КОМАНДУЮЩИЕ ФЛОТАМИ
БАСИСТЫЙ НИКОЛАЙ ЕФРЕМОВИЧ
Врио командующего Черноморским флотом
Н.Е. Басистый очень недолго командовал Черноморским флотом в годы Великой Отечественной войны. Однако его вклад в боевые действия оказался немалым. А командующим Черноморским флотом он стал в послевоенные годы.
Николай Басистый родился 9 (21) мая 1898 года в деревне Юрьевке, ныне Тарутинского района Одесской области, Украина. В 1914 году юноша поступил в Севастополе в школу юнг. В 1915 году он окончил школу и был направлен в Минную школу на учебное судно «Рион». Летом 1916 года его выпустили из Минной школы унтер-офицером 2-й статьи. Он служил минно-машинным унтер-офицером на эсминце «Жаркий», миноносце «Сулин», участвовал в многочисленных плаваниях. Осенью 1916 года за минную постановку у Босфора моряка наградили Георгиевской медалью, вскоре произвели в унтер-офицеры 1-й статьи. В феврале 1917 года Басистого избрали членом судового комитета «Жаркого». С декабря 1917 по январь 1918 года моряк в составе отряда участвовал в установлении советской власти в Одессе, в подавлении восстания гайдамаков. В 1918 году он в Нижнем Новгороде поступил на Волжскую военную флотилию, служил сигнальщиком на артиллерийской барже «Сережа», не раз бывал в боях.
На Волго-Каспийской флотилии Басистый был сигнальщиком и дальномерщиком канонерской лодки «Красное знамя». Он воевал против войск генералов А.И. Деникина и П.Н. Краснова в районе Царицына, в 1919 году стал членом партии большевиков. Сигнальщиком на канонерской лодке «Красное знамя» моряк принимал участие на Каспийском море в боях с английской флотилией у форта Петровский, высаживался с десантом. В 1921 году он служил военным контролером[147].
В октябре 1921 – августе 1922 года моряк окончил Коммунистический университет имени Свердлова в Москве. В 1922–1923 годах он служил лектором, инструктором, ответственным организатором Николаевской военно-морской базы, с октября 1923 по январь 1924 года – помощником комиссара Управления обеспечения безопасности кораблевождения Черного и Азовского морей (Убекочерназморей). С января по май 1924 года Басистый был ответственным организатором, далее до октября 1925 года – комиссаром Машинной школы, а затем до октября 1926 года – начальником (и одновременно комиссаром) Машинной школы Учебного отряда Морских сил Черного моря. В октябре 1926 года Басистый поступил на подготовительный факультет Военно-морской академии. В марте 1931 года он окончил Военно-морскую академию имени К.Е. Ворошилова. Это открыло ему путь к командованию кораблями. Правда, моряк был оставлен при академии. С марта 1931 по апрель 1932 года моряк был дублером командира эсминца «Энгельс» Морских сил Балтийского моря и адъюнктом кафедры оперативного искусства Военно-морской академии. Но он хотел быть командиром эсминца и добился перевода на флот[148].
Моряка направили на Тихоокеанский флот. В апреле 1932 – марте 1934 года Басистый был начальником штаба бригады заграждения и траления, затем до октября 1936 года – начальником отдела боевой подготовки этого штаба[149]. В октябре 1936 года он поступил в Академию Генерального штаба РККА, но проучился полгода и был направлен в Испанию. В апреле 1937 года Басистый прибыл в Испанию, был советником командира полуфлотилии эсминцев, затем – всей флотилии, начальника Морского штаба под именем Хуан Монтенейо. С осени моряк – советник командующего Средиземноморским флотом Мигеля Буиса. Вернулся он в июле 1938 года, был награжден орденом Красного Знамени. До октября 1939 года капитан 2-го ранга Басистый состоял начальником оперативного отдела штаба Черноморского флота, в декабре 1938 – апреле 1939 года временно исполнял обязанности начальника штаба флота[150].
Позднее моряк вспоминал: «Немало потрудились мы и над системой готовности, начавшей вводиться на флоте. Готовности были названы по номерам. Номер три – обычная, повседневная, номер два – более высокая, с известным напряжением для людей и техники, номер один – для угрожаемой обстановки, когда техника и оружие могут действовать немедленно, а люди находятся на боевых постах… Мы немало помучились, определяя их во всех деталях»[151].
По настоятельной просьбе, с которой моряк обратился к наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову, его назначили на корабль. С октября 1939 года Басистый стал командовать крейсером «Червона Украина». Под его руководством крейсер, находившийся в ремонте, был вскоре введен в строй, а экипаж успешно сдал курсовые задачи по управлению кораблем. Командиром крейсера Басистый вступил в Великую Отечественную войну.
Флагманский корабль бригады крейсеров 23–27 июня участвовал в постановке минных заграждений у Главной базы флота, в июле-августе выходил в море для охраны конвоев в юго-восточной части Черного моря. Капитан 2-го ранга не раз ходил командиром крейсера к Одессе. К примеру, 29 августа «Червона Украина», лидер «Ташкент» и 3 эсминца обстреливали деревни под Одессой, в которых располагались неприятельские войска. Несмотря на то что батарея противника открыла огонь, Басистый приказал стрелять из 8 пушек. Задача была выполнена ранее, чем враг пристрелялся, и крейсер вышел из зоны обстрела. Позднее при поддержке лидера «Ташкент» крейсер в зоне действия батареи противника обстреливал другую цель. 30 августа крейсер при поддержке эсминцев вновь обстреливал противника под Одессой. В результате удалось подавить германские береговые батареи. 1 сентября «Червона Украина» с эсминцами вновь подавляла неприятельские батареи, чтобы позволить разгрузить транспорт в порту. Обстрел начали эсминцы. Когда две батареи обнаружили себя, Басистый открыл огонь по одной из батарей. Корабли заставили врага прекратить огонь. В ходе разгрузки неприятельская артиллерия возобновила обстрел, но крейсер и эсминцы подавили обе батареи. Корабли выдержали несколько ударов с воздуха. Только после окончания разгрузки транспорта отряд кораблей оставил позицию[152].
