Вы здесь

Фольклор в системе филологической и методической подготовки педагогов начальной школы. Глава 2. Филологическая и методическая подготовка педагогов начальной школы по фольклору как система взаимосвязей (А. Ю. Никитченков, 2013)

Глава 2

Филологическая и методическая подготовка педагогов начальной школы по фольклору как система взаимосвязей

Система профессиональной подготовки студентов факультетов начального образования по теории и практике преподавания фольклора в начальной школе должна, на наш взгляд, предполагать наличие связей, координирующих эффективное функционирование структурных элементов этой педагогической системы. Поэтому остановимся на основных компонентах системы и взаимосвязях между ними, которые обеспечивают целостность и фундаментальность филологической и методической подготовки педагогов начального образования в области фольклора.


1. Взаимосвязь дисциплин (модулей) филологической и методической направленности

Изучение фольклора – важная составляющая филологической и методической подготовки педагога начальной школы, основа формирования профессиональных компетенций. Педагог по начальному образованию должен быть готов читать и интерпретировать произведения устного народного творчества, ориентироваться в справочной, учебной и научной литературе о фольклоре и методике его преподавания в начальной школе, владеть методикой организации уроков чтения устно-поэтических произведений различных жанров, опытом самостоятельной научно-исследовательской работы в области фольклористики и методики, использовать фольклор в культурно-просветительской работе.

Очевидно, все это требует основательной и системной подготовки, которая может быть осуществлена посредством дисциплин (модулей), предусмотренных основной образовательной программой (ООП) вуза по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Начальное образование», квалификация (степень) выпускника «бакалавр»: «Детская литература», «Литература с основами литературоведения», «Теория и практика читательской деятельности» (модуль «Теоретические основы и технологии начального литературного образования»), «Методика обучения русскому языку и литературному чтению (модуль «Теоретические основы и технологии начального языкового образования»), «Развитие речи детей в предшкольный период», «Филологические проблемы начального образования», «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка и литературного чтения», «Литературное развитие младших школьников» (в различных модулях по выбору, разработанных для ООП факультетом начальных классов Московского педагогического государственного университета – МПГУ).

Задачи филологической и методической подготовки педагогических кадров в области фольклора решаются и в ряде дисциплин (модулей) магистерских программ. Например, программа «Начальное образование» по подготовке магистрантов, открытая на педагогическом факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), включает дисциплину «Русское устное народное поэтическое творчество», программа «Педагогика начального образования, духовно-нравственного развития и воспитания школьников» (ПСТГУ) дает магистрантам возможность освоить дисциплину «Фольклор и методика его преподавания в начальной школе», программа «Поликультурное образование», разработанная факультетом начальных классов МПГУ, предлагает вниманию студентов дисциплину «Народное творчество». Освоение вопросов теории и методики преподавания фольклора в начальной школе также осуществляется студентами в период педагогической практики, в процессе самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности, при создании проектов, выполнении курсовых, выпускных квалификационных работ и подготовке магистерских диссертаций, участии в научно-практических конференциях.

Наличие таких взаимосвязей не следует рассматривать как возврат к линейной системе высшего образования. Однако при всем учете его уровневого характера и вариативности студенты должны иметь возможность получить фундаментальную подготовку по теории и методике преподавания фольклора (см. Приложение 3 и 4).


2. Взаимосвязь изучения студентами теории фольклора с практикой интерпретации произведений устно-поэтического творчества

Данная взаимосвязь эффективна в плане одновременного развития у студентов способности использовать теорию фольклора в процессе чтения и интерпретации произведений устного народного творчества, в освоении методики преподавания, поскольку в таком случае «читательская деятельность студентов становится надежным основанием для деятельности профессиональной по организации литературного образования младших школьников»[38]. Овладение студентами теоретических аспектов фольклористики как инструментом прочтения устно-поэтического произведения позволит переводить собственную читательскую деятельность в методический план и использовать читательский опыт в профессиональных целях. Все это может способствовать формированию у студентов таких общепрофессиональных компетенций, как «осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1), способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)»[39].


