1. Введение
Банкинг или электронная книга?
Уоррен Мид (Warren Mead),
партнер, руководитель Международной практики KPMG по направлению финтех
Перенеситесь мысленно в 2007 г., в то время, когда происходил запуск первого поколения устройств Kindle. Тогда электронные книги переполняли полки супермаркетов, но никто и в мыслях представить не мог, что технология перевернет с ног на голову всю издательскую отрасль. Достоинства электронной книги горячо обсуждались среди книголюбов, но последнее слово по-прежнему оставалось за печатными изданиями, поскольку цифровое ноу-хау пришлось по душе немногим.
Перемотайте время вперед – сегодня ситуация кардинальном образом изменилась, продажи электронных книг взлетели до небес. Согласно данным портала Statista[3], рынок электронных книг в США оценивался всего в $0,27 млрд в 2008 г., а к 2015 г. эта цифра возросла до $5,69 млрд. Печатные книги не ушли с рынка, просто за 10 лет цифровая полиграфия выбралась с периферии общественного сознания и стала частью мейнстрима. Электронная книга прочно вошла в нашу жизнь. Это яркий пример того, как рядовые пользователи проглотили непонятную технологию, переварили ее и научились получать от нее удовольствие. Сейчас подобное происходит с миром финансовых услуг.
Этот изменчивый финансовый мир
Финансовый сектор пока контролируют крупные розничные банки, предоставляющие привычный спектр услуг: открытие вкладов, обработка платежей, кредитование и т. д. Однако время игры в одни ворота прошло, и на поле появились другие игроки. Например, за интернет-покупки можно расплачиваться как банковской картой, так и PayPal-аккаунтом. Если раньше кредит на развитие бизнеса выдавал только банк, то теперь можно взять в долг средства на специальных P2P-сайтах и площадках равноправного кредитования. Виртуальные банки ведут борьбу с физическими конкурентами за клиентские депозиты. Ставка делается на высокий уровень доступности и комфорта.
Чем популярней становятся методы альтернативного финансирования, тем больше шансов у финтеха повторить сценарий электронной книги, когда критическая масса пользователей рассматривает новые технологии как дееспособную и зачастую оптимальную альтернативу банковским услугам.
Складывающаяся ситуация может обернуться для традиционного банкинга серьезными последствиями. Потенциал разработчиков финтеха способен подорвать престиж действующих брендов и захватить их долю на рынке. С другой стороны, никто не мешает банкам принять финтех-инновации и адаптировать их под свои клиентские решения.
Незавершенная революция
Тем, кому требуются доказательства рыночного и технологического потенциала финтех-провайдеров, следует обратить свой взор на его величество PayPal. Компания была основана в 1998 г. После того, как в 2002 г. ее выкупила компания Ebay, PayPal приобрела статус единой платежной системы на всех международных онлайн-аукционах. С тех пор компания PayPal расширила свой перечень услуг, запустив производство дебетовых и кредитных карт для оплаты покупок на всевозможных сайтах интернет-магазинов. Пока сложно сказать, сможет ли Интернет полностью вытеснить физические сделки. На сегодня в активах PayPal более 100 млн счетов, которые ежедневно обрабатывают примерно $315 млн[4].
Развитие рынка платежей происходит быстрыми темпами: повышаются качество, удобство, скорость обработки и сортировки данных. Достаточно вспомнить, с каким успехом вошла на рынок система бесконтактной оплаты Apple Pay[5], которая позволяет оплачивать товары и услуги с помощью iPhone 6 – надо просто поднести смартфон к терминалу оплаты. Продажи Apple Pay только что стартовали в Великобритании, а в США две трети бесконтактных покупок совершают с помощью этой технологии.
Серьезным недостатком в этом плане является общедоступность технологии: сегодня покупателю предлагают на выбор множество вариантов оплаты.
В современном мире происходит массовая популяризация приложений, позволяющих переводить деньги с одного счета на другой в режиме 24/7.
