Вы здесь

Формирование системы финансового мониторинга в кредитных организациях. Глава 1. Система финансового мониторинга (С. А. Потёмкин, 2010)

Глава 1

Система финансового мониторинга

1.1. Правовые аспекты финансового мониторинга

При обсуждении вопросов финансового мониторинга кредитных организаций следует отметить наличие двух различных видов финансового мониторинга: внешнего и внутреннего. Внешний финансовый мониторинг осуществляется государственными органами и организациями, контролирующими функционирование финансовой и кредитно-денежной системы, в целях обеспечения устойчивого развития банковского сектора как неотъемлемой части национальной экономики. Внутренний финансовый мониторинг является неотъемлемой составляющей банковской деятельности, поэтому кредитные организации подготавливают и проводят его своими силами. При этом в отличие от внешнего финансового мониторинга нормативно-правовое регулирование внутреннего финансового мониторинга имеет косвенный характер.

Как известно, нормы права устанавливаются уполномоченными органами государства и регулируют отношения в обществе. Применяемые нормы права призваны обеспечить поддержание общественного порядка (правопорядка) и соблюдение баланса интересов участвующих сторон, достигнутого в результате компромисса. Внешний финансовый мониторинг кредитных организаций в основном регулируется нормами финансового права и производится различными федеральными органами исполнительной власти и финансового контроля в пределах их компетенции.

В целом внешний финансовый мониторинг является инструментом реализации государственного финансового контроля, осуществление которого регламентируется Указом Президента РФ от 25.07.96 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», призванным обеспечить контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот. Государственный финансовый контроль охватывает не только бюджетно-налоговую сферу и бюджетный процесс, но и процесс финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, поэтому предметом правового регулирования финансового контроля являются отношения, возникающие между государством и юридическими, физическими лицами в области производства и распределения национального дохода и его эффективного использования. Согласно Указу, обязанности по проведению государственного финансового контроля возложены на Счетную палату, Банк России, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Каждый из перечисленных государственных органов в соответствии с законодательством и в пределах своей компетенции осуществляет финансовый мониторинг кредитных организаций – систематическое наблюдение за финансовыми операциями банков (табл. 1.1). Министерство финансов производит финансовый мониторинг силами входящих в его состав профильных федеральных служб. Банк России осуществляет финансовый мониторинг кредитных организаций в процессе непрерывного банковского надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, так как действующим законодательством на него возложены обязанности по проведению государственной денежно-кредитной политики в целях создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны, в первую очередь за счет удержания инфляции на низком уровне. При проведении денежно-кредитной политики в качестве основных инструментов Банк России использует курсовую политику, ограничение денежного предложения на открытом рынке и установление базовых процентных ставок по банковским операциям.

Министерство по налогам и сборам проводит финансовый мониторинг, контролируя правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками. Министерство экономического развития и торговли в соответствии с действующим Положением о министерстве (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2002 № 783) осуществляет в установленном порядке мониторинг ценообразования, а также участвует в совершенствовании системы налогообложения и бухгалтерского учета.


Таблица 1.1

Основные задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовый мониторинг


Счетная палата, являющаяся постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации, осуществляет финансовый контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в рамках единой системы контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической, информационной и иных видов деятельности на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. Таможенный комитет производит государственное таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, участвует в осуществлении валютного контроля, организует взимание таможенных платежей, а также выполняет иные законодательно закрепленные функции в целях обеспечения экономической безопасности государства и защиты его экономических интересов.

Участие в процессе внешнего финансового мониторинга кредитных организаций нескольких государственных органов обусловлено его комплексным характером и необходимостью непрерывного исчерпывающего контроля всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Внутренний финансовый мониторинг регулируется нормами банковского права, которое, являясь межотраслевым институтом права, в свою очередь базируется прежде всего на нормах гражданского права. При осуществлении внутреннего финансового мониторинга банковское право как комплексная отрасль законодательства может быть источником правовых коллизий, например в отношении правового режима банковской и коммерческой тайны. Кроме того, различия в нормативном регулировании неразрывно связанных внешнего и внутреннего финансового мониторинга также способны породить правовые проблемы.

Требования к организации и ведению внутреннего финансового мониторинга в кредитных организациях содержатся преимущественно в нормативных документах Банка России, в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» осуществляющего надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор). К числу документов, регламентирующих внутренний финансовый мониторинг в банках, относятся следующие:

✓ Федеральный закон от 3.02.96 № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»;

✓ Положение Банка России от 26.03.2007 N 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»;

✓ Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;

✓ письмо Банка России от 27.07.2000 N 139-Т «О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций»;

✓ письмо Банка России от 28.11.2001 N 137-Т «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

✓ Положение Банка России от 19.03.2002 № 186-П «О проведении мониторинга предприятий Банком России»;

✓ Методические рекомендации Банка России от 25.12.2003 N 181-Т «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности».

Федеральный закон N 17-ФЗ (ст. 24) устанавливает обязанность банков по организации внутреннего контроля, обеспечивающего надлежащий уровень финансовой надежности и соответствующего характеру и масштабам проводимых операций. Требования к реализации внутреннего контроля детализируются в подзаконных нормативных актах.

В частности, Правила ведения бухгалтерского учета в банках, установленные Положением Банка России N 302-П, содержат требования к организации и проведению внутрибанковского контроля. В совокупности с изложенными в Правилах принципами бухгалтерского учета они являются основой внутреннего финансового мониторинга.

Требования к организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах изложены в Положении Банка России N 242-П, которое описывает цели, организацию и систему органов внутреннего контроля. В Положении также содержатся требования к службе внутреннего контроля банка, перечень контролируемых вопросов, способы (методы) осуществления проверок, рекомендации по осуществлению контроля и сведения об особенностях надзора Банка России за соблюдением правил организации внутреннего контроля.

Рекомендации по анализу ликвидности кредитных организаций, изложенные в письме Банка России N 139-Т, содержат положения по организации контроля за соблюдением политики и процедур по управлению ликвидностью в рамках системы внутреннего контроля. Документ предусматривает обязательное наличие информационной системы для сбора и анализа информации о состоянии ликвидности в кредитной организации и участие службы внутреннего контроля в этом процессе. Информация о текущем и прогнозируемом состоянии ликвидности, оценке ее влияния на финансовое состояние и риске ликвидности должна своевременно доводиться до руководящих органов кредитных организаций, принимающих управленческие решения.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Банк России подготовил ряд нормативных документов, регламентирующих порядок осуществления внутреннего финансового мониторинга в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии с письмом Банка России № 137-Т одним из направлений деятельности системы внутреннего контроля кредитных организаций является выявление операций, подлежащих обязательному контролю и связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, на основании правил внутреннего контроля, разработанных и утвержденных согласно рекомендациям Банка России.

Положение Банка России от 20.12.2002 № 207-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», устанавливает порядок формирования и направления кредитной организацией в уполномоченный орган предусмотренных законом сведений. Письмо Банка России от 11.08.2003 N 117-Т «О применении к кредитным организациям мер принуждения за нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусматривает при выявлении в деятельности кредитных организаций нарушений требований Федерального закона N 115-ФЗ применение мер принуждения, указанных в Инструкции Банка России от 31.03.97 N 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности».

