Глава 2
Диагностический аспект экологического образования младших школьников
Диагностика – это анализ состояния объектов и процессов, выявление проблем их функционирования и развития (И. П. Раченко). Педагогическая диагностика – это практика выявления качества учебно-воспитательной деятельности, причин ее успехов или неудач; направление исследований, обслуживающих эту практику (Б. П. Битинас, Л. И. Катаева). Педагогическая диагностика понимается как оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления.
На основании анализа педагогической и методической литературы по данной проблеме нами были выделены критерии экологической образованности и определены показатели их сформированности (в основе – методика диагностики экологической воспитанности младших школьников Е. А. Гриневой, С. Ю. Прохоровой [6, с. 28]):
– когнитивный критерий (знания учащихся о природе, нравственных нормах и моральных принципах, способствующие формированию экологической культуры, познавательный интерес к окружающему миру, к природоохранной деятельности);
– эмоционально-ценностный критерий (восприимчивость к миру природы, уровень развития чувственной сферы, эмпатии, «знаемые» мотивы поведения, система ценностей и ценностных ориентаций личности, эмоционально-чувственное отношение к природе);
– практически-действенный критерий (проявление инициативы и активности в природоохранительной деятельности, непосредственная деятельность младших школьников, носящая экологический характер).
Выделенные критерии, безусловно, нельзя считать исчерпывающими, однако, их обобщенный характер достаточен для выявления уровней сформированности экологической образованности. Особое внимание в своей работе мы уделили эмоционально-ценностному компоненту, так как именно он имеет большие возможности для реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования младших школьников.
Авторами определены уровни экологической образованности и разработаны их показатели:
I – глубина и системность экологических знаний (знаний о системных отношениях);
II – проявление познавательного интереса к экологическим проблемам; III – понимание многосторонней ценности природы;
IV – проявление эмоционально-ценностного отношения к природе;
V – сформированность и разнообразие экологических умений и навыков;
VI – инициатива и активность в природоохранительной деятельности.
Безусловно, данные показатели не исчерпывают содержание понятия «экологическая образованность», но они достаточны для его определения и четко выражают суть.
Данные показатели находят отражение в карте экологической образованности.
Для того чтобы определить степень проявления каждого из вышеперечисленных показателей, учитель дает определенные задания на уроке. Как правило, необходимо провести несколько диагностических замеров в течение 2–5 уроков, чтобы информация была точной и достоверной. Некоторые показатели выявляются в ходе педагогического наблюдения учителя, проводимого во внеклассной работе, при создании ситуации выбора и решении экологических задач.
Приведем примеры диагностических заданий для выявления степени проявления каждого из показателей экологической образованности младших школьников.
Показатель I
Определяя диагностику экологических знаний, прежде всего важно подчеркнуть, что экологическое знание – это знание не просто знание о телах, явлениях, это знание о системных отношениях. В связи с этим предлагались тесты, задания, вопросы на установление причинно-следственных связей:
1. Назови признаки живой природы.
2. Какова причина образования на Земле тепловых поясов?
Выбери ответ:
а) вращение Земли вокруг своей оси;
б) разный угол падения солнечных лучей на поверхность Земли;
в) вращение Земли вокруг Солнца.
Показатель II
Выявляем умение прогнозировать развитие процессов. Например, предлагается вопрос: «Что будет, если исчезнет вода?».
Выявляем умение соблюдать правила и нормы поведения в природе при помощи заданий типа: «Какие ты можешь придумать добрые советы людям во время весенней прогулки в лесу или в парке?». Или предлагаем оценить поведение детей в природе по сюжетным картинкам, спрашивая: «Какой поступок ты считаешь правильным? А как бы ты поступил?».
Показатель III
Предлагается вопрос: «Почему нужно охранять природу?» либо дается задание завершить заполнение схемы «Что дает природа человеку».
Показатель IV
Учащимся предлагается заготовленный заранее листок с тезисами, которые необходимо дописать. Время на ответы ограничено. На выявление отношения к природе, понимания многосторонней ценности природы учащимся предлагаются следующие тезисы: «Человек относится к природе…»; «Я отношусь к природе…»; «Я люблю природу за то, что…».
Показатель V
Выявляется умение соблюдать правила и нормы поведения в природе с помощью заданий, например: «Какие ты можешь придумать добрые советы людям во время осенней прогулки в парке?»
Показатель VI
Даются необязательные домашние задания: сделать кормушку для птиц, провести снегозадержание на пришкольном участке и т. д. Результаты могут быть занесены в таблицу.
Карта экологической образованности младших школьников
Примечание:
5 баллов – 25–30 (баллов); В – инициативо-творческий уровень, показатель явно выражен;
4 балла – 20–25 (баллов); С – знаниево-ориентированный уровень, показатель выражен, но есть недочеты;
3 балла – 15–20 (баллов); Н – прагматико-потребительский уровень, показатель недостаточно выражен;
2 балла – показатель не выражен. По результатам проведенной диагностической работы определяем, какой из показателей экологической образованности младшего школьника выражен в большей или меньшей степени, на что ориентироваться в построении учебно-воспитательного процесса. Карта экологической воспитанности младшего школьника помогает количественно определить состояние данного показателя развития ребенка на определенном этапе обучения.
Качественную характеристику уровней экологической воспитанности можно представить следующим образом.