17 сентября крейсер «Червона Украина» с 3 эсминцами эскортировал 3 транспорта с войсками 157-й стрелковой дивизии для Одессы. Конвой атаковали 2 торпедоносца и 9 бомбардировщиков, но моряки отразили атаку и благополучно доставили войска, которые помогли отбросить неприятеля от Одессы[153]. В начале октября крейсер участвовал в эвакуации войск из Одессы. В частности, на последнем этапе эвакуации 14 октября «Червона Украина» под флагом командующего эскадрой с крейсером «Красный Кавказ» и 5 эсминцами прибыла в Одессу. 16 октября под прикрытием огня кораблей началась погрузка войск. Морякам пришлось отбить несколько атак авиации. После завершения погрузки крейсер принял на борт Военный совет Одесского оборонительного района и войска прикрытия. Эвакуация прошла благополучно. Крейсерам в пути пришлось прикрывать транспорты от атак с воздуха. В результате на пути погиб только один пустой транспорт[154].
Когда возникла угроза Севастополю, в начале ноября из главной базы увели большинство крупных кораблей. Старые крейсера, в том числе и «Червона Украина», с эсминцами использовали для артиллерийской поддержки защитников Севастополя[155].
К этому времени Басистый получил новое назначение. С 24 октября 1941 года капитан 1-го ранга командовал Отрядом легких сил из новейших кораблей. В составе OЛC состояли крейсера «Молотов», «Ворошилов», 30-й дивизион эсминцев[156].
Отряд легких сил активно действовал. 8–10 ноября 1941 года крейсер «Молотов» ходил для обстрела скопления вражеских войск в районе Феодосии. «Ворошилов» получил повреждения в Новороссийске 2 ноября. В ноябре было принято решение запретить одиночные походы линкора и новых крейсеров «Ворошилов» и «Молотов». В случае похода каждому из этих кораблей следовало придавать по 2 эсминца. Несмотря на запрет, 29 и 30 декабря «Молотов» обстреливал позиции противника под Севастополем[157].
Отрядом легких сил моряк командовал с октября 1941 по июль 1942 года. Он был командиром высадки десанта в Феодосии в ходе Керченско-Феодосийской операции (декабрь 1941 – январь 1942 года)[158].
По плану Керченско-Феодосийской операции основной целью являлась высадка в Феодосии войск 44-й армии. В составе отряда высадки «А», которым командовал капитан 1-го ранга Басистый, входили отряд кораблей высадки и поддержки десанта (капитан 1-го ранга В.А. Андреев), отряд высадочных средств (капитан-лейтенант А.П. Иванов), два отряда десантных транспортов с группой кораблей охранения и отряд прикрытия высадки десанта. Отряд высадки «Б» (контр-адмирал Н.О. Абрамов) из состава Азовской флотилии (контр-адмирал С.Г. Горшков) и Керченской военно-морской базы (контр-адмирал A.C. Фролов) должен был высадить войска 51-й армии у горы Опук[159].
Под руководством Н.Е. Басистого штаб высадки, в основном из состава Отряда легких сил, разрабатывал план операции. Флагманский штурман Б. Петров вспоминал о Басистом: «Он не ждал, когда штаб доложит ему на утверждение готовые материалы, а сам участвовал в работе… С ним можно было и поспорить. Иногда он просил отвлечься от работы и ставил какой-нибудь важный вопрос на обсуждение». По плану высадку в порту должны были провести крейсера «Красный Крым» и «Красный Кавказ», 3 эсминца, 6 тральщиков, 18 «малых охотников», 14 транспортов. Чтобы избежать путаницы, Басистый утвердил только три сигнала: «Открыть огонь», «Следовать в порт», «Вход в порт свободен»[160].
Для маскировки цели операции командующий эскадрой контр-адмирал Л.A. Владимирский и командир Отряда легких сил капитан 1-го ранга Н.Е. Басистый подготовку экипажей к погрузке и выгрузке войск объясняли тем, что необходимо сократить время высадки подкреплений в Севастополе. Артиллеристов кораблей обучали обстрелу береговых объектов с помощью корректировщиков. На кораблях заменили поврежденные шлюпки, поставили новые стволы зенитных автоматов. Планировали провести высадку одновременно в двух направлениях. Однако германский штурм Севастополя потребовал перебросить для защиты главной базы часть подготовленных к высадке войск. Для перевозки использовали часть кораблей, необходимых для обеспечения десанта. Поэтому 26 декабря начали высадку только на северном побережье силами отряда кораблей «Б». К 30 декабря были высажены до 20 тысяч человек 51-й армии. Но наступление не давало большого успеха, пока не началась высадка в Феодосии[161].
28 декабря корабли в Новороссийске приняли два полка передового отряда и вечером вышли в море. Для маскировки сначала суда направлялись к Севастополю и только с темнотой повернули на Феодосию. Лишь в море десантникам сообщили о цели похода. В 3.48 29 декабря корабли отряда поддержки открыли огонь по Феодосии, а Басистый передал по радио приказ: «Катерам следовать в порт». Противник не ожидал нападения и открыл огонь по кораблям в море с задержкой. Катера без сопротивления высадили в порту передовые группы, которые успешно начали наступление. На очищенный от противников мол высадили войска с эсминцев и тральщика «Щит». Крейсер «Красный Кавказ» с трудом пришвартовали к молу. Десантников с крейсера «Красный Крым» перевозили в порт «Щит» и баркасы. Все это происходило под обстрелом противника. Снаряды, мины повреждали корабли. Крейсера не только высаживали десант, но и обстреливали противника, поддерживая наступающих десантников. После высадки войск корабли вышли на внешний рейд и в течение дня маневрировали, обстреливая цели на берегу. Под их прикрытием в порту провели высадку войск с двух отрядов транспортов, несмотря на то что корабли покрывались льдом. С 26 по 31 декабря были доставлены на Керченский полуостров основные силы двух армий[162].
В бою Басистый находился под огнем на крейсере «Красный Кавказ». Когда крейсера ушли в базу, моряк остался на эсминце «Сообразительный» и руководил артиллерийской поддержкой десанта. После высадки моряк разместился со штабом вблизи Феодосийского порта. Штаб занимался приемом и разгрузкой транспортов, отправкой раненых, обеспечивал связь с командованием 44-й армии и поддержку войск артиллерией кораблей[163].
