Вы здесь

Форсайт развития теории и технологии менеджмента: основы методологии. Глава 1. Теоретические основы системы форсайта как стратегического инструмента развития научно-инновационной деятельности (НИД) университета (В. В. Масленников, 2014)

Глава 1

Теоретические основы системы форсайта как стратегического инструмента развития научно-инновационной деятельности (НИД) университета

«Форсайт – это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести набольшие социально-экономические блага».

Бен Мартин (SPRU, University of Sussex)

1.1. Определения, ключевые элементы термина и классификации форсайта

Впервые термин «foresight» употребил известный писатель-фантаст Герберт Уэллс в 1930 г. Однако возникновение методологии форсайта как инструмента предвидения будущего и формирование его в качестве «дорожной карты», датируется 50-ыми годами прошлого столетия. Окончательно форсайт как методология научного управления развитием технологий оформился в конце ХХ века[2].

Схема принципиальной структуры форсайта (ключевые элементы системы форсайт) представлена на рис. 1.1.

Понятие форсайта еще не стало общепризнанным. Например, ЮНИДО (Организация Объединённых Наций по промышленному развитию – United Nations Industrial Development Organization) определяет форсайт как – систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых технологий, подающих надежды приносить самые крупные экономические и социальные выгоды».

Приведем определения термина «форсайт»[3] различных авторов.


Рис. 1.1. Структура форсайта


Форсайт – это систематический, совместный процесс построения образа будущего в средне- и долгосрочной перспективе, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений и координацию совместных действий (FOREN Guide).

Форсайт – это систематические попытки заглянуть в будущее науки, технологий, общества и экономики, чтобы обеспечить процветание общества, экономики и окружающей среды (Asia-Pacific Economic Cooperation – Center for Technology Foresight).

Форсайт – это естественная человеческая деятельность, которая выполнялась и ранее. Сейчас она формализована в рамках специальной методики и применяется для определения долгосрочных последствий принятия решений в сфере науки и технологии. Форсайт может быть использован для разработки стратегий и долгосрочного планирования развития стран, регионов, муниципалитетов и других видов территориальных образований (Technology and Innovation Foresight for Bulgaria and Romania – ForeTech).

Форсайт – это систематическое размышление о будущем и воздействие на будущее (Australian Center for Innovation).

Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе (UNIDO).

Форсайт – это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага» (Бена Мартина University of Sussex).

Необходимость Форсайта сегодня вызывается следующими обстоятельствами: усиливающейся конкуренцией; ограничением государственного финансирования; возрастающей сложностью и повышением роли научной и технологической компетенции.

Форсайт нужен для того, чтобы улучшать процесс принятия решений; управлять выбором технологий; создавать альтернативные направления для будущего развития; усиливать процесс обучения и улучшать готовность к непредвиденным обстоятельствам; мотивировать изменения.

Определение термина «форсайт» содержит 4 ключевых элемента (рис. 1.2)[4]:


Рис. 1.2. Ключевые элементы термина «форсайт»


Существуют различные классификации подходов к созданию и выполнению форсайтов[5]:

• по масштабу рассматриваемых проблем – глобальные, национальные, региональные;

• по областям – социальная, экономическая, политическая, научная, научно-технологическая, образовательная;

• по различным целям и контекстам внутри анализируемой области;

• по методам, используемым в рамках выполнения конкретных Форсайтов. Среди них – мозговой штурм, создание и проработка сценариев, метод Дельфи, SWOT-анализ, метод альтернативных вариантов, метод релевантных деревьев и др.

Таким образом, с одной стороны, форсайт – один из способов научно-технологического прогнозирования. В отличие от других традиционных вариантов, он – весьма затратный, требующий длительного времени (не менее полутора лет) и весьма чувствительный к методологическим тонкостям.

С другой стороны, форсайт – уникальный способ трансляции результатов прогнозирования в управленческие решения его участников и согласования их действий.

С этой точки зрения форсайт можно считать управленческой технологией, являющейся одной из развитых форм частно-государственного партнерства.

