Вы здесь

Флот Римской империи. Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Константина Великого. Глава 4. Итальянский флот: корабли и экипажи (Ч. Г. Старр)

Глава 4

Итальянский флот: корабли и экипажи

§ 1. Корабли

Эскадры империи унаследовали и использовали во все время своего существования тип военного корабля, который невозможно обнаружить в современных флотах. Это была удлиненная, невысокая боевая галера, судно, фактически имевшее решающее преимущество в том, что его движение основывалось на единственном контролируемом источнике энергии, существовавшем в античном мире.[169] Поскольку весельная галера не зависела от ветров, которые в Средиземном море более благоприятны, чем в Атлантике, и могла поэтому выполнять свои коммуникативные и транспортные функции более удовлетворительно во время самого сражения, для которого боевой корабль был предназначен изначально, его превосходство над парусным кораблем возрастало еще больше. В данном случае галера становилась управляемым снарядом, бьющим тараном, движения которого были достаточно быстрыми и резкими.

У древнего боевого корабля были также определенные роковые недостатки. Сила гребцов была ограниченной и быстро истощалась, корпус и оборудование галеры делались легкими, насколько возможно, а свободное пространство было суженным до крайности. Поскольку древние корабелы имели в своем распоряжении лишь дерево и веревки, боевые корабли не могли превышать определенных размеров, иначе их кили сломались бы в штормовую погоду. Самые большие корабли составляли в длину меньше двухсот футов (61 м), а dekeres Антония в сражении при Акции возвышался над водной поверхностью всего лишь на десять футов.[170] В результате древние галеры не были ни особо мореходными, ни даже устойчивыми. Современный ученый не зря сравнивал греческий вариант галеры с гоночной весельной лодкой, римские боевые корабли, построенные более капитально, не были тем не менее прочнее. Лукан упоминает галеру в битве при Массилии в 49 году до н. э., которая опрокинулась, когда все члены экипажа перебежали к одному фальшборту.[171] Насколько позволяют судить скудные свидетельства, fabri navales (рабочие команды) и architecti (конструкторы) на верфях Равенны и Мизенума продолжали строить тяжелые суда, пригодные для римской абордажной тактики. Тем не менее в правление Нерона значительная часть Мизенского флота погибла из-за шторма у города Кумы.[172]

Соответственно, римские, как и греческие, корабли не могли находиться в море долгое время. Опасным было даже небольшое волнение моря, и в любом случае команда быстро утомлялась в тесных кубриках. Кроме того, уставали гребцы, а во время долговременных переходов они работали, видимо, сменами, из-за чего галера передвигалась крайне медленно. При благоприятном ветре ставили мачту с большим прямым парусом в дополнение к малому парусу на носу. Зимой непрочные суда за неимением лага, компаса и секстанта обычно стояли на приколе, хотя более прочные и надежные торговые суда империи отваживались порой выходить в море в зимнее время.[173] В античный период блокада и осада с моря редко приносили, таким образом, успех. В период, рассматриваемый нами, особенности галеры диктовали необходимость устройства вспомогательных стоянок и наличия флотов провинций в тех секторах Средиземноморья, которые требовали особого внимания. В целом преимущества галер кажутся с точки зрения сегодняшнего дня почти ничтожными по сравнению с недостатками, но в Средиземноморье этих преимуществ было вполне достаточно, чтобы пользоваться ими до появления паровых судов.

В рамках общей классификации галер корабли имперских флотов специализировались на основе функций и мощи как различные типы, которые копировались главным образом из греческого морского опыта. В надписях обнаруживаются на самом деле только греческие названия – trieres (триеры), quadrieres (квадриеры), penteres (пентеры).[174] Точное значение этих названий долго обсуждалось, но, поскольку проблема мало значит в данном контексте, будет достаточно краткого описания нескольких типов кораблей в моем понимании.[175]