В информационных письмах Банка России «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» содержатся разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения N 207-П.

Положение Банка России N 186-П раскрывает понятие мониторинга как постоянного наблюдения, выполняемого путем проведения опросов об изменении экономической конъюнктуры, инвестиционной активности, финансового положения предприятий, а также систематизации и анализа полученной информации в целях прогнозирования экономического состояния. В Положении Банка России N 186-П изложены методика и порядок проведения мониторинга предприятий, а также сведения о подготовке и использовании аналитических материалов.

Методические рекомендации Банка России N 181-Т в соответствии со стандартом МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации» (параграф 42) связывают управление кредитным риском кредитной организации с осуществлением кредитного мониторинга. При этом порядок проведения кредитного мониторинга установлен Положением Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

В контексте вышеизложенного нормативную базу финансового мониторинга кредитных организаций – непрерывного систематического контроля (наблюдения) финансового состояния банков, осуществляемого в целях принятия управленческих решений, – нельзя признать простой, и наличие двух различных видов финансового мониторинга лишь усложняет ее практическое применение.

1.2. Цели, задачи, функции финансового мониторинга

В качестве основных видов мониторинга обычно указывают динамический, сравнительный и комплексный.

Основанием для динамического мониторинга являются данные, собранные преимущественно путем наблюдения объекта, процесса или явления. При проведении такого мониторинга внимание уделяется главным образом накоплению и ранжированию хронологически упорядоченных сведений.

Динамический мониторинг является наиболее простым видом мониторинга и предназначен прежде всего для слежения за поведением и тенденциями развития объекта наблюдения. Определение набора наблюдаемых параметров, применяемых методик и технологий сбора и обработки данных при осуществлении динамического мониторинга обычно не имеет принципиального значения. При использовании динамического мониторинга источники и факторы развития объекта наблюдения, как правило, остаются вне поля зрения и не рассматриваются. Для прогнозирования и оценки состояния объекта мониторинга обычно применяются формально-математические методы, что дает возможность обнаруживать устойчивые тенденции, однако затрудняет интерпретацию и использование полученных результатов.

Сравнительный мониторинг является более сложным видом мониторинга как по форме, так и по содержанию. Это связано с использованием в процессе сбора, верификации, обработки и анализа сведений о выделенном (изолированном) объекте информации, о состоянии и поведении одного или нескольких идентичных или сходных (аналогичных) объектов. Наблюдение за выделенным объектом и его аналогами производится параллельно одними и теми же методами, средствами и способами на протяжении сопоставимых временных интервалов или же одновременно. Сравнительный мониторинг является эффективным инструментом выявления закономерностей и причинно-следственных связей, а также обнаружения различных флуктуаций, аномалий и побочных эффектов. Сравнительный мониторинг позволяет вести поиск источников и факторов развития объекта наблюдения с помощью прикладных математических методов, что существенно повышает достоверность результатов и обоснованность конечных выводов.

В рамках комплексного мониторинга применение прикладных математических методов, моделей, алгоритмов и критериев обработки информации органично сочетается с использованием средств, способов и приемов сбора сведений об объекте наблюдения. Комплексный мониторинг является наиболее сложным и потенциально эффективным видом мониторинга. В настоящее время применение данного вида мониторинга расценивается скорее как искусство, что серьезно ограничивает сферу его практического применения.

Все виды мониторинга с точки зрения приоритетности можно подразделить на стратегические, как правило, охватывающие широкий круг вопросов и имеющие значительный временной горизонт, и тактические, предназначенные для решения оперативных, обычно краткосрочных задач. Стратегический мониторинг по своей сути является проблемно ориентированным и нацелен на решение задач развития, а тактический мониторинг ограничивается отдельными частными задачами функционирования.

В зависимости от характера задач, решаемых на основании результатов наблюдений, выделяют также сопровождающий и проблемный мониторинг. Сопровождающий (текущий, фоновый) мониторинг предназначен собственно для слежения за состоянием и динамикой объекта наблюдения, выявления тенденций, угроз и сигнализации о возникновении потенциально и безусловно опасных ситуаций. Для сопровождающего мониторинга характерно постоянное слежение за ограниченным фиксированным числом параметров (показателей, индикаторов) объекта наблюдения.

Проблемный мониторинг направлен на выяснение закономерностей, зависимостей, факторов и источников проблем, которые связаны с объектом наблюдения и актуальны, востребованы лицами, принимающими управленческие решения. Перечень параметров, которыми оперирует проблемный мониторинг, зачастую сравнительно велик и ко всему прочему подвержен изменениям с течением времени. В рамках проблемного мониторинга акцент делается прежде всего на анализ результатов наблюдения и обработку информации с помощью прикладных методов.

В основу классификации мониторинга также может быть положен информационный критерий, раскрывающий особенности накопления, систематизации и распространения информации. В одну из групп при этом попадают методически простые виды мониторинга, результаты которых представляют общий интерес для больших групп потребителей результатов мониторинга. У данных видов мониторинга нередко отсутствует четко выраженная целевая аудитория, а систематизация и упорядоченность сведений зачастую сравнительно невысоки. Для ознакомления потребителей с результатами мониторинга широко применяются различные средства массовой информации, включая электронные и Интернет. Информация, полученная с помощью соответствующих видов мониторинга, может предназначаться, например, для формирования общественного мнения и представлять интерес для общества в целом.

К другой группе относятся виды мониторинга, имеющие целевую аудиторию, состоящую из специалистов, работающих в конкретных областях деятельности. Для данной группы видов мониторинга характерны значительная глубина, систематизация и упорядоченность результатов. Как правило, соответствующая мониторинговая деятельность является сравнительно сложной в методическом, технологическом и организационном отношении. За редкими исключениями, средства массовой информации для распространения сведений о результатах, полученных посредством данных видов мониторинга, не используются. До потребителей информация доводится через специальные информационные каналы, в том числе электронные, а также публикации в специализированных изданиях различной периодичности.

Еще одна группа охватывает виды мониторинга, потребителями результатов которого являются органы управления и отдельные руководители. Результаты мониторинга имеют четко выраженное целевое назначение и представляются в форме, отличающейся высокой систематизацией и глубиной. В методическом, технологическом и организационном плане мониторинговая деятельность данной группы отличается крайней неоднородностью. Материалы мониторинга предназначены преимущественно для служебного пользования, могут иметь конфиденциальный характер и оформляются в виде отчетов, справок и обзоров. В связи с этим при использовании данных видов мониторинга вопрос распространения сведений о полученных результатах не всегда уместен.

По своей сути мониторинговая деятельность является проблемно-ориентированной и носит системный характер, что принципиально отличает ее от исследований, базирующихся как на ситуационном, так и на средовом подходе. Целостность мониторинговой деятельности во многом определяется ее ориентацией на решение конкретных прикладных задач, в которых находят воплощение реальные практические потребности. В связи с тем что одним из главных приоритетов мониторинга является информационная поддержка управленческой деятельности, понимаемой в широком смысле, результаты мониторинга предназначены прежде всего для принятия управленческих решений.

