Вы здесь

Финтех: Путеводитель по новейшим финансовым технологиям. 2. Основные задачи финтеха (Сюзан Чишти, 2016)

2. Основные задачи финтеха

Банкам стоит задуматься о сотрудничестве, а не о конкуренции

Рэйчел Нинабер (Rachel Nienbaer),

вице-президент по конструкторским и технологическим вопросам, Currency Cloud

Исторически сложилось, что банки всегда отвечали за развитие инноваций в финансовом секторе. Во второй половине ХХ в. в нашу жизнь вошли новые технологии: кредитная карта (в 1950-х гг.) и банкомат (в 1970-х), которые радикально изменили процесс денежного оборота. С тех пор прошло почти полвека, и настало время новой революции. На дворе 2016 г.: Интернет преобразился и стал общедоступным. Благодаря этому стали возможны технологии, позволяющие оперативно и комфортно управлять финансовыми средствами: смартфонами, большими данными, социальными сетями и облачными технологиями. Сегодня развитие инноваций уже не зависит от деятельности банков, появились новые игроки, способные встряхнуть финансовый сектор.

Инновации в финансовом секторе происходят постоянно. Некоторые из них настолько продвинуты, что производят незабываемое впечатление: бесконтактные технологии, электронные кошельки, криптоденьги. Однако в роли инноваторов редко выступают банки, чаще всего это небольшие финтех-компании, во главе которых стоят бывшие банковские руководители, которые заметили прорехи в традиционной системе предоставления услуг.

Термин «интерфейс прикладного программирования (API)» обозначает готовый набор инструментов, предоставляемых приложением или системой для эффективного использования во внешних программных продуктах[29]. Технология API позволяет банкам и другим поставщикам финансовых услуг использовать финтех-инновации в ключевых областях своей деятельности. Процесс напоминает конструктор: пользователю доступно множество программных блоков, которые можно устанавливать в разной последовательности.

На базе такого конструктора ИТ-руководитель может создать в рамках бизнеса новые финансовые ИТ-решения или воспользоваться стандартными схемами. Зачем придумывать продукт с нуля, если можно взять пул API-компонентов и создать уникальное решение, которое можно задействовать при разработке своей технологии. Например, банки и платежные сервисы вполне довольны тем, что они совершают международные переводы на базе функциональности CurrencyCloud. История создания платежного сервиса Pingit (продукт банка Barclays) как нельзя лучше подтверждает тот факт, что грамотное использование API способно обеспечить успех технологии на рынке. С момента запуска в 2012 г. сервис Pingit набирает обороты: в одном только Лондоне через сервис Pingit было отправлено порядка £60 млн за первую половину 2014 г.

Несмотря на явное тяготение сектора финансовых услуг к инновациям, большинство банков по-прежнему хранят свои разработки за закрытыми дверями. Это происходит по вполне понятным причинам: вопрос безопасности находится в приоритете, и, взвесив потенциальные риски информационной открытости, банк предпочитает доверять только себе. Подобный подход устраняет вероятность угрозы извне, но и ограничивает возможности внешнего развития. За примерами не надо далеко ходить: Apple и Google регулярно предоставляют доступ к своим API-интерфейсам, чтобы сторонний разработчик мог реализовывать свои задумки. Результаты таких творческих экспериментов порой просто потрясают.

Основная масса банковских услуг и бизнес-моделей была разработана еще до изобретения Интернета. Платежная инфраструктура на тот момент была основана на комплексе банковских продуктов, который распространялся через филиалы. Неудивительно, что такая организация не способна удовлетворить динамичные запросы современного покупателя, который прекрасно разбирается в цифровых технологиях. Поэтому на передний план вышел целый ряд разработчиков с универсальными предложениями, способными адаптироваться к изменчивым условиям окружающей среды. Платежная система PayPal – это один из ярких примеров того, как удачная идея принесла огромную пользу обществу, заложив фундамент для развития альтернативных финансовых технологий в сфере международных платежей, кредитования и банковских депозитов. Такие компании, как Kickstarter и Seedr (бесспорные лидеры на рынке краудфандинга), Amigo (поставщик индивидуальных займов) и Transferwise (экономичная система денежных переводов по всему миру), пересматривают устаревшие методики и поднимают планку на новый уровень.