В сводке Совинформбюро 31 декабря 1941 года об освобождении Керчи и Феодосии было написано: «При занятии особенно отличились войска… и группа военно-морских сил во главе с капитаном 1-го ранга Басистым».
3 января 1942 года Н.Е. Басистого произвели в контр-адмиралы[164].
Параллельно Отряд легких сил продолжал помощь Севастополю, который стал основной целью для 11-й армии противника в Крыму. 1 января, 5 января крейсер «Молотов» («Слава») с эсминцами приходил в Севастополь, доставлял подкрепления, конвоировал транспорты и обстреливал неприятельские позиции. В феврале было запрещено использовать линкор и новые крейсера для обстрелов береговых объектов без разрешения командующего флотом; каждый из них следовало сопровождать несколькими эсминцами. Но в период мартовского наступления в Крыму линкор, крейсера и эсминцы провели 11 стрельб, в которых участвовал и крейсер «Молотов». В ночь на 10 и 11 мая крейсер «Ворошилов» с 2 лидерами обстреливал цели на берегу. Однако поддержка флота не помогла. Германские войска перешли в наступление на Керченском полуострове и 14 мая подошли к окраине Керчи. 16 мая лидер «Харьков» поддерживал арьергарды 44-й армии, которая оставляла Керчь[165].
Когда германские войска овладели Феодосией, Басистый покинул порт на последнем транспорте. В мае он вновь поднял флаг на крейсере «Молотов»[166].
После взятия Керченского полуострова германское командование сконцентрировало усилия на Севастополе. На Черное море прибыли германские и итальянские подводные лодки и катера, которые совместно с авиацией действовали на советских коммуникациях. Поэтому каждый поход с грузами в Севастополь превращался в боевую операцию. В перевозках участвовали и крейсера, и эсминцы Отряда легких сил. К примеру, крейсер «Молотов» доставлял подкрепления 12, 15 июня, «Ворошилов» – 27 мая. Лидеры и эсминцы ходили в Севастополь чаще[167].
В походе «Ворошилова» участвовал и Н.Е. Басистый. 19 мая он получил приказ доставить в Севастополь 9-ю бригаду морской пехоты. Следовало использовать быстроходные крейсер и 2 эсминца, чтобы они прибыли к цели около часу ночи, а через два часа после спешной разгрузки вышли обратно. Контр-адмирал решил погрузить 26 мая основную массу войск и грузов на крейсер, а на эсминцы – по 300 бойцов и по 30 тонн грузов. Отряду следовало выйти из Батуми в 2.00 27 мая курсом на запад, повернуть у берегов Анатолии на север и полным ходом идти к Севастополю. В порту следовало корабли отшвартовать к Угольному причалу кормой, носом на выход. Его решение было утверждено. Сразу после погрузки провели тренировки по выгрузке техники. Операция началась в 1.45. Басистый находился на «Ворошилове», который сопровождали эсминцы «Сообразительный» и «Свободный». Корабли двигались по плану. Вечером 27 мая на подходах к Крыму отряд неоднократно атаковали бомбардировщики и торпедоносцы, но он успешно дошел до цели и за 1,5 часа высадил бригаду. Приняв на борт 406 раненых, крейсер вышел из бухты. И на этом переходе до Туапсе корабли не раз подвергались атакам самолетов, но моряки успешно маневром и огнем отбивали атаки. Опыт перехода был одобрен Военным советом флота[168].
11–12 июня «Молотов» и эсминец «Безупречный» перебросили в Севастополь 138-ю отдельную стрелковую бригаду. 15 июня Басистый сам ходил в Севастополь на «Молотове» с эсминцем «Безупречный». Корабли доставили около 4 тысяч человек маршевых подкреплений и грузы. Чтобы избежать атак с воздуха, Басистый провел отряд в главную базу с юго-запада, благополучно достиг цели и возвратился[169].
Командуя Отрядом легких сил, Басистый не раз водил свои корабли, доставляя подкрепления в Севастополь и вывозя раненых. Каждый поход проходил в условиях отражения атак авиации, торпедных катеров и подводных лодок. С июля 1942 по март 1943 года Басистый командовал бригадой крейсеров[170]. Бригада решением наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова была создана на основе Отряда легких сил[171].
Вскоре Басистый выполнял новое задание. Чтобы воспрепятствовать переправе противника через Керченский пролив, командующий эскадрой Л.A. Владимирский получил приказ послать крейсер «Молотов» и лидер «Харьков» для уничтожения судов и плавучих средств, которые были сосредоточены неприятелем в порту Феодосии и Двуякорной бухте. Обстрел следовало провести в ночь на 3 августа. Военный совет флота утвердил предложенный план действий. Отряду следовало перейти из Поти в Туапсе, выйти на запад вечером 2 августа, с наступлением темноты повернуть на Крым. «Харькову» предстояло выпустить 100 130-мм снарядов по Двуякорной бухте, «Молотову» – 180–180-мм снарядов по Феодосийскому порту. Следовало уложить обстрел за 15 минут. «Харьков», отстрелявшись ранее, должен был прикрывать крейсер. Возвращаться в Поти корабли должны были форсированным ходом, чтобы быстрее оказаться в сфере деятельности своей авиации[172].
Поход начался по плану. Утром 2 августа корабли прибыли в Туапсе, где их обнаружили германские разведчики. В 17.38 отряд выступил на запад под прикрытием самолетов и торпедных катеров. Передовым шел «Харьков». Басистый находился на крейсере «Молотов». Вскоре неприятельские разведчики обнаружили корабли. Попытки брать курс на Новороссийск не обманули немцев, ибо перед этим не раз торпедные катера и авиация нападали на Двуякорную бухту, да и береговые радиолокаторы видели советские корабли. До полуночи отряд Басистого не смог обнаружить район обстрела. Только после 0.49 3 августа, когда Феодосию атаковала авиация, командир крейсера приготовился стрелять по приблизительной обсервации. По приказу Басистого «Харьков» открыл огонь и выпустил 59 снарядов по Двуякорной бухте. Крейсер так и не стрелял по Феодосии, ибо ему пришлось несколько раз уклоняться от атак торпедных катеров. На отходе одна из торпед, сброшенных двумя торпедоносцами, попала в корму «Молотова» и оторвала ее вместе с рулями. Управляясь машинами, крейсер направился к Поти, отбивая атаки катеров и самолетов. Вместе с «Харьковом» он отразил 23 атаки противника, пока не оказался в сфере, в которой ему могли оказать помощь надводные корабли и авиация[173]. Кораблю удалось уклониться от 21 торпеды; артиллеристы уничтожили 2 торпедных катера и 3 самолета[174]. Тем не менее крейсер вышел из строя надолго, и Басистый задумался, при каких обстоятельствах можно отказаться от выполнения боевой задачи. Позднее стало известно, что гитлеровцы вывели суда из Феодосии и Двуякорной бухты после предыдущих нападений.
