Тема 2
Управление финансами организаций (предприятий)
Вопрос 1
Цели и задачи управления финансами
К настоящему времени в науке и практике сформировались современные школы об управлении финансами организаций, которые предлагают различные подходы к выбору целевых установок.
Рыночная школа (называемая также американской) базируется на распыленности капитала (владельцы собственного и заемного капитала представлены держателями акций и облигаций) и относительно слабом участии собственников в управлении и контроле над денежными потоками. В значительной степени их участие достигается реальной возможностью «голосовать руками и ногами». Однако при развитости финансового и фондового рынков и сильной правовой базе такого участия достаточно для обеспечения прозрачности финансовой информации и финансовых решений и выдвижения в качестве стратегической цели максимизациирыночной оценки капитала компании. При 100 %-ном собственном капитале эта цель формулируется как максимизация рыночной капитализации. При наличии заемного капитала и необходимости учета интересов кредиторов цель трансформируется в максимизацию всего капитала компании (как суммы рыночной оценки собственного и заемного капитала).
Именно эта цель получила наибольшее признание в теории финансового менеджмента и доказала свою жизнеспособность практическими успехами в развитии корпораций разных стран. Называть данную концепцию американской можно лишь весьма условно, так как для компаний Великобритании, Франции и других стран континентальной Европы все большее значение начинают приобретать вопросы выхода на фондовые рынки и максимизации рыночной оценки капитала.
Связанный (ориентированный на банки) подход работает в связанной финансовой системе, где имеется слабое дробление заемного капитала и существование прямых финансовых зависимостей между контрагентами (поставщиками, потребителями). При такой структуре собственности меняются акценты в принятии решений менеджерами, и максимизация капитала редко выступает в качестве приоритета деятельности даже в стратегических установках. На первое место выходят вопросы обеспечения требуемой доходности на вложенные средства, выход на мировые рынки и установление новых финансовых зависимостей. Японские компании и компании Азиатско-Тихоокеанского региона зачастую принимают проекты, от которых отказываются европейские компании, что связано с обоснованием более низкой стоимости капитала и получением более низких оценок риска. Целевые установки также часто приводят к отказу от классических рекомендаций по проектам, например когда принимаются проекты с нулевым или отрицательным значением чистого дисконтированного дохода ради завоевания места на рынке или создания производственных и финансовых цепочек.
В реальной жизни выбор целевых показателей зависит от многих факторов: организационная форма предприятия, этап жизненного цикла, общеэкономическая ситуация в стране и др. Цели развития фирмы должны быть четко обозначены, сформулированы, закреплены внутренними документами и доведены до сведения всего персонала предприятия. Цели управления финансами можно ранжировать следующим образом:
♦ избежание банкротства и крупных финансовых неудач (убытков);
♦ рост продаж и прибыли;
♦ лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т. е. прибыль на одну единицу капитала);
♦ максимизация цены компании.
Таким образом, конечной целью работы финансового менеджера является максимизация цены предприятия, которая зависит от следующих факторов:
♦ времени получения доходов;
♦ риска получения проектируемых доходов;
♦ использования заемного капитала;
♦ дивидендной политики;
♦ ситуации на финансовом рынке.
Тактическими задачами, решение которых должен обеспечивать финансовый менеджмент, в современных условиях являются:
♦ обеспечение сбалансированности и сроков поступления денежных средств;
♦ обеспечение необходимых объемов поступлений денежных средств;
♦ обеспечение рентабельности продаж (т. е. конкурентоспособности на оперативном уровне).
Первоочередной задачей оперативного управления финансами предприятия является обеспечение его ликвидности. Серьезным основанием для поддержания ликвидности служат последствия неплатежеспособности в виде объявления о банкротстве и прекращения существования предприятия. Для поддержания платежеспособности предприятия необходимо эффективное управление его денежными потоками.
Вопрос 2
Функции финансового менеджмента
Функции финансового менеджмента можно систематизировать следующим образом:
♦ Планирование (включает в себя стратегическое и текущее финансовое планирование). Составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий. Участие в определении ценовой политики и прогнозировании сбыта. Участие в определении условий договоров (контрактов). Оценка возможных изменений структуры в виде слияний или разделений.