Информация, полученная в процессе мониторинга, применяется также для построения различных прогнозов: на ее основе проводится прогнозирование состояния и динамики объекта наблюдения, прогнозирование возникновения связанных с ним опасных ситуаций, прогнозирование развития неблагоприятных тенденций, среды функционирования объекта мониторинга и др. Сведения, полученные в рамках любого реализуемого проекта мониторинговой деятельности, предназначены для какой-либо конкретной группы потребителей информации, которая может включать в себя руководителей, менеджеров среднего звена, группы специалистов, различные профессиональные, социальные или иные группы, а в отдельных случаях и общество в целом.

Условия, в которых протекает мониторинговая деятельность, обычно являются сложными, напряженными и потенциально конфликтными, что обусловлено ограниченной точностью прогнозирования поведения наблюдаемого объекта, непостоянством состава и содержания решаемых задач, наличием риска, необходимостью учитывать возможные альтернативы действий и их последствия при наличии жестких временных ограничений, как правило, в сочетании с дефицитом ресурсов.

Мониторинг как вид практической деятельности иногда необоснованно сводят к эксперименту, который является формой научно-практической деятельности, направленной на исследование окружающего мира. Эксперимент, как правило, предполагает оказание тех или иных зондирующих (пробных) воздействий на изучаемый объект, что обычно нежелательно в условиях рыночной экономики и принципиально ограничивает возможности проведения экспериментов над хозяйствующими субъектами.

В отличие от эксперимента мониторинг сам по себе не подразумевает вмешательства в естественное развитие наблюдаемого объекта, однако он создает основания и предпосылки для воздействия на объект мониторинга. Большое значение при этом имеет определение критериев, с помощью которых следует выявлять необходимость и целесообразность оказания воздействия на объект наблюдения.

При обсуждении вопросов проведения мониторинговой деятельности процесс наблюдения за объектом нередко отождествляют с осуществлением контроля. Правомерность такой точки зрения представляется не бесспорной, так как термин «контроль» является весьма широким и многозначным. Помимо прочего контроль предполагает не только слежение за каким-то объектом, но и оказание на него активного управляющего (регулирующего) воздействия.

Несмотря на то что управленческая деятельность находится вне рамок системы мониторинга, эта система является важнейшим источником информации, необходимой для принятия значимых управленческих решений. Связующим звеном между сферой управления и мониторингом как видом деятельности является управленческая отчетность, которая при этом является и формой представления результатов мониторинга, и средством консолидации исходной информации, необходимой для выработки управленческих решений.

При рассмотрении вопросов, так или иначе связанных с мониторингом, следует упомянуть о контроллинге, являющемся по своей сути смежным видом деятельности. Контроллинг как инструмент менеджмента направлен на обеспечение информационной поддержки руководителей, осуществляющих управление хозяйствующими субъектами. При этом контроллинг использует широкий спектр традиционных и современных технологий обеспечения эффективности руководящей деятельности при ограниченных ресурсах, таких как управление персоналом, контроль издержек, учет результатов операций по центрам ответственности, управление стоимостью, применение сбалансированной системы показателей и др.

Мониторинг может использоваться в том числе с научными целями и в этом контексте может рассматриваться также как некоторый самостоятельный научный феномен. Применение мониторинга в научных исследованиях трудно представить без активного употребления гипотез, моделей и других элементов формализованного изучения окружающей действительности. При этом мониторингу отводится роль средства подготовки материалов для выдвижения гипотез, построения моделей, их проверки и последующего использования.

В качестве оснований для выбора конкретной схемы мониторинга следует рассматривать соответствие ее решаемым задачам, степень ее методологический проработки, эффективность средств сбора, хранения, обработки и распространения получаемой информации, совершенство реализуемых способов и методов наблюдения, а также уровень нормативного регулирования.

1.3. Система финансового мониторинга банка

В условиях рыночной экономики коммерческие банки как сервисные организации оказывают клиентам услуги на финансовом рынке, осуществляя широкий спектр операций с разнообразными обязательствами (собственными и контрагентов, которые часто называют активами или требованиями): куплю-продажу, обмен, трансформацию, конвертацию и т. п. Проведение такого рода операций с обязательствами может сопровождаться делегированием кредитным организациям соответствующих полномочий теми или иными органами и лицами в соответствии с действующей нормативной базой. В частности, при обслуживании клиентов на банки законодательно возложены функции агентов налогового и валютного контроля, также обязанности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В процессе расчетно-кассового обслуживания кредитные организации также следят за соблюдением клиентами кассовой дисциплины.

Естественным следствием делегирования кредитным организациям полномочий, необходимых для работы на финансовом рынке, является организация текущего контроля за их надлежащим исполнением, что осуществляется с помощью непрерывного наблюдения за финансами банков (финансового мониторинга). Финансы кредитных организаций охватывают систему экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов кредитных организаций. В связи с этим объектом финансового мониторинга кредитных организаций является состояние и движение (возникновение, изменение и использование) их финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние факторы, оказывающие на них влияние.

Финансы кредитных организаций являются составной частью финансов государства, и в связи с этим за ними осуществляется наблюдение со стороны государства, Банка России и внутренних служб кредитных организаций. Так, в процессе финансового мониторинга Банк России решает взаимосвязанные и отчасти противоречивые законодательно закрепленные задачи, обеспечивая стабильность курса рубля, реализуя антиинфляционные меры, поддерживая устойчивость платежной системы и добиваясь укрепления банковской системы. Примечательно, что определение термина «мониторинг» в банковской нормативной базе дается именно в связи с делегированием Банку России полномочий по анализу и прогнозированию финансово-экономического состояния Российской Федерации, необходимых для реализации возложенных на него задач и осуществления функций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно Положению Банка России от 19.03.2002 N 186-П «О проведении мониторинга предприятий банком России», под мониторингом предприятий понимается «постоянное наблюдение за их совокупностью путем проведения опросов об изменении экономической конъюнктуры, инвестиционной активности, финансового положения предприятий, а также систематизация полученной информации».

Принимая во внимание различие субъектов мониторинга кредитных организаций, выделяют государственный, ведомственный и внутренний финансовый мониторинг кредитных организаций. Государственный финансовый мониторинг в рамках своих полномочий осуществляют федеральные службы и агентства. В процесс финансового мониторинга банков с государственным участием включены также Счетная палата и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. В случае участия кредитных организаций в целевых проектах и программах вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности наблюдение за выполнением обязательств, принятых на себя банками, осуществляют государственные органы, курирующие реализуемые целевые проекты и программы.

Ведомственный финансовый мониторинг кредитных организаций осуществляет Банк России, опираясь на информацию, содержащуюся во внешней финансовой отчетности банков, собранную в результате проверок и полученную иным путем. Кроме того, за деятельностью отраслевых банков наблюдают отраслевые министерства и ведомства. Внутренний финансовый мониторинг кредитные организации обеспечивают собственными силами и средствами. Внутренний финансовый мониторинг кредитных организаций может базироваться на различных организационных принципах, например, мониторинг может осуществляться по центрам ответственности.

