Вы здесь

Формирование стоимости и определение эффективности инвестиций. Глава 1. Система требований комплексной застройки жилых районов (НаньНань Чжан, 2015)

Глава 1

Система требований комплексной застройки жилых районов

1.1. Понятие комплексной жилой застройки

В условиях градостроительной застройки жилая среда рассматривается как интегрированная система, состав элементов которой должен обеспечить все сферы жизнедеятельности населения.

Они определяются совокупностью потребностей человека, как материальных, так и духовных. Эти потребности можно разделить на следующие группы.

1. Физиологические потребности человека в свежем воздухе, солнце, хорошей вентиляции в помещениях, в шумоизоляции, в обеспечении теплом зимой и прохладой летом и т. д.; все эти физиологические потребности являются приоритетными, так как они обеспечивают человеку выживание.

2. Потребность в безопасности включает неприкосновенность жилища в целях личной безопасности и избежания имущественных потерь.

3. Потребность в человеческих контактах: в соседских взаимоотношениях, во взаимной помощи и других социальных взаимодействиях.

4. Потребность в организации досуга, т. е. в правильном использовании свободного времени для отдыха, спорта, развлечений, культурного и интеллектуального развития, изучения разного рода искусств, а также для других увлечений (хобби). Спорт на открытом воздухе является важной частью жизни людей разных возрастов. С развитием производства, его модернизацией и повышением производительности труда у людей возрастает количество свободного времени, что позволяет им больше находиться на открытом воздухе.

5. Потребность в эстетике окружающей среды, что относится не только к пейзажу, но и к тому, насколько комфортно чувствуют себя люди в этой среде.

Жилая среда должна создавать благоприятные условия для обеспечения всех сфер жизнедеятельности населения. Она включает жилые дома, объекты общественного обслуживания, транспортные коммуникации и паркинги, рекреационные зоны. На рис. 1.1 представлен состав объектов жилой среды.




Рис. 1.1. Система потребностей населения


Такие повседневные потребности человека, как работа и учеба, часто реализуются за пределами жилого образования. В этом случае большое значение приобретает обеспечение хорошей транспортной доступности из данного жилого района в другие.

В настоящее время сложились следующие понятия градостроительных образований: жилой комплекс, жилой квартал, жилой район.

Комплексная жилая застройка обеспечивается в масштабах микрорайона (квартала) большой площади, построенного для создания основных условий проживания и экономичного, рационального и эффективного использования земли и пространства. Границами комплексной жилой застройки чаще всего служат магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные природные рубежи.

Первичным элементом жилой застройки является жилой комплекс. Он включает наряду с жилыми домами учреждения обслуживания повседневного пользования: детские сады-ясли, общеобразовательные школы, магазины, объекты культурно-бытового и коммунального обслуживания, спортивные и детские площадки и т. д. Эти элементы жилого комплекса объединяются единым функционально-композиционным построением, системой инженерного оборудования, озеленения, пешеходных дорожек и проездов к домам.

В современных микрорайонах жилые дома располагаются так, что создают замкнутый контур, внутри которого размещаются детские сады, ясли, школы. Внутренние дворовые пространства оказываются защищенными от шума и ветра и образуют так называемые «тихие зоны». Учреждения торговли, бытового обслуживания располагаются по периметру микрорайона на транспортных магистралях и в узлах пассажиропотоков при соблюдении удобных радиусов пешеходной доступности.

Комплексная жилая застройка должна обеспечивать жителям микрорайона комфортные условия повседневной жизни. Соответственно, необходимо связать в единое функциональное пространство все виды землепользования в жилом районе. В городах жилая застройка составляет наибольшую долю среди различных видов городского землепользования.

Классификация использования земель под комплексную жилую застройку включает следующие виды территорий и их примерную структуру:

• жилая застройка – 45–60 %;

• общественное строительство – 10–25 %;

• строительство автомобильных дорог и проездов – 7–15 %;

• озеленение – 10–25 %.

Численность населения микрорайонов на первую очередь строительства следует принимать:

• в крупных и крупнейших городах: 12–20 тыс. человек;

• в больших и средних городах: 6–12 тыс. человек;

• в малых городах и поселках: 4–6 тыс. человек.