Тем не менее бурная активность финтех-новичков еще не повод банкам впадать в панику, опасаясь, что конкуренты перевернут с ног на голову всю ИТ-инфраструктуру. Распространенный принцип «есть мы, есть они» в этом случае не в состоянии передать точный характер взаимоотношений между финтех-инноваторами и банковскими структурами. Давайте посмотрим правде в глаза. Банки – это краеугольный камень мировой экономики, создатели платформы, на которой основана деятельность большинства финтех-компаний. Они никуда не исчезнут ни сегодня, ни завтра. Просто возникает совершено иное видение работы банковского сектора.

Финтех-стартапы рационально подходят к исправлению финансового ландшафта, компенсируя плохое качество клиентского обслуживания огромными возможностями Интернета.

Другие отрасли, например звукозапись или телекоммуникации, также развивались под влиянием Интернета и новых технологий. Век цифровых технологий настал, и относиться к нему можно по-разному: банки в нем видят угрозу, их более проворные коллеги – потенциал.

По большому счету целью финтех-компаний является оптимизация отдельных звеньев финансовой цепи (международные денежные переводы, кредитование или обработка платежных поручений) и продажа профильных услуг предприятиям и банковским организациям на базе API. Например, чтобы оказать поддержку, скажем, рок-группе, надо найти ее проект на платформе Kickstarter, а через CurrencyCloud перевести деньги. Новые сервисы пользуются успехом отчасти из-за того, что они продуктивно развиваются в конкретной нише и не вступают в многоуровневую конкуренцию. Банки, напротив, всегда стремились к общему лидерству в финансовом секторе, именно поэтому они сейчас испытывают трудности, поскольку в каждой нише есть конкурент, предлагающий более гибкое решение.

Несмотря на различия, финтех-компании и банки могут извлечь обоюдную выгоду от сотрудничества. За долгие годы своего существования банки получили колоссальный опыт взаимодействия с клиентами и создали функциональность финансового сектора. Банки и финтех – разные детали одного механизма. Одни придумывают финансовые инструменты, другие «жонглируют» ими для разработки уникальных решений.

В то же время сами банки могут извлечь выгоду из этой ситуации либо путем сотрудничества с конкурентами, либо путем поглощения их передовых технологий. Возможности API позволяют банкам расширить спектр услуг на международном уровне, сократить стоимость разработки и получать чистую прибыль без затрат на инвестирование и строительство новой архитектуры.

Развитие финтеха послужило толчком к реализации идеи открытого доступа к финансовым данным. Правительство Великобритании продолжает оказывать поддержку финтех-разработчикам, чтобы превратить свое государство в мировой центр финансовых технологий. Я ничуть не удивилась, когда узнала о планах создания единого открытого API-стандарта для банковских организаций. Правительство задалось целью выявить оптимальный способ внедрения единого стандарта API и оценить полезность открытого банкинга для рядового пользователя. На начальном этапе был проведен анализ банковских услуг, следующий шаг – реализация основного запроса финтех-компаний: открытые данные по банковским транзакциям. Правда, банки не очень спешат раскрывать такого рода информацию сторонним разработчикам. Уверена, что в будущем пройдет немало переговоров, прежде чем цель будет достигнута. Вероятно, новый стандарт не сможет полностью оправдать наши ожидания, но для самой отрасли это внушительный шаг вперед. Мы были свидетелями того, что API-экономика способствует активному росту инноваций в финансовом секторе. По мере ее развития будут появляться новые перспективы как для банковских учреждений, так и для альтернативных участников рынка. Правительство Великобритании верит в то, что напор и энергия молодых компаний способствует развитию финансовой отрасли в XXI в. Разве это не показатель того, что финтех-предприниматели проделали огромную работу, желая подтвердить свою ценность для индустрии? Они заслужили доверие, и со временем это доверие будет только расти.

Сотрудничество банков и финтех-отрасли скрывает в себе огромный потенциал, который может определить дальнейший вектор развития целой индустрии. Я делаю ставку на сотрудничество, а не на конкуренцию, потому что только общими усилиями могут быть созданы технологии, способные модернизировать финансовый сектор.

Соответствие регламенту – ключ к успеху

Ян Ванденберг (Jan C. Wandenburg),

член правления, XCOMpetence AG

Нам нравится следить за развитием финтеха и пользоваться новыми приложениями. Но давайте на секунду представим, что любимая технология перестала соответствовать установленным стандартам надежности и безопасности. Что вы сделаете в этом случае? Ответ один: немедленно избавитесь от нее.