Наряду с перечисленными выше видами финансового мониторинга кредитных организаций существует также независимый мониторинг кредитных организаций, который выполняют аудиторские и консалтинговые фирмы, информационные и рейтинговые агентства, самоорганизующиеся банковские ассоциации и сообщества и т. д.

Так или иначе финансовый мониторинг кредитных организаций охватывает финансово-хозяйственную деятельность банков в целом и все ее направления в отдельности, включая деятельность каждого структурного подразделения. К числу основных требований, предъявляемых к финансовому мониторингу кредитных организаций, относятся целенаправленность, конкретность и результативность, поэтому для организации и ведения мониторинговой деятельности принципиальное значение имеет корректное определение ее цели.

Для кредитных организаций, как и для других хозяйствующих экономических субъектов, первостепенное значение имеет такая комплексная финансовая характеристика, как платежеспособность, под которой принято понимать способность и возможность выполнять все принятые на себя обязательства в соответствии с действующими правовыми нормами и условиями заключенных договоров. Следует отметить, что указание на возможность и способность выполнять имеющиеся обязательства отражает необходимость учета всей совокупности внутренних и внешних факторов, влияющих на положение кредитной организации. Необходимо также подчеркнуть, что обязательства банка могут не иметь денежную форму или денежное выражение, однако их невыполнение в конечном счете влечет за собой финансовые потери. Кроме того, платежеспособность кредитной организации подразумевает безусловное выполнение обязательств в рамках закона и действующих договоров. По своей сути платежеспособность банка является интегральным критерием качества, с помощью которого можно оценить результаты деятельности кредитной организации в целом. По этой причине именно определение платежеспособности банка следует рассматривать в качестве основной цели мониторинга кредитной организации.

Среди специалистов финансово-экономического профиля платежеспособность как обобщенный показатель деятельности кредитных организаций не пользуется популярностью из-за сложности, многофакторности и недоступности прямому измерению. Поэтому немало финансовых работников воспринимают платежеспособность банка как отчасти субъективное и формальное понятие, противостоящее понятию несостоятельности (банкротства).

Платежеспособность кредитной организации складывается из значительного числа далеко не равнозначных и не всегда очевидных для стороннего наблюдателя составляющих, среди которых выделяют в первую очередь ликвидность и кредитоспособность. При наличии определенного сходства между ликвидностью и платежеспособностью первый показатель дает представление о соответствии объема и структуры активов и пассивов, а по второму судят о возможности полного своевременного погашения финансовых обязательств. Платежеспособность банка является более широкой и полной характеристикой, чем ликвидность и кредитоспособность, поэтому поддержание надлежащего уровня этих двух частных показателей должно расцениваться как необходимая предпосылка обеспечения платежеспособности.

Обусловленное специфической природой платежеспособности как нетривиальной финансовой характеристикой наблюдение за ней осуществляется опосредованно с привлечением тех или иных частных показателей, причем как в совокупности, так и порознь. При рассмотрении частных показателей деятельности банка в первую очередь обычно обращают внимание на такие существенные показатели, составляющие одну из важнейших финансовых триад, как прибыльность (нередко этот показатель не вполне корректно называют доходностью), ликвидность и риск. В состав альтернативной финансовой триады входят аналогичные по значимости, но отличные по содержанию частные показатели деятельности кредитной организации: капитал, надежность и устойчивость. Две указанные финансовые триады примерно равноценны с точки зрения оценки платежеспособности банка, при этом первая из них ориентируется на динамические аспекты деятельности кредитной организации, а для второй приоритетом является стабильность ее финансового состояния.

В зависимости от предъявляемых требований и имеющихся возможностей финансовый мониторинг банка может опираться на любую из вышеназванных финансовых триад, и это обстоятельство, безусловно, накладывает отпечаток на применяемые подходы и конечные результаты. Сопоставляя информационные свойства показателей, входящих в состав альтернативных финансовых триад, следует иметь в виду, что, с одной стороны, они взаимно дополняют друг друга, а с другой стороны, их комбинированное применение оказывается причиной информационной избыточности. На достижение информационной избыточности, как правило, отвлекаются дополнительные ресурсы, однако это может быть оправдано, если она является необходимой основой процедур верификации данных.

Необходимо отметить, что перечисленные выше частные показатели деятельности банка не отличаются простотой и представляют самостоятельный интерес, и поэтому также могут быть объектом мониторинга. Действительно, любой из этих показателей – прибыльность, ликвидность, риск, капитал, надежность, устойчивость – имеет сложную структуру, и его поведение зависит от множества факторов. Например, если речь идет о прибыльности кредитной организации, то в процессе мониторинговой деятельности необходимо наблюдать за размером работающих активов и их доходностью, объемом ресурсной базы и ее платностью, полученными доходами и произведенными расходами и другими компонентами.

Основанием для организации мониторинга ликвидности является письмо Банка России от 27.07.2000 № 139-Т «О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций», в котором банкам предлагается разработать и принять политику в сфере управления и контроля за состоянием ликвидности, предусматривающую осуществление мониторинга ликвидности. Ликвидность кредитной организации отличается высокой волатильностью и чувствительностью к параметрам совершаемых операций, поэтому динамичность органически присуща количественным оценкам ликвидности.

Мониторинг риска помимо слежения за существующими рисками, выявления новых рисков и обнаружения качественных изменений известных рисков также в общем случае включает в себя определение, оценку и анализ рисков. Понятие риска является многогранным и неоднозначным, и это весьма затрудняет любую деятельности, связанную с риском. Обычно риск имеет сложную структуру и может состоять из множества разнородных компонентов, однако при этом он всегда предполагает наличие двух составляющих – вероятности реализации риска и размера связанных с этим потерь.

На практике отмеченная особенность риска широко используется для построения карт риска, отражающих взаимосвязь частоты или вероятности рисковых событий и их значимости. Карты риска позволяют раскрыть структуру риска и упрощают определение степени влияния и вклада различных рисков в общие потери, сопутствующие банковскому бизнесу. Дополнительную информацию о структуре риска можно почерпнуть из профиля риска, который дает представление об области риска, его параметрах и индикаторах.

В банковской сфере вопросы мониторинга отдельных компонентов риска регламентируются Банком России применительно как к российским правилам бухгалтерского учета, так и к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Мониторингом отдельных рисков, проявляющихся при проведении операций на рынке ценных бумаг и осуществлении инвестиционной деятельности, также занимается Федеральная служба по финансовым рынкам. Кроме того, к проблеме наблюдения и измерения рисков значительный интерес проявляют профессиональные организации и ассоциации риск-менеджеров, а также информационно-аналитические и рейтинговые агентства.

Наличие тесной связи между ликвидностью и риском признается банковскими специалистами достаточным основанием для выделения риска ликвидности в качестве самостоятельного риска, подлежащего непрерывному наблюдению и контролю. В частности, МСФО устанавливают требования по раскрытию информации о риске ликвидности в числе прочих финансовых рисков при составлении финансовой отчетности, что нашло соответствующее отражение в письме Банка России от 25.12.2003 № 181-Т «О Методических рекомендациях „О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности“». Следует подчеркнуть, что, несмотря на периодический характер процесса подготовки финансовой отчетности, мониторинг рисков является непрерывным процессом, в ходе которого результаты оценки рисков надлежит уточнять, обновлять и пересматривать.