♦ Обеспечение источниками финансирования (капиталом). Поиск внутренних и внешних источников кратко– и долгосрочного финансирования. Выбор наиболее оптимального их сочетания.
♦ Управление финансовыми ресурсами. Управление денежными средствами на счетах и в кассе, в расчетах. Управление портфелями ценных бумаг. Управление заемными средствами.
♦ Учет, контроль и анализ. Установление учетной политики. Обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности. Анализ и интерпретация результатов. Сопоставление отчетных данных с планами и стандартами. Внутренний аудит.
♦ Защита активов. Управление рисками. Выбор оптимального способа страхования различных видов рисков.
Конкретные формы и методы реализации этих функций определяются финансовой политикой предприятия, основными элементами которой могут быть:
♦ учетная политика;
♦ кредитная политика;
♦ политика управления денежными средствами;
♦ политика в отношении управления издержками;
♦ дивидендная политика.
Выбор варианта учетной политики предприятие должно осуществлять в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. В рамках кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами – величина собственных оборотных средств, потребность в заемных средствах, для этого используются коммерческие кредиты, краткосрочные кредиты банков.
В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучаются структура капитала и финансовая устойчивость. Политика управления денежными средствами – система планирования и контроля. Дивидендная политика должна уравновешивать защиту интересов собственников с интересами менеджеров и кредиторов.
Методической основой при разработке финансовой политики на конкретном предприятии может служить приказ Министерства экономики РФ № 118 от 1.10.1997 г. «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия».
Вопрос 3
Организация финансовой работы на предприятии
На первый план при формировании цивилизованного финансового менеджмента на предприятии выходит вопрос самой технологии постановки внутрифирменного управления. Эта большая и кропотливая работа, включающая следующие мероприятия:
1. Перестройка механизма управления всего предприятия с учетом требований финансовой прозрачности. Например, для крупных предприятий и холдингов наиболее эффективной системой является бюджетное управление.
2. Разработка соответствующей организационной структуры управления с разделением производства на бизнес-единицы.
3. Организация работы финансовой службы таким образом, чтобы была возможность получать информацию по всем направлениям работ:
♦ по объектам финансового управления;
♦ по управленческим процессам (планирование, анализ, прогноз);
♦ по финансовым потокам.
По мере необходимости надо провести методическое оснащение финансовой службы способами, методами, принципами современного финансового управления, т. е. фактически обучить персонал работе в новых условиях.
4. Разработка стандартов управленческого учета всего предприятия в целом и для каждого звена в отдельности: форм отчетности, сроков, системы информационных потоков, документооборота и т. д. Особенно важно достичь сопряжения управленческого финансового учета и бухгалтерского, поскольку основным источником фактической финансовой информации является бухгалтерия предприятия.
Цель этого этапа – обеспечить оперативное поступление и обобщение необходимой финансовой информации согласно требованиям, определенным в ходе работ по 3-му этапу.
Исходя из объема и сложности решаемых задач финансовая служба предприятия может быть представлена финансовым управлением на крупных предприятиях, финансовым отделом – средних предприятиях либо только финансовым директором или главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и вопросами финансовой стратегии, – на малых предприятиях.
На финансовую бухгалтерию возлагается обязанность вести бухгалтерский учет хозяйственных операций предприятия и формировать публичную финансовую отчетность в соответствии с установленными стандартами и требованиями.
Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансового состояния предприятия: выполнения плановых заданий по прибыли, объемам реализации, поддержанию ликвидности и рентабельности. В его задачу также входит прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-аналогов и предприятий-контрагентов. Специалистами данного отдела может осуществляться оценка предполагаемых инвестиционных проектов.
Отдел финансового планирования (как краткосрочного, так и долгосрочного) разрабатывает основные плановые документы: баланс доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, плановый баланс активов и пассивов. Информационной основой процесса планирования выступают данные аналитического и оперативного отделов, бухгалтерского учета, других экономических служб предприятия, а также нормативные и инструктивные материалы.