Рис. 1.2. Состав объектов жилых образований


Размеры жилых образований определяются площадью межмагистральной территории, этажностью и плотностью застройки. В практике проектирования приняты жилые кварталы на 6–9, 12–16, 18–20 тыс. жителей, площадью территории от 10 до 50 га, но не более 80 га.

В составе жилых кварталов, особенно крупных, могут быть выделены отдельные жилые группы (комплексы), состоящие из нескольких жилых домов и из отдельно стоящих или встроенно-пристроенных учреждений обслуживания: детских садов-яслей, магазинов продовольственных товаров, приемных пунктов прачечных и т. д. Состав объектов жилых образований показан на рис. 1.2.

На любом уровне градостроительных жилых образований выделяют следующие составные элементы комплексной жилой застройки:

• жилой фонд;

• учреждения и предприятия общественного обслуживания населения;

• инженерная подготовка и инженерное оборудование территорий;

• городской транспорт и дорожно-транспортные сооружения;

• благоустройство и озеленение территорий.


Принятые в проектировании жилой комплексной застройки расчетные нормативы обеспеченности населения объектами всех сфер жизнедеятельности приведены в табл. 1.1.


Таблица 1.1. Расчетные нормативы обеспеченности населения объектами жилищно-гражданского строительства в Санкт-Петербурге






В системе градостроительных нормативов ведущее место принадлежит нормам жилищной обеспеченности, поскольку в соответствии с ними определяется плотность населения в новых микрорайонах и производится расчет инженерного оборудования и вместимости учреждений социально-бытового назначения. Согласно данным, приведенным в табл. 1.1, в Санкт-Петербурге рекомендуется принимать среднюю жилищную обеспеченность населения 28 м2 общей площади на жителя (в сравнении с 1985 г. она увеличивается в 2 раза); повышаются нормативы потребности в спортивных сооружениях, несопоставимы показатели обеспеченности в предприятиях торговли, общественного питания.

1.2. Жилищное и общественное строительство в составе жилого комплекса

Современное развитие российского градостроительства характеризуется наличием определившихся основных элементов планировочной структуры городов: микрорайонов, жилых районов, жилых массивов, планировочных зон и, наконец, самого города в целом. При такой структуре основными ячейками города являются микрорайоны и жилые районы.


В жилищном строительстве принято группировать жилые здания прежде всего по числу этажей:

• малоэтажные – 1–3 этажа;

• средней этажности – 4–5 этажей;

• многоэтажные – 6–9 этажей;

• повышенной этажности – 10–25 этажей;

• высотные – свыше 25 этажей.

Развитие жилой комплексной застройки в городах России тесно связано с общественно-экономической и политической ситуацией в стране.

Традиционными для жилищного строительства в крупных городах России являлись кирпичные здания. Они называются по материалу наружных и внутренних стен. При их возведении используется в основном ручной труд – кладка стен из кирпича, мелких каменных или керамических блоков с облицовкой лицевым кирпичом и расшивкой швов. Поэтому высока трудоемкость возведения таких домов и, соответственно, продлеваются сроки строительства (примерно в 2 раза превышают соответствующие показатели при строительстве панельных домов).

Необходимость решения в России (СССР) задач индустриализации страны в 1930-е гг., обороны в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), восстановления разрушенных городов и предприятий в послевоенный период – отодвинули развитие массового жилищногражданского строительства до конца 1950-х гг.

В 1954–1957 гг. была определена техническая политика в этой сфере – индустриальные методы на основе типового проектирования и широкого применения сборных железобетонных конструкций и изделий заводского изготовления [8].

В конце 1950-х – начале 1960-х гг. были созданы домостроительные комбинаты (ДСК), осуществляющие производство сборных железобетонных изделий и монтаж из них на строительных площадках жилых домов и объектов гражданского назначения. В Ленинграде действовало пять ДСК, строящих жилые дома разных серий, и ДСК-5, специализирующийся на строительстве школ и детских дошкольных учреждений. Они выполняли функции генеральных субподрядчиков у генподрядчика – треста квартальной застройки.

Задача ускорения решения острой жилищной проблемы обусловила разработку и реализацию проектов экономичных малометражных квартир, так называемых «хрущевок» (серий 1–507ГИ, 1–335ОД): высота потолка – 2,5 м, площадь от 25 м2 (однокомнатная) до 45 м2 (трехкомнатная), кухня 4,5–6 м2, совмещенный санузел. В основном строились пятиэтажные здания и девятиэтажные вставки.