По своей сути капитал является источником и движущей силой как банковской, так и иной хозяйственной деятельности, что естественным образом возводит его в ранг базовой экономической категории. Важность и значимость капитала, которая проявляется в его функциях (прежде всего в защитной и регулирующей), диктует необходимость текущего контроля его величины. Вытекающие из указанного обстоятельства требования по мониторингу капитала отражены в инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков», которая содержит указания на необходимость ежедневного расчета показателя собственных средств (капитала) и других показателей, участвующих в расчете обязательных нормативов.

Надежность и устойчивость кредитной организации являются смежными показателями, имеющими комплексный характер и свидетельствующими о способности банка нормально функционировать на протяжении длительного (теоретически неограниченного) времени. Различие между надежностью и устойчивостью проявляется прежде всего в том, что на основании первого судят о чувствительности банковской деятельности к внутренним факторам, а второй показывает, насколько она подвержена влиянию внешней среды.

Для определения надежности кредитных организаций на практике применяют рейтинговые оценки, в формализованном виде «взвешивающие» комбинацию тех или иных объективных и субъективных факторов. К числу наиболее известных относятся оценки, присваиваемые международными рейтинговыми агентствами Moody’s Investors Service, Standard&Poor’s, Fitch IBCA и отечественными рейтинговыми агентствами «Эксперт РА», AK&M, «Рус-Рейтинг». Несмотря на широкое практическое применение рейтинговых оценок, составляющие их аналитические группы нередко подвергаются критике за недостаточную прозрачность используемых методик и субъективный подход к интерпретации имеющейся информации. В целом проблему оценки надежности банков на данный момент нельзя признать достаточно исследованной, несмотря на внимание, уделяемое банковским сообществом вопросам разработки методик и рекомендаций по оценке и контролю надежности кредитных организаций.

Оценка устойчивости банков также базируется на рейтинговом подходе к анализу их деятельности в рыночной среде, в рамках которого в данном случае производится сопоставление реальных банков с моделью некоторого абстрактного банка, наилучшего с точки зрения устойчивости. Один из наиболее известных и распространенных способов построения рейтингов реализован в рамках методики CAMEL (расшифровывается так: С – capital adequacy – достаточность капитала, А – asset quality – качество активов, М – management – качество управления (менеджмента), Е – earning – доходность, прибыльность, L – liquidity – ликвидность банка), которая учитывает наиболее существенные показатели банковской деятельности.

После принятия Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Банк России выпустил указание от 16.01.2004 № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов», в основу которого положен адаптированный с учетом отечественной специфики вариант методики анализа банков CAMELS, дополнительно учитывающий чувствительность к рыночному риску (S – sensitivity to market risk). Созданная в России система страхования вкладов в целом способствует поддержанию финансовой стабильности в стране, созданию у граждан уверенности в эффективности национальных финансовых институтов, укреплению отечественной банковской системы.

Российская методика определения показателей финансовой устойчивости (ПФУ) основывается на определении пяти компонентов:

✓ достаточности и качества капитала;

✓ показателей качества ссуд и активов, доли просроченных ссуд, резервов на потери по ссудам и иным активам, концентрации крупных кредитных рисков;

✓ прозрачности структуры собственности, доступности информации о собственниках и аффилированных лицах, системы управления рисками;

✓ рентабельности активов и капитала, структуры расходов, чистой процентной маржи;

✓ совокупности показателей ликвидности, структуры привлеченных средств, зависимости от межбанковского рынка, риска собственных вексельных обязательств, небанковских ссуд, оценки обязательных резервов.

Методика Банка России при расчете ПФУ использует сведения о 31 показателе деятельности банка для оценки его устойчивости по четырехбалльной шкале (в США сходная методика опирается на пятибалльную шкалу). Следует отметить, что отечественная методика определения П ФУ является дистанционной (реализованная в США методика CAMELS предполагает проведение инспекторской проверки).

По мнению Банка России, принятие и реализация законодательства о страховании вкладов привели к переоценке значительным числом российских банков своих стратегических планов и приоритетов. Ряд финансово устойчивых и динамично развивающихся кредитных организаций приняли взвешенное решение о нецелесообразности участия в системе страхования вкладов. Для многих банков внедрение Банком России методики оценки ПФУ стало поводом для пересмотра взглядов на рыночное позиционирование, содержание процессов управления, построение системы риск-менеджмента и организацию внутреннего контроля. Установленные требования к устойчивости кредитных организаций способствовали совершенствованию процедур принятия управленческих решений, повышению транспарентности организационной структуры и финансовых потоков банков, улучшению качества портфелей активов и пассивов. Кроме того, произошло улучшение качества контроля экономических нормативов, принимаются меры по обеспечению эффективного исполнения нормативных требований по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Участие кредитных организаций в системе страхования вкладов предъявляет повышенные требования к организации мониторинга клиентской базы. В соответствии с положениями Закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» используемые в кредитных организациях информационные системы должны обеспечивать возможность формирования реестров вкладчиков по форме, установленной Банком России, на любой день. Контроль и проверка выполнения указанного требования возложена на Банк России, при этом нормативными документами не предусмотрено составление и предоставление в надзорные органы реестров вкладчиков на ежедневной основе.

В процессе мониторинга наблюдение может осуществляться не только за перечисленными выше показателями деятельности банка (прибыльностью, ликвидностью, рисками, капиталом, надежностью и устойчивостью), но и за другими детализирующими (раскрывающими) их показателями. При организации финансового мониторинга в кредитных организациях следует учитывать необходимость применения индивидуального дифференцированного подхода при решении задач анализа, контроля и прогнозирования в соответствии с отраслевой, региональной или маркетинговой спецификой, а также с учетом состояния и перспектив развития финансового рынка.

1.4. Финансовый мониторинг как средство повышения эффективности деятельности банков

Утверждение о том, что мониторинг играет значительную роль в процессе функционирования кредитных организаций, недостаточно точно характеризует фактическое положение вещей, так как на самом деле мониторинг пронизывает все стороны банковской деятельности. В действительности любое функциональное подразделение как минимум осуществляет фоновый (сопровождающий) мониторинг в процессе своей деятельности в объеме, необходимом для выполнения работы. Данное обстоятельство со всей очевидностью свидетельствует о прикладном характере мониторинга как специфического вида практической деятельности.

Банковский мониторинг обеспечивает не только контроль внутренней среды, но и оценку внешнего финансового рынка, предоставляя тем самым возможность получить статистические показатели общего состояния экономики. При этом данные мониторинга дополняют статистику, являясь основой для углубленного экономического анализа. Иными словами, мониторинг обеспечивает непрерывное систематическое наблюдение процессов, протекающих в рыночной экономике, и тем самым создает информационно-аналитическую основу для принятия взвешенных управленческих решений.