1.2. Актуальность развития системы форсайта в научно-инновационной деятельности (НИД) университета

Одна из важнейших проблем, которая до сих пор не осознана и не решена большинством российских и зарубежных высших учебных заведений (вузов), состоит в том, что развитие научных проектов происходит, исходя из имеющего научно-технического задела без учета актуальных тенденций развития рынков и технологических трендов[6].

Из-за неразвитости кооперационных процессов в инновационном секторе наблюдается слабая ориентация вузов на реализацию научных достижений в сфере производства, а также недооценка проведения маркетинговых исследований[7].

Особую актуальность проблема управления результатами научной и инновационной деятельности (НИД) приобрела в последние годы, поскольку в вузах, как и в других научных организациях, происходило “вымывание” результатов фундаментальных и поисковых исследований, полученных в предшествующий период (до 1990 г.) с устойчивым финансированием фундаментальной науки в масштабах государства.

В дальнейшем из-за резкого сокращения бюджетного и внебюджетного финансирования науки в вузах и научных организациях было нарушено воспроизводство результатов фундаментальных исследований, и, как следствие, начал утрачиваться накопленный интеллектуальный потенциал.

Многие полученные ранее научные результаты, не доведенные по каким-либо причинам до конечного и востребованного на рынке продукта, со временем утратили свою ценность и морально устарели.

Поэтому сегодня, в условиях жесткого ограничения всех видов ресурсов, поддерживающих и развивающих научную и инновационную деятельность, на повестке дня особенно остро стоит проблема их целенаправленного и результативного использования, которая может быть решена только при условии обеспечения целостности и непрерывности поддержки всех этапов инновационного цикла (рис. 1.3)[8].

Одной из главных проблем научно-исследовательской деятельности (НИД) российских вузов остается низкий уровень спроса на ее результаты со стороны производственной и социальной сферы.

На вузы приходится около 7 % внутренних затрат на исследования и разработки, выполняемые в России, а фундаментальные исследования проводятся главным образом в институтах Российской академии наук.

Только 45,4 % вузов занимаются научными исследованиями, причем одновременно участвует в научной работе только 18,7 % профессорско-преподавательского состава[9].

По мнению ряда авторов, расширение сектора вузовской науки требует материально-технических ресурсов, однако с точки зрения повышения результативности НИД не полностью использованы возможности ее интенсификации на основе внедрения современных достижений науки и практики управления, которые получены в работах отечественных и зарубежных учёных[10].

Интегративная связь научной деятельности вуза с инновационной составляющей (ориентация результатов научной деятельности на достижение инновационных результатов) позволяет определить ее как научно-инновационную (НИД). Под НИД вуза следует понимать процесс взаимодействия интеллектуального потенциала творческих коллективов вуза и материально-технических, информационно-нормативных, организационно-управленческих, финансовых и других факторов во взаимосвязанных процессах (научно-исследовательских, экспериментально-производственных, коммерциализации), направленных на создание новаций, обеспечение их трансфера, направленных по обеспечение полезности и достижение экономической результативности[11].

Глобальной целью НИД, ориентированной на реализацию миссии и целей вуза, является осуществление эффективной научно-инновационной деятельности, направленной на создание востребованных на рынке инновационных продуктов на основе рационального использования всех элементов научно-инновационного потенциала вуза. К числу задач, ориентированных на достижение целей НИД, можно отнести[12]:

• экономические – увеличение объема научно-инновационной продукции (НИП); выгодная ценовая стратегия; рост выручки от реализации НИП; максимизация прибыли по НИД;

• рыночные – углубление диверсификации рынков сбыта НИП; расширение сегментов потребителей НИП;

• социальные и др.

НИД не всегда приносит такой доход, который принято ожидать от коммерческого проекта, и направлена зачастую не на получение прибыли, а на получение новых знаний, поиск путей применения уже существующих знаний. Однако нельзя признавать проект неудачным, только из-за отсутствия коммерческой прибыли.

Многие проекты и виды деятельности обладают определенным социальным эффектом, который может выражаться не суммой денег (прибылью), а количеством сэкономленного времени или увеличением производительности труда.