Соответствие финансовым нормам – это требование, а не пожелание. Каждый финтех-предприниматель обязан заботиться о надежности и безопасности своего сервиса независимо от географического положения и применяемого законодательства. Почти в каждой стране существует свой финансовый регламент, который отражает национальные особенности в культурно-финансовом и историческом плане.

Если вы руководите финтех-предприятием без соблюдения регламента, вашу деятельность могут прикрыть надзорные органы. В результате будет нанесен ущерб как вашей репутации, так и кошельку. С другой стороны, чрезмерное желание соответствовать требованиям не позволит вам динамично развиваться, и вашу компанию вытеснят с рынка конкуренты. Существует ли путь наименьшего сопротивления?

Финтех-компании обязаны разбираться в местном законодательстве

Если хотите обойти ветеранов рынка, извольте изучить правила игры. Без знаний особенностей правового регламента не может быть и речи о решительных действиях. И наоборот, если вы разбираетесь в тонкостях законодательства, вы сможете использовать такие лазейки в своих интересах. Правило № 1: никогда не пытайтесь обойти регламент. Наиболее эффективная стратегия – подстроиться под него в рамках своей организации. Если вы с самого начала неукоснительно соблюдаете требования, положение вашей компании будет выгодно отличаться от конкурентов, и вам не придется играть в догонялки. Это как с клиентами: чем больше вы привлечете в начале, тем выше прибыль потом. Тщательно подумайте о том, чем занимается ваша организация и как вы собираетесь соответствовать регламенту. Подумайте, способен ли ваш стартап ужиться с регламентами и какие меры необходимо для этого предпринять. Изучите, какие регламенты используются в наиболее значимых точках земного шара.

США: единый рынок со сложным многоуровневым регламентом

Давайте посмотрим, как происходит финансовое регулирование в Соединенных Штатах. Каждый штат США имеет свой регулирующий орган, в отличие от стран Европы и Азии, где несколько юрисдикций находятся под контролем одного регулятора банковской системы. В США контроль банковской деятельности осуществляется как на федеральном, так и на государственном уровне. В зависимости от типа устава и организационной структуры финансовое учреждение может подвергаться многочисленным проверкам федерального и государственного масштаба.

Такая структура усложняет жизнь финтех-компаниям в США. Рассмотрим следующий пример: профиль компании Wealthfront (г. Пало-Альто, штат Калифорния) – консультации в сфере инвестиционного менеджмента. При подготовке коммерческого предложения они обязаны учитывать особенности законодательства того штата, где находится клиент. Если клиент – иностранец, компания обязана пройти международную процедуру, направленную на борьбу с отмыванием денег, и урегулировать все нюансы трансграничного налогообложения. В действительности проще открыть офис в другой стране и обслуживать клиентуру в рамках местного законодательства.

Деятельность в сфере кредитования также строго регулируется. Рассмотрим в качестве примера компанию Lending Club (г. Сан-Франциско, штат Калифорния). Регулирование их деятельности напоминает пирамиду: в самом низу – рынок инвесторов и кредиторов, сверху – целый блок надзорных органов: местные органы управления, федеральные органы управления, ассоциация NASAA (Североамериканская ассоциация администраторов ценных бумаг) и затем Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC). Для работы с европейским или азиатским рынком кредитования им необходимо открывать международные офисы и действовать с учетом особенностей местного законодательства.

Европа: многоуровневый регламент с гармонизированными стандартами

В 2014 г. в Европе был запущен Единый Надзорный Механизм (SSM) с целью гармонизации различий финансового регламента всех 27 государств – членов ЕС. В каждой стране действует национальный уполномоченный орган, контролирующий деятельность банков и поставщиков финансовых услуг в зоне границ своего государства. Для расширения бизнеса в других странах Европы предприниматель обязан решать вопросы с местными уполномоченными органами. Например, в Великобритании действует служба пруденциального надзора (PRA), осуществляющая контроль за деятельностью порядка 1700 банковских организаций и поставщиков финансовых услуг, во Франции за этот процесс отвечает Государственная комиссия по финансовому регулированию и надзору в сфере банковской деятельности (ACPR). Обе структуры копируют нормативно-правовую модель, принятую в Германии.