Базовым принципом, положенным в основу проектирования и строительства, являлась комплексная застройка новых жилых кварталов. Несмотря на однотипные крупнопанельные 5-этажные дома с 9-этажными вставками, кварталы, лишенные какого-либо архитектурного оформления, имели всю необходимую социальную и инженерную инфраструктуру, были хорошо благоустроены и озеленены. Размеры и планировка квартир не отвечают современным требованиям, однако кварталы и сейчас отличаются уютом и озеленением.

В 1970-е гг. проекты жилых домов были несколько улучшены, появились так называемые «брежневки». Основные параметры квартир: высота потолка 2,7 м; общая площадь до 60 м2; площадь кухни 7 м2 и более. В этот период Автовский ДСК (ДСК-3) осваивает новую серию жилых домов с несущими внутренними железобетонными стенами, так называемые «корабли». Серия разрабатывалась Ленинградским зональным институтом экспериментального проектирования (ЛенЗНИИЭП).

В 1980-е гг. модернизированы имеющиеся серии жилых домов. По параметрам квартир: высота потолка 2,7–2,8 м; общая площадь до 75 м2; площадь кухни 8–15 м2, прихожие от 4,8 м2. По техническому оснащению: два лифта (грузовой и пассажирский) – особо выделялись дома 137-й серии.

Основные показатели, характеризующие параметры квартир в крупнопанельных домах постройки 1960–2000-х гг., представлены в табл. 1.2.

В течение последних 10–15 лет отрабатываются идеи реконструкции кварталов со сносом пятиэтажек; ведутся поиски инвесторов. В то же время имеются и вполне обоснованные предложения реконструкции пятиэтажных панельных домов с надстройкой этажей.


Таблица 1.2. Динамика основных объемно-планировочных показателей квартир в крупнопанельных домах




С 90-х гг. прошлого века развивается монолитное домостроение с применением современных типов опалубок: скользящих, передвижных (преимущественно импортных). Здания возводятся из монолитного железобетона с подачей и укладкой бетона автобетононасосами, частично в сочетании со сборными элементами, изготовляемыми на заводах или построечных полигонах.

Монолитные здания занимают ведущие позиции в практике современного жилищного строительства. Они отличаются хорошим качеством, долговечностью и огнестойкостью.

Технология монолитного домостроения дает возможность создавать любые криволинейные формы, проектировать и строить здания, уникальные по своей архитектуре со свободными планировками, получать трансформируемое внутреннее пространство с большими пролетами и требуемой высотой потолка, а также позволяет избавиться от стыков – наиболее «слабых» мест в сборных зданиях – и снизить транспортные расходы.

Использование электротермообработки и химических противоморозных добавок позволяет вести строительство при любых температурах.

Опалубка – важный фактор, влияющий на технологию и стоимость строительства. Современные типы опалубок, изготовляемых на заводе, имеют возможность многократного (до 1000 раз) использования, такие элементы значительно снижают стоимость материала.

В настоящее время монолитные конструкции широко используются в жилищно-строительной сфере. Структура конструктивных решений современного жилищного строительства характеризуется следующими данными: кирпичные – 14 %, панельные – 18 %, остальные 68 % – монолитные дома [157].

В технико-экономическом отношении основные преимущества остаются за сборными железобетонным конструкциями по сравнению с кирпичными и даже монолитными, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 1.3.


Таблица 1.3. Экономические показатели типов жилых домов, %




Недостатки панельных жилых зданий: однотипность квартир на всех этажах; необходимость использования для монтажа кранов большой грузоподъемности; значительные затраты труда на соединение панелей, заделку и герметизацию стыков; большие объемы перевозок крупногабаритных конструкций. Достоинство – сокращение срока строительства.

Трудоемкость и сроки строительства кирпичных домов почти в два раза больше, чем у панельных.

На рис. 1.3 представлена динамика развития жилищного строительства в России.

Период с начала 1960-х до конца 1980-х гг. характеризовался высокими объемами жилищного строительства.

Во время перестройки с конца 1980-х гг. до 2000 г. объемы строительства жилья резко сократились – до уровня 1950-х гг. В 2000-х гг. происходит поступательный рост жилищного строительства. В связи с последствиями мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. объемы строительства жилья опять сократились, но с 2011 г. снова начинают повышаться.




