Вы здесь

Фотография как бизнес: с чего начать, как преуспеть. Глава 4. Как объяснить заказчику, зачем нужен профессиональный фотограф (Д. М. Песочинский, 2011)

Глава 4

Как объяснить заказчику, зачем нужен профессиональный фотограф

– Но я не умею принимать роды!

– А чего уметь? Просто встань вон там и лови.

х/ф «Люди в чёрном»

Лишние деньги никто тратить не любит. Зачем звать фотографа, если менеджер в соседнем кабинете вроде бы неплохо снимает своей мыльницей? Дадим ему дорогой фотоаппарат сотрудницы PR-отдела (секретарши, жены, тёщи) – и вопрос решён. А если мне снимки не понравятся – премии лишу. Стоп, дорогой господин начальник! Оставьте в покое ни в чём не повинного сотрудника. Давайте разберёмся.

Я, к примеру, люблю готовить. Один из моих недавних шедевров – куриная грудка в терияки с королевскими креветками и луком-пореем с устричным соусом. Поверьте, это вкусно. Произведение кулинарного искусства, родившееся на моей кухне, вполне искренне похвалил дипломированный повар с десятилетней практикой. Так в чём же отличие скромного любителя Песочинского от профессионала?

Да, у меня получилось вкусно. Но, посвятив массу свободного времени изучению вопроса, я до сих пор точно не знаю, что делать, если филе попалось жёсткое. Можно ли заменить отсутствующий сегодня в продаже устричный соус «Киккоман», например, соусом «Абалон» от «Сен Сой» и стоит ли заменять обычный столовый уксус яблочным или виноградным? То есть – я не могу получить гарантированный результат даже в сравнительно несложных условиях.

А вот профессиональный повар, в отличие от любителя, без труда определит жёсткость куриного мяса по внешнему виду. Он точно скажет, что в этой упаковке, например, мясо молодой курочки и его можно смело покупать, а то, что лежит в соседней, три года кукарекало и его следует оставить менее взыскательным покупателям. Многолетняя практика позволяет судить о возможности полноценной замены ингредиентов. Взгляду опытного повара тут же открываются десятки тонкостей, скрытых от любителя. Он ещё в магазине заранее знает, что получится у него на сковороде. Он прогнозирует и предвидит ход развития событий.

Примерно тем же отличается профессиональный фотограф от любителя. Мне часто попадаются любительские снимки, которыми я готов восхищаться часами. Любитель вкладывает в свои карточки душу, и поэтому при наличии художественного видения и соблюдении элементарных технических правил получаются замечательные фотографии. Главное, чего не может дать любитель – это гарантированного результата. Потому что умение красиво сфотографировать девушку Свету из соседнего отдела вовсе не равноценно умению провести полноценную многочасовую фотосессию в офисе строительной компании.

Повторюсь: только профессионал может выдать гарантированно высокое качество в сложных, изменяющихся условиях съёмки. Возникшие сомнения развеять очень легко: попробуйте четыре часа подряд вести фоторепортаж. Я говорю именно про съёмку, а не периодическое нажимание кнопки. Четыре часа надо «держать кадр» в динамично меняющихся условиях. Плохое освещение, широкие спины охранников, снег и дождь не волнуют никого, кроме самого фотографа.

Или, к примеру: вспышкой на отражение работать нельзя, если потолки высокие и тёмные; аккумуляторы при низкой температуре разряжаются быстро и неожиданно; неумение сменить телеобъектив на широкоугольный за три секунды оборачивается потерей важных кадров. Да и губернатора второй раз пожать руку главе района не попросишь – момент упущен безвозвратно. Ошибки новичка подстерегают на каждом шагу, а плата за ошибку всегда одна – больше тебя этот заказчик никогда никуда не позовёт.

Профессионал выдает качество такого уровня, что за его работу готовы платить. Он гарантирует результат. Чтобы добиться этого, фотограф учился и практиковался многие годы. Он тоже рад бы снимать мыльницей, которая помещается в нагрудном кармане, но не случайно ведь в его кофре лежат килограммы весьма недешёвых железок и стекляшек (кстати, интересная статистика: грамм профессиональной фототехники во все времена стоил примерно два доллара).

Техническая оснащённость – лишь одно из необходимых условий. Как владелец ручки «Паркер», утверждаю – писатель я никакой, хотя за сочинения в школе двоек не получал. И даже если меня поставить за самый совершенный токарный станок, заготовки можно будет выкидывать сразу. А умение водить автомобиль не означает, что меня возьмут в кремлёвский гараж, и уж тем более наличие гоночной машины не сделает меня Шумахером.