Типовой военный корабль древнегреческого флота и времен Римской республики – penteres, или квинквирема – утратил свое преобладание после битвы при Акции, но продолжал использоваться в небольших количествах в Мизенском и Равеннском флотах. Появляется также quadrieres или квадрирема, и в довольно значительном числе.[176] В квинквиреме (пентере), видимо, было пять рядов больших весел. В квадриреме было четыре ряда весел, в триреме (триере) – три ряда весел. В Мизенском флоте имелось одно большое судно hexeres Ops. Доказательства этого, обнаруживаемые в Риме, Остии и Мизено, предполагают, что это был имперский флагман.[177] Экипажи этих более крупных кораблей были значительно многочисленнее, чем экипажи трирем, так личный состав квинквиремы под командованием Гая насчитывал четыреста гребцов.[178]

Превалирующее толкование битвы при Акции как победы либурн (то есть боевых кораблей с одним рядом весел), о чем уже говорилось, влечет за собой одинаково неприемлемый вывод, будто Август и его преемники использовали в имперских флотах исключительно «легкие одномачтовые суда».

На самом деле надписи показывают, что большую часть кораблей итальянских флотов составляли триремы. Они вернули себе роль, которую играли в греческих флотах V и IV веков до Рождества Христова. У Афин этот тип корабля (триера) имел в длину 40–45 м, в ширину до 6 м, осадку 2,5 м и водоизмещение до 230 тонн. По бортам находились 150–170 весел в три ряда по высоте, а экипаж состоял из 150–170 невооруженных гребцов, 12–16 матросов и от 18 до 50 воинов для абордажного боя.[179] Гребцы каждой группы, видимо, располагались на судне в шахматном порядке внутрь и кверху, а также к корме. Столь сложное расположение экономило пространство. Возвращение к триреме (триере), где каждый человек греб одним веслом, выражало больший упор на мастерство гребца в имперском флоте. Судя по итальянским галерам в начале периода модернизации, трирема была также эффективнее, чем более крупные суда другого типа.[180]

По существу, мизенская трирема почти не изменилась по сравнению с триерой Афин времен Перикла. У основания носа торчал таран из дерева и бронзы. Теперь, когда наступила эра отсутствия морских сражений, он был почти бесполезен. Над тараном выдавалась надстройка (proembolium) с вырезанным изображением животного или каким-либо символом. Она увеличивалась в объеме на высоком завитке, как это было у этрусков. По бокам от носа виднелись мистические глаза, античный знак военного корабля и другие резные фигуры. Эти последние обычно указывали на название корабля. Им могла быть великая река – Rhenus, Danuvius, Euphrates, Padus (Рейн, Дунай, Евфрат, По) – или название божества, абстрактной добродетели – Cupido, Concordia, Pax, Libertas, Iustitia, Pietas (Купидон, Конкордия, Мир, Свобода, Справедливость, Благочестие) – или имя героя и даже далекая память во славу Афин – Salamina и Athenonice.[181] Палуба за носом располагалась низко, мачта устанавливалась и убиралась. У носа находилась другая мачта меньшего размера с наклоном вперед. Ют несколько возвышался над средней частью судна и был средоточием команды корабля. Там располагался кормчий, tutela или изображение покровительствующего кораблю божества, а иногда каюта триерарха.[182] Над кормой изгибался высокий ахтерштевень или aplustre из четырех-пяти расходящихся осей, на которых могли быть закреплены флаги или фонари. С каждого борта кормы было опущено в воду рулевое весло.[183] Кроме рулевого весла имелся якорь.

Военный корабль другого класса, использовавшийся в имперских флотах, либурна, отличается от этих трирем, квадрирем и квинквирем тем, что liburna выражает не способ гребли, но скорее модель конструкции. Корабль, первоначально эксплуатировавшийся пиратским племенем Далмации, либурнами, видимо, напоминал древний греческий pentekontor (пентеконтор), но в период поздней республики он превратился в бирему. Либурны появляются в итальянских флотах в ограниченных количествах. В эскадрах провинций это был, очевидно, распространенный тип, и речные суда на колонне Траяна с их отчетливыми двумя рядами весел, вероятно, относятся к либурнам.[184] Отличительные признаки конструкции либурны, к сожалению, неясны, за исключением того, что она была быстроходным кораблем. Видимо, каким-то неясным способом эту конструкцию использовали в более крупных кораблях, ибо Тацит и Светоний стремились использовать это название как понятие корабля в широком смысле. Это сравнение утвердилось окончательно только у авторов поздней империи.[185]

