Вы здесь

Фотокамеры. Матрица и свойства оптики (Георгий Розов, 2015)

Матрица и свойства оптики

Цифровой шум – не вся правда о кознях маркетологов. Есть еще один серьезный технический тормоз роста мегапиксельности – свойства оптики.

В создании изображения и его детализации объективы играют не последнюю роль. Хорошие объективы имеют высокую разрешающую способность, лучшие могут изобразить около ста раздельных точек на миллиметре поверхности матрицы. Представьте пейзаж, нарисованный высококачественным объективом на площади стандартной полноформатной матрицы размером 24х36 мм, а рядом ту же картинку, уменьшенную в пять-шесть раз на матрице мыльницы. Для получения одинаковой детализации оптика мыльницы должна была бы превосходить объектив зеркалки по разрешающей способности в пять раз – но это из области фантастики. В наше время объективы близки к совершенству, а увеличивать количество сенселей на маленьких матрицах имеет смысл, только согласовывая этот процесс с возможностями оптики. Сегодня лучшие результаты дают дорогие мыльницы с 10-мегапиксельными матрицами. Аппараты этого класса с большим количеством пикселей работают хуже.


Практические выводы:

– чем больше матрица, тем дороже камера и лучше качество картинки;

– не стоит покупать кропнутые камеры (цифрокомпакты и камерафоны) с рекордным количеством мегапикселей;

– оптимальное число мегапикселей на матрице кропнутой зеркалки сегодня около 16;

– полноформатной репортерской зеркальной камере, для которой важнейшим качеством является скорость съемки, за глаза хватает даже 12 мегапикселей для получения превосходных фотографий;

– полноформатные студийные зеркальные камеры уже сейчас переваривают 30 мегапикселей, обеспечивая рекордное разрешение, то есть максимальную детализацию изображения, однако при этом страдают показатели чувствительности, а также скорость съемки и обработки файлов процессором;

– среднеформатные камеры дают возможность получать немыслимые прежде детализацию, глубину цвета и плавность яркостных переходов, зато при попытке всерьез увеличить чувствительность начинают шуметь и зернить;

– особую песню стоит пропеть о нетрадиционном способе увеличения мегапиксельности, недавно придуманном для олимпусов. Топовую камеру Olympus OM-D E-M5 Mark II научили снимать сразу 8 кадров, смещая матрицу каждый раз в новое положение, а потом объединять всю полученную информацию в один кадр. Этот цирковой фокус позволяет снимать маленькой матрицей с кропом 2 сорокамегапиксельные файлы. Есть правда в этой сладкой сказке одна горчинка – снимать нужно с хорошего штатива и только неподвижные объекты.