным разбоем. Но затем они стали закрепляться в важнейших точках, куда были направлены их морские набеги. Так, золотоносный Фасос и обильная серебром Испания были главными целями вывода настоящих колоний. По дороге же к ним финикийцы основывали промежуточные опорные пункты64.
Создание торговых пунктов по берегам Средиземного моря сделало финикийцев главными поставщиками товарной продукции. Очевидно, широкая активность как частных лиц, так и представителей государства, полиэтничное население городов, необходимость учета множества разнообразных операций привели к реформе письма. Алфавит легче традиционной клинописи, и вполне вероятно, что доля грамотного населения была довольно велика. Следствием этого стала активность финикийцев в развитии промышленности, торговли и накоплении капитала. Это прекрасно сознавали все их соседи, и в дальнейшем настоящей державой любое государство Ближнего Востока могло стать, только захватив города финикийцев.
О том, насколько влиятельны они были в составе Персии в VI—IV вв. до н. э., говорит тот факт, что морская торговля персов была в их руках, равно как и военный флот. Их столица – Тир – был единственным городом, ввиду предстоящего вторжения своих греческих конкурентов оказавшим сопротивление Александру Македонскому. Возможности финикийских городов иллюстрирует история Карфагена (814—146 гг. до н. э.). Находясь на безопасном расстоянии от противников, этот город политически и экономически доминировал в Западном Средиземноморье, будучи равным по силам крупному территориальному государству Древнего мира.
Из-за чрезмерного давления извне Финикия не стала единым государством. Географически больше повезло Ассирии, в верхнем течении Тигра. С XX в. до н. э. город Ашшур и его торговцы оставили археологам множество следов своей кипучей деятельности. Разносторонние связи ассирийских торговцев в международных торговых сообществах превратили их в главных контрабандистов и поставщиков металлов по всему Ближнему Востоку. Там очень рано развиваются отношения частной собственности, в городах происходит социальная поляризация и накопление капитала, а для сделок используется кредит.
Крупнейшие купцы, жрецы и аристократы скупают землю (остальная страна была земледельческой), в качестве разменной единицы используя олово и свинец, сотни килограммов. Это указывает на довольно высокие цены и объемы сделок в Ашшуре, что характерно для капиталистических центров65. В отличие от Финикии, Ассирия имела большее население, сельские общины занимались традиционным сельским хозяйством. На протяжении всей истории существования для нее были характерны огромные частные богатства кучки могущественных лиц, тогда как остальное население, в том числе и сами ассирийцы, были бедны, а многие являлись долговыми рабами.
Ассирийцы мыслили стандартно: с XIII до VIII в. до н. э. они с переменным успехом разоряли соседей и отбивались от них. Тогда же обозначилась разница в политических подходах, выражаемая разными группами влияния: военные и бюрократия стояли за грабеж, купцы и жрецы за эксплуатацию и поддержание «имперского мира». Поначалу все шло достаточно успешно: под контролем были торговые пути между северной и южной частями Ближнего Востока, Вавилония периодически превращалась в протекторат. В Ассирии появляются огромные плантации и хозяйства с рабами в качестве живой силы. Военные успехи ассирийцев были столь впечатляющи, что многие территории просто обезлюдели:
Большинство завоеванных ассирийцами территорий за несколько дней обращалось в пустыню: население истребляли от мала до велика, города разрушали до основания, сады вырубали, каналы засыпали. При этом ассирийцы применяли самые устрашающие способы умерщвления людей: сожжение живьем, сажание на колья, сооружение пирамид из связанных пленников… Что же касается материальных ресурсов побежденных стран, то все они перекачивались в Ассирию, особенно лошади, рогатый скот, металлы, готовые товары, сырье и т. п.66.
Все же ассирийцы переусердствовали. К VIII в. до н. э. провинции уже не давали дохода, напротив, требовали расходов на содержание. Вокруг складывались коалиции противников, а торговые пути обходили Ассирию стороной. Фактически вся добыча шла на повторение военных операций и личное обогащение верхушки. Наместники провинций обладали неограниченными полномочиями и применяли их в своих интересах незамедлительно, как только в центре начиналась борьба за власть. Круг ассирийской верхушки был узок и буквально бурлил от постоянного дележа богатства и власти. Машина Ассирийского государства пришла к творческому саморазрушению, поедая самое себя, и необходима была, с одной стороны, систематизация управления, а с другой – поддержание внутреннего мира, с экономики которого можно снимать урожай.