Рис. 1.3. Динамика жилищного строительства в России


Однако жилье стало дорогим и далеко не всем доступным. Архитектурно-планировочные решения современных жилых домов и квартир значительно совершеннее, но отражают социальное расслоение общества: жилье элитное, бизнес-, комфорт– и эконом-класса.

Основной организационной формой крупнопанельного жилищного строительства в 60-х гг. прошлого века были домостроительные комбинаты (ДСК), осуществляющие производство сборных железобетонных изделий (ЖБИ), монтаж из них жилых домов и других объектов гражданского назначения.

В настоящее время на строительном рынке Санкт-Петербурга действуют три домостроительных комбината: ДСК «Блок», ДСК-3 и ДСК-5.

Крупнопанельное домостроение осуществляет ДСК «Блок», основанный в 1992 г. на базе бывшего ДСК-2, созданного в 1962 г.

В 1996 г. на предприятии была разработана и внедрена программа комплексно-целевого развития, включающая совершенствование производственно-технического потенциала, системы управления предприятием, социальным развитием персонала. В результате реализации этой программы проведена полная реконструкция предприятия и модернизация производственных мощностей.

В 1998 г. в соответствии с новыми требованиями СНИП ДСК «Блок» освоил более современные технологии производства трехслойных наружных стеновых панелей с характеристиками, соответствующими климатическим условиям Северо-Западного региона. Предприятие приступило к выпуску железобетонных изделий для строительства жилых панельных домов современной 137-й серии.

В 2002 г. ДСК «Блок» вошел в состав Группы ЛСР – крупнейшего объединения предприятий строительного комплекса Северо-Запада России, что обеспечило предприятию перспективы дальнейшего развития и совершенствования производства, устойчивое положение на рынке, а также гарантированное снабжение сырьем и строительными материалами.

В 2008 г. комбинат полностью перешел на применение технологии наружного утепления зданий, смонтированных из однослойных железобетонных панелей (на так называемые «теплые фасады»).

В 2011 г. в процессе реорганизации произошло присоединение к ЗАО ДСК Блок, также входящего в Группу ЛСР, ОАО Гатчинский ДСК. Последний являлся одним из крупнейших домостроительных комбинатов Северо-Запада, основан в 1963 г.; производит железобетонные изделия и занимается строительством жилых домов 121-й «гатчинской» серии.

ДСК-3 был создан в 1959 г., выпускал одну из самых массовых в Ленинграде серий жилых домов – 600.11, площадь которых составляла в 80-е гг. прошлого века около 20 % от площади всего строящегося в городе жилья. В настоящее время производит сборные железобетонные изделия и газобетонные панели стен и перекрытий.

ДСК-5, созданный в 1962 г., осуществлял изготовление сборных железобетонных конструкций и возведение зданий школ и детских дошкольных учреждений.

С 1962 по 1992 г. комбинатом построено 49 домов жилой площадью 143,9 тыс. м2, 201 школа на 234 тыс. мест, 327 детских дошкольных учреждений на 91,6 тыс. мест, 2 дома пионеров и школьников.

В 1993 г. ДСК был реорганизован в ОАО Домостроительный комбинат № 5 и переориентирован на строительство жилых зданий новых серий с полным циклом строительных работ.

Комбинат имеет богатейший опыт строительства не только в Санкт-Петербурге, но и по всей стране: в Ленинградской области, в Нижнем Новгороде, Твери, республике Беларусь.

В настоящее время ДСК № 5 производит сборные железобетонные изделия различной номенклатуры, в том числе для транспортного строительства.

Общественное строительство — возведение объектов повседневного пользования, обслуживающих в основном население микрорайона (жилого квартала, группы домов). К ним относятся дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы, магазины, медицинские учреждения, предприятия бытового обслуживания и др.

Объекты периодического и эпизодического пользования обслуживают жителей всего города или планировочного района. Это торговые и общественные центры, театры, концертные залы и пр. Здания (комплексы) такого типа строятся как по типовым, так и по индивидуальным проектам [117].

К зданиям дошкольных образовательных учреждений относят детские ясли, детские сады, детские ясли-сады.

По возрасту обслуживаемых детей детские образовательные учреждения подразделяются на:

• детские ясли, для детей в возрасте от нескольких месяцев до 3 лет;

• детские сады, для детей 3–7 лет;

• детские ясли-сады, для детей в возрасте от нескольких месяцев до 7 лет.