3. Взаимосвязь изучения вопросов истории фольклористики и истории преподавания фольклора в начальной школе

Устное народное творчество входило в школьную практику обучения родному языку по мере развития внимания к нему со стороны филологической науки. Вслед за развитием в XIX в. научного и общественного внимания к фольклору устное народное творчество как учебный материал попадает в школьные учебники и хрестоматии. Борьба научных направлений в фольклористике находит свое отражение и в школьных дисциплинах. На настоящий момент использование фольклора как учебного материала осуществляется с учетом достижений современной науки о фольклоре, специфики детской субкультуры и психологических особенностей младшего школьника, принципиальной взаимосвязи детской литературы и фольклора. Взаимосвязанное изучение вопросов истории фольклористики и истории преподавания фольклора привлекает внимание студентов и может способствовать формированию, помимо профессиональных знаний, такой общекультурной компетенции будущего педагога, как «способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15)»[40].


4. Специфика фольклора в процессе подготовки педагога начального образования как теоретическая и методическая проблема

Фольклор, являясь частью художественной словесной культуры, обладает уникальными свойствами. Со спецификой фольклора в фольклористике принято связывать фундаментальные понятия и термины данной науки, главные признаки устного народного поэтического творчества, отличающие его от других видов искусства[41]. Учитель начальных классов, не владеющий элементарными представлениями о специфике фольклора, способен допустить серьезные методические просчеты. В процессе филологической подготовки будущие учителя получают возможность анализировать характерные отличия между художественной литературой и устно-поэтическим творчеством, выявлять их взаимообусловленность. В курсе методики обучения русскому языку и литературному чтению студенты прогнозируют учебные ситуации, позволяющие младшему школьнику уяснить отличительные свойства фольклора. В силу специфики фольклора и особенностей методики его преподавания в начальной школе в самом общем виде может быть выделена такая специальная задача профессиональной подготовки педагога, как готовность использовать свой опыт овладения теорией и методикой преподавания фольклора в современном образовательном процессе в начальной школе.


5. Взаимосвязь изучения фольклора и литературы

Взаимосвязь изучения фольклора и литературы обеспечивает, прежде всего, целостность литературного образования и развития студентов. Фольклор и литература – две грани словесного искусства, также они могут сопоставляться и по-другому: фольклор первичен по отношению к литературе, и зачастую эта историческая данность отражается в логике построения учебников по литературному чтению. Например, раздел «Устное народное творчество» может предварять остальные, правда, при этом внимание младших школьников на взаимодействие фольклора и литературы обращается в очень малой степени (В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова). Однако существуют и такие учебно-методические комплекты, в которых данный подход способствует принятию неординарных методических решений. Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская предлагают использовать именно фольклор для первоначального осмысления младшими школьниками законов построения жанровых форм произведений словесного искусства, Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тамарченко организуют наблюдение младшими школьниками фольклорно-мифологических мотивов в литературных текстах. Взаимообусловленное изучение студентами фольклора и литературы может способствовать развитию у них «способности разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1)»[42].


6. Взаимосвязь изучения фольклора и мифологии

Знания о мифологии и мифопоэтической модели мира позволят педагогу осмыслить фольклор как одну из базовых культурных ценностей, выявлять исконный смысл устно-поэтических произведений, определять их роль в историко-культурном процессе, в жизни современного общества. Проблема включения мифопоэтических текстов в систему начального образования для методики весьма существенна и не имеет однозначного способа разрешения. С этой проблемой сталкивается и учитель начальных классов: он должен уметь интерпретировать их как проявление особой формы культуры. При этом важно заметить, что мифологическая общность фольклора разных народов как раз и может послужить тем связующим звеном, которое объединит в восприятии младшего школьника устно-поэтическое творчество различных традиций. Наблюдения единообразных мотивов и образов (дома, пути, превращений, чудесного заступничества и др.), характерных для фольклора разных народов, станет важным фактором в осознании исконного единства современных культур. Поэтому взаимосвязанное изучение фольклора и мифологии позволит, в частности, формировать у будущего педагога, помимо соответствующих профессиональных качеств, такую общекультурную компетенцию, как «способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3)»[43].