Бригада крейсеров, как и вся эскадра, в августе обеспечивала эвакуацию ценностей из Новороссийска, в сентябре-октябре огнем поддерживала оборонявших город-порт, перевозила войска в Туапсе и Сочи, обстреливала районы расположения врага на Крымском полуострове. Только в августе «Красный Кавказ» перевез 9718 человек, «Красный Крым» – 1143 человека[175].
19 ноября 1942 года нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов потребовал подготовить несколько отрядов кораблей для действий против коммуникаций противника у западных берегов Черного моря, чтобы на время прервать неприятельские перевозки. Уменьшение численности германской авиации, отвлеченной действиями на других участках фронта, способствовало выполнению замысла. Штаб эскадры подготовил план набега 29 ноября. По плану крейсеру «Ворошилов», лидеру «Харьков» и эсминцу «Сообразительный» следовало утром 1 декабря обстрелять Сулину в устье Дуная, разрушить радиостанцию на острове Змеиный, уничтожать плавучие средства у берегов Румынии и по возможности обстрелять Бургас. Эсминцам «Беспощадный» и «Бойкий» предстояло искать плавсредства между мысами Калиакрия и Шаблер, обстрелять порт Мангалия и продолжать поиск до Констанцы. Авиация должна была производить разведку и наводить корабли на цели; для воздушного прикрытия на самолеты ДБ-Зф поставили дополнительные пулеметы. Однако из-за плохой погоды использовать авиацию оказалось сложно. Погода как помогла скрытно подойти к цели, так и затруднила определение места. Отряд из двух эсминцев южнее мыса Шаблер обстрелял артиллерией и затем дважды атаковал торпедами силуэты транспортов на рейде. Так как противник никак не реагировал, вероятно, в темноте за транспорты приняли очертания берега. В то же время группа «Ворошилова», которой командовал сам Л.A. Владимирский, разрушила радиостанцию на острове Змеиный. Так как взрывы мин в параванах нанесли повреждения крейсеру, отряд прекратил операцию, и утром 2 декабря корабли вернулись в Батуми. В декабре еще дважды корабли эскадры ходили к берегам Румынии, вели обстрел портов в Крыму[176].
27 января 1943 года Черноморская группа войск начала операцию по освобождению Новороссийска и Тамани. В этой операции Черноморскому флоту предстояло огнем корабельной артиллерии способствовать наступлению сухопутных войск под Новороссийском и высадить десант в районе Южной Озерейки, чтобы совместно с 47-й армией освободить Новороссийск. Флоту также предстояло обеспечить морские перевозки вдоль кавказского побережья и прервать неприятельские морские коммуникации[177].
С конца 1942 года Басистый участвовал в разработке плана высадки десанта под Новороссийском. Он высказывался против десанта у Южной Озерейки, в 30 километрах от Новороссийска, где бухта была открыта для штормов. Вместе с Л.A. Владимирским моряк предложил организовать основную высадку в Станичке, вблизи города[178]. Однако был избран вариант, предложенный штабом флота.
В ночь на 1 февраля отряд кораблей эскадры обстрелял позиции противника под Новороссийском. Но и эта поддержка не помогла войскам 47-й армии прорвать линии обороны неприятеля. Чтобы помочь наступающим, командующий Закавказским фронтом приказал высадить десант ранее, чем войска вышли на запланированные рубежи. Главные силы высаживали у Южной Озерейки, а вспомогательный десант – у Станички, на Суджукской косе. Отряд огневого содействия десанту возглавил вице-адмирал Л.A. Владимирский. Н.Е. Басистый командовал высадкой, в том числе отрядом огневой поддержки из 2 старых эсминцев, 3 канонерских лодок, тральщика и 4 сторожевых катеров. Флаг Басистый поднял на эсминце «Незаможник». Ему предстояло со своим отрядом высадить первый эшелон десанта в районе Южной Озерейки и поддержать его огнем. Высадку намечали на 1.00 4 февраля. Первым вышел из Батуми отряд огневого содействия. Отряд корабельной поддержки выступил из Геленджика вечером 3 февраля. Флагманский «Незаможник» шел во главе отряда. Басистого беспокоили маломореходные суда с десантом. 3 тральщика буксировали плашкоуты-болиндеры с танками. 3 малых буксира, 10 сторожевых катеров, 5 сейнеров, 6 баркасов имели разные скорости и на волнении двигались медленно. Они не успевали подойти к Южной Озерейке вовремя, и Басистый радировал Владимирскому и Октябрьскому с просьбой перенести время высадки. Около полуночи, когда отряд приближался к цели, Владимирский получил просьбу командира высадки отложить начало операции на 1,5 часа. Разномастные суда с десантом не успевали к сроку. Владимирский сообщил об этом командующему флотом, но Октябрьский не изменил план. Корабли маневрировали в море, а авиация нанесла удар по плану. Из-за того, что самолеты-корректировщики улетели ранее, чем отряд огневого содействия открыл огонь, стрельба оказалось малоэффективна. После ухода отряда огневого содействия основная тяжесть легла на корабли Басистого. Противник, предупрежденный авиационным налетом и обстрелом, оказал в районе Южной Озерейки упорное сопротивление. Условия местности позволяли противнику простреливать участок высадки десанта из орудий, расположенных на обратных скатах высот, не доступных для артиллерии эсминцев. Высадили к 6.00 только часть войск. В 6.20 по приказу командира высадки отряд корабельной поддержки начал отход. Десант у Станички, высаженный по плану, прошел успешно, и со временем занятый им плацдарм стал Малой Землей. А войска, высаженные в районе Южной Озерейки, почти все погибли в боях с противником[179].
