Вы здесь

Финансы предприятий. Шпаргалка. 12. Понятие финансового менеджмента (М. С. Клочкова, 2009)

12. Понятие финансового менеджмента

В условиях рыночных отношений состав финансовых задач предприятия значительно расширяется. Это связано с тем, что в основе его деятельности лежат принципы самофинансирования и самоокупаемости. В условиях интенсивно изменяющейся внешней среды финансовая сфера деятельности предприятия не должна быть спонтанно организуемой. В финансовой сфере предприятия необходимо ставить четкие цели и задачи, создавать условиях для их исполнения, анализировать и контролировать эффективность финансов предприятия. Финансы предприятия являются самостоятельным объектом управления. Поэтому можно говорить о том, что в отношении финансов должны быть реализованы все функции управления. Этим обусловлена необходимость финансового менеджмента на предприятии. Изначально финансовый менеджмент возник за рубежом.

Финансовый менеджмент представляет собой науку, позволяющую ответить на вопросы о том, как лучше использовать собственный и заемный капитал фирмы, как получить наибольшую прибыль при наименьшем риске, как быстрее прирастить капитал, как сделать предприятие финансово привлекательным, устойчивым, платежеспособным, высоколиквидным. Как наука финансовый менеджмент имеет свой предмет исследования.

Предмет финансового менеджмента – система экономических, организационных, правовых и социальных отношений, возникающих в процессе управления финансовыми отношениями на предприятиях. Финансовый менеджмент как наука и область практических навыков состоит из нескольких разделов.

1. Анализ финансового состояния и принятие на этой основе управленческих решений. В рамках данного раздела сосредоточены вопросы по двум подразделам: оценка изменений финансового положения хозяйствующего субъекта для выявления неблагоприятных тенденций и принятия мер по их устранению; анализ финансовых коэффициентов, предполагающий расчет ряда финансовых показателей; сравнение их в динамике между собой, с общеотраслевыми нормативами либо с показателями аналогичного хозяйствующего субъекта (бенчмаркинг).

2. Управление краткосрочными финансовыми ресурсами. В рамках данного раздела рассматриваются вопросы управления денежным капиталом, рациональным его использованием (размещением), пополнением.

3. Управление вложением долгосрочных финансовых ресурсов. В этом направлении рассматриваются вопросы, посвященные разработке и оценке предлагаемых инвестиционных проектов с учетом изменения «стоимости денег» во времени, выбору способов финансирования этих проектов (реинвестирование прибыли, увеличение акционерного капитала или выпуск облигаций).

4. Анализ финансовых рисков. В рамках данного раздела рассматриваются вопросы сущности, оценки и управления финансовым риском.

Финансовый менеджмент на предприятии можно рассматривать как систему. Главной ее целью является обеспечение эффективного потока финансовых ресурсов между хозяйствующим субъектом и финансовым рынком, являющегося главным источником внешнего финансирования организации. Если рассматривать финансовый менеджмент как систему, то она состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы, или объекта управления, и управляющей подсистемы, или субъекта управления, финансовых менеджеров (финансовой дирекции). Их взаимодействие позволяет эффективно ставить и достигать долгосрочных и краткосрочных финансовых целей. Также в качестве элементов системы финансового менеджмента можно рассматривать: персонал финансовых и экономических служб, методическое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение, программно-техническое обеспечение, организационное обеспечение.