Итальянский флот, таким образом, состоял из боевых галер разной быстроходности и размеров, что можно было использовать в необходимых случаях разом или по отдельности. К сожалению, у нас мало свидетельств того, какое впечатление производил Мизенский или Равеннский флот на стороннего наблюдателя. Рельефов колонны Траяна недостаточно. Римская литература дает лишь одну подробную зарисовку великого флота:

Cornua Romanae classis validaeque triremes

quasque quater surgens exstructi remigis ordo

commovet et plures quae mergunt aequore pinus,

multiplices cinxere rates. Hoc robur aperto

oppositum pelago. Lunata classe recedunt

ordine contentae gemino crevisse liburnae.

Celsior at cunctis Bruti praetoria puppis

verberibus senis agitur molemque profundo

invehit et summis longe petit aequora remis.

Груди могучих трирем – во флангах римского флота,

К бою ведут их суда по четыре яруса весел,

Много могучих гребцов, сосну погружающих в море;

Вкруг – корабли без числа. Развернулась в море открытом

Эта великая мощь. А там, полукругом широким,

Весла неся в два ряда, либурны легкие мчатся,

Преторский Брута корабль остальные суда превышает,

Движет громаду свою шестерными ударами весел

И далеко по зыбям простирает свой бег величавый.

Хотя Лукан описывает флот Децима Брута у Массилии в 49 году до н. э., его строки вполне подходят и для флота Августа при Акции, и для Мизенской эскадры, потому что корабли каждого соединения разнились от либурн до hexeres (судов с шестью рядами весел).[186] Совпадение вряд ли случайно, флот, сформированный таким образом, включал все типы галер, которые римляне считали пригодными.

§ 2. Экипажи

Личный состав экипажа такого военного корабля представлял собой одно из наиболее сложных подразделений во всей воинской службе, ибо экипаж выполнял как сухопутные, так и морские боевые задачи. Его военная и административная структура заимствовалась из армии. В выполнении собственно флотских задач первостепенное значение имело греческое влияние. Набор на службу эллинизированных моряков стал настолько распространенным в I столетии до н. э., что, когда Август придал римскому имперскому флоту определенную форму, греческий опыт стал неразрывной частью военно-морской структуры, более того, это имело место даже в период ранней республики. Римляне приняли греческие звания офицеров корабля и вместе с ними, видимо, субординацию должностей, которая надолго закрепилась в греческих водах. Порядок, в котором они появляются в посвящении Коанскому кораблю в Самофракии 84–82 годов до н. э., – τριήραρχος, κνβερνήτης, πρωρεύς, κελευστή ς, πεντηκóνταρχος, ỉατρóς – повторяется, например, в Родосском корабле II столетия до н. э. и в штатных составах афинских кораблей в начале IV века до н. э. Латинский поэт Клавдий в 399 году н. э. вторит Аристотелю в утверждении, что моряк впервые появился как надсмотрщик за гребцами, затем proreus (впередсмотрящий) и, наконец, gubernator (кормчий).[187]

Военно-морскую деятельность экипажа можно разделить на три вида: управление, передвижение и содержание. Для каждого вида предусматривался конкретный офицер. На корме gubernator, κυβερνήτης (кормчий), управлял или надзирал за работой двумя рулевыми веслами, а также контролировал действия матросов в кормовой части корабля. Поскольку кормчий нес также ответственность за судовождение, рулем обычно управляли опытные моряки. Благодаря своей более высокой оплате они позволяли себе более изощренные памятники, один из которых изображает рулевые весла.[188] На некоторых памятниках – греческие cognomina, встречаются африканские названия, есть даже памятник одному кормчему, который происходил из Паннонии. На носу судна находился proreta, πρωρεύς, который был старшим помощником gubernator (кормчего). Он распоряжался на передней части корабля и снабжал кормчего информацией о встречавшихся на пути мелях и скалах.[189]