Азия: отсутствие единого регламента

Китай и Индия – вот две страны с четким финансовым регламентом. Эти крупнейшие державы Востока служат ориентиром для остальных стран Азии, где процесс финансового регулирования носит фрагментарный характер. До недавних пор финансовая система Китая находилась под жестким контролем. В настоящее время ограничения снимаются, поскольку финансовая политика имеет принципиальное значение для развития экономики в целом. Китай только выигрывает от того, что банки и поставщики финансовых услуг вливают инвестиции в развитие компаний, привлекают клиентские средства и предоставляют кредиты государству. Народный банк Китая – крупнейший государственный банк Китайской Народной Республики и по совместительству государственное казначейство. На банк возложены следующие функции по регулированию денежного обращения и кредита: выпуск национальной валюты, контроль деятельности финансовых организаций, формулирование валютной политики для Государственного совета. Банк Китая контролирует поток валютных операций из-за рубежа и управляет резервами иностранной валюты. Банк развития Китая отвечает за выполнение обязанностей по кредитам международных финансовых организаций. Международная китайская инвестиционная корпорация по управлению имуществом (CITIC) до недавнего времени регулировала приток иностранных средств, в настоящее время это полноценный банк, который соперничает с Народным банком Китая за иностранные инвестиции. Китайский строительный банк предоставляет средства государственного бюджета для объектов капитального строительства. Наконец, Сельскохозяйственный банк Китая выполняет функции кредитора и депозитария в целях развития сельскохозяйственного сектора.

В конце 2014 г. китайское правительство издало указ с требованием «обезопасить» и «доработать» к 2019 г. 75 % общего объема финтеха, применяемого в китайских финансовых учреждениях. Другими словами, разработчики и поставщики сервисов обязуются добровольно передать государственным аудиторским компаниям конфиденциальный исходный код для выявления проблем, позволяющих получить доступ к аппаратному и программному обеспечению. Установленные требования применяются ко всем без исключения поставщикам финансовых технологий, поэтому у иностранных компаний мало шансов заявить о себе на китайском рынке.

В Индии система финансового контроля имеет сложную многоуровневую структуру, поддерживаемую различными регулирующими органами. Главный регулятор финансовой системы – Центральный банк Индии, осуществляющий надзор за деятельностью коммерческих банков, городских кооперативных банков, некоторых финансовых учреждений и небанковских кредитных организаций. Региональные сельские банки, кооперативные банки и компании жилищного финансирования подчиняются Национальному жилищному банку. Министерство по корпоративным вопросам совместно с Правительством Индии отвечает за регулирование депозитарной деятельности всех юридических лиц, кроме небанковских финансовых институтов. Индийский фондовый рынок, включая паевые и посреднические фонды, регулируется Советом по ценным бумагам и биржам Индии. Управление по регулированию и развитию страхования Индии отвечает за страховой сектор. Управление по регулированию и развитию пенсии контролирует деятельность пенсионных фондов.

В 2011 г. 35 % населения Индии в возрасте старше 15 лет являлись владельцами счетов в финансовом секторе[30]. После того, как программа по открытию индивидуальных счетов для каждого жителя провалилась, по инициативе UIDAI (Уникальный орган идентификации Индии) было выпущено 770 уникальных идентификационных номеров (чтобы сделать идентификацию личности наиболее удобным и надежным способом), благодаря чему стало проще регистрировать сим-карты и совершать мобильные платежи. В результате финансовой кампании, проведенной PMJDY, 99,7 % семей обзавелись банковским счетом. После такого невероятного успеха Центральный банк Индии объявил о начале приема заявок на получение специальной банковской лицензии, которая предоставляла права на проведение платежных операций при согласии регулирующих органов. Первые лицензии были распределены среди заявителей в конце 2015 г.

Глобальный контроль платежных сервисов

Если ваша компания предоставляет платежные услуги, будьте готовы предоставить дополнительный пакет нормативных документов. В рамках проведения антикоррупционной политики деятельность платежных площадок P2P, P2B и B2B подвергается жесткому контролю практически во всех странах мира. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) – межправительственная организация, которая разрабатывает мировые стандарты по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Членами ФАТФ являются 34 страны, организация базируется в Бельгии. В 2012 г. ФАТФ выпустила перечень правил, направленных на регулирование финансовых потоков. Выполнение этих правил – обязательное требование для любой международной платежной системы.