Реализуемый в процессе банковского мониторинга комплексный подход к анализу микро- и макроэкономических процессов позволяет раскрыть причинно-следственные и статистические закономерности, необходимые для построения, верификации и практического применения прикладных экономико-математических и иных моделей. Это позволяет за счет использования методов анализа текущего состояния и прогнозирования оценивать тенденции развития, при этом мониторинг предоставляет возможность получения информации, выходящей за рамки статистической и финансовой отчетности.

Финансовый мониторинг в кредитных организациях имеет свои особенности и специфические закономерности, обусловленные наличием внешних и внутренних факторов (финансовых, правовых, управленческих и других), изучение которых является предпосылкой прогресса данного направления. Проблемный подход к финансовому мониторингу как альтернатива тотального мониторинга, предполагающий совместное решение взаимосвязанных задач в рамках целевых проектов, определяет структуру и сферы применения понятийного аппарата, используемого для связного описания проблемной области.

Применение проблемного подхода позволяет избежать ситуации, когда при избытке различных данных имеет место дефицит актуальной информации. При решении аналитических задач восполнение недостающей информации за счет применения финансового мониторинга в контексте наличия и преодоления существующих структурных диспропорций отечественной экономики имеет большое практическое значение. Результаты финансового мониторинга позволяют принимать обоснованные управленческие решения на основе анализа и прогноза основных рыночных тенденций, учета региональных и отраслевых особенностей, исследования инвестиционного климата, оценки спроса и предложения на кредитные ресурсы, контроля финансовых потоков, определения ликвидности банковской системы и т. д.

Процесс принятия управленческих решений в банке имеет комплексный характер и включает в себя взаимосвязанные компоненты: анализ, планирование, контроль и регулирование. При этом для принятия адекватных управленческих решений на всех этапах необходима качественная информация, удовлетворяющая требования полноты, своевременности и достоверности. Основные формы предоставления информации для лиц, принимающих решения, показаны на рис. 1.1. Информационная поддержка процесса принятия управленческих решений неразрывно связана с осуществлением финансового мониторинга – систематического наблюдения за финансовым состоянием кредитной организации в целях его контроля, оценки и прогнозирования.


Рис. 1.1. Основные формы представления информации


При анализе результатов деятельности кредитной организации, представляющей собой сложный хозяйственный механизм, функционирующий в изменяющейся экономической среде, необходимо в совокупности учитывать:

✓ значительный объем и специфику совершаемых банковских операций;

✓ многообразие финансовых и временных характеристик банковских операций;

✓ разнообразие и взаимосвязь результатов банковских операций;

✓ влияние на банковские операции внешних и внутренних факторов;

✓ сложные финансовые процессы, протекающие вне и внутри банка;

✓ внутренние и внешние риски и т. д.

Перечисленные факторы осложняют не только анализ текущих результатов деятельности банка, но и прогнозирование заранее известных и принципиально возможных последствий принимаемых управленческих решений.

В настоящее время вопросы обеспечения качества информации в кредитных организациях нормативно не регламентированы, поэтому каждый банк в целом и все банковские подразделения в отдельности самостоятельно решают вопросы обеспечения качества информации, исходя из собственных представлений о принципах и методах работы с данными. Из-за отсутствия единой политики в области обеспечения качества информации отчетность, составляемая различными банковскими подразделениями, оказывается несопоставимой, непроверяемой и противоречивой, что существенно затрудняет осуществление финансового мониторинга.

Перечень банковских задач, выходящих за рамки возможностей и компетенции отдельных функциональных подразделений, по направлениям деятельности кредитной организации рассмотрен далее. Анализ этих задач показывает, что различные функциональные подразделения банка заинтересованы в получении и использовании одних и тех же сведений.

В последнее время на фоне роста объема валового внутреннего продукта, положительной динамики торгового и платежного баланса, снижения уровня инфляции и рыночных процентных ставок, укрепления финансовой системы и стабилизации курсов валют происходит интенсивное развитие отечественной банковской системы и рост показателей ее деятельности. В этих условиях заметно возрастает значение корпоративного управления и внутреннего контроля в кредитных организациях, а также мер по обеспечению их транспарентности (прозрачности).

Под корпоративным управлением принято понимать саморегулируемую систему, обеспечивающую взаимодействие между владельцами (собственниками), менеджментом, сотрудниками организации и другими заинтересованными лицами. Помимо прочего система корпоративного управления включает в себя комплекс правил и процедур, направленных на максимизацию прибыли компании и повышение ее стоимости в долгосрочной перспективе.

По мнению большинства специалистов, качество корпоративного управления имеет такое же значение для роста стоимости организации, как и ее финансовые показатели. Уровень корпоративного управления в организации непосредственно влияет на эффективность кооперации и координации деятельности функциональных подразделений.

Одной из составляющих корпоративного управления является корпоративное поведение, опирающееся на общие принципы взаимодействия подразделений и сотрудников, правила и процедуры организации работы менеджмента, регламенты раскрытия информации, способы контроля финансово-хозяйственной деятельности, проведения дивидендной политики и урегулирования внутрикорпоративных споров. Следует подчеркнуть, что корпоративное поведение нормативно не регулируется, так как является сферой компетенции самой организации и отражает фактически сложившиеся корпоративные отношения.

Кредитные организации нередко документально оформляют правила корпоративного поведения, в которых закрепляют модель внутрикорпоративного поведения, фиксируя перечень потенциальных конфликтов интересов, их описание и способы предотвращения. Под конфликтом интересов при этом принято понимать ситуации, в которых личная заинтересованность отдельных лиц может повлиять на надлежащее исполнение ими своих должностных (служебных) обязанностей.

К числу основных причин, лежащих в основе конфликтной ситуации, принято относить информацию, структуру, ценности, отношения и поведение сторон. Ответственность за предотвращение ситуаций, способных привести к конфликту интересов, лежит на руководителе. Руководитель также обязан принимать меры по урегулированию возникших разногласий путем согласования интересов сторон, между которыми возможен конфликт.

Происходящее в настоящее время реформирование национальной банковской системы усиливает связи банков с хозяйствующими субъектами, повышает роль кредита, способствует улучшению структуры кредитных вложений, поощряет инвестиционную деятельность, стимулирует развитие современных банковских технологий и внедрение инноваций, способствует появлению новых продуктов и услуг. Кроме того, банковские реформы выравнивают конкурентные условия для кредитных организаций благодаря тому, что они нивелируют влияние преференций и государственных гарантий, наличие которых характерно для банков с государственным участием.

В рыночной экономике банки способствуют рациональному распределению финансовых потоков, объединяющих разнородные хозяйствующие субъекты в единый эффективно функционирующий народно-хозяйственный механизм. Современное состояние и уровень развития российской банковской системы по большому счету отражает текущее положение дел в экономической, финансовой, налоговой и законодательной областях. Происшедший в России переход от плановой экономики к рыночной не означает завершение перемен, прежде всего потому, что непрерывное развитие является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Развитие далеко не всегда бывает прямолинейным и беспроблемным, что наглядно видно на примере становления банковской системы России.