Чтобы управлять движением, следовало обеспечить ритмичную греблю и контроль над гребцами. Эти обязанности выпадали главным образом на celeusta, κελευστής, известного также как pausarius, который мог задавать ритм громким голосом, а гребцы дружно откликались своего рода рефреном в стиле матросской хоровой песни. Он мог использовать также symphoniacus, по-гречески τριηραύλης, или флейтиста. У надзирателей за гребцами не было каких-либо особых званий, по-гречески это был τοίχαρχοι, но такими офицерами могли быть многочисленные моряки, которые просто именовали себя dupliciarii. Для управления парусами на судне имелось несколько velarii, чье особое искусство оплачивалось вдвойне.[190]

Обязанности различных младших офицеров сводились к уходу за людьми и оборудованием. Нам ничего не известно о коках, но в каждом экипаже имелись свои medicus dupliciarii, чье лекарское искусство было весьма ограниченно.[191] Nauphylax, видимо, отвечал за уход и физическое состояние корабля и, вероятно, был офицером, соответствовавшим бывшему греческому πεντηκóνταρχος (пентеконтарх, начальник отряда в пятьдесят человек, преимущественно гребцов).[192] В таком качестве он надзирал за fabri (ремонтниками), важные функции которых на корабле ставили их на более высокий уровень, чем в армии. Обычно они получали двойную плату, а мастерство как опытных работников и плотников временами задерживало их на службе больше положенного срока.[193]

Простотой механизма управления римский военный корабль ничем не обязан греческому предшественнику. Штаб триерарха возглавлял beneficiarius, который почти целиком соответствовал по рангу трибуну-всаднику в легионе. Ему подчинялись secutor, то есть помощник, который следил за дисциплиной и, возможно, передавал команды триерарха, а также два-три матроса для разных поручений. Scriba, постоянный курьер, естественно, доставлял каждодневные донесения в центральные административные учреждения Мизенума и Равенны и, возможно, писал письма домой членов экипажа. Другие должностные лица, которые появляются в одной-двух надписях, именуются adiutor, или помощник, librarius, озабоченный главным образом финансовыми отчетами, и exceptor, или стенограф.[194] Эти последние, видимо, имелись лишь на больших кораблях. Возможно, их зачисляли в личный состав корабля исходя просто из административных соображений. Фактически они служили при штабе префекта.

Даже религиозная сторона жизни экипажа находит некоторое отражение в названиях должностей этих офицеров. Coronarius триремы Dana в Равеннском флоте, видимо, украшала tutela (оберег), и весь корабль – венки цветов в «festis ac sacris diebus» («в праздники и священные дни»).[195] Постоянный victimarius (помощник жреца), возможно, забивал во время торжественного жертвоприношения жертвенное животное, которое передавал триерарх от имени всего экипажа. И опять же, известен лишь один victimarius, который вошел в список биремы Fides. Возможно, его оставили при штабе префекта для флотских жертвоприношений.[196]

На греческую военно-морскую организацию экипажа в виде гребцов, матросов и офицеров была нанесена римская военная структура, которая напрочь устраняла их различия. Экипаж каждого военного корабля, независимо от размеров, образовывал одну centuria (центурию) под командованием ее centurio (флотского центуриона) по образцу центурии легиона. В этой centuria каждый член экипажа занимал свое место: помощники, медики и даже кормчие идентифицируют себя как milites (военные) и причисляют себя к корабельной центурии. Один gubernator (кормчий) установил собственную статую с мечом на боку.[197] Ульпиан не нашел ничего лучшего, как следовать адмиралтейским таблицам организации, когда заявлял, что «in classibus omnes remiges et nautae milites sunt» («во флоте все гребцы и матросы являются военными»).[198] Сами моряки называли в надписях свой корабль или следовали военному обычаю упоминания своего центуриона. Пометка символом q центурии перед названием корабля, например q quadrieri Fide, была частым явлением, указывающим на двойственные функции моряков.[199] В любом случае они ревностно отстаивали свое законное звание солдат, и лишь в одной надписи автор действительно называет себя nauta (моряк) вместо miles (солдат) и manipularis.[200] Хотя униформа на борту корабля была без рукавов, короткая туника, на морских памятных плитах III века в Афинах моряки носят легкий дротик или hasta вместе с круглым щитом и, как правило, мечом. Кроме того, при них был sagum или paenula (короткий плащ).[201]