По характеру или времени эксплуатации детские образовательные учреждения делятся на:

• дневные, рассчитанные на пребывание в них детей с 9 до 12 часов;

• круглосуточные или недельные, рассчитанные на шесть дней в неделю в течение 24 часов в сутки;

• смешанные, когда в одних группах дети находятся только в дневное время, а в других – круглосуточно.

Здания образовательных дошкольных учреждений состоят из трех основных групп помещений: отдельных для ясельных групп, общих для всех детских групп и административно-хозяйственных помещений (рис. 1.4).

Расчет сети дошкольных образовательных учреждений в городе производится в соответствии со СНиП 31–06–2009 [22].

В настоящее время предлагается строить детские ясли и сады в жилых комплексах, причем предпочтение отдается яслям-саду, расположенному в одном здании. Основные помещения должны занимать два этажа: ясельные группы – на первом этаже, а детсадовские – на втором. Если здание имеет три этажа, то на третьем этаже можно располагать только помещения старших групп, залы для музыкальных и физкультурных занятий, а также служебно-бытовые помещения и прогулочные веранды.




Рис. 1.4.

Основные помещения дошкольных образовательных учреждений


Размеры земельных участков зависят от вместимости детского учреждения:

• 40 м2 на одного ребенка вместимостью до 140 мест;

• 35 м2 на одного ребенка вместимостью на 200–320 мест;

• 30 м2 на одного ребенка вместимостью на 560–660 мест.

В детских яслях-садах жилых комплексов устанавливают число мест в зависимости от демографической структуры населения; применяется норматив 35 м2 на одного ребенка в детских яслях-садах на 200–320 мест.

Сегодня норматив (количество метров на одного ребенка) снижается до минимума, что позволяет в условиях современной демографической ситуации увеличивать число мест в детских учреждениях в жилом комплексе.

Общеобразовательные школы обычного типа подразделяют на начальные, девятилетние и полные средние.

Территория, отводимая под застройку школьного учреждения, должна включать площадь застройки школьного здания, а также участок, предназначенный для учебно-вспомогательных занятий на открытом воздухе, отдыха детей во время перемен, разнообразной спортивно-массовой работы, общешкольных сборов, для занятий с детьми в школах с продленным днем. Площадь зеленых насаждений должна составлять 40–50 % от общей площади школьного участка.

Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению.

Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:

• разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных особенностей и развития, индивидуальных способностей;

• объединения учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания.

Основным элементом школы является класс, в котором должны быть созданы все необходимые условия для нормального учебно-воспитательного процесса и гигиенического режима. Классы объединяются в учебные секции для каждой возрастной группы. В такую секцию входят 4–6 классных помещений или учебных кабинетов, рекреации и туалетные, а при рассредоточенных гардеробах еще и гардеробная.

Длина пешеходного пути от дома до школы принимается 500 м.

Если в комплексе жилой застройки есть общеобразовательная школа, то ребенок после дошкольного учреждения переходит в эту общеобразовательную школу. Таким образом, он остается в привычной жилой среде, а родители экономят время на его подготовку к школе.

1.3. Инженерная и транспортная инфраструктуры

жилого комплекса

Инженерная инфраструктура – это комплекс сооружений и коммуникаций, обеспечивающий водоснабжение, водоотведение, электро-, тепло-, газоснабжение, а также систему связи в пределах определенной территории.

В проектах планировки жилого района должны быть приведены исчерпывающие решения того, как он будет обеспечен водой, теплом, энергией, канализацией, дорогами, транспортом, телефонизацией и т. д., определены поперечные профили улиц с учетом транспортных потоков и необходимых зон прокладки подземных сетей [87].

Водоснабжение, отопление и газоснабжение основаны на использовании природных ресурсов, запасы которых ограничены и поэтому требуют экономного хозяйственного отношения. В этой связи очень важна разработка научно обоснованных норм потребления воды, газа, тепла и использования более совершенного оборудования, обеспечивающего высокий уровень благоустройства жилья и необходимых технологических процессов.

При совмещенной прокладке трубопроводов в одной траншее они располагаются параллельно друг другу, за исключением канализации, причем уклон для всех линий назначается одинаковым. Расстояния между сетями в таком случае принимаются минимальными, что также снижает стоимость строительства [56].