В условиях глобализации мировой экономики конъюнктура финансовых рынков отличается высокой динамичностью, поэтому для обеспечения конкурентоспособности как отдельно взятых банков, так и национальной экономики в целом необходимо использовать все имеющиеся возможности, в том числе в сфере совершенствования корпоративного управления. Выполнение кредитной организацией своей миссии, определенной в процессе стратегического планирования, предполагает обеспечение соответствия, равновесия между привлечением и размещением финансовых ресурсов, что определяет широкое применение балансовых расчетов.

Большое значение для кредитных организаций имеет контроль за использованием заемных средств, призванный пресекать растрату предоставленных ссуд и нецелевое использование средств, а также обеспечивать наблюдение за финансовыми потоками. Достижение данных целей принято связывать с осуществлением кредитного мониторинга, в ходе которого хозяйствующий субъект, получивший в свое распоряжение ресурсы на условиях срочности, возвратности и платности, обязан раскрывать кредитору сведения о своем финансовом состоянии. Практическое осуществление кредитного мониторинга требует решения ряда организационных, методологических и технологических вопросов. Сведения об обслуживании заемщиком ссудной задолженности являются основой для формирования его кредитной истории, которая позволяет судить о его платежеспособности, надежности и транспарентности.

Как показывает мировой опыт, для построения цивилизованного финансового рынка необходимо создание эффективной системы обмена информацией о добросовестности исполнения заемщиками своих обязательств, которая призвана обеспечить:

✓ формирование конкурентного рынка капиталов;

✓ упрощение получения объективных и достоверных сведений о заемщиках;

✓ достижение равной доступности кредитных средств для заемщиков;

✓ сбалансированное информационное положение кредитора и заемщика;

✓ упрощение осуществления рефинансирования Центральным банком коммерческих банков путем переучета векселей.

При этом практическое осуществление кредитного мониторинга предполагает четкое разделение информации о кредитных отношениях на три части:

✓ сведения, подлежащие обязательному раскрытию кредитором и заемщиком;

✓ сведения, не подлежащие раскрытию без согласия кредитора и заемщика;

✓ прочие сведения.

При обсуждении вопросов кредитного мониторинга необходимо также затронуть вопросы обеспеченности и возвратности выданных ссуд. К числу основных видов обеспечения, позволяющих существенно снизить кредитные риски, относятся залог, поручительство, банковская гарантия и гарантийный депозит. С точки зрения ограничения рисков как альтернативу перечисленным видам обеспечения можно рассматривать страхование и синдицирование кредитов.

Для оценки вероятности невозврата выданных ссуд в банковской практике широко применяется скоринг, в основе которого лежит экономико-статистическая модель, описывающая влияние различных факторов на выполнение заемщиком принятых обязательств. Необходимым условием обеспечения эффективности скорингового подхода является соответствующее обучение и текущий контроль предикативных характеристик скоринговой модели.

1.5. Особенности финансового мониторинга банков с государственным участием

Отечественная банковская система в настоящее время является существенно неоднородной, что обусловлено наличием системообразующих банков и четко выраженной сегментацией операторов рынка банковских услуг и не укладывается в общепринятую двухуровневую схему российской банковской системы. В условиях дифференциации банковской системы принципиальное значение приобретает правильное позиционирование кредитных организаций, являющееся основой стратегического планирования. Необходимо отметить, что основными инструментами, обеспечивающими достижение стратегических целей, являются программно-целевое управление и финансовый мониторинг. К числу основных направлений программно-целевого управления национальной экономикой принято относить следующие:

1) разработка ориентировочных индикативных планов-прогнозов развития на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях;

2) разработка и проведение государственной инвестиционной и инновационной политики;

3) формирование федерального и консолидированного бюджета страны на основе макроэкономических балансов;

4) организация финансирования федеральных, региональных и отраслевых программ, а также крупных инвестиционных проектов из разных источников;

5) определение отраслевых приоритетов развития экономики и создание преференций, исходя из национальных интересов России и международной кооперации;

6) формирование государственного заказа.

При использовании программно-целевого управления в банках могут возникать риски, обусловленные следующими причинами:

✓ необъективными приоритетами программы;

✓ некорректными принципами реализации программы;

✓ недостаточной координацией действий при выполнении программы;

✓ несовершенством контроля исполнения программы;

✓ изменения нормативной базы во время реализации программы.

Важнейшей особенностью финансового менеджмента в кредитных организациях, нацеленного на комплексное управление бизнес-процессами и охватывающего такие направления, как планирование, принятие управленческих решений и контроль, является теоретически обоснованный системный подход к управлению всем комплексом направлений деятельности банка как хозяйственно самостоятельного субъекта рыночной экономики. Основное отличие стратегического финансового менеджмента, связанного с реализацией миссии банка и решением перспективных задач, от оперативного финансового менеджмента, в ходе которого решаются текущие задачи, заключается не в длительности временного горизонта. Принципиальное различие между указанными видами менеджмента состоит в том, что задачи стратегического финансового менеджмента решаются посредством критериального управления, а задачи оперативного финансового менеджмента – с помощью непрерывного управления по отклонениям, реализующего принцип обратной связи.

Управление по отклонениям не только обеспечивает решение задач оперативного финансового менеджмента, но и способствует достижению целей стратегического финансового менеджмента, ограничивая отклонение фактических результатов деятельности банка от плановых. При этом эффективность управления по отклонениям зависит от информационной прозрачности кредитной организации, которая влияет на точность оценки текущего состояния банка и последствий принятых управленческих решений.

На практике применяются различные подходы к организации финансового менеджмента в кредитных организациях, показанные на рис. 1.2.




Рис. 1.2. Варианты организации финансового менеджмента


Следует иметь в виду, что реализованный вариант организации финансового менеджмента непосредственно влияет на роль и значение функциональных подразделений кредитной организации (рис. 1.3).


Рис. 1.3. Особенности организации финансового менеджмента


Финансовый мониторинг как специфический вид практической деятельности, нацеленной на поддержку процесса управления, тесно связан с обработкой учетных данных, которые необходимы для обеспечения банковского менеджмента своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений. При организации финансового мониторинга целесообразно согласовать применяемые методы и алгоритмы с действующей нормативной базой бухгалтерского, финансового и налогового учета, имея в виду специфические требования к хранению учетных данных, особенности программно-технических средств и реализацию отдельных базовых функций в используемом программном обеспечении, которые могут повлечь за собой проблемы методологического и технологического характера.

В последнее время Банк России, учитывая рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору и мировые тенденции в области банковского менеджмента, рассматривает повышение информационной прозрачности и качества корпоративного управления в кредитных организациях как одно из приоритетных направлений своей деятельности, что нашло отражение в подготовленных нормативных документах. Для обеспечения информационной прозрачности кредитных организаций Банк России наряду с другими средствами широко применяет финансовый мониторинг – непрерывный систематический контроль (наблюдение) финансового состояния и результатов деятельности, в том числе для наблюдения клиентов кредитных организаций.

Основные источники требований к информационной прозрачности банков показаны на рис. 1.4.