Увидев опасность потерять высаженные войска, Басистый принял решение отказаться от продолжения высадки у Южной Озерейки и возвращаться. 6 февраля он с отрядом выступил в море и успешно высадил у Станички 255-ю бригаду морской пехоты. Однако к этому времени противник уже укрепился, и взять Новороссийск не удалось. Позднее на Малую Землю перевезли войска, составившие 18-ю десантную армию[180].
После неудачи десанта в Москве решили сменить Ф.С. Октябрьского во главе Черноморского флота. 10–28 марта флотом временно командовал Н.Е. Басистый. После на пост командующего вступил Л.A. Владимирский[181].
Приказом наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова от 9 апреля 1943 года контр-адмирала Н.Е. Басистого назначили командующим эскадрой[182]. В марте-апреле 1943 года он был начальником штаба эскадры Черноморского флота. 23 апреля 1943 года флагмана произвели в вице-адмиралы. В апреле-мае 1943 года Басистый исполнял обязанности начальника штаба Черноморского флота. Затем он стал командующим эскадрой кораблей Черноморского флота, которой командовал с мая 1943 по ноябрь 1944 года. Эскадра артиллерией поддерживала фланги войск в обороне военно-морских баз, обеспечивала и проводила высадку оперативных и тактических десантов, защиту морских коммуникаций, уничтожала транспортные средства противника в море. По поручению командующего флотом Басистый организовал подготовку и осуществил захват кораблей румынского военно-морского флота в Констанце. Из состава эскадры 3 корабля получили звание гвардейских, 6 были награждены орденом Красного Знамени. С ноября 1944 по январь 1945 года Басистый являлся начальником штаба флота, с января по апрель 1945 года вторично временно исполнял обязанности командующего Черноморским флотом. С апреля 1945 года он вернулся на должность начальника штаба флота и занимал ее до осени 1948 года. С ноября 1948 по август 1951 года Басистый командовал Черноморским флотом. 11 мая 1949 года его произвели в адмиралы[183].
В 1946–1950 годах моряки Черноморского флота напряженно учились в море. Осенью 1948 года на флоте проводили большие учения с участием сухопутных войск и авиации. В сентябре 1949 года под руководством Басистого успешно прошло тактическое учение флота во взаимодействии с войсками Одесского военного округа и авиацией[184].
С августа 1951 года адмирала назначили первым заместителем военно-морского министра (с 3 апреля он был первым заместителем главнокомандующего ВМФ). В ноябре 1956 года моряк был назначен заместителем главнокомандующего по военно-научной работе, в июне 1958 года – военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С сентября 1960 года моряк оказался в отставке[185].
В отставке адмирал взялся за перо. Из печати вышло несколько его работ: Басистый Н.Е. В боях с белогвардейцами и интервентами на Волге (1918–1919 гг.) // Морской сборник. 1968. № 2. С. 25–31; Он же. Море и берег. М.: Воениздат, 1970; Он же. Незабываемое бывает // Москва. 1970. № 5. С. 171–172.
С 1952 по 1956 года Н.Е. Басистый являлся кандидатом в члены ЦК КПСС. Дважды его избирали депутатом Верховного Совета СССР[186].
За службу Басистый был награжден 2 орденами Ленина (1942, 1945), 4 орденами Красного Знамени (1937, 1944, 1945, 1948), орденом Ушакова II степени (1944), Кутузова II степени (1945), медалями, американским орденом Морской крест (1943). Скончался Николай Ефремович Басистый 20 октября 1971 года в Москве[187]. Похоронили его на Новодевичьем кладбище, на 15-м месте 2-го ряда 8-го участка, вместе с женой, Тамарой Иосифовной Басистой (1904–1960)[188].
ВЛАДИМИРСКИЙ ЛЕВ АНАТОЛЬЕВИЧ
Командующий Черноморским флотом
Из босоногого мальчишки с берега Каспия Лев Анатольевич Владимирский стал флотоводцем, за 70 лет жизни избороздил многие моря и океаны, проходил на судне там, где ранее мало кто побывал, командовал кораблями и эскадрами. И всегда его отличала одержимость морем.
По документам родился Лев Владимирский 14 (27) сентября 1903 года в Гурьеве[189]. Фактически это произошло в рыбачьей деревушке Ракуши на Каспийском море. Позднее семья перебралась в ближайший город Гурьев, где отец преподавал в русско-киргизской школе, а мать была акушеркой. Юноша, мечтавший стать красным командиром, осенью 1921 года занимался на военном факультете Среднеазиатского университета. Владимирский окончил один курс военного факультета в Ташкенте в ноябре 1921 – июле 1922 года. Не раз курсантов в отряде ЧОН посылали против басмачей. Когда же басмачество разгромили и в 1922 году факультет закрыли, юноша избрал морскую службу. В июле 1922 года он поступил в Военно-морское училище и окончил его в мае 1925 года. Курсантом в 1924 году Владимирский стал участником первого дальнего похода «Авроры» и «Комсомольца» из Кронштадта в Мурманск и Архангельск. В 1925 году, после окончания Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе в Ленинграде, он вызвался служить на Черном море. Молодого вахтенного начальника определили на миноносец «Лейтенант Шмидт»[190].
На корабле моряк вскоре стал хорошим штурманом. Командование оценило его способности. Уже через год, с весны 1926 года, Владимирский – старший вахтенный начальник, помощник командира достраиваемого крейсера «Червона Украина». В этот период его аттестовали: «Лучшего помощника быть не может». В октябре 1926 – ноябре 1927 года моряк окончил артиллерийский класс Специальных курсов командного состава ВМС РККА. С ноября 1927 по январь 1929 года он служил артиллеристом эсминца «Шаумян», с января по апрель 1929 года – артиллеристом эсминца «Незаможник», с апреля по декабрь 1929 года – эсминца «Петровский», а затем вернулся на «Шаумян» и служил артиллеристом до мая 1930 года. В мае-декабре 1930 года Владимирский – дивизионный артиллерист дивизиона эскадренных миноносцев[191].