Устройство экипажа как боевой единицы, конечно, сопутствовало осуществлению Августом программы создания постоянных флотов. Во время гражданских войн он продолжил практику Цезаря, заключавшуюся в назначении центурионов и солдат легиона на корабельную службу.[202] Но этих морских пехотинцев отзывали, когда отпадала необходимость назначения. Тем не менее флот оставался частью военной структуры империи, и военная необходимость могла потребовать совместных действий всего экипажа.[203] Поскольку в Италии не было легионов, способных обеспечить флот морскими пехотинцами, морская центурия стала неизбежной ступенью военной организации. То есть имперский флот вернул себе дух Афинского флота времен Перикла, когда каждый матрос был одновременно солдатом. Хотя исчерпывающих сведений о флотах в период Августа не хватает, vigiles (временные отряды кораблей), которые были сродни всему флоту, организовывались в центурии с самого начала же в 6 году н. э. Римский разум не знал иного способа военной организации, кроме как полуварварского.[204] В рассказе о смерти Агриппины в 59 году Тацит упоминает как центуриона, так и триерарха, в то время как надпись за несколько десятилетий до 71 года указывает на отождествление корабля и центурии.[205]

Поскольку кормчие и другие морские офицеры не имели времени или способностей освоить хорошо две профессии сразу, такая организация морских центурий решала две задачи. Она должна была привести на практике не только к общему освоению всеми моряками пользования оружием, но также к специальной подготовке некоторой части экипажа к ведению боевых действий против пиратов или десантным операциям. Афинская триера в начале IV столетия до н. э. имела на борту около десяти морских пехотинцев,[206] а Коанская квадрирема в 84–82 годах до н. э. двадцать таких воинов. Однако свидетельства о таких бойцах в Римском имперском флоте сводятся к различению Тацитом матросов и морских пехотинцев в Германском флоте.[207] Имеется соблазн видеть в тех, которые называли себя manipulares, часть военного контингента корабля более определенно, но это слово скорее просто синоним miles, которое довольно часто употреблялось в регионе, связанном с Мизенским флотом. Единственный моряк Равенны, который так именовал себя, был захоронен близ Неаполя.[208] Во всяком случае, формальное, резкое различение между гребцами и морскими пехотинцами, которое имело место в республике, должно быть, исчезло в империи, ибо это было несовместимо с организацией центурии.

Успешное приспособление римлянами своей типовой боевой единицы для действий в особых морских условиях свидетельствует об их военном гении. Поскольку каждый корабль являлся самодостаточной боевой единицей и случаи, когда экипажи нескольких судов действовали вместе, были редки, не было необходимости организовывать центурии в когорты. Реально такая мера была бы особенно трудной в связи с тем, что центурия в квинквиреме была гораздо сильнее той, что в либурне.[209] Скрупулезная иерархичность центурии была урезана, чтобы соответствовать нуждам более простой корабельной единицы. Из трех главных principales центурии signifer, optio и tesserarius морская центурия требовала постоянно лишь optio или заместителя командира. Поскольку отдельный корабль с его tutela (оберегом) и особыми характеристиками не испытывал большой нужды в signum или штандарте, единственный до сих пор известный signifer, вероятно, был знаменосцем всего флота. И колонна Траяна, и литературные источники показывают, что praetoria navis (флагманский корабль) адмирала обозначался по ночам фонарями, а в дневное время – флагом.[210] Tesserarius (тессерарий, передававший боевые приказы военачальника) на дежурстве использовался только на берегу, а один известный морской tesserarius происходил из отряда Равеннского флота, действовавшего на суше против разбойников Умбрии.[211] Военные музыканты не играли большой роли на борту корабля, и их звания упоминаются редко. Известны один cornicen и два bucinatores, однако tubicen (трубач) пока не появлялся, хотя Лукан указывает, что tuba (труба) использовалась для сигнала к отплытию.[212]

