Вы здесь

Формирование профессионального творческого мышления. Глава II. Определение и диагностика единицы творческого профессионального мышления (М. М. Кашапов, 2013)

Глава II. Определение и диагностика единицы творческого профессионального мышления

В качестве единицы мышления мы рассматриваем проблемность как неотъемлемую черту познания, выражающую субъективное состояние познающего. Проблемность порождает процессы мышления и рефлексии, направленные на «снятие» профессионально и личностно значимых противоречий. Выделение именно такой единицы позволяет сформулировать операциональное определение профессионального мышления, под которым мы понимаем высший познавательный процесс поиска, обнаружения и разрешения проблемности, выявления внешне не заданных, скрытых свойств познаваемой и преобразуемой действительности. Творческий компонент профессионального мышления характеризуется конструктивным выходом за привычные схемы мышления и действия.

Выявление проблемности является стилем профессионального мышления. Стиль мышления характеризуется устойчивой совокупностью индивидуальных вариаций в способах реализации умственных действий, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

Первоначально суть проблемности для субъекта не определена и переживается «как что-то здесь не то». Её осознание, по С. Л. Рубинштейну, выражается в структурировании проблемы. Характер сформированной проблемы определяется опытом субъекта. Именно благодаря опыту в любую задачу человек вводит дополнительные, субъективные условия. Они значительно трансформируют содержание задачи и соответственно изменяют характер проблемы, решаемой субъектом [35].

Проблемность, по мнению А. М. Матюшкина, является психологическим фактором, обеспечивающим порождение познавательной мотивации творческой активности личности и становление психических новообразований (мотивов, способностей) в условиях обучения. Он подчёркивает, что любая ситуация имеет ту или иную долю проблемности, поскольку требует достижения цели, что затруднено в силу каких-либо условий [24].

Согласно точке зрения Ю. А. Голикова и А. Н. Костина, под проблемностью понимается психическое явление, возникающее вследствие субъективно значимого изменения объективной действительности и её психического отражения и представляющее одну из форм несоответствия между ними, появление и преодоление которого обеспечивается механизмами психической регуляции [10]. Следовательно, проблемность – изначальная неданность и неполная заданность конечного результата, или конечной стадии, мышления как процесса. «Снятие» установленных противоречий есть не что иное, как процесс решения специалистом определенной профессиональной задачи.

Проблемность закономерно вытекает из отношения познания к бытию, объекту или явлению. Наличие проблем, проблемных ситуаций объективно обусловлено бесконечностью реальности и взаимосвязью всех явлений в мире. Бесконечность взаимосвязанности всего сущего образует онтологическую основу проблемности познания, а в проблемности познания берет свое начало мышление, как его опосредованное явление. Проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречий и порождает процесс мышления, направленный на поиск оперативных и адекватных средств устранения появившихся противоречий.

Возникает проблемность в процессе осознания рассогласования между желаемым результатом и полученным. Она является закономерностью самостоятельной мыслительной деятельности. Проблемность не имеет своих имманентных форм. Она не тождественна её оформлению. Проблемность является чисто субъективным образованием, когнитивным состоянием личности, которая осознает: что-то не так. Если субъект осознает имеющуюся у него информацию как недостаточную, то у него возникает проблемность, которая выражается в форме когнитивного затруднения. Данное затруднение представляется для человека неразрешимым, поэтому сопровождается разрывом хода выполняемой профессиональной деятельности. Такое понимание проблемности позволяет рассматривать её пусковым моментом для возникновения и разрешения профессиональной проблемной ситуации.

Проблемность как единица профессионального мышления имеет индивидуальную меру выраженности, что делает принципиально возможной разработку методики её психодиагностики посредством использования стандартных психометрических процедур. Влияние проблемности на результативную сторону производственной деятельности опосредовано особенностями профессионального мышления. Следовательно, установление психологической природы проблемности возможно лишь в контексте понимания мыслительной деятельности, выполняемой субъектом. Поэтому исследование уровней обнаружения проблемности в процессе разрешения конкретной проблемной ситуации должно соответствовать следующим условиям.

1. Показатели уровня обнаружения проблемности зависят от индивидуальных особенностей субъекта деятельности и связаны с условиями и предметным содержанием конкретной ситуации. У одного и того же профессионала в зависимости от выявленных им параметров рассогласований в выполняемой деятельности могут проявляться различные уровни обнаружения проблемности в решаемой ситуации.

2. Изучение уровня проблемности – это не исследование характеристик профессионала как личности, а лишь выявление характеристик его как субъекта деятельности, т. е. субъектных характеристик. Знание проблемности позволяет определить вектор и содержание семантически ориентированного поля профессионального мышления.

3. Мыслительные умения профессионала организованы в контексте выполняемой деятельности и реализуются на двух уровнях. Ситуативный уровень характеризуется поиском решения комплекса текущих, актуальных профессиональных проблемных ситуаций. Надситуативный выражается в реализации решения профессионалом проблемной ситуации, связанной с перспективой его личностного развития как субъекта деятельности.

4. Выявление и осознание профессионалом надситуативной проблемности – это его самостоятельный вывод о способах решения внутренних проблем, то есть разработка программ дальнейшего самоизменения, саморазвития, самоуправления собственным личностным ростом. Надситуативная проблемность – это уровень обнаружения проблемности, характеризующийся «оттормаживанием» одних конкретных признаков ситуации и выбором таких, которые отражают сущность затруднения в данной ситуации и побуждают к необходимости осуществления конструктивных изменений в собственной личности.

5. Реализация надситуативной проблемности позволяет профессионалу не только поставить психологический «диагноз» собственных личностных проблем, но и гипотетически проработать конкретные способы их решения, исходя из своего опыта, внутренних ресурсов, волевого и эмоционального настроя.

Конец ознакомительного фрагмента.