Водоснабжение. Под системой водоснабжения подразумевается комплекс устройств, необходимых для обеспечения водой потребителей в нужном количестве и требуемого качества. Она предназначена для подведения воды для питья; производственных и противопожарных нужд; мойки улиц, проездов, площадей, а также полива зеленых насаждений и для других целей.

Водопроводы бывают внутренние, находящиеся внутри зданий и сооружений, и наружные.

При этом система водоснабжения может обеспечивать водой как один объект, так и группу однородных и разнородных потребителей в микрорайоне.

Водоотведение – предназначено для удаления продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод с целью их очистки от загрязнений и дальнейшей эксплуатации или возвращения в водоем.

В зависимости от того, какие категории сточных вод отводит канализационная сеть, различают следующие системы канализации.

1. Общесплавная система канализации, при которой по одной подземной сети труб и каналов сточные воды всех категорий (бытовые, производственные и атмосферные) отводятся за пределы

2. населенных мест. Коллекторы общесплавной канализации имеют большие сечения, в результате чего их строительство требует значительных единовременных капиталовложений.

2. Раздельная система канализации может быть полной и неполной. При полной раздельной системе прокладывают две самостоятельные подземные сети труб и каналов. Одна служит для отведения бытовых и загрязненных производственных сточных вод (производственно-бытовая), а вторая – для стоков дождевых и условно чистых производственных вод (дождевая). По бытовой сети сточные воды поступают на очистные сооружения, расположенные большей частью за пределами населенных мест. Дождевые же воды отводятся по наикратчайшему расстоянию в ближайшие водные потоки.

Применяются также полураздельная и комбинированная системы водоотведения [79].

Трубопроводы внутренней канализации так же, как и наружной, проектируются, как правило, самотечными и подразделяются на отводные трубопроводы, по которым сточные воды от санитарных приборов поступают в стояк; на стояки, проходящие по всем этажам здания; на выпуски, по которым сточные воды здания поступают в колодцы дворовой сети, отводящей их в уличную сеть.

Наружные сети водоотведения состоят из дворовых (или внутриквартальных) и уличных сетей. Они служат для приема сточных вод от систем внутренней канализации и их отведения. Схема канализации объекта (принципиальное решение выбранной системы канализации по трассировке сетей и др.) определяется, главным образом, рельефом и планом застройки территории, гидрогеологическими, гидрологическими, санитарными и другими условиями.

Сточные воды от отдельных кварталов собираются коллекторами, которые принимают сточные воды от нескольких уличных линий или от заводских сетей. Отдельные коллекторы объединяются в главные коллекторы или каналы, по которым сточные воды отводятся на очистные сооружения, их тип и конструкция зависят от степени загрязнения сточных вод и условий их выпуска в водоемы.

Теплоснабжение. Система централизованного теплоснабжения, обслуживающая жилой район или его часть, включает источник тепла, тепловую сеть, тепловые пункты и теплопотребляющие здания и сооружения.

Система водяного отопления проста и надежна в обслуживании, изменение температуры воды происходит путем простого регулирования. В помещении из-за низкой температуры поверхности отопительных приборов создается тепловой комфорт и в то же время обеспечивается высокая эксплуатационная надежность; при этом закрытые системы, как правило, подвергаются незначительным коррозионным повреждениям.

Газоснабжение – организованная подача и распределение газового топлива для нужд потребителей. Природный газ является наиболее совершенным и экономичным видом топлива. Газоснабжение городов природными и искусственными газами осуществляется по магистральным газопроводам, транспортирующим газ от мест его добычи или производства к потребителям. Газовая сеть состоит из газопроводов различного назначения; узлов редуцирования газов – распределительных пунктов (ГРП), распределительных станций (ГРС) [101].

Электроснабжение. В городах для комбинированного снабжения энергией и теплом используют теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), мощность которых определяется потребностью в тепле для технологических нужд и отопления зданий [108].

Прокладка линий и устройство электроснабжения зданий относятся к монтажным работам, они включают:

• сильное электричество – розетки (110V~220V);

• слабое электричество – телевизионная линия, линия Интернета и др. (ниже 36V);

• светильное электричество – линии для осветительных ламп (110V~220V);

• электрические плиты (380V) относятся к оборудованию.