Главная задача Директивы ЕС о платежных услугах (PSD) – обеспечение правовой базы для создания общеевропейского рынка оплаты услуг. Не так давно Совет Европейского союза утвердил переработанную и дополненную версию директивы, PSD 2, чтобы предоставить потребителям эффективные и безопасные условия для совершения платежей независимо от страны пребывания. Другой целью PSD является повышение эффективности рынка за счет допуска новых игроков и усиления конкуренции. Параллельно директива обеспечивает необходимую правовую платформу для создания единой платежной зоны (англ. Single Euro Payments Area – SEPA).

26 января 2015 г. Федеральная резервная система разработала стратегию улучшения платежной системы США, направленную на разностороннее сотрудничество с участниками платежного рынка: предприятиями малого и среднего бизнеса, финтех-стартапами, производителями пластиковых карт, процессинговыми системами, финансовыми институтами, а также рядовыми пользователями. Главная цель стратегии – обеспечить повсеместные, безопасные и наиболее быстрые электронные решения в рамках платежной системы США. Документ ссылается на нормативные акты и положения ISO 20022 для повышения эффективности и безопасности национальных и межгосударственных платежей.

Надо ли изучать особенности законодательства других стран?

Финансовый сектор обладает большим коммерческим потенциалом, поэтому находится под строгим нормативным контролем. Финтех-предприниматели регулярно сталкиваются с системой норм и правил на всех стадиях развития продукта. Каждый этап отношений с контролирующими органами определяет будущее компании. Поэтому целесообразно потратить силы и ресурсы на получение необходимых документов от надзорного органа, даже в ущерб прибыли компании, чтобы в будущем динамично развивать свой бизнес и улучшать качество клиентского обслуживания.

Важно продумывать все детали, начиная с географии стартапа. В каждом регионе могут действовать нормы местного, национального и международного законодательства, которые могут как помешать, так и помочь развитию бизнеса, поэтому необходимо подробно изучить эти правила. На мировом рынке можно найти немало примеров, когда несоблюдение правил и норм приводило к нежелательным последствиям. Например, компания Uber, входя на локальные рынки, не всегда учитывала местное законодательство относительно предоставляемых услуг, из-за чего профсоюзные и правительственные организации всячески препятствовали развитию деятельности компании на подконтрольных им территориях. Есть и положительные примеры. Например, компания PayPal долгое время изучала нюансы нормативной экосистемы каждого рынка и параллельно запустила сервис eBay базовой комплектации. В дальнейшем, тщательно изучив правовой регламент по всем оказываемым услугам, компания расширила сеть оказываемых услуг, например сервис платежей между физическими лицами. Постоянный доход от базового проекта помог развить новые направления деятельности.

Если обороты компании составляют миллионы или миллиарды долларов, нужную информацию всегда можно приобрести у фирм-консультантов. Финтех-стартапу может помочь сотрудничество с одним из местных средним банков, не говоря уже о сотрудничестве с опытными специалистами. В каждой стране мира (о Китае – отдельный разговор) есть системообразующие банки, которые предоставляют базовый объем финтех-услуг: например, Barclays (Великобритания), biw-Bank и Fidor (Германия), MBANK (Польша), Santander (Испания), Toronto-Domion (Канада), Westpac Banking Corp. (Австралия) и многие другие. За определенную плату они возьмут на себя львиную долю нормативной волокиты, чтобы предприниматели могли целиком сосредоточиться на развитии бизнеса.

Необходимо понимать главное: не важно, сколько консультаций вы оплатите, вам ни за что не пройти сквозь административные барьеры, свалив ответственность на других. Если в списке приоритетов вашей компании есть пункт о нормативном соответствии, вы на правильном пути.

Проблемы кредитования в XXI веке

Родольфо Гонсалес (Rodolfo Gonzalez),

партнер, Foundation Capital

На первый взгляд, мир финансов огромен. Некоторые банки уже так много лет присутствуют на рынке, что их банкротство кажется маловероятным. Но что если размах финансового мира несколько преувеличен? Предоставление финансовых услуг – точечный процесс. 20 % ВВП США находится под контролем 1 % состоятельных семей, почти то же соотношение применимо к числу пользователей банковских услуг в мировом масштабе. В настоящее время около 50 % населения планеты пользуются сберегательными счетами[31], и только 20 % берут кредиты в банке. Население, не обслуживаемое банками, составляет примерно 5 млрд человек. Эта статистика наводит на мысль о неравномерном распределении финансов.

