Вы здесь

Формирование системы финансового мониторинга в кредитных организациях. Глава 2. Методология финансового мониторинга (С. А. Потёмкин, 2010)

Глава 2

Методология финансового мониторинга

В настоящее время мониторинг находит свое применение во всех областях человеческой деятельности. Косвенно об этом свидетельствует, в частности, то, что никто не берется назвать область деятельности, где мониторинг не применяется. Другое дело, что прикладные и теоретические проблемы мониторинга в различных сферах деятельности могут решаться на существенно различном качественном уровне. Степень нормативного регулирования мониторинговой деятельности в областях деятельности также может заметно отличаться.

Преобладающее в среде специалистов сдержанное отношение к мониторингу в значительной мере объясняется тем, что из-за сложности и неоднозначности мониторинга как объективно существующего феномена не всегда удается в полной мере воспользоваться присущими ему богатыми потенциальными возможностями. Вместе с тем универсальность мониторинга как средства повышения эффективности функционирования разнообразных объектов и систем стимулирует интерес к нему и побуждает прилагать усилия по его освоению.

Значимые результаты практического применения мониторинга для решения конкретных задач являются основой теоретических исследований, обобщающих полученный опыт и способствующих выработке единой точки зрения по вопросам мониторинга. Необходимость критического осмысления полученных с помощью мониторинга результатов определяет несомненную актуальность проводимых в данном направлении теоретических исследований.

2.1. Предмет финансового мониторинга

Под предметом финансового мониторинга следует понимать банковские бизнес-процессы в широком смысле, представляющие собой совокупность разнообразных видов деятельности, направленных на удовлетворение потребностей клиентов. Сущность бизнес-процессов заключается в том, что в них находит выражение деловая активность кредитной организации, в которой принимают участие все без исключения функциональные подразделения банка.

В ходе мониторинговой деятельности рассматриваются объективные и субъективные факторы, содержание и результаты банковских бизнес-процессов, имеющие натуральное и денежное выражение. Основным способом сбора информации о перечисленных финансово-экономических показателях является систематическое наблюдение за деятельностью кредитной организации и ее структурных подразделений.

Используемый в настоящее время понятийный и терминологический аппарат финансового мониторинга нуждается в упорядочении, о чем свидетельствует разнообразие трактовок содержания и отдельных аспектов мониторинга, а также высказываемых в публикациях мнений по смежным вопросам. В качестве примера, иллюстрирующего разнообразие существующих подходов к определению термина «мониторинг», можно указать следующие его формулировки, которыми пользуются авторы исследований:

✓ длительное целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности;

✓ постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или сформулированному предположению;

✓ система повторных целенаправленных наблюдений за динамикой объекта;

✓ комплексная информационная система наблюдений, оценки состояния и прогноза его изменения;

✓ система непрерывных наблюдений множества показателей с определенной целью и по разработанной программе для оценки состояния и принятия управленческих решений;

✓ сбор и анализ данных, сопоставление их с плановыми показателями, а также составление отчетов для принятия управленческих решений;

✓ контроль динамики объекта с систематическим и последовательным отслеживанием результатов и постоянным ознакомлением с этими результатами потребителей информации;

✓ комплекс выполняемых в соответствии с разработанными программами наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, который предполагает осуществление оценки фактического состояния объекта и прогноза его изменения, а также наблюдение за действующими факторами;

✓ процесс отслеживания состояния объекта (системы, процесса) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей;

✓ методика и система наблюдений за состоянием объекта (процесса), позволяющие рассматривать его в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов, а также вносить корректировки в реализуемое управление;

✓ продолжительное наблюдение фиксированного множества показателей, отражающих состояние объекта, в целях отслеживания динамики, выявления тенденций и закономерностей, а также сопоставления их величин с плановыми и прогнозными значениями на основе отобранных критериев.

В каждой из перечисленных выше дефиниций отражены те или иные существенные особенности, присущие мониторингу, однако ни одну из них нельзя признать полной. Данную ситуацию следует признать закономерной, так как при изучении сложных явлений на согласование альтернативных субъективных точек зрения обычно требуется значительное время. Результаты мониторинга нередко допускают не единственную интерпретацию, однако при грамотном применении он является исключительно полезным прикладным средством.

Прежде всего следует отметить, что мониторинг представляет собой параллельно протекающий многомерный процесс, самостоятельными структурными элементами которого являются стадии, потоки и направления. В ходе мониторинга выполняется определенная последовательность действий, которые нуждаются в координации и синхронизации, так как непрерывность мониторинга не следует понимать буквально и, кроме того, одновременно выполняемые действия могут быть нацелены на достижение различных результатов, причем не обязательно одновременно и иногда в некоторой, порой сравнительно отдаленной временной перспективе.