7. Взаимосвязи в процессе осмысления студентами фольклора как художественной системы

Фольклор любого народа мира – это своеобразная единая художественная система.

• фольклорные произведения располагают собственными жанровыми формами, некоторые из них могут в трансформированном виде проникать в литературу;

• фольклору как системе свойственна особая специфика создания и бытования произведений конкретных жанров, особая роль принадлежит здесь синкретизму словесного фольклора, его принципиальной связи с другими видами народного искусства, контекстом исполнения;

• в устно-поэтических произведениях русского фольклора имеется своя система композиционных средств (зачины, концовки, цепочечная связь образов, ступенчатое сужение образов, троекратные повторы и др.);

• в большинстве случаев фольклор отражает мифопоэтические представления о мире;

• в народном поэтическом творчестве выработалась своя система изобразительно-выразительных средств: символика образов, постоянные эпитеты, параллелизмы, тавтология, синонимика, уменьшительно-ласкательные формы слов и т. д.;

• особая система использования рифм и организации стихотворной формы речи;

• несмотря на свою ретроспективность, фольклор изменялся: раннетрадиционный фольклор, классический фольклор, позднетрадиционный, постфольклор – художественные системы, исторически сменявшие одна другую.

Готовность воспринимать фольклор как целостную художественную систему позволит педагогу эффективно выделять направления анализа устно-поэтических произведений в начальной школе. Реализация подобных взаимосвязей будет способствовать выработке у студентов различных профессиональных компетенций, а также такой специальной компетенции (СК), как «способность применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3)».


8. Взаимосвязь изучения различных фольклорных жанров

Русский фольклор вбирает в себя большое количество жанров. У В. Я. Проппа, В. Е. Гусева, Н. И. Кравцова, Ю. Г. Круглова и многих других ученых можно найти работы, в которых они предлагали свое видение жанровой систематизации произведений традиционного устно-поэтического творчества. Так, например, В. Я. Пропп отмечал, что произведения русской народной словесности можно классифицировать в том числе посредством литературоведения (выделение родов, видов, жанров). Кроме того, при классификации нужно учитывать, что в фольклоре употребляются стихотворная и прозаическая формы художественной речи, а по способу бытования произведения условно поделены на обрядовые и необрядовые. Ориентироваться в вопросах жанровой классификации фольклора педагогу необходимо для того, чтобы при организации литературного чтения учитывать жанровые особенности устно-поэтических произведений.


9. Взаимосвязи в системе анализа языка фольклорного произведения и его образного мира, осмыслении его формы и содержания

Анализ языка и образного мира фольклорного произведения обеспечивает доступ к его смысловым пластам. В системе филологической и методической подготовки кадров педагогического образования можно выделить несколько взаимосвязанных направлений работы над языком произведений устного народного творчества. Во-первых, это анализ общеязыкового аспекта фольклорного текста: очевидно отличие языка фольклорного произведения от языка литературного, его близость к диалектам, но при этом фольклорный текст не является фактом повседневной разговорной речи. Во-вторых, необходимо наблюдение его поэтических возможностей. И хотя в произведении словесного искусства «элемент любого уровня языка может выступать в роли образной детали»[44], наибольшую изобразительно-выразительную возможность языку фольклорного произведения придает особая система средств. В-третьих, учитываются связь фольклора с обрядностью и его синкретическая природа, что позволяет в процессе анализа языка и образного мира произведения говорить о системе языков, которая описывает взаимосвязь человека и окружающего его мира[45]. В методическом плане нужно ориентироваться на овладение школьниками системой соответствующих читательских компетентностей, адекватно подбирать текстовой материал с учетом возрастных возможностей учащихся, использовать специальные методические приемы, позволяющие младшему школьнику осмыслить и увязать языковые приемы и компоненты образного мира произведения.