Военные вопросы передавались почти целиком на усмотрение центуриона, ибо триерарх формально даже не носил меча. Центурион следил за подготовкой моряков armaturae (солдатами), командовал военными операциями и наказывал подчиненных лозой, признаком власти центуриона. Этот пост являлся вознаграждением за долгую умелую службу и часто давался уроженцам внутренних областей, в отличие от должности триерарха. Так, С. Эмилий Север, из Паннонии, умер центурионом равеннской триремы Hercules после двадцатидвухлетней службы.[213] Чувство гордости, которое побудило украсить виноградной лозой надгробную плиту, возможно, объясняет то, что моряки обращались скорее к триерархам и optiones (сотникам), чем к центурионам, когда хотели, чтобы какой-нибудь офицер размечал их могилы.[214] Тем не менее расхождение между центурионом и солдатом, хотя и велико, все-таки является в центурии менее глубоким, чем в легионах. Обсуждение в следующей главе условий службы моряка будет распространяться на центуриона и всех младших офицеров. Сложная схема карьерного роста центурионов легиона отсутствовала во флоте. Особо квалифицированные центурионы, вероятно, занимали должности триерархов, хотя есть подозрение, что gubernator гораздо чаще обладал необходимой квалификацией для занятия более высокого поста.

Центуриону подчинялась небольшая группа офицеров. Главный помощник, optio, обычно мог претендовать на повышение до поста центуриона. В качестве помощника, который располагал широкими полномочиями на службе в сухопутных силах, во флоте он известен лишь как исполнитель одной функции – ухода за больными.[215] Следующим помощником был suboptio, который не встречается в других видах вооруженных сил.[216] Возможно, optio и suboptio делили между собой командование над морпехами носа и кормы корабля, в то время как центурион осуществлял общее командование.

Единственным офицером с чисто административными функциями на борту корабля являлся armorum custos, который хранил и чинил оружие команды, в то время как она действовала в качестве гребцов. О важности этого поста свидетельствуют зрелый возраст, в котором человек его занимал, и частота, с которой он упоминается на памятниках. Одна надпись предполагает, что в квадриремах и квинквиремах с их большими командами имелось два таких офицера.[217] О других должностях сведений немного. В зачаточной корабельной центурии военные функции не прошли глубокой специализации, и уже упомянутые младшие морские офицеры приняли на себя многие обязанности, которые выполнялись в административных и снабженческих структурах легиона.

Для нас остаются неясными тонкости взаимосвязи между морской и военной организацией на корабле или на берегу. Известно только, что военно-морская структура, отличавшаяся более конкретной специализацией функций и господством триерарха на корабле, была существенно более важной. Gubernatores и другие морские офицеры были фактически членами центурии. Это означает, видимо, что центурион следовал по званию непосредственно после триерарха и стоял выше кормчего. Тем не менее нельзя сказать точно, включались ли эти два офицерских звания в единую иерархию или нет. Очевидно, более логичным выглядит мнение, что центурион во время выхода в море командовал лишь небольшим отрядом морпехов и большей властью не располагал. Во время же службы всей команды на берегу морские офицеры игнорировались и центурион становился главным. Вопрос о продвижении по службе столь же неясен. Моряки, возможно, передвигались с морской на военную должность и наоборот. Возможно, они получали повышение в своем роде войск. Если К. Аррунтий Валент из двух отдельных источников одно и то же лицо, suboptio мог быть optio, но в данном случае его повышение связывалось со сменой корабля.[218] Различие между principalis, офицерами более низкого ранга, чье звание освобождало их от munera (общественных работ), и immunes, также избавленных от этих обязанностей благодаря своей работе, было менее важно во флоте, чем в армии.[219] У морских офицеров не было упоминаний воинского различия, потому что это касалось военной, а не морской службы. Помимо optio и таких званий, как medici, fabri, scribae и так далее до звания principalis, офицеры более низкого ранга обычно являлись immunes.