При рассмотрении мониторинга обычно обращают внимание на информационное обеспечение процесса принятия решений в различных сферах деятельности и связанную с этим неоднозначность. В частности, в зависимости от контекста и предпочтений мониторинг в одних случаях выступает как системное наблюдение, оценка и прогноз; в других случаях – как систематическая, комплексная практическая деятельность по осуществлению сбора, анализа и обобщения данных; в третьих – как средство и инструмент постоянного информационного сопровождения и выявления коллизий, проблем и противоречий.

Осуществление в ходе мониторинга оперативного сбора сведений о сложных явлениях и процессах дает основания рассматривать его как комплексную систему диагностики состояния и динамики объекта наблюдения. Не менее важно, что проведение мониторинга предполагает накопление, систематизацию и анализ информации о состоянии объекта наблюдения, об источниках, причинах, факторах наблюдаемых и вероятных изменений его состояния, а также о сделанных прогнозах.

Для мониторинга типично осуществление наблюдения и оценки по стабильному, ограниченному, немногочисленному набору фиксированных ключевых показателей, содержащих все наиболее ценные сведения для принятия решений. Отмеченная особенность мониторинга обусловлена тем, что она является необходимой предпосылкой для верификации, сопоставления, поиска и сохранения информации. В свою очередь без наличия хронологически упорядоченных данных не стоит рассчитывать на сколько-нибудь значимые результаты анализа эволюции объекта наблюдения.

При проведении мониторинга неизбежно затрагиваются крайне разнообразные организационные, методологические и технологические вопросы. Вне зависимости от того, кто их рассматривает, на способ решения всегда влияют имеющиеся соображения о его целесообразности, рациональности и эффективности, а также сложившиеся предпочтения. Таким образом, в каждом конкретном случае при выборе наиболее подходящих средств, форм и видов мониторинга из всего доступного многообразия проявляется не только специфика конкретной ситуации, но и субъективный человеческий фактор.

В целом мониторинг представляет собой объективно существующий комплексный феномен, имеющий междисциплинарный характер. Мониторинг следует рассматривать как информационную, диагностическую, исследовательскую, прогностическую систему, обеспечивающую информационную поддержку управленческой деятельности. В любой области применения мониторинг имеет свои специфические особенности, которые показывают его как особый единый вид практической деятельности при всем разнообразии сфер применения и конкретных способов реализации.

Собственно применению мониторинга хронологически предшествует этап, когда рассматривается вопрос о необходимости и целесообразности его использования в качестве специфического инструмента сбора и обработки значимой информации о некотором объекте. В этот период во избежание ошибочных решений важно объективно сопоставить возможности, предоставляемые мониторингом, и присущие ему ограничения. Прежде всего следует обратить внимание на то, что мониторинговая деятельность невозможна без слежения и накопления данных об объекте наблюдения, однако только к ним не сводится.

В зависимости от преследуемых целей при наблюдении одного и того же объекта мониторинг может использоваться и как источник обзорно-описательной и сводно-статистической информации, и как аналитическое средство решения концептуальных, классификационных и иных задач. Столь широкий диапазон практического применения обусловлен тем, что исходные данные об объекте наблюдения в ходе мониторинга могут подвергаться не только количественным, но и качественным преобразованиям, благодаря которым ценность конечной информации может существенно измениться.

Основной предпосылкой повышения ценности информации в процессе мониторинга следует считать применение знаний, относящихся к конкретной предметной области, которые по своей сути являются теоретической основой мониторинговой деятельности. Исключение повторяющихся, избыточных и несущественных сведений при осуществлении мониторинга также сопровождается ростом ценности информации. Ценность информации об объекте наблюдения может не только возрастать, но и снижаться. Это происходит в тех случаях, когда в ходе мониторинга применяются методически некорректные или неэффективные способы сбора, селекции и преобразования данных, приводящие к необратимым потерям существенных сведений.

Необходимым условием эффективного практического применения мониторинга является его классификация по различным критериям. Следует подчеркнуть, что из-за разнообразия возможных квалификационных признаков к настоящему моменту предложено множество вариантов классификации мониторинговой деятельности. В зависимости от конкретных условий значимость отдельных критериев может заметно варьироваться, поэтому при рассмотрении вопроса о классификации существующих, разрабатываемых и перспективных систем мониторинга надлежит принять во внимание следующие обстоятельства:

– группы потребителей результатов мониторинга;

– методики обработки информации;

– технологии, используемые для сбора данных об объекте наблюдения;

– целевое назначение;

– сферу применения;

– влияние среды функционирования объекта наблюдения;

– продолжительность жизненного цикла;

– способы распространения информации и др.