Благодаря новой технологии пользователи могут совершать основные виды платежей в режиме реального времени. Подобные изменения обычно влекут за собой реформы в нормативно-правовой базе с целью помочь новым игрокам выйти на рынок с предложением своих платежных возможностей и услуг по сбору данных, что приближает революцию Интернета вещей. Одним из последних трендов является оплата предоплаченной картой. Согласно прогнозу MasterCard[6] 2012 г., стоимость рынка киберденег (или предоплаченных карт) составит около £822 млрд к 2017 г. Согласитесь, цифра внушительная, но это лишь верхушка айсберга финтеха. Система займов и депозитов также переживает свою революцию в немалой степени благодаря появлению платформ P2P-кредитования. Равноправное кредитование возникло в Великобритании незадолго до финансового кризиса. Первой ласточкой стала система Zopa, которая была запущена в 2005 г. Следом пришли платформы Funding Circle и RateSetter. На сегодня совокупный объем займов через платформы P2P составляет £2,6 млрд, и это далеко не предел. В первом квартале 2015 г. объем займов увеличился на £459 млн, то есть на одну треть по сравнению с тремя последними месяцами[7]. Конечно, эти цифры несопоставимы с оборотами крупных банков, но не стоит забывать, что рынок пока растет.
Важно добавить, что, помимо займов юридическим и физическим лицам, рынок P2P предоставляет возможность инвесторам и вкладчикам открыть депозит под более выгодный процент, чем предлагает банк. С другой стороны, на депозитный рынок претендуют банки-челленджеры, некоторые из которых существуют только в электронном формате. Теперь поговорим о финтехе узкой направленности – электронных деньгах. Теоретически цифровая валюта, например биткойн[8], – это электронный эквивалент наличных денег, но, согласитесь, его реальная ценность невозможна без распределенного реестра. Технология распределенного реестра – это, по сути, база данных нематериальных активов. Подобный реестр транзакций, совершаемых с помощью электронной валюты, – отличный полигон для развития инноваций, способных сократить расходы и увеличить скорость проведения операций.
Абстрагируйтесь на минутку от образа корпоративного финтеха, созданного такими гигантами, как PayPal, Apple, Google и т. д., и вы увидите, как тысячи стартапов по всему миру корпят над тем, чтобы пользователи без особого труда могли выполнять привычные операции, например торговля на бирже или денежный перевод с помощью смартфонов, планшетов, ПК или смарт-часов. Разработка инноваций происходит не только в стенах финтех-гигантов, но и в малоизвестных центрах. Например, Йоханнесбург (ЮАР) стал центром развития технологии биткойн. В других африканских странах предприниматели занимаются разработкой приложения для мобильного банка и платежных систем в соответствии с интересами местных телефонных компаний и финансовых структур[9].
Банкам брошен вызов
Какова же будет реакция крупных финансовых организаций на волну финтех-инноваций? Как показывает история, банковский сектор очень уязвим к подрывным технологиям. До финансового кризиса общество доверяло банкам, тем самым поддерживая их репутацию. Сегодня доверие подорвано, хоть и не полностью. В июне 2015 г. компания CCP Research Foundation опубликовала результаты исследования, согласно которому 16 ведущих банков мира потратили в общей сложности $306 млрд на организационные расходы с 2010 г.[10]
На этом фоне перспективы цифровых технологий выглядят жизнерадостно: согласно исследованию Millennial Disruption Index, 73 % опрошенных (в возрасте от 12 до 35 лет) положительно отзывались о новых финансовых сервисах от Google или Apple, но схожие банковские услуги воспринимали со скепсисом[11].
В этом плане традиционные поставщики финансовых услуг находятся под угрозой. Банк – уже не единственный поставщик услуг, куда может обратиться клиент, тем более когда на рынке есть такие интересные предложения, которые ни на йоту не уступают банковским сервисам. Факт остается фактом, банковские услуги всегда будут востребованы, вопрос в том, нужны ли для этого сами банки?