Таким образом, совершенствование методов оценки эффективности НИД становится все более актуальным в связи с необходимостью использовать в их организации последние достижения не только менеджмента, но и экономики, а также из-за постоянно изменяющихся требований рынка к экономическим показателям работы вузов[13].


Рис. 1.3. Система управления НИД на основных этапах цикла наукоемкой продукции


Авторы «Форсайт-образования 2030» отмечают, что глобализация образовательной системы в мире проявляется в России на уровне государственных запросов к образованию, в частности[14]:

• до 2015 г. произойдет отбор вузов «первого эшелона», получающих поддержку и финансирование от государства для обеспечения их соответствия международным стандартам;

• до 2020 г. будет сформирован в виде государственного заказа запрос к вузам на решение проблем инновационного развития как в рамках страны, так и на уровне отдельных регионов;

• одновременно до 2020 г. произойдет решение проблем интеграции мигрантов в российское общество посредством образования, а также обеспечения толерантности.

Одним из прогностических выводов «Форсайт образование 2030» является вывод о том, что будет происходить дальнейшая концентрация населения в крупных городах и урбанистических конгломератах.

В итоге в них будут сосредоточены основные производительные силы «знаниевого общества» – научно-образовательные производительные кластеры, в том числе на основе дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий с прямым выходом на мировые рынки продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Фактически для всего мира продолжится «цифровая революция», потребовавшая большого количества высокообразованных человеческих ресурсов и их непрерывного обучения и переподготовки.

Основные положения нового менеджмента в контексте управления научно-исследовательской деятельности вузов могут быть сформулированы следующим образом[15]:

• ориентация НИД вуза на получение прикладного результата, основанная на решении социально-значимых проблем;

• ориентация вуза в своей научно-исследовательской деятельности на запросы со стороны общественных организаций и бизнеса[16].

Возникает «третья» задача университетов – коммерциализация научных и образовательных результатов (рис. 1.4).

Эффективный путь развития НИД вуза предполагает правильно выбранные перспективные научно-исследовательские направления, которые реализуются c одной стороны в виде портфеля НИР, а с другой стороны в виде перспективных проектов развития. В связи, с чем возникает задача обеспечения системы прогнозирования и постоянного мониторинга в НИД вуза актуальных научно-исследовательских областей.

В отсутствие собственного прогнозирования в системе НИД вуз неизбежно занимает либо догоняющую позицию по отношению к другим игрокам, либо действует на предметном поле, которое они задают. Он вынужден ориентироваться на маркетинговые методы и существующие публичные работы, всегда на несколько шагов отставая от движения мысли конкурентов.


Рис. 1.4. «Третья» задача университетов


Таким образом, современное научно-инновационное развитие вуза и разработка научно-инновационных решений и продуктов требуют прогностической поддержки, в том числе, с помощью методологии форсайта.

Частью процесса исследований и разработок в НИД вуза должен быть непрерывный форсайт – долгосрочное прогнозирование в интересующих научно-исследовательских областях и воплощение результатов прогнозов в задачи для исследователей и разработчиков.

Современная система форсайта и прогноза научно-технологических направлений деятельности в рамках вуза представляет собой одну из постиндустриальных техник управления. Прогнозирование как управленческая деятельность представляет собой единство мышления (исследования), коммуникации (согласования) и деятельности.

Цель системы форсайта и прогноза научно-технологических направлений деятельности – обеспечение научно-технологического прогнозирования внутренней и внешней сред, развитие технологического и инновационного окружения и приоритетных инновационных направлений вуза.

В задачи прогнозирования входят:

• проектная работа с технологическими трендами (надстройка пула исследований и проектных идей на логическое развитие существующих трендов), поиск противоречий в трендах и встраивание в них проектных идей;

• поиск перспективных, пока не обозначившихся возможностей развития технологий и областей применения;

• поиск упущенных и забытых технологических и продуктовых идей, которые могут быть эффективно воплощены;

• анализ рисков для развития технологий или рисков вследствие развития технологий.