Приведем пример по одному из критериев. Ориентированный мониторинг может проводиться в следующих группах:

– массовая аудитория;

– целевая аудитория;

– специалисты определенного профиля;

– специалисты в конкретной области деятельности;

– специализированные организационные структуры.

В качестве альтернативного варианта классификации мониторинга по сходному критерию можно привести следующий перечень групп потребителей информации:

– лица, не являющиеся специалистами;

– специалисты;

– менеджеры;

– коллегиальные органы управления.

Основанием для классификации мониторинга могут являться особенности инструментария, применяемого в процессе мониторинговой деятельности, что позволяет подразделить его на несколько групп. При этом в одну из групп следует включить те виды мониторинга, которые базируются на непосредственном наблюдении объекта мониторинга с применением универсальных технологий обработки информации без использования каких-либо средств измерения. К другой группе должны быть отнесены виды мониторинга, в ходе которого с помощью универсальных технологий обработки информации обрабатываются данные, полученные посредством каких-либо измерений параметров объекта мониторинга.

Третья группа охватывает виды мониторинга, опирающиеся на специальные технологии обработки информации, которая собрана в результате наблюдения и измерения параметров объекта мониторинга. Еще одну группу составляют виды мониторинга, которые предполагают использование для сбора данных наряду с наблюдением и прямым измерением также косвенных методов, способов, приемов измерения и оценки показателей объекта мониторинга. Для данной группы типична аналитическая обработка полученной информации с помощью различных прикладных методик, подразумевающих широкое применение соответствующих математических и иных моделей, алгоритмов и критериев.

2.2. Объекты финансового мониторинга

В процессе мониторинга может осуществляться наблюдение за объектом, системой или процессом (явлением). Объект мониторинга следует рассматривать как некую многокомпонентную совокупность, подверженную различным воздействиям и способную претерпевать те или иные динамические изменения. Объекты мониторинга могут существенно различаться как по своей сложности, так и по природе. Кроме того, отдельные составляющие объекта мониторинга могут также быть самостоятельным объектом мониторинга, и, наоборот, объект мониторинга может являться элементом системы, за которой также ведется наблюдение. К числу основных особенностей объектов мониторинга следует отнести их динамичность, подверженность внешним воздействиям, способность претерпевать различные изменения, в том числе развиваться. При этом результаты наблюдения тенденций и поведения объекта наблюдения могут использоваться не только для выявления зависимостей и закономерностей, но и для прогнозирования потенциальных угроз и опасностей.

Объектами наблюдения в процессе финансового мониторинга в кредитных организациях являются финансово-экономические отношения в финансовом и реальном секторах, внутренние бизнес-процессы в банках и взаимосвязи банков с окружающей рыночной средой. Непрерывность, целенаправленность и конкретность мониторинговой деятельности позволяет осуществлять оперативное наблюдение состояния и динамики банковских бизнес-процессов.

В ходе финансового мониторинга в банках осуществляется непрерывный, систематический сбор информации о протекающих бизнес-процессах в целях их наблюдения (слежения), контроля и прогнозирования. Основными функциями финансового мониторинга в кредитных организациях являются наблюдение за банковскими операциями и обнаружение ситуаций, которые могут привести к потерям. Финансовый мониторинг представляет собой систематическую совокупность регулярно повторяющихся исследований, направленных на информационную поддержку банковского менеджмента. При проведении финансового мониторинга принципиальное значение имеет планирование мониторинговой деятельности, направленное на выявление доминирующих факторов, оказывающих наибольшее влияние на течение наблюдаемого бизнес-процесса, и определение наилучших способов использования полученной информации при решении задач управления.

Объектами мониторинга могут быть весьма разнородные объекты и системы, принадлежащие различным по своей природе и сложности сферам человеческой деятельности. Специфика каждой из областей практической деятельности неизбежно накладывает отпечаток на осуществляемую в их рамках мониторинговую деятельность и проявляется в интерпретации содержания мониторинга, уровне проработки проблем мониторинга, постановке задач, выборе целей и определении приоритетов.

Информация о поведении объектов мониторинга является востребованной в связи с непостоянством и изменчивостью их состояния как из-за воздействия внешней среды, так и под влиянием внутренних факторов. Для потребителей результатов мониторинга сведения об эволюции наблюдаемого объекта по меньшей мере небезразличны, так как позволяют заблаговременно обнаруживать нежелательные или представляющие опасность перемены.

Мониторинговая деятельность предполагает постоянное слежение за объектом, в ходе которого производится регулярный сбор и непрерывная обработка информации. Слежение может осуществляться путем непосредственного наблюдения, а также прямого измерения или за счет применения косвенных методов измерения с использованием ограниченного набора ключевых показателей, выбранных по признаку релевантности. При этом в основе организации мониторинговой деятельности лежит учет вполне определенных практических потребностей, особенностей объекта наблюдения и наличие ресурсов.