С декабря 1930 по май 1932 года моряк служил старшим помощником командира эсминца «Шаумян». Впервые Владимирский командовал кораблем в зимнем походе к Новороссийску, сменив заболевшего командира. Дивизион ходил в Новороссийск, затем – в Батуми. Штормило, одежда обледеневала, но неисправностей не отмечали, а место корабля в море было известно точно[192].
Истый моряк, Владимирский любил парусные гонки шлюпок и нередко брал призы. Когда «Шаумян» в составе эскадры сопровождал до Турции короля Афганистана летом 1928 года, старпом эсминца со своим экипажем заслужил кубок королевы на устроенных в Мраморном море шлюпочных гонках. Осенью 1930 года «Шаумян» вновь ходил с отрядом кораблей за границу, в Италию и Грецию. Старпом получил немалую мореходную практику. Совершенно заслуженно Владимирского в 1932 году назначили командиром достраиваемого сторожевого корабля «Шквал».
Служба на Черноморском флоте, не связанном ледовым покровом, продолжалась круглогодично. Однако плавания не были легкими. Только хороший моряк мог выстоять в дальних штормовых походах. Владимирский был из таких. Уже летом 1933 года, через несколько месяцев после подъема флага, сторожевик ходил в охранении кораблей эскадры. В одном из штормовых походов, когда другие сторожевые корабли ушли в базу, только «Шквал» сохранял свое место в строю[193].
Командиром «Шквала» моряк состоял с мая 1932 по апрель 1935 года. В мае 1935 – ноябре 1936 года Владимирский – командир старого эсминца «Петровский», в октябре-декабре 1936 года командовал лидером «Москва», а с декабря 1936 года по октябрь 1937 года – лидером «Харьков». С октября 1937 по июнь 1938 года он состоял начальником штаба бригады крейсеров Черноморского флота[194].
Моряк настолько хорошо освоил современную технику, что получил поручение обкатать оба только что достроенных лидера и весной 1938 года выходил в море то на «Харькове», то на «Москве». Параллельно он с командиром БЧ-2 подготовил наставление по боевому использованию артиллерии новых кораблей.
Как и многие, Владимирский просил послать его добровольцем в Испанию, где шла борьба молодой республики с франкистами, поддержанными Германией и Италией. На театр боевых действий он не попал. Однако моряку доверили не менее важное поручение: сопровождать груз для испанских республиканцев. Дело было опасное, не раз фашисты атаковали суда с грузами для Испании. Существовала вероятность, что капитан парохода «Бонифацио» предпочтет утопить судно и получить страховку. Однако Владимирский добился того, что груз достиг Бордо, и в конце апреля 1938 года вернулся в Москву[195].
Здесь капитан 2-го ранга получил новое сложное задание: провести во Владивосток два гидрографических судна. Необычная командировка продолжалась с июня 1938 по февраль 1939 года.
В полукругосветном плавании Владимирский поднял брейд-вымпел на «Полярном», за ним следовал «Партизан». Оставив Балтику, моряк третий раз проходил Датские проливы. Первый раз он шел в 1924 году курсантом, второй – когда возвращался от Бордо. Теперь он был командиром корабля и отряда. Маршрут пролегал через Плимут – Бостон – Панамский канал – Датч-Харбор к Камчатке. Осенью отряд прибыл во Владивосток. Его экипажи стали первыми советскими военными моряками, которые побывали в Америке. В океанском плавании Владимирский организовал измерение температур, скорости течения и других характеристик водной стихии. По опыту дальнего похода Лев Анатольевич в Москве предложил создать специальные гидрографические суда для океанских исследований. Эту его идею удалось реализовать только через много лет. Пока же на первом плане стояла оборона страны[196].
После возвращения с Дальнего Востока – отпуск, а затем – новая командировка. В Италии достраивали лидер «Ташкент» для Черноморского флота. Владимирскому пришлось готовить корабль к испытаниям, и по ходу дела его предложения и замечания использовали при доделках. Один из кораблестроителей А.К. Усыкин вспоминал о Владимирском: «Его интересовали такие тонкости, которые не сразу поймет и узкий специалист. Владимирский был адмиралом «макаровского склада». В марте 1939 года моряк принял на испытаниях корабль и доставил его в Одессу[197].
«Ташкент» оказался последним кораблем, которым командовал Владимирский. С июня 1939 года моряка назначили командующим эскадрой кораблей Черноморского флота[198].
Эскадра за лето – осень успешно выполнила план боевой подготовки. Ее командир получил звание капитана 1-го ранга – далеко не флагманский. Однако уже с конца года Владимирский при том же чине поднимал уже флаг с двумя звездами старшего флагмана. Он командовал эскадрой, включавшей линкор, бригаду крейсеров и 2 дивизиона эсминцев; кроме того, формировал Отряд легких сил (OЛC) из новых крейсеров и эсминцев. Фактически, кроме подводных, трально-заградительных и вспомогательных судов, в его подчинении оказался основной плавсостав флота[199].
Трудное было время. Вступали в строй новые корабли. Изучая опыт войны на западе, Владимирский замечал недостатки в Черноморском флоте. Он докладывал командующему о слабом прикрытии Севастополя с воздуха, об отсутствии на кораблях средств защиты от донных неконтактных мин, ибо размагничивание кораблей еще не было завершено. Моряк анализировал возможности потенциальных противников – Германии и Италии, ожидая прорыва итальянского флота на Черное море[200].
Экипажи готовились к боевым действиям на всех флотах. С ноября 1939 года разрабатывали систему оперативной готовности на флоте, и командующий эскадрой не раз проводил ночные проверки боеспособности, чтобы противник не застал врасплох. Эскадра из линкора, 5 крейсеров, 3 лидеров и 14 эсминцев являлась основной силой флота, и на учения сил не жалели. Владимирский постоянно упоминал, что суть боевой готовности не только в отличном состоянии техники, но и в умении ею пользоваться в море, в бою. Он полагал, что флагманы должны быть уверены в командирах, но и командиры кораблей должны быть уверены в том, что флагманы поймут их. Это было важно при принятии по-деловому решений.