Как могло случится, что отрасль банковских услуг – одна из самых старых и надежных отраслей в мире – упустила из виду две трети мирового населения? Очевидно, банки еще не поняли, как «подсадить» на кредиты эти 5 млрд и при этом не потерять существующих клиентов (что сделать крайне сложно, учитывая низкое качество обслуживания). По прогнозам аналитиков Foundation Capital, доход от современных платформ кредитования составит $1 США в течение 10 лет[32], – но что, если реальные цифры еще больше? Кредит – инструмент, способный сделать из обычного человека потенциального пользователя банковских услуг. Не стоит забывать, что именно благодаря кредиту в современной экономике существуют деньги.

Знания и технологии позволяют раскрыть кредитный потенциал на глобальном уровне

Жизнь американцев во многом зависит от решения кредитного бюро. Положительная кредитная история дает возможность открывать банковские счета, оформлять пластиковые карты или брать кредиты на личные нужды. Компания Lending Club построила многомиллиардный бизнес за счет разумной оценки рисков заимствования, которая заменяет завышенную стоимость банковского кредитования. Новые платформы взаимного кредитования находят способы обходить рейтинг FICO – «золотой стандарт» проверки кредитоспособности заемщика. В развитых странах несложно собрать нужную информацию о заемщике, чтобы принять взвешенное решение о выдаче или невыдаче кредита. Проблема в том, что банки такой возможностью не пользуются. Им стоило бы взять пример с платформ взаимного кредитования, которые применяют различные возможности андеррайтинга. Проблема неполноты сведений также коснулась деятельности небанковских кредитных организаций.

Большинство кредиторов отказываются раскрывать кредитную историю своих клиентов. Даже если кто-то владеет репозиторием, где хранятся данные по кредитным историям (как, например, кредитное бюро в США), доступ к данным стоит неимоверно дорого. Один запрос оценивается в $1–2. Услугами репозитория выгодно пользоваться при выдаче автокредита или ипотеки, когда андеррайтинг проводится всего пару раз за всю жизнь заемщика. Регулярные запросы кредитной истории экономически не выгодны, особенно в случае револьверного кредита или микрозайма. («Можешь одолжить пару баксов? Вот копия моего прошлогоднего FICO-отчета, у меня хороший рейтинг!»)

Ситуация осложняется тем, что в мире немного стран с подобными кредитными бюро, которые, как правило, предоставляют только отрицательную кредитную историю. Более того, база данных далеко не полна, в ней отсутствует информация по основной массе населения, почти не ведется учет коммунальных платежей. В результате финансовые организации занимаются сбором информации самостоятельно.

С другой стороны, совсем не обязательно покупать доступ к кредитным историям. Существуют различные методы сбора и обработки статистической информации: учет поведенческих особенностей, машинный анализ, нейронная сеть. Этих данных вполне достаточно для компетентной оценки платежеспособности заемщика. Когда человек активно пользуется мобильным телефоном, он оставляет очень много информации о себе. Эти сведения порой приносят куда больше пользы, чем пачка просроченных квитанций об оплате. До тех пор, пока кредитные организации не начнут технологично подходить к сбору данных, они постоянно будут терять позиции на рынке.

В развивающихся странах андеррайтеры активно используют статистические методы. Например, китайский скоринг-сервис Sesame Credit (проект Alibaba) планирует к 2020 г. оценить кредитоспособность порядка 900 млн человек. В некоторых странах (например, США) законы справедливого кредитования ограничивают использование социальных и демографических данных для принятия кредитных решений. Когда мир полностью перейдет на сотовые телефоны (по моим оценкам, должно пройти два цикла замещения, то есть 5–10 лет), войдет в норму кредитный скоринг на основе социальных данных.

Мир входит в эру новых возможностей, где технологии способны изменить суть идентификации. Блокчейн и биткойн – прорывные технологии будущего. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что термин «блокчейн» используется для описания распределенной базы данных. Так что же мешает применить тот же принцип для создания универсального кредитного бюро мирового масштаба? Глобальный репозиторий на базе распределенного реестра – уникальная технология для оценки и минимизации кредитных рисков. Такое понятие, как отсутствие кредитной истории, попросту перестанет существовать – любой желающий получит полный неограниченный доступ к глобальному хранилищу кредитных историй и сможет оценивать кредитные риски потенциальных заемщиков. Идея мобильной кредитной базы уже не считается утопией. Клиенту больше не придется тратить ни время, ни деньги на кредитные запросы. Теперь, чтобы удержать клиентов, банкам придется регулировать не только уровень цен, но и качество услуг.