Наблюдение за объектом мониторинга выполняет субъект мониторинга, обычно представляющий собой некую организационную структуру, осуществляющую мероприятия по мониторингу в пределах своей компетенции в соответствии с имеющимися полномочиями. Субъектами мониторинга также могут быть высококвалифицированные специалисты различного ранга, являющиеся экспертами в своей области, способные делать обоснованные выводы на основании собранной информации о состоянии, динамике и тенденциях развития объекта, внешних и внутренних факторах.

Полученные в результате мониторинговой деятельности оценки более или менее точно отражают существующие реалии, будучи по самой своей природе приближенными. Данное положение обусловлено несколькими причинами отчасти объективного, отчасти субъективного свойства. Во-первых, необходимая точность оценки состояния и динамики объекта наблюдения устанавливается исходя из постановки решаемых задач. А избыточная точность на практике обычно сопряжена с необоснованными издержками при сборе и обработке данных. Во-вторых, поведение объекта мониторинга не всегда является полностью детерминированным, и в этих случаях составляемые прогнозы неизбежно носят вероятностный характер. Присутствие элемента случайности способно порождать эффекты, негативно сказывающиеся на точности оценки состояния и динамики объекта наблюдения. В-третьих, в ходе мониторинга слежению за состоянием среды, в которой функционирует объект наблюдения, сплошь и рядом не придается большого значения. При этом игнорируется то обстоятельство, что оставленная без внимания среда функционирования объекта мониторинга порой преподносит неожиданные и не всегда приятные сюрпризы.

Поведение объекта мониторинга из-за присущей ему неопределенности и вариативности, связанной в том числе с воздействием внешней среды, на практике обычно рассматривают как некий стохастический (случайный) процесс и исследуют с помощью статистических (вероятностных) методов. При этом для предсказания (экстраполяции) состояния и динамики объекта наблюдения в будущем широко применяются так называемые деревья вариантов (целей, решений).

Поведение объекта наблюдения зачастую не является безразличным для субъекта мониторинга и в той или иной степени затрагивает его интересы. Это может проявляться в том, что состояние или динамика объекта мониторинга представляет некую угрозу, потенциальную опасность или может повлечь какой-либо ущерб. О такой ситуации принято говорить, что с объектом мониторинга связан определенный риск.

Риск является фундаментальным понятием, заслуживающим отдельного обсуждения. Здесь уместно отметить, что мониторинг рисков является обширным направлением мониторинговой деятельности, имеющим междисциплинарный характер. В рамках данного направления приоритетной задачей является выявление источников потенциальной опасности и показателей, позволяющих отслеживать и оценивать уровень угроз, а также заблаговременно сигнализировать о вероятном времени их реализации.

На практике обычно оперируют понятием размера риска, под которым понимают стоимостное выражение вероятностного события, связанного с осуществлением финансовой операции и ведущего к потере банком части своих ресурсов, сокращению доходов или росту дополнительных расходов.

Управление рисками в кредитных организациях осуществляется в соответствии с принятой политикой управления рисками, которая включает в себя ряд элементов:

✓ стратегию, определяющую цели и задачи управления рисками;

✓ общие принципы управления рисками;

✓ критерий и модели оценки рисков;

✓ методологию количественного и качественного измерения рисков;

✓ процедуры, с помощью которых производится идентификация, оценка и контроль рисков;

✓ регламенты (внутренние нормативные документы), описывающие все существенные компоненты процесса управления

риском (банковские бизнес-процессы, методы и алгоритмы контроля рисков при проведении операций, порядок взаимодействия подразделений, полномочия и ответственность сотрудников и др.).

Процесс управления рисками включает в себя ряд этапов, изображенных на рис. 2.1.


Рис. 2.1. Этапы управления рисками


Классификация рисков, с которыми сталкиваются кредитные организации, приведена в письме Банка России от 23.06.2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках», согласно которому «под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т. д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т. д.)».

В соответствии с указанным письмом банковские риски подразделяются на три основные группы, изображенные на рис. 2.2.


Рис. 2.2. Банковские риски


Основными источниками риска в кредитных организациях могут быть:

✓ большой размер банка;

✓ наличие крупной филиальной сети;

✓ неверное рыночное позиционирование;

✓ сложность структуры управления;

✓ неадекватная нормативная база банка (регламенты, методики, инструкции);

✓ изменение стратегии банка;

✓ нестабильность рыночной конъюнктуры;

✓ изменение банковских технологий;

✓ человеческий фактор.

Результатом мониторинга является информация об объекте мониторинга, обобщенная по единым параметрам (критериям), предоставляемая потребителям. К потребителям результатов мониторинга относятся субъекты всех уровней управленческой иерархии, принимающие управленческие решения. За редчайшими исключениями, результатами мониторинга пользуется не один человек, а группа лиц, численность которой может существенно варьироваться.