Работа по форсайт-исследованиям строится на сопоставительном анализе мировых и отечественных результатов в научно-технической и производственно-экономической сферах, а также на проведении регулярного мониторинга состояния, перспектив и путей реализации инновационного потенциала отрасли.

Участие вузов в прогнозировании перспективных направлений развития поможет им занять ведущие позиции в ходе решения задач модернизации отечественной экономики, а также существенно повысить результативность образовательного процесса.

Так в 2011 г. была создана сеть из шести ведущих российских вузов, на базе которых были сформированы отраслевые центры прогнозирования научно-технологического развития:

• Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТ-МО). Отраслевой центр прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению «Информационно-телекоммуникационные системы»;

• Московский физико-технический институт (ГУ МИФИ). Отраслевой центр прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению «Индустрия наносистем»;

• Сибирский государственный медицинский университет. Отраслевой центр прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению «Науки о жизни»;

• Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ). Отраслевой центр прогнозирования научнотехнологического развития по приоритетному направлению «Энергоэффективность и энергосбережение»;

• Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского (МАТИ). Отраслевой центр прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению «Транспортные и космические системы»;

• Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (географический факультет). Отраслевой центр прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению «Рациональное природопользование».

Тем не менее, деятельность, связанная с прогнозированием научно-технологического развития, в России на данный момент все еще находится на стадии формирования. Рассматривая роль форсайтов в системе управления вузами, можно сделать вывод, что для более эффективного внедрения результатов форсайт- исследований в научно-исследовательскую, образовательную и инновационную деятельность необходимо понимание и осознание важности использования результатов таких исследований как внутри вуза (менеджментом вуза и профессорско-преподавательским составом вуза), так и вне его (государством, бизнесом).

В России делаются различные попытки интеграции деятельности университетов, бизнеса и государства. Однако следует отметить, что ощутимых результатов этой деятельности совсем немного. Сегодня становится очевидным, что для плодотворного сотрудничества между вузами, государством и бизнесом, необходимо наличие общего видения развития конкретных рынков, технологий, территорий и т. д., при этом немаловажную роль в нахождении такого совместного видения играет маркетинг.

Если ранее маркетингу особое внимание уделяли в основном бизнес-структуры, то на сегодняшний день маркетинг также стал одним из серьезных инструментов управления деятельностью вузов.

Возможны три сценария организации форсайтной и прогностической деятельности в вузе:

Сценарий первый: «Вуз как обучающий центр прогностического знания». В данном сценарии реализуется понимание развития вуза как образовательного и научного центра в смысле планирования необходимых в ближайшем будущем образовательных компетенций, квалификаций, планирования и реализации развития технологических направлений.

Результаты работы центра Форсайта используются субъектами внутри вуза. Маркетинговая деятельность связана с: 1) рекламой вуза как поставщика качественного, современного и своевременного образования для абитуриентов; 2) продвижением на рынок конкретных технических разработок и продуктов. Рынок преимущественно региональный. В вузе существует курс по обучению Форсайту и аналитике. Модель работы вуза не масштабируется.

Сценарий два: «Вуз как консультант по Будущему в своих приоритетных научно-технологических направлениях». Помимо внутренних потребностей вуза оказываются точечные услуги по консалтингу в области прогнозирования в выбранных научно-технологических направлениях отдельным заказчикам как на региональном, так и на федеральном уровне.

Существует отдельное маркетинговое направление по продвижению данного типа услуг на рынок и поиску соответствующих потребителей. В вузе работает собственная фабрика мысли, ориентированная на внутренние потребности и внешних заказчиков.

Сценарий три: «Вуз как источник видения Будущего» / «Вуз как генератор Будущего». Вуз проводит исследования широкого профиля в областях своей специализации и организует свободное предоставление прогностической информации, а также создает информационную систему, позволяющую собирать, согласовывать и управлять позициями экспертов и значимых игроков в области работы с трендами, технологическими развилками, альтернативными сценариями, дикими картами. Прогностический центр имеет собственный отдел маркетинга.

Маркетинг и PR направлены на управление информированностью общественного мнения о технологических трендах, создание моды, в том числе, в области будущих компетенций и квалификаций, троллинг и разоблачение псевдотрендов.

