Вы здесь

Финансы предприятий. Шпаргалка. 10. Финансовая система транспортных предприятий (М. С. Клочкова, 2009)

10. Финансовая система транспортных предприятий

Специфика организации финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации производства и управления:

1) продукция транспорта не имеет вещественной формы: транспорт не производит новые вещи, а лишь перемещает продукцию, товары, созданные в других отраслях экономики;

2) транспорту не принадлежит предмет его труда – перевозимые грузы, он принадлежит отправителям и получателям грузов;

3) цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

4) в качестве единиц измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, пассажиро-километры, тонны грузооборота и количество пассажиров;

5) продукцию транспорта нельзя накопить, отложив в запас, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность на дорогах;

6) транспорт не создает и не добавляет ничего вещественного к перевозимому товару. Отсюда вытекает и особенность кругооборота средств труда – из формулы кругооборота капитала выпадает товар Т в виде вещи, т. к. на транспорте продается сам производственный процесс, т. е. перевозка;

7) в составе средств производства на транспорте нет сырья, стоимость которого весьма значительна на промышленных предприятиях;

8) транспорт характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств (т. е. наличием «сезонных пиков»).

Транспорт – составная часть всех стадий производства продукции предприятий других отраслей экономики. Это крупная многоотраслевая сфера, включающая все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, речного, морского, нефтепроводного, воздушного.

Особенности финансов транспорта.

1. Себестоимость. В себестоимости перевозок высокий удельный вес занимают заработная плата, а также затраты на топливо, электрическую энергию, амортизацию, ремонт, что обусловлено спецификой транспорта, где преобладающая часть основных фондов находится в движении. Снизить себестоимость перевозок можно в результате использования мощных и экономичных локомотивов, судов и автомашин, автоматизации и электрификации железных дорог, улучшения шоссейных дорог и условий судоходства, механизации погрузочно-разгрузочных работ, внедрения передовых методов организации перевозок и труда.

2. Прибыль. Выручка транспортных предприятий включает доходы, полученные от перевозочного процесса, выполнения погрузочно-разгрузочных операций, экспедирования, прочих работ и услуг. Основную часть доходов предприятия транспорта получают от перевозок грузов и пассажиров. Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа или договорных цен за перевозку. В основу транспортного тарифа положены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние перевозки. Распределение прибыли организаций транспорта осуществляется по тем же принципам, что и в промышленности. Платежи в бюджет по основной деятельности железных дорог определяются централизованно.

3. Нормативы собственных оборотных средств организаций транспорта определяются раздельно по двум группам активов. По группе нормируемых активов, непосредственно зависящих от роста производственных затрат (горючее, смазочные материалы), нормативы устанавливаются на 1 руб. затрат, исчисленных исходя из плановых изданий по производственной деятельности. По группе активов, запасы которых непосредственно не связаны с ростом производственной программы, нормативы базисного года увеличиваются в относительно меньших размерах, чем рост производственных затрат (без учета заработной платы и амортизационных отчислений).