Слежение за любым объектом наблюдения реализуется как некий проект мониторинговой деятельности, последовательно проходящий в своем развитии ряд этапов. При этом общим для всех этапов является сам конкретный объект наблюдения, а различия между этапами проявляются при сопоставлении состава и содержания решаемых задач. Количественные и качественные изменения решаемых задач являются источником развития для каждого осуществляемого проекта мониторинговой деятельности как длительного непрерывного процесса, последовательно и планомерно разворачивающегося во времени от начального до завершающего момента.

2.3. Принципы финансового мониторинга

При всей неоднозначности толкования понятия мониторинга его следует рассматривать прежде всего как средство получения и распределения полной, своевременной и качественной информации, необходимой для решения задач управления в различных областях человеческой деятельности. Отталкиваясь от приведенных выше определений и не вдаваясь в частности, конкретизируем общие принципы осуществления мониторинга. К числу универсальных принципов мониторинга, не зависящих от сферы его применения, следует отнести:

✓ комплексный характер;

✓ непрерывность;

✓ целесообразность;

✓ релевантность;

✓ репрезентативность;

✓ методическую корректность;

✓ пригодность для оценки и прогнозирования;

✓ направленность на информационную поддержку управленческих решений.

Приведенные выше характеристики и принципы мониторинга по своей сути являются его концептуальной основой. В совокупности они дают представление о концепции мониторинга, представляющей собой систему принципов и приоритетов, теоретических положений о целях, задачах и понятиях мониторинга, раскрывающих его сущность и роль как вида практической деятельности. Вследствие прикладного характера и целенаправленности мониторинг как вид практической деятельности имеет крайне мало общего с простым или каким-то иным, например, «живым» созерцанием. Концептуальная схема мониторинга изображена на рис. 2.3.


Рис. 2.3. Концептуальная схема мониторинга


Любая мониторинговая деятельность имеет конкретные временные рамки, что позволяет рассматривать процесс ее эволюции. Мониторинговая деятельность, осуществляемая в любом направлении, имеет свои истоки, проходит период становления и совершенствования и когда-то будет завершена, но продолжительность мониторинговой деятельности в большинстве случаев определить априори не представляется возможным.

Мониторинг всегда протекает в пространстве и времени. При этом под пространством следует понимать в первую очередь внешнюю среду, в которой функционирует объект мониторинга. Проведение мониторинга во времени подразумевает сбор, накопление и обработку хронологически упорядоченных данных. В целом пространство и время следует воспринимать как неотъемлемые атрибуты мониторинговой деятельности.

К числу основных требований, предъявляемых к мониторинговой деятельности, следует отнести:

✓ точность, подразумевающую близость результатов наблюдения и фактического состояния и поведения наблюдаемого объекта, о которой судят по противоположной ее характеристике – погрешности;

✓ достоверность, предполагающую истинность полученной информации, обеспеченную методически и технологически;

✓ надежность, являющуюся комплексным свойством, проявляющимся в способности полноценно функционировать, надлежащим образом обрабатывая информацию в установленные сроки, устраняя поддающиеся исправлению ошибки и сохраняя устойчивость при изменении условий, в которых осуществляется слежение за объектом, в допустимых пределах;

✓ минимальную латентность, означающую приемлемые затраты времени на обработку результатов наблюдения и их своевременное предоставление.

Важнейшим атрибутом мониторинговой деятельности является ее оперативность, которая подразумевает своевременность получения и предоставления актуальной информации об объекте наблюдения. Для обеспечения оперативности мониторинговой деятельности при ее осуществлении необходимо придерживаться JIT-принципа (Just in time – дословно «точно вовремя»), имеющего обширную область применения в силу своей универсальности. При этом следует иметь в виду, что при прочих равных условиях повышение точности результатов мониторинга обычно сопряжено с дополнительными временными издержками.

Обсуждая вопрос обеспечения оперативности мониторинговой деятельности, нельзя не затронуть получившие в последнее время распространение методы экспресс-оценки (анализа) и прогнозирования состояния объекта наблюдения. Главным аргументом в пользу применения этих методов является повышение оперативности за счет сокращения затрат времени, необходимых для достижения желаемых результатов. Методы экспресс-анализа способствуют увеличению эффективности мониторинга и хорошо согласуются с JIT-принципом, что дает основания считать их одним из привлекательных направлений мониторинговой деятельности.