Теперь стала ясной необходимость коренных перемен. Предстояло решить сразу множество задач; заселить опустошенные завоеваниями земли; реорганизовать управление провинциями, чтобы пресечь попытки к отделению; удовлетворить экономические запросы различных группировок верхушки ассирийского общества; реорганизовать и укрепить армию… Жители завоеванных территорий теперь массами насильственно переселяются в коренную Ассирию и другие провинции. Такие депортации совершаются организованно и по плану. Людей переселяют вместе с их семьями, имуществом и даже «вместе с их богами»… число невольных переселенцев (до гибели Ассирийской держаны) измеряется сотнями тысяч… Прежние большие области были разделены па множество мелких, во главе их стояли уже не наместники, а «областеначальники», по большей части из евнухов… Была реорганизована и армия. Теперь она состояла не из военных колонистов и ополчения, а из постоянного профессионального войска, находившегося… на полном содержании у царя. Этот шаг помимо повышения боеспособности армии увеличивал также независимость царя от общин, прежде выставлявших ополчение67.
Случись он в XX веке, данный проект по всем признакам был бы назван модернистским. Политические и экономические контакты ассирийцев связали собой весь регион, и хотя их воздействие было брутальным, в итоге способствовали развитию соседних сообществ и территорий. Какой бы разрушительной в древности ни была война, она приносила доход, который трансформировал традиционную социальную структуру, толкая участников на дележ власти, влияния и богатства. В результате усложнения сети взаимодействий и обменов в ассирийский период возникает прототип денег в виде слитков серебра с печатями.
Появление менового инварианта влияло на процесс обмена и концентрации богатств – социальное время шло быстрее, управляемое пространство ширилось. Ассирийские походы подстегнули торговлю на дальние расстояния – наиболее опасную, прибыльную и монополизируемую. Объемы сделок росли пропорционально объему захваченной добычи. Центральные ассирийские города отличались очень высокой степенью развития частного сектора экономики, и вскоре их активность поднимает уровень торговли и производства по всей периферии Ближнего Востока: появляются государства в Иране, а в Греции начинается Великая колонизация.
Сама Ассирия подчиняет весь центр Ближнего Востока от Персидского залива до Средиземного моря. В VII в. до н. э. период относительного мира заканчивается: растут и степень эксплуатации сообществ, и восстания, и количество завоевательных экспедиций. Отличие ситуации от предшествующих заключалось в том, что остальные сообщества переняли военные достижения ассирийцев, а экономический рост вызвал соответствующие политические притязания. В итоге Мидийское и Вавилонское царства в конце VII в. до н. э. прикончили Ассирию, которую ненавидели из-за чрезмерной жестокости.
Распространение и уплотнение связей цивилизации укрупняет и действующие государства: в VII—VI вв. до н. э. снова вырастает ряд обширных государств; самое сильное из них, Нововавилонское, по размерам было равно Ассирии, но и размеры соседей теперь стали сопоставимыми. Нововавилонская империя была создана под сильным влиянием крупной буржуазии Междуречья, конкурировавшей с Ашшуром. В отличие от ассирийцев, вавилоняне в меньшей степени воевали, но больше развивали частную капиталистическую экономику, удержанием которой в протяженном государстве занимались торговые, финансовые и промышленные организации Вавилона. Крупнейшие города обладали давними традициями гражданского самоуправления, как правило, с доминирующим влиянием олигархии. Некоторые династии крупных буржуа просуществовали несколько веков, а отношения найма и самоуправления позволяли работникам и мелкой буржуазии объединяться в профессиональные союзы68. Финикийские города, напротив, выживали, только откупаясь испанским серебром, и когда поставки прекратились, были взяты в многолетнюю осаду царем Навуходоносором69.
Развитие Ирана в этот период превратило сообщество кочевников-персов в воинственное государство, военные успехи и большая дипломатическая подготовка которого распространили власть персов на весь Ближний Восток. Оно все же уступало покоренным сообществам в степени развития и держалось благодаря их разветвленной коммуникации и децентрализованной структуре администрации70. В стране развивалось коммерческое хозяйство, налоги взимались в серебре, а не натурой. Было развернуто дорожное строительство, продолжалась урбанизация. Договоры персов с городами и царствами внутри страны апеллировали к «Богу небесному»71. Последний присутствовал в любом пантеоне и мог быть использован в качестве инварианта легитимации, что и было сделано.
Управление сообществами и территориями, однако, даже после реформ Дария I в конце VI в. до н. э. было достаточно примитивным. Сатрапы – наместники провинций – могли чеканить монету, совмещать административную, финансовую и военную власть, передавать ее по наследству. Местная аристократия и буржуазия сохраняли все свои привилегии, лояльность населения обеспечивала сохранение его старинных прав и самоуправления; но в наиболее развитых областях в течение всего царствования укрупнялись земельные активы персидской аристократии. Недостаточно структурированная система исполнительной власти на местах давала сбои, и соблазн сепаратизма был велик. После непродолжительного периода роста и развития, вместе с возрастанием активов и регионального влияния персидской аристократии, империю поражают восстания и отделение периферийных областей, чему способствовала непрерывная борьба за власть среди представителей правящей династии. Чрезмерная концентрация богатства и власти сказалась, когда государство попало в кризисное состояние и более всего нуждалось в поддержке. Эта недостаточная гибкость в управлении коммуникацией сообществ привела к печальным результатам, когда в империю вторгся противник недооцененный, но серьезный во всех отношениях.