Самого Владимирского не всегда понимали. В частности, на учениях под Одессой он командовал эскадрой «синих» и нашел способ миновать минные заграждения. Адмирал полагал, что необходимо на учениях действовать как в бою, а параваны не считал надежной защитой. Однако на разборе учений флагмана обвинили в «боязни». Практика войны обнаружила его правоту.
Собрав после учений командиров кораблей, Владимирский сказал: «Я верю в ваше мужество, в добрую волю. Ошибетесь – разберемся вместе, спокойно. Вас должно заботить лишь одно: право стоять на мостике, командовать людьми, жизнь которых зависит от ваших решений, должно быть подкреплено морально. Будет так – ваши подчиненные сделают все возможное и невозможное, лишь бы выполнить приказ»[201].
4 июня 1940 года Владимирского произвели в контр-адмиралы[202].
Планы первых операций будущей войны (минных постановок, набегов на базы и коммуникации вероятных противников) преимущественно были рассчитаны на морские бои и атаки баз с моря. Действительность оказалась иной.
Зимой-весной 1941 года продолжалась упорная учеба моряков. Владимирский основное внимание обращал на ввод в строй новых кораблей. Боеготовность Черноморского флота подтвердили летние маневры. Только 21 июня флагманский корабль Владимирского вернулся в главную базу, сохраняя готовность № 2, а в ночь по приказу из Москвы флот перешел на готовность № 1. Это позволило во всеоружии отразить налет германской авиации на Севастополь, не получив потерь. Черноморцы первыми из моряков вступили в войну.
Первой задачей эскадры явилась постановка минных заграждений у своих баз, которую выполнили крейсера. Следующую операцию – набег на Констанцу двумя лидерами – готовили в штабе флота. В соответствии с планом кораблям предстояло вести огонь и маневрировать на минных полях. Владимирский предложил обстрелять Констанцу дальнобойными орудиями крейсера «Красный Кавказ», который до войны готовился к стрельбе по берегу. Однако в штабе не изменили план, несмотря на замечания Владимирского, ибо список участвующих кораблей был уже доложен в Москву. Опытный моряк оказался прав: при обстреле Констанцы эскадра потеряла на минах лидер «Москва», что не случилось бы, последуй штаб флота рекомендациям[203].
Опыт пошел впрок. Следующее предложение Владимирского (рассредоточить корабли, чтобы они меньше страдали от атак авиации, и перевести в порты Кавказа те из них, на которых не проведено размагничивания, чтобы избежать подрывов на минах) было принято. Часть кораблей отправили на Кавказ.
Основными задачами флота стали обеспечение перевозки грузов и поддержка сухопутных войск в обороне приморских пунктов. Летом корабли эскадры действовали под Одессой. С 13 августа они обстреливали позиции противника. Однако первоначально стрельбу вели по площадям с большим расходом снарядов. В частности, 19 августа 3 эсминца выпустили 450 фугасных снаряда, не зная их результативности. На разборе обстрела Владимирский указал дальнейшие стрельбы вести с обязательной высадкой корректировочных партий на берег, а по площадям стрелять только ночью при большом удалении цели[204].
В эти дни Владимирский записал в дневнике: «1. Иметь корабли в высокой боевой готовности. 2. Добиться отличной подготовки к артстрельбам по берегу. 3. Повышать готовность к отражению атак авиации, постоянно помнить о минной опасности. Обобщать, внедрять боевой опыт»[205].
Эта программа требовала серьезной работы. На разборах боевых действий под Одессой изучали опыт действия неприятельских авиации и флота в войне на западе. Владимирский требовал от командиров замечать в бою тактические приемы неприятеля. Опыт доводили до всех, что способствовало совершенствованию ПВО кораблей. Пришлось спешно усиливать недостаточную зенитную артиллерию.
Благодаря хорошо организованным действиям удалось на боевых кораблях перебросить 157-ю дивизию, которая помогла удержать Одессу. Однако гитлеровцы прорвались на окраины города. Их требовалось отбросить ударом с моря. Владимирского назначили командовать десантом под Григорьевкой. 21 сентября он направился на эсминце «Фрунзе» с документами на высадку в Одессу, где ожидали средства высадки, но не дошел: эсминец атаковала германская авиация. Владимирский приказал вести поврежденный корабль к Тендровской косе, где тот и сел на грунт. Раненый флагман, спасенный торпедным катером, приказал доставить его в Одессу, где по памяти восстановил основные погибшие документы, сообщил в Севастополь и ушел на крейсере «Красный Кавказ» поддерживать операцию. Как известно, десант под Григорьевкой позволил отбросить противника от города и продолжить его оборону[206].
Владимирскому же досталось и эвакуировать Приморскую армию из Одессы. 13 октября он получил приказ командующего флотом, в ночь на 14 октября вышел с эскадрой. Благодаря хорошо подготовленным действиям эскадры удалось перевезти войска, необходимые для обороны Крыма и Севастополя. Боевые корабли прикрывали эвакуацию так успешно, что был потерян только один транспорт, шедший без войск. За эту операцию командующего эскадрой наградили орденом Красного Знамени[207].
25 ноября Владимирский на лидере «Ташкент» с 2 эсминцами вышел из Батуми, конвоируя 3 тихоходных танкера и ледокол «Микоян», которым следовало пройти через Босфор, Дарданеллы и далее направиться на Дальний Восток. Несмотря на шторм, отряд благополучно прошел в 25 милях от турецкого побережья, доставил суда в Босфор и вернулся в базу. В это время другие корабли эскадры обстреливали неприятельские войска под Севастополем[208].
С 31 октября 1941 года корабли эскадры начали артобстрелы противника, подошедшего к Севастополю. Каждый корабль, доставлявший подкрепления и грузы в Севастополь, получал приказ обстреливать определенные цели, временно включаясь в систему обороны главной базы. Главным противником оставалась неприятельская авиация. Владимирский настаивал, что необходимо увести из Севастополя линкор и новые корабли, оставив 2 старых крейсера и эсминцы. Военный совет флота согласился, и «Парижская коммуна» вышла из Севастополя накануне неприятельского налета. Часть бомб легла в месте прежней стоянки линкора. Позднее в Севастополе погибла «Червона Украина». Вопреки приказу командующего эскадрой место стоянки крейсера не меняли подолгу, и авиация потопила его. Контр-адмирал вообще предложил крупные корабли эскадры оставить в море, между Батумом и Синопом, снабжая всем необходимым без захода в базу. Идея для того времени была новая. Не существовало соответствующих кораблей снабжения, и предпочли пользоваться портами побережья Кавказа. Только через много лет адмиралу довелось претворять свой замысел в жизнь. За освоение подвижной базы флота он был награжден орденом[209].