Изучение опыта использования мониторинга для решения конкретных задач имеет большое значение с точки зрения понимания сущности мониторинга как сложного и неоднозначного явления, границы применения которого в последнее время к тому же чрезвычайно расширились. Так, например, сопоставление существующих на данный момент трактовок мониторинга как вида практической деятельности позволяет выделить его наиболее важные характеристики и функции:

✓ многомерность феномена мониторинга, выступающего одновременно как система, методика и процесс;

✓ наличие объекта мониторинга, о котором собирается информация;

✓ наличие субъекта мониторинга, осуществляющего сбор информации;

✓ наличие потребителей результатов мониторинга;

✓ определение ограниченного множества ключевых показателей, содержащих релевантную информацию;

✓ осуществление сбора информации посредством целенаправленного, непрерывного (регулярного, периодичного, повторяющегося), продолжительного наблюдения;

✓ накопление и систематизация информации;

✓ осуществление оценки состояния наблюдаемого объекта;

✓ прогнозирование динамики наблюдаемого объекта;

✓ сопоставление фактических и ожидаемых (плановых) значений наблюдаемых показателей;

✓ использование результатов мониторинга для управления.

Мониторинг как система сбора, обработки и анализа информации о состоянии и динамике объекта наблюдения имеет ряд специфических особенностей, отличающих его от прочих систем:

✓ способность осуществлять слежение за объектами с неизвестной или слабоизученной структурой;

✓ надлежащая чувствительность и избирательность к изменениям в поведении объекта наблюдения;

✓ наличие эффективных средств контроля данных, преодоления их избыточности и восстановления пропущенных или утраченных сведений;

✓ гибкость, способность адаптироваться при изменении условий функционирования;

✓ способность оперировать как количественной, так и качественной информацией, а также обрабатывать нечеткие данные;

✓ наличие прогностических возможностей.

Банковские специалисты уделяют большое внимание вопросу эффективности затрат на управление, под которой принято понимать соотношение между достигнутыми результатами и израсходованными при этом ресурсами. Как показывает практика, необходимым условием успешного комплексного решения методических, технологических и иных проблем, связанных с использованием нужной для принятия управленческих решений информации, следует считать наличие в кредитной организации специализированного аналитического подразделения (аналитического центра).

В процессе мониторинговой деятельности аналитический центр, осуществляя сбор сведений о банковских бизнес-процессах, выполняет следующие основные функции:

✓ координирует совместную деятельность функциональных подразделений банка при использовании единой информационной базы;

✓ организует ведение аналитического учета банковских операций;

✓ осуществляет информационную поддержку процесса принятия управленческих решений;

✓ разрабатывает методические принципы формирования и использования единой информационно-аналитической базы.

В настоящее время процесс принятия управленческих решений в кредитных организациях рекомендуется осуществлять с помощью единой информационно-аналитической базы банка, реализуемой на основе корпоративного хранилища данных (рис. 2.4). При этом единство информационно-аналитической базы банка означает комплексный подход к сбору, обработке и использованию информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности кредитной организации в целом и принятия эффективных управленческих решений. Следует отметить, что на данный момент количество успешно завершенных проектов по созданию корпоративных хранилищ данных невелико, причем все они реализованы на базе серийных программных продуктов MS SQL Server компании Microsoft или Oracle Database компании Oracle.

В основу информационно-аналитической базы банка положены следующие основные принципы:

✓ организация структуры базы в соответствии с особенностями предметной области управленческого учета в кредитных организациях;

✓ интеграция и актуализация данных, поступающих в базу из различных источников;

✓ стабильность информации в базе;

✓ сохранение сведений в хронологически упорядоченном виде.


Рис. 2.4. Структура информационно-аналитической базы банка


Ориентация управленческого учета на потребности бизнеса подразумевает наличие в информационно-аналитической базе банка актуальной информации, требования к содержанию и связям которой рассмотрены ниже.

Применение технологии хранилищ данных в последнее время ассоциируется с сервисом, предоставляемым с помощью средств поддержки управленческих решений категории Business Intelligence (BI). Средства BI позволяют сравнительно просто получать оценки, способствующие принятию решений, направленных на оптимизацию бизнес-процессов.

Использование корпоративного хранилища данных для проведения финансового мониторинга за состоянием кредитной организации обеспечивается посредством системы управленческой отчетности, используемой руководством в целях контроля, оценки и прогнозирования деятельности банка.

Таким образом, комплексный характер проблем, сопутствующих процессу финансового мониторинга, требует наличия в кредитной организации структурного подразделения, выполняющего функции аналитического центра. Центр ведет организационную и методическую работу по созданию и использованию системы комплексной оценки текущих результатов, планирования и прогнозирования деятельности банка на основе единой информационной базы, реализованного на основе корпоративного хранилища данных.

2.4. Метод финансового мониторинга

Метод финансового мониторинга раскрывает подход к наблюдению и исследованию банковских бизнес-процессов как к источнику информации, предназначенной для принятия обоснованных управленческих решений. При этом в целях адекватного описания и прогнозирования результатов банка как сервисной организации его финансово-хозяйственная деятельность рассматривается в динамике и ретроспективе с учетом существующих взаимосвязей.