По сути розничные банки выполняют три основные функции:
• привлечение и хранение средств клиента в безопасном месте под проценты, страхование и регулирование депозита;
• упрощенное проведение платежей разными способами: оплата наличными, кредитными картами и безналичным переводом;
• кредитование.
На фоне волны недоверия к банкам тот же перечень услуг предлагает финтех нового поколения. Физлицам доступны следующие возможности: открыть депозит в банке-челленджере, оформить предоплаченную карту, открыть счет PayPal, инвестировать в биткойны или P2P-площадки.
Альтернативные кредиторы в лице банков-челленджеров или P2P-платформ готовы предоставить займы, клиентам предлагаются все новые и новые опции оплаты, такие как PayPal, электронный кошелек или мобильные платежи. Несмотря на то что они работают по тому же принципу, что и банки, в среднесрочной перспективе могут возникнуть платежные и валютные механизмы, способные свести на нет действующую банковскую систему.
Риск попасть на свалку
В первую очередь банкам стоит опасаться того, что их станут воспринимать как конъюнктурщиков, которые спекулируют на возможностях рынка, тогда как финтех-инновации продвигают рынок вперед, ориентируясь на интересы потребителя. Нетрудно догадаться, к кому в итоге обратится клиент, не так ли? При таком раскладе репутация известных брендов окажется под угрозой. В отличие от крупных банков, которые долгое время не слезают с устаревших ИТ-систем и алгоритмов работы, поставщики финтех-услуг разрабатывают свои продукты с нуля под конкретные потребительские запросы. В соперничестве за клиента финтех-компании проявляют гибкость и идут на все, чтобы клиент остался доволен.
Пока традиционный банк разгребает кучу нормативных вопросов, печется о защите прав потребителя и разбирается с бюрократической волокитой своих подструктур, P2P-площадка предлагает прозрачный подход к вопросу кредита и займа. Процедура происходит следующим образом: компания-кредитополучатель предоставляет объективные сведения о своей деятельности, после чего решение о выдаче кредита принимает сообщество кредиторов, а не анонимный кредитный комитет.
Такой подход характерен для поколения, которое выросло на социальных сетях и всегда будет ставить качество обслуживания превыше всего. Также отметим, что содержать P2P-сайт гораздо дешевле, чем банк, соответственно, и требования к объему оборотного капитала существенно ниже.
Будущее банковского сектора
В начале 2015 г. Франциско Гонсалес, председатель и генеральный директор BBV, предсказал, что половина мировых банков исчезнет с лица земли под натиском цифровой индустрии[12].
В чем-то он прав, но, как мне кажется, продвинутые банки не просто переживут волну цифрового бума, но и заработают кучу денег, как только финтех-отрасль начнет набирать обороты. Солидные розничные банки мира обладают огромным преимуществом – обширной клиентской базой. Они просто возьмут и переведут половину пользователей на собственный финтех. Звенья цепочки ценностей поменяются местами, акценты сместятся на развитие доброжелательных клиентских отношений в безопасной и целостной цифровой среде. По сути банк станет магазином, где происходит торговля финтехом от разных поставщиков, при этом сохранив свою значимость для клиента в качестве поставщика лучших финтех-приложений в мире.
Другими словами, если в будущем я войду в мобильный банк (скорее всего, с помощью биометрии сердца или лицевой идентификации), я смогу взять кредит на P2P-платформе Ratesetter, совершить международный перевод с помощью Transferwise, перевести деньги на электронный кошелек Starbucks или Alibaba. Такое будущее возможно, только если желание сотрудничать станет нормой. Традиционные операторы не в состоянии угнаться за изменчивым рынком, у них отсутствует способность к новаторству, чего не скажешь о мастерах финтех-индустрии. Выходит, что банкам нет смысла изобретать велосипед, разрабатывая уникальные решения. Чтобы обновить свой спектр предлагаемых услуг, банки будут вынуждены сотрудничать с инноваторами.