Транспортная инфраструктура жилых комплексов в зависимости от своего назначения делится на следующие виды:

• пассажирский транспорт – личные автомобили, мотоциклы, велосипеды жителей, транспорт служащих различных учреждений микрорайона; и общественный – автобусы, троллейбусы, трамваи;

• грузовой транспорт – грузовые автомобили, микроавтобусы и др.;

• специальный транспорт – санитарные, пожарные автомобили и автомобили службы безопасности, автомобили для уборки улиц, автомобили технической помощи.

План любого микрорайона характеризуется системой магистральных улиц, образующих как бы остов планировочной структуры. Их планировка позволяет выделить принципиальные геометрические схемы, определяющие конфигурацию системы магистралей.

1. Дивергентная схема (рис. 1.5) обеспечивает удобную связь между периферийными зонами и центром микрорайона, однако не содержит кратчайших коммуникаций между пунктами тяготения, расположенными на периферии микрорайона. Эта схема удобна для малых микрорайонов с незначительными транспортными потоками.

2. Дивергентно-кольцевая схема (рис. 1.6) характерна для крупных микрорайонов. Она включает трассы, сходящиеся в центральном узле, превращающиеся в дивергентные магистрали, а также объединяющие их кольцевые дороги. При такой схеме возникают удобные связи между периферийными зонами и центром.




Рис. 1.5. Дивергентная схема




Рис. 1.6. Дивергентно-кольцевая схема


3. Квадратная схема (рис. 1.7). Достоинствами такой схемы является отсутствие единого центрального транспортного узла, сравнительно равномерная транспортная нагрузка магистралей и высокая пропускная способность всей системы в целом благодаря наличию дублирующих связей. Недостаток – отсутствие кратчайших прямолинейных связей в центрах.

4. Свободная схема (рис. 1.8). Узкие, изогнутые в плане улицы с частыми пересечениями ни в какой мере не отвечают современным транспортным требованиям. Эта схема обусловлена сложным рельефом местности и в определенной степени обеспечивает экономичность осуществления уличной сети.

В крупных и особенно в крупнейших микрорайонах обычно сочетаются различные схемы планировки магистралей, наиболее часто используют радиально-кольцевую и квадратную схемы.




Рис. 1.7. Квадратная схема




Рис. 1.8. Свободная схема




Дивергентная схема




Дивергентно-кольцевая схема




Квадратная схема




Свободная схема

Рис. 1.9. Схемы планировки уличной сети


Зачастую новые современные микрорайоны строят вне города, так как именно там имеются свободные участки земли. Но в этом случае усложняются транспортные коммуникации. Система микрорайонного транспорта дополняется внешними транспортными линиями.

1.4. Опыт проектирования комплексной жилой застройки

в КНР

Ключевым вопросом обоснования инвестиций в комплексную жилую застройку является выбор земельного участка. С этой целью проводится ситуационный анализ окружающей среды, включающий рассмотрение следующих вопросов:

• местоположение участка с учетом основных факторов окружающей среды (климатические условия; близость гор, рек, моря и др.; грунтовые условия);

• транспортная доступность и интенсивность дорожного движения;

• наличие на окружающих участках общественных зданий и сооружений, в том числе объектов культурной среды;

• обеспеченность инженерным оборудованием (электричеством, водоснабжением, водоотведением, отоплением, газоснабжением, телекоммуникациями, кабельным телевидением и т. д.).

Проведенный анализ позволяет получить все необходимые данные как о преимуществах, так и о недостатках земельного участка для обоснования его наилучшего использования.

В Китае земельные участки рассматривают как государственные ресурсы. Инвесторы комплексной жилой застройки имеют только право использования участка на основе заключенного договора.

В настоящее время сроки пользования земельными участками определены: для жилой застройки – 70 лет; для коммерческой недвижимости – 50 лет.

После определения назначения земельного участка начинается изучение рынка, составляется отчет по проведенному исследованию. Работа по изучению рынка предполагает более углубленное исследование особенностей земельного участка. Параллельно необходимо провести комплексное исследование и анализ объектов близлежащих участков (завершенные объекты, объекты на стадиях строительства и перестройки), выявить группы потребителей и их потребительские предпочтения, дать анализ тенденций развития региона в предстоящие 3–5 лет. По результатам анализа определяется примерная средняя цена продажи недвижимости, затраты и прибыль. Если проект выгоден, он может быть принят к реализации.