При обсуждении вопросов методологии финансового мониторинга ее нередко необоснованно сводят к совокупности методов, применяемых в банковской области. Такой взгляд на методологию финансового мониторинга является упрощением, так как она представляет собой комплексную систему субъективных способов описания фактических показателей реальных объектов, относящихся к некоторой проблемной области.

Методология характеризует объект исследования и его компоненты, предмет и задачи исследования, совокупность методов, средств и способов исследования, а также конкретизирует последовательность проведения исследования. При этом методология находит свое практическое воплощение в организации процесса исследования как эмпирической деятельности, направленной на получение конкретных результатов.

По своей сути финансовый мониторинг в кредитных организациях представляет собой комплексную информационно-аналитическую систему, реализующую кибернетические принципы и позволяющую кредитным организациям эффективно организовывать внутренние технологические процессы, обеспечивая высокие показатели рентабельности и финансовой устойчивости. При этом роль методологической и организационной основы для формирования системы финансового мониторинга в кредитных организациях выполняет метасхема банковских бизнес-процессов. Функционирование системы финансового мониторинга в банках направлено на увеличение капитала, понимаемого в широком смысле.

Термин «кибернетика» (от греч. kibernetike – искусство управления) впервые применил А.М. Ампер, высказываясь о гипотетической науке управления государством. Исходя из наличия аналогии между закономерностями управления различными сложными системами – техническими, биологическими и социальными – Н. Винер сформулировал понятие о кибернетике как науке, изучающей общие закономерности функционирования систем и управления, а также вопросы извлечения, передачи и обработки информации. Кибернетика рассматривает реальные системы любой природы как комплекс взаимосвязанных элементов, с которым ассоциируется некоторая информация, которая сама по себе не может быть признана материальной. Фундаментальными принципами кибернетики являются обратная связь как условие управляемости систем, отражение как универсальное свойство информации и «искусственный интеллект» как формализация общих закономерностей.

Мероприятия по осуществлению мониторинга включают в себя перечень конкретных действий, осуществляемых субъектом мониторинга для достижения целей и решения задач мониторинга. Основные цели и задачи мониторинга показаны на рис. 2.5.

В основе проводимых мероприятий по мониторингу лежат методология и технология мониторинга. Методология мониторинга охватывает логически последовательный, целостный комплекс правил, регламентов и методов, обеспечивающих рациональную и эффективную организацию деятельности субъекта мониторинга по осуществлению наблюдений, оценки, анализа, прогноза состояния и динамики объекта наблюдения. Под технологией мониторинга принято понимать совокупность методически корректных средств, способов и приемов получения (сбора), обработки и использования информации об объекте мониторинга.


Рис. 2.5. Дерево целей и задач мониторинга


Целостность и органичность мониторинговой деятельности обусловлена тем, что ее движущей силой в течение всего периода наблюдения является поток взаимосвязанных задач, порожденных потребностями практики. Как следствие этого, по своей сути мониторинг является проблемно ориентированным и имеет системный характер, что также следует рассматривать как одну из особенностей мониторинга. Свойственный мониторингу проблемно ориентированный подход к изучению объектов и явлений, а также наличие более или менее совершенной стратегии принципиально отличают его от исследований, основывающихся на ситуационном и средовом подходе. Применение ситуационного и средового подходов сплошь и рядом негативно сказывается на хронологической упорядоченности и связности собранной информации, что может создать, казалось бы, парадоксальную ситуацию, когда при наличии значительного количества разнообразных сведений фактический объем актуальной информации незначителен и сделать на ее основе сколько-нибудь значимые выводы не представляется возможным.

Одним из факторов, сопутствующих успешной мониторинговой деятельности, принято считать применение адекватной концептуальной модели, являющейся образом предметной области мониторинга, – которая обладает по возможности наименьшей сложностью (описывается минимальным числом параметров), в полной мере учитывает априорную и текущую информацию о наблюдаемом объекте и хорошо согласуется с характером решаемых задач управления.

Управленческая деятельность является иерархической вне зависимости от специфики объекта управления, так как лицо, принимающее решения в силу присущих ему объективных психофизиологических ограничений, не в состоянии адекватно учитывать влияние чрезмерно большого количества действующих факторов и их взаимосвязей. Мониторинговая деятельность также является иерархической, при этом отдельные задачи упорядочены по степени детализации информации и решаются с применением методов анализа (декомпозиции) и синтеза (агрегации) сведений об объекте наблюдения.