Сектор финтеха неутомимо развивается: работа кипит как в технокластерах Лондона и Йоханнесбурга, так и за стенами гигантских корпораций, таких как Apple и Google. Сейчас, когда основные игроки уже обозначены, трудно сказать, где и когда придумают очередную удачную платежку или биткойн-кошелек. Когда одни идеи выходят на рынок, другие терпят неудачу.
Выживут сервисы, способные упростить жизнь. Возможно, для этого потребуется соединить финтех с другими областями. Возможно, в будущем банк сможет хранить не только ваши деньги, но и другие ценности – например, историю болезни, завещания или биометрические данные для запуска автомобиля.
Преимущества в виде клиентской базы и способности безопасно обрабатывать данные позволяют банкам создавать комплексные решения на стыке финансовых и цифровых технологий. Такие решения и есть ключ к процветанию.
Почему финтех – это модно?
Ребекка Мена (Rébecca Menat),
директор по коммуникациям, The Assets
Банки уже не в моде, финтех – да. Почему же нас должен волновать мировой финтех?
Справка для новичков: финтех – сокращение от «финансовых технологий». Отрасль была запущена новой волной компаний, движимых целью изменить концепцию платежей, кредитования и инвестирования. Наиболее прорывным сектором считается отрасль платежей и денежных переводов. Наверняка вам знакомы такие названия и понятия, как TransferWise (мобильные денежные переводы), Square (мобильные платежи), краудфандинг (Kickstarter, Crowdcube, Smart Angels и др.) и равноправное кредитование (LendingClub, Zopa, Pret d'Union). Уверена, что большинство читателей уже активно пользуются этими технологиями в домашнем обиходе. Так где же творят подобные чудеса? Лондон, несомненно, мировой лидер финтеха, на пятки ему наступает Нью-Йорк и другие города: Париж, Гонконг, Сингапур, Тель-Авив и т. д. К сведению, объем инвестиций в финтех составил $22 млрд (включая $4 млрд страховой премии) в 2015 г. В будущем ожидается значительный рост инвестиций, так что новичкам есть к чему стремиться!
Как все начиналось
Своим рождением и становлением финтех обязан финансовому кризису и связанному с ним подрыву доверия. В условиях общественного недовольства банковской системой популярность финансовых инноваций росла как на дрожжах. Момент был как нельзя более подходящим, потому что цифровые аборигены, миллениалы, уже достаточно постарели, чтобы потерять охоту выступать в качестве клиентов. Они предпочитали пользоваться понятными и доступными мобильными приложениями, чего нельзя было сказать о банковских услугах. На этом благоприятном фоне возникли финтех-провайдеры со свежими и недорогими услугами, которые отлично работали на платформе мобильных приложений. По большому счету, финтех – это прозрачные технологии, которым можно доверять. Такие компании вызывают доверие, предлагая технологичные сервисы с простым интерфейсом. На фоне кризиса доверия к банкам стартапы способны предлагать прозрачные услуги по более низкой стоимости. Клиент всегда прав, и кто, как не молодой дерзкий стартап, знает, что именно нужно клиенту? Ведь они выросли в одно время!
Это не просто суета, а перспективное направление
Суть финтеха содержится в двух простых словах: «управляю сам». Возьмем в качестве примера денежные переводы, разработанные стартапами. Пользователь видит, что происходит с его деньгами, он не должен оплачивать комиссию посредника – чем вам не самостоятельное управление собственными средствами? Люди видят, сколько они тратят, и, что удивительно, тратят меньше, чем раньше. На самом деле это весьма социально значимая инновация[13], особенно в свете существования узконаправленных стартапов, занимающихся такими платежами, как римесса (особый вид денежных переводов, отправляемых иностранными сотрудниками на родину). Сервисы WorldRemit и Remitly сейчас в центре внимания, они собрали инвестиций на сумму $100 млн и $12,5 млн соответственно. Это не удивительно, поскольку обороты рынка денежных переводов составляют более $600 млрд в год.
