Вы здесь

Фотография как бизнес: с чего начать, как преуспеть. Глава 1. Начало пути (Д. М. Песочинский, 2011)

Глава 1

Начало пути

– Пустите доброго человека! Пустите доброго человека, а не то он выломает дверь!

х/ф «Айболит-66»

Как приходят в фотографию? По-разному. Один из старейших ленинградских-петербургских фотожурналистов Юрий Николаевич Щенников рассказывал, что, начав снимать студентом кораблестроительного института в стройотряде, как-то отослал фотографии на конкурс в «Комсомольскую правду» и… неожиданно занял первое место. Потом, работая инженером на заводе, снимал различные мероприятия для многотиражки, занимался в фотокружке, постепенно начал печататься в газетах, и впоследствии его пригласили на штатную работу в «Вечерний Ленинград». Казалось бы, ровная дорожка. Но только вот идти по ней пришлось почти десять лет. Это к тому, что, взяв в руки камеру, даже самому одарённому фотографу-любителю необходимо отчётливо понимать: без многолетней практики мастерство и успех не придут. А достигнув достойного художественного и технического уровня, вам предстоит решить ещё одну, не менее увлекательную задачу, – грамотно продать свою услугу заказчикам, которых сами и найдёте.

Мне симпатичен американский принцип, который вбивается детям с силой и настойчивостью сваебойной установки, – своё дело ты должен делать лучше всех. В фотографии, где критерии размыты, а вкусы различны, однозначного мерила для оценки качества нет и не предвидится. Но выйти на уровень, когда вы снимаете без технического брака и композиционных ошибок, необходимо уже в начале профессионального пути.


Я знаю примеры, когда фотографами становились студенты медицинских институтов, программисты, биологи, дипломированные строители. Справедливости ради отмечу, что в строители некоторые же и уходили, причём диплом у них уже никто не спрашивал. Но тут как повезёт, всё в ваших руках – заказчик не собес и вам ничего не обещает. Умеете снимать и продать услугу – удержитесь.

Неоднократный призёр престижного международного конкурса World Press Photo Сергей Максимишин руководил риелторской компанией, один из самых успешных рекламных фотографов страны Игорь Сахаров служил офицером, Гвидо Аргентини пришёл в фотографию из медицины, всемирно признанный портретист Ричард Аведон ходил на судах торгового флота. Не менее разнообразны и биографии знакомых мне фотокоров местных СМИ – среди них и выпускник факультета журналистики СПбГУ, и телефонист, и водитель-дальнобойщик, и недоучившийся студент – да кто угодно!

Сам я после школы хотел поступать в Высшее военное училище связи. Готовился, но. На дворе уже были девяностые годы прошлого века. Вокруг открывалось столько возможностей – для карьеры, для бизнеса. За одну субботу я тогда зарабатывал больше, чем офицер-связист за месяц. Занятий и профессий сменил – море. Работал настройщиком радиоаппаратуры, радистом, пробовал заниматься книготорговлей, утилизацией техники, был светооператором, диджеем, электриком, даже сардельками торговал (и всё относительно успешно) – пробовал себя, пытаясь найти занятие по душе. Но как-то в середине девяностых взял в руки фотокамеру. Начал снимать природу, события петербургской жизни. И вскоре понял – это моё.

Естественно, многому пришлось учиться. Что-то пригодилось из изобразительного искусства, часть секретов профессии подглядел у более опытных коллег, «подсел» на работы живописцев и классиков фотографии – это же просто кладезь для всех, кто умеет не только смотреть, но и видеть! И даже когда достиг определённого уровня – работы стали отбирать для публикаций в петербургских газетах и журналах, – учёба продолжалась.

Очень пригодились хорошие отношения с бильд-редакторами изданий, коллегами-фотожурналистами, сотрудниками секретариатов – подсказки, критика, а иногда и разносы совершенно необходимы, особенно в начале пути. Ваши друзья и члены семьи, даже разбираясь в фотографии, будут хвалить и подбадривать; коллеги же беспристрастно скажут всю правду, ткнут носом в недостатки, что гораздо полезнее для творческого роста, чем елей и мёд.

Никакого «потока» заказов сразу не ждите – гонораров хватит на то, чтобы угостить девушку кофе с мороженым. Даже неплохой разовый гонорар – скорее, приятное исключение. Продолжайте сотрудничество с редакциями, которые идут с вами на контакт, предлагайте свои снимки в другие издания. Откликайтесь на редакционные задания. СМИ – очень хорошая школа, пройти которую, на мой взгляд, будущему фотографу-фрилансеру просто необходимо.

Без сомнения, вы начнёте просматривать объявления в газетах и на сайтах о трудоустройстве. Чего не следует делать совершенно точно – идти в фотографы на документы и снимать рекламоносители для отчёта – при формальном родстве это совершенно другие профессии.

Теоретические знания всё-таки окажутся необходимыми. Не жалейте времени и денег на обучение – в крупных городах обычно есть специализированные курсы, где преподают опытные фотографы и фотожурналисты. Это позволит не изобретать велосипед, а перенимать уже наработанный поколениями ваших предшественников опыт, общаться с такими же увлечёнными фотографией новичками, учиться принимать критику и работать над ошибками.

Поначалу относитесь к гонорару как к приработку. А ещё лучше – откладывайте на приобретение серьёзной, пригодной для дальнейшей полноценной работы профессиональной техники.