На основании отчетов о стоимости земельного участка и изучения рынка можно выбрать тип и параметры объектов. Это требует, вопервых, определения целевых групп потребителей, т. е. конкретных клиентов с учетом их дохода, профессии, возраста, цели покупки и т. д., во-вторых, формирования рынка недвижимости на основе макроанализа и общего понимания особенностей регионального рынка. Повторное исследование окружающей среды и объекта дает возможность определить рыночную позицию инвестора.

С учетом требований рынка осуществляется концептуальное проектирование жилого квартала, включающее разработку предварительных эскизов генплана, анализ проблем микрорайона, выбор архитектурного стиля и т. д.

Разработка концепции проекта, которой отводится важная роль, называется макропроектированием.

Концепция определяет внешнее расположение (размещение) жилого квартала, организацию его внутреннего пространства, рациональное распределение и эффективное использование земли, показывает преимущества квартала.

На основе концепции осуществляются предварительное и строительное проектирование. Эти этапы называют микропроектированием, т. е. более углубленным и конкретным.

Оно заключается в разработке архитектурных проектов, а именно строительных планов (преимущественно планов квартир), фасадов, конструкций, инженерной инфраструктуры. Архитектурное проектирование заканчивается разработкой генерального плана жилого образования.

Одновременно с проектами планировки микрорайонов и архитектурным проектированием на предпроектной стадии разрабатывается документация по технологии строительства.

Порядок разработки проекта комплексного жилищного строительства представлен на рис. 1.10.

Результаты предпроектного этапа используются для получения лицензии на строительную деятельность, сертификата на землю, разрешения на индивидуальное строительство зданий, на разработку строительных проектов. На их основе получают разрешение пожарной инспекции.

Жилые кварталы и объекты включаются в планы городского строительства. Далее заказчик заключает договор с подрядной организацией, осуществляет надзор за качеством и безопасностью строительства.

На ранних стадиях проектирования должна проводиться оценка затрат для определения приблизительной стоимости строительного проекта.




Рис 1.10. Порядок разработки проекта комплексного жилищного строительства


Предварительная оценка позволяет углубленно исследовать и тщательно проанализировать предполагаемые затраты на осуществление проекта.

Основная цель этого процесса заключается в том, что он дает возможность прогнозировать стоимость будущего объекта до этапа детального архитектурного проектирования. Таким образом, инвесторы могут получить представление об объемах капитальных вложений до начала проектирования.

Предварительная оценка может быть проведена упрощенно на основе расчета объемов или площадей здания.

Далее приведен пример расчета предварительной стоимости строительства жилого дома (табл. 1.4–1.9).


Таблица 1.4. Технико-экономические показатели проекта




Таблица 1.5. Затраты на приобретение прав на земельный участок




Таблица 1.6. Затраты на проектирование и организацию строительства




Таблица 1.7. Затраты на строительно-монтажные работы






Таблица 1.8. Инженерная инфраструктура




Таблица 1.9. Общие затраты по проекту (по предварительным расчетам)






Таким образом, стоимость строительства жилого дома составляет 74967,25 тыс. юаней, на 1 м2 общей площади: 4410 юаней (в ценах 2010 г.). В пересчете в рублях (курс 1: 5 руб.) – 22 050 руб.

В середине 2010 г. стоимость строительства жилых домов в Санкт-Петербурге составила: крупнопанельных – 39 251 руб., монолитных с навесными стеновыми панелями – 40 729 руб.; монолитных с кирпичными и блочными стенами – 42 580 руб., кирпичных домов – 50 449 руб.

Получается, что стоимость строительства жилья в КНР почти в два раза ниже, однако следует учитывать, что в Санкт-Петербурге, как в одном из мегаполисов страны, высокие цены на строительство.

В удаленных от центра регионах цены значительно ниже: так, в республике Тыва стоимость 1 м2 общей площади квартир – 22 921 руб.; в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе – 21 249 руб.

Особенностью стоимости жилищного строительства в Китае является большой удельный вес затрат (30–40 %) на приобретение земельного участка в долгосрочную аренду.

В КНР крупнопанельные жилые дома строятся в ограниченных объемах, но при этом обеспечиваются быстрые сроки строительства. Сегодня популярны жилые дома из монолитного бетона и железобетона. В основном возводятся многоэтажные (более 15 этажей) и высотные здания.