Вуз выступает поставщиком принципиального понимания в области развития и применения научно-технологических направлений.

Для ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» наиболее перспективным является сценарий два: «Вуз как консультант по Будущему в своих приоритетных научно-технологических направлениях», выявленных в процессе планирования НИД вуза на основе форсайт-исследований по предметным областям.

1.3. Описание проекта «Создание методологии Форсайта развития теории и технологии управления (менеджмента) в целях коммерциализации результатов исследований университета»

Следует отметить, что недостаточное внимание на сегодняшний день уделяется форсайту в сфере научных исследований вузовской среды, что, на наш взгляд, несомненно влияет на международный и национальный рейтинг российских вузов по такому показателю как "уровень научно-исследовательской активности вуза".

В 2014 году рейтинговое агентство «Эксперт РА» составило третий ежегодный рейтинг вузов России.

При подготовке рейтинга использовались статистические показатели, а также проводились масштабные опросы среди 7,5 тыс. респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников. Победителем рейтинга третий год подряд стал МГУ им. М.В. Ломоносова.

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова занял 24 место в данном рейтинге.

Определение рейтингового функционала происходило на базе анализа интегральных факторов:

1. Условия для получения качественного образования в вузе (вес = 0,5). Интегральная оценка уровня преподавания, степени международной интеграции, ресурсной обеспеченности вуза и степени востребованности абитуриентами.

2. Уровень востребованности работодателями выпускников вуза (вес = 0,3). Интегральная оценка качества карьеры выпускников, сотрудничества с работодателями.

3. Уровень научно-исследовательской активности вуза (вес = 0,2). Интегральная оценка инновационной активности, научных достижений и инновационной инфраструктуры.

Анализ показывает, что именно уровень научно-исследовательской активности (НИА) вуза для РЭУ им. Г.В. Плеханова должен стать сферой приложения управленческих усилий для вхождения в первую 20 вузов России согласно рейтингу "Эксперт РА".

Акцентирование внимания на составляющих НИА вуза требует проведения исследования по выявлению новых направлений развития предметных областей науки, которые в перспективе могут оказать серьезное воздействие на конкретные научные разработки университета и их коммерциализацию.

В рамках данного исследования рассматривается проект ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» по разработке методологии форсайта научных исследований по направлению менеджмент и ее апробации в РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Цель реализуемого проекта – разработка методологии форсайта научных исследований по направлению менеджмент и определение наиболее перспективных для РЭУ им. Г. В. Плеханова направлений НИР в соответствии с приоритетными областями развития науки и высшего образования на долгосрочный период, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ университета и повышение рейтинговых показателей вуза.

На достижение данной цели направлено решение следующих задач:

1. Рассмотрение теоретических основ системы форсайт как инструмента организации научной деятельности Университета.

2. Систематизация организационно-методических основ проведения форсайт-исследований.

3. Разработка методологии форсайта научных исследований по направлению менеджмент с оценкой сложившихся тенденций менеджмента за период 2010–2014 гг. по блокам:

3.1 Диссертационные исследования РФ (направления: менеджмент, управление предприятием, управление организацией);

3.2 Публикации россиян в системе Web of Science по всем направлениям (поле поиска менеджмент) и по экономическому и социологическому направлениям;

3.3 Портал государственных закупок РФ (НИР по направлению менеджмент);

3.4 База поддержанных проектов Российского фонда фундаментальных исследований по направлению менеджмент;

3.5 База поддержанных проектов Российского гуманитарного научного фонда по направлению менеджмент;

3.6 База зарубежных грантов по направлению менеджмент.

4. Модель проведения форсайт-исследований в Университете.

5. Рекомендации по применению методологии форсайта в НИД вуза.

Новизна проекта заключается в разработке методологии форсайта научных исследований по направлению менеджмент и предложений по совершенствованию системы организации НИР факультета «Менеджмент» РЭУ им. Г.В. Плеханова с целью повышения коммерциализации научной деятельности и рейтинговых показателей вуза.

Форсайт-проект имеет ряд характерных признаков[17].