Наличие денег в жизни человека также способствует укреплению его самооценки. На фоне финансового кризиса банки не только исчерпали кредит доверия, но и усложнили процедуру получения кредита. Схема равноправного кредитования нацелена на то, чтобы сделать кредит более доступным, оперативным и прозрачным. Этот способ займа работает по принципу дезинтермедиации (отказа от посредников), сделки между покупателем и продавцом проходят на специальных торговых площадках. Бесспорным лидером этого направления является компания Lending Club, собравшая почти $900 млн в одном из крупнейших IPO 2014 г.
Финтех может расширять инвестиционные возможности с помощью такого инструмента, как краудфандинг[14]. Не стоит забывать, что покупка акций когда-то была прерогативой богатых. Но сегодня любой может стать акционером! Даже при небольшом вложении вы можете повлиять на судьбу проекта и впоследствии извлечь определенную выгоду. На Kickstarter, Indiegogo, Crowdcube очень много проектов… просто листайте и выбирайте.
Мы уже настолько привыкли к этой технологии, что забыли, насколько она революционна[15]. Роботы-консультанты также встряхнули мир инвестиций, протягивая руку финансовой помощи тем, кто в ней нуждается. Согласно отчету консалтинговой компании А. Т. Kearney, оборачиваемость услуг робоинвесторов составит около $2 трлн в США к 2020 г., или 5,6 % инвестиционных активов США[16].
Подводя итог, должна признаться, что это самая масштабная революция из всех, что я знаю. Финтех дает знания, которые раньше были доступны только избранным, все больше и больше простых граждан становятся финансово подкованными. В наш век «информационной экономики» это существенный шаг навстречу демократии.
Финтех в развивающихся странах: все только начинается[17]
Джон Чаплин, ветеран финансовой отрасли, провел встречу с рядом экспертов, чтобы получить полное представление о текущем состоянии финтех-индустрии: резюме встречи можно прочитать в докладе The Payments Innovation Jury Report[18]. «Какой из регионов окажется под наибольшим влиянием инноваций в ближайшие два года?» – таков был один из вопросов, на который эксперты пытались ответить. Вердикт: лидером финтех-разработок станет Азия, следом идут Африка, Северная Америка, Латинская Америка и, наконец, Европа.
Это чисто интуитивное суждение: отсутствие инфраструктуры в развивающихся странах освобождает место для инноваций, которые никогда не пробьются в западную экономику, в которой уже «окопались» орды банкиров. Один из авторов доклада подвел справедливый итог, «развивающиеся страны не ограничены привычными нам бизнес-моделями и типологиями клиента, поэтому они способны предложить свежее решение, выходящее за рамки стандартных бизнес-моделей»[19].
Следует добавить, что в развитых странах финтех-разработки в первую очередь направлены на развитие онлайн-сервисов, тогда как стартапы развивающихся стран работают на более широкий рынок пользователей сотовых телефонов. По оценке Международного союза телекоммуникаций 95,5 % населения мира пользуются мобильным телефоном – в этом плане службы СМС более эффективны, чем Интернет. Мобильные сервисы по переводу денег, такие как M-Pesa, серьезно повлияли на изменение экономической ситуации в Бангладеш и Кении в условиях дефицита банковских учреждений. В Бангладеш действует точная копия платежки M-Pesa – сервис bKash, который ориентирован на массового потребителя мобильных финансовых услуг. Поскольку в Бангладеш сильно развита отрасль микрофинансов (малый кредит без залога), сервис bKash позволяет быстро и легко переводить деньги получателям[20].
В 2013 г. Международная финансовая корпорация (IFC), член Группы Всемирного банка, вступила в долевое партнерство с компанией bKash. В 2014 г. Фонд Билла и Мелинды Гейтс также вложился в систему bKash, чтобы малоимущие слои населения Бангладеш могли пользоваться широким спектром финансовых услуг[21].
Анализ деятельности финтеха в Африке показал, что в 16 странах насчитывается больше мобильных денежных счетов, чем банковских счетов.