Инициативо-творческий уровень экологической образованности предполагает, что у учащихся развиты экологические убеждения, они имеют глубокие и системные знания о природе, о взаимосвязях с ней, обладают широким кругом природоохранительных умений, понимают многообразную ценность природы, проявляют устойчивый интерес, инициативу и творчество в природоохранительной деятельности.
Знаниево-ориентированный уровень определяется наличием у учащихся недостаточно систематичных и глубоких знаний, определенных экологических убеждений, некоторого арсенала природоохранительных умений. Учащиеся понимают ценность природы, но интерес к ней неустойчив, участвуют в природоохранительной деятельности, но недостаточно осознают ее значимость.
Прагматико-потребительский уровень отличается низкой степенью осознания экологических проблем, отсутствием интереса. Учащиеся имеют поверхностные знания, проявляют потребительское отношение к природе.
Рассмотрим другой вариант системного подхода к изучению уровня сформированности ценностного отношения к природе на начальном этапе непрерывного экологического образования (Т. Д. Серебрякова, доц. каф. психологии Волжского государственного инженерно-педагогического ун-та, канд. психол. наук, Нижний Новгород).
Если, согласно исследованиям ученых разных областей человекознания, исходить из того, что ценностное отношение к миру природы представляет собой интеграцию аффективного, когнитивного и деятельностного компонентов, то система экологической диагностики должна быть, на наш взгляд, представлена тремя соответствующими взаимосвязанными направлениями:
♦ изучение эмоций и чувств ребенка, которые он испытывает в процессе общения с природой (аффективный компонент ценностей);
♦ изучение уровня сформированности знаний о природе (когнитивный компонент ценностного отношения);
♦ изучение умений и навыков взаимодействия с природным окружением (деятельностный компонент проявления ценностного отношения к миру природы).
По каждому направлению опытно-экспериментального исследования были разработаны диагностические задания.
Так, система диагностических методик для детей младшего дошкольного возраста была представлена следующими игровыми заданиями.
Уровень сформированности знаний о природе предлагалось изучать с помощью игр типа «Собери растение», «Путаница», «Домашние и дикие животные», «Времена года» и др.
В целях изучения уровня сформированности эмоционального отношения детей данного возраста к природе мы использовали специальные карточки, предлагали детям рассмотреть карточки с рисунками на тему «Ребенок и природа» и подобрать подходящую модель эмоции к действиям ребенка на картинке, а также рассмотреть карточки и ответить на вопрос: «Кто из ребят тебе понравился и почему?» и др.
Изучение уровня сформированности у младших школьников умений и навыков по уходу за объектами живой природы осуществлялось посредством различных игровых заданий типа «Помоги цветочку», «Покорми рыбок» и т. д.
♦ Определение уровня знаний о природе осуществлялось при помощи заданий типа «Назови, что это?», «Где живет, чем питается?», «Когда это бывает?» и др.
♦ Изучение уровня сформированности эмоционального отношения детей к природе осуществлялось при помощи карточек, изображающих проблемные ситуации. Детям предлагалось рассмотреть карточки и ответить на вопросы:
– с кем из ребят ты хотел бы дружить (играть) и почему?
– какие чувства ты испытываешь при встрече с котенком? Почему?
♦ Мама разрешила тебе взять домой котенка, но только одного. Какого бы ты выбрал? Почему?
♦ Определение уровня сформированности умений и навыков по уходу за объектами живой природы у детей проводилась с помощью заданий типа «Покорми птиц», «Помоги цветам» и др.
В целях изучения сформированности основ ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики.
Изучая уровень сформированности эмоционального отношения детей к природе, мы предлагали задания типа: рассмотреть картинку, выслушать начало рассказа по этой картинке и придумать его окончание или рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопрос: «С кем тебе будет интересно гулять по лугу (в лесу, парке и т. д.)? Почему?».
В целях изучения уровня сформированности умений и навыков по уходу за объектами живой природы предлагались игровые задания, такие как «Собери семена для птичьей столовой» и др.
Кроме специально разработанных игровых проблемных ситуаций в целях изучения сформированности ценностного отношения к природным объектам широко использовались наблюдения за самостоятельными проявлениями отношения детей к природе, поскольку именно самостоятельные активные проявления детей являются непосредственным отражением их опыта – как когнитивного, так и поведенческого опыта.
Возможны разнообразные подходы к проведению диагностики экологической образованности. Диагностические методы позволяют не просто описать те или иные психические особенности личности или группы людей, но и измерить их.
Рассмотрим возможные диагностические задания в соответствии с компонентами: знаниевый (когнитивный), эмоционально-ценностный, практически-действенный.
2.1. Диагностические задания: когнитивный критерий
Общеизвестно, что экологические знания – это знания о системных отношениях, то есть о взаимосвязях. В начальной школе изучают следующие взаимосвязи:
♦ между неживой природой и живой природой;
♦ между живыми организмами;
♦ между природой и человеком.
Рассмотрим диагностические задания «Синквейн» и «Третейский суд», которые могут быть использованы при диагностике экологических знаний учащихся.
Синквейн является особым видом диагностического задания с использованием той или иной схемы. Примером синквейна может быть следующее задание.
Подберите слова по теме «Природа и мы», используя схему:
1) одно существительное;
2) два глагола;
3) три прилагательных;
4) синоним.
5) предложение с использованием всех слов и дополнением других.
Варианты ответа:
1) природа;
2) знать, использовать;
3) удивительная, живая, неживая;
4) жизнь;
5) человек узнает и использует природу, удивляясь многообразию жизни живой и неживой природы и ее красотой.
Конец ознакомительного фрагмента.