17. Функции и источники получения прибыли
Важность прибыли в деятельности предприятия бесспорна. Возможность ее получения является движущим фактором создания и развития предприятий. Теоретическая сущность прибыли показывает механизм ее формирования и роль во всех хозяйственных процессах предприятия. Сущность любой экономической категории можно рассмотреть, изучив ее функции.
Результативная функция. Данная функция показывает, как эффективно функционирует предприятие. Показатели прибыли отражают конечный финансовый результат, т. е. характеризуют экономический эффект, полученный предприятием в результате осуществления хозяйственных операций. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают по размеру все расходы, связанные с его деятельностью. На практике на величину и динамику прибыли воздействуют факторы, которые зависят и не зависят от самого предприятия.
Стимулирующая функция. Эта функция объясняет, почему прибыль способствует созданию и развитию предприятий. Прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Удельный вес чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и других обязательных платежей, должен быть достаточным для финансирования развития предприятия путем расширения производственной деятельности, научно-технического, экологического и социального развития предприятия.
Бюджетообразующая функция. Данная функция показывает, каково значение прибыли не только для хозяйствующего субъекта, но и для всей экономической системы государства в целом. Прибыль поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. Именно эта функция лежит в основе налоговой системы.
Источники прибыли в хозяйственной деятельности показывают, каким именно образом предприятие может достичь положительного финансового результата. Общепринятым является выделение трех источников получения прибыли.
Первый источник – получение прибыли за счет монопольного положения предприятия по производству и продаже той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Для поддержки данного источника на относительно высоком уровне необходимо постоянно обновлять ассортимент продукции.
Второй источник – получение прибыли от производственной и предпринимательской деятельности. В рамках данного источника размер прибыли зависит от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом), от возможности создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т. д.), от возможности увеличения объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли), от возможности снижения издержек производства и реализации.
Третий источник – получение прибыли от инновационной деятельности предприятия. Для получения прибыли из этого источника необходимо постоянно обновлять выпускаемую продукцию с целью обеспечения ее конкурентоспособности, роста объемов реализации и увеличения массы прибыли.
В идеале предприятие должно постоянно стремиться к получению прибыли от всех источников, однако на практике, реально предприятия могут одновременно использовать один или два источника. Комплексному использованию всех источников часто мешает отсутствие стратегического подхода в управлении.