Таким образом, финтех-компании в развивающихся странах не только заботятся об удобстве предоставляемых услуг: они создают новую инфраструктуру, в которой миллионы людей смогут пользоваться преимуществами реальной экономики. Размеры связанных с ней рынков колоссальны и сулят большие прибыли. Теперь можно смело утверждать, что финтех меняет мир к лучшему.
Банки, берегитесь!
В финтех-индустрии произошло уже столько прорывов – а сколько еще произойдет! Хватит ли места всем инноваторам и традиционным банкам? Чего конкретно могут опасаться последние?
Как заявила во время конференции IBM InterConnect 2015 Хизер Кокс, эксперт по работе с клиентами и специалист по цифровому маркетингу в Citi: «Людям нужен банкинг, но не банки».
Появляются новые, более удобные для клиента сервисы, которые меняют ландшафт на глазах, чтобы соответствовать все более требовательным клиентам.
Ни один банк не станет отрицать, что развитие на рынке провайдеров нишевых услуг усложняет жизнь традиционным банкам, которым приходится прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить клиента. Прошло то время, когда банки могли «втюхивать» клиенту комплекс ненужных услуг по непонятной схеме и после этого рассчитывать на полную лояльность клиента. Следует признать, что данный феномен присущ конкретному поколению в конкретных областях, и большинство моих коллег-миллениалов до сих пор проводят финансовые операции с помощью банка. Это еще не конечная остановка. Возможно, это только начало того, что прогнозисты называют финансовой революцией.
В своем ежегодном обращении к акционерам в апреле 2015 г. генеральный директор JP Morgan Джейми Даймон выразил озабоченность по поводу складывающейся ситуации: «Сотни стартапов с хорошими мозгами и большими деньгами работают над технологиями, способными заменить весь традиционный спектр банковских услуг». Несмотря на очевидную гегемонию крупных финансовых институтов, угроза со стороны инноваторов становится все более отчетливой. Будет ли разумно попытаться остановить их? Ясно одно: способность конкурировать заложена в стартапах самой природой. Их неоспоримые преимущества – компактность, аккуратность, технологические ноу-хау, талантливый персонал.
Цифровой натиск или реинкарнация
Существует поговорка: «Не можешь бороться, тогда возглавь». Многие банки осознали, что сотрудничество – более разумное решение, чем борьба. Они начали запускать инкубаторы (Barclays' accelerator) и специальные венчурные фонды (Santander's Innoventures), создавать партнерства (Metro Bank и Zopa) и, наконец, выкупать стартапы. Стратегии разные, но цель одна: выжить и даже заработать на прорыве цифровых технологий.
Разумеется, «крупной рыбе» придется в какой-то мере играть по правилам стартапов, что на самом деле может оказаться весьма кстати. По-моему, это просто здорово, когда есть талантливый изобретатель, который творит вещи прямо на глазах, а вам только остается подойти и купить. Банкам выпал уникальный шанс приобрести продвинутые мощности и модернизировать застарелую инфраструктуру, не развивая ничего самостоятельно. Другими словами, для успешной игры от банков потребуется только моральная готовность принять инновации.
Последствия могут быть разными. В докладе компании Accenture «Будущее финтеха и традиционного банкинга: цифровой натиск или реинкарнация»[22] описываются наиболее вероятные сценарии развития событий. Сценарий 1: банки продолжают полагаться на непобедимость своей бизнес-модели, оказываются неспособны к адаптации и терпят неудачу в конкурентной борьбе. Сценарий 2: банки осознают важность качества клиентского обслуживания, применяют инновации в рамках своей бизнес-модели и сотрудничают с новыми игроками. На сегодня второй вариант кажется более вероятным, поскольку банки насторожились и выкладывают карты на стол. Будем надеяться, что подобное сотрудничество приведет к многообразию ситуаций взаимовыгодных для сектора финансовых услуг и для его клиентов по всему миру.