Рис. 1.4. Предпосылки информационной прозрачности банков


Практическая реализация мер, направленных на повышение информационной прозрачности кредитных организаций, при осуществлении финансового мониторинга может стать причиной возникновения правовых и иных коллизий. Например, действующая нормативная база позволяет, аргументируя требованиями сохранения коммерческой и банковской тайны, оспаривать в судебном порядке допустимость обмена информацией, составляющей кредитную историю клиента, между Бюро кредитных историй и банками. С точки зрения обеспечения информационной прозрачности кредитной организации большое значение имеет наличие формализованной количественной оценки функционирования банка в целом, в качестве которой может быть использован векторный критерий оптимальности, позволяющий учесть все существенные факторы.

Исторический опыт показывает, что централизованное директивное планирование не позволяет обеспечить сбалансированное, пропорциональное развитие отдельных отраслей и экономики страны в целом. В связи с этим в рыночной экономике широко применяется индикативное планирование, охватывающее наряду с государственным частный сектор экономики, которое предполагает использование системы взаимосвязанных показателей. Основными средствами обеспечения результативности индикативного планирования являются программноцелевое управление, финансовый мониторинг и экономическое стимулирование. В процессе мониторинговой деятельности большое значение придается систематизации данных и повышению качества информации о финансовой конъюнктуре, распределению средств расходных статей государственного бюджета и основным направлениям государственной инвестиционной политики.

Финансы кредитных организаций являются составной частью финансов государства, и в связи с этим за ними осуществляется наблюдение со стороны государства, Банка России и внутренних служб кредитных организаций. В процессе финансового мониторинга Банк России решает взаимосвязанные и отчасти противоречивые законодательно закрепленные задачи, обеспечивая стабильность курса рубля, реализуя антиинфляционные меры, поддерживая устойчивость платежной системы и добиваясь укрепления банковской системы.

Государственное регулирование мониторинговой деятельности направлено на обеспечение эффективного целевого использования бюджетных средств и наблюдение ключевых показателей, характеризующих уровень экономической безопасности государства, динамику производства, потребления, благосостояние народонаселения и другие существенные аспекты. При этом целью государства является обеспечение нормальных условий для деятельности кредитных организаций, которые в свою очередь несут ответственность перед государством, клиентами, контрагентами и населением в целом.

В развитых зарубежных странах обычной практикой является предоставление государственных гарантий и субсидий из федеральных бюджетов системообразующим банкам с государственным участием, принимающим участие в проведении государственной экономической политики. Такой подход в последнее время все чаще применяется в России при реализации приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ.

В условиях рыночной экономики коммерческие банки как сервисные организации оказывают клиентам услуги на финансовом рынке, осуществляя широкий спектр операций с разнообразными обязательствами (собственными и контрагентов, которые часто называют активами или требованиями): куплю-продажу, обмен, трансформацию, конвертацию и т. п. Проведение такого рода операций с обязательствами может сопровождаться делегированием кредитным организациям соответствующих полномочий теми или иными органами и лицами в соответствии с действующей нормативной базой. Например, в процессе расчетно-кассового обслуживания кредитные организации также следят за соблюдением клиентами кассовой дисциплины.

Следствием делегирования кредитным организациям полномочий, необходимых для работы на финансовом рынке, является организация текущего контроля за их надлежащим исполнением, что осуществляется с помощью непрерывного наблюдения за финансами банков (финансового мониторинга).

Правовой основой для контроля деятельности кредитных организаций являются нормативные акты (законы), предусматривающие проведение мониторинга банковской деятельности. К числу таких нормативных актов следует отнести в первую очередь Закон «О кредитных историях» и Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Действующий Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» непосредственно опирается на результаты кредитного мониторинга, осуществляемого банками, при этом контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй, оказывающих в соответствии с законом услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг, осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам. Закон «О кредитных историях» направлен на сокращение теневого сектора экономики, повышение транспарентности хозяйствующих субъектов, создание условий для расчета рейтингов заемщиков. Кроме того, Закон создает условия, способствующие усилению борьбы с лжепредпринимательством, фиктивными или преднамеренными банкротствами, легализацией (отмыванием) преступных доходов и другими экономическими преступлениями. В частности, уклонение от мониторинга или выполнение соответствующих требований ненадлежащим образом предприятиями и организациями дает основание контролирующим и фискальным органам рассматривать их в качестве потенциальных правонарушителей.

Использование сведений, содержащихся в кредитных историях хозяйствующих субъектов, также способствует выявлению фактов формирования капитала кредитных организаций с использованием ненадлежащих активов, что оказывает положительное влияние на устойчивость отечественной банковской системы и экономики в целом. Это достигается благодаря усилению контроля за кредитованием акционеров (собственников) банков и аффилированных лиц.

Принятие Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» создало условия для функционирования рынка земли и перехода к экономическим методам управления земельными ресурсами. Вместе с тем значительная часть аграрного населения не имеет финансовых возможностей для эффективного ведения сельскохозяйственного производства и не может получить в коммерческих банках кредиты, прежде всего долгосрочные, из-за отсутствия необходимого залогового имущества. В связи с этим имеется настоятельная потребность в осуществлении государственной финансово-кредитной поддержки сельхозпроизводителей как части системы государственного регулирования в сфере землепользования.

На решение указанной проблемы нацелена одна из федеральных целевых программ – «Социальное развитие села до 2010 года». Реализация данной программы предусматривает:

✓ развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и (или) сельских территорий муниципальных образований;

✓ создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

✓ создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;

✓ расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

✓ создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности.

Необходимым условием эффективного претворения в жизнь федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» следует считать участие в ней системообразующего банка, реализующего стратегические функции по поддержке отечественного сельхозпроизводителя и контролирующего эффективное целевое использование бюджетных средств. Результаты деятельности такого системообразующего банка во избежание скоропалительных и субъективных выводов необходимо оценивать с позиций народнохозяйственной (макроэкономической) эффективности.

Контрольные вопросы

1. Какие федеральные органы исполнительной власти и финансового контроля РФ осуществляют внешний финансовый мониторинг кредитных организаций, их основные задачи и функции?

2. Каким образом осуществляется нормативное регулирование внутреннего финансового мониторинга?

3. Каковы основные виды мониторинга и их особенности?

4. В чем заключается сущность мониторинговой деятельности?

5. Что является объектом финансового мониторинга кредитных организаций?

6. Какова основная цель мониторинга кредитной организации?

7. Из каких составляющих складывается платежеспособность банка?

8. На какие виды финансовых показателей (финансовые триады) опирается финансовый мониторинг банка?

9. Назовите основные составляющие мониторинга риска.

10. Каким образом осуществляется оценка надежности и устойчивости кредитной организации?

11. Какова роль финансового мониторинга в повышении эффективности деятельности банков?

12. Что такое корпоративное управление?

13. Какие задачи ставятся перед кредитным мониторингом?

14. Каковы основные направления программно-целевого управления национальной экономикой и риски, возникающие при использовании программно-целевого управления в банках?

15. В чем состоит основное различие стратегического и оперативного финансового менеджмента?

16. Каким образом обеспечивается информационная прозрачность кредитных организаций?

17. В чем заключаются особенности финансового мониторинга банков с государственным участием?