Кстати, довольно сложно вспомнить случай, чтобы мои друзья – писатели и журналисты (имеющие, естественно, и свои фотоаппараты) – не позвали меня работать на мероприятия, которые, помимо текстов, требовали и достойного фотоотчёта.

Стоит ли платить фотографу или всё-таки обойдёмся своими силами? Этот вопрос каждый заказчик должен решить сам. Но когда у человека возникает необходимость идти к стоматологу, он почему-то идёт не к соседу, который когда-то в молодости неплохо учился в мединституте, а выбирает серьёзный медицинский центр с опытными врачами и хорошим оборудованием. И телевизор свой ремонтировать он приглашает профессионального телемастера, а не энтузиаста из школьного радиокружка.

А теперь давайте посмотрим картинки.

Средняя стоимость только одной двухкомнатной квартиры в этом доме на момент съёмки – 8 млн рублей. Вопрос знатокам: мог фотограф, зная о таких ценах на жильё, оторвать свой зад от «жигулей» и перейти дорогу, где не будет на переднем плане живописного столба и трамвайных проводов? Про композицию, цветопередачу, динамический диапазон я даже не говорю, если держать камеру ровно для фотографа – непосильная задача.

Все тонкости фотосъёмки описывать нет смысла, отмечу одно: мне понадобилось всего на 20 минут больше, чем автору предыдущего шедевра. Впрочем, его заказчик по-своему прав: если не видно разницы, зачем платить больше? Вот только генподрядчик, застройщик, а главное, потенциальный покупатель квартиры такого подхода экономных горе-рекламистов, увы, не поймут. Не экономьте на фотографе.

Примерно раз в три месяца я рассылаю предложения о сотрудничестве всем петербургским издателям строительных журналов, справочников и газет. Со многими налажены деловые отношения. Но в данном случае, очевидно, редактору проще было выдать цифровую мыльницу студенту-практиканту. А дизайнер поленился убрать из кадра провода. Из ничего ничто и получается.

Издатели, перестаньте экономить на спичках. У вас в журналах дома падают.

Жилой дом у станции метро «Проспект Большевиков». Фотография из отраслевого журнала «Промышленно-строительное обозрение», № 7 (112), 2008 г., с. 54.


За качественной картинкой всегда кроется труд профессионала. Чтобы сделать эту фотографию, мне пришлось подняться на десятый этаж расположенного напротив дома, установить на балконе штатив с гидроуровнем, сделать несколько снимков с разной экспозицией, сконвертировать файлы в программе Capture One, склеить изображения (технология расширенного динамического диапазона HDR) для ликвидации пересветов и провалов в тенях. Иллюстрация вошла в новый рекламный буклет компании. Разница есть?

Тот же самый дом, снятый мной для компании «Петротрест» в марте 2008 г.


Вот фотографу судьба преподносит на тарелочке с голубой каёмочкой всё – харизматичную, известную всем модель, эффектный антураж, настроение актёра. И что же делает фотограф? Лупит вспышкой в лоб, убивая светотеневой рисунок и порождая блики и уродливые тени на стене. Михаил Сергеевич, тысяча чертей! Найдите и заколите этого каналью, чтобы не мучился.

Нажатие одной кнопки, выключающей вспышку, изменяет снимок до неузнаваемости.

Найденный на просторах Интернета снимок другого известного артиста порождает в пытливых умах зрителей вопрос: что символизирует растущий из головы столб? Не успевший покинуть границы кадра полутораногий дядька и заваленный горизонт дополняют букет достоинств. Ситуация была бы объяснимой, если бы фотографией похвастался неожиданно встретивший Сергея Рогожина фанат. Отнюдь – шедевр не постеснялась разместить на своём сайте компания, занимающаяся организацией корпоративных праздников.

Хотите снимать артиста – не стоит ловить его утром у подъезда; купите билет и приходите на концерт. Большинству наблюдателей неинтересны близлежащие хрущёвки, припаркованные автомобили и живописные лужи во дворе. В красиво освещённом зале вы получите фотографии певца, а не сощурившегося на солнышке парня с руками в карманах мятых джинсов.

Наглядная демонстрация различий часто бывает решающим аргументом в беседе с заказчиком. Не ленитесь показать клиенту разницу – фотография как раз тот случай, где картинки значат больше, чем тысячи слов.