Последние тенденции в сфере финансовых технологий
Александр Глас (Alexandre Glas),
соучредитель и директор по маркетингу, The Assets;
Марчин Трушель (Marcin Truszel),
гендиректор, Kontomatik
С давних пор банки ведут друг с другом конкурентную борьбу, методы которой достаточно разнообразны: массовое открытие филиалов, агрессивные маркетинговые кампании, нескончаемый поток предложений по открытию депозита под максимальный процент. В 2015 г. понятие «финтех» не просто вошло, а прочно закрепилось в деловом обиходе и ослаблять свои позиции, похоже, не собирается. Сегодня банки борются не только друг с другом. Конкуренция возникает со стороны как многочисленных финтех-стартапов, так и техногигантов, у которых предостаточно денег, чтобы снимать сливки c самых прибыльных направлений банкинга и завлекать толпы клиентов самыми гибкими бизнес-моделями.
Десятилетиями универсальные банки оказывали полный спектр финансовых услуг. В большинстве стран конкуренция в банковском секторе носила умеренный характер, поскольку основная масса юрисдикций обслуживалась парой-тройкой крупных банков, которые подмяли рынок под себя. Разумеется, о том, чтобы мелкий банк-выскочка мог вырасти в крупного игрока, и речи быть не могло. Пока банки оказывают широкий спектр услуг, большинство инновационных финтех-компаний сосредоточены на развитии конкретной области, в которой они обладают значительным потенциалом. Это, безусловно, усложняет жизнь крупным банковским организациям, поскольку в таких условиях практически невозможно обеспечить рост целого спектра банковских услуг. Такое положение вещей привело к «раздроблению»: иначе говоря, финтех-компании делают ставку на сервисы в конкретном секторе с целью стать «лучшими из лучших в своем классе». Таким образом, на общем фоне складывается опасная ситуация: комплексное банковское обслуживание может подвергнуться «дроблению» на категории, за каждой из которых будет стоять оптимальный поставщик финтех-услуг.
Вероятно, процесс напомнит сценарий подключения Интернета: когда в одной стране скорости подключения менялись постепенно, а в другой стране – скачкообразно, от простенького модема до высокоскоростного беспроводного Интернета. Выражаясь иначе, эти страны готовы долго использовать устаревшее оборудование, в разы дольше, чем мы, однако потом они махом перескакивают несколько ступеней и начинают пользоваться передовыми технологиями.
Государственная поддержка сектора финансовых технологий
2015 г. был ознаменован важной новостью: правительство Великобритании объявило о начале совместного использования открытых данных и API в банкинге в рамках правительственной API-инициативы (API – интерфейс прикладного программирования)[23]. Планируется запустить развернутый механизм обмена открытой информацией между финансовыми организациями для улучшения качества клиентского обслуживания и повышения конкуренции в пользу потребителя. Это важный шаг со стороны правительства Великобритании, благодаря которому многие инновационные компании получат доступ к открытым финансовым данным.
Другим важным решением Европейского законодательства стала Директива ЕС о платежных услугах (Payment Services Directive 2 – PSD II). Не пытаясь анализировать всю директиву в рамках одной главы, ограничимся парой фраз: в умах европейских парламентариев также живет идея упростить доступ к банковским данным для развития инноваций и в то же время не допустить неправомерного использования и несанкционированного доступа.
Жители развитых стран предпочитают работать с финансами с помощью онлайн-банка, не выходя из собственного дома. В слаборазвитых странах подобный продукт распространен не везде, а порой и вовсе отсутствует. Тем не менее рынок финансовых услуг у них на подъеме. Вероятно, развитие финансовых сервисов у них займет куда меньше времени, чем у нас.
Смарт-часы, сервисы по обмену валюты (FX), биткойны и блокчейны
Обсудив последние новости в области государственного регулирования, хотелось бы поговорить об основных приложениях финтеха. На валютном рынке такие сервисы, как WeSwap[24], появились недавно, но это не мешает им выделяться на фоне традиционных валютных бирж. Фактически сервис WeSwap предоставляет представителям разных стран площадку для взаимодействия и обмена местной валютой по заранее определенному курсу, который существенно ниже курса традиционных онлайн-обменников, поскольку не включает каких-либо комиссий. Сервис WeSwap поддерживается MasterCard[25]. Ожидается, что популярность сервиса будет расти по экспоненте в течение следующих 18 месяцев.