10. Взаимосвязь изучения обрядового и необрядового фольклора

Вопрос об использовании в практике начальной школы произведений русской народной обрядовой поэзии в качестве учебного материала не является новым. Еще в XIX в. К. Д. Ушинский в свою хрестоматию «Родное слово» включал обрядовые тексты для отработки навыка чтения и ознакомления детей с традициями русской народной культуры: подблюдные песни, рождественские и новогодние колядки, заклички и некоторые другие. Народная обрядовая поэзия нечасто применяется в современном литературном чтении, но широко используется во внеклассной работе (М. Ю. Новицкая). Обоснование целесообразности изучения произведений русской народной обрядовой поэзии в современной начальной школе требует от учителя знания специфики самой народной обрядовой культуры, а также четкого осознания решаемых учебных задач и методики работы с подобным учебным материалом. Так, учителю необходимо знать, что обрядовую поэзию невозможно изучать в отрыве от других (невербальных) компонентов обрядового текста, имеющего синкретическую природу. Изучение обряда в единстве его языковых и невербальных элементов – задача весьма сложная даже для специалиста. При выполнении такой работы важно помнить о следующих свойствах обряда: всеохватность, поскольку нередко в ритуальное действо вовлечен не только весь коллектив, но и окружающий мир, близкий и далекий; обряд отличается особым восприятием мира, в момент осуществления обрядового действа статус вещей, животных и растений, человека будет значительно отличаться от неритуальной жизни коллектива, наполняться новыми смыслами; вербальные и невербальные компоненты обряда дополняют, поясняют, усиливают друг друга.

К изучению произведений устного народного творчества в начальной школе полезно привлекать этнографические материалы, целесообразно использовать архивные видео– и аудиозаписи. При ознакомлении младших школьников с произведениями русской народной обрядовой поэзии, в которых синкретическая природа фольклора проявляется особенно ярко, нужен рассказ учителя, реконструирующий обрядовый контекст. Необходимые для работы в школе материалы этнографического характера, тематику сообщений и бесед студенты начинают подбирать и разрабатывать при изучении методики литературного чтения.


11. Взаимосвязь изучения традиционного и современного фольклора

При ознакомлении студентов факультетов начального образования со спецификой фольклора теоретические положения целесообразно подкреплять примерами текстов не только традиционного устно-поэтического творчества, но и постфольклора, в рамках которого принципиальное значение для учителя начальных классов имеет школьный фольклор, подчеркивая сходство их бытования, передачи, исполнения. Так, на материале многочисленных малых жанров современного школьного фольклора (считалки, анекдоты, садистские стишки и др.) студенты убеждаются в устности его бытования, коллективности и вариативности, замечают, что традиционное устно-поэтическое творчество не ушло безвозвратно в прошлое, а продолжается в настоящем. Конечно, современный фольклор не включается, как правило, в учебники по литературному чтению для начальной школы, однако сопутствует ребенку на разных возрастных этапах его развития и охватывает различные планы стихийной творческой деятельности детей: словесный, игровой, изобразительный. В школьном фольклоре получили специфическое преломление традиционное народное творчество, художественная литература и театр, кинематография и мультипликация, компьютерные игры, политические события и факты повседневности.


12. Отбор произведений фольклора для чтения в начальной школе с учетом психологии восприятия произведений устного народного творчества младшими школьниками

Студенты могут заметить две противопоставленные друг другу читательские позиции: 1) читатель воспринимает и осмысливает фольклорный текст как личностно-значимую информацию, как факт его собственной культуры; 2) читатель относится к тексту как явлению иного культурно-исторического контекста, нежели тот, в который погружен он сам. В зависимости от того, какая читательская позиция положена в основу изучения устного народного творчества, будет зависеть отбор фольклорных текстов для чтения, выбор приемов и методов, направленных на их восприятие и осмысление. Данная типология задает диаметральные полюсы читательской деятельности, но младший школьник должен овладеть умениями работы в обеих читательских позициях: первая будет доминировать при чтении загадок, пословиц, поговорок, некоторых сказок и других произведений, которые вполне вписываются в контекст современной культуры; вторая может стать средством освоения архаического фольклора. Учебная работа в обозначенном направлении развивает у студентов «способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5)»[46].