Как правило, командующий поднимал флаг на линкоре – главной артиллерийской силе флота. В конце октября, подчинив отряд легких сил себе, командующий Черноморским флотом вице-адмирал Октябрьский уменьшил эскадру еще более, оставив в ней преимущественно старые корабли. С этими силами Владимирскому довелось и обстреливать неприятельские войска под Севастополем, срывая наступление Манштейна, и обеспечивать высадку в Керченско-Феодосийской десантной операции.
В конце декабря 1941 года, когда наступили критические дни для Севастополя, линкор под флагом Владимирского под эскортом «Ташкента» и «Смышленого» вышел из Поти ив 1.00 встал на якорь в Севастопольской бухте. В течение дня моряки вели огонь по неприятельским войскам, подавили пытавшуюся обстреливать линейный корабль батарею, отбили налет авиации и вечером приняли 1025 раненых. Утром прибыл и открыл огонь крейсер «Молотов» («Слава»). В ночь на 31 декабря оба корабля отправились на Кавказ в условиях сильной пурги и ветра. Так как не были видны маяки и створы, Владимирский решил пройти фарватером, который простреливала батарея с мыса Сарыч. Эскортные эсминцы поместили на неподбойном борту, орудия линкора развернули в сторону берега. Однако при плохой видимости удалось пройти без выстрела[210].
Относительно слабые налеты авиации в этот период объяснялись тем, что начиналась Керченско-Феодосийская операция, в которой участвовали корабли эскадры.
Операцию готовили скрытно. Контр-адмирал Владимирский в ходе подготовки объяснял, что обучение быстрой погрузке и высадке с судов нужно для сокращения времени пребывания в Севастополе под огнем. Предстоящей переброской в Севастополь объясняли и сосредоточение кораблей в Туапсе и Новороссийске. Крейсера и эсминцы готовились высаживать войска и вести артиллерийскую поддержку[211].
Хорошо подготовленная высадка войск в Феодосии в ночь на 29 декабря оказалась неожиданностью для гитлеровского командования, занятого отражением десанта, высаженного на Керченском полуострове силами Керченской военно-морской базы и Азовской флотилии.
Высадка под командованием капитана 1-го ранга Н.Е. Басистого прошла успешно. Десантников с катеров, крейсера «Красный Кавказ» и других кораблей под обстрелом высаживали на причалы и мол. Одновременно корабли вели огонь по неприятельским огневым точкам и скоплениям войск. Высадив войска и корректировочные партии, крейсера «Красный Крым», «Красный Кавказ» и эсминцы вышли на рейд и вели огонь с ходу по заявкам с суши.
В результате операции фельдмаршал Э. Манштейн 1 января прекратил наступление на Севастополь.
В январе 1942 года корабли эскадры перевозили подкрепления в Феодосию и поддерживали войска огнем. Вечером 5 января и линкор «Парижская коммуна» («Севастополь») под флагом Владимирского вышел из Новороссийска в прикрытии эсминца «Бойкий». 6 января корабли обстреляли немецкие войска в районе Старого Крыма и Щебетовки, поддерживая левый фланг 44-й армии в Крыму, и отошли в Новороссийск полным ходом. От огня линкора большие потери понесла моторизованная дивизия противника[212].
К середине января в строю эскадры оставались линкор, 2 крейсера и 5 эсминцев. Командующий флотом просил на время прекратить использовать флот для высадок тактических десантов, однако сухопутное командование потребовало продолжать высадки как часть предстоящего наступления. Одной из высадок стал десант в Судаке, которым командовал Владимирский. В период подготовки десанта 12 января линкор с 2 эсминцами обстрелял скопление неприятельских войск в районе Старого Крыма и Изюмовки. К 15 января подготовка десанта завершилась.
Десанту (1750 человек, 4 горных орудия) следовало после высадки занять перекресток дорог. Для высадки выделили крейсер «Красный Крым», эсминцы «Сообразительный», «Шаумян», канонерскую лодку «Красный Аджаристан» и 6 катеров. По требованию Ставки увеличить огневую мощь поддержки дополнительно направили линкор под флагом командующего эскадрой в охранении 2 эсминцев. Линкору после артподготовки следовало обстрелять скопления вражеских войск. Несмотря на задержку тихоходной канонерки и путаницу при посадке войск на корабли, внезапная высадка ночью на 16 января при поддержке артиллерии кораблей обошлась почти без потерь благодаря скрытности. При звуках авиамоторов корабли прекращали огонь, чтобы не демаскировать себя. Через несколько лет к подобной тактике прибегли англо-американские силы при высадке в Нормандии. Но ни этот десант, ни второй, также успешно высаженный в Судаке 25 января, не могли добиться успеха, ибо неприятель уничтожал высаженные отряды ранее, чем они могли вступить во взаимодействие с главными силами[213].
В феврале-марте 1942 года корабли эскадры проводили обстрелы побережья и боролись с неприятельской авиацией, поддерживая попытки Крымского фронта перейти в наступление. Участвовал в набегах и Владимирский. Вечером 20 марта 1942 года он на линкоре в охранении 2 эсминцев и лидера «Ташкент» вышел из Новороссийска в район Феодосии, в ночь на 21 марта обстрелял Владиславовку. При обстреле неприятельских позиций следующей ночью было обнаружено, что из-за чрезмерного износа стволов орудий линкора из них вылетают куски металла. Во время отхода была замечена подводная лодка, и командир линкора просил разрешения командующего эскадрой уничтожить ее. Контр-адмирал решил подождать, как будет действовать лодка, ибо считал ее своей. Так и оказалось, ибо подводники продолжили движение над водой, не пытаясь атаковать и погружаться[214].
Конец ознакомительного фрагмента.