Во-первых, что следует из самого определения, долгосрочный характер. Правда, данный признак не является специфическим, поскольку долгосрочным могут быть любой проект или любая программа. Но его следует считать необходимым. Долгосрочность форсайт-проекта определяется тем, что он ориентирован на решение сложных проблем, которое не может быть достигнуто в течение короткого периода времени.

Во-вторых, форсайт-проект – это конструкт, основанный на концепте, заранее сформулированном его инициатором. Реализация фор-сайт-проекта в данном контексте представляет собой внедрение системы новых ценностей и правил, он изначально предполагает изменения не только организационного характера, но, прежде всего, внесение в социальный процесс новых смыслов.

Разработка проекта в данном случае обязательно должна предполагать проектирование и применение комплекса технологий социокультурных модификаций, применение которых обеспечивает изменение класса поведенческих реакций человека или целой социальной группы.

В-третьих, из предыдущей характеристики вытекает, что фор-сайт-проект не ограничивается какой-либо одной сферой жизни, а предполагает комплексное изменение многих из них, при этом акцент делается на модификацию общественного сознания, что рассматривается как необходимое условие организационных изменений. Этим он существенно отличается от обычных проектов и программ, в которых обычно представлена противоположная логика, предполагающая движение от инфраструктурных изменений в экономике, социальной жизни и политике к изменению ценностей и смыслов. Отметим в данной связи, что такой подход все чаще не дает необходимого эффекта в современном обществе.

В-четвертых, как уже отмечалось, форсайт-проект представляет собой инновацию, имеющую мобилизационный характер. Его максимально полная и успешная реализация возможна только при активном участии максимально широкого круга авторов, интересы которых затрагивают предлагаемые преобразования.

Основным участником форсайт-исследований в РФ является Международный научно-образовательный Форсайт-центр ГУ ВШЭ. Однако, обзор исследований центра (http://prognoz2030.hse.ru) позволяет говорить, что ключевая область, по которой ведутся работы, – это технологическое развитие РФ.

Реализуемый в РЭУ им. Г.В. Плеханова проект носит характер тематического форсайта применительно к научным исследованиям по предметной области «Менеджмент». Проект предполагает разработку методологии форсайта данной научной области и ее апробацию на уровне университета (РЭУ им. Г.В. Плеханова).

В проекте впервые делается попытка:

1) выявить общенациональные тенденции научных исследований по направлению менеджмент в РФ за период 2010–2014 гг.,

2) определить на основе применения методов форсайта (обзор литературы, экспертные панели, мозговой штурм, библиометрический анализ, SWOT-анализ, опросы экспертов, диагностические исследования) базу перспективных тем НИР по направлению «Менеджмент» на долгосрочную перспективу в соответствии с приоритетными направлениями развития науки и высшего образования РФ;

3) сформировать предложения по совершенствованию системы организации НИР по направлению менеджмент РЭУ им. Г.В. Плеханова, направленные на повышение коммерциализации научных разработок вуза и способствующие повышению такого рейтингового показателя вуза как "Уровень научно-исследовательской активности".

Таким образом, несомненно, проект носит национальный характер, поскольку впервые объединяет разрозненную информацию по направлениям и трендам развития менеджмента как науки и практики за период 2010–2014 гг.

Проект предусматривает вовлечение в опрос управленческого персонала российских компаний. Проект несет в себе аккумулирующую и систематизирующую функции: с одной стороны, изучение мнения академического сообщества по вопросам будущих коммерциализуемых исследований в сфере менеджмента, а с другой стороны, учет мнения бизнес-структур, которые и являются, прежде всего, потенциальными заказчиками подобного рода проектов.

В данном проекте ключевым применяемым методологическим принципом является системный, т. к. именно он составляет основу методологии менеджмента, реализуя главные принципы познания. Также основными используемыми в рамках системного подхода методологическими принципами являются: принцип единства теории и практики; принцип определенности; принцип конкретности; принцип познаваемости; принцип объективности; принцип причинности; принцип развития; принцип историзма.

Конец ознакомительного фрагмента.