Чем ниже стоимость, тем выше частота транзакций

Ежедневно большинство американцев расплачиваются кредитными картами за продукты, коммунальные услуги или ночные развлечения. Каждый платеж облагается комиссией (30 центов плюс 3 % от стоимости расхода), но клиент все равно платит, потому что кредитная карта – это удобно. Немного фактов: чистая прибыль основной массы розничных торговцев составляет 5–10 %, в этом случае расчеты по кредитной карте съедают ровно половину. Представьте, что вы продавец, и при этом относитесь к беднейшей части населения планеты, прожиточный минимум в которой составляет $2,5 в день. Фиксированная комиссия в 30 центов не в счет. Разве вы захотите платить треть дохода (плюс налог, который взимается за проведение транзакции) за оплату картой?

В этом случае кибервалюта биткойн может значительно сократить операционные издержки. Отправить тысячу биткойнов в любую точку земного шара будет так же легко, как и отправить один биткойн – без комиссий и переплат. В отличие от наличного расчета записи о каждой биткойн-транзакции сохраняются в реестре и могут быть удалены оттуда по обоюдному согласию сторон сделки без дополнительных затрат. Никогда еще денежные переводы не были такими дешевыми!

Большинство транзакций проходит без комиссий за перевод и страхование. Электронная доставка и выплата денег осуществляется с помощью мобильного телефона. Для микрозаймов возможна ежедневная амортизация. В результате возникает финансовая модель оплаты по факту потребления. Чем чаще происходит оплата за разные услуги, тем лучше и быстрее становится реакция сторон сделки (заемщик и кредитор) на финансовые потрясения.

Небанковские организации увеличат свои доходы за счет большого потока клиентов и, в конечном счете, возьмут на себя часть банковских функций. Вполне естественно, что поставщики мобильных интернет-услуг управляют отношениями с клиентами, поскольку часто взаимодействуют с ними. Для банков остается один сценарий: сотрудничество с поставщиками бюджетных сервисов. Только таким образом можно остаться на плаву и сохранить значимость для клиентов, которые пользуются финансовыми услугами впервые. Интересно, останутся ли вообще у банков филиалы через 20 лет?!

Изменения проходят мимо банков

Нынешняя банковская система не способна справиться со сложной задачей адаптации к новому цифровому ландшафту. В своей деятельности банки опираются на централизованную инфраструктуру, которая морально устарела. Они слишком зависимы от работы филиалов и ручных процессов. Учитывая тот факт, что недавний финансовый кризис произошел по их вине, банки сталкиваются с большим количеством финансовых и нормативных ограничений. Стратегия кредитования клиентов с большими рисками также не будет запущена. Высокая стоимость затрат на содержание банковского бизнеса не позволит банкам выдавать мелкие займы, которые часто интересны клиенту.

Подобная структура расходов поддерживается в основном за счет комиссионных сборов и непонятных штрафов – чтобы сколотить федеральный резервный фонд, нет нужды его содержать. Например, годовая прибыль от овердрафта составляет $30 млрд плюс проценты[33] за счет перерасхода клиентами кредитуемых средств на сумму меньше $30 млрд в год. Согласно результатам исследования ФКСВ (Федеральная корпорация страхования депозитов), годовая ставка по погашению овердрафта размером $24 составит 3520 % (комиссия за использование кредита через банкомат составляет $34), если овердрафт-кредит был погашен за две недели[34]. В 2007 г. общий объем расходов по овердрафту составил $17,5 млрд, так что совокупный годовой показатель прироста составил целых 9 %.

Площадки равноправного кредитования – ключ к равномерному распределению финансовых потоков. Дальнейшее развитие банковского бизнеса зависит от свежих идей и разработок: открытые репозитории кредитных историй, методы кредитного скоринга, функциональные и малозатратные технологии биткойна и блокчейн. Система кредитования в XXI в. обещает изменить мир. Целевая аудитория огромна – она насчитывает 5 млрд пользователей, которые могут стать потенциальными клиентами банков.

Идентификация как очередной инновационный прорыв

Бенджамин Уэйкхем (Benjamin Wakeham),

основатель и президент, Pollen

Процесс идентификации весьма изменчив. В прошлом личность человека определяли его окружение (семья, клан) и репутация. Сегодня идентификация – прерогатива рынка. Пластиковая карта – инструмент обозначения нашей личности, нашего прохождения. Она знает про нас все. Она – то, ради чего мы готовы рискнуть своим прошлым и будущим.