Умные часы пока не вошли в повседневный обиход каждого человека, но именно с ними связывают грядущую революцию банковской отрасли. По прогнозам экспертов в 2015 г. объем продаж смарт-часов составит 45,7 млн[26], и это только начало. Apple Watch уже позволяет владельцу проверить баланс счета, отследить историю транзакций и отыскать ближайший филиал. По мере совершенствования мобильных платежных систем функциональность часов также будет расширена. Процитируем слова Джереми Магриджа, директора по маркетингу в компании Instinct Studios: «Попытки внедрить технологию умных часов происходят с давних пор, но только после релиза Apple Watch устройство получило импульс к развитию. В 2015 г. произойдет смещение акцентов от здорового образа жизни и занятий фитнесом к таким областям, как обеспечение финансовой стабильности»[27]. Тем, кто пока сомневается, что смарт-часы станут настолько популярны, стоит взглянуть на свой смартфон и мысленно перенестись на 10 лет назад. Пожалуй, неслучайно после экономического кризиса, который отчасти был вызван банками, люди уделяют более пристальное внимание своему финансовому состоянию. Для этих целей был создан ряд приложений, одно из которых (Spendific) подключается к банковскому счету пользователя, анализирует все предстоящие расходы и выдает конечную сумму, которую можно потратить. Приложение обновляется в режиме реального времени по мере совершения платежей с этого счета.
Хотя это средняя технология по сравнению с приложением MoneyHub, которое обладает той же функциональностью и при этом способно на долгосрочное планирование, например, покупки дома или пенсионных накоплений. Программа рассматривает различные сценарии и просчитывает последствия их влияния на финансовое состояние пользователя.
На сегодня основная масса финтех-провайдеров выбирает Интернет как целевую платформу для раскрутки своих сервисов. Это неудивительно, поскольку поколение Z (демографический слой, следующий за миллениалами) и словосочетание «мобильный интернет» стали синонимами. Смарт-часы, продвинутые финтех-приложения, расширенные возможности мобильных платежей – вот что интересует современного потребителя.
Несмотря на долгий старт, криптовалюта с уверенностью смотрит в будущее – например, Калифорния узаконила ее статус платежной валюты в 2015 г.[28] В некоторых странах Европы биткойн уже активно применяется в бартерных сделках. Вероятно, еще не придумали такую модель применения биткойна, которая бы полностью устраивала финансовый сектор, но это всего лишь вопрос времени. Однако на пути развития технологии могут возникнуть административные и нормативно-правовые барьеры. Теоретически биткойн способен стать универсальной валютой, которой можно мгновенно расплачиваться в любой точке планеты. Но реальная ситуация такова, что в каждом государстве существуют свои правила и порядки финансового регулирования, поэтому заявлять в один голос об универсальности криптовалюты пока рано.
По своей сути технология блокчейн (основа биткойна) – это распределенное хранилище данных по онлайн-транзакциям на базе биктойна или его аналогов. Вопросу криптовалюты и биткойн-технологиям посвящена отдельная глава этой книги.
Уже не секрет, что финтех целиком проник в некоторые аспекты нашей жизни, и это лишь малая толика потенциальных возможностей финансовых технологий.
Потребительский вкус становится все более требовательными и изощренным, поэтому вполне возможно, что финансовые институты будут стараться привлечь наше внимание с помощью решений на базе финтех-разработок.
Подведем итог: мы живем во времена масштабной трансформации банковского сектора. Вероятно, в течение ближайших 10 лет банковская система изменится сильнее, чем за последние 100 лет.
Финтех устроил всей отрасли глобальную встряску. Осталось ответить на самый главный вопрос: смогут ли банки удачно подхватить инновации? Финтеху суждено кардинально поменять нашу жизнь вопреки всем ожиданиям.