Осуществление финансового мониторинга в кредитных организациях предполагает применение системного подхода в качестве инструмента исследования предметной области, что обеспечивает:

✓ единый целостный подход к рассмотрению предметной области;

✓ формализацию сведений о сущностях предметной области (базовых понятиях концептах);

✓ выявление и сохранение сведений об отношениях и взаимосвязях между сущностями предметной области.

В процессе слежения за объектом мониторинга исходя из требований решаемой задачи могут в сочетании применяться различные виды мониторинга, при этом необходимо обеспечивать репрезентативность наблюдения как отдельных бизнес-процессов, так и банковской деятельности в целом.

Для тех видов мониторинга, в процессе которых осуществляется прямое измерение и сбор информации, одной из важных проблем является обработка, упорядочение и сохранение полученной информации с помощью технических средств, а также обеспечение свободного доступа к информационным ресурсам. При использовании технических средств возможно возникновение неполадок и сбоев, что следует учитывать при разработке сценариев защиты и восстановления информации.

Финансовый мониторинг может проводиться опосредованно, с привлечением методов финансово-экономического анализа и использованием гибкой системы показателей, при этом возможно непосредственно следить за объектом мониторинга, не прибегая к прямым измерениям, с использованием методик сбора, систематизации и обобщения сведений (мониторинг рыночной среды на основании публикаций в средствах массовой информации, нормативных документов и т. п.). Если в ходе финансового мониторинга осуществляется опосредованное измерение, например наблюдение производственно-хозяйственной деятельности предприятий агропромышленного комплекса, необходимо уделять большое внимание рациональной организации процесса измерения, использованию адекватных методов и средств, выбору показателей, а также последующей обработке данных и их адекватной интерпретации.

Управленческая структура банка является иерархической вне зависимости от организационных принципов его построения из-за присущих человеку психофизиологических особенностей, ограничивающих количество одновременно учитываемых факторов и их взаимосвязей при принятии управленческих решений. Используемая для принятия решений управленческая отчетность также должна иметь иерархическую структуру, упорядоченную по степени детализации информации, и формироваться с применением методов анализа (декомпозиции) и синтеза (агрегации) учетных данных (рис. 2.6).


Рис. 2.6. Графическая модель формирования управленческой отчетности


Отдельным важным вопросом является законность и открытость мониторинговой деятельности, т. е. осуществление мониторинга в строгом соответствии с законом и действующими нормативными актами и предоставление его результатов в предусмотренном порядке всем заинтересованным потребителям информации. При этом открытость мониторинговой деятельности позволяет потребителям информации реально влиять на процесс наблюдения за изучаемым объектом, что, с одной стороны, является необходимым условием обеспечения эффективности мониторинга, а с другой стороны, может порождать проблемы.

Открытость мониторинговой деятельности не исключает использования данных конфиденциального характера при условии, что доступ к ее результатам ограничен в соответствии с требованиями защиты государственной, коммерческой, банковской, служебной или иной тайны. Кроме того, должна быть исключена возможность разглашения в ходе мониторинга частной (приватной) информации, касающейся личной жизни граждан. Использование в процессе мониторинга конфиденциальной информации нередко рассматривается как основание для подразделения мониторинга на внутренний и внешний. Мониторинг также может считаться внутренним, если субъект мониторинга действует в среде функционирования объекта мониторинга, и внешним – в противном случае.

Систематизацию мониторинговой деятельности следует рассматривать как неотъемлемый элемент эволюционного развития мониторинга. Проведение систематизации обеспечивает накопление, обобщение и распространение приобретенного опыта, упорядочение мониторинговой деятельности, а также способствует созданию предпосылок для дальнейшего развития мониторинга как направления человеческой практики. Вопреки распространенному мнению о преимущественно теоретическом характере систематизации мониторинговой деятельности она представляет собой прежде всего серьезное подспорье для практической деятельности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что необходимо принимать меры по обеспечению согласованного выбора источников исходной информации, определению рационального порядка ее обработки и способа последующего использования всеми заинтересованными структурными подразделениями кредитной организации. При этом применение единых учетных и аналитических технологий, подкрепленных методически и организационно, следует рассматривать как непременное условие эффективного функционирования системы управления банком.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом финансового мониторинга?

2. Каковы критерии классификации мониторинговой деятельности?

3. Что является объектами финансового мониторинга?

4. Назовите субъекты финансового мониторинга.

5. Каковы основные принципы мониторинга?

6. Какие требования предъявляются к мониторинговой деятельности?

7. Какие наиболее важные характеристики и отличительные особенности мониторинга выделяют при рассмотрении его как вида практической деятельности?

8. Каковы условия успешного комплексного решения проблем, связанных с использованием информации для проведения финансового мониторинга и принятия управленческих решений?

9. Каковы основные цели и задачи мониторинга?

10. Что представляет собой методология мониторинга?

11. Что понимается под технологией мониторинга?