Идентификация – ключевая деталь глобальной инфраструктуры, она присутствует в нашей жизни с самого рождения. Современный мир слишком технологичен для обычной системы идентификации. Чем глубже мы проникаем в цифровой мир, тем сильнее меняется идентификация.

Преобразования коснулись и денег. Меняется сама их суть. По прогнозам экспертов, в 2015 г. должно было произойти эпохальное событие: электронные деньги поглотят купюры. Когда это произойдет, владельцу денежных средств также придется заключить соглашение со своим виртуальным «я». Вместе с концепцией оплаты меняются и ценности, не так ли? Обратите внимание на надпись, которая украшает британские банкноты: «I promise to pay the bearer», которая означает обязательство банка выплатить предъявителю по его требованию сумму, соответствующую цене купюры. Эта надпись – символ доверия, но только в случае бумажных денег мы вынуждены верить банку.

В США начала 1950-х из-за отсутствия туристических маршрутов валютные сделки проходили на территории сел и городов. Большинство торговцев знали покупателей в лицо и вели долговые книги для месячного учета задолженностей. Если должники не возвращали долги вовремя, им запрещалось заходить в магазин. С появлением железных дорог люди получили возможность самостоятельно путешествовать между штатами, и доверительный характер отношений между покупателем и продавцом канул в Лету.

В 1960 г. инженер IBM по имени Форрест Парри занимался разработкой удостоверения личности для агентов ЦРУ. В один прекрасный день он прозрел: почему бы не сделать из карты миниатюрное запоминающее устройство? Он взял бобину, снял с нее магнитную ленту, отрезал полоску, обернул ее вокруг куска пластика, закрепил скотчем и, по совету жены, прижал теплым утюгом. Так появилась магнитная полоса. Вместе с личной подписью этот атрибут пластиковой карты де-факто идентифицировал ее владельца на протяжении 50 лет.

Надо ли чинить то, что работает?

В 2014 г. объем хакерских атак с целью хищения платежных данных достиг рекордно высокого уровня, почти на 21 % превышая прошлогодний показатель. По данным крупнейшего ритейлера Home Depot, в результате взлома сети Home Depot пострадали 56 млн пользователей уникальных платежных карт.

По данным аналитиков в Javelin Strategy & Research, в 2014 г. вследствие кибератак 12,7 млн потребителей потеряли, $16 млрд, иначе говоря, каждые две секунды происходила кража персональных данных.

Процесс идентификации выходит далеко за рамки обычных платежей. Автор статьи в New York Times в деталях описал последствия утечки персональных данных. В результате хакерского взлома был похищен номер полиса социального страхования его дочери, и автор беспокоился по поводу ее будущего. По данным Центра по борьбе с хищениями личных данных, с 2005 г. только на территории США объем похищенных персональных данных превысил 675 млн записей. На базе этих данных мошенники могут создавать поддельные банковские счета или оформлять кредиты на имена других граждан. Создавая большое количество учетных записей в Интернете, пользователи сами предоставляют мошенниками возможности для кражи персональных данных. Согласно Experian, в среднем на одного взрослого жителя Великобритании приходится 26 учетных записей (аккаунтов), жители в возрасте от 25 до 34 лет открывают до 40 аккаунтов. Примечательно, что для всех аккаунтов британцы используют одинаковый пароль!

Некоторые считают, что связь персональных данных и платежей ослабляет уровень защиты и раскрывает анонимность. Я опровергаю это утверждение, так как считаю, что анонимность и личная жизнь – не одно и то же. Например, чтобы использовать подарочную карту Amazon для оплаты услуг веб-камеры на порносайте (не волнуйтесь, я прочитал об этом в Интернете, а не на собственном опыте), пользователю достаточно указать адрес электронной почты. Я не думаю, что от этого поступка пострадает его личная жизнь. Если вы предпочитаете расплачиваться наличными в попытке сохранить анонимность, спешу вас расстроить. Эрик Kaрсoн, преподаватель маркетинга и коммерческого права в школе Villanova School of Business, считает, что через 20 лет купюры и монеты выйдут полностью из обращения из-за того, что на производство валюты затрачивается много ресурсов, а пользователь рано или поздно изменит отношение к электронным деньгам. «Со временем все привыкнут к цифровым удобствам. Сегодняшние дети повзрослеют, и грань между реальностью и виртуальным миром исчезнет».

Конец ознакомительного фрагмента.