13. Взаимосвязь использования фольклора на различных учебных предметах в начальной школе

В системе профессиональной подготовки педагогов не остается без внимания тот факт, что произведения устного народного творчества встречаются не только в учебниках по литературному чтению, но и на страницах букварей и азбук, учебно-методических комплектов по русскому языку. Это, как правило, малые фольклорные жанры, сказки. Особенно богаты фольклорным материалом современные уроки обучения грамоте, где устно-поэтические тексты используются для развития связной речи учащихся, тренировки артикуляционного аппарата, выделения слов для слого-звукового и фонетико-графического анализа. Обращается внимание на то, что в использовании фольклора на уроках русского языка и обучения грамоте есть своя специфика. Устно-поэтические тексты выступают в роли дидактического, а не литературно-художественного материала, как это происходит на уроках чтения. На практических занятиях студенты подбирают фольклорные тексты к отдельным урокам русского языка и обучения грамоте, их выбор тщательно обосновывается с точки зрения эффективности использования. Подобная учебная работа позволит формировать у студентов «способность применять знание теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов» (СК-2).


14. Взаимосвязанное рассмотрение фольклора в качестве учебного материала для литературного образования учащихся и как средства духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся – важнейшие задачи современного образования, которому «отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества»[47]. Произведения фольклора могут быть широко задействованы в системе духовно-нравственного воспитания младшего школьника и способствовать формированию у учащихся любви и уважительного отношения к своему народу, родному краю, семье, человеку, его материальной и духовной культуре, к труду, творчеству, искусству и другим базовым духовно-нравственным ценностям. Однако в силу архаичности фольклора его роль в духовно-нравственном пространстве личности современного младшего школьника еще будет уточняться педагогической наукой. Тем не менее на настоящий момент можно утверждать, что традиционный и современный фольклор позволяет одновременно решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, служить эффективным средством литературного и духовно-нравственного развития учащихся, консолидировать воспитательные возможности современной школы, семьи и иных общественных институтов. В системе литературного чтения учителю не следует противопоставлять задачи литературного и духовно-нравственного развития учащихся на материале устно-поэтического творчества. Эти задачи взаимообусловлены, поскольку, с одной стороны, «формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств» является одной из задач духовно-нравственного воспитания младших школьников[48], с другой – фольклор, будучи поэтическим творчеством, является одной из базовых национальных духовных ценностей. На материале устно-поэтических произведений младшие школьники могут получить «первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России»[49]. Реализация данной взаимосвязи в системе профессиональной подготовки педагога будет способствовать формированию у него «способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося (ПК-2)»[50].


15. Взаимосвязи в изучении русского фольклора и устно-поэтического творчества других народов России

Фольклор народов России, при умелом отборе текстовых материалов к урокам литературного чтения и для внеклассной работы, может стать источником расширения представлений учащихся: о семье (пословицы, загадки, колыбельные песни и иные жанры семейно-бытового фольклора), о добре и зле (пословицы, загадки, сказочные жанры), о любви и верности (пословицы, волшебные сказки, лирические песни), о подвигах и героях (былины, исторические песни), о повседневном труде людей (пословицы, произведения календарного фольклора). Однако следует помнить, что с подлинными фольклорными произведениями младший школьник, обучающийся на русском языке, познакомится только на материале русского устно-поэтического творчества, поскольку любой перевод и адаптация значительно искажают исходный фольклорный текст, его образный и смысловой планы. Данная взаимосвязь может способствовать формированию у студентов «готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14)», «способности выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10)»[51].


16. Взаимосвязь учебной, исследовательской и творческой работы студентов в процессе изучения фольклора

В ходе ознакомления с теорией фольклора и методикой его преподавания в начальной школе студенты составляют библиографии по избранной теме, выполняют конспектирование, реферирование, элементарную исследовательскую работу. Эмпирический и теоретический уровни исследовательской деятельности также должны находиться в принципиальной взаимосвязи, что в наибольшей степени находит свое отражение в курсовых и выпускных квалификационных работах, выполняемых студентами. Студенты, интересующиеся проблемами фольклора и методики его преподавания в начальной школе, могут объединяться в студенческие научные общества, кружки, клубы. Постепенно студенты овладевают различными гранями научного поиска, а ведущие преподаватели помогают им определить проблему исследования, отбирают студенческие доклады на научные конференции и семинары, рецензируют их, руководят секциями и дискуссиями, готовят сборники студенческих научных работ. По вопросам методики классной и внеклассной работы по фольклору студенты регулярно выступают на межвузовских и международных научно-практических конференциях. Творческая работа может заключаться в стилизации народных сказок, малых фольклорных жанров, но в основе стилизации – всегда мероприятия исследовательского характера, позволяющие осмыслить специфику жанра.

Особое внимание уделяется собирательской работе студентов, которую они осуществляют в период педагогической практики. Собранные (записанные) произведения школьного фольклора исследуются: расшифровываются и паспортизируются, подвергаются анализу, систематизации, классификации. В процессе учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы по фольклору у будущих педагогов формируются: «готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения задач в области образования (ПК-11)», «способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13)»[52].

Выводы

Поскольку процесс обучения педагогов начального образования теории и практике преподавания фольклора в начальной школе рассматривается нами как система, то он должен предполагать наличие таких связей, которые координируют эффективное функционирование компонентов этой системы. Именно поэтому в настоящей главе мы заострили внимание на основных взаимосвязях, обеспечивающих целостность и фундаментальность филологической и методической подготовки педагогов начального образования в данной образовательной области.

Таким образом, в плане организации образовательной деятельности студента предполагается:

• взаимосвязь дисциплин (модулей) филологической и методической направленности в системе профессиональной уровневой подготовки педагогов начальной школы;

• взаимосвязь учебной, исследовательской и творческой работы студентов в процессе изучения фольклора.

В системе содержания филологической подготовки студента следует всесторонне учитывать:

внешние взаимосвязи:

• взаимосвязь фольклора и мифологии;

• взаимосвязь фольклора и религиозных традиций (например, взаимосвязь русского фольклора и христианской культуры);

• взаимосвязь фольклора и художественной литературы;

внутренние взаимосвязи:

• взаимосвязи в процессе осмысления студентами фольклора как художественной системы: это прежде всего процессы, происходящие в фольклорных жанрах (генетическая связь жанров, включение одних устно-поэтических жанров в другие), наличие «сквозных» мотивов, сюжетов, образов, общность языковых и изобразительно-выразительных средств;

• взаимосвязь изучения обрядового и необрядового фольклора;

• взаимосвязь изучения традиционного и современного фольклора;

• взаимосвязь изучения студентами теории фольклора с практикой интерпретации произведений устно-поэтического творчества;

• взаимосвязи в процессе анализа языка конкретного фольклорного произведения и его образного мира, осмысления его формы и содержания.

В системе содержания методической подготовки студентов необходимо реализовывать:

• взаимосвязь изучения вопросов истории фольклористики и истории преподавания фольклора в начальной школе;

• взаимосвязь изучения истории методики преподавания фольклора на начальной ступени образования и ее современного состояния;

• взаимообусловленность отбора произведений фольклора для литературного чтения в начальной школе психологическими особенностями восприятия произведений устного народного творчества младшими школьниками;

• взаимосвязь использования фольклора на различных учебных предметах в начальной школе (на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения) и во внеклассной работе;

• взаимосвязанное рассмотрение фольклора в качестве учебного материала для литературного образования учащихся и как средства духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников.

Особенно подчеркнем, что специфику фольклора целесообразно рассматривать в процессе подготовки педагога начального образования одновременно как теоретическую и как методическую проблему, а собственный опыт осмысления студентом фольклорных произведений направлять в его профессиональную сферу. Таким образом, можно сделать вывод, что реализация перечисленных взаимосвязей в системе филологической и методической подготовки кадров педагогического образования по фольклору обеспечивает ее целостность и приводит к формированию у будущих